Темы статей
Выбрать темы

Оплата за товары через платежные терминалы: организационные и учетные моменты

Редакция БН
Статья

ОПЛАТА ЗА ТОВАРЫ ЧЕРЕЗ

платежные терминалы:

организационные и учетные моменты

 

Изменения в нормативной базе значительно расширили круг субъектов, которые обязаны использовать платежные терминалы при продаже товаров, услуг. Кроме того, все больше торговцев, в том числе не применяющих РРО, хотят установить у себя платежные терминалы, дабы расширить круг покупателей. В связи с этим в сегодняшней статье мы поговорим об организационных и учетных особенностях проведения расчетных операций с использованием терминалов.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Применение платежных терминалов — право или обязанность?

Когда необходимо применять платежные терминалы? Согласно п. 1.321 Закона о платежных системах платежный терминал — это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и печати документа по операции с применением специального платежного средства. Схожее определение приведено также и в п. 1.4 Положения об эмиссии СПС*. Под специальным платежным средством (далее — СПС) понимается платежная карточка, мобильный платежный инструмент, иной платежный инструмент, выполняющий функцию средства идентификации, с помощью которого держатель этого инструмента осуществляет платежные операции со счета плательщика или банка, а также другие операции, установленные договором. В ситуации с платежными терминалами это преимущественно банковские платежные карточки (далее — БПК).

* Вопросы использования платежных терминалов рассматривались также в статьях: «Если рассчитались пластиковой карточкой: учет у продавца» // «БН», 2006, № 16, с. 16, «Расчеты БПК через РРО в торговой точке» // «БН», 2008, № 51, с. 39.

Обязанность применения платежных терминалов субъектами хозяйствования установлена Законом о платежных системах (см. «Кто обязан применять платежные терминалы»):

 

Кто обязан применять платежные терминалы

Извлечение из Закона о платежных системах

«14.7. Торговцы, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг и которые в соответствии с законом должны использовать регистраторы расчетных операций, обязаны обеспечить возможность осуществления держателями специальных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием этих специальных платежных средств (как минимум трех международных и/или внутригосударственных платежных систем)».

 

Во исполнение этих норм было принято постановление № 878, в котором установлены сроки обязательного перехода на применение платежных терминалов** субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг, которые в соответствии с законом используют регистраторы расчетных операций (далее — РРО).

** Обратите внимание: хотя в названии постановления № 878 говорится в принципе об организации проведения расчетов с использованием СПС, из его текста следует, что речь идет об установлении именно платежных терминалов, а не, скажем, импринтеров.

Таким образом, установить платежные терминалы должны те продавцы, которые:

условие 1 — осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг;

условие 2 — согласно Закону об РРО обязаны (!) применять РРО.

Кроме выполнения этих двух условий, следует учитывать и нормы постановления № 878. Согласно этому документу использовать платежные терминалы должны такие субъекты хозяйствования (п. 1 постановления № 878):

1) субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения от 25 до 100 тыс. человек***;

2) субъекты малого предпринимательства, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

*** Сведения о численности населения в определенном населенном пункте можно узнать в органах статистики.

Когда терминалы можно не использовать? Не обязаны применять платежные терминалы следующие лица (п. 2 постановления № 878):

— субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность в населенных пунктах с численностью населения меньше чем 25 тыс. человек;

— заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учеников и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий;

— предприятия торговли с торговой площадью* до 20 кв. метров (кроме автозаправочных станций).

* Обратите внимание: здесь речь идет именно о торговой площади, поэтому площадь подсобных, складских и иных неторговых помещений не учитывается.

И, разумеется, не обязаны применять платежные терминалы субъекты хозяйствования, освобожденные от использования РРО, в частности, указанные в ст. 9 Закона об РРО.

Что касается субъектов хозяйствования, которые освобождены от применения РРО, но применяют при этом для оформления расчетных операций расчетные книжки согласно постановлению № 1336, то, на наш взгляд, пока такие субъекты не применяют РРО, они освобождены и от обязанности обязательного использования платежных терминалов. Однако, если такие субъекты будут обязаны начать применять РРО, то вместе с установлением РРО необходимо установить и платежный терминал. Напомним: срок для установления РРО — 1 месяц с даты превышения предельного размера годового объема расчетных операций (п. 2 Сроков № 121).

Количество платежных терминалов. Количество платежных терминалов согласно постановлению № 878 должно составлять не менее чем 50 % количества РРО, а при использовании одного РРО должен быть один платежный терминал.

В постановлении № 878 не говорится, как именно следует рассчитывать количество РРО. По логике учитываться должны РРО, установленные одним субъектом хозяйствования в одном пункте продажи товаров, общественного питания и услуг.

Что касается сроков для установления платежных терминалов вновь созданными субъектами, нам видится, что если согласно постановлению № 878 они обязаны применять платежные терминалы, то и терминалы должны быть установлены вместе с РРО, а именно с момента открытия торговой точки.

Ответственность. Что касается ответственности за неприменение платежных терминалов, то она прямо не оговорена. Так, в Порядке № 833 нет прямого указания об обязанности торговцев в обязательном порядке применять платежные терминалы. В то же время в п. 22 Порядка № 833 сказано о формах проведения расчетов за проданные товары (услуги): наличными средствами и/или в безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) в соответствии с законодательством. Не исключено, что под слова «в соответствии с законодательством» проверяющие из управления по защите прав потребителей могут подтянуть необходимость выполнения постановления № 878, которое как раз и предусматривает обязанность торговцев устанавливать платежные терминалы. Поэтому они в ходе проверок могут применить админштраф по ст. 155 КоАП за нарушения правил торговли к торговым работникам и предпринимателям в сумме от 17 до 170 грн. (при повторном в течение года нарушении — от 85 до 459 грн.).

Однако, на наш взгляд, обжаловать такое решение можно, трактуя слова из п. 22 Порядка № 833 по-иному: понимать слова «в соответствии с законодательством» следует как отсылку к законодательным актам, которые описывают процедуру проведения расчетов в безналичной форме с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. То есть при организации таких расчетов следует использовать нормы Закона о платежных системах, Положения об эмиссии СПС, а не постановления № 878.

Также проверяющие из управления по защите прав потребителей могут вынести предписание об устранении нарушения правил торговли — установить платежные терминалы. Если такое предписание не будет выполнено, то за уклонение от его своевременного выполнения проверяющие смогут оштрафовать должностных лиц и предпринимателей на сумму от 17 до 306 грн. (ст. 1882 КоАП).

 

Платежные терминалы у единоналожников

Согласно п. 296.10 НКУ единоналожники первой, второй и третьей групп не применяют РРО. Таким образом, все единоналожники-предприниматели, в том числе являющиеся плательщиками НДС (из третьей группы), не обязаны применять РРО. Об освобождении предпринимателей, уплачивающих единый налог, от применения РРО говорится и в п. 6 ст. 9 Закона об РРО.

Учитывая, что они не обязаны применять РРО, они также не обязаны устанавливать платежные терминалы, даже в случае осуществления хоздеятельности в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

Что касается предприятий-единоналожников (четвертая группа), то они не освобождены от применения РРО и поэтому осуществлять наличные расходы без РРО они могут лишь при соблюдении норм ст. 9 Закона об РРО. В случае применения РРО предприятиями-единоналожниками они как субъекты малого предпринимательства** обязаны применять платежные терминалы только при осуществлении деятельности в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

** Юридические лица относятся к субъектам малого предпринимательства, если среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн. А эти условия единоналожниками соблюдаются.

Таким образом, все единоналожники-предприниматели независимо от осуществляемых видов деятельности не обязаны устанавливать платежные терминалы, а вот предприятия должны будут их установить, если осуществляют деятельность в населенных пунктах с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

В то же время ничто не запрещает освобожденному от применения РРО единоналожнику добровольно установить платежный терминал, например, для удобства своих клиентов в проведении расчетов. В этом случае, несмотря на наличие платежного терминала, единоналожник не обязан устанавливать и РРО. Платежный терминал — это всего лишь способ замены наличных расчетов безналичными при осуществлении расчетов по месту нахождения терминала.

Важно помнить: платежный терминал — это не РРО! Обязательное наличие платежного терминала напрямую связано с обязанностью использования РРО. Если применять РРО не обязательно, то использовать платежный терминал для расчетов — дело добровольное.

 

Что нужно для установки платежных терминалов

Субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с договором с эквайром или платежной организацией принимает к обслуживанию платежные инструменты с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг, называется торговцем (п. 1.42 Закона о платежных системах), поэтому далее так будем именовать его и мы.

В магазинах, как правило, используются платежные терминалы, через которые осуществляются расчеты с помощью БПК.

Для установки платежного терминала торговцу необходимо выбрать эквайра — юридическое лицо, осуществляющее эквайринг, и заключить с ним договор. Эквайринг — это деятельность относительно технологического, информационного обслуживания торговцев и выполнения расчетов с ними по операциям, которые осуществлены с применением СПС (п. 1.9 Закона о платежных системах).

В договоре с эквайром должны быть обязательно указаны следующие условия (п. 5.4 Положения об эмиссии СПС):

— названия платежных систем, СПС которых принимаются торговцем к оплате, и типы СПС с определением признаков их платежеспособности (должны использоваться как минимум три внутригосударственные и/либо международные платежные системы);

— порядок оформления документов по операциям с использованием СПС;

— порядок и сроки расчетов эквайра с торговцем;

— размер комиссионного вознаграждения, которое торговец платит эквайру за расчетное обслуживание;

— процедуры безопасности, которых должен придерживаться торговец во время принятия платежей с использованием СПС, и передачи данных эквайру о проведенных операциях;

— другие условия в соответствии с законодательством Украины или по усмотрению эквайра и торговца.

Согласно п. 5.5 Положения об эмиссии СПС эквайр не имеет права устанавливать технические и технологические ограничения на принятие торговцами СПС определенных эмитентов и платежных систем, если такие ограничения не установлены эмитентом или платежной организацией платежной системы.

Платежные терминалы торговец может приобрести:

— у эквайра на условиях покупки или аренды;

— самостоятельно у иных лиц по согласованию с эквайром при условии, что они отвечают техническим (функциональным) требованиям и требованиям безопасности, которые устанавливаются к такому оборудованию эквайром, процессинговым учреждением* и платежной организацией платежной системы.

* Это юридическое лицо — участник платежной системы, который осуществляет деятельность, включающую выполнение по операциям с СПС процедур авторизации, мониторинга, сбора, обработки, хранения информации и предоставления обработанной информации участникам расчетов и расчетному банку для проведения взаиморасчетов.

Способ приобретения платежного терминала определяется на договорной основе с эквайром, при этом торговец имеет право свободного выбора типа и условий использования (купли/аренды) платежного терминала при условии, что он сертифицирован и отвечает требованиям эквайра, процессингового учреждения и платежной организации платежной системы и может использоваться на основе операционной совместимости (п. 5.9 Положения об эмиссии СПС).

Установленный платежный терминал соединяется с РРО, который перепрограммируется на распечатывание в чеке дополнительных реквизитов.

Торговец обязан обеспечить размещение изображения торговой марки платежной системы в местах, где осуществляются операции с использованием СПС, в порядке, установленном договором.

 

Порядок проведения операций с применением платежных терминалов

В соответствии с п.п. 5.10 Положения об эмиссии СПС торговец обязан осуществлять операции с использованием СПС лишь в присутствии пользователя. Исключение из этого правила составляют случаи, при которых проведение операций с СПС без присутствия его держателя либо согласовано с ним, либо предусмотрено правилами платежной системы для отдельных видов операций.

Конкретная процедура проведения действий при расчетах с использованием СПС в нормативных документах не оговорена, однако некоторую информацию из них почерпнуть можно.

Так, торговец принимает от держателя СПС и определяет, работает ли он с предъявленным типом СПС (БПК). Если работает, то в зависимости от установленных эмитентом правил платежной системы и/или условий использования СПС проводится процедура либо идентификации, либо авторизации.

Идентификация может проводиться двумя способами:

1) путем введения ПИН-кода держателем СПС — в этом случае подпись на квитанции платежного терминала не ставится;

2) без введения ПИН-кода — тогда держатель СПС (БПК) должен будет в дальнейшем поставить подпись на квитанции платежного терминала, которая сверяется с подписью на БПК.

Процедура авторизации заключается в получении разрешения банка на проведение операции с использованием СПС. В процессе авторизации торговец связывается через терминал с эквайром и проверяет информацию об СПС и его держателе, во время которой сравниваются:

— личные данные держателя СПС и данных стоп-листа (списка СПС, по которым запрещено проведение любых операций);

— наличие средств на счете держателя СПС и их сумма, а также другая необходимая информация о держателе СПС.

В то же время условиями договора эквайринга может быть предусмотрено, что в пределах лимита авторизации, который указывается в договоре, предприятие имеет право продать товар (услугу) покупателю без запроса об авторизации.

Далее распечатывается квитанция платежного терминала и проводится через РРО безналичная оплата указанной в ней суммы.

На заключительном этапе покупателю выдается товар, кассовый чек и квитанция торгового терминала, содержащие реквизиты, приведенные в табл. 1.

 

Таблица 1. Реквизиты квитанции платежного терминала и чека РРО

Квитанция платежного терминала
(п. 7.7 Положения об эмиссии СПС)

Чек РРО (дополнительные реквизиты; п. 3.6 Положения о расчетных документах)

идентификатор эквайра и торговца или другие реквизиты, дающие возможность их идентифицировать

реквизиты БПК (которые допускаются правилами безопасности платежной системы), перед которыми печатаются большие буквы «ПК»

идентификатор платежного устройства

надпись «Код авт.» и код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе, кроме случаев, когда правила расчетов платежной системы предусматривают составление расчетных документов с применением карточки без выполнения процедур авторизации

дата и время (часы и минуты) осуществления операции

подпись кассира и подпись держателя карточки (если это предусмотрено правилами платежной системы) в отдельных строках, перед которыми печатаются соответственно надписи «Кассир» и «Держатель ПК»

сумма и валюта операции (при осуществлении операции по продаже товаров, работ, услуг — это гривня)

сумма комиссионного вознаграждения

реквизиты СПС, допустимые правилами безопасности платежной системы

вид операции (покупка, возврат)

код авторизации или другой код, идентифицирующий операцию в платежной системе

результат завершения операции (успешный/не успешный)

 

Если платежный терминал использует субъект хозяйствования, не применяющий РРО (например, предприниматель-единоналожник), то он должен выдать квитанцию торгового терминала, товар и по требованию покупателя – документ на передачу товара (как правило, товарный чек* или расходную накладную).

* Форма и содержание товарного чека законодательно не определены. Примерную форму товарного чека мы приводили в Почте недели «Есть ли право на валовые расходы, если чек нефискальный?» // «БН», 2011, № 11, с. 31.

Для покупателя, который рассчитывается через платежный терминал корпоративной БПК, такая операция будет безналичной. При этом квитанция торгового терминала будет подтверждением безналичной оплаты, а чек РРО или товарный чек (для тех, кто не применяет РРО) подтвердит факт передачи товара.

Информация относительно осуществленных операций с применением платежных терминалов может быть передана эквайру в процессе авторизации или сохранена в памяти терминала в форме журнала (реестра), который передается эквайру в согласованные сроки (п. 7.5 Положения об эмиссии СПС).

Процедура проведения расчетов с СПС между эквайром и торговцем зависит от того, является ли банк-эквайр одновременно банком-эмитентом БПК покупателя.

Если банк-эквайр не является банком-эмитентом БПК покупателя клиента, то с карточки клиента банк-эмитент списывает сумму платежа, которую перечисляет банку-эквайру (расчет между банками осуществляется через посредника — процессинговый центр). Далее банк-эквайр возмещает торговцу стоимость товаров (услуг), проданных с использованием БПК.

Если же банк-эквайр торговца является одновременно банком-эмитентом БПК покупателя, то списание средств с карточки клиента осуществляет сам банк-эквайр, который перечисляет соответствующую сумму на текущий счет торговца.

Межбанковский перевод выполняется в срок до 3 операционных дней (п. 9.10 Положения об эмиссии СПС), после чего на счет торговца поступает сумма за вычетом комиссии банка.

Движение наличности и суммы расчетов, проведенные через РРО (в том числе с использованием СПС) ежедневно отражаются в книге учета расчетных операций (п. 7.5 Порядка ведения КУРО).

 

«Нестандартные» ситуации

Отказ от операции. Согласно п. 5.12 Положения об эмиссии СПС торговец имеет право отказаться от осуществления платежной операции с использованием БПК в следующих случаях:

— окончания срока действия БПК, отсутствия необходимых признаков ее платежеспособности;

— несоответствия между подписью на БПК и подписью на квитанции платежного терминала;

— неправильного введения ПИН;

— отказа покупателя предоставить документ, который идентифицирует его личность, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, или если было выявлено, что лицо не имеет права использовать БПК;

— невозможности выполнения авторизации в связи с техническими причинами.

Тогда расчетная операция с использованием БПК не проводится, и покупатель имеет право либо осуществить покупку за наличные средства, либо будет вынужден отказаться от приобретения товара (услуги).

Возврат денег при возврате ранее приобретенного товара. В ситуации, когда покупатель возвращает товар, ранее оплаченный через платежный терминал, торговец должен вернуть покупателю потраченные средства. Возврат денег можно осуществить 2 способами:

1) в безналичном виде (путем перевода средств на счет покупателя с использованием СПС);

2) наличностью через кассу (через РРО).

В первом варианте порядок расчетов будет зависеть от того, является ли банк-эквайр банком-эмитентом БПК. Если является, то торговец перечисляет сумму возврата на счет банку-эквайру, который возвращает эту сумму покупателю на его БПК. Возможен также вариант, когда банк-эквайр самостоятельно (согласно оформленным торговцем документам на возврат суммы) возвращает сумму покупателю на БПК, а торговец затем перечисляет сумму возврата на счет банку-эквайру.

Если эмитентом БПК является не банк-эквайр, то торговец перечисляет соответствующую сумму банку-эквайру, тот — банку-эмитенту, а последний — покупателю.

Что касается второго варианта, то хотя он действующими нормативно-правовыми актами не запрещен, на практике он фактически не используется, поскольку, как правило, запрещен условиями договора эквайринга. Для банка такой запрет выгоден – деньги не покидают безналичную систему и работают на него.

Если условия вашего договора не запрещают возвращать списанную ранее безналичную оплату наличными деньгами, то выдачу наличных при возврате товара как расчетную операцию необходимо проводить через РРО (п. 1 ст. 3 Закона об РРО).

В то же время позиция налоговиков по поводу формы возврата предоплат неоднозначна. Так, в письме от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572 (п.п. 2.2.45) сказано такое: «если предоплата за товар (услуги) осуществлялась в безналичной форме, то возврат средств за неполученный товар (непредоставленную услугу) осуществляется в безналичной форме через учреждение банка или в случае наличной формы расчетов или применения банковской платежной карточки — с применением РРО с оформлением соответствующего расчетного документа (кассового чека РРО)». Из этого можно сделать вывод, что безналичные (в том числе оплаченные БПК) оплаты можно вернуть либо безналом либо наличными.

В то же время, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины» (2010, № 15, с. 42) сказано, что возврат денежных средств наличностью через кассу ранее перечисленных безналом, является нарушением действующего законодательства. Из этой консультации прослеживается такой подход к проведению возвратов: каким способом была получена оплата за товар или услуги (наличный или безналичный, в том числе с использованием платежного терминала), таким же способом надо и осуществить возврат денег. Этот же способ активно используется на практике в силу норм заключаемых договоров эквайринга.

Однако мы с этим не согласны. Ни в одном нормативном документе не установлено, что если оплата была внесена с БПК (безналом), то и возвращать такие суммы обязательно надо на БПК (безналичными деньгами). Запрет на возврат наличными при осуществлении расчетов через терминал может предусматривать разве что договор на использование платежного терминала или договр на использование БПК.

Возврат полученных предоплат. Покупатель при определенных условиях может требовать возврата ранее внесенной через платежный терминал суммы предоплаты до того, когда товар (услуга) фактически еще не был передан покупателю. В этой ситуации, как и в случае возврата денег за возвращенный товар, законными будут оба способа возврата:

1) в безналичной форме (путем перевода средств на счет покупателя с использованием СПС) — порядок расчетов аналогичен описанному выше;

2) наличностью.

Но второй вариант под вопросом, поскольку, как мы указали выше, обычно он запрещен условиями договора эквайринга. Если же его применять, по мнению налоговиков такую операцию обязательно следует проводить через РРО даже в случае, когда поставки товара не было (пп. 2.2.55 и 2.2.147 письма от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572).

Это справедливо при возврате предоплат за неполученную услугу — действительно необходимо использовать РРО, так как такая операция является расчетной операцией согласно ст. 2 Закона об РРО. И ее согласно п. 1 ст. 3 Закона об РРО следует проводить через РРО.

Что касается возврата предоплат за неполученный товар, мы позицию налоговиков не разделяем. На наш взгляд, возврат предоплаты за неполученный товар не вписывается в определение расчетной операции, приведенной в ст. 2 Закона об РРО*. А поэтому обязанности проводить возврат исключительно через РРО у торговца нет. Поэтому возможно наличные выдать из кассы предприятия, оформив такую выдачу расходным кассовым ордером. Однако вероятнее всего, свою позицию придется отстаивать в суде.

* Приведем определение термина: «расчетная операция» — принятие от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. д. по месту реализации товаров (услуг), выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу), а в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа по оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказы от услуги), оформление расчетных документов по перечислению средств в банк покупателя» (ст. 2 Закона об РРО).

Ошибочные операции. Если во время проведения платежей с применением БПК торговец ошибочно снял лишнюю сумму средств, такую сумму торговец должен вернуть клиенту наличностью без удержания комиссионных (п. 2.8 главы 2 раздела IX Правил № 620)**. Снятая при этом комиссия ложится на плечи торговца.

** Хотя Правила № 620 регламентируют функционирование лишь Национальной системы массовых электронных платежей, они могут быть использованы для решения спорных моментов и в отношении других платежных систем, поскольку были разработаны на тех же правовых основах, что и Положение об эмиссии СПС.

Что касается способа возврата, то, учитывая озвученную выше позицию налоговиков, ошибочно списанные суммы лучше возвращать по безналу. Хотя представляем, как обрадуется такой ситуации ваш покупатель…

Если вы решите вернуть излишне списанные суммы покупателю наличными, то при оформлении таких операций надо исходить из того, что возврат ошибочно списанных с БПК средств не будет являться расчетной операцией. А поэтому обязательно проводить ее через РРО, на наш взгляд, не надо. Достаточно вернуть наличные через свою кассу, оформив расходный кассовый ордер. Однако не исключено, что налоговики могут классифицировать возврат ошибочно списанных с БПК средств как расчетную операцию, которую необходимо проводить через РРО.

Незавершение расчетной операции. По техническим причинам возможно незавершение начатой операции, в частности, в случае неисправности оборудования терминала, отсутствия связи с банком и т. п. Такие ситуации могут разрешаться по-разному: путем восстановления трансакций, возврата денежных средств покупателю (опять же актуальна форма возврата) и пр.

Если во время проведения расчетной операции она по каким-либо причинам была прервана и ее невозможно завершить, торговец в соответствии с п. 3.7 гл. 3 разд. VII Правил № 620 должен составить акт о незавершенном платеже в двух экземплярах (по одному для каждой стороны).

 

Выдача наличных через платежный терминал

Сразу скажем, такая операция встречается не так часто. Обычно покупатели для снятия наличных со своей карточки пользуются банкоматами.

В то же время возможность снятия наличных с карточки в торговых сетях предусмотрена п. 2.4 Положения № 637. Такую возможность подтверждает и Нацбанк в письме от 05.03.12 г. № 25-310/528-2500. Так, если предприятие (предприниматель) в соответствии с законодательством Украины принимает к обслуживанию СПС с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг и оснащено платежным терминалом (в том числе соединенным или объединенным с РРО), то такое предприятие (предприниматель) может за счет наличной выручки или средств, полученных из банка, предоставлять держателю специального платежного средства Национальной системы массовых электронных платежей и других платежных систем (если такая услуга предусмотрена их правилами) услуги по выдаче наличности с распечаткой квитанции платежного терминала (или расчетного документа) и отражением таких операций в соответствующей книге учета.

При этом НБУ имеет право устанавливать ограничения по выдаче наличности по специальным платежным средствам. Также ограничения по выдаче наличности по СПС могут устанавливаться платежной организацией соответствующей платежной системы и банками — членами данной системы.

С другой стороны сами торговцы не всегда готовы предоставлять такую услугу в связи с возможными рисками.

Таким образом, для практической реализации требований п. 2.4 Положения № 637 должно выполняться как минимум 2 условия:

1. Возможность предоставлять такую услугу должна быть предусмотрена договором эквайринга.

2. Платежной системой, которая выпустила БПК, должна предусматриваться возможность получать такую услугу.

Согласно п. 3.5 Положения № 637 на основании квитанций платежного терминала (слипов) предприятию необходимо составить расходный кассовый ордер на общую сумму проведенных операций за день и внести запись в кассовую книгу. При этом в расходном кассовом ордере не заполняется реквизит «Одержав» або «Прийнято від» (п. 3.10 Положения № 637). А это значит, что даже в случае, когда до осуществления таких операций в магазине могла не вестись кассовая книга (п. 4.2 Положения № 637), теперь ее надо завести.

 

Бухгалтерский и налоговый учет операций с применением платежных терминалов

Бухгалтерский учет. Порядок отражения в учете платежных терминалов зависит от условий их приобретения.

1. Полученные в оперативную аренду терминалы торговец отражает на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» и учитывает по стоимости, указанной в договоре эквайринга или в акте передачи оборудования. Арендная плата за терминал отражается бухгалтерской записью: Дт 93 — Кт 685.

2. Приобретенные в собственность терминалы в зависимости от их стоимости отражаются либо на субсчете 109 «Прочие основные средства», либо на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы» с дальнейшим начислением амортизации бухгалтерской записью: Дт 93 — Кт 13.

Учет выручки. Особенностью проведения операций через платежные терминалы является то, что средства поступают на счет торговца лишь через некоторое время. Соответственно до даты зачисления на текущий счет оплата товара (услуг) отражается на субсчете 333 «Денежные средства в пути в национальной валюте».

Что касается комиссионного вознаграждения по договору эквайринга, то согласно п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы» плату за расчетно-кассовое обслуживание и другие услуги банков необходимо включать в административные расходы (счет 92 «Административные расходы»). Поэтому комиссионные, удерживаемые банком-эквайром с торговца, следует отражать в составе административных расходов (на счете 92).

Налоговый учет. Налоговый учет платежных терминалов также зависит от условий их приобретения.

1. Полученные в оперативную аренду терминалы в налоговом учете не показывают (не начисляют на них амортизацию и их стоимость не учитывают при расчете 10% ремонтного лимита). А арендная плата по ним включается в налоговые расходы по дате начисления арендного платежа, поскольку арендуемые терминалы используются в хозяйственной деятельности торговца. В налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия арендные платежи отражают в строке 06.2 (в составе расходов на сбыт). Соответственно в этой части торговец имеет право на налоговый кредит по НДС.

Об аренде основных средств читайте в Теме недели «Аренда основных средств» // «БН», 2012, № 24, с. 33.

2. Приобретенные в собственность терминалы в зависимости от суммы приобретения зачисляются в состав:

— основных средств 4 группы с дальнейшим начислением амортизации (если их стоимость выше или равна 2500 грн.);

— малоценных необоротных активов группы 11 — если их стоимость ниже 2500 грн.

В большинстве случаев платежные терминалы ввиду их невысокой стоимости являются малоценными необоротными активами, которые мы включаем в группу 11 основных средств и амортизируем по одному из методов: «50 % х 50 %» или «100 %». О начислении амортизации читайте в статье «Налоговая амортизация основных средств» // «БН», 2011, № 36, с. 17, а о налоговом учете основных средств — в статье «Основные средства: поступление на предприятие» // «БН», 2011, № 32, с. 34.

В каждом из изложенных вариантов торговец имеет право на налоговый кредит по НДС.

Выручка, оплаченная покупателем через платежный терминал, отражается в составе налоговых доходов на дату отгрузки оплаченных через терминал товаров (для магазинов розничной торговли это, как правило, день оформления квитанции платежного терминала). Если через терминал оплачиваются работы, услуги, арендная плата, то налоговые доходы возникают по дате подписания акта.

Комиссионное вознаграждение по договору эквайринга включаем в налоговые расходы согласно п.п. «є» п.п. 138.10.2 НКУ. В налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия комиссию отражаем в строке 06.1 (в составе админрасходов).

Датой возникновения налоговых обязательств по НДС в соответствии с п. 187.1 НКУ является первое событие, наступившее ранее:

— либо дата оформления налоговой накладной, подтверждающей факт отгрузки торговцем товаров (работ, услуг) покупателю,

— либо дата выписки квитанции платежного терминала.

В розничной торговой сети налоговые обязательства по НДС будут возникать в момент проведения операции через платежный терминал.

Пример. Торговец использует платежный терминал на условиях операционной аренды, арендная плата в месяц составляет 240 грн. с НДС, в том числе НДС (20 %) — 40 грн. Торговец реализовал покупателю товар на сумму 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.), расчет за который был проведен с использованием БПК. Размер комиссионных банку-эквайру составляет 3 % от стоимости товара, расчет за который осуществлялся с использованием БПК.

В следующем периоде покупатель вернул приобретенные товары. Средства за товар торговец вернул ему на текущий счет с использованием СПС*.

* Особенности документального оформления данной операции см. в статье «Расчеты БПК через РРО в торговой точке» // «БН», 2008, № 51, с. 39.

В учете торговца эти операции будут отражены, как показано в табл. 2.

 

Таблица 2. Учет операций с БПК у торговца (продавца)

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

1. Начислена арендная плата за использование терминала

93

685

200

200

2. Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

40

3. Перечислена арендная плата за пользование терминалом

685

311

240

4. Отражена реализация товаров с оплатой через платежный терминал

333

702

2400

2000

5. Отражены налоговые обязательства по НДС

702

641

400

6. На текущий счет зачислена сумма выручки (за вычетом комиссионных: 2400 - 2400 x 3 %)

311

333

2328

7. Отражены комиссионные банка (2400 х 3 %)

92

333

72

72

8. Списана сумма торговой наценки

285

282

500 (условно)

9. Списана учетная стоимость проданных товаров

902

282

1000 (условно)

1000

10. Определен финансовый результат:

— списаны доходы

702

791

2000

— списана себестоимость реализованного товара

791

902

1000

— списаны расходы по комиссионным банку

791

92

72

— списаны расходы по арендной плате

791

93

200

11. Возвращены товары покупателем

704

311

2400

- 2000

12. Откорректированы налоговые обязательства по НДС (метод «сторно»)

702

641

400

13. Откорректированы расходы в части себестоимости проданного товара (метод «сторно»)

902

282

1000

- 1000

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о платежных системах – Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.01 г. № 2346-III.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Постановление № 878 — постановление КМУ «Об осуществлении расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платежных средств» от 29.09.10 г. № 878.

Постановление № 1336 — постановление КМУ «Об обеспечении реализации статьи 10 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 23.08.2000 г. № 1336.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Сроки № 121 — Сроки перевода субъектов предпринимательской деятельности на учет расчетных операций в наличной и безналичной форме с применением регистраторов расчетных операций, приведенные в приложении к постановлению КМУ от 07.02.01 г. № 121.

Положение об эмиссии СПСПоложение о порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденное постановлением Правления НБУ от 30.04.10 г. № 223.

Положение о расчетных документах — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок ведения КУРО — Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Правила № 620 — Правила Национальной системы массовых электронных платежей, утвержденные постановлением Правления НБУ от 10.12.04 г. № 620.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше