Темы статей
Выбрать темы

Плата за землю: актуальные вопросы по составлению отчетности на 2012 год

Редакция БН
Статья

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ:

актуальные вопросы по составлению отчетности на 2012 год

 

Не успел начаться 2012 год, а субъекты хозяйствования, являющиеся землевладельцами и арендаторами, уже начали готовиться к подаче годовой отчетности по плате за землю. Самым приятным новшеством нынешней кампании является продление срока подачи такой отчетности. Поэтому времени для того, чтобы вспомнить основные правила и задекларировать свои обязательства, вдоволь.
В этой статье рассмотрим актуальные вопросы, которые следует учитывать при составлении отчетности на 2012 год.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua 

 

Срок подачи отчетности

Каковы предельные сроки подачи отчетности по плате за землю в 2012 году?

 

В соответствии со ст. 286 НКУ плательщики платы за землю имеют право выбрать один из двух вариантов подачи отчетности:

1) подать налоговую декларацию по плате за землю на текущий год по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1015, не позднее 20 февраля текущего года в соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка. В ней указывается годовая сумма налога с разбивкой на равные доли по месяцам (п. 286.2 НКУ). Если декларация подается впервые (фактически начинается деятельность субъекта в качестве плательщика платы за землю), то вместе с ней следует подать и справку (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли;

2) вместо одной годовой декларации на текущий год можно ежемесячно подавать новую отчетную налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ).

Подача декларации на текущий год освобождает плательщиков платы за землю от обязанности подачи ежемесячных деклараций, равно как и подача месячных деклараций освобождает от подачи годовой.

Итак, плательщики платы за землю, которые решили:

— подавать годовую декларацию по плате за землю на 2012 год, должны сделать это не позднее 20.02.12 г.;

— подавать отчетность ежемесячно (в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным), первую декларацию в 2012 году (за январь) должны подать не позднее 20.02.12 г., т. е. в те же сроки, что и годовую.

 

Индексация НДО

Следует ли индексировать НДО земель при расчете платы за землю в 2012 году?

 

В соответствии с п. 289.2 НКУ центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по индексу потребительских цен за предыдущий год ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации НДО земель, на который индексируется НДО сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года.

Такой коэффициент определяется по формуле:

Кі = [I - 10] : 100,

где I — индекс потребительских цен за предыдущий год.

В случае если индекс потребительских цен не превышает 110 процентов, такой индекс применяется со значением 110.

Такой коэффициент применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения НДО.

Во исполнение требований п. 289.3 НКУ ГНСУ в письме от 16.01.12 г. № 1248/17-3217 сообщила, что НДО земель по состоянию на 01.01.12 г. за прошлый год необходимо индексировать на коэффициент 1,0, т. е. индексировать НДО за 2011 год не нужно (см. «Индексация нормативной денежной оценки земель по результатам 2011 года»).

 

Индексация нормативной денежной оценки земель по результатам 2011 года

Извлечение из письма ГНСУ от 16.01.12 г. № 1248/17-3217

«Нормативную денежную оценку земель по состоянию на 01.01.12 г. за 2011 год необходимо индексировать на коэффициент индексации, равный 1,0, который в соответствии с п. 289.2 <…> Налогового кодекса рассчитан исходя из индекса потребительских цен за 2011 год — 104,6 %.

В 2012 году нормативная денежная оценка земель населенных пунктов, проведенная по исходным данным по состоянию на 01.04.96 г., земель сельскохозяйственного назначения, проведенная по состоянию на 01.07.95 г., и земель несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов (кроме земель под торфяниками, предоставленными предприятиям торфодобывающей промышленности, земель под водой, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и лесных земель), проведенная по состоянию на 01.01.97 г., подлежит индексации по состоянию на 01.01.11 г. на коэффициент 3,2, определяемый исходя из произведения коэффициентов индексации: за 1996 год — 1,703, 1997 год — 1,059, 1998 год — 1,006, 1999 год — 1,127, 2000 год — 1,182, 2001 год — 1,02, 2005 год — 1,035, 2007 год — 1,028, за 2008 год — 1,152, за 2009 год — 1,059, за 2010 год — 1,0 и за 2011 год — 1,0.

Нормативная денежная оценка земель под торфяниками, предоставленными предприятиям торфодобывающей промышленности, земель под водой, природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения и лесных земель за пределами населенных пунктов, проведенная по состоянию на 01.01.97 г., индексируется по состоянию на 01.01.12 г. на коэффициент 1,879, определяемый исходя из произведения коэффициентов индексации за 1997 год — 1,059, 1998 год — 1,006, 1999 год — 1,127, 2000 год — 1,182, 2001 год — 1,02, 2005 год — 1,035, 2007 год — 1,028, за 2008 год — 1,152, за 2009 год — 1,059, за 2010 год — 1,0 и за 2011 год — 1,0.

Нормативная денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения, проведенная в 2006 году в соответствии с Порядком нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель в пределах населенных пунктов), утвержденным совместным приказом Госкомзема, Минагрополитики, Минстройархитектуры, Госкомлесхоза, Госводхоза и УААН от 27.01.06 г. № 19/16/22/11/17/12, зарегистрированным в Минюсте 05.04.06 г. под № 389/12263, подлежит индексации по состоянию на 01.01.12 г. на коэффициент 1,254, определяемый исходя из произведения коэффициентов индексации: за 2007 год — 1,028, 2008 год — 1,152, за 2009 год — 1,059, за 2010 год — 1,0 и за 2011 год — 1,0.

Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась.

 

Ставки земельного налога

Проводится ли индексация ставок земельного налога, применяемых субъектами хозяйствования при расчете земельного налога в 2012 году?

 

В соответствии с п. 4 разд. XIX НКУ Кабмин ежегодно до 1 июня должен подавать во ВРУ проект закона о внесении изменений в НКУ о ставках налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по разным налогам и сборам. В такой перечень попала и плата за земельные участки, НДО которых не проведена.

Законом № 4235* в НКУ были внесены изменения, в соответствии с которыми пересмотрены с учетом прогнозируемых индексов потребительских цен и индексов цен производителей промышленной продукции за 2011 год размеры ставок некоторых налогов, в частности платы за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.

* См. ком. «Увеличение ставок налогов: ВРУ внесла очередные изменения в Налоговый кодекс» // «БН», 2012, № 4, с. 4.

Учитывая эти изменения, ставки налога за земельные участки, НДО которых не проведена, увеличиваются на 8,9 % (см. таблицу).

 

Обновленные ставки налога за земельные участки, НДО которых не проведена

Группы населенных пунктов с численностью населения, тыс. чел.

Ставки налога, грн. за 1 кв. метр

Коэффициент, применяемый в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

До 3

0,26

От 3 до 10

0,52

От 10 до 20

0,84

От 20 до 50

1,30

1,2

От 50 до 100

1,57

1,4

От 100 до 250

1,83

1,6

От 250 до 500

2,09

2,0

От 500 до 1000

2,61

2,5

От 1000 и более

3,66

3,0

 

Обращаем внимание, что Закон № 4235 опубликован 13.01.12 г., поэтому именно с этой даты должны были бы применяться новые ставки, однако в п. 1 разд. II данного Закона предусмотрено, что он вступает в силу с 01.01.12 г. В связи с этим возникает вопрос: с какой же даты следует применять новые ставки земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена?

В письме ГНСУ от 20.01.12 г. № 2056/7/15-2217з* налоговики вполне справедливо отметили, что новые ставки земельного налога следует применять с даты опубликования Закона № 4235, т. е. с 13.01.12 г. Однако в связи с этим сразу возникает новый вопрос: как в таком случае заполнять декларацию по плате за землю? Ответа на него в указанном выше письме ГНСУ не содержится.

* См. ком. «Земельный налог: ГНСУ разъяснила некоторые актуальные вопросы» // «БН», 2012, № 6, с. 12.

Конечно, самым простым вариантом будет заполнить одну декларацию по плате за землю и в ней рассчитать земельный налог за земельные участки, денежная оценка которых не проведена, используя новые ставки платы за землю с 01.01.12 г. Этот вариант должен полностью устроить налоговиков, ведь таким образом плательщик несколько завысит сумму земельного налога за январь.

Если же суммы земельного налога, которые придется переплатить в бюджет по такому варианту, достаточно существенны, или если плательщик принципиально не хочет платить лишние средства в бюджет, то придется изобретать другой способ, чтобы отразить в отчетности правильные суммы земельного налога. Заметим, что действующая форма декларации по плате за землю не предусматривает изменений ставки налога в течение года.

На наш взгляд, для этого можно применить механизм, предусмотренный для случая получения/прекращения права собственности/пользования земельным участком.

То есть субъект хозяйствования должен подать две декларации на 2012 год:

Первую — отчетную, в которой начислить сумму земельного налога по старым ставкам за 12 дней января: к сумме земельного налога за январь (1 : 12 годовой суммы) применить коэффициент 12 : 31, а за февраль — декабрь поставить прочерки.

Вторую — новую отчетную, в которой начислить земельный налог по новым ставкам за период с 13.01.12 г. по 31.12.12 г. При этом к сумме налога, приходящейся на январь, нужно применить коэффициент 19 : 31, а для остальных месяцев — полную сумму налога, приходящуюся на каждый месяц (1 : 12 годовой суммы).

Возможен также и другой вариант — сделать это в одной отчетной декларации, отразив каждый участок, по которому не проведена нормативная денежная оценка, двумя строками.

В обоих случаях результат будет одинаково правильным. Надеемся, что до окончания срока подачи отчетности налоговики сообщат, какой из этих вариантов им нравится больше, или предложат свой.

Пример. Предприятие имеет в собственности земельный участок площадью 100 м2 в городе (численность населения более 300 тыс. чел., город областного значения), для которого не проведена нормативная денежная оценка участка (офис). Поскольку с 13.01.12 г. изменился размер ставки земельного налога, то субъект хозяйствования решил правильно рассчитать размер земельного налога за период с 01.01.12 г. по 12.01.12 г. — по старым ставкам, а с 13.01.12 г. по 31.12.12 г. — по новым. Отразить начисленный налог по этому земельному участку предприятие решило в одной декларации двумя строками (см. рисунок на с. 19).

 

img 1

Фрагмент декларации по плате за землю на 2012 год

 

Начисление платы за землю без справки о размере НДО

Может ли плательщик земельного налога — юридическое лицо уплачивать земельный налог по ставкам, установленным для населенных пунктов, в которых не проведена НДО земель, если в населенном пункте денежная оценка проведена, но справки, которая бы подтвердила размер денежной оценки, нет?

 

В НКУ установлены ставки земельного налога в зависимости от категории земельного участка, целевого назначения, места его расположения (в пределах или за пределами населенного пункта), а также от того, проведена ли НДО земли.

Так, если НДО земель проведена, то нужно применять ставку земельного налога, установленную в ст. 274 НКУ (в общем случае — 1 % НДО), а если нет, то следует применять ставки, установленные в ст. 275 НКУ.

Как правило, сумма земельного налога, рассчитанная по ставкам, установленным ст. 275 НКУ, больше, чем сумма налога, рассчитанная по ставке, установленной ст. 274 НКУ. Поэтому большинство плательщиков заинтересованы в том, чтобы получить справку об НДО земельного участка и правильно рассчитать земельный налог. Но на практике бывают случаи, когда НДО земли в населенном пункте проведена, но справки (извлечения) о размере НДО конкретного земельного участка субъект хозяйствования по каким-либо причинам не имеет. Поэтому возникает вопрос: какую ставку следует применять?

Мы в свое время давали рекомендацию, что безопаснее применить ставки налога, предусмотренные в ст. 275 НКУ. А после получения справки в соответствующем государственном органе субъект хозяйствования может уменьшить налоговые обязательства, а возникшую сумму переплаты либо вернуть, либо зачесть в счет уплаты налоговых обязательств за следующие периоды. При этом никаких штрафных санкций за допущение такой ошибки субъекту хозяйствования начислять не придется.

Недавно налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ (разд. 200.05), предложили другой вариант. Они предлагают начислять налог по ставке, установленной в ст. 274 НКУ (1 % от НДО). Объясняют они применение такого варианта расчета тем, что если в населенном пункте, где находится земельный участок, проведена НДО земель, то, чтобы не нарушать нормы НКУ, субъект хозяйствования должен использовать при расчете именно ставки, определенные в ст. 274 НКУ.

Применение именно этого способа расчета земельного налога, как и предыдущего, не дает гарантии того, что налог будет рассчитан правильно. Поэтому, если после получения извлечения о размере НДО земельного участка окажется, что плательщик налогов при начислении налога допустил ошибку (неправильно начислил налоговые обязательства), то он, как и в первом варианте, должен самостоятельно исправить такую ошибку и, если потребуется (ошибка приведет к недоплате налога в бюджет), уплатить штраф и пеню за такое занижение.

Каждый из предложенных вариантов расчета налога является приблизительным. Следовательно, чтобы не нарушать норму НКУ, плательщик земельного налога должен получить справку об НДО земельного участка и на ее основании правильно рассчитать сумму налогового обязательства.

 

Аренда земельных участков

Предприятие сдало в аренду земельный участок юридическому лицу — плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога. Нужно ли арендодателю отражать в отчетности такой земельный участок и уплачивать земельный налог?

 

Напомним, что до внесения изменений в НКУ Законом № 3609* юридические лица, сдававшие в аренду земельные участки плательщикам ФСН, не должны были отражать такие участки в декларации по плате за землю и уплачивать земельный налог. Объяснялось это тем, что они в соответствии с п.п. 282.1.10 НКУ имели льготы по уплате этого налога, т. е. были освобождены от уплаты земельного налога как собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, сдававшие в аренду земельные участки и земельные доли (паи) плательщику ФСН.

* См. Тему недели «Генеральная чистка» в Налоговом кодексе» // «БН», 2011, № 33, с. 3.

Несмотря на то, что указанная льгота была приведена в ст. 282 НКУ, где устанавливаются льготы по земельному налогу для юридических лиц, пользоваться ею могли и физические лица — собственники земельных долей (паев), передавшие свои доли (паи) в аренду плательщикам ФСН. По крайней мере, такую позицию отстаивали налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ (разд. 200.04).

После внесения Законом № 3609 изменений в НКУ ситуация с уплатой земельного налога юридическими лицами, сдающими в аренду землю плательщикам ФСН, кардинально изменилась. В новой редакции п.п. 282.1.10 НКУ предусмотрена льгота только для плательщиков ФСН, а норма об освобождении от уплаты земельного налога юридических лиц, передающих земельные участки и земельные доли (паи) в аренду плательщику ФСН, уже отсутствует. Теперь такое освобождение распространяется исключительно на физических лиц: это однозначно следует из п. 281.3 НКУ, входящего в состав ст. 281 НКУ, нормы которой устанавливают льготы по уплате налога за землю для физических лиц.

То есть после вступления в силу Закона № 3609 (06.08.11 г.) юридические лица, сдающие в аренду сельхозугодья плательщику ФСН, не имеют льгот по уплате земельного налога за такие участки.

Следовательно, если юридическое лицо сдает плательщику ФСН земельные участки, то такие участки нужно отражать в отчетности на 2012 год и уплачивать земельный налог по общим правилам.

 

Уплата земельного налога плательщиками ФСН

Должен ли плательщик ФСН уплачивать земельный налог за земельные участки, на которых находятся объекты производственной инфраструктуры сельхозпредприятий, а именно склады, ангары и т. п.?

 

Напомним, что сельхозтоваропроизводители — плательщики ФСН до 01.01.11 г. в соответствии со ст. 1 Закона об ФСН полностью освобождались от взимания платы (налога) за землю.

Со вступлением в силу НКУ ситуация несколько изменились, поскольку согласно п. 307.1 НКУ плательщикам ФСН предоставлено право не уплачивать земельный налог только за земельные участки, используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства .

О том, какие именно участки относятся к землям, используемым для ведения сельхозтоваропроизводства, налоговики рассказали в письме ГНСУ от 03.10.11 г. № 1959/7/15-2217Ф*. В нем они отметили, что к землям, используемым для ведения сельхозтоваропроизводства, относятся земельные участки, являющиеся землями сельскохозяйственного назначения, т. е. те земельные участки, которые в соответствии с решением органов государственной власти и органов местного самоуправления отнесены к этой категории земель.

* См. ком. «Земельный налог: особенности уплаты плательщиками ФСН» // «БН», 2011, № 42, с. 9.

Напомним, что к землям сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 2 в. 22 ЗКУ относятся:

сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища и перелоги);

несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме отнесенных к землям лесохозяйственного назначения, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли под инфраструктурой оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, земли временной консервации и т. п.).

Подобное определение содержится и в п.п. 14.1.76 НКУ.

Учитывая это, налоговики приходят к полностью закономерно выводу: землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные не только для производства сельскохозяйственной продукции, но и для размещения соответствующей производственной инфраструктуры, для осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности.

Следовательно, сельхозпредприятие — плательщик ФСН не должно уплачивать земельный налог за земельные участки, которые непосредственно используются им для производства сельхозпродукции, и за земельные участки под производственной инфраструктурой. Однако только при условии, что эти земли являются землями сельскохозяйственного назначения, в соответствии с решением органов государственной власти и органов местного самоуправления отнесены и используются плательщиком ФСН для ведения сельхозпроизводства.

За другие земельные участки, не являющиеся землями сельхозназначения, а также за земельные участки, переданные в аренду, плательщики ФСН должны уплачивать земельный налог на общих основаниях. При этом основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

 

Уплата земельного налога предпринимателями

Считается ли плательщиком земельного налога физическое лицо — предприниматель, которое с 01.01.12 г. является плательщиком единого налога ІІІ группы (вид деятельности — сдача в аренду недвижимого имущества) в случае предоставления в аренду зданий, сооружений (их частей)?

 

Дискуссия по этому вопросу продолжается уже не первый год. И после вступления в силу Закона № 4014**, которым с 01.01.12 г. введена новая упрощенная система налогообложения, никакой ясности в решении этого вопроса не появилось.

** См. ком. «Упрощенцам — свою главу в НКУ: Президент подписал Закон. Обновленная упрощенная система заработает с 2012 года» // «БН», 2011, № 48, с. 3 и Тему недели «Упрощенная система: новые правила с 2012 года» // «БН», 2011, № 48, с. 11.

Суть проблемы заключается в том, что в соответствии с п. 297.1 НКУ частные предприниматели — плательщики единого налога освобождены от уплаты налога на землю только по тем участкам, которые они используют в предпринимательской деятельности. Раньше действовали такие же нормы (п. 1 подразд. 8 разд. XX НКУ, п. 6 постановления № 507).

Учитывая наличие такой нормы в НКУ, налоговики настаивают, что земля под недвижимостью, которую сдает в аренду предприниматель-единоналожник, используется арендатором, а единоналожник-арендодатель в своей деятельности такие земельные участки не использует. Поэтому налоговики считают, что на единоналожника-арендодателя не распространяются нормы п. 297.1 НКУ, а следовательно, он должен уплачивать налог на землю за переданные в аренду земельные участки (консультация налоговиков, приведенная в ЕБНЗ, разд. 200.01).

Мы с такой фискальной позицией налоговиков категорически не согласны. На наш взгляд, земля под сданной в аренду недвижимостью все-таки используется в предпринимательской деятельности именно единоналожником-арендодателем. Ведь передача в аренду недвижимости и земли под ней осуществляется именно с целью получения дохода (в виде арендной платы), а следовательно, является разновидностью предпринимательской деятельности предпринимателя, связанной с предоставлением услуг. Поэтому, по нашему мнению, если в Свидетельстве единоналожника есть упоминание о том, что он имеет право заниматься таким видом деятельности, как сдача в аренду недвижимого имущества, то налог на землю уплачивать не нужно. Нашу позицию раньше поддерживали Госпредпринимательства в письмах от 07.12.06 г. № 8844 и от 12.09.07 г. № 6834 и суды (см., например, постановление ВАдСУ от 23.04.07 г. б/н и постановление ВСУ от 26.12.06 г. б/н).

Но, как все понимают, налоговики так просто сдаваться не будут, поэтому предприниматели должны самостоятельно решить, что делать в данной ситуации: либо прислушаться к требованиям налоговиков и уплатить земельный налог за земли под недвижимостью, сдаваемой в аренду, либо попробовать отстоять свою позицию, однако не исключено, что делать это придется в суде.

 

Размер арендной платы

Какой размер арендной платы должен уплачивать арендатор, если сумма арендной платы, указанная в договоре аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, меньше предусмотренной в НКУ?

 

Годовая сумма платежа, подлежащая перечислению в бюджет субъектами хозяйствования, арендующими земельные участки государственной и коммунальной собственности, определяется в соответствии с условиями договора, но с учетом того, что она не может быть меньше (п.п. 288.5.1 НКУ):

для земель сельхозназначения — размера земельного налога, устанавливаемого в разд. XIII НКУ;

для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого разд. XIII НКУ.

В связи с этим для субъектов хозяйствования, которые арендуют земельные участки государственной и коммунальной собственности и договоры аренды которых были заключены достаточно давно, вполне возможна ситуация, когда размер арендной платы, указанный в договоре аренды земельного участка, меньше предусмотренного в НКУ.

Налоговики в решении такого вопроса придерживаются фискальной позиции и считают (консультация приведена в разд. 200.05 ЕБНЗ), что в этом случае субъекты хозяйствования должны уплачивать арендную плату в размере не меньше указанного в п.п. 288.5.1 НКУ, даже несмотря на то, что по договору аренды земли размер годовой суммы арендной платы будет меньше этой суммы.

Однако, на наш взгляд, нормы п.п. 288.5.1 НКУ должны применяться только при заключении договора аренды, а не при уплате арендной платы. Так, в соответствии со ст. 21 Закона об аренде земли и п. 288.4 НКУ размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются с согласия сторон в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, устанавливаемых в соответствии с НКУ).

Кроме того, ни НКУ, ни другие нормативно-правовые акты не закрепляют обязанности арендатора перерассчитывать арендную плату (уплачивать ее в большем размере) в случае законодательного изменения предельного размера этой платы.

Следовательно, если в договоре аренды земельного участка установлена меньшая сумма платежа, чем того требует п.п. 288.5.1 НКУ, то имеются основания для пересмотра условий такого договора сторонами.

При этом, на наш взгляд, соблюдение нижнего ограничения размера арендной платы, установленного п.п. 288.5.1 НКУ, является прерогативой исключительно арендодателей в лице органов исполнительной власти и местного самоуправления (арендодателей). Поэтому именно они обязаны, во-первых, учитывать такие ограничения на этапе заключения договора аренды и, во-вторых, ежегодно следить, чтобы по тем или иным причинам (увеличение земельного налога, установление новой денежной оценки земель и т. п.) годовой размер арендной платы оставался в законодательных пределах. При необходимости им следует инициировать внесение соответствующих изменений в договор аренды земли. Эти изменения могут вноситься или с согласия сторон, или по решению суда, если спор о размере арендной платы решается в судебном порядке.

Однако пока сумма арендной платы не будет пересмотрена, приоритетность должна отдаваться нормам п. 288.4 НКУ и арендатор должен уплачивать сумму, указанную в договоре аренды.

Другое дело, если договором аренды этот вопрос урегулирован иначе. Если в договоре прописан порядок индексации суммы арендной платы (например, в связи с индексацией НДО земли) и ее проведение возложено на арендатора, или размер арендной платы уже привязан к НДО земельного участка либо размеру земельного налога, то увеличение размера арендной платы становится обязанностью такого арендатора. В этом случае ждать от арендодателя проявления инициативы по проведению индексации или получать от него отдельное согласие на ее проведение и как следствие — на изменение стоимости аренды нет необходимости. В сравнительно «свежих» договорах аренды земли этот вопрос должен быть урегулирован именно так.

На этом все. Надеемся, что эта публикация даст вам, уважаемые читатели, необходимую информацию для правильного составления отчетности по плате за землю на 2012 год. А вспомнить правила заполнения отчетности по плате за землю вы можете, прочитав статьи «Плата за землю-2011: рассчитываем по Налоговому кодексу» // «БН», 2011, № 4, с. 46 и «Плата за землю: порядок уточнения задекларированных обязательств» // «БН», 2011, № 40, с. 37.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI.

Закон № 4014 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» от 04.11.11 г. № 4014-VI.

Закон № 4235 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 22.12.11 г. № 4235-VI.

Закон об аренде земли — Закон Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV.

Закон об ФСН Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV (утратил силу с 01.01.11 г.).

Постановление № 507 — постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507 (утратило силу с 01.01.12 г.).

НДО нормативная денежная оценка.

ФСН — фиксированный сельскохозяйственный налог.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше