Темы статей
Выбрать темы

Годовая финотчетность для «малышей»: особенности составления за 2011 год

Редакция БН
Статья

ГОДОВАЯ ФИНОТЧЕТНОСТЬ

для «малышей»: особенности составления
за 2011 год

 

Финотчетность субъектов малого предпринимательства имеет определенную специфику. И несмотря на то что бухгалтерский учет таким лицам разрешено вести по упрощенной форме, составление «малой» финотчетности представляет собой весьма непростую задачу. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Для удобства в Шпаргалке бухгалтера этого номера приведены таблицы-справочники по построчному заполнению форм № № 1-м, 2-м, 1-мс, 2-мс.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя», канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Состав отчета СМП

Порядок составления финансового отчета субъектами малого предпринимательства описан в П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства». Им предусмотрено подавать два комплекта отчетов:

обычный, знакомый СМП еще с 2000 года в составе Баланса (ф. № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м);

упрощенный в составе Баланса (ф. № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-мс).

В таблице мы привели информацию о тех, кто подает эти отчеты.

 

СМП, подающие отчетность согласно П(С)БУ 25

Комплект финотчета

Кто подает

Финансовый отчет СМП в составе Баланса (ф. № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м)

1. СМП — юридические лица, признанные таковыми в соответствии с законодательством
(подробнее далее).
Не распространяются П(С)БУ 25 на таких юридических лиц:
 — СПД — производителей и импортеров подакцизных товаров;
 — СПД, осуществляющих обмен иностранной валюты;
 — СПД, у которых доля вкладов в уставном капитале, принадлежащая юридическим лицам — учредителям и участникам этих субъектов, не относящимся к СМП, превышает 25 %;
 — доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, прочие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения.
За 2011 год этот финотчет подают те предприятия, которые по результатам деятельности за 2010 и за 2011 год соответствовали критериям СМП (п. 3 П(С)БУ 25). В противном случае подается «большой финотчет» (см. Шпаргалку бухгалтера «Годовая финотчетность-2011» // «БН», 2012, № 3, с. 15).
2. Представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Упрощенный финансовый отчет в составе Баланса (ф. № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-мс)

По результатам 2011 года подают СМП, соответствующие критериям, определенным п. 154.6 НКУ, так называемые «нулевщики» (см. также раздел на с. 16).
Начиная с 2012 года такой финотчет также будут подавать предприятия-единоналожники
(четвертая группа)

 

Особенности подачи ф. № 1-м и № 2-м. Из письма Минфина и Госкомстата от 12.04.11 г. № 31-08410-06-5/9545, № 04/4-7/214* следует, что указанные в П(С)БУ 25 СМП, которые не относятся к «нулевщикам» из п. 154.6 НКУ, обязаны предоставлять финотчетность по ф. № 1-м, 2-м ежеквартально. То есть, несмотря на задекларированное в п. 3 ст. 2 Закона о бухучете и в ст. 11 Закона о СМП право выбора между общей и упрощенной системой бухучета, фактически у таких субъектов его нет. При соответствии критериям СМП они обязаны предоставлять именно «малую» финотчетность.

* См. ком «Плательщики налога на прибыль по ставке 0 % составляют и подают финансовую отчетность органам статистики один раз в год» // «БН», 2011, № 22, с. 9.

Между тем конкретный состав лиц, обязанных предоставлять указанную отчетность, понятен не вполне. В частности, как и ранее, в п. 2 разд. I
П(С)БУ 25
содержатся общие формулировки касательно того, что финотчет СМП предоставляют СМП — юридические лица, признанные таковыми в соответствии с законодательством.

Первая проблема состоит в том, что в соответствии с измененными с 10.01.12 г. согласно приказу МФУ от 09.12.11 г. № 1591 формулировками п. 2 разд. I П(С)БУ 25 финотчет СМП не будет предоставляться юрлицами — плательщиками единого налога. Такие лица должны будут составлять Упрощенный финотчет СМП (ф. № 1-мс, 2-мс). В комментарии к указанным изменениям** мы отмечали, что, по нашему мнению, это требование действует начиная с финотчета за 1 квартал 2012 года, а отчетность за 2011 год плательщики единого налога должны составлять по форме № 1-м и 2-м.

** См. ком. «Внесены изменения в бухучетные нормативы, связанные с применением МСФО и не только» (см. ком. на с. 5 этого номера).

Аргументы здесь следующие: фактически обязанность предоставления Упрощенного финотчета для юрлиц — плательщиков единого налога установлена п.п. 296.1.3 НКУ, в соответствии с которым такие лица используют данные упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов с учетом п. 44.2 НКУ (то есть упрощенной формы, предусмотренной для «нулевщиков»). Поскольку разд. XIV НКУ вступил в силу с 01.01.12 г., именно начиная с отчетности за этот период и должны применяться указанные правила. В устных консультациях это подтверждают и представители Минфина.

Вторая проблема «тянется» давно и связана она с тем, что в ст. 63 ХКУ и в Законе об СМП по-прежнему приводятся нечеткие критерии отнесения юридических лиц к СМП, а именно:

1. По численности: среднеучетная численность работающих не превышает 50 человек. Причем из последних изменений, внесенных в формы финотчетности*, можно заключить, что этот показатель будет контролироваться с целью определения статуса отчитывающегося лица. Из нормативных актов можно понять, что законодатели незнакомы со спецификой расчета показателя среднеучетной численности, что в отношении налоговой отчетности «подправляют» налоговики.

* См. ком. «Внесены изменения в бухучетные нормативы, связанные с применением МСФО и не только» (см. ком. на с. 5 этого номера).

В частности, показатель среднеучетного количества работников упоминается применительно к одному из критериев отнесения СМП к категории плательщиков единого налога четвертой группы (п.п. 4 п. 291.4 НКУ). При этом говорится, что данный показатель рассчитывается в соответствии с определением, установленным в НКУ (п.п. 291.4.1 НКУ). Руководствуясь п.п. 14.1.227 НКУ, для единого налога считаем правильным рассчитывать показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости согласно п. 4 Инструкции № 286 (подробнее см. Тему недели «Новая упрощенка: нюансы перехода» // «БН», 2012, № 1 — 2, с. 42).

Нам также представляется, что этот показатель также следует рассчитывать и для целей определения критериев СМП для составления малой финотчетности.

2. По объему дохода: объем годового валового дохода не превышает 70 млн грн. Опять-таки, что считать валовым доходом на данный момент — неизвестно. Среди последних консультаций по этому вопросу можно отметить письмо Госкомпредпринимательства от 04.10.11 г. № 7769, в котором этот орган применительно к отнесению предприятий к малым в контексте ст. 63 ХКУ упомянул налоговый показатель дохода из ст. 135 НКУ и бухгалтерский из П(С)БУ 15 «Доход». В то же время, ввиду того, что состав налоговых доходов отличается для плательщиков налога на прибыль и плательщиков единого налога, по нашему мнению, для целей отнесения юрлиц к малым предприятиям правильнее было бы ориентироваться на единообразный показатель «бухгалтерского» дохода. При этом в доход следовало бы включать все доходы предприятия из П(С)БУ 15 (чистый доход (выручку) от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочие операционные доходы, прочие доходы — строка 070 ф. № 2-м ).

 

Проблемные моменты составления финотчета СМП (ф. № 1-м, ф. № 2-м)

Сопоставимость показателей (гр. 4 ф. № 2-м)**. Порядок заполнения ф. № 2-м в 2011 году несколько раз изменялся в связи с подстройкой под НКУ. Поэтому в ф. № 2-м за 1 квартал, полугодие и за 9 месяцев 2011 года приводились несопоставимые показатели. Как найти выход из данной ситуации — официальные органы так и не разъяснили. В письме Минфина и Госкомстата от 02.03.11 г. № 31-34020-06-5/5837, № 04/4-7/137 было лишь позволено не заполнять показатели новых строк гр. 4 «За аналогічний період попереднього року» Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м).

** Поскольку нюансы составления этой формы отчетности недавно подробно нами рассматривались (см. статью «Финотчетность для малых предприятий: заполняем по-новому» // «БН», 2011, № 27, с. 35), сейчас мы кратко остановимся на новациях ее составления за 2011 год.

Мы считаем, что при заполнении ф. № 2-м за 2011 год следует действовать так: новые строки 080-120, 160 гр. 4 «За аналогічний період попереднього року» Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м) не заполняются. Остальные строки гр. 4 ф. № 2-м можно заполнить следующим образом:

 

Обновленная ф. № 2-м за 2011 год

Старая ф. № 2-м (за 2010 год)

Стр. 010

Стр. 010

Стр. 020

Стр. 020

Стр. 030

Стр. 030

Стр. 040

Стр. 040

Стр. 050

Стр. 050

Стр. 070

Стр. 070

Стр. 130

Стр. 190 +
+ стр. 170

Стр. 140

Стр. 170

Стр. 150

Стр. 190

 

Налог на прибыль. Лицам, перешедшим в 2011 году с «больших» форм № 1, 2 на «малые» формы Финотчета СМП, следует также обратить внимание на особенности отражения налога на прибыль. В ф. № 2-м показывается сумма текущего налога на прибыль (п. 5.10 разд. II П(С)БУ 25), т. е. без учета отсроченных налоговых активов (обязательств). В связи с этим при заполнении малых форм необходимо осуществить такие корректировки:

— в ф. № 1-м в первом месяце года перехода на применение П(С)БУ 25 сальдо счетов 17 «Отсроченные налоговые активы» и 54 «Отсроченные налоговые обязательства» следует свернуть взаимной корреспонденцией этих счетов с отражением разницы на счете 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»;

— в гр. 4 ф. № 2-м за 2011 год приводится результат сложения (вычитания) значений статей «Податок на прибуток від звичайної діяльності» (стр. 180) и «Податки з надзвичайного прибутку» (стр. 210) Отчета о финансовых результатах (ф. № 2) за 2010 год.

Особенности заполнения показателей гр. 3 ф. № 2-м за 2011 год. Здесь необходимо обратить внимание на два момента.

Во-первых, формат заполнения ф. № 2-м полностью изменился начиная с Отчета за II квартал 2011 года Как мы ранее отмечали, по нашему мнению, в ф. № 2-м за II квартал, и, как следствие, за 2011 год следует указывать также показатели за I квартал, при этом их необходимо «переформатировать», распределив по соответствующим строкам.

Во-вторых, в 2011 году неоднократно изменялась процедура отражения в бухгалтерском учете и в финотчетности ОПР. Так, с 01.01.11 г. до 01.04.11 г. и с 01.08.11 г. по 31.12.11 г. ОПР включались в себестоимость произведенной продукции, а в период с 01.04.11 г. по 31.07.11 г. — они туда не входили. Позже Закон № 4014 изменил дату вступления в силу изменений, внесенных Законом № 3609, касающихся, в частности, учета ОПР: вместо 1 августа 2011 года, как это изначально предполагалось абз. первым п. 2 разд. II Закона № 3609, изменившиеся правила нужно применять с первого числа отчетного (налогового) периода (п. 5 разд. I Закона № 4014). Получается, что нынешние правила учета ОПР надо применять с 1 апреля 20011 года*.

* См. статью «Декларация по налогу на прибыль за 2011 год» на с. 35 этого номера.

С учетом этого считаем, что то ф. № 2-м за 2011 год следует заполнять так:

— в стр. 080 «Собівартість реалізованої продукції (товарів, робіт, послуг)» ф. № 2-м указываем себестоимость реализованной продукции (обороты по Дт 791 — Кт 901,902, 903);

— в стр. 090 «Інші операційні витрати» ф. № 2-м приводим административные, сбытовые и прочие операционные расходы (оборот по Дт 791 — Кт 92, 93, 94).

В остальном, полагаем, проблем с заполнением финотчета для СМП возникнуть не должно.

 

Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс) и упрощенный бухучет

Кто составляет Упрощенный финотчет . За 2011 год Упрощенный финотчет составляют СМП-юрлица, которые соответствуют критериям из п. 154.6 НКУ и имеют право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов, так называемые «нулевщики»**.

** Начиная с 01.01.12 г. Упрощенный финотчет будут составлять и юрлица — плательщики единого налога (п. 44.2, п.п. 296.1.3 НКУ).

Как и у «обычных» СМП, предоставляющих ф. № 1-м, 2-м, у «нулевщиков» отсутствует право выбора: позиция Минфина и Госкомстата, изложенная в письме от 12.04.11 г. № 31-08410-06-5/9545, № 04/4-7/21, состоит в том, что они обязаны подавать один раз в год именно финотчетность по ф. № 1-мс, 2-мс. Этот подход основывается на нормах п. 44.2 НКУ, в соответствии с которыми упрощенный бухучет используется указанными лицами с целью исчисления объекта налогообложения по методике, утвержденной Минфином (то есть он подстроен под требования налогового учета).

Что касается предприятий, которые, соответствуя критериям п. 154.6 НКУ, не пользуются предусмотренными ими льготными правилами налогообложения, то они подают отчетность по формам № 1-м и № 2-м.

Обязательность использования упрощенного порядка отражения операций. На данный момент Минфином утверждены Методрекомендации № 720 по упрощенному ведению бухучета без применения счетов и двойной записи, но они распространяются только на неплательщиков НДС (п. 9 разд. I П(С)БУ 25). Остальным лицам («нулевщикам»-НДСникам и с 01.01.12 г. «единщикам»-НДСникам) необходимо по-прежнему вести бухгалтерский учет с применением двойной записи.

Что касается учета по Методрекомендациям № 720, то попадающие под его действие СМП вправе его использовать исключительно в добровольном порядке, поскольку в п. 9 разд. I П(С)БУ 25 применительно к ним используется фраза: «могут систематизировать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи».

Это имеет важное значение, так как учет «без применения счетов» по Методрекомендациям № 720 вряд ли облегчит работу бухгалтерам. Фактически он представляет собой «усеченную» журнально-ордерную форму учета, только без использования названий счетов. И хотя для отражения всех активов-пассивов предусмотрено только по одному журналу, все равно возникает необходимость ведения дополнительной аналитики в виде ведомостей учета.

Для большинства бухгалтеров такой порядок непривычен и неудобен, поскольку бухгалтерский учет на предприятиях преимущественно автоматизирован и предполагает отражение операций на определенных счетах. К тому же, хотя использование двойной записи в Методрекомендациях № 720 прямо не предполагается, фактически операции в соответствии с ними отражаются по тому же принципу, просто — один раз в Журнале, а второй раз — в Ведомости. А если к этому добавить то, что в некоторых нормах Методрекомендации № 720 противоречат требованиям П(С)БУ и НКУ*, по всей видимости, широкого распространения упрощенный учет по Методрекомендациям № 720 не получит.

* К примеру, в п. 7.4 Методрекомендаций № 720 говорится о том, что суммы поступивших запасов в качестве взноса в уставный фонд отражаются в составе прочих доходов, что не предусмотрено ни НКУ, ни П(С)БУ.

Заметим, что с аналогичными целями «упрощения» ранее был принят Упрощенный план счетов, который постигла та же участь — фактически на практике он не используется. Поэтому в дальнейшем применительно к заполнению Упрощенного финотчета СМП мы будем ориентироваться на обычный порядок ведения счетов по Инструкции № 291.

 

Взаимосвязь Упрощенного финотчета (ф. № 1-мс, № 2-мс) с налоговым учетом

Особенность отражения доходов (расходов) в ф. № 2-мс. Принципиальным отличием форм № 2-мс и № 2-м является то, что первая из них ориентирована на налоговые цели. В связи с этим предполагается, что при отражении всех доходов (расходов) следует ориентироваться на нормы НКУ. Поэтому у бухгалтеров появляется дополнительная обязанность «отслеживания» отличий бухгалтерского и налогового порядков отражения операций.

Те операции, по которым бухгалтерские и налоговые доходы (расходы) совпадают, отражаются на счетах бухгалтерского учета в обычном порядке.

А вот как следует проводить в учете бухгалтерские доходы (расходы), не влияющие на налоговый учет, неизвестно. Из ф. № 2-мс лишь можно сделать вывод, что они должны отражаться после определения финансового результата по налоговым доходам (расходам). Поскольку финрезультат отражается на счете 79 «Финансовые результаты», то, как вариант, можно завести на счете 79 аналитику в разрезе субсчетов для отражения доходов (расходов), например, так:

1) влияющие на налоговый учет: субсч. 791/нал, 792/нал, 793/нал, 794/нал;

2) не влияющие на налоговый учет: субсч. 791/бух, 792/бух, 793/бух,
794/бух.

Кроме того, такую же аналитику желательно завести на счетах доходов (7 класс) и расходов (8 и 9 классы).

Соответственно, корреспонденции с налоговыми доходами (расходами) следует отражать в стр. 010 — 120 ф. № 2-мс. Тогда сальдо на счете 79/нал
будет отличаться от показателя стр. 130 «Фінансовий результат до оподаткування (070 — 120)» ф. № 2-мс на сумму налога на прибыль.

А обороты по чисто «бухгалтерским» счетам доходов (расходов) в свернутом виде будут указаны в стр. 145 «Витрати (доходи), які зменшують (збільшують) фінансовий результат після оподаткування» ф. № 2-мс. Отражать обороты по «бухгалтерским» счетам одновременно с оборотами по «налоговым» счетам не надо. Записи по «бухгалтерским» счетам следует проводить лишь на те операции, которые в налоговом учете не отражаются (не проводятся по «налоговым» счетам). Их и отразим в стр. 145 ф. № 2-мс.

Отдельная проблема возникает с отражением в бухучете тех доходов (расходов), которые в налоговом учете возникают, а в бухгалтерском — нет. Пример — ситуация с начислением условных процентов по возвратной финансовой помощи, полученной от плательщика налога на прибыль по основной ставке налога, которая включается в доходы как безвозвратная финансовая помощь — как сумма условно начисленных процентов (п.п. 14.1.257 НКУ). Ранее Минфин в письме от 14.11.03 г. № 31-04200-30-25/5432 разъяснял, что в бухгалтерском учете такие условные проценты не показываются. Однако в связи с изменением П(С)БУ 25 для заполнения ф. № 2-мс нам теперь надо в бухучете показывать все налоговые расходы, ведь это предусмотрено п. 8 раздела I НКУ. Опять-таки здесь можно предложить только какой-то компромиссный вариант выхода из ситуации.

Так, на наш взгляд, в данной ситуации применима аналогия с транзитными субсчетами по отражению НДС (субсч. 643, 644). Предприятие может по собственному усмотрению открыть аналогичные транзитные субсчета, к примеру субсч. 645 «Налоговые доходы», субсч. 646 «Налоговые расходы», с отражением на указанных субсчетах тех доходов (расходов), которые возникают исключительно в налоговом учете, а в бухгалтерском нет.

Тогда корреспонденции по отражению таких доходов могут быть следующими:

— начисление доходов: Дт 645 — Кт 791/нал и в этом же периоде их списание: Дт 791/бух — Кт 645;

— начисление расходов: Дт 791/нал — Кт 646 и в этом же периоде их списание: Дт 646 — Кт 791/бух.

Предложим и иной вариант для начисление налоговых расходов (доходов), по которым нет бухгалтерских расходов (доходов):

1. Начисление доходов в налоговом учете, которых нет в бухучете (например, процентов по возвратной финпомощи):

Дт 719/бух — Кт 719/нал;

Дт 719/нал — Кт 791/нал (попадет в строку 040);

Дт 791/бух — Кт 719/бух (попадет в строку 145 путем вычитания).

2. Начисление расходов в налоговом учете, которых нет в бухучете:

Дт 92/нал — Кт 92/бух;

Дт 791/нал — Кт 92/нал (попадет в строку 100);

Дт 92/бух — Кт 791/бух (попадет в строку 145 путем вычитания).

Налог на прибыль у «нулевщиков» показывается в особом порядке. Исходя из п. 1.9 разд. III П(С)БУ 25 суммы средств, которые не перечислены в бюджет при применении ставки налога на прибыль ноль процентов, отражается в составе целевого финансирования.

При этом в п. 17 П(С)БУ 15 предполагается, что полученное целевое финансирование, в том числе средства, освобожденные от налогообложения в связи с применением льгот по налогу на прибыль предприятий, признается доходом в течение тех периодов, в которых были признаны расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.

В корреспонденциях это будет выглядеть так:

— начислен налог на прибыль «нулевщиками»:

Дт 98/нал — Кт 481 «Средства, освобожденные от налогообложения»;

Дт 791/бух — Кт 98/нал

— признан доход по мере признания расходов, осуществленных за счет неуплаченного налога на прибыль:

Дт 481 — Кт 719/нал

Дт 719/нал — Кт 791/нал.

В идеале показатель «Фінансовий результат до оподаткування» стр. 130 ф. № 2-мс должен совпадать с показателем стр. 07 «Об’єкт оподаткування від усіх видів діяльності» Налоговой декларации по налогу на прибыль.

Специфика учетной политики . С требованиями налогового учета согласуются и «упрощенные» условия из п. 8 разд. I П(С)БУ 25, которыми предполагается следующее (см. «Специфика учетной политики у лиц, составляющих Упрощенный финотчет СМП»).

 

Специфика учетной политики у лиц, составляющих Упрощенный финотчет СМП

Извлечение из П(С)БУ 25

«8. Субъекты малого предпринимательства, имеющие право на применение упрощенного бухгалтерского учета доходов и расходов:

могут учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости, без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

не создают обеспечение будущих расходов и платежей (на выплату будущих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признают соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

признают расходы и доходы с учетом требований Налогового кодекса Украины и относят суммы, не признаваемые Налоговым кодексом Украины расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения;

текущую дебиторскую задолженность включают в итог баланса по ее фактической сумме».

 

Из буквального прочтения указанных норм следует, что свобода выбора у «нулевщиков» имеется только применительно к способу учета необоротных активов, а вот остальные упрощенные условия они обязаны выполнять. А из приведенных в Методрекомендациях № 720 форм журналов можно заключить, что такие субъекты обязаны отражать дооценку необоротных активов по правилам налогового учета (с начислением индексации из п. 146.21 НКУ) и применять 10 % налоговый ремонтный лимит из п. 146.12 НКУ.

При отсутствии отдельных положений остальные требования П(С)БУ должны распространяться и на упрощенный бухучет, что косвенно подтверждается и в Методрекомендациях № 720.

Таким образом, «нулевщикам» крайне важно максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет, предусмотрев соответствующие положения в приказе об учетной политике.

 

Специфика поэлементного отражения расходов в ф. № 2-мс

Изложенный в П(С)БУ 25 порядок заполнения ф. № 2-мс предполагает, что предприятие отражает все расходы на счетах в поэлементном (счета 8 класса), а не постатейном разрезе (счета 9 класса). Аналогичный принцип использовался до 01.04.11 г. и касательмо составления ф. № 2-м. Однако, повторимся, у «нулевщиков» есть специфика — те расходы, которые не включаются в состав налоговых, отражаются в ф. № 2-мс не по «расходным» строкам, а в стр. 145.

В п. 2.5 разд. III П(С)БУ 25 допускается определение остатков в незавершенном производстве и в готовой продукции по данным инвентаризации на конец квартала и года. Если следовать такому порядку в течение отчетного периода, счета 8 класса закрываются на счет 79, а в конце периода по данным инвентаризации определяются:

— остатки незавершенного производства (по прямым материальным расходам и прямым расходам на оплату труда) — «восстанавливается» в остатках корреспонденцией Дт 23 — Кт 79;

— остатки готовой продукции (по цене реализации за вычетом непрямых налогов, расходов на сбыт и суммы ожидаемой прибыли) — «восстанавливается» в остатках корреспонденцией Дт 26 — Кт 79.

В П(С)БУ 25 в редакции в «докодексный период» также предусматривался схожий подход к ведению учета, но он тогда не получил широкого распространения по ряду причин. Аналогичная ситуация сложилась и в настоящее время. Во-первых, его могут применять только производственные предприятия, а для торговли и сферы услуг он не подходит. Во-вторых, при его использовании в течение отчетного периода нужно вести точный учет движения готовой продукции, в том числе по центрам ответственности, что не всегда получается. В-третьих, необходимо ежеквартально проводить инвентаризацию, что может быть достаточно сложно. Кроме того, сам порядок определения стоимости остатков незавершенного производства и готовой продукции не вполне понятен и достаточно трудоемок. Так, например, неясно, по какому принципу следует рассчитывать стоимость материальных ресурсов, если на разную продукцию списывались одинаковые материалы по разной себестоимости, как между изделиями распределять расходы на сбыт, как определять норматив прибыли для конкретного вида изделия в условиях колеблющейся ценовой политики и т. д. Поэтому большей популярностью пользуется традиционный метод учета «по первичным документам».

При составлении ф. № 2-мс необходимо обратить внимание на ошибку, допущенную разработчиками П(С)БУ 25. Так, в соответствии с п. 2.5 разд. III П(С)БУ 25 себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) определяется по оборотам счетов 8-го класса со счетом 23, уменьшенным на сумму уменьшения остатка на конец периода в сравнении с остатком на начало периода. Однако очевидно, что при таком подходе поэлементные обороты должны уменьшаться на сумму увеличения, а не уменьшения остатка на конец периода в сравнении с остатком на начало периода, и увеличиваться на сумму уменьшения остатка на конец периода в сравнении с остатком на начало периода.

Связано это с тем, что расходы на производство продукции поэлементно списываются в момент их начисления (корреспонденция Дт 23 — Кт сч. 8 класса), а готовая продукция отражается в составе расходов по статьям (субсчет 901 «Себестоимость реализованной готовой продукции») и влияет на финансовые результаты в момент ее списания на реализацию (корреспонденция Дт субсч. 791 — Кт субсч. 901). В результате получается временной разрыв в части расходов, «зависших» в остатках незавершенного производства и готовой продукции — оборот по дебету 8-го класса счетов может превышать сумму списания на сч. 79 (если остатки незавершенного производства и готовой продукции на конец периода увеличились), а может быть и меньше (если остатки незавершенного производства и готовой продукции на конец периода снизились). Но приведенная в П(С)БУ 25 методика корректировки приведет к ошибочным результатам.

Кроме того, следует учесть, что некоторые расходы в «поэлементном» выражении не влияют на финансовый результат, а именно:

1. Расходы на проведение модернизации и реконструкции основных средств, которые увеличивают будущие экономические выгоды от их использования, по логике должны проходить через счета 8 класса. Но поскольку они закрываются на сч. 10, 11 и на финансовые результаты не влияют, то для корректного заполнения формы 2-мс такие расходы лучше на счетах 8 класса в момент их понесения не показывать. Они отразятся на сч. 83 «Амортизация» в составе амортизационных отчислений по модернизированным основным средствам.

2. Расходы на перевозку товаров, материалов собственным транспортом или сторонним (транспортно-заготовительные расходы) при включении их в стоимость запасов со счетов 8 класса закрываются на сч. 20, 28 и на финансовые результаты влияют в периоде списания на реализацию товаров, материалов либо готовой продукции, на производство которой были израсходованы эти материалы. В связи с этим ТЗР в таких случаях через счета 8 класса лучше не пропускать. Хотя начальник Управления методологии бухгалтерского учета Минфина В. Пархоменко (см. консультацию в «Вестнике налоговой службы Украины», 2009, № 3) придерживается мнения, что ТЗР, увеличивающие первоначальную стоимость (себестоимость) товаров и запасов, должны быть включены в соответствующие элементы расходов операционной деятельности (материальные, оплата труда, амортизация и т. п.). Но при таком подходе необходимо четко отслеживать, какая часть ТЗР в отчетном периоде не была списана на финансовые результаты.

Вышесказанным несоответствие между оборотами счетов 8 и 9 класса не исчерпывается. Так, определенные нюансы имеются в учете полуфабрикатов собственного производства, при наличии внутрихозяйственных оборотов (например, когда один цех оказывает услуги, работы для другого и т. д.). Они зависят от специфики предприятия и все их предусмотреть практически невозможно.

Поэтому в случаях несовпадения результатов по стр. 150 «Чистий прибуток (збиток)» ф. № 2-мс с остатком, отраженным на счете 79, необходимо проанализировать, за счет каких составляющих они могли возникнуть.

А общий совет по заполнению ф. № 2-мс можно дать такой: все расходы при их отражении следует проводить в разрезе элементов по счетам 8 класса. Однако если какие-то расходы должны быть списаны на сч. 79 не в период их понесения, то нужно выяснить, каким образом лучше устранить это временное различие. Как вариант (аналог ТЗР) — не показывать их при начислении на счетах 8 класса.

Еще один выход из ситуации состоит в том, что предприятие будет использовать счета 9 класса и определять себестоимость реализованной продукции в обычном порядке по оборотам со сч. 90.

 

Прочие особенности составления Упрощенного финотчета (ф. № 1-мс, № 2-мс)

1. Уставный капитал. Из п. 1.7 разд. III П(С)БУ 25 следует, что в стр. 300 «Капітал» ф. № 1-мс должна отражаться сумма фактически внесенного учредителями (собственниками) уставного капитала, а не зафиксированного в уставных документах. Однако ввиду того, что в стр. 210 «Поточна дебіторська заборгованість» ф. № 1-мс среди прочего отражается задолженность учредителей по формированию уставного капитала, при таком подходе баланс «не сойдется», т. е. в стр. 300 все же следует отражать зафиксированный в уставных документах капитал.

2. Товары. Особого внимания при заполнении ф. № 2-м заслуживают товары, для которых отдельная строка не выделена. Мы считаем, что они должны показываться в стр. 080 «Собівартість реалізованої продукції (товарів, робіт, послуг)» ф. № 2-мс.

Напоследок заметим, что по-прежнему годовая отчетность СМП состоит только из ф. № 1-м (№ 1-мс) и ф. № 2-м (№ 2-мс). То есть СМП не составляют отчетность по ф. № 3 «Отчет о движении денежных средств», ф. № 4 «Отчет о собственном капитале», ф. № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности», отчетность по сегментам (ф. № 6).

Построчный алгоритм заполнения финансового отчет СМП в составе Баланса (ф. № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-м), а также Упрощенного финансового отчет в составе Баланса (ф. № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (ф. № 2-мс) приведен в Шпаргалке бухгалтера этого номера (с. 23).

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

Закон № 3609 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.11 г. № 3609-VI.

Закон № 4014 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности» от 04.11.11 г. № 4014-VI.

Закон об СМП — Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-III.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Методрекомендации № 720 — Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 15.06.11 г. № 720.

Инструкция № 291Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Упрощенный план счетов — План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, утвержденный приказом МФУ от 19.04.01 г. № 186.

Инструкция № 286Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Государственного комитета статистики от 28.09.05 г. № 286.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте ГНАУ: www.sta.gov.ua.

ОПР — общепроизводственные расходы.

СМП — субъект малого предпринимательства.

СПД — субъекты предпринимательской деятельности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше