Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении консультации

Редакция БН
Письмо от 06.03.2012 г. № 3268/5/15-1416

КОМАНДИРОВОЧНЫЕ РАСХОДЫ:

ГНСУ «дала добро»
 на включение некоторых
 из них в состав расходов
 по налогу на прибыль

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 06.03.12 г. № 3268/5/15-1416

«О предоставлении консультации»

 

В комментируемом письме ГНСУ ответила на ряд вопросов, связанных с отражением в учете по налогу на прибыль некоторых «командировочных» расходов. В частности, у налоговиков спросили, не запрещено ли действующим законодательством относить в состав налоговых следующие расходы юридического лица:

— на оплату командированным работником услуг камеры хранения;

— на оплату командированным работником услуг пользования платным залом ожидания;

— на уплату комиссионных сборов, которые удерживаются перевозчиком при возврате проездного документа в случае принятия решения об отмене командировки;

— на оплату услуг сервисных центров по приобретению билетов для командировки.

ГНСУ разрешила включать в состав налоговых все перечисленные расходы (см. «Командировочные» расходы включаются в состав налоговых, если приказом руководителя предприятия в части них не установлены ограничения»).

 

«Командировочные» расходы включаются в состав налоговых, если приказом руководителя предприятия в части них не установлены ограничения

Извлечение из комментируемого письма

«<…> предприятие может относить в состав расходов расходы, понесенные командированным лицом: на оплату пользования услугами камеры хранения, услугами платного зала ожидания, на оплату услуг сервисных центров по приобретению билетов для командировки, расходы на уплату комиссионных сборов, удерживаемых перевозчиком при возврате проездного документа в случае решения об отмене командировки, если приказом (распоряжением) руководителя предприятия не предусмотрены ограничения по этих расходам».

 

Мы полностью согласны с изложенной позицией. Ведь хотя перечисленные расходы прямо не упомянуты в «командировочном» п.п. 140.1.7 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), все они, безусловно, связаны с командировками и запрета на их отнесение в состав налоговых расходов в НКУ нет. По нашему мнению, указанные расходы являются составной частью расходов на проезд, которые приведены в п.п. 140.1.7 НКУ.

Вместе с тем право на налоговые расходы по ним возникает только в случае документального подтверждения. В комментирумом письме применительно к подтверждающим документам говорится о расчетных документах, выдаваемых в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III и НКУ.

По нашему мнению, подтверждающими документами в рассмотренных случаях могут выступать, в частности, квитанции об оплате услуг камеры хранения, пользования платным залом ожидания, уплате сбора за возврат проездного документа. Поскольку услуги сервисного центра могут оплачиваться в наличном и безналичном порядке, необходимо потребовать также документ, подтверждающий факт получения соответствующих услуг.

В п. 12 разд. ІI, п. 11 разд. IIІ Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом МФУ от 13.03.98 г. № 59*, применительно к электронному авиабилету к документам, подтверждающим сумму сбора за возврат билета, отнесено письмо (акт, справка) о возврате авиабилета, составленное компанией-продавцом, в котором указываются фамилия и инициалы работника, сумма возвращенных средств, комиссионные и/или другие сборы, связанные с возвратом частично использованного билета.

* Напомним, что Инструкция № 59 обязательна к применению органами госвласти, предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств. Для остальных предприятий, по мнению налоговиков, она имеет справочный характер.

При этом в Инструкции № 59 акцентируется внимание на том, что расходы, понесенные в связи с возвратом работником билета на поезд, самолет или другое транспортное средство, могут быть возмещены с разрешения руководителя предприятия, лишь если на то были уважительные причины (решение об отмене командировки, отзыв из командировки и т. п.) при наличии документа, удостоверяющего стоимость этих расходов. Исходя из этого, в случае отмены командировки особое внимание следует уделить оформлению приказа (распоряжения) об отмене (переносе) командировки.

Заметим также, что с учетом изложенной позиции все перечисленные расходы не должны облагаться у командированного лица налогом на доходы физических лиц, поскольку такие траты связаны с выполнением работником трудовой функции (абз. «а» п.п. 164.2.17 НКУ).

Это разъяснение интересно еще и в связи с тем, что в свое время Минфин утверждал, что работодатель не должен компенсировать работнику расходы на оплату пользования услугами камеры хранения (письмо от 17.08.05 г. № 31-03173-07/8/17365) и платного зала ожидания (письмо от 21.09.05 г. № 31-03173-07-13/20079). А это сильно усложняло задачу доказать, что при возмещении таких расходов (если это было предусмотрено внутренними документами) у предприятия есть право на налоговые расходы и отсутствует необходимость удерживать с суммы возмещения налог на доходы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше