Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов

Редакция БН
Приказ от 02.07.2012 г. № 390

ПРОВЕРКИ
ИНСПЕКЦИИ ПО ТРУДУ —

Минсоцполитики утвердило
 Порядок и формы оформляемых
 при этом документов

Приказ Министерства социальной политики Украины от 02.07.12 г. № 390

«Об утверждении Порядка проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов»

 

Комментируемым приказом Минсоцполитики утвердило:

1. Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов (далее — Порядок).

2. Формы документов, оформляемых при проверках:

Акта проверки соблюдения субъектами хозяйствования законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании (далее — Акт проверки);

Предписания;

Протокола об административном правонарушении;

Постановления о наложении административного взыскания в соответствии со статьей 1886 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — Постановление).

Кроме того, комментируемым приказом отменен приказ Минтруда от 21.03.03 г. № 72, который до этого утверждал порядок проведения таких же проверок и инструкцию по оформлению материалов о правонарушениях.

Сразу отметим, что Порядок, в отличие от своего предшественника, не содержит процедурных вопросов оформления Акта проверки и Предписания. И вообще отдельно отсутствует аналог инструкции по оформлению материалов о правонарушениях.

Сам же Акт проверок увеличен в размерах и теперь содержит детальный перечень вопросов, которые проверяются, со ссылкой на регламентирующие нормативные документы. Для работодателя также полезно ознакомиться с актом, чтобы знать, что будут проверять инспекторы, и, в случае необходимости, исправить у себя ситуацию до начала проверки.

Стоит обратить внимание на такой интересный момент. Ввиду того что ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КоАП) содержит довольно абстрактную формулировку ответственности в других случаях «также прочие нарушения требований законодательства о труде», не значит ли это, что в случае, если по какому-то вопросу будет выявлено нарушение, автоматически будет наложен админштраф по ст. 41 КоАП. На наш взгляд — нет. Так, в перечне проверяемых вопросов есть такие, которые фактически не приводят к ущемлению трудовых прав работника. Так, среди контролируемых аспектов указано (п.п. 3.2.2) обеспечение бухгалтерского учета расходов на оплату труда, что предусмотрено как обязанность работодателя частью второй ст. 30 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. Однако, нам видится, что привлекать за необеспечение ведения бухучета, если в результате трудовые права работника не нарушены, проверяющие из инспекции по труду не должны.

Теперь относительно порядка проведения проверок.

В п. 1 Порядка четко указано, что проверки проводятся в пределах полномочий, предоставленных инспекторам по вопросам труда такими документами:

1) Конвенцией № 81 Международной организации труда об инспекции труда в промышленности и торговле (дата подписания: 11.07.47 г., дата вступления в силу: 07.04.50 г., дата ратификации: 08.09.04 г.);

2) Конвенцией № 129 Международной организации труда об инспекции труда в сельском хозяйстве (дата подписания: 25.06.69 г., дата вступления в силу: 19.01.72 г., дата ратификации: 08.09.04 г.);

3) Законом Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.07 г. № 877-V (далее — Закон № 877)*;

4) постановлением КМУ от 17.11.10 г. № 1059 «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)»;

5) Положением о Государственной инспекции Украины по вопросам труда, утвержденным Указом Президента Украины от 06.04.11 г. № 386/2011.

* Напомним также, что для проверок упрощенцев есть специальный Закон Украины от 23.02.12 г. № 4448-VI, которым установлены особые правила осуществления госнадзора (см. ком. «Госнадзор за упрощенцами теперь регулируется специальным Законом» // «БН», 2012, № 14, с. 4).

Таким образом, теперь уже в приказе закреплена ранее продвигаемая Госнадзортруда идея, что инспекторы по вопросам труда должны в своей деятельности руководствоваться не только внутренним законодательством, но и положениями международных актов. Ранее на это указывалось только в письмах (например, см. письма Госнадзортруда от 28.04.07 г. № 013-617-43, от 25.10.07 г. № 013-1636-32; письме Минюста от 01.09.09 г. № 06/01-15/1968). Кроме того, теперь четко прописано о соблюдении при проверках норм Закона № 877.

Проверять имеют право должностные лица Гоструда, которые имеют полномочия государственного инспектора по вопросам труда (п. 2) при наличии у него служебного удостоверения и направления на проверку (п. 4). Инспектор не может выступать в качестве посредников, арбитров или экспертов при рассмотрении трудовых споров (п. 3).

Виды проводимых проверок (п. 3):

1) плановые — проводятся с периодичностью, определяемой согласно постановлению КМУ от 17.11.10 г. № 1059* в зависимости от степени риска: высокой (проверки не чаще 1 раза в год), средней (проверки не чаще 1 раза в 2 года) и незначительной (проверки не чаще 1 раза в 3 года);

2) внеплановые — проводятся независимо от количества ранее проведенных проверок при наличии оснований, определенных Законом № 877. Внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц о нарушении требований трудового законодательства и общеобязательном государственном соцстраховании проводятся только при наличии согласия Гоструда Украины на их проведение.

* См. ком. «Проверки: Кабмин утвердил Критерии, по которым оценивается степень риска при соблюдении требований законодательства о труде» // «БН», 2011, № 1 — 2, с. 5.

Проверки могут проводиться как по месту осуществления хоздеятельности (его обособленных подразделений) или в помещении органа Гоструда в случаях, предусмотренных Законом № 877.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что инспектору на время проведения проверки предоставляется рабочее место, оборудованное должным образом, право пользования телефонной связью, копировальной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий во время проверки, оформления материалов проверки, общения с работниками (в случае необходимости получения объяснений).

По результатам проверки составляется Акт проверки. Если выявлены нарушения, выносится Предписание об устранении выявленных нарушений.

Кстати, по результатам проверки инспектор обязан провести разъяснительную работу по вопросам применения норм законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, если должностные лица проверяемого работодателя будут не против (п. 6.4 Порядка).

Комментируемое постановление вступило в силу со дня его официального опубликования — с 17.08.12 г. (опубликовано в газете «Офіційний вісник України», 2012, от 17.08.12 г. № 60).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше