Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам организации и проведения проверок налогоплательщиков

Редакция БН
Приказ от 06.07.2012 г. № 591

ПРОВЕРКИ:

налоговики отвечают на проблемные вопросы

Приказ Государственной налоговой службы Украины от 06.07.12 г. № 591

«Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам организации и проведения проверок налогоплательщиков»

 

Комментируемым приказом ГНСУ утвердила Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам организации и проведения проверок плательщиков налогов (далее — ОНК № 591). В ней ГНСУ ответила на ряд вопросов, связанных с порядком проведения проверок органами ГНС. Отметим основные моменты.

1. Подача декларации с опозданием после получения уведомления о проведении документальной плановой проверки возможна. Налоговики в ОНК № 591 подтвердили, что у плательщика есть возможность предоставления декларации в данной ситуации (см. «Налогоплательщик имеет право подать декларацию с опозданием до начала проверки»).

 

Налогоплательщик имеет право подать декларацию с опозданием до начала проверки

Извлечение из ОНК № 591

«Вопрос 1. Может ли налогоплательщик — юридическое лицо после получения уведомления и копии приказа о проведении документальной плановой проверки (до ее начала) подать отчетные декларации (расчеты) с пропуском установленных Кодексом сроков для их подачи за периоды, подлежащие проверке?

Ответ. Кодексом не установлены запреты относительно подачи плательщиком налогов — юридическим лицом после получения уведомления и копии приказа о проведении документальной плановой проверки (до ее начала) отчетных деклараций (расчетов) с пропуском установленных Кодексом сроков для их подачи за периоды, подлежащие проверке».

 

Заметим, что в Налоговом кодексе Украины (далее — НКУ) нет прямого запрета и на подачу декларации с опозданием после начала проведения проверки. Хотя такое ограничение косвенно следует из его системного прочтения, поскольку в п. 50.2 НКУ установлен запрет на подачу уточняющих расчетов во время проведения документальных плановых и внеплановых выездных проверок. То есть фактически законодатель ограничил возможность внесения изменений в отчетные данные прошлых периодов после начала проведения проверки. По логике аналогичные правила должны были действовать и в отношении подачи деклараций за прошлые периоды, но в НКУ это отдельно не оговорено. Однако в вопросе речь идет об иной ситуации: получение уведомления и копии приказа о проведении документальной плановой проверки не свидетельствует о начале ее проведения, поэтому до даты, указанной в уведомлении, налогоплательщик имеет право предоставить как саму декларацию, так и уточняющие расчеты к ней, что подтвердили налоговики в консультации из раздела 020.02 ЕБНЗ.

2. Период, за который проводится документальная плановая проверка налогоплательщика — юридического лица. Налоговики справедливо указали, что ограничений относительно периода, за который органы ГНС проводят проверки налогоплательщиков, действующим законодательством не установлено.

В то же время следует учесть, что по результатам проведения документальной проверки денежные обязательства могут быть определены органом ГНС не позднее окончания 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации, если же она была предоставлена позже, — за днем ее фактического предоставления, а в случае предоставления уточняющего расчета к налоговой декларации — в течение 1095 дней со дня его предоставления (п. 102.1 НКУ). В связи с этим налоговикам нет смысла проверять периоды, за которые нельзя уже доначислить налоговые обязательства. Поэтому, как правило, проверяемый период ограничивается 1095 днями.

3. В каких случаях плательщикам направляются письменные уведомления с указанием даты начала проведения проверки. Исходя из предоставленного в ОНК № 591 ответа письменные уведомления о проведении проверки предоставляются налогоплательщику органом ГНС в случае проведения:

— документальной плановой проверки: не позже чем за 10 календарных дней до дня начала с указанием даты начала ее проведения (п. 77.4 НКУ). Причем указанные сроки уведомления распространяются на любые плановые документальные проверки (выездные и невыездные);

— документальной внеплановой невыездной проверки: с указанием даты начала и места проведения (п. 79.2 НКУ). При этом в НКУ не установлен конкретный срок направления такого уведомления, а по мнению судебных инстанций, в этом случае достаточно, чтобы налогоплательщик получил соответствующее уведомление до начала проведения проверки (см., в к примеру, постановление Окружного админсуда АР Крым от 04.08.11 г. по делу № 2а-6605/11/0170/22).

Письменные уведомления о проведении проверок отсылаются налогоплательщику заказным письмом с уведомлением о вручении или вручаются ему или его уполномоченному представителю под роспись.

А вот для получения права на проведение документальной внеплановой выездной проверки налогоплательщику достаточно вручить до начала ее проведения под роспись копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки (п. 78.4 НКУ). Аналогичные правила предусмотрены в п. 80.2 НКУ и для фактических проверок, применительно к которым копия приказа руководителя органа ГНС о проведении фактической внеплановой проверки вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под роспись до начала проведения такой проверки.

4. Основания и сроки для приостановления и продолжения начатой проверки работниками органов ГНС. Отвечая на этот вопрос, налоговики продублировали нормы ст. 82 НКУ и ничего нового не сообщили (см. «Основания и сроки для приостановления и продолжения начатой проверки работниками органов ГНС»).

 

Основания и сроки для приостановления и продолжения начатой проверки работниками органов ГНС

Извлечение из ОНК № 591

«Вопрос 4. Какие основания и сроки установлены Кодексом для приостановления и продления начатой проверки работниками органов ГНС?

Ответ. Приостановление или продление сроков проведения проверки работниками органов ГНС осуществляется по решению руководителя налогового органа.

Сроки продления документальных проверок зависят от вида проверки (плановая или внеплановая) и категории налогоплательщика (крупный налогоплательщик, налогоплательщик малого предприятия или другой) и установлены статьей 82 Кодекса. Сроки продления фактических проверок не могут превышать 5 суток.

Продление сроков проведения фактических проверок осуществляется только в случае поступления заявления СХ (в случае необходимости подачи им документов, касающихся вопросов проверки), или переменного режима работы, или просуммированного учета рабочего времени субъекта хозяйствования, и/или его хозяйственных объектов.

Приостановление начатой проверки Кодексом предусматривается только при проведении документальной плановой или внеплановой проверки крупного налогоплательщика на общий срок, не превышающий 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения в суде исков по вопросам, связанным с предметом проверки, возобновления плательщиком налогов потерянных документов проверка может быть приостановлена на срок, необходимый для завершения таких процедур».

 

5. Регистраторы расчетных операций (РРО) и расчетные книжки не применяются при продаже товаров (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров. Это прямо следует из п. 8 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-III.

6. В случае изменения реквизитов субъекта хозяйствования РРО необходимо перерегистрировать. Налоговики в ОНК № 591 заметили, что в случае изменения реквизитов субъекту хозяйствования необходимо обратиться в орган ГНС для перерегистрации РРО и предоставить:

— заявление произвольной формы, в котором указать сферу применения РРО;

— регистрационное удостоверение с отметкой (при необходимости — о снятии РРО с учета);

определенные п. 2.3 Порядка регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614, документы на хозяйственную единицу, т. е. документы, предоставляемые для регистрации РРО.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше