РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НДС
при переходе на спецрежим
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 20.08.12 г. № 560/0/61-12/15-3415-02, № 1089/0/7172/15-3417-02
«О порядке корректировки налогового кредита при переходе плательщика налога на добавленную стоимость на применение специального режима налогообложения в сфере сельского хозяйства»
Напомним, что в соответствии с п.п. 209.15.1 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) в случае если товары/услуги, основные фонды, изготовленные и/или приобретенные, используются сельскохозяйственным предприятием частично для изготовления сельскохозяйственных товаров (услуг), а частично — для других товаров/услуг, то сумма уплаченного (начисленного) налогового кредита распределяется исходя из доли использования таких товаров/услуг, основных фондов в операциях сельскохозяйственного производства и соответственно в других операциях. Это правило распределения применяют сельхозпредприятия, которые приобрели товары, находясь на спецрежиме по НДС.
До перехода на спецрежим по НДС сельхозпредприятия отражают в общей декларации по НДС операции по приобретению товаров/услуг и основных средств, предназначенных для изготовления:
— сельскохозяйственных товаров (услуг);
— прочих товаров/услуг.
Если такие товары/услуги на момент перехода на спецрежим по НДС остались неиспользованными, то возникает вопрос: когда и как распределить сумму уплаченного налогового кредита между спецрежимной и прочей деятельностью?
Прямого ответа на этот вопрос в НКУ нет. В комментируемом письме, опираясь на положения п.п. 209.15.1 НКУ, налоговики изложили свою позицию по этому поводу (см. «Распределение налогового кредита при переходе на спецрежим по НДС»).
| Распределение налогового кредита при переходе на спецрежим по НДС Извлечение из комментируемого письма ГНСУ от 20.08.12 г. № 560/0/61-12/15-3415-02, № 1089/0/7172/15-3417-02 «Учитывая вышеизложенное, после регистрации в качестве субъекта специального режима налогообложения предприятие должно подавать в налоговый орган по месту регистрации общую и сокращенную налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость. При этом суммы НДС, которые были начислены (уплачены) при приобретении товаров (услуг) в предыдущих отчетных периодах и включены в состав налогового кредита таких предыдущих отчетных периодов, на дату перехода на специальный режим налогообложения остаются неиспользованными, должны быть распределены на те, которые будут использоваться в сельскохозяйственном производстве (деятельности, на которую распространяется специальный режим налогообложения), и те, которые будут использоваться в другой деятельности плательщика. Такое распределение должно быть отражено в налоговой отчетности плательщика путем переноса доли налогового кредита из общей налоговой декларации (указывается со знаком «-» в строке 16.2) по налогу на добавленную стоимость в налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость сокращенную (указывается со знаком «+» в строке 12.2)». |
Из разъяснений налоговиков следует, что распределять сумму уплаченного налогового кредита предыдущих отчетных периодов между общей и сокращенной декларацией по НДС сельхозпредприятия должны при переходе на спецрежим по НДС исходя из ожидаемого направления использования.
На наш взгляд, такой подход налоговиков хотя и не лишен логики, но все-таки не универсален.
Его целесообразно применять только в том случае, когда остатки планируется полностью использовать в сельхоздеятельности или же достоверно известно, где будут использоваться такие остатки. Только в этом случае предприятие сможет без ошибок перераспределить налоговый кредит. По сути, сумму налогового кредита, сформированного по «сельхозным» остаткам товаров/услуг, нужно перенести в декларацию по НДС (сокращенную) уже при переходе на спецрежим. Хотя имеется один негативный момент: не исключено, что такие коррективы приведут к существенному увеличению размера НДС, начисленного к уплате в общей декларации по НДС (за счет уменьшения налогового кредита).
В случае если предприятие достоверно не знает, какая часть товаров, услуг или основных средств будет использоваться в сельхоздеятельности, а какая — в других операциях, то использовать такой подход не стоит. Ведь налоговый кредит все равно придется корректировать исходя из фактического направления использования.
Поэтому, на наш взгляд, распределять налоговый кредит следует не в момент перехода на спецрежим по НДС, а в момент использования товаров/услуг, как это предусмотрено в ч. 3 п.п. «а» п.п. 209.15.1 НКУ. Такой подход даст возможность избежать «лишних» ошибок в случае неправильного распределения налогового кредита при переходе на спецрежим по НДС.
