Темы статей
Выбрать темы

Сбор за спецводопользование: как отчитаться за I квартал 2012 года

Редакция БН
Статья

СБОР ЗА СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ:

как отчитаться за I квартал 2012 года

 

С начала 2012 года произошло несколько примечательных событий, повлиявших на правила взимания сбора за специальное использование воды.

Во-первых — увеличение с 13.01.12 г. ставок этого сбора, в связи с чем у плательщиков этого сбора возникли некоторые трудности по заполнению отчетности за I квартал 2012 года.

Во-вторых — расширение круга его плательщиков. Так, после введения с 01.01.12 г. новой упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности единоналожники стали плательщиками этого сбора.

Поэтому в предлагаемой статье расскажем новым и напомним бывалым плательщикам этого сбора основные правила его взимания, а также обратим внимание на особенности, которые следует учитывать при составлении отчетности за I квартал 2012 года.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Плательщики сбора

Напомним, что сбор за специальное использование воды (далее — сбор за спецводопользование) относится к общегосударственным налогам и сборам, порядок взимания которых регулируется разд. XVI НКУ.

Плательщиками сбора за спецводопользование в соответствии с п. 323.1 НКУ считаются водопользователи, т. е. субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без образования юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые:

используют воду, полученную путем забора из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных либо других водопользователей (вторичные водопользователи);

используют воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

Для некоторых субъектов хозяйствования предусмотрены определенные особенности по уплате этого сбора, а именно:

1) бюджетные учреждения вообще не являются плательщиками сбора за спецводопользование, если не используют воду для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах (пп. 323.1, 326.13 НКУ).

Если бюджетное учреждение использует воду в коммерческих целях (с получением компенсации), то оно становится плательщиком сбора за спецводопользование. При этом исчислять размер сбора оно будет на общих основаниях со всего объема использованной воды;

2) за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, в соответствии с п.п. 324.4.1 НКУ (в котором приведен перечень случаев освобождения от уплаты этого сбора) сбор не уплачивается только населением.

Использование воды на эти цели юридическими лицами и физическими лицами — предпринимателями не указано в таком перечне. В связи с этим юридические лица и физические лица — предприниматели должны уплачивать сбор за воду, используемую для питьевых и санитарно-гигиенических нужд, на общих основаниях . На это указывают и налоговики в письме от 04.01.11 г. № 12/7/15-0817. Таким образом, можно констатировать, что уплачивать этот сбор должны практически все субъекты хозяйствования, потому что в основном все они используют воду для удовлетворения таких потребностей;

3) с 2012 года плательщиками сбора за спецводопользование являются также субъекты хозяйствования — как юридические, так и физические лица, избравшие упрощенную систему налогообложения. Связано это с тем, что в перечне налогов и сборов, от уплаты которых освобождены единоналожники, приведенном в п. 297.1 НКУ, сбор за спецводопользование не указан. Поэтому с 01.01.12 г. единоналожники обязаны уплачивать такой сбор на общих основаниях;

4) в абз. 2 п. 326.2 НКУ предусмотрено, что за объемы воды, переданной водопользователем-поставщиком другим водопользователям без заключения с последними договора на поставку воды, сбор исчисляется и уплачивается таким водопользователем-поставщиком.

Таким образом, субъекты хозяйствования, получающие воду от других водопользователей, будут плательщиками сбора за спецводопользование только в том случае, если получают такую воду по договору*. Если же воду они получают без заключения такого договора, то плательщиком сбора за спецводопользование выступает не непосредственный потребитель воды, а ее поставщик.

* Информация о таких водопользователях-абонентах предоставляется поставщиком воды ежегодно до 20 января, а по вновь заключенным договорам — в течение 10 дней после их заключения (п. 326.12 НКУ).

Это же касается и случаев уплаты сбора за спецводопользование при аренде помещений (см. консультацию, приведенную в разд. 270.01 ЕБНЗ). Так, если юридическое лицо, арендующее помещение, не заключило договор на поставку воды (абонентом водопоставщика является арендодатель), то за воду, которую использует арендатор в своей деятельности, сбор за спецводопользование уплачивается арендодателем. Таким образом, главным фактором, определяющим, кто является плательщиком сбора за спецводопользование при сдаче в аренду помещения, является наличие у арендатора заключенного договора на поставку воды с водопоставщиком.

При этом налоговики обращают внимание, что для уплаты сбора за спецводопользование арендатор должен заключить с арендодателем именно договор на поставку воды, а не договор аренды, в котором содержится только упоминание о компенсации стоимости коммунальных услуг, в частности платы за пользование водой, входящей в арендную плату. Объясняется это тем, что договор аренды нельзя считать договором на поставку воды, поскольку в соответствии с этим договором предоставляются услуги по аренде имущества, а не по поставке воды.

 

Объект налогообложения

Согласно п. 324.1 НКУ объектом налогообложения является фактический объем воды, используемый водопользователями, с учетом объема потерь воды в их системах водоснабжения.

Объем фактически использованной воды исчисляется всеми водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показаниям измерительных приборов.

При отсутствии измерительных приборов объем фактически использованной воды определяется водопользователем по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.).

При отсутствии измерительных приборов, если возможность их установки существует, сбор уплачивается в двукратном размере. Заметим, что в НКУ четко не определено, что такое возможность установки измерительных приборов. В ЕБНЗ (разд. 270.07) налоговики тоже не смогли дать ответ на вопрос о том, какой орган имеет право предоставлять заключение о возможности установки измерительных приборов с целью исчисления сбора в двукратном размере.

 

Ставки сбора

Ставки сбора за спецводопользование установлены в ст. 325 НКУ (см. табл. 2 на с. 37).

При этом следует помнить, что в начале этого года Законом № 4235** в НКУ были внесены изменения, согласно которым увеличены (проиндексированы) ставки некоторых налогов, которые определены в абсолютных значениях, в частности, и ставки сбора за спецводопользование. Обращаем внимание, что новые ставки следует применять с даты опубликования Закона № 4235 — с 13.01.12 г. Поэтому рассчитывать сбор за спецводопользование нужно:

— с 01.01.12 г. по 12.01.12 г. — по старым ставкам (действовавшим в 2011 году);

— с 13.01.12 г. и в дальнейшем — по новым ставкам .

** См. ком. «Увеличение ставок налогов: ВРУ внесла очередные изменения в Налоговый кодекс» // «БН», 2012, № 4, с. 4 и Приложение «Документы» // «БН», 2012, № 8, с. 17.

В связи с такими изменениями возникает вопрос: как определить объем воды, использованный отдельно за каждый из таких периодов?

Безусловно, если предприятие ведет ежедневный учет использования воды, то можно воспользоваться данными такого учета. Если же такого учета нет, то, на наш взгляд, можно разбить объем воды, использованной в январе, пропорционально количеству календарных дней в каждом из периодов (12 и 19). Для этого месячный объем использованной воды в первом случае следует умножить на коэффициент 12 : 31, а во втором — на коэффициент 19 : 31.

Об особенностях заполнения отчетности за I квартал 2012 года в связи с такими изменениями ставок см. в разделе «Порядок составления декларации» на с. 34.

Отдельным категориям водопользователей при расчете суммы сбора разрешено применять дополнительные понижающие коэффициенты:

1) в размере 0,005 — теплоэлектростанциям с прямоточной системой водоснабжения, если они используют воду, пропускаемую через конденсаторы турбин для охлаждения конденсата (п. 325.8 НКУ);

2) в размере 0,3 — жилищно-коммунальным предприятиям (п. 325.9 НКУ).

Следует также помнить, что размеры ставок сбора зависят от источника водоснабжения. Так, если вода используется:

1) из лиманов, то применяется ставка сбора, установленная за специальное использование поверхностных вод в соответствии с показателем «Прочие водные объекты»;

2) из каналов — ставка сбора, установленная за специальное использование воды водного объекта, из которого забирается вода в канал;

3) из смешанных источников водоснабжения — используется ставка сбора, установленная для источников, из которых формируются (наполняются) смешанные источники.

Используя воду из смешанного источника, следует учитывать, что вода, поступающая водопользователю для использования, сформирована из водных потоков разных источников. Поэтому, чтобы рассчитать сбор, субъекту хозяйствования прежде всего нужно распределить объем использованной воды из такого источника на воду из источников, сформировавших (наполнивших) такой смешанный источник.

Порядок такого распределения установлен в п. 326.3 НКУ, где идет речь о том, что водопользователи, использующие воду из смешанного источника, должны осуществлять такое распределение, опираясь на соотношение, в котором формируется смешанный источник. Найти такое соотношение водопользователи могут в разрешениях на специальное использование воды и/или в договорах на поставку воды.

Если такое соотношение не указано ни в договоре на поставку воды, ни в разрешении на спецводопользование, то для распределения воды, полученной из смешанного источника, субъекту хозяйствования придется ориентироваться на усредненное соотношение, в котором формируется смешанный источник. Это усредненное соотношение плательщик сбора может узнать в органах ГНС, получающих от водопоставщиков такую информацию для использования в своей работе.

Заметим, что в случае если информация о соотношении, в котором формируется такой смешанный источник, в договоре и/или разрешении присутствует, но не совпадает с данными ГНС, субъект хозяйствования для расчетов должен ориентироваться на соотношение, содержащееся в договоре на поставку воды и/или разрешении на специальное использование воды, поскольку в соответствии с пп. 326.3 НКУ само соотношение, указанное в разрешении и/или договоре, должно использоваться для расчета сбора за спецводопользование.

На наш взгляд, рассчитывать размер сбора нужно отдельно для каждого источника, входящего в смешанный источник, применив соответствующие ставки сбора. Следовательно, и в декларации плательщик должен отразить отдельно такие источники так, как будто он получал воду не из одного смешанного источника, а из каждого источника отдельно (п. 325.12 НКУ).

Заметим, что на местах налоговики несколько по-другому понимают порядок расчета сбора за спецводопользование в этом случае. Так, они настаивают на том, что соотношение, в котором формируется смешанный источник, следует применять не к объемам полученной воды из смешанного источника, а к определению ставки сбора. Поэтому в декларации плательщик сбора, на их взгляд, должен отразить получение воды из смешанного источника как из отдельного водного объекта, а ставку сбора должен определить самостоятельно как средневзвешенную ставку сбора по смешанному источнику в том соотношении, в котором сформирован такой смешанный источник.

 

Лимиты использования воды

Что касается лимитов, то здесь следует помнить, что за воду, потребленную в пределах лимита, сбор уплачивается в обычном порядке, а сумма сбора относится в состав расходов согласно разд. III НКУ. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор исчисляется в пятикратном размере исходя из фактических объемов использованной воды сверх установленного лимита использования воды по каждому источнику водоснабжения отдельно согласно установленным ставкам сбора и коэффициентам (ст. 327 НКУ). Причем такие сверхлимитные суммы сбора должны уплачиваться за счет прибыли, остающейся у водопользователя после налогообложения (п. 328.8 НКУ), т. е. в состав налоговых расходов такие суммы не попадут.

Сбор за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики и водного транспорта полностью включается в состав налоговых расходов согласно разд. III НКУ (п. 328.8 НКУ), поскольку для этого вида сбора лимиты не устанавливаются.

Если же разрешение на спецводопользование с установленными в нем лимитами использования воды у водопользователя вообще отсутствует, то сбор взимается за весь объем использованной воды, подлежащий оплате как за сверхлимитное использование, т. е. в пятикратном размере.

На 2012 год (как и в прошлых годах) не предусмотрено установление отдельных лимитов для специального использования воды для производства напитков. Поэтому производители напитков в 2012 году, как это было ранее, могут определить такие лимиты самостоятельно (по своему усмотрению) в пределах общего лимита, предусмотренного для конкретного источника.

Рассчитывать такие лимиты, по мнению ГНАУ, которое она выразила в письме от 29.05.08 г. № 10916/7/15-0817, нужно исходя из удельного веса объемов воды, использованной на производство напитков, в общем объеме всей использованной воды. Так, если за отчетный период (I квартал) при общем потреблении воды 200 куб. м на производство напитков использовано 75 куб. м, а общий годовой лимит установлен в размере 800 куб. м, то по рекомендациям ГНАУ годовой лимит использования воды на производство напитков следует установить в размере 300 куб. м
((75 : 200 х 800).

Обращаем внимание, что упомянутое выше /font> письмо ГНАУ было издано до принятия НКУ, но поскольку другой способ определения лимита для таких водопользователей не предусмотрен, то применение рекомендаций письма, на наш взгляд, является полностью приемлемым.

 

Распределение сбора между бюджетами

Напомним, что в соответствии с БКУ ссумма сбора за спецводопользование поступает в общий фонд госбюджета и местные бюджеты. Распределение суммы сбора между госбюджетом и местными бюджетами производится водопользователями самостоятельно и зависит от статуса источника, из которого потребляется вода, т. е. от того, потребляется вода из источников общегосударственного или местного значения. На необходимость такого распределения указывают и налоговики в письме от 24.01.11 г. № 1418/7/15-0817 и от 09.06.11 г. № 16087/7/15-0817 (далее — письмо № 16087)*.

*См. ком. «Лесной и водный сборы: ГНАУ определилась с порядком заполнения отчетности» // «БН», 2011, № 26, с. 4.

Так, сбор за специальное использование водных ресурсов общегосударственного значения (в том числе и за сверхлимитное потребление) распределяется между государственным и местным бюджетами поровну — по 50 % (п. 3 ч. 2 ст. 29, п. 3 ч. 1 ст. 64 и п. 3 ч. 1 ст. 66 БКУ).

Сбор за специальное использование водных ресурсов местного значения (в том числе и за сверхлимитное потребление) полностью (100 %) уплачивается плательщиками сбора в местные бюджеты по месту налоговой регистрации таких плательщиков (п. 3 ч. 1 ст. 69 БКУ).

При этом следует помнить: налоговики в письме № 16087 уутверждают, что распределять начисленный размер сбора водопользователям в отчетности по сбору за спецводопользование следует по нормам БКУ. То есть при использовании водных объектов общегосударственного значения сбор нужно распределять между графами, где указываются данные о сумме начисленного сбора, подлежащего уплате в государственный и местный бюджеты, поровну (50 % на 50 %), а при использовании водных объектов местного значения — весь сбор (100 %) следует указывать в графах, в которых отражается сумма сбора, подлежащая уплате в местный бюджет.

Что касается уплаты сбора за спецводопользование в бюджеты, то его придется уплачивать не по той методике, по которой происходило распределение сбора в отчетности.

Как следует из кодов бюджетной классификации, приведенной в указанном выше письме,, уплачивать сбор за спецводопользование нужно за специальное использование воды:

— водных объектов общегосударственного значения — на счет, открытый с кодом бюджетной классификации 13020100 (распределять такие суммы между бюджетами будут органы госказначейства);

— водных объектов местного значения — на счет, открытый с кодом бюджетной классификации 13020200;

— для гидроэнергетики — на счет, открытый с кодом бюджетной классификации 13020300 (распределение осуществит госказначейство);

— жилищно-коммунальными хозяйствами — на счет, открытый с кодом бюджетной классификации 13020400 (распределение осуществит госказначейство);

— для нужд водного транспорта — на счет, открытый с кодом бюджетной классификации 13020600 (распределение осуществит госказначейство).

 

Порядок составления декларации

Базовый налоговый (отчетный) период для сбора за спецводопользование в соответствии с п. 328.1 НКУ равен календарному кварталу. Исчисляется этот сбор плательщиками нарастающим итогом с начала года (за I квартал, полугодие, 3 квартала, год). Для декларирования начисленных сумм сбора за спецводопользование приказом № 1009 утверждены следующие формы отчетности:

1) Налоговая декларация сбора: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды Декларация по водосбору;

2) Налоговая декларация сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики;

3) Налоговая декларация сбора за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта (кроме стояночных и служебно-вспомогательных судов) Декларация для водного транспорта.

Кроме этих форм налоговых деклараций , указанным выше приказом ГНАУ утвержден также и соответствующий Перерасчет налоговых обязательств, который субъекты хозяйствования будут подавать в случае уточнения налоговых обязательств.

Подаются декларации по сбору за спецводопользование ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в орган ГНС по месту налоговой регистрации плательщика сбора. Это не касается только Декларации для водного транспорта: она за I квартал не подается и сбор за спецводопользование для потребностей водного транспорта не уплачивается (пп. 328.3 и 328.4 НКУ). Такую Декларацию впервые в календарном году подают за полугодие.

Согласно п. 328.7 НКУ одновременно с подачей Декларации по водосбору в налоговый орган подаются также и копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды (ф. № 2-ТП (водгосп)*

.

** Отчет по ф. № 2-ТП (водгосп) подается в органы статистики не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Подают этот отчет все водопользователи, включенные в перечень отчитывающихся предприятий в соответствии с п.п. 1 Инструкции по заполнению формы № 2-ТП (водгосп), утвержденной приказом Госкомстата от 30.09.97 г. № 230, кроме водопользователей, у которых объем использованной воды не превышает 50 куб. м в сутки.

Для составления Декларации по водосбору водопользователю нужно знать следующую информацию:

— установленные лимиты водопользования;

— из какого источника получается вода (надземного или подземного), а также наименование надземного источника либо область (район) расположения подземного источника;

— ставки сбора;

— какое значение имеет источник воды: общегосударственное или местное;

— фактические объемы использования воды.

Информацию по всем перечисленным выше пунктам, кроме последнего, можно найти в разрешении на специальное водопользование или в договоре на поставку воды. Указанную информацию имеют в своем распоряжении и налоговые органы.

Сбор уплачивается в течение 10 календарных дней , следующих за последним днем предельного срока подачи декларации, по месту налоговой регистрации плательщика сбора (п. 328.4 НКУ).

Для плательщиков, имеющих в своем составе филиалы, отчетность по водосбору имеет определенные особенности.

Так, если воду используют филиал, отделение, другое обособленное подразделение водопользователя, которые имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют отдельный баланс,, то подавать декларации и уплачивать сбор за спецводопользование должны такие подразделения по месту своей налоговой регистрации (п. 328.5 НКУ).

Если воду используют структурные подразделения, которые не имеют банковских счетов, не ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, не составляют отдельный баланс, то подавать декларации и уплачивать сбор должен водопользователь, в состав которого входят такие структурные подразделения, по местонахождению водных объектов (п. 328.6 НКУ).

Как уже упоминалось, в январе 2012 года был изменен размер ставок сбора, поэтому заполнение налоговых деклараций за I квартал 2012 года имеет некоторые особенности, о которых мы рассказывали в комментарии к письму ГНАУ от 28.02.12 г. № 5847/15-2117**.

** См. ком. «Ресурсные платежи: ГНСУ объяснила, как отчитываться за I квартал 2012 года» на с. 8 этого номера.

Для наглядности приведем порядок заполнения самой распространенной формы, которую подают «обычные» водопользователей (в том числе и производители напитков), а именно Декларации по водосбору (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Заполнение Декларации по водосбору

Номер колонки

Название колонки

Что указывают в колонке

1

2

3

2

«Назви водних об'єктів та показники»

В этой колонке указывают названия водных объектов, руководствуясь перечнем водных объектов, приведенных в ст. 325 НКУ.
Обращаем внимание, что при заполнении Декларации по водосбору за I квартал 2012 года в связи с изменением ставок налога в середине января в этой строке, кроме названия объекта, следует также указывать период, за который рассчитывается сбор («з 01.01.2012 р. по 12.01.2012 р. включно» либо «з 13.01.2012 р. по 31.03.2012 р. включно»)

3

«Фактичний обсяг використаної води з урахуванням обсягу втрат води у системах водопостачання; фактичний обсяг води, пропущеної через конденсатори турбін для охолодження конденсату; фактичний обсяг води, необхідної для поповнення водних об'єктів (у тому числі фільтрації, випаровування), куб. м»

Указывается фактический объем использованной воды в куб. м. (целых единицах), устанавливаемый по данным первичного учета по показаниям измерительных приборов или, при их отсутствии, определяемый по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расход электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.).
В декларации за I квартал следует указывать фактический объем использованной воды отдельно для периодов, когда действовали старые (с 01.01.12 г. по 12.01.12 г.) и новые (с 13.01.12 г. по 31.03.12 г.) ставки

4

«Ставки збору, грн. коп. / 1 (100; 10000) куб. м»

Для заполнения этой колонки нужно просто перенести размер ставок из ст. 325 НКУ. Указывать ставки следует в гривнях с копейками на 1, 100 и 10000 куб. м, т. е. так, как они указаны в НКУ .
При заполнении декларации за I квартал в строке, где начисляется сбор за период с 01.01.12 г. по 12.01.12 г., следует указывать старые ставки сбора, действовавшие в 2011 году, а в строке, где рассчитывают размер сбора за период с 12.01.12 г. по 31.03.12 г., — новые ставки (см. табл. 2 на с. 37)

5

«Коефіцієнти, що застосовуються до ставок збору»

Эту колонку заполняют только плательщики, имеющие право и обязанные на применение понижающих коэффициентов, — 0,005 или 0,3 (см. табл. 2 на с. 37).
Увеличение сбора (в 2 или 5 раз) в данной колонке не отражается, а учитывается в формулах, указанных в кол. 7 и 8

6

«Установлений річний ліміт використання води, куб. м»

Указывается годовой лимит для предприятия, установленный в разрешении на спецводопользование или договоре на поставку воды (для арендаторов).
При заполнении Декларации по водосбору за I квартал в строке, где начисляют сбор по старым ставкам (с 01.01.12 г. по 12.01.12 г.), следует указывать размер лимита в пределах фактического объема использованной воды, а в строке, где рассчитывают размер сбора по новым ставкам (с 13.01.12 г. по 31.03.12 г.), нужно указать разницу между годовым лимитом и лимитом, отраженным в строке, где начисляют сбор по старым ставкам.
Если первичный водопользователь не получил разрешение на спецводопользование, то он не имеет установленного годового лимита использования воды, а следовательно, эту колонку заполнять он не должен. То же самое касается и вторичных водопользователей, у которых такой лимит не установлен в договоре на поставку воды

7

«Суми збору, обчисленого в межах ліміту, грн. коп., к. 3 або к. 6 (якщо к. 3 > к. 6) х к. 4 х к. 5»

Рассчитывается сбор в пределах лимита по формуле:
к. 3 х к. 4 х к. 5 (если к. 3 < к. 6)
или к. 6 х к. 4 х к. 5 (если к. 3 > к. 6)(1), (2), (3).
Водопользователи, которые не получили разрешение на спецводопользование или в договоре на поставку воды у которых не указан годовой лимит, данную колонку не заполняют, поскольку для таких водопользователей вся использованная вода будет сверхлимитной

8

«Суми збору, обчисленого понад лімітні обсяги, грн. коп., заповнюється, якщо к. 3 > к. 6
(к. 3 - к. 6)
х к. 4 х к. 5 х

Эта колонка заполняется только в случае превышения лимитов, указанных в колонке 6 (к. 3 > к. 6), по формуле
(к. 3 - к. 6) х к. 4 х к. 5 х 5(1), (2), (3).
Если водопользователи не получили разрешение на спецводопользование или годовой лимит не определен в договоре на поставку воды, то вся использованная вода является сверхлимитной, поэтому рассчитывать размер сбора следует по такой формуле :
к. 3 х к. 4 х к. 5 х 5(1), (2), (3)

9

«Усього нараховано збору, грн. коп. к. 7 або к. 8 + к. 7 або к. 3 х (к. 4/1 (100; 10000)) **** х
х к. 5 або (к. 3
х (к. 4/1 (100;
10000)) ****
х к. 5) х

Заполнять эту колонку нужно следующим таким образом:
1) если предприятие не превысило лимит, то в эту колонку следует просто перенести данные из колонки 7 или применить такую формулу:
к. 3 х (к. 4/1 [100; 10000]) х к. 5(3);
2) если предприятие не превысило лимит, но не установило приборы для определения объема использованной воды при возможности их установки, то размер сбора рассчитывается по следующей формуле:
(к. 3 х (к. 4/1 [100; 10000]) х к. 5) х 2(3);
3) если предприятие превысило лимит, то для заполнения этой колонки следует сложить данные колонки 7 и колонки 8(3)

10

«до державного бюджету, грн. коп.»

В этой колонке указывают 50 % от суммы сбора, начисленного за использование воды, полученной из источников общегосударственного значения

11

«до місцевих бюджетів, грн. коп.»

В этой колонке указывают 50 % от суммы сбора, начисленного за использование воды, полученной из источников общегосударственного значения, и всю начисленную сумму (100 %) за использование воды, полученной из источников местного значения

(1) Для правильного расчета размера сбора указываемые в графах 7, 8 и 9 ставки сбора и количество использованной воды при расчете сбора должны учитываться в формулах, приведенных в этих графах, в сопоставимых величинах. То есть если ставка сбора установлена за 100 куб. м, то, поскольку объем использованной воды в графе 3 всегда приводится в куб. м, при расчете размера сбора в графах 7, 8 и 9 результат умножения ставок сбора, объемов использования воды и коэффициентов необходимо разделить на 100; если установлена ставка для 10000 куб. м, то произведение нужно разделить на 10000.
(2) Кроме того, если у предприятия отсутствуют измерительные приборы для определения объема использованной воды, а возможность их установки существует, то для расчета размера сбора к формулам, приведенным в графах 7 и 8, следует также применять коэффициент 2 (умножить на 2).
(3) Размер сбора рассчитывается в гривнях с копейками, с округлением до двух десятичных знаков.

 

На этом все. Надеемся, что эта статья даст достаточно информации как старым, так и новым плательщикам сбора за спецводопользование, чтобы правильно и без проблем отчитываться в 2012 году.

 

Таблица 2. Ставки сбора за спецводопользование

I. Ставки сбора за специальное использование поверхностных вод

Бассейны рек, включая притоки всех порядков

Ставки сбора, грн./100 куб. м

С 01.01 по 12.01

С 13.01 по 31.12

Днепра к северу от г. Киева (Припяти и Десны), включая г. Киев

26,97

30,02

Днепра к югу от г. Киева
(без Ингульца)

25,65

28,55

Ингульца

39,12

43,54

Северского Донца

52,60

58,54

Южного Буга (без Ингула)

29,66

33,01

Ингула

36,39

40,50

Днестра

16,16

17,99

Вислы и Западного Буга

16,16

117,99

Прута и Сирета

12,14

13,51

Тисы

12,14

13,51

Дуная

10,82

12,04

Рек Крыма

53,93

660,02

Рек Приазовья

64,75

72,07

Прочих водных объектов

29,66

33,01

II. Ставки сбора за специальное использование подземных вод

Наименование региона

Ставки сбора, грн./100 куб. м

Автономная Республика Крым

49,87

55,51

в том числе г. Севастополь

49,87

55,51

Области:

Винницкая

43,11

47,98

Волынская

44,53

49,56

Днепропетровская

37,77

42,04

Донецкая

51,26

57,05

Житомирская

43,11

47,98

Закарпатская

28,32

31,52

Запорожская:

Веселовский, Мелитопольский, Приазовский, Якимовский районы

43,11

47,98

другие административно-территориальные единицы области

39,12

443,54

Ивано-Франковская:

Богородчанский, Верховинский, Долинский, Косовский, Надворнянский, Рожнятовский районы

67,42

75,04

остальные районы области

37,77

42,04

Киевская:

Белоцерковский, Бородянский, Броварский, Васильковский, Иванковский, Кагарлычский, Киево-Святошинский, Макаровский, Мироновский, Обуховский, Полесский районы

31,34

34,88

другие административно-территориальные единицы области

36,97

41,15

Кировоградская

49,87

55,51

Львовская

39,12

43,54

Луганская

56,62

63,02

Николаевская

56,62

63,02

Одесская

47,20

52,53

Полтавская:

Великобагачанский, Гадячский, Зиньковский, Лохвицкий, Лубненский, Миргородский, Новосанжарский, Решетиловский, Хорольский, Шишацкий районы

29,16

32,46

другие административно-территориальные единицы области

32,51

36,18

Ривненская:

Владимирецкий, Здолбуновский, Костопольский, Ривненский, Сарненский, Острожский районы

34,79

38,72

остальные районы области

40,40

44,97

Сумская:

Глуховский, Сумской, Роменский, Шосткинский районы

32,51

36,18

другие административно-территориальные единицы области

37,01

41,19

Тернопольская

52,60

58,54

Харьковская

40,44

45,01

Херсонская

40,44

45,01

Хмельницкая:

Деражнянский, Красиловский, Летичевский, Староконстантиновский, Хмельницкий, Полонский, Шепетовский районы

33,72

37,53

другие административно-территориальные единицы области

51,26

57,05

Черкасская

29,16

32,46

Черновицкая

47,20

52,53

Черниговская:

Городнянский, Корюковский, Ичнянский, Сосницкий, Щорский, Талалаевский районы

40,44

45,01

другие административно-территориальные единицы области

31,61

35,18

г. Киев

40,29

44,84

III. Ставки сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики, водного транспорта, рыбоводства и изготовления напитков

Объект налогообложения

Ставки сбора

1) за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики, пропущенной через турбины гидроэлектростанций

5,24 грн. за 10000 куб. м

5,83 грн. за 10000. куб. м

2) за специальное использование поверхностных вод для нужд водного транспорта из всех рек, кроме Дуная, составляют:

— для эксплуатируемого грузового самоходного и несамоходного флота

0,09 грн. за 1 тоннаж-сутки эксплуатации

0,1 грн. за 1 тоннаж-сутки эксплуатации

— для эксплуатируемого пассажирского флота

0,01 грн. за 1 место-сутки эксплуатации

0,01113 грн. за 1 место-сутки эксплуатации

3) за специальное использование воды для нужд рыбоводства:

— поверхностной воды

27,52 грн. за 10000 куб. м

30,63 грн. за 10000 куб. м

— подземной воды

33,09 грн. за 10000 куб. м

36,83 грн. за 10000 куб. м

4) за специальное использование шахтной, карьерной и дренажной воды

5,93 грн. за 100 куб. м

6,60 грн. за 100 куб. м

5) за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков:

— поверхностной воды;

25,60 грн. за 1 куб. м

28,49 грн. за 1 куб. м

— подземной воды

29,86 грн. за 1 куб. м

33,23 грн. за 1 куб. м

IV. Коэффициенты к ставкам сбора (для кол. 5):

— для теплоэлектростанций с прямоточной системой водоснабжения

0,005

— для жилищно-коммунальных предприятий

0,3

V. Увеличение суммы сбора:

— в случае отсутствия измерительных приборов

увеличивается вдвое

— сверхлимитное использование

в пятикратном размере

— при отсутствии разрешения на специальное водопользование

в пятикратном размере

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.10 г. № 2456-VI.

Закон № 4235 – Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 22.12.11 г. № 4235-VI.

Приказ № 1009 — приказ ГНАУ «Об утверждении форм налоговых деклараций сбора за специальное использование воды» от 24.12.10 г. № 1009.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше