ФИНОТЧЕТНОСТЬ
ЕДИНОНАЛОЖНИКА
за I квартал 2012 года:
построчное заполнение
форм № 1-мс и № 2-мс
С 2012 года введена новая упрощенная система налогообложения. Единоналожники разделены на четыре группы. К 4 группе относятся плательщики единого налога — юридические лица, которые обязаны вести упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов. Именно о них и пойдет речь в сегодняшней статье, в которой мы расскажем о том, как заполнить необходимую финансовую отчетность за I квартал 2012 года.
Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», y.indyukhova@id.factor.ua
Чем регламентируются учет и составление финотчетности для единоналожника 4 группы
Согласно п.п. 296.1.3 НКУ плательщики единого налога 4 группы используют данные упрощенного бухгалтерского учета по доходам и расходам с учетом положений п. 44.2 НКУ.
В соответствии с п. 44.2 НКУ плательщики единого налога 4 группы ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения по методике, утвержденной Минфином. Пока что отдельная методика упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов не утверждена. Поэтому единоналожникам 4 группы в целях заполнения финотчетности приходится руководствоваться действующими актами законодательства.
Мы уже упоминали о необходимости предоставления предприятием, уплачивающим единый налог с 2012 года, финотчетности по иным формам, когда рассматривали особенности ее заполнения по итогам 2011 года (см. статью «Годовая финотчетность для «малышей»: особенности составления за 2011 год» // «БН», 2012, № 4, с. 16 и Шпаргалку бухгалтера «Финотчетность для «малышей» // «БН», 2012, № 4, с. 23). Сегодня речь пойдет о заполнении финотчетности исключительно для единоналожника 4 группы с 2012 года.
В первую очередь при составлении бухгалтерской отчетности нужно исходить из правил, установленных П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». Кроме того, нужно иметь в виду, что существует Упрощенный план счетов, а также Методрекомендации № 422 и Методрекомендации № 720. Как применять или же не применять эти законодательные акты единоналожнику в целях составления финансовой отчетности, мы опишем далее.
Особенности ведения учета у единоналожника
Момент отражения доходов и расходов. При составлении финотчетности единоналожнику 4 группы в первую очередь нужно будет ознакомиться с П(С)БУ 25, которое, помимо правил составления финотчетности, вносит еще и нюансы в ведение учета.
Не так давно приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1591 были внесены изменения в том числе и в П(С)БУ 25 (см. ком. «Внесены изменения в бухучетные нормативы, связанные с применением МСФО, и не только» // «БН», 2012, № 4, с. 5). В частности, одним из нововведений стало требование к единоналожникам 4 группы предоставлять Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (ф. № 1-мс
и ф. № 2-мс).
Учитывая, что согласно п. 44.2 НКУ плательщики единого налога 4 группы ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов, для них является актуальным п. 8 П(С)БУ 25. Согласно этому пункту субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов:
1) могут учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости, без учета обесценения и переоценки справедливой стоимости;
2) не создают обеспечения будущих расходов и платежей (на оплату следующих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признают соответствующие расходы в периоде их фактического осуществления;
3) признают расходы и доходы с учетом требований НКУ и относят суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения;
4) текущую дебиторскую задолженность включают в итог баланса по ее фактической сумме.
Формулировки п. 8 П(С)БУ 25 дают основание для вывода о том, что только первое исключение добровольное: единоналожник самостоятельно решает, учитывать необоротные активы по первоначальной стоимости или периодически пересматривать справедливую стоимость объекта. Остальные исключения должны применять в обязательном порядке. Однако их применение на практике вызывает ряд вопросов.
Сложно представить себе последствия выполнения требования признавать расходы и доходы в соответствии с НКУ и относить суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения. Это требование не ново для плательщиков налога на прибыль по ставке 0 % (оно было еще до внесения последних изменений в П(С)БУ 25
приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1591). Однако теперь единоналожники 4 группы стали субъектами малого предпринимательства, которые ведут упрощенный бухучет доходов и расходов, а значит, также должны выполнять это требование. Как применять это требование в отношении них?
Если единоналожник выполнит это требование, то возникнет поистине несуразная ситуация:
во-первых , ввиду того что единоналожник в налоговом учете расходы не отражает, получится бухгалтерские расходы нужно списать на финансовый результат после налогообложения (попадут в стр. 145 ф. № 2-мс);
во-вторых , признание доходов не в момент их начисления, а исключительно при поступлении денежных средств, как это предусмотрено для единоналожников ст. 292 НКУ, нарушает основной принцип бухгалтерского учета — принцип начисления. Согласно ст. 4 Закона о бухучете принцип начисления предполагает, что доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или уплаты денежных средств (ст. 4 Закона о бухучете).
Как видим, в отношении единоналожников эту норму применять абсурдно. Считаем, что единоналожники должны вести бухгалтерский учет по общим правилам. И на основании данных бухучета следует определять доход для начисления единого налога и заполнения Налоговой декларации плательщика единого налога — юридического лица (о порядке заполнения декларации мы напишем в ближайших номерах нашей газеты).
Что касается предприятий — «нулевщиков», то они должны (и им это удобно для заполнения финотчетности и налоговой отчетности) продолжать признавать расходы и доходы с учетом требований НКУ, руководствуясь п. 8 П(С)БУ 25. Как при этом сблизить бухгалтерский и налоговый учет, мы описали в статье «Годовая финотчетность для «малышей»: особенности составления за 2011 год» // «БН», 2012, № 4, с. 16.
Себестоимость. Остановимся немного на определении себестоимости произведенной и реализованной продукции. Согласно п.п. 2.5 разд. III П(С)БУ 25 себестоимость изготовленной и реализованной продукции (работ, услуг) состоит из прямых расходов, непосредственно связанных с производством (затраты на материалы, оплату труда, амортизацию основных средств и др.), и общепроизводственных расходов, уменьшенных на сумму уменьшения остатка на конец периода (по сравнению с остатком на начало периода) незавершенного производства и готовой продукции.
Обратите внимание на допущенную авторами стандарта неточность: определяя себестоимость реализованной продукции, расходы отчетного периода необходимо уменьшать на сумму прироста (а не убыли!) остатков незавершенного производства и готовой продукции. На эту ошибку при составлении ф. № 2-мс «нулевщиками» мы указывали в статье «Годовая финотчетность для «малышей»: особенности составления за 2011 год» // «БН», 2012, № 4, с. 16.
Величину остатков незавершенного производства и готовой продукции можно определить одним из двух способов:
1) рассчитать на основании первичных документов, которыми оформляли движение запасов (поступление и выбытие);
2) по данным инвентаризации на конец отчетного периода. В таком случае остаток незавершенного производства (сальдо Дт 23) определяется по материальным расходам и расходам на оплату труда, а остаток готовой продукции (сальдо Дт 26) — по цене реализации, уменьшенной на сумму непрямых налогов, расходов на сбыт и сумму ожидаемой прибыли. О сложностях в применении этого способа для «нулевщиков» мы писали в статье «Годовая финотчетность для «малышей»: особенности составления за 2011 год» // «БН», 2012, № 4, с. 16.
Кроме П(С)БУ 25, есть еще Упрощенный план счетов, Методрекомендации № 422 и Методрекомендации № 720. Но эти нормативно-правовые акты, в отличие от П(С)БУ 25, единоналожнику можно применять по желанию. В таблице 1 на с. 19 приведем особенности применения этих документов.
Таблица 1. Нюансы применения единоналожником Упрощенного плана счетов,
Методрекомендаций № 422 и Методрекомендаций № 720
Нормативно-правовой документ | Особенности применения единоналожником |
1 | 2 |
Упрощенный план счетов | Для чего создан? Применяют в целях составления финотчетности согласно П(С)БУ 25 |
Кто может применять Упрощенный план счетов? По желанию такие субъекты хозяйствования: | |
Возможные сложности при его применении. | |
Последние изменения. Напомним, что Минфин приказами от 31.05.11 г. № 664 («БН», 2011, № 28, с. 3) и от 26.09.11 г. № 1204 («БН», 2011, № 44, с. 4) внес изменения в некоторые нормативно-правовые акты по бухучету, кое-какие из них коснулись и Упрощенного плана счетов. В частности, все доходы и расходы были разделены на две группы: те, которые относятся к реализации продукции товаров (работ, услуг), и прочие. | |
Методрекомендации № 422 | Для чего созданы? В п. 1 Методрекомендаций № 422 указано, что они были предназначены для ведения регистров бухгалтерского учета юрлицами — субъектами предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности (кроме банков) с признаками малых предприятий, а также юрлицами (кроме бюджетных учреждений), которые не занимаются предпринимательской (коммерческой) деятельностью. Но с течением времени Методрекомендации № 422 несколько утратили свою актуальность, хоть и не были отменены |
Кто может применять Методрекомендации № 422? Субъекты хозяйствования, указанные в п. 1 Методрекомендаций № 422 (см. строку выше). Обратим внимание, что этот документ имеет рекомендательный характер и субъекты хозяйствования не обязаны использовать их в хозяйственной деятельности вопреки своему желанию | |
Методрекомендации № 720 | Для чего созданы? Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о бухучете предприятия, имеющие право на ведение упрощенного учета доходов и расходов и не зарегистрированные плательщиками НДС, могут обобщать информацию в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи. Аналогичная норма содержится в п. 9 разд. I П(С)БУ 25. В связи с чем и были изданы Методрекомендации № 720 |
Кто может применять Методрекомендации № 720? В п. 1 Методрекомендаций № 720 сказано, что они предназначены для ведения регистров бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства — юрлицами, имеющими право ведения упрощенного учета доходов и расходов, в частности соответствуют критериям, определенным п. 154.6 НКУ, и не зарегистрированых плательщиками НДС. И хотя единоналожники 4 группы, не уплачивающие НДС, здесь прямо не названы, у них есть возможность вести бухучет без использования двойной записи, так они имеют право вести упрощенный бухучет. Возможные сложности при его применении. На наш взгляд, единоналожнику 4 группы — неплательщику НДС правом ведения бухучета без двойной записи лучше не пользоваться, а вести бухучет традиционно с двойной записью. Есть как минимум два аргумента в пользу этого, которые основываются на том, что право ведения бухучета без двойной записи не освобождает от: |
Заполнение единоналожником форм № 1-мс и № 2-мс
Финотчетность единоналожника, которую необходимо подавать с 2012 года, состоит из форм № 1-мс и № 2-мс, которые вместе образуют Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства. Этот отчет единоналожники обязаны предоставлять ежеквартально , а не раз в год, как это установлено ч. 7 ст. 11 Закона о бухучете для плательщиков налога на прибыль по ставке 0 %.
Согласно п. 5 Порядка № 419 квартальная финансовая отчетность (кроме сводной и консолидированной) подается предприятиями не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовая — не позднее 9 февраля следующего года. Значит, первый раз предоставить формы № 1-мс и № 2-мс нужно за I квартал 2012 года не позднее 25 апреля 2012 года. Если последний день подачи приходится на нерабочий день, то срок подачи переносится на первый после выходного рабочий день (п. 10 Порядка № 419).
Обратите внимание: единоналожники финотчетность в органы ГНС не предоставляют. Эта обязанность вменена плательщикам налога на прибыль, в том числе «нулевщикам» (п. 46.2 НКУ). Что касается единоналожников, то для них ни в п. 46.2 НКУ, ни в профильной главе 1 раздела XIV НКУ такого требования нет. Поэтому вместе с Налоговой декларацией плательщика единого налога — юридического лица формы № 1-мс и № 2-мс в ГНС подавать не надо.
В бухучете начисление единого налога отражаем такой бухгалтерской записью:
— при применении Общего плана счетов: Дт 92 (84) — Кт 641;
— при применении Упрощенного плана счетов: Дт 96 — Кт 641.
В ф. № 2-мс сумму начисленного единого налога за отчетный период отражаем во вписываемой строке 101.
Показатели в формах № 1-мс и № 2-мс приводятся в тысячах гривень с одним десятичным знаком. Какие данные заносить в ту или иную строку отчетности и откуда брать информацию, мы опишем в табл. 3 и 4 ниже. А в табл. 2 мы приведем состав финотчетности, сроки ее подачи и форму ведения бухучета, которые используют предприятия-единоналожники. Исходим из того, что применяется обычный порядок ведения счетов согласно Инструкции № 291 (ввиду некоторых сложностей при применении Упрощенного плана счетов, его зачастую не применяют, см. табл. 1 на с. 19).
На этом будем заканчивать и надеемся, что у вас не возникнет трудностей с заполнением финотчетности.
Таблица 2. Краткая информация о финотчетности единоналожников 4 группы
Единоналожник | Какую финотчетность подают и в какие сроки | Чем предусмотрено | Как можно вести бухучет |
— плательщик НДС (ставка 3 %) | Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе форм № 1-мс и № 2-мс подается: | — п. 44.2 НКУ | С применением Упрощенного плана счетов. |
— неплательщик НДС (ставка 5 %) | — п. 44.2 НКУ | Без применения двойной записи. |
Таблица 3. Заполнение Баланса (ф. № 1-мс) единоналожниками
Строка Баланса | Код строки | Данные бухгалтерского учета для заполнения |
1 | 2 | 3 |
АКТИВ БАЛАНСА | ||
I. Необоротные активы | ||
Основные средства: | ||
остаточная стоимость | 030 | Стр. 031 - стр. 032. Включается в итог Баланса.
|
первоначальная стоимость | 031 | Сальдо по Дт сч. 10, 11, 12, 15, 16. Не включается в итог Баланса |
износ | 032 | Сальдо по Кт сч. 13 (приводится в скобках; не включается в итог Баланса) |
Прочие необоротные активы | 070 | Сальдо по Дт сч. 14, 18, 19 |
Всего по разделу I | 080 | Сумма значений строк: стр. 030 + стр. 070 |
II. Оборотные активы | ||
Запасы | 100 | Сальдо по Дт сч. 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 |
Примечание. На наш взгляд, в эту строку также нужно включать стоимость товаров, приобретенных предприятием для продажи (несмотря на то что в п. 1.4 разд. III П(С)БУ 25, описывающего состав этой статьи, товары прямо не названы). | ||
Текущая дебиторская задолженность | 210 | Сальдо по Дт сч. 34, 36, 37 (в разрезе субсчетов), 45, 46, 63, 65 |
Примечание. | ||
Денежные средства и их эквиваленты: | ||
в национальной валюте | 230 | Сальдо по Дт субсч. 301, 311, 313, 333, 351 |
в том числе в кассе | 231 | Сальдо по Дт субсч. 301. Не включается в итог баланса |
в иностранной валюте | 240 | Сальдо по Дт субсч. 302, 312, 314, 334, 351 |
Прочие оборотные активы | 250 | Сальдо по Дт субсч. 331, 332, 352, 39, 643, 644 |
Всего по разделу II | 260 | Сумма значений строк: стр. 100 + стр. 210 + стр. 230 + стр. 240 + стр. 250 |
Баланс | 280 | Сумма значений строк: стр. 080 + стр. 260 |
Проверка. Показатели гр. 3 и 4 стр. 280 ф. № 1-мс должны соответствовать показателям гр. 3 и 4 стр. 640 ф. № 1-мс. | ||
ПАССИВ БАЛАНСА | ||
I. Собственный капитал | ||
Капитал | 300 | Сальдо по Кт сч. 40, 41, 42, 43 за минусом сальдо по Дт сч. 45, 46 |
Примечание. См. примечание 2 к стр. 210. | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 350 | Сальдо по Кт субсч. 441 или сальдо по Дт субсч. 442. Сумма непокрытого убытка (Дт 442) приводится в скобках и вычитается при определении итога собственного капитала (стр. 380). В первом месяце перехода на применение П(С)БУ 25 сальдо счетов 17 и 54 сворачивается обратной корреспонденцией этих счетов и отражается на субсчете 441 или 442. |
Всего по разделу I | 380 | Сумма значений строк: стр. 300 + (-) стр. 350 |
II. Целевое финансирование | 430 | Сальдо по Кт сч. 47, 48 |
III. Долгосрочные обязательства | 480 | Сальдо по Кт сч. 50, 51, 52, 53, 55 |
IV. Текущие обязательства | ||
Краткосрочные кредиты банков | 500 | Сальдо по Кт сч. 31 (овердрафт), 60, 61, 684 (в части процентов по кредитам банков) |
Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги | 530 | Сальдо по Кт сч. 62, 63 |
Текущие обязательства по расчетам: | ||
с бюджетом | 550 | Сальдо по Кт субсч. 641, 642 |
по страхованию | 570 | Сальдо по Кт сч. 65 (в разрезе субсчетов) |
Примечание. В данной строке отражается сумма задолженности по отчислениям единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страхования имущества предприятия и индивидуального страхования работников. В то же время в ситуации, когда у предприятия осталось сальдо по расчетам с Пенсионным фондом и другими фондами общегосударственного соцстрахования (Кт субсч. 651, 652, 653, 656), оно также должно показываться по этой статье. Подробнее об этом см. ком. «Внесены изменения в План счетов и в некоторые П(С)БУ» // «БН», 2011, № 28, с. 3. | ||
по оплате труда* | 580 | Сальдо по Кт сч. 66 |
Прочие текущие обязательства | 610 | Сальдо по Кт счетов сч. 37 (в разрезе субсчетов), сч. 61 (кроме долгосрочной задолженности по банковским кредитам, переведенной в текущую), 643, 644, 67, 68 (в разрезе субсчетов, кроме субсч. 684 в части процентов по банковским кредитам), 69 |
Всего по разделу IV | 620 | Сумма значений строк: стр. 500 + стр. 530 + стр. 550 + стр. 570 + стр. 580 + стр. 610 |
Баланс | 640 | Сумма значений строк: стр. 380 + стр. 430 + стр. 480 + стр. 620 |
Проверка. Показатели гр. 3 и 4 стр. 640 формы № 1-мс должны соответствовать показателям гр. 3 и 4 стр. 280 формы № 1-мс. | ||
*Из строки 580 графы 4 «Просроченные обязательства по оплате труда». | 665 | Сальдо по Кт субсч. 661, 662 в части просроченной задолженности (срок выплаты зарплаты по которой уже прошел) |
Примечание. |
Таблица 4. Заполнение Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс) единоналожниками
Строка Отчета о финансовых результатах | Код строки | Данные бухгалтерского учета для заполнения |
1 | 2 | 3 |
Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | 010 | Обороты по Кт субсч. 701, 702, 703 |
Непрямые налоги и другие вычеты из дохода | 020 | Обороты по Дт 70 — Кт 641, 642, 643, 651 Обороты по Дт 791 — Кт 704 |
Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | 030 | Стр. 010 - стр. 020 |
Прочие доходы | 040 | Обороты по Дт 71 — Кт 791 |
В эту строку попадут все иные, нежели выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг), доходы единоналожника. Если аренда — это основной вид деятельности предприятия, то доход от операционной аренды включается в состав стр. 010 формы № 2-мс | ||
Итого чистые доходы | 070 | Стр. 030 + стр. 040 |
Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) | 080 | Обороты по Дт 791 — Кт 90 (приводится в скобках) |
Прочие расходы | 100 | При ведении 9 класса счетов: |
В эту строку попадут все иные, нежели себестоимость продукции (товаров, работ, услуг), расходы единоналожника. В этой статье также отражается подлежащая уплате за отчетный период в соответствии с законодательством сумма налогов и сборов (в том числе и начисленный за отчетный период единый налог). Конкретное название налога или сбора и соответствующая сумма приводятся в строке 101 | ||
в том числе: | 101 | Оборот по Дт сч. 92 (84) — Кт субсч. 641/«Единый налог» |
Вписываемая строка. Указывается конкретное название («единый налог по ставке… %») и соответствующая сумма налога, подлежащая уплате за отчетный период. Эта сумма приводится в скобках и не участвует в расчете финансового результата | ||
102 | В П(С)БУ 25 не указано, какие именно расходы нужно отражать в этой строке. Не исключено, что в этих вписываемых строках помимо единого налога отдельно выделяются включенные в строку 100 налоги, подлежащие включению в состав расходов (например, экологический налог, плата за землю и пр.) | |
Итого расходы | 120 | Стр. 080 + стр. 100 |
Значение приводится в скобках | ||
Финансовый результат | 130 | Стр. 070 - стр. 120 |
Финансовый результат до налогообложения — это разница между чистыми доходами и всеми расходами предприятия (п. 2.7 разд. III П(С)БУ 25). Если имеет место отрицательное значение (убыток), то сумма убытка приводится в скобках | ||
Налог на прибыль | 140 | Мы считаем, что плательщики единого налога эти строки заполнять не должны |
Расходы (доходы), которые уменьшают (увеличивают) финансовый результат после налогообложения | 145 | |
Чистая прибыль (убыток) | 150 | Стр. 130 - стр. 140 - (+) стр. 145 |
Ввиду того что стр. 140 и стр. 145 ф. № 2-мс единоналожники не заполняют, показатели стр. 150 и стр. 130 ф. № 2-мс у них будут равны |
Документы и сокращения статьи
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.
Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
Упрощенный план счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом МФУ от 19.04.01 г. № 186.
Общий план счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденный МФУ от 30.11.99 г. № 291.
Методрекомендации № 422 — Методические рекомендаций по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 25.06.03 г. № 422.
Методрекомендации № 720 — Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 15.06.11 г. № 720.
Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88.
Инструкция № 291 — Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.
Порядок № 419 — Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.
Приказ № 186 — приказ МФУ «Об утверждении упрощенного Плана счетов бухгалтерского учета» от 19.04.01 г. № 186.