Темы статей
Выбрать темы

Отчет в Фонд инвалидов: заполняем и подаем

Редакция БН
Статья

ОТЧЕТ В ФОНД ИНВАЛИДОВ:

заполняем и подаем

 

Подошло время вспомнить о необходимости отчитаться перед Фондом инвалидов. Эта тема близка каждому работодателю, потому что им вменено в обязанности трудоустраивать определенное количество инвалидов.

В сегодняшней статье поговорим о заполнении отчета по форме № 10-ПІ.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», y.indyukhova@id.factor.ua

 

Регистрация в Фонде инвалидов

Кто регистрируется в Фонде? Процедура регистрации предприятий и физлиц, использующих наемный труд, в отделениях Фонда социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) определена Порядком регистрации. Но всем подряд регистрироваться в Фонде не нужно, это обязаны сделать только те работодатели, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек. Количество работников определяется по показателю среднеучетного количества штатных работников (СКШР) за отчетный год.

Регистрация осуществляется в отделениях Фонда по месту госрегистрации в качестве юрлиц или физлиц-предпринимателей.

Этапы регистрации. Их два. На первом этапе работодатели подают (направляют заказным письмом) отделению Фонда заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.07 г. № 98, и выписку или извлечение из Единого госреестра* (п. 3 Порядка регистрации). В отдельных случаях требуются дополнительные документы, перечисленные в п. 3 Порядка регистрации. Например, работодатели, имеющие обособленные подразделения, помимо этих документов, должны предоставить сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.07 г. № 42.

* Напомним: раньше вместо выписки и извлечения из Единого госреестра предоставляли копию свидетельства о госрегистрации, но в связи с отменой свидетельства (Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по отмене свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица — предпринимателя» от 07.04.11 г. № 3205-VI, ком. к нему «Отменены свидетельства о госрегистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» // «БН», 2011, № 20, с. 4) сейчас предоставляют другие подтверждающие документы (изменения в Порядок регистрации внесены постановлением КМУ от 10.08.11 г. № 849). Но субъекты, зарегистрированные до 07.05.11 г., которые после этой даты не вносили изменения в Единый госреестр, по-прежнему могут подавать копию свидетельства о государственной регистрации (это подтверждает Госкомпредпринимательства в письме от 17.05.11 г. № 13663/7/29-1017).

На втором этапе отделение Фонда направляет работодателю в течение 10 рабочих дней после регистрации заказным письмом уведомление о его регистрации (п. 5 Порядка регистрации).

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата подачи им документов, а в случае отправки их по почте — дата на почтовом штемпеле (п. 4 Порядка регистрации).

Другие вопросы по регистрации в Фонде см. в табл. 1 ниже.

 

Таблица 1. Регистрация работодателя в Фонде в вопросах и ответах

Вопрос

Ответ

1

2

Фонд регистрирует на основании оригиналов документов или достаточно копий?

Оригиналы документов предъявляются при подаче заявления (п. 3 Порядка регистрации). То есть совсем без оригиналов документов зарегистрироваться не удастся. Если вы направляете документы заказным письмом, то достаточно нотариально заверенных копий документов (п. 3 Порядка регистрации)(1)

Нужно ли платить за регистрацию в Фонде?

Нет, регистрация работодателей проводится бесплатно (п. 5 Порядка регистрации)

Когда нужно регистрироваться в Фонде вновь созданным предприятиям?

Вновь созданные работодатели (и предприятия, и физлица, использующие наемный труд), у которых количество работников по основному месту увеличилось до 8 и более человек, должны зарегистрироваться в отделении Фонда до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих. Например, предприятие создано в 2011 году, значит, если СКШР за год составит 8 и более человек, то оно должно стать на учет в Фонде до 1 февраля 2012 года. Предприятия, которые отработали неполный год (в частности, вновь созданные), при расчете СКШР за год берут в расчет только месяцы работы, но результат все равно делят на 12 (п.п. 3.2.6 Инструкции № 286, подробнее см. статью «Трудоустройство инвалидов: выполняем норматив» // «БН», 2011, № 49, с.16).
Но стоит сказать, что санкции за нарушение этого срока законодательством не предусмотрены (п. 3 письма Фонда от 26.02.08 г. № 1/6-43/06). Если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но принес Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, то он может перед его предоставлением зарегистрироваться (см. письма Фонда от 03.08.09 г. № 1/6-377/06, от 16.05.08 г. № 1/6-155/06)

Нужно ли уведомлять Фонд о смене местонахождения (наименования) работодателя?

Да, работодатель, у которого изменилось наименование или местонахождение юрлица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физлица-предпринимателя, подает заявление, выписку или извлечение из Единого госреестра и копию справки в течение 10 рабочих дней после госрегистрации изменений в учредительные документы юрлица или изменения фамилии, имени, отчества физлица-предпринимателя (п. 3 Порядка регистрации)

(1) Документы, направленные работодателем для проведения регистрации, хранятся в отделении Фонда в течение 3 лет после ликвидации или изменения местонахождения юрлица или места регистрации проживания физлица-предпринимателя (п. 6 Порядка регистрации).

 

Коротко об Отчете

Кто подает Отчет, в какие сроки и в какой форме? Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — Отчет) подается по форме № 10-ПІ (годовая), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.07 г. № 42. В электронном виде, по мнению Фонда, Отчет подавать нельзя, потому что это не предусмотрено действующим законодательством (см. письмо Фонда от 15.09.10 г. № 1/6-299/03-01).

Согласно п. 2 Порядка предоставления отчета работодатели Отчет подают (направляют заказным письмом) ежегодно до 1 марта отделениям Фонда, в которых они зарегистрированы. Вместе с тем в самой форме Отчета фигурирует дата «не позднее 1 марта». Из писем Фонда от 27.04.10 г. № 1/6-69/03-01 и от 09.02.10 г. № 1/6-20/06 можно заключить, что они не против подачи Отчета 1 марта. Но аргументы авторов письма не выглядят убедительными, поэтому рекомендуем подать Отчет за 2011 год не позднее 29 февраля (среда).

Подают отчет, как мы уже выяснили, все работодатели — предприятия, учреждения и организации, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, физлица, использующие наемный труд, у которых работают по основному месту работы от 8 и более человек (ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов, п. 1 Порядка предоставления отчета, п. 1.1 Инструкции № 42).

Обращаем внимание, что обязанность трудоустраивать инвалидов распространяется в полной мере и на плательщиков единого налога (как на физлиц, так и на юрлиц). И если у единоналожника работает от 8 и более человек, то он обязан зарегистрироваться в Фонде и в общем порядке подавать Отчет. Также они не освобождены от уплаты санкций (письма Фонда от 15.09.06 г. № 06ю-251/1657-327/2; от 07.03.07 г. № 1/5-218; от 08.08.07 г. № 1/8-81). В отношении физлица-предпринимателя напомним, что Фонд против того, чтобы такие субъекты хозяйствования оформляли доверенность на другого человека по составлению/подаче Отчета (см. письмо Фонда 15.09.10 г. № 1/6-300/06). По нашему мнению, с позицией Фонда можно спорить, ведь законодательство прямо не предусматривает обязанности личного предоставления отчетности.

Кому не нужно подавать Отчет. Перечислим тех, кто не обязан подавать Отчет.

1. Обособленные подразделения юрлиц. Согласно п. 1.2 Инструкции № 42 и п. 3 Порядка предоставления отчета при наличии обособленных подразделений головное предприятие заполняет один сводный отчет с учетом данных обособленных подразделений (об этом также говорится в письме Фонда от 15.09.10 г. № 1/6-301/06). При этом отдельно регистрироваться обособленным подразделениям в отделениях Фонда по месту своего нахождения не нужно (письмо Фонда от 03.05.07 г. № 1/5-393). Вместе с отчетом в Фонд следует подать Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и/или обособленных подразделений работодателя, имеющих обособленные подразделения (приложение к Инструкции № 42).

2. Представительства иностранных компаний, не являющиеся юрлицами, поскольку они не подпадают под субъектный состав согласно ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов (п. 3 письма Фонда от 17.04.06 г. № 06ю-75/667).

3. Физлица и юрлица, если СКШР за год менее 8 человек.

Несмотря на то что письма Фонда, на которые мы ссылаемся в этом разделе и по тексту всей статьи, изданы ранее последних изменений, внесенных постановлением КМУ от 10.08.11 г. № 849 в Порядок регистрации, считаем, что на сегодняшний день они не утратили свою актуальность.

 

Алгоритм заполнения Отчета

О порядке составления Отчета и о том, как правильно рассчитать его показатели, подробно рассказано в Инструкции № 42. В табл. 2 ниже традиционно представим информацию о том, какие строки содержит табличная часть Отчета, опишем показатели, которые нужно заносить в эти строки, и порядок их расчета.

 

Таблица 2. Показатели Отчета и порядок их расчета

Номер и название строки Отчета

Порядок расчета

1

2

Адресная часть Отчета и сетка кодов

Заполняется по данным справки из ЕГРПОУ

01 «Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)»(1)

СКШР учетного состава за год определяется в соответствии с п. 3.2 Инструкции № 286 (п. 3.1 Инструкции № 42)

02«з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)»(1)

СКШР за год, которым в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность. Физлицо, использующее наемный труд, если ему в соответствии с действующим законодательством установлена инвалидность, увеличивает показатель стр. 02 на единицу
(п. 3.2 Инструкции № 42).
СКШР-инвалидов рассчитывается аналогично СКШР.
Чтобы инвалид считался трудоустроенным и его можно было учесть в стр. 02 Отчета, нужно выполнить 2 условия:
1) место работы должно быть основным (инвалиды-совместители и инвалиды, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, в расчет не принимаются);
2) инвалидность нужно подтвердить (п. 1 письма Фонда от 26.03.07 г. № 1/6-172):
 — копией справки МСЭК о группе и причине инвалидности;
 — копией пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.
Мы уже на раз писали в статьях на эту тему, что аттестацию рабочего места инвалида на сегодняшний день проводить не нужно, как это требовалось раньше (см. письмо Минтруда от 12.03.07 г. № 804/0/10-07/19).
Обратите внимание: инвалиды, имеющие заключения МСЭК относительно их нетрудоспособности, не могут быть приняты на работу (письмо Минтруда от 01.06.07 г. № 1204/19/71-07)

03«Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)»

Количество инвалидов — штатных работников, которые должны работать на рабочих местах, созданных работодателем, согласно нормативу рабочих мест (п. 3.3 Инструкции № 42). Норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлен ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов.
Норматив определяется для работодателей:
 — у которых работает от 8 до 25 человек, — равен 1 человеку;
 — у которых работает от 25 человек, путем умножения показателя стр. 01 на 4 %

04 «Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)»

Сумма фактически начисленной за отчетный год зарплаты работникам, учтенным в стр. 01 (п. 3.5 Инструкции № 42).
Например, если ФОТ работников составил 678894,15 грн., то в этом случае в стр. 04 указываем «679» тыс. грн.

05 «Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)»

Среднегодовая зарплата штатного работника рассчитывается по формуле (п. 3.6 Инструкции № 42): (стр. 04 х 1000) : строка 01.
Например, в стр. 01 — 23 чел., в стр. 04 — 679 тыс. грн., тогда в стр. 05 покажем: 679 х 1000 : 23 = 29521,74 » 29522 (грн.)

06 «Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)»

Сумма административно-хозяйственных санкций, которую должен уплатить работодатель в случае невыполнения норматива (п. 3.7 Инструкции № 42):
1) для работодателей, у которых работает 15 человек и более, — рассчитывается по формуле: (стр. 03 - стр. 02) х стр. 05;
2) для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек: 1 х стр. 05 : 2
Округляем до целых гривень

(1) Данные в этих строках отражаются в целых единицах. Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого по общим правилам округления (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения) — п. 3.4 Инструкции № 42. Показатель СКШР за каждый месяц округляется иначе — по правилу «четной цифры» (если последняя значащая цифра «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений).

 

Пример заполнения Отчета

Множество примеров расчета норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов мы приводили недавно в статье «Трудоустройство инвалидов: выполняем норматив» // «БН», 2011, № 49, с. 16, поэтому сегодня покажем расчет и заполнение Отчета на одном примере.

Пример. Предприятие создано в 2010 году. Фонд отплаты труда работников предприятия за 2011 год составил 7 млн грн. В течение года на предприятии работали работники-инвалиды:

— один — с 20.01.11 г. по 03.02.11 г.;

— второй — с 05.03.11 г. по 15.06. 11 г.;

— третий — с 01.08.11 г. и до конца года;

— четвертый — с 01.09.11 г. по 16.11.11 г.;

— пятый с 25.10.11 г. и до конца года.

Определим, выполнило ли предприятие норматив по трудоустройству инвалидов по итогам 2011 года. Для этого произведем необходимые расчеты в табл. 3 ниже, а затем заполним Отчет (см. рисунок на с. 29).

 

Таблица 3. Расчет СКШРМЕС и СКШР-инвалидов по данным примера

Месяц (период работы работника-инвалида)

СКШРМЕС

СКШР-инвалидов (чел.)

1

2

3

Январь (с 20.01.11 г. по 31.01.11 г.)

120(1)

0(2)

Расчет:
(1)
(120 чел. х 19 дн. + 121 чел. х 12 дн.) : 31 дн. = 120,39
» 120 чел.
(2) (0 чел. х 19 дн. + 1 чел. х 12 дн.) : 31 дн. = 0,39
» 0 чел.

Февраль (с 01.02.11 г. по 03.02.11 г.)

120(3)

0(4)

Расчет:
(3) (121 чел. х 3 дн. + 120 чел. х 25 дн.) : 28 дн. = 120,11 » 120 чел.
(4) (1 чел. х 3 дн. + 0 чел. х 25 дн.) : 28 дн. = 0,11
» 0 чел.

Март (с 05.03.11 г. по 31.03.11 г.)

121(5)

1(6)

Расчет:
(5) (120 чел. х 4 дн. + 121 чел. х 27 дн.) : 31 дн. = 120,87 » 121 чел.
(6) (0 чел. х 4 дн. + 1 чел. х 27 дн.) : 31 дн. = 0,87
» 1 чел.

Апрель

121

1

Май

121

1

Июнь (с 01.06.11 г. по 15.06.11 г.)

120(7)

0(8)

Расчет:
(7)
(121 чел. х 15 дн. + 120 чел. х 15 дн.) : 30 дн. = 120,5
» 120 чел. (округляем по правилу четной цифры).
(8) (1 чел. х 15 дн. + 0 чел. х 15 дн.) : 30 дн. = 0,5 = 0 чел. (округляем по правилу четной цифры. Заметим, если бы округление осуществлялось по математическим правилам, то СКШР-инвалидов за этот месяц равнялось бы 1 чел.).

Июль

120

0

Август (с 01.08.11 г.)

121

1

Сентябрь (2 работника-инвалида с 01.09.11 г. по 30.09.11 г.)

122

2

Октябрь (с 25.10.11 г.)

122(9)

2(10)

Расчет:
(9) (122 чел. х 24 дн. + 123 чел. х 7 дн.) : 31 дн. = 122,23 » 122 чел.
(10) (2 чел. х 24 дн. + 3 чел. х 7 дн.) : 31 дн. = 2,23
» 2 чел.

Ноябрь (с 01.11.11 г. по 16.11.11 г.)

123(11)

3(12)

Расчет:
(11) (123 чел. х 16 дн. + 122 чел. х 14 дн.) : 30 дн. = 122,53 » 123 чел.
(12) (3 чел. х 16 дн. + 2 чел. х 14 дн.) : 30 дн. = 2,53
» 3 чел. (округляем по правилу четной цифры).

Декабрь

122

2

Итого за 2011 год

121(13)

1(14)

Расчет:
(13) СКШР за 2011 год = (120 + 120 + 121 + 121 + 121 + 120 + 120 + 121 + 122 + 122 + 123 + 122) : 12 = 121,08 » 121 (чел.) - стр. 01 Отчета.
(14) СКШР-инвалидов = (0 + 0 + 1 + 1 + 1 + 0 + 0 + 1 + 2 + 2 + 3 + 2) : 12 = 1,08
» 1 (чел.) - стр. 02 Отчета.

 

<…>

Кількість працівників та фонд оплати праці

Назва показників

Код рядка

Фактично за рік

Середньооблікова кількість штатних працівників облікового складу (осіб)

01

121

з них: середньооблікова кількість штатних працівників, яким відповідно до чинного законодавства встановлена інвалідність (осіб)

02

1

Кількість інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно до вимог статті 19 Закону України «Про основи соціальної захищеності інвалідів в Україні» (осіб)

03

5

Фонд оплати праці штатних працівників (тис. грн.)

04

7000

Середньорічна заробітна плата штатного працівника (грн.)

05

57851

Сума адміністративно-господарських санкцій за невиконання нормативу робочих місць для працевлаштування інвалідів (грн.)

06

231404

<…>

Фрагмент заполнения Отчета

 

По результатам расчета, приведенного в таблице, СКШР-инвалидов за 2011 год — 1 человек. А трудоустроить предприятие должно было 5 человек инвалидов (121 чел. х  4 % = 4,84 5 чел.). Таким образом, предприятие должно уплатить штраф в размере 231404 грн. (среднегодовая зарплата штатного работника за каждое рабочее место, которое должно быть занято инвалидом: 57851 х 4 = 231404 грн.). Кстати говоря, трудоустройство инвалидов всецело возлагается на работодателя, будь то юрлицо или физлицо-предприниматель. То есть можно заключить — во избежание столь ощутимых санкций работодатель самостоятельно должен искать потенциальных работников, являющихся инвалидами. А государственная служба занятости должна лишь способствовать трудоустройству инвалидов, которые состоят на учете и зарегистрированы в качестве безработных (на это указывает Фонд в письме от 20.08.10 г. № 1/0-267/06).

 

Ответственность

Ответственность, связанную с Отчетом, предусматривает КоАП. Так, согласно ч. 2 ст. 1881 КоАП к админответственности в виде штрафа от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.) могут привлечь за:

1) невыполнение норматива рабочих мест — должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также физлицо, использующее наемный труд;

2) неподачу Отчета в Фонддолжностное лицо, которое обязано подавать Отчет.

Как видим, эта норма для двух разных нарушений определяет разных лиц, которые являются субъектами ответственности. С учетом того, что директор обладает полномочиями по трудоустройству и может подавать Отчет самостоятельно, при одновременном наличии двух возможных админправонарушений по ст. 1881 КоАП, он может настаивать на применении одного штрафа в максимальном размере (340 грн.) согласно ч. 2 ст. 36 КоАП.

Мы уже не раз писали, что пока за ошибки, допущенные в самом Отчете, законодательно санкции не предусмотрены. Но если ошибка привела к недоплате инвалидных санкций, то наказания не избежать. Не забывайте о пене, которая начисляется при нарушении сроков уплаты штрафов исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

По результатам проведения невыездных, выездных плановых и внеплановых проверок работодателей по соблюдению ими требований ст. 19 и 20 Закона о соцзащите инвалидов оформляется акт, который подтверждает факт проведения проверки и является носителем доказательной информации о выявленных нарушениях или о неустановлении фактов нарушений (см. письмо Фонда от 01.03.10 г. № 1/5-135/06).

Кроме того, представители Фонда согласно ст. 255 КоАП составляют протоколы об административных правонарушениях (см. приказ Минтруда от 14.03.07 г. № 99), а дела рассматривают районные суды (ст. 221 КоАП). Об этом говорится и в письме Фонда от 12.05.09 г. № 1/5-447/06.

Неподача Отчета и неуплата санкций относятся к длящимся правонарушениям (см. письма Минюста от 17.07.07 г. № 22-14-493, от 01.12.03 г. № 22-34-1465). Поэтому административный штраф за такие нарушения может быть наложен в срок не позднее через 3 месяца со дня выявления нарушения (ч. 2 ст. 38 КоАП).

На этом заканчиваем говорить об Отчете. Конечно, сейчас, когда 2011 год закончился, невозможно подкорректировать ситуацию и «подтянуть» количество работников-инвалидов до уровня требуемого норматива, поэтому вам осталось только подсчитать показатели и заполнить Отчет. Надеемся, что сложностей с этим у вас не будет и по результатам расчета окажется, что вы выполнили норматив.

 

Документы и сокращения статьи

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о соцзащите инвалидов — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике численности работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.07 г. № 42.

Порядок регистрации — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70.

Порядок предоставления отчета — Порядок предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.07 г. № 70.

Единый госреестр — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Фонд — Фонд социальной защиты инвалидов.

СКШР — среднеучетное количество штатных работников учетного состава.

ФОТ — фонд оплаты труда.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше