Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Налоговый кодекс: очередная порция «улучшений»

Редакция БН
Статья

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС: ОЧЕРЕДНАЯ ПОРЦИЯ «УЛУЧШЕНИЙ»

 

Как и пророчили многие на заре работы с Налоговым кодексом — этот документ кроить будут еще не раз. На сегодняшний день в этом вопросе уже перешли черту, после которой счет ведется только масштабным изменениям. Анализируемые сегодня новации именно такие.

Итак, о чем пойдет речь в Теме недели:

— новый реквизит налоговой накладной, который налоговики великодушно разрешили пока не использовать;

— новые группы (5 и 6) единоналожников;

— возврат к уплате авансовых взносов по налогу на прибыль и изменение порядка предоставления отчетности по этому налогу (правда, только с 2013 года);

— новые функции налоговиков и полномочия налоговой милиции;

— дополнительное основание для подачи годовой декларации по НДФЛ.

В Налоговый кодекс уже в который раз за этот год внесены масштабные изменения. Как и обещали в предыдущем номере, сегодня детально проанализируем новации, привнесенные Законом Украины от 05.07.12 г. № 5083-VI.

Оксана КОНОНЕНКО, главный редактор

Николай ШПАКОВИЧ, заместитель главного редактора

Сергей ДЕЦЮРА, Виктория ЗМИЕНКО, Жанна СЕМЕНЧЕНКО — экономисты-аналитики Издательского дома «Фактор»

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ

 

Ссылки на официальные органы

Из названия Закона № 5083 видно, что его основной направленностью было приведение норм НКУ в соответствие с административной реформой, а именно Законом № 3166 и Указом № 1085. В связи с этим в первоначальной редакции Законопроекта предполагалось лишь изменить в НКУ ссылки на названия центральных органов исполнительной власти и дополнить его разделом об органах ГНС. Но в процессе работы над Законопроектом депутаты внесли в него разноплановые дополнения и получился «микс» административных и налоговых корректив.

В заключении Главного юридического управления было указано на то, что Законопроект подготовлен с нарушением требований ст. 116 Регламента Верховной Рады Украины, и значительная часть его положений не отвечает названию, а следовательно, и предмету регулирования, но депутаты в спешке на это внимания не обратили. В итоге мы имеем дело с очередным законом, который среди прочего существенно подкорректировал правила налогообложения.

Исходя из положений Закона № 3166 и Указа № 1085 по тексту НКУ были изменены ссылки на названия центральных органов исполнительной власти. Теперь при упоминании в НКУ какого-то органа следует его искать в указанных нормативных актах. В числе наиболее важных органов для целей НКУ следует выделить центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики (Минфин), и центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную налоговую политику (ГНСУ).

 

Функции органов ГНС

Согласно изменениям, внесенным в п. 1.1 НКУ, теперь функции и правовые основы деятельности органов ГНС определяются не Законом о ГНС, который утратил силу*, а НКУ. В связи с этим НКУ был, в частности, дополнен ст. 191, в которой описаны функции органов ГНС. Большая часть из них с незначительными коррективами перенесена из раздела II Закона о ГНС, но без разделения между бывшей ГНАУ и ГНИ. В обновленных формулировках более четко определяются функции органа ГНС, например, в части:

— осуществления контроля за правомерностью бюджетного возмещения НДС (п.п. 191.1.5 НКУ);

— лицензирования деятельности субъектов хозяйствования по производству спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями (п.п. 191.1.9 НКУ);

— осуществления контроля в сфере производства, оборота и реализации подакцизных товаров (п.п. 191.1.11 НКУ);

— осуществления контроля за целевым использованием подакцизных товаров (продукции), которые не подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения, или облагаются налогом по нулевой ставке акцизного налога (п.п. 191.1.12 НКУ).

* До вступления в силу Уголовного процессуального кодекса Украины (до 19.11.12 г.) действуют только положения ч. 4 ст. 17, абз. 2 и 3 ч. 2 ст. 19, п. 1 и 2 ч. 1 ст. 21 Закона о ГНС (п. 3 разд. II Закона № 5083).

Введены новые функции по осуществлению внутреннего контроля и аудита состояния соблюдения законодательства, выполнения должностных (служебных) обязанностей в органах ГНС, на предприятиях, в учреждениях, организациях, принадлежащих к сфере управления ГНСУ (п.п. 191.1.35 НКУ), а также по проведению дифференциации налогоплательщиков (п.п. 191.1.6 НКУ). В то же время, как правильно было отмечено в заключении Главного юридического управления, в НКУ не установлено, какие именно предприятия, учреждения и организации принадлежат к сфере управления ГНСУ и не раскрывается содержание понятия «дифференциация» налогоплательщиков.

Выразили свои возражения юристы и против «всеобъемлющей» функции из п.п. 191.1.38 НКУ, в соответствии с которой органы ГНС «осуществляют другие функции, определенные законами Украины», но эта норма была сохранена.

Среди других новаций можно отметить лишение налоговиков полномочий по контролю за наличием документа, подтверждающего государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц — предпринимателей в соответствии с законом (пп. 20.1.29, 75.1.3, 80.2.1, 80.2.2 НКУ). Отныне отсутствие таких документов не является основанием для применения административного ареста имущества (пп. 94.2.4, 94.19.8 НКУ).

Кроме того, несколько изменилась структура органов ГНС: теперь в п. 55.2 НКУ упоминаются также органы ГНС в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, округах (на два и больше региона), которым подчиняются ГНИ. В эти органы отныне будут подаваться жалобы на решения ГНИ (абз. 2 п. 56.3 НКУ).

В раздел XVIII1 НКУ перенесены из Закона о ГНС с незначительными изменениями нормы относительно должностных лиц органа ГНС.

 

Полномочия налоговой милиции

В новый раздел XVIII2 НКУ перенесено большинство соответствующих норм из Закона о ГНС. Из новаций можно отметить более четкую и расширительную трактовку полномочий органов налоговой милиции в части:

— осуществления розыска лиц, которые скрываются от следствия и суда за уголовные и другие правонарушения в сфере налогообложения и в бюджетной сфере (п.п. 350.1.3 НКУ, вступает в силу с 19.11.12 г.);

— принятия мер относительно выявления и расследования преступлений, связанных с отмыванием, легализацией, хищением средств и другими незаконными финансовыми операциями (п.п. 350.1.4 НКУ);

— в случае выявления фактов, свидетельствующих об организованной преступной деятельности, или действий, создающих условия для такой деятельности, направления материалов по этим вопросам соответствующим специальным органам по борьбе с организованной преступностью (п.п. 350.1.6 НКУ).

Заслуживает внимания важная новация касательно прав налоговой милиции. Так, в п. 351.1 НКУ, соответствующем ст. 22 Закона о ГНС, не упоминается право из абз. 6 п. 5 ст. 11 Закона о милиции. В связи с этим налоговые милиционеры не имеют теперь права задерживать и держать в специально отведенных для этого помещениях лиц, которые выявили неповиновение законному требованию работника милиции, — до рассмотрения дела судом, но не более чем на 24 часа. Раньше налоговые милиционеры нередко злоупотребляли этим правом.

 

Функции Минфина

В НКУ теперь четко закреплены полномочия Минфина по разработке нормативных актов в сфере налогообложения. В связи с этим в скором будущем можно ожидать принятия новых нормативных актов, утвержденных этим органом, в частности, следующих:

— по возврату средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местный бюджеты (абз. 2 п. 43.5 НКУ);

— всех налоговых деклараций (пп. 46.4, 46.5 НКУ). После внесения изменений в нормативно-правовые акты по вопросам налогообложения Минфин должен осуществить мероприятия, связанные с обнародованием таких изменений, а ГНСУ — мероприятия, связанные с применением таких изменений (абз. 3 п. 46.6 НКУ);

— налоговой отчетности об использовании средств неприбыльных организаций (п. 157.14 НКУ);

— декларации о максимальных розничных ценах на подакцизные товары (п. 220.2 НКУ);

— отчета об использовании марок акцизного налога, приобретенных в предыдущем месяце (п. 226.12 НКУ);

— требований к оформлению жалобы, порядка подачи и рассмотрения жалоб на решения контролирующих органов (п. 56.20 НКУ);

— формы и порядка направления налогового уведомления-решения и расчета денежного обязательства (абз. 4 п. 58.1 НКУ);

— порядка рассрочки и отсрочки денежных обязательств или налогового долга налогоплательщика (п. 100.13 НКУ).

 

Права налогоплательщика

Здесь изменения незначительны. В соответствии с подкорректированным п.п. 17.1.1 НКУ налогоплательщики получили право безвозмездно получать информацию не только в органах ГНС, но и в таможенных органах, в том числе через сеть Интернет (о налогах и сборах и нормативно-правовых актах, их регулирующих, порядке учета и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях контролирующих органов и их должностных лиц относительно осуществления налогового контроля).

Исключена норма п. 95.23 НКУ, в соответствии с которой налогоплательщик имел право самостоятельно осуществить отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, при условии наличия соответствующего согласия органа ГНС и направления средств, полученных от такой продажи, в счет погашения его налогового долга.

 

Прочие изменения

Среди прочих новаций в администрировании налогов стоит отметить такие:

— увеличился срок, в течение которого налогоплательщик имеет право предоставить в контролирующий орган, назначивший проверку, документы, определенные в акте проверки как отсутствующие (абз. 2 п. 44.7 НКУ), теперь он составляет пять рабочих дней со дня получения акта проверки (ранее было три дня);

— внесены изменения в «штрафную» норму п. 126.1 НКУ, которая теперь регламентирует ответственность за неуплату согласованной суммы денежного обязательства и/ или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий в течение сроков, определенных НКУ. Этой нормой однозначно устанавливается ответственность за неуплату авансовых взносов по налогу на прибыль, которые вводятся с 01.01.13 г. (подробнее об этом см. ниже). А вот с неуплатой авансовых взносов по налогу на прибыль при выплате дивидендов ситуация менее определена, поскольку формально теперь и они подпадают под этот пункт, хотя ранее налоговики предлагали за эти нарушения налагать штрафы по ст. 127 НКУ (см. разъяснения в разделах 110.31, 510.01 ЕБНЗ).

Так и не заработали нормы п. 126.2 НКУ, которыми должна была устанавливаться ответственность за неуплату авансовых взносов по плате за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в порядке и в сроки, определенные п.п. 263.12.2 НКУ (п.п. 6 п. 2 разд. II Закона № 5083).

 

ЕДИНЫЙ НАЛОГ

 

Как выглядит обновленная упрощенка с 12 августа 2012 года?

Изменения, которые внесены пп. 77 — 83 Закона № 5083 в НКУ, расширили круг плательщиков ЕН, добавив две «старшие» группы: группу 5 — для предпринимателей и группу 6 — для предприятий (новые пп. 5 и 6 п. 291.4 НКУ). Эти группы позволяют быть упрощенцами субъектам малого бизнеса с доходом до 20 млн грн. Но такая привилегия сопровождена и большей налоговой нагрузкой: для плательщиков НДС ставка ЕН составит 7 %, а без уплаты НДС — ЕН 10 %. Условия работы в группах 5 и 6 практически аналогичны правилам, установленным для групп 3 и 4.

Кроме повышения предельного объема дохода, других условий, расширяющих или сужающих ряды упрощенцев, внесенные изменения не прибавили. Так, не увеличено предельное количество наемных работников: для ФЛП как было, так и осталось 20 человек, в том числе для группы 5, для предприятий — 50 человек (одинаково для групп 4 и 6). Также не расширились и виды деятельности, которые могут осуществлять единоналожники (не изменен перечень запрещенных видов, указанный в п. 291.5 НКУ). Лишь для ФЛП — ювелиров, риэлтеров и оценщиков недвижимости предусмотрена возможность работать не только в группе 3, но и в «старшей» группе 5 (см. раздел на с. 40).

По сути новые группы 5 и 6 — это аналоги соответственно групп 3 и 4, но с увеличенным до 20 млн грн. допустимым объемом дохода (можно их назвать «старшими братьями»). Поэтому на них распространяются те же правила налогообложения, что и на их «меньших собратьев»:

1. При нарушении единоналожных правил (осуществление запрещенной деятельности, применение запрещенных форм расчетов) к полученному от этого доходу будут применяться повышенные ставки ЕН: для ФЛП — 15 %, а для предприятий — двойная ставка ЕН. А со следующего квартала необходимо будет перейти на общую систему.

2. Нормы п.п. 4 п. 293.8 НКУ относительно возможности применения «НДСной» ставки ЕН распространяется и на плательщиков групп 5 и 6 для «НДСной» ставки 7 %.

3. Налоговым отчетным периодом для групп 2 — 6 является календарный квартал (обновленный п. 294.1 НКУ).

4. На группу 6 распространяются обновленные с 01.07.12 г. для группы 4 правила определения дохода, прописанные в пп. 292.3 и 292.6 НКУ*. По идее и для группы 5 должны соблюдаться правила определения дохода, предусмотренные для группы 3. Но есть и различия. Так, обновленные с 01.07.12 г. правила определения дохода для группы 3 (плательщик НДС; ЕН 3 %) должны распространяться и на группу 5 (плательщик НДС; ЕН 7 %), в частности в отношении включения в доход кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (обновленные пп. 292.3 и 292.6 НКУ). Однако изменениями в эти пункты внесены коррективы только в отношении группы 6, а о группе 5 — молчок. Так что теперь при формальном прочтении этих норм кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в доход будут включать только ФЛП группы 3. Хотя вряд ли законодатель это задумывал, наверняка упустили...**

5. Отчитываются единоналожники групп 3 — 6 ежеквартально (обновленный п. 296.3 НКУ). В декларации отдельно отражаются доходы, которые облагаются по основной ставке ЕН, и отдельно — по повышенной (обновленные пп. 296.5.3 и 296.5.4 НКУ).

6. Уплатить ЕН единоналожники групп 3 — 6 должны в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации (обновленный п. 295.3 НКУ).

7. ФЛП группы 5, как и группы 3, если не являются плательщиками НДС (ЕН 10 %), ведут Книгу учета доходов (утверждена приказом № 1637), а если являются плательщиками НДС (ЕН 7 %) — ведут Книгу учета доходов и расходов (утверждена приказом № 1637)*** (обновленные пп. 296.1.1 и 296.1.2 НКУ).

8. Предприятия группы 6, как и группы 4, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 НКУ**** (обновленный п.п. 296.1.3 НКУ).

* Подробнее об этих изменениях см. в Теме недели «Налоговый кодекс: анализируем изменения» // «БН», 2012, № 29, с. 22.

** И это не последняя оплошность относительно группы 5. Так, нам кажется, что следовало бы сослаться на группу 5 наряду с группами 2 и 3 и в абз. втором п. 296.2 НКУ (подача декларации ФЛП группы 1 при переходе в группу 2, 3 и 5). Но ее перекрывают иные нормы, например п.п. 296.5.1 НКУ. Кроме того, не подкорректирован п. 296.10 НКУ относительно неприменения РРО (см. с. 40).

*** Об особенностях ее ведения читайте в статьях «Книги предпринимателей-единоналожников: рекомендации по заполнению» («БН», 2012, № 7, с. 31), «Несвоевременная регистрация книги: чем грозит предпринимателю-единоналожнику»(«БН», 2012, № 21, с. 29); ком. «Получение дохода ФЛП-единоналожником: всегда ли нужны документы для внесения записей в Книгу учета доходов» ( «БН», 2012, № 32, с. 8).

**** Об особенностях его ведения читайте в статье «Финотчетность единоналожника за I квартал 2012 года: построчное заполнение форм № 1-мс и № 2-мс» // «БН», 2012, № 15, с. 17.

Новшеством для групп 3 — 6 является то, что у вновь созданного субъекта шанс стать единоналожником с даты госрегистрации появится в случае, если он подаст Заявление на ЕН в течение 10 дней (вероятно, календарных) со дня госрегистрации (обновленный абз. второй п.п. 298.1.2 НКУ). До изменений Заявление необходимо было подать до конца месяца, в котором субъект был зарегистрирован. Это изменение учитывает интересы тех субъектов, которые регистрируются в последних числах месяца — они иногда просто физически не могли подать Заявление на ЕН до конца месяца, в котором зарегистрированы.

Обновленные правила работы на упрощенной системе налогообложения с делением на группы единоналожников мы привели в табл. 1 на с. 37.

Далее остановимся на нюансах, которые требуют более подробных комментариев.

 

Таблица 1. Шпаргалка по применению упрощенной системы налогообложения

Критерий (показатель)

Группы плательщиков ЕН

ФЛП

юридические лица

группа 1

группа 2

группа 3

группа 5

группа 4

группа 6

1

2

3

4

5

6

7

Объем дохода в течение календарного года не превышает

150 тыс. грн.

1 млн грн.

3 млн грн.

20 млн грн.

5 млн грн.

20 млн грн.

Численность работников

Не используют труд наемных лиц

Не используют труд наемных лиц или количество лиц, состоящих в трудовых отношениях, одновременно не превышает:

Среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц

10 человек

20 человек

20 человек

Размер ЕН

1 — 10 % МЗП

2 — 20 % МЗП

Плательщик НДС:

Плательщик НДС:

3 % к доходу

7 % к доходу

3 % к доходу

7 % к доходу

Неплательщик НДС:

Не плательщик НДС:

5 % к доходу(1)

10 % к доходу(1)

5 % к доходу

10 % к доходу

Размер повышенной ставки ЕН

15 %

Двойной размер ставки:

6 % или 10 %

14 % или 20 %

Возможность быть плательщиком НДС

Не предусмотрена

При ставке ЕН 3 %

При ставке ЕН 7 %

При ставке ЕН 3 %

При ставке ЕН 7 %

Разрешенные виды деятельности

Исключительно розничная продажа товаров с торговых мест на рынках и/или хозяйственная деятельность по предоставлению бытовых услуг населению

Деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых, плательщикам ЕН и/или населению, производство и/или продажа товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства(2)

Общие, названные в п. 291.5 НКУ

Продолжительность налогового (отчетного) периода (п. 294.1 НКУ)

Календарный год

Календарный квартал

Срок подачи декларации(3)

Срок для годового налогового (отчетного) периода— в течение 60 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) года (п.п. 49.18.3 НКУ).

Срок для квартального налогового периода — в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (п.п. 49.18.2 НКУ)

 

Исключение – подача в квартальный срок в случае превышения дохода и перехода в «старшую» группу

 

Порядок уплаты ЕН по основной ставке

Авансовый взнос в срок не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца

После подачи налоговой декларации по ЕН в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал

Порядок уплаты ЕН по повышенной ставке

В течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации за налоговый (отчетный) период, в котором задекларирован ЕН по повышенной ставке

Применение РРО

Не применяют (п. 296.10 НКУ)

Не применяют (п. 6 ст. 9 Закона об РРО) (4)

Не освобождены от применения

Особенности ведения учета

Введут Книгу учета доходов путем ежедневного, по итогам рабочего дня, отражения полученных доходов.

Форма книги учета доходов, порядок ее ведения утверждены приказом № 1637

Неплательщик НДС (ЕН 5 % и 10 %) — учет доходов как для групп 1 и 2

Ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 НКУ

Плательщик НДС (ЕН 3 % и 7 %) — учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, утвержденной приказом № 1637

Последствия нарушения единоналожных правил:

1. Превышение допустимого объема дохода (п. 293.8 НКУ)

1) по желанию миграция со следующего квартала: 1 → 2, 3, 5, общая система

1) по желанию миграция со следующего квартала: 2 → 3, 5, общая система

1) по желанию миграция со следующего квартала: 3 → 5, общая система

1) обязательная миграция со следующего квартала: 5 → общая система

1) по желанию миграция со следующего квартала: 4 → 6, общая система

1) обязательная миграция со следующего квартала: 6 → общая система

2) уплата ЕН по повышенной ставке, с дохода, превышающего допустимый объем дохода

2. Осуществление запрещенных видов деятельности, применение запрещенных форм расчетов, осуществление ФЛП групп 1 и 2 видов деятельности, не указанных в Свидетельстве ЕН

1) возврат с месяца, следующего за отчетным периодом, на общую систему налогообложения;

2) уплата ЕН по повышенной ставке, с дохода, полученного с нарушением единоналожных правил

3. Превышение численности работников

Возврат с месяца, следующего за отчетным периодом, на общую систему налогообложения

(1)Эта ставка обязательно применяется для ФЛП, осуществляющих деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней. См. раздел на с. 40.

(2)Виды деятельности, которые ФЛП группы 2 осуществляет в пользу «запрещенных» покупателей, считаются для них осуществлением запрещенных видов деятельности.

(3)О ее заполнении читайте в статье «Декларация единоналожника: правила заполнения и подачи (впервые за I квартал 2012 года)» // «БН», 2012, № 16, с. 10. Об исправлении ошибок см. в Теме недели «Исправляем ошибки по единому налогу» // «БН», 2012, № 23, с. 30. В связи с внесенными Законом № 5083 изменениями должны последовать изменения в форму декларации, но актуальными они станут не ранее подачи декларации за 2012 год, поскольку стать единоналожниками групп 5 и 6 можно только с IV квартала 2012 года.

(4)Пункт 296.10 НКУ Законом № 5083 не подкорректирован. Но от применения РРО ФЛП группы 5 освобождает п. 6 ст. 9 Закона об РРО. Подробнее см. раздел на с. 40.

 

Миграция единоналожников — что поменялось?

Изначально после введения упрощенки (с 01.01.12 г.) движение между группами было предусмотрено только для ФЛП ввиду того, что только для предпринимателей групп было несколько — для предприятий была только одна группа. Причем в первом полугодии 2012 года переходы были возможны только по причине, предусмотренной в п. 293.8 НКУ, а именно в случае превышения объема полученного дохода. Так, переходить в «старшую» группу или покинуть упрощенку обязаны были ФЛП групп 1 и 2 в случае, когда они перебрали разрешенный для них объем дохода. Об этом мы детально писали в статье « Миграция единоналожников между группами и ставками: изучаем новую упрощенку» // «БН», 2012, № 10, с. 17.

С 1 июля 2012 года у ФЛП-единоналожников появилась возможность в течение календарного года менять группу по своему желанию, в том числе им разрешено переходить из «старшей» группы в «младшую» — НКУ был дополнен новым п.п. 298.1.5 НКУ. Для перехода необходимо подать Заявление на ЕН в орган ГНС не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала, а при переходе в «младшую» группу не превысить допустимый для нее объем дохода с начала календарного года и численность работников на дату перехода.

После добавления группы 5 принцип движения между группами для ФЛП не изменился:

1. Обязательная миграция — при превышении предельно допустимого объема дохода ФЛП обязан на выбор (1) перейти из «младшей» группы в «старшую» группу или (2) покинуть упрощенку (пп. 1, 2 и абз. первый п.п. 3 п. 293.8 НКУ). Однако поскольку теперь самой «старшей» группой является группа 5, то предприниматели группы 3 после изменений также получили возможность перейти в «старшую» для себя группу 5 (абз. первый п.п. 3 п. 293.8 НКУ). И лишь ФЛП группы 5 в случае превышения допустимого для них объема дохода (20 млн грн.) обязаны будут вернуться на общую систему налогообложения, уплатив из суммы превышения ЕН 15 % (абз. пятый п.п. 3 п. 293.8 НКУ). Заявление на ЕН в орган ГНС надо подавать не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором допущено превышение дохода.

2. Добровольную миграцию между группами ФЛП осуществляет согласно п.п. 298.1.5 НКУ. При этом в связи с добавлением новой группы 5 обновлен и п.п. 298.1.5 НКУ в части нормы, касающейся аннулирования Свидетельства НДС для ФЛП групп 3 и 5, которые были плательщиками НДС и переходят на «безНДСный» ЕН (в группу 1 и 2 или в группу 3 на ставку ЕН 5 %). Заявление на ЕН для перехода в новую группу в орган ГНС надо подать не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала.

Что касается предприятий-единоналожников, то поскольку для них была предусмотрена только одна группа — 4, переходить до 12.08.12 г. им было некуда. Но после внесенных Законом № 5083 изменений, и предприятия-единоналожники могут курсировать между своими двумя группами:

1. Обязательная миграция из группы 4 в группу 6 или отказаться от упрощенки предусмотрена для тех предприятий, которые перебрали разрешенный для них объем дохода (5 млн грн.). В группе 6 они могут работать, пока не достигнут с начала календарного года дохода в сумме 20 млн грн., а после достижения со следующего календарного квартала обязаны будут вернуться на общую систему налогообложения.

2. Добровольная миграция, осуществляемая согласно п.п. 298.1.5 НКУ, появилась у предприятий благодаря добавлению новой группы 6. Руководствуясь п.п. 298.1.5 НКУ, единоналожники групп 4 и 6 могут осуществлять такие передвижения:

группа 4 (ЕН 3 %) группа 6 (ЕН 7 %);

группа 4 (ЕН 3 %) группа 6 (ЕН 10 %) с аннулированием НДС-регистрации;

группа 4 (ЕН 5 %) группа 6 (ЕН 10 %);

группа 4 (ЕН 5 %) группа 6 (ЕН 7 %) с регистрацией плательщиком НДС;

группа 6 (ЕН 7 %) группа 4 (ЕН 3 %);

группа 6 (ЕН 7 %) группа 4 (ЕН 5 %) с аннулированием НДС-регистрации;

группа 6 (ЕН 10 %) группа 4 (ЕН 5 %);

группа 6 (ЕН 10 %) группа 4 (ЕН 3 %) с регистрацией плательщиком НДС.

В п.п. 298.1.5 НКУ ничего не говорится об аннулировании Свидетельства НДС единоналожников групп 4 или 6 в случае их миграции в группу на «безНДСный» ЕН (группа 4 (ЕН 3 %) группа 6 (ЕН 10 %); группа 6 (ЕН 7 %) группа 4 (ЕН 5 %)). Так, второе предложение п.п. 298.1.5 НКУ обновлено на этот счет лишь для ФЛП групп 3 и 5. Однако, на наш взгляд, это не лишает единоналожников групп 4 или 6 возможности такой миграции. В этом случае основанием для аннулирования их НДС-регистрации является п.п. «в» п. 184.1 НКУ: «184.1. Регистрация действует до даты аннулирования регистрации плательщика налога, проводимого путем исключения из реестра плательщиков налога, и происходит в случае, если: <...> в) какое-либо лицо, зарегистрированное в качестве плательщика налога, регистрируется как плательщик единого налога, условие уплаты которого не предусматривает уплаты налога на добавленную стоимость».

 

РРО для ФЛП группы 5 — надо применять?

С 01.01.12 г. все ФЛП-единоналожники (групп 1 — 3) освобождались от применения РРО согласно п. 296.10 НКУ и дублирующей норме — п. 6 ст. 9 Закона об РРО: «Статья 9. Регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются: <...> 6) при продаже товаров (предоставлении услуг) физическими лицами — предпринимателями, уплачивающими единый налог».

Однако изменениями, которые добавили группу 5, не внесены изменения в п. 296.10 НКУ об освобождении ФЛП новой группы от применения РРО — этот пункт остался без изменений: «296.10. Плательщики единого налога первой — третьей групп не применяют регистраторы расчетных операций».

На наш взгляд, это вовсе не значит, что ФЛП группы 5 обязаны будут применять РРО в случаях, предусмотренных Законом об РРО. Их от применения РРО спасает п. 6 ст. 9 Закона об РРО, норма которого распространяется на всех ФЛП-единоналожников, т. е. и на вновь появившуюся группу 5. И на законность ее применения не должна повлиять несостыковка с НКУ, ведь в данном случае Закон об РРО является специальным законом. Вероятно, что невнесение изменений в п. 296.10 НКУ, скорее всего, недоработка законодателя, а не умысел.

 

Ювелиры-ФЛП: можно работать и в группе 3, и в группе 5, но без НДС

После недавних изменений в НКУ с 01.07.12 г. стать упрощенцами в ювелирном деле согласно абз. четвертому п.п. 2 п. 291.4 НКУ могут ФЛП группы 3 со ставкой ЕН 5 %, которые осуществляют деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.

После изменений, внесенных Законом № 5083 в абз. четвертый п.п. 293.3.2 НКУ, такую деятельность могут также осуществлять ФЛП группы 5 со ставкой ЕН 10 %.

Для предприятий, осуществляющих названную выше ювелирную деятельность, применение только «безНДСного» ЕН (5 % или 10 %) НКУ не установлено. Поэтому они могут осуществлять такую деятельность как в статусе плательщика НДС, так и без такового.

Группу 5 ФЛП-ювелирам целесообразно выбирать лишь тогда, когда, работая в группе 3, предприниматель будет достигать уровня дохода в размере 3 млн грн. При этом, чтобы не платить из суммы превышения ЕН 15 %, советуем переходить в группу 5 до достижения предельного объема. Сразу становиться плательщиком группы 5 нецелесообразно, ввиду вдвое более высокой ставки ЕН: для группы 3 — 5 %, а для группы 5 — 10 %. То же самое и для предприятий группы 4 — переходить в группу 6 необходимо на грани достижения дохода 5 млн грн.

Кроме того, только в группах 3 или 5 могут работать ФЛП, которые предоставляют посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оценке недвижимого имущества. Но для них не установлено ограничение на применение ставки ЕН, как для ювелиров.

 

Когда можно и целесообразно стать единоналожниками групп 5 и 6?

Закон № 5083 вступил в силу с 12.08.12 г. Именно с этой даты появились в упрощенной системе группы 5 и 6. Однако фактически перейти в эти группы действующим субъектам можно будет только с IV квартала 2012 года.

Появление групп 5 и 6 — это спасение для единоналожников групп 3 и 4, которые в III квартале превысили свои допустимые объемы доходов, а также для ФЛП 1 и 2 групп, которые превысили 3 млн грн. Теперь и в IV квартале 2012 года они могут сохранить свой единоналожный статус, перейдя в «старшие» для себя группы 5 и 6. Если бы групп 5 и 6 не было, то им пришлось бы переходить на общую систему налогообложения.

В этой связи может возникнуть вопрос по поводу такой возможности в ситуации, когда превышение было допущено до даты вступления изменений в НКУ (до 12.08.12 г.), т. е. до появления новых групп — можно ли в этом случае с IV квартала 2012 года перейти в группы 5 и 6? Или это право есть только у тех, кто допустил превышение после 12.08.12 г.? На наш взгляд, право перейти в группы 5 и 6 есть у всех единоналожников, допустивших превышение, независимо от даты достижения предельного дохода в III квартале 2012 года.

Что касается целесообразности перехода в группы 5 и 6, то здесь следует учитывать, что фактически эти группы являются лишь «старшими братьями» групп 3 и 4 (соответственно), но с увеличенным допустимым доходом и увеличенными ставками ЕН. А поэтому с целью оптимизации налоговой нагрузки переходить в группы 5 и 6 советуем как можно позже в таких случаях:

1) в III квартале 2012 года получаемый доход превысил установленный предел для групп 3 и 4, а также для ФЛП 1 и 2 групп, когда превышено 3 млн грн., но единоналожник желает оставаться на упрощенной системе. Переход является обязательным. Заявление на ЕН нужно подать не позднее 19 октября 2012 года (20 октября — выходной). Из суммы превышения уплачивается ЕН 15 %;

2) получаемый доход единоналожниками групп 3 и 4 в III квартале 2012 года приближается к установленному пределу и единоналожник желает оставаться и далее на упрощенной системе. Переход является добровольным решением. Заявление на ЕН нужно подать не позднее 14 сентября 2012 года. Этот вариант поможет избежать уплаты ЕН из суммы превышения по повышенной ставке (15 %). Также этот вариант подойдет тем ФЛП групп 1 и 2, которые в IV квартале 2012 года планируют стремительно набрать доход, превышающий с начала 2012 года 3 млн грн.

Следует учитывать и то, что если доход за 2012 год превысит за рубеж для групп 3 и 4, то в 2013 году такие единоналожники будут работать исключительно в группах 5 и 6. И только снижение объемов дохода в 2013 году позволит им в 2014 году перейти в какую-либо «меньшую» группу.

И еще. В связи с внесенными изменениями потребуют корректировки почти все подзаконные акты Минфина, принятые во исполнение главы 1 раздела XIV НКУ, а также формы Заявления на ЕН, налоговых деклараций, книг учета для ФЛП (в названиях нет упоминания о группе 5). Будем ждать изменений.

 

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

 

Новый обязательный реквизит налоговой накладной

Безусловно, самым существенным и не очень приятным новшеством, предусмотренным Законом № 5083 для плательщиков НДС, является новый п.п. «ї» п. 201.1 НКУ, которым введен еще один обязательный реквизит налоговой накладной (НН), — номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины (далее — данные ГТД).

Обращаем внимание, что такой обязательный реквизит НН введен с даты вступления в силу Закона № 5083, т. е. с 12.08.12 г. Поэтому начиная с этой даты в НН, составленных на поставку импортных товаров, должны бы быть указаны данные ГТД.

Но на сегодняшний день специалисты ГНСУ уже обнародовали свое видение порядка перехода на использование НН с новым реквизитом: они считают, что новый реквизит следует указывать в НН только после внесения соответствующих изменений в форму НН (см. «Новый реквизит НН не указывают до внесения изменений в форму НН»). Итак, ждем соответствующих изменений в форму НН.

 

Новый реквизит НН не указывают
 до внесения изменений в форму НН

Извлечение из письма ГНСУ от 21.08.12 г. № 1272/0/71-12/15-3117

«Законом № 5083-VІ часть вторая пункта 201.1 статьи 201 Кодекса дополнена новым подпунктом «ї» и определено, что в налоговой накладной в отдельных строках указываются дополнительные обязательные реквизиты «номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины».

Вместе с тем пунктом 4 раздела II «Заключительные положения» Закона № 5083-VІ поручено Кабинету Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона № 5083-VІ обеспечить пересмотр и приведение соответствующими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с данным Законом. В частности, форма налоговой накладной <…> будет дополнена соответствующими графами для указания номера и даты таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины.

Таким образом, реквизиты «номер и дата таможенной декларации, по которой было осуществлено таможенное оформление товара, ввезенного на таможенную территорию Украины» подлежат указанию в налоговой накладной с момента вступления в силу изменений к форме налоговой накладной о ее дополнении соответствующими графами для отражения таких реквизитов».

 

Новые плательщики НДС

В связи с введением новых групп единоналожников (подробнее см. в разделе «Единый налог» на с. 35) снова был подкорректирован п.п. 14.1.139 НКУ, в котором приведено определение термина «лицо» для разд. V НКУ. Напомним, что именно такие лица могут быть зарегистрированы плательщиками НДС.

Следовательно, единоналожники групп 5 и 6, избравшие ставку ЕН 7 %, равно как и единоналожники групп 3 и 4, избравшие ставку ЕН 3 %, тоже являются лицами для разд. V НКУ. Для таких лиц регистрация плательщиками НДС является обязательным условием для выбора ставки ЕН в размере 3 или 7 %.

Кроме того, единоналожники групп 5 и 6, избравшие ставку ЕН 10 %, будут считаться лицами для разд. V НКУ, если добровольно переходят на уплату ЕН по ставке 7 %. Напомним, что с 01.07.12 г. аналогичное правило действовало для единоналожников групп 3 и 4, которые избрали ставку ЕН 5 % а теперь добровольно переходят на уплату ЕН по ставке 3 %.

Порядок регистрации плательщиками НДС плательщиков ЕН групп 5 и 6 такой же, как и плательщиков ЕН групп 3 и 4.

При изменении ставки ЕН с 5 на 3 % или с 10 на 7 % Регистрационное заявление подается не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату ЕН со ставкой 3 или 7 %.

НДС-регистрация таких лиц действует с 1 числа календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН 3 или 7 % (п. 183.5 НКУ).

 

Нулевая ставка для «Укрзалізниці»

C 12.08.12 г. по нулевой ставке облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров скоростными поездами «Интерсити+» (новый п.п. «г» п.п. 195.1.3 НКУ).

Заметим, что в соответствии с положениями п.п. 4.1.2 НКУ одним из принципов, на которых основывается налоговое законодательство, являются равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации — обеспечение одинакового подхода ко всем плательщикам налогов независимо от социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала.

На наш взгляд, введение нулевой ставки НДС на внутренние услуги, которые предоставляет только один субъект хозяйствования («Укрзалізниця»), не соответствует этим принципам. Однако такой шаг законодателя будет в интересах широкой общественности пассажиров, ведь «Укрзалізниця» уже уменьшила стоимость проезда в поездах «Интерсити+»*.

* См. сообщение по состоянию на 16.08.12 г. (http://www.uz.gov.ua/press_center/up_to_date_topic/320618/).

 

Автоматическое бюджетное возмещение

Дополнен перечень условий, которые не дают плательщику НДС права получить автоматическое бюджетное возмещение.

Согласно новому п.п. 200.19.8 НКУ не могут претендовать на получение автоматического возмещения НДС крупные плательщики, задекларировавшие отрицательное значение объекта обложения налогом на прибыль (убытки) по итогам последнего отчетного (налогового) года.

Напомним, что в соответствии с п.п. 14.1.24 НКУ крупный плательщик налогов — юридическое лицо, у которого объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 500 млн грн. или общая сумма уплаченных в госбюджет налогов по платежам, контролируемым органами ГНС, за такой же период превышает 12 млн грн. Реестр таких плательщиков формируется в соответствии с Порядком № 986. Согласно п. 1.3 Порядка № 986 такие плательщики в обязательном порядке переходят на учет в специализированный орган ГНС, осуществляющий налоговое сопровождение крупных плательщиков налогов.

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

Авансовый взнос налога на прибыль и сроки подачи декларации

С 01.01.13 г. для определенной категории налогоплательщиков вводится авансовый взнос налога на прибыль (см. табл. 2) и меняется периодичность подачи отчетности для всех налогоплательщиков (изменения внесены п. 16 раздела І Закона № 5083 в п. 57.1 НКУ).

Двенадцатимесячный период для уплаты авансовых взносов определяется начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором определен предельный срок подачи годовой налоговой декларации за предыдущий отчетный (налоговый) год, до месяца представления налоговой декларации за текущий отчетный (налоговый) год. То есть с марта года, следующего за отчетным, до марта следующего года.

 

Таблица 2. Порядок уплаты авансового взноса налога на прибыль

Плательщик

Период, за который подается декларация

Срок уплаты налога на прибыль

1. Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения(1), за последний год не превышают 10 млн грн.

подается декларация за отчетный (налоговый) год

1. Налог уплачивается в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года (п. 49.19, п.п. 49.18.2, п. 57.1 НКУ);

2. Авансовые взносы не уплачиваются

2. Неприбыльные учреждения (организации)

3. Налогоплательщики, зарегистрированные в течение отчетного года (вновь образованные)

4. Налогоплательщики (кроме указанных выше и производителей сельскохозяйственной продукции), у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения(1) за последний год превышают 10 млн грн.:

4.1) если в отчетном году и в I квартале года, следующего за отчетным, была получена прибыль

подается декларация за отчетный (налоговый) год, в которой приводится расчет ежемесячных авансовых взносов

ежемесячно уплачивается авансовый взнос по налогу на прибыль в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год

4.2) если в отчетном году был убыток, а в I квартале года, следующего за отчетным, была получена прибыль

подается декларация за I полугодие, три квартала отчетного (налогового) года и за отчетный (налоговый) год

налог уплачивается в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем соответствующего отчетного периода;

авансовые взносы не уплачиваются

4.3) если в отчетном году была прибыль, а в I квартале года, следующего за отчетным, был убыток

плательщик имеет право подать декларацию и финансовую отчетность за I квартал, по итогам I полугодия, трех кварталов и за год

налог уплачивается в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем I полугодия, трех кварталов и за год;

в I квартале уплачиваются авансовые взносы

(1) По всей видимости, должен рассчитываться по данным строки 01 «Доходи, що враховуються при визначенні об’єкта оподаткування (рядок 02 + рядок 03):» Налоговой декларации по налогу на прибыль за 2012 г.

 

Однако по итогам 2012 г. авансовый взнос уплачивается в январе — феврале 2013 г. в размере 1/ 9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за девять месяцев 2012 г. (т. е. по декларации за три квартала 2012 г.), в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца (абз. 2 п. 2. подраздела 4 раздела XX НКУ).

К порядку уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль мы вернемся позже.

 

Приложение ОК не подается

Исключены нормы п. 152.3 НКУ касательно подачи налогоплательщиками вместе с соответствующей налоговой декларацией в орган ГНС перечня доходов и расходов плательщика налога в разрезе контрагентов — плательщиков единого налога. В связи с этим приложение ОК в ближайшем будущем должны отменить. Но если этого даже не сделают, по нашему мнению, начиная с декларации за три квартала 2012 г. оно подаваться не должно, ведь соответствующие изменения вступили в силу с 12.08.12 г.

 

«Миллионщики» учитывают старые убытки до полного погашения

Положительные изменения внесены касательно учета убытков налогоплательщиков с доходом за 2011 г. 1 миллион гривень и больше (п.п. 3 п. 91 раздела 1 Закона № 5083).

Во-первых, теперь четко установлено, что такие лица имеют право зачесть убытки с учетом отрицательного значения объекта налогообложения по состоянию на 01.01.11 г. (ранее было за 2010 г.). То есть в состав этих убытков включаются все убытки, не учтенные по состоянию на 01.01.11 г. (в том числе и 80 % убытков, образовавшихся по состоянию на 01.01.10 г.).

Во-вторых, срок отражения в налоговом учете этих убытков теперь не ограничен, они подлежат учету до полного погашения (см. «Миллионщики» учитывают старые убытки до полного погашения»).

 

«Миллионщики» учитывают старые убытки до полного погашения

Извлечение из п. 3 подразд. 4 разд. XX НКУ

«3. Пункт 150.1 статьи 150 Кодекса применяется:

<...>

в 2012 — 2015 годах следующим образом:

если результатом расчета объекта налогообложения плательщика налога из числа резидентов-плательщиков с доходом за 2011 год 1 миллион гривень и более по состоянию на 1 января 2012 года является отрицательное значение (с учетом отрицательного значения объекта налогообложения по состоянию на 1 января 2011 года), то сумма этого значения подлежит включению в расходы:

отчетных (налоговых) периодов, начиная с I полугодия и следующих отчетных периодов 2012 года — в размере 25 процентов суммы такого отрицательного значения. Если 25 процентов суммы отрицательного значения объекта налогообложения не погашаются в течение этого и по результатам следующих налоговых периодов 2012 года, то непогашенная сумма подлежит учету при определении налоговых обязательств в следующих налоговых периодах;

отчетных (налоговых) периодов 2013 года — в размере 25 процентов суммы такого отрицательного значения и сумм отрицательного значения, не погашенных за 2012 налоговый год. Если 25 процентов суммы отрицательного значения объекта налогообложения не погашаются в течение соответствующих отчетных (налоговых) периодов 2013 года, то непогашенная сумма подлежит учету при определении налоговых обязательств в следующих периодах;

отчетных (налоговых) периодов 2014 года — в размере 25 процентов суммы такого отрицательного значения и сумм отрицательного значения, не погашенных за 2013 налоговый год. Если 25 процентов суммы отрицательного значения объекта налогообложения не погашаются в течение соответствующих отчетных (налоговых) периодов 2014 года, то непогашенная сумма подлежит учету при определении налоговых обязательств в следующих периодах;

отчетных (налоговых) периодов 2015 года — в размере 25 процентов суммы такого отрицательного значения и сумм отрицательного значения, не погашенных за 2014 налоговый год. Если 25 процентов суммы отрицательного значения объекта налогообложения не погашаются в течение соответствующих отчетных (налоговых) периодов 2015 года, то непогашенная сумма подлежит учету при определении налоговых обязательств в следующих периодах до полного погашения такого отрицательного значения».

 

Нормы убыли определяются КМУ

Не вполне корректные правки внесены в п. 140.3 НКУ относительно установления норм убыли запасов. В соответствии с обновленными формулировками их может устанавливать Кабмин и иной орган, определенный законодательством Украины (ранее здесь упоминался также уполномоченный Кабмином центральный орган исполнительной власти — соответствующие министерства).

Четко полномочия по установлению норм убыли законодательством ни одному органу не делегированы, поэтому при буквальном прочтении может получиться, что налогоплательщики вообще останутся без норм, ведь Кабмин их, как правило, не устанавливает. Между тем мы считаем, что полномочия по утверждению норм убыли министерствами вписываются в задание «забезпечення нормативно-правового регулювання» из п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 3166. Будем надеяться, что на практике эти изменения привлекать внимания не будут и налогоплательщики будут продолжать использовать старые нормы, немало из которых было утверждено еще Министерствами СССР.

 

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

Дивиденды от нерезидента

Дивиденды, полученные от нерезидента, являются в позиции обложения НДФЛ иностранными доходами (п.п. 163.1.3 НКУ), порядок обложения которых урегулирован п. 170.11 НКУ.

Ранее любые иностранные доходы облагались НДФЛ по прогрессивной ставке 15 (17) %. Изменениями, внесенными Законом № 5083 (вступили в силу с 12.08.12 г.), из этого правила сделано исключение для дивидендов, полученных от нерезидентов. Так, согласно абз. второму п.п. 170.11.1 НКУ суммы дохода в виде дивидендов с иностранным источником их выплаты включаются в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика — получателя и облагаются по ставке, определенной п. 167.2 НКУ. Однако такое снижение ставки для получателя иностранных дивидендов чревато дополнительной обязанностью: такой плательщик обязан будет подать годовую декларацию. Иными словами, получение дивидендов от нерезидента — теперь еще одно основание для обязательной подачи декларации.

Это значит, что теперь любые дивиденды вне зависимости от того, получены они от резидента Украины или от нерезидента, облагаются НДФЛ по ставке 5 %.

 

Операции с инвестиционными активами

Ряд льготных изменений несет Закон № 5083 и в части обложения НДФЛ операций с инвестиционными активами.

Во-первых, теперь доход от инвестиционной прибыли от операций с облигациями внутренних государственных займов, в том числе от изменения курса иностранной валюты, облагается НДФЛ не по общей ставке для инвестиционной прибыли 15 (17) %, а по ставке 5 % (новый абз. десятый п. 167.2 НКУ).

Во-вторых, вслед за освобождением от налогообложения инвестиционной прибыли от операций с долговыми обязательствами НБУ*, Законом № 5083 льготу распространили также на инвестиционную прибыль от операций с казначейскими обязательствами Украины, эмитированными центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику. Инвестиционная прибыль от операций с такими активами, включая прибыль от изменения курса иностранной валюты, как по долговым обязательствам НБУ, так и по казначейским обязательствам Минфина, теперь не облагается НДФЛ. Соответствующие изменения внесены в п.п. 165.1.52 НКУ.

* Речь идет об изменениях, внесенных в НКУ Законом № 4834 (см. Тему недели «Налоговый кодекс: анализируем изменения» // «БН», 2012, № 29, с. 22).

Эти изменения также вступили в силу с 12.08.12 г.

 

Доходы от сдачи вторсырья и лома металлов

В отличие от рассмотренных выше изменений, эти поправки, внесенные Законом № 5083 в НКУ, начнут действовать с 1 января 2013 года (п. 1 раздела ІІ Закона № 5083).

Для наглядности приведем ныне действующие нормы НКУ и их редакцию, которая вступит в силу с 01.01.13 г. (см. «Сдача вторсырья и лома металлов — что с НДФЛ, а что без» на с. 46).

 

Сдача вторсырья и лома металлов — что с НДФЛ, а что без

Извлечение из НКУ

Подпункт НКУ

Редакция

до 01.01.13 г.

с 01.01.13 г.

164.2.18 (включается в налогооблагаемый доход)

«164.2.18. доход, полученный плательщиком налога за сданный (проданный) им лом черных и/или драгоценных металлов, кроме дохода, полученного за лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины;»

«164.2.18. доход, полученный плательщиком налога за сданный (проданный) им лом драгоценных металлов, кроме дохода, полученного за лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины;»

165.1.25
(не включается в налогооблагаемый доход)

«164.1.25. сумма дохода, полученная плательщиком налога за сданное (проданное) им вторичное сырье и бытовые отходы, за лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины;»

«165.1.25. сумма дохода, полученная плательщиком налога за сданные (проданные) им вторичное сырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 10 21 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД), и лом драгоценных металлов, проданный Национальному банку Украины;»

 

 

Анализируя данные нормы, видно, что по-прежнему лом драгоценных металлов не будет облагаться НДФЛ только при его продаже НБУ. Во всех остальных случаях у источника выплаты будет удерживаться НДФЛ**.

** Считаем, что такой доход должен облагаться по ставке 5 % как доход от продажи движимого имущества.

Лом цветных металлов будет продаваться (сдаваться) физическими лицами без налогообложения. Причем в редакции п.п. 165.1.25 НКУ, которая вступит в силу с начала следующего года, конкретизировано, что под льготу подпадает также и сдача использованных электрических аккумуляторов.

Что касается лома черных металлов, то тот факт, что доход от их продажи (сдачи) не будет фигурировать с 1 января 2013 года среди налогооблагаемых доходов в п.п. 164.2.18 НКУ, наводит на мысль, что законодатели хотели вывести данные доходы из-под налогообложения. Однако почему-то они не оформили свой замысел должным образом: упоминание о ломе черных металлов, исчезнув из п.п. 164.2.18 НКУ, не появилось в освобождающем п.п. 165.1.25 НКУ. До начала следующего года еще есть время, поэтому, если действительно предполагается освободить доходы от продажи лома черных металлов от обложения НДФЛ, то придется еще раз подкорректировать НКУ.

 

Негосударственное пенсионное страхование

Закон № 5083 вносит изменения в п.п. «в» п.п. 164.2.16 НКУ, который определяет объект обложения НДФЛ-дохода в виде суммы пенсионных взносов в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, страховых платежей (страховых взносов, страховых премий), взносов на пенсионные вклады, взносов в фонд банковского управления (далее — негосударственные пенсионные взносы), уплаченные работодателем в пользу своего работника.

До изменений (т. е. до 12.08.12 г.) сумма таких доходов не облагалась НДФЛ в пределах 15 % начисленной заработной платы этому работнику в течение каждого отчетного налогового месяца, за который делается негосударственный пенсионный взнос, но не более как сумма, определенная абз. первым п.п. 169.4.1 НКУ, в расчете за месяц по совокупности таких взносов (не более 1500 грн. в месяц в 2012 году). После вступления в силу данных изменений 15 % ограничение от суммы начисленной зарплаты работнику в месяц осталось в силе, но общее суммовое ограничение увеличено до пяти размеров МЗП, установленной законом о государственном бюджете на соответствующий год, в расчете за месяц по совокупности таких взносов.

Напомним, что согласно Закону № 4282 размер МЗП с 1 июля 2012 года составляет 1102 грн., с 1 октября — 1118 грн., с 1 декабря — 1134 грн. Соответственно начиная с августа 2012 года сумма уплаченных работодателем негосударственных пенсионных взносов не облагается НДФЛ в пределах 15 % начисленной зарплаты работнику и не более 5510 грн. (1102 х 5) из расчета в месяц.

 

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ

 

В общей части Закон № 5083 вступил в силу 12.08.12 г. (со дня, следующего за днем опубликования: опубликовано в газете «Голос Украины» от 12.08.12 г. № 147), кроме отдельных изменений, внесенных в НКУ разд. I и п. 2 разд. ІІ данного Закона, для которых установлены специальные правила введения в действие (см. табл. 3 на с. 47).

 

Таблица 3. Вступление в силу отдельных норм Закона № 5083

Нормы Закона № 5083

Суть изменений

Дата вступления в силу

Абз. 26 п. 89 разд. I

Установлено соотношение специальных званий должностных лиц органов ГНС и рангов государственных служащих

С 01.01.13 г., но не ранее вступления в силу Закона Украины «О государственной службе»

П. 16 разд. I

Определены порядок и сроки уплаты ежемесячных авансовых взносов плательщиками налога на прибыль, у которых доходы, учитываемые при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают 10 млн грн.

С 01.01.13 г.

П.п. 2 п. 46, п.п. 3 п. 47 разд. I

Изменения в налогообложении дохода от сдачи лома черных металлов, вторичного сырья, бытовых отходов

Пп. 1 — 5 п. 68 разд. I

Уточнены правила взимания платы за пользование недрами для добычи нефти, конденсата и природного газа

Абз. 40, 51 и 52, 65 — 67 п. 89 разд. I

Усовершенствован порядок возмещения государством ущерба, причиненного должностному лицу органа ГНС, а также определены полномочия налоговой милиции

С 20.11.12 г.

(со дня вступления в силу Уголовного процессуального кодекса Украины)

П.п. 1 п. 2 разд. II

Внесены изменения в ряд нормативно-правовых актов, в частности, в: Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР, Закон Украины «О приватизации государственного имущества» от 04.03.92 г. № 2163-XII и др.

С 01.01.13 г.

 

Документы и сокращения Темы недели

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 3166 — Закон Украины «О центральных органах исполнительной власти» от 17.03.11 г. № 3166-VI.

Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.12 г. № 5083-VI.

Закон о ГНС — Закон Украины «О Государственной налоговой службе в Украине» в редакции от 24.12.93 г. № 3813-XII.

Закон о милиции — Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Таможенный тариф — Закон Украины «О Таможенном тарифе Украины» в редакции от 21.12.10 г. № 2829-VI.

Указ № 1085 — Указ Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.10 г. № 1085/ 2010.

ЗаконопроектПроект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно Государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 15.03.12 г. № 10224.

Приказ № 1637 — приказ МФУ «Об утверждении форм книги учета доходов и книги учета доходов и расходов и порядков их ведения» от 15.12.11 г. № 1637.

Порядок № 986 — Порядок формирования Реестра крупных налогоплательщиков, утвержденный приказом ГНАУ от 22.12.10 г. № 986.

Порядок № 1379 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом МФУ от 01.11.11 г. № 1379.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНСУ (www.sta.gov.ua).

ЕН — единый налог.

Заявление на ЕН — Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденное приказом МФУ от 20.12.11 г. № 1675.

Свидетельство ЕН — Свидетельство плательщика единого налога.

Свидетельство НДС — Свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость.

ННналоговая накладная.

Реестр — Реестр выданных и полученных налоговых накладних.

РКРасчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше