Темы статей
Выбрать темы

Хмелеcбор: правила взимания

Редакция БН
Статья

ХМЕЛЕCБОР:

правила взимания

 

Со вступлением в силу Налогового кодекса глобальных изменений в порядке начисления и уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства не произошло, стоит отметить лишь увеличение Законом № 3609 ставки сбора в полтора раза.

В этой статье напомним основные правила взимания хмелесбора и обратим внимание на отражение этого сбора в учете и отчетности.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Плательщики хмелесбора

Общие правила. Вступление в силу НКУ не повлияло на правила взимания сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — хмелесбор). Хотя этот сбор не включен в перечень общегосударственных (ст. 9 НКУ) и местных (ст. 10 НКУ) налогов и сборов, по крайней мере до 01.01.15 г. он будет взиматься. Это предусмотрено в п. 4 подразд. 10 разд ХХ НКУ. Как и ранее, взимание хмелесбора будет регулироваться Законом о хмелесборе.

В соответствии со ст. 1 этого Закона плательщиками хмелесбора являются субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и подчинения, реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво*.

* В соответствии со ст. 1 Закона № 481 алкогольные напитки — продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов либо изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового более 1,2 % объемных единиц, относящиеся к товарным группам УКТ ВЭД под кодами 22.04, 22.05, 22.06 и 22.08; пиво — насыщенный диоксидом углерода пенистый напиток, полученный при брожении охмеленного сусла пивными дрожжами, относящийся к товарной группе УКТ ВЭД с кодом 2203.

Из этого определения следует, что уплачивать хмелесбор должны как юридические лица, так и физические лица — предприниматели, (кроме плательщиков единого налога п. 297.1 ПКУ), реализующие в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольные напитки и пиво.

Кроме предприятий, осуществляющих только реализацию алкогольных напитков, плательщиками хмелесбора в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о хмелесборе являются и производители алкогольных напитков и пива. Но выступают они плательщиками этого сбора только при условии реализации:

1) алкогольных напитков и пива собственного производства непосредственно конечному потребителю, т. е. покупателям, использующим алкогольные напитки для потребления, а не для последующей продажи (розничная продажа);

2) алкогольных напитков и пива несобственного производства. При этом не имеет значения, кто является покупателем такой продукции (конечный потребитель или посредник).

Если же производители алкогольных напитков и пива реализуют собственную продукцию субъектам оптовой и розничной торговли (посредникам), то плательщиками хмелесбора они не будут.

Обращаем внимание, что такие правила определения плательщиков хмелесбора прямо применяются тогда, когда алкогольные напитки и пиво реализуют по договорам купли-продажи. Если же реализация алкогольных напитков и пива происходит по договору комиссии либо консигнации или договору поручения, то правила определения плательщиков этого сбора имеют определенные особенности.

Договор комиссии. При реализации алкогольных напитков и пива по договорам комиссии (консигнации) в соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона о хмелесборе плательщиком хмелесбора может выступать комиссионер (консигнатор) либо комитент (консигнант). Все зависит от того, кто из этих субъектов хозяйствования получает средства от реализации алкогольных напитков и пива на свой счет. Так, если средства от реализации алкогольных напитков и пива по договору комиссии (консигнации) поступают:

— на счет комиссионера (консигнатора), а затем комиссионер перечисляет их комитенту (консигнанту), то плательщиком выступает комиссионер (консигнатор);

— напрямую (непосредственно от покупателя) на счета комитента (консигнанта) в обход комиссионера (консигнатора), то плательщиком хмелесбора в этом случае выступает комитент (консигнант).

Это правило не касается производителей-комитентов, поскольку они априори не являются плательщиками хмелесбора, когда реализуют собственные алкогольные напитки и пиво субъектам оптовой и розничной торговли. То есть если средства от реализации алкогольных напитков неконечному потребителю поступают напрямую на счета производителя-комитента в обход комиссионера, то ни производитель-комитент (субъект, получающий деньги на свой счет), ни комиссионер не уплачивают хмелесбор.

Если по такой схеме алкогольные напитки либо пиво реализуются конечному потребителю, то, как правило, денежные средства получает комиссионер, который и будет плательщиком хмелесбора. Хотя не исключена ситуация, когда при безналичных расчетах в розничной торговле средства от розничной продажи может получать производитель-комитент. В подобной «экзотической» ситуации плательщиком хмелесбора будет такой производитель-комитент.

Обращаем внимание, что в случае если производитель алкогольных напитков реализует по договорам комиссии (консигнации) несобственные алкогольные напитки и средства поступают от покупателя на счет такого комиссионера, то плательщиком хмелесбора в этом случае будет комиссионер, потому что в таком случае он не является производителем. Это подтверждают и налоговики в п. 2 письма ГНАУ от 05.06.09 г. № 11931/7/21-0117*.

* См. ком. «Хмелесбор: ГНАУ разъяснила некоторые актуальные вопросы» // «БН», 2009, № 27, с. 8.

Договор поручения. Кроме договора комиссии, субъекты хозяйствования при реализации алкогольных напитков и пива часто используют договоры поручения. При определении плательщиков хмелесбора в этом случае возникают некоторые трудности, если выручку получает поверенный, ведь в ст. 1 Закона о хмелесборе об определении плательщиков хмелесбора при использовании таких договоров не упоминается.

Налоговики, пользуясь этой нестыковкой, требуют (письмо ГНАУ от 31.03.10 г. № 3146/6/21-021**), чтобы при реализации алкогольных напитков и пива по договорам поручения плательщиков хмелесбора определяли по тем же правилам, что и при реализации этих товаров по договору комиссии.

** См. ком. «Хмелесбор: ГНАУ дала ответы на некоторые вопросы» // «БН», 2010, № 18 — 19, с. 9.

На наш взгляд, в этой ситуации следует руководствоваться нормами ч. 1 ст. 1 Закона о хмелесборе и считать плательщиком только поручителя, поскольку в такой категории договоров он выступает продавцом независимо от того, кто получает выручку от покупателя, так как в соответствии со ст. 1000 ГКУ поверенный заключает договор на продажу от имени поручителя.

Специальная же норма об определении плательщика в зависимости от того, на чей счет поступают деньги (ч. 3 ст. 1 Закона о хмелесборе) касается только установления плательщика хмелесбора при реализации алкогольных напитков и пива для договоров комиссии (консигнации), в которых комиссионер (консигнатор) продает товары от своего имени. Поэтому проводить аналогию между договорами комиссии и поручения, на наш взгляд, некорректно. Кроме того, если бы законодатель предусматривал возможность применения таких специальных правил и для договоров поручения, то он упомянул бы их в ч. 3 ст. 1 Закона о хмелесборе.

 

Объект налогообложения

Объектом обложения хмелесбором в соответствии со ст. 2 Закона о хмелесборе является выручка — товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме.

К сожалению, в Законе о хмелесборе нет четкого определения термина «выручка», который бы субъекты хозяйствования могли использовать для расчета размера сбора. Поэтому для разъяснения этого термина обратимся к консультациям налоговиков. Так, в п. 3 письма от 05.06.09 г. № 11931/7/21-0117 налоговики попытались дать объяснение термина «выручка». В частности, они указали, что по своей сути хмелесбор является налогом с оборота, поэтому термин «выручка от реализации» означает не что иное, как торговый оборот, тогда как в действующих нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету термин «выручка от реализации» означает «доход».

Для определения объекта налогообложения, на наш взгляд, следует использовать значение кредита счета 70 «Доход от реализации»,
т. е. учитывать общий доход (выручку) от реализации продукции, товаров без вычета косвенных налогов (НДС, акцизного сбора и т. п.). Что касается предоставленных скидок, стоимости возвращенных алкогольных напитков и пива, то при расчете размера хмелесбора их учитывать не нужно, поскольку на их сумму уменьшается выручка.

Обращаем внимание: кроме объекта налогообложения, в Законе о хмелесборе, как и в других нормативно-правовых актах, регулирующих уплату хмелесбора, не указано, когда же именно возникают налоговые обязательства по хмелесбору, — в момент получения выручки от реализации либо после отгрузки продукции.

Налоговики в своих разъяснениях (письма от 14.01.2000 г. № 526/7/16-2317 и от 23.03.10 г. № 5839/7/21-0117*) при решении этого вопроса заняли достаточно лояльную позицию: налоговое обязательство по уплате возникает у хозяйствующего субъекта, реализующего алкогольные напитки и пиво, по правилу «двух событий», т. е. после осуществления оборота по реализации (отгрузка продукции) и получения выручки от реализации.

* См. ком. «ГНАУ о правиле «двух событий» для хмелесбора» // «БН». 2010, № 27, с. 13.

Таким образом, в случае если первым событием была отгрузка товара, то обязательства по уплате хмелесбора возникнут на дату получения компенсации (второе событие). В обратной ситуации, когда первым событием было получение компенсации стоимости товара, обязательства по уплате хмелесбора возникнут на дату отгрузки товара (второе событие).

В связи с этим получение аванса или отгрузка алкогольных напитков и пива покупателю, оплата за которые произойдет в будущем, не приводят к возникновению обязательств по уплате хмелесбора.

 

Начисление и уплата хмелесбора

Определив объект обложения и момент определения налоговых обязательств по хмелесбору, субъект хозяйствования легко сможет рассчитать его размер. Для расчета суммы сбора нужно выручку (товарооборот), полученную от реализации алкогольных напитков и пива, умножить на ставку хмелесбора.

Размер ставки хмелесбора в соответствии со ст. 3 Закона о хмелесборе с 01.08.11 г. составляет 1,5 % объекта налогообложения (соответствующие изменения внесены в ст. 3 Закона о хмелесборе Законом № 3609). До 01.08.11 г. ставка хмелесбора составляла 1 % объекта налогообложения.

Обращаем внимание на определение ставки хмелесбора по переходным операциям, которые могли возникнуть при изменении ставки налогообложения (например, алкогольные напитки отгружены до 1 августа, а выручка получена впоследствии, или наоборот; выручка получена до 1 августа, а продукция отгружена после этого). Считаем, что по таким операциям начислять хмелесбор следует по новой ставке (1,5 %). Связано это с тем, что моментом возникновения обязательств по уплате хмелесбора, как указывалось выше, является второе событие (или получение средств за ранее отгруженные алкогольные напитки, или отгрузка уже оплаченной продукции), при осуществлении которого уже действовала новая ставка хмелесбора.

Подавать Расчет суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — Расчет), форма которого утверждена приказом ГНАУ от 01.12.09 г. № 671, нужно ежемесячно в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца, в орган ГНС по месту пребывания на налоговом учете.

Если плательщик прекращает деятельность, связанную с продажей алкогольных напитков и пива, то для того, чтобы на законных основаниях не подавать Расчет, ему следует подать в налоговую инспекцию заявление с просьбой исключить его из числа плательщиков хмелесбора. В противном случае плательщику могут угрожать штрафные санкции за неподачу налоговой отчетности.

Уплачивать определенную в Расчете сумму сбора нужно в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи Расчета.

 

Заполнение отчетности

Напомним порядок заполнения табличной части Расчета, в которой непосредственно начисляется хмелесбор:

— в гр. 2 «Вид товара» плательщик хмелесбора может указать два названия: «алкогольные напитки» и/или «пиво». Для каждого из этих товаров в Расчете отводятся отдельные строки (т. е. в Расчете могут быть максимум две строки);

— в гр. 3, 5, 7 указывается сумма выручки, полученная от реализации товаров по договору комиссии в оптовой и розничной торговой сети и в сети общественного питания. Эти графы в Расчете могут быть заполнены как комиссионером (консигнатором), так и комитентом (консигнантом), если такой субъект получает выручку непосредственно от покупателя;

— в гр. 4, 6, 8 указывается сумма выручки, полученная от реализации товаров в оптовой и розничной торговой сети и в сети общественного питания по другим договорам;

— в гр. 9 проставляют общую сумму выручки, полученную за отчетный месяц, подлежащую налогообложению (сумма строк 3 — 8);

— в гр. 10 проставляется сумма хмелесбора, подлежащая уплате в бюджет. Для ее определения необходимо показатель гр. 9 умножить на 1,5 % или на коэффициент 0,015.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка № 671 суммы сбора в Расчете за каждый налоговый (отчетный) месяц проставляются в гривнях без копеек, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам. Судя по надписи «грн.» перед табличной частью Расчета, суммы выручки в нем также следует указывать в гривнях без копеек.

Однако налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ (разд. 15.05), отмечают, что указывать размер выручки в Расчете следует в гривнях с копейками, а сумму налогового обязательства, подлежащую уплате в бюджет, (гр. 10) — в гривнях. На наш взгляд, такой подход не является правильным, поскольку Порядок № 671 отдельного требования для заполнения гр. 3 — 9 не выдвигает, поэтому заполнять их нужно по общим правилам, установленным в п. 4 Порядка № 671: в гривнях без копеек, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Пример 1. Предприятие, осуществляющее оптовую торговлю, получило от покупателя предоплату за алкогольные напитки в сумме 600 тыс. грн. (в том числе НДС — 100 тыс. грн.). В счет этой предоплаты отгружены товары на сумму 360 тыс. грн. (в том числе НДС — 60 тыс. грн.).

Кроме того, покупателю отгружена партия пива на сумму 420 тыс. грн. (в том числе НДС — 70 тыс. грн.), за которую получена оплата в сумме 300 тыс. грн.

В этом случае у предприятия-продавца возникает объект обложения хмелесбором:

— по алкогольным напиткам — в сумме 360 тыс. грн.;

— по пиву — 300 тыс. грн.

Всего — 660 тыс. грн. (360 тыс. грн. + 300 тыс. грн.).

Сумма хмелесбора будет составлять 9900 грн. (660000 х 1,5 %).

Порядок заполнения Расчета по данным примера 1 приведен на рис. 1 на с. 44.

Пример 2. Предприятие-комиссионер осуществляет оптовую и розничную продажу алкогольных напитков, полученных от производителя по договору комиссии. Выручка от розничной продажи поступает предприятию-комиссионеру, а от оптовой продажи — производителю-комитенту. Комиссионное вознаграждение составляет 11 %.

В течение месяца на комиссию получены товары на сумму 800 тыс. грн. (в том числе НДС — 133333,33. грн.). Выручка от розничной продажи за месяц составила 420 тыс. грн. (в том числе НДС — 70 тыс. грн.), она за вычетом комиссионного вознаграждения (46,2 тыс. грн.) перечислена комитенту. Оптовым покупателям отпущены товары на сумму 200 тыс. грн. (в том числе НДС — 33333,33 тыс. грн.), выручку за которые получил комитент (комиссионер получил от комитента комиссионное вознаграждение в сумме 22 тыс. грн.).

В этом примере объектом обложения хмелесбором будет только выручка комиссионера, полученная от розничной продажи алкогольных напитков (420 тыс. грн.).

Сумма хмелесбора будет составлять 6300 грн. (420000 х 1,5 %).

У комитента выручка, полученная от оптовой продажи алкогольных напитков, не облагается хмелесбором, поскольку комитент является производителем.

Порядок заполнения Расчета по данным примера 2 приведен на рис. 2 на с. 44.

 

Исправление ошибок

Если субъект хозяйствования самостоятельно выявляет ошибки, допущенные в поданном Расчете, он может для исправления таких ошибок до окончания предельного срока его подачи подать новый отчетный Расчет за такой период. При этом предыдущий Расчет считается недействительным и штрафные санкции к плательщику не применяются.

Если же предельный срок подачи Расчета, в котором была допущена ошибка, уже прошел, то для исправления такой ошибки плательщик хмелесбора должен подать Уточняющий расчет за отчетный период, в котором была допущена ошибка, с раскрытием информации о сумме налогового обязательства в результате самостоятельно выявленных ошибок.

Отчетный и Уточняющий Расчеты имеют одинаковую форму. Для превращения «обычного» Расчета в Уточняющий нужно в шапке Расчета поставить отметку «Х» в поле «Уточняющий» (код 013).

Вместе с Расчетом нужно подать Справку о сумме сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, которая уменьшает либо увеличивает налоговое обязательство в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки в предыдущих отчетных периодах, форма которой утверждена приказом ГНАУ от 01.12.09 г. № 671 (далее — Справка).

Для того чтобы исправить ошибку, плательщик хмесбора должен в Уточняющем расчете правильно рассчитать размер хмелесбора (порядок заполнения этого Расчета не отличается от порядка заполнения отчетного Расчета), а в Справке провести уточнение показателей.

Справка заполняется следующим образом.

1) в стр. 1 указывают сумму хмелесбора, задекларированную в периоде, в котором допущена ошибка. То есть в эту строку переносятся данные из гр. 10 Расчета хмелесбора, в котором была допущена ошибка;

2) в стр. 2 указывают правильно рассчитанную сумму хмелесбора, подлежащую уплате согласно Уточняющему расчету. В эту строку переносят значение гр. 10 Уточняющего расчета;

3) если была допущена ошибка, приведшая к завышению налоговых обязательств по хмелесбору, то заполняется стр. 3, в которой указывается положительная разница показателей стр. 1 и стр. 2. При этом в стр. 4 и 5 следует поставить прочерки;

4) если допущенная ошибка привела к занижению налоговых обязательств по хмелесбору, то субъект хозяйствования заполняет стр. 4стр. 3 ставится прочерк), в которой указывает разницу показателей стр. 2 и стр. 1.

Кроме того, плательщик налога должен заполнить стр. 5, где ему следует указать сумму самоштрафа в размере 3 % суммы, указанной в стр. 4.

Обратите внимание: в «устаревшей» форме Справки указан размер самоштрафа 5 %. Однако согласно п. 50.1 НКУ при исправлении ошибки в Уточняющем расчете плательщик обязан уплатить штраф в размере 3 %, а при исправлении ошибки в отчетности за следующий отчетный период — 5 %. Однако п. 18 Порядка № 671 и форма Расчета предусматривают возможность исправления ошибок только через Уточняющий расчет.

Кроме того, следует заметить, что, кроме штрафа за занижение налоговых обязательств в соответствии со ст. 129 НКУ, плательщик хмелесбора должен уплатить в бюджет пеню, начисляемую в день наступления срока погашения налогового обязательства, начисленного контролирующим органом либо плательщиком налогов в случае выявления занижения хмелесбора на сумму такого занижения и за весь период занижения (в том числе за период административного и/или судебного обжалования). Размер пени определяется из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на день занижения (абз. 2 п. 129.4 НКУ).

В форме Справки специальная строка для отражения такой пени не предусмотрена. Насколько нам известно, начисление такой пени налоговиками в автоматическом режиме не производится, потому что в Инструкции № 953 порядок начисления этой пени не определен. Поэтому, скорее всего, сумма уплаченной пени будет учитываться в лицевом счете как переплата, пока она не будет начислена в лицевом счете по результатам документальной проверки

Пример 3. Предприятие, осуществляющее оптовую торговлю алкогольными напитками, 10 февраля 2012 года обнаружило, что в декабре 2011 года оно при расчете хмелесбора не включило в базу налогообложения оплату в размере 100 тыс. грн. за отгруженные в ноябре 2011 года алкогольные напитки.

Кроме того, за декабрь предприятие получило от покупателей предоплату за алкогольные напитки в сумме 720 тыс. грн. (в том числе НДС — 120 тыс. грн.). В счет этой предоплаты отгружены товары на сумму 660 тыс. грн. (в том числе НДС — 110 тыс. грн.).

Сумма доначисленного налогового обязательства, штрафных санкций и пени была уплачена 10 февраля 2012 года.

В этом случае у предприятия возникает объект обложения хмелесбором в размере 760 тыс. грн. (100000 + 660000), хотя в Расчете за декабрь был отражен объектом обложения хмелесбором в размере 660 тыс. грн. и начислен хмелесбор на сумму 9900 (660000 х 1,5 %)

Чтобы исправить допущенную ошибку, субъект хозяйствования должен подать Уточняющий расчет (рис. 3 на с. 44), где должен быть указан правильно начисленный размер хмелесбора (760000 грн. х 1,5 % = 11400 грн.), и Справку (рис. 4 на с. 44), где указываются сумма занижения налогового обязательства (11400 грн. - 9900 грн. = 1500 грн.) и сумма самоштрафа (1500 грн. х 3 % = 45 грн.).

По данным примера плательщик уплатил сумму недоплаты и штраф 10.02.12 г. Кроме того, ему следует уплатить пеню за период занижения — с 31.01.12 г. по 10.02.12 г. включительно (за 11 дней).

Поскольку учетная ставка НБУ составляла 7,75 %, сумма пени составит: 4,20 грн. (1500 х 11 : 365 х 1,2 х 7,75 %).

Следовательно, подавая Уточняющий расчет и Справку, плательщик должен уплатить заниженное обязательство, штрафную санкцию и пеню в размере 1549,20 грн. (1500,00 + 45,00 + 4,20).

 

Экспресс-ответы

Вопрос

Ответ

1

2

Уплачивается ли хмелесбор из выручки от реализации безалкогольного пива?

По мнению ГНАУ (письма от 16.03.10 г. № 2607/6/21-0215(1) и от 31.03.10 г. № 3146/6/21-0215), выручка от реализации безалкогольного пива должна облагаться хмелесбором. Налоговики объясняют это тем, что в понимании Законе о хмелесборе термины «пиво безалкогольное» и «пиво», определенные в ст. 1 Закона № 481, являются понятиями равнозначными (независимо от того, облагается ли такая продукция акцизным сбором).
На наш взгляд, такая позиция налоговиков является ошибочной. Дело в том, что напитки «пиво безалкогольное» и «пиво», хотя и содержат в своем названии слово «пиво», являются разными напитками и имеют разные коды согласно УКТВЭД и Государственному классификатору продукции и услуг ГК 016-97.
Поэтому можно утверждать, что безалкогольное пиво по сути является безалкогольным напитком и не относится к категории «пиво», поэтому выручка от реализации такого напитка не является объектом обложения хмелесбором. Ввиду этого плательщики сбора могут попытаться отстоять свое право не облагать выручку от реализации безалкогольного пива хмелесбором

Уплачивается ли хмелесбор при реализации слабоалкогольных напитков?

Да, уплачивается, поскольку слабоалкогольные напитки согласно Закону № 481 подпадают под более широкое понятие «алкогольные напитки». Это подтверждают и налоговики в письме от 31.03.10 г. № 3146/6/21-0215(2)

Облагается ли хмелесбором реализованная продукция собственного производства (кремы, десерты, кофе, кондитерские изделия), при изготовлении которой использовались алкогольные напитки?

ГНАУ, отвечая на такой вопрос в письме от 05.06.09 г. № 11931/7/21-0117 и в консультации, приведенной в ЕБНЗ (разд. 15.02), пришла к следующему выводу: при реализации в сети общественного питания продукции собственного производства (кремы, десерты, кофе, кондитерские изделия), во время приготовления которой используются алкогольные напитки, объект обложения хмелесбором возникает только в том случае, когда выручка от реализации продукции собственного производства и от реализации алкогольных напитков, использованных при производстве такой продукции, отражается отдельно по кредиту счета 70 «Доход от реализации работ и услуг».
Если же выручка от реализации таких алкогольных напитков отдельно не отражается, а является составляющей дохода, полученного от реализации продуктов собственного производства, то база обложения хмелесбором не возникает, поэтому облагать такую продукцию хмелесбором не нужно

Как уплачивать хмелесбор при реализации алкогольных коктейлей?

При реализации алкогольных коктейлей возникает вопрос: из какой выручки следует уплачивать хмелесбор: из всей суммы либо исходя из стоимости алкогольных составляющих коктейля? Действующее законодательство не содержит прямого ответа на этот вопрос.
Налоговики в консультации, приведенной в ЕБНЗ (разд. 15.02), при рассмотрении такого вопроса сделали вывод, что хмелесбор нужно уплачивать из всей суммы выручки — товарооборота, полученного от реализации коктейлей, изготовленных с использованием алкогольных напитков.
Объясняют они это тем, что продажа коктейлей, изготовленных с использованием алкогольных напитков, через сеть общественного питания является продажей алкогольных напитков, содержащихся в составе коктейлей, поэтому объект налогообложения в этом случае возникает по общим правилам, установленным ст. 2 Закона о хмелесборе.
Есть и другие подходы к определению объекта обложения хмелесбором алкогольных коктейлей. Так, в частности, Минэкономики в письме от 27.06.07 г. № 91-28/165(2) сделало вывод, что при использовании алкогольных изделий промышленного производства путем смешивания с соками, кофе, чаями и т. п. объектом для взимания хмелесбора должна быть только стоимость алкогольных напитков, входящих в состав коктейлей, в количестве, определенном утвержденной рецептурой (в том числе калькуляционной карточкой). Несмотря на справедливость такого подхода, применять его без письменной индивидуальной налоговой консультации налоговиков не рекомендуем. Связано это с тем, что Минэкономики не является контролирующим органом по взиманию налогов и сборов

(1) См. Калейдоскоп документов «Хмелесбор нужно уплачивать и за безалкогольное пиво» // «БН», 2010, № 16.

(2) См. ком. «Хмелесбор при реализации коктейлей: нужно уплачивать с алкогольной составляющей — мнение Минэкономики» // «БН, 2007, № 36, с. 9.

 

Отражение в учете

Налоговый учет. В налоговом учете согласно абз. «в» п.п. 138.10.4 НКУ сумма хмелесбора включается в состав прочих расходов операционной деятельности как сумма начисленных налогов и сборов, установленных НКУ.

В декларации по налогу на прибыль за II — IV кварталы 2011 года его сумма отражается в строке 06.5.13 приложения IВ к декларации, а начиная с І квартала 2012 года — в строке 06.4.13 приложения ІВ к декларации.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете сумма хмелесбора при определении чистого дохода вычитается из дохода предприятия. Это следует из п. 16 П(С)БУ 3 «Отчет о финансовых результатах», в котором прямо сказано, что сумма хмелесбора отражается в свободной строке (025) формы № 2 «Отчет о финансовых результатах».

Непосредственно в учете отражать информацию о начисленном и перечисленном хмелесборе, на наш взгляд, следует на субсчете 642 «Расчеты по обязательным платежам». При этом начисление хмелесбора отражается по дебету субсчета 702 «Доход от реализации товаров» и кредиту субсчета 642, а перечисление начисленных сумм в бюджет — по дебету субсчета 642 и кредиту субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте».

Поскольку, как было упомянуто выше, обязательства по уплате хмелесбора возникают по второму событию (т. е. после того, как предприятие и отгрузило продукцию, и получило за нее оплату), появляется необходимость каким-то образом обобщать информацию о сумме сбора при реализации алкогольных напитков и пива на условиях последующей оплаты. Мы рекомендуем для этого открыть к субсчету учета хмелесбора следующие субсчета третьего порядка:

— 642/Х/1 «Текущее обязательство по сбору на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства»;

— 642/Х/2 «Отсроченные обязательства по сбору на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства».

Пример 4. Предприятие приобрело у производителя партию алкогольных напитков. Приобретенные алкогольные напитки реализованы оптовому покупателю за 90000 грн. (в том числе НДС — 15000 грн.):

— 18.01.12 г. была получена предоплата от покупателя в сумме 60000 грн. (в том числе НДС — 10000 грн.);

— 20.01.12 г. отгружена первая партия товара на сумму предоплаты 60000 грн. (в том числе НДС — 10000 грн.);

— 27.01.12 г. отгружена вторая партия товара стоимостью 30000 грн. (в том числе НДС — 5000 грн.);

— 02.02.12 г. получена оплата за ранее отгруженный товар в сумме 30000 грн. (в том числе НДС — 5000 грн.).

Порядок отражения таких операций в бухгалтерском и налоговом учете приведен в таблице.

По данным примера субъект хозяйствования должен уплатить хмелесбор за январь в сумме 900 грн., а за февраль — 450 грн.

На этом все. Надеемся, что данная статья предоставит вам исчерпывающую информацию для своевременного и правильного расчета хмелесбора и подачи отчетности.

 

Отражение хмелесбора в учете предприятия

Дата

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

сумма, грн.

доходы

расходы

Январь

18.01.12 г.

Получена предоплата от покупателя

311

681

60000

Отражены налоговые обязательства по НДС

643

641

10000

20.01.12 г.

Отгружена покупателю первая партия товара (на сумму предоплаты)

361

702

60000

50000

Списана ранее отраженная сумма налоговых обязательств

702

643

10000

Начислены налоговые обязательства по хмелесбору (60000 х 1,5 %)

702

642/Х/1

900

(1)

Списана балансовая стоимость первой партии реализованного товара

902

281

44550

44550

Отражен зачет задолженности

681

361

60000

27.01.12 г.

Отгружена покупателю вторая партия товара

361

702

30000

25000

Отражено налоговое обязательство по НДС

702

641

5000

Отражена сумма хмелесбора в составе выручки от реализации
(30000 х 1,5 %)

702

642/Х/2

450

Списана балансовая стоимость второй партии реализованного товара

902

281

22950

22950

31.01.12 г.

Сформирован финансовый результат

791

902

67500

702

791

73650

31.01.12 г.

Отражены остатки по субсчетам 641/Х/1 и 641/Х/2

642/Х/1

900

900(1)

642/Х/2

450

Следовательно, по результатам января предприятие должно задекларировать налоговое обязательство по хмелесбору в размере 900 грн. (кредитовое сальдо по субсчету 642/Х/1)

Февраль

02.02.12 г.

Оплачена покупателем вторая партия товара, отгруженная в январе 2012 года

311

361

30000

Начислены налоговые обязательства по хмелесбору (30000 х 1,5 %)

642/Х/2

642/Х/1

450

(1)

20.02.12 г.

Уплачен в бюджет хмелесбор за январь 2012 года

642/Х/1

311

900

29.02.12 г.

Отражены остатки по субсчету 641/Х/1

642/Х/1

450

450(1)

Следовательно, по результатам февраля предприятие должно задекларировать налоговое обязательство по хмелесбору в размере 450 грн. (кредитовое сальдо по субсчету 642/Х/1).

(1) Отражать в составе расходов начисленный хмелесбор в соответствии с п.п. 138.5.1 НКУ следует в последний день отчетного налогового периода, за который производится начисление налогового обязательства по этому сбору.

 

 

<…>

№ з/п

Вид товару

Сума виручки від реалізації товарів

Всього виручки до оподаткування

Сума податкового зобов'язання, що підлягає сплаті до бюджету

в оптовій торговельній мережі

у роздрібній торговельній мережі

у мережі громадського харчування

за договорами комісії

за іншими
договорами

за договорами комісії

за іншими
договорами

за договорами комісії

за іншими
договорами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Алкогольні напої

360000

360000

5400

2

Пиво

300000

300000

4500

Разом

9900

Рис. 1. Фрагмент заполнения Расчета хмелесбора по данным примера 1

 

<…>

№ з/п

Вид товару

Сума виручки від реалізації товарів

Всього виручки до оподаткування

Сума податкового зобов'язання, що підлягає сплаті до бюджету

в оптовій торговельній мережі

у роздрібній торговельній мережі

у мережі громадського харчування

за договорами комісії

за іншими
договорами

за договорами комісії

за іншими
договорами

за договорами комісії

за іншими
договорами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Алкогольні напої

420000

420000

6300

Разом

6300

Рис. 2. Фрагмент заполнения Расчета хмелесбора по данным примера 2

 

<…>

№ з/п

Вид товару

Сума виручки від реалізації товарів

Всього виручки до оподаткування

Сума податкового зобов'язання, що підлягає сплаті до бюджету

в оптовій торговельній мережі

у роздрібній торговельній мережі

у мережі громадського харчування

за договорами комісії

за іншими
договорами

за договорами комісії

за іншими
договорами

за договорами комісії

за іншими
договорами

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Алкогольні напої

760000

760000

11400

Разом

11400

Рис. 3. Фрагмент заполнения Уточняющего расчета по данным примера 3

 

<…>

1. Сума збору на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства, що підлягає сплаті згідно з розрахунком, у якому виявлено помилку

9900

2. Сума збору на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства, що підлягає сплаті згідно з уточнюючим розрахунком

11400

3. Сума збору на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства, яка зменшує податкові зобов'язання у результаті виправлення помилки (рядок 1 - рядок 2)

4. Сума збору на розвиток виноградарства, садівництва і хмелярства, яка збільшує податкові зобов'язання у результаті виправлення помилки (рядок 2 - рядок 1)

1500

5. Сума самостійно нарахованого штрафу в розмірі п'яти відсотків від суми недоплати (рядок 4 х 5 %)

45

<…>

Рис. 4. Фрагмент заполнения Справки при исправление ошибки по данным примера 3

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о хмелесборе — Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Порядок № 671 — Порядок заполнения расчета суммы сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.09 г. № 671.

Порядок № 613 — Порядок взимания сбора и использования средств на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, в редакции постановления КМУ от 04.04.07 г. № 613.

Инструкция № 953 — Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.12.10 г. № 953.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sta.gov.ua.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше