ФИНАНСОВЫЙ И ОПЕРАТИВНЫЙ ЛИЗИНГ:
ГНСУ разъясняет особенности исчисления НДС в ВЭД
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 16.11.11 г. № 2874/5/15-3416
«О налогообложении лизинговых операций»
В комментируемом письме ГНСУ изложила свое виденье порядка исчисления НДС по лизинговым операциям во внешнеэкономической деятельности. Основные выводы письма состоят в следующем.
Оперативный лизинг. Налоговики заметили, что операции по передаче лизингодателем имущества в оперативный лизинг в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) не являются объектом обложения НДС (кроме операций по ввозу на таможенную территорию Украины имущества для передачи в оперативный лизинг). Этот вывод никто не оспаривает, поскольку п.п. 196.1.2 НКУ прямо предусмотрено, что не являются объектом налогообложения операции по передаче имущества в лизинг (аренду), кроме передачи в финансовый лизинг. Единственное уточнение касается льготы по условному (полному или частичному) освобождению от импортного НДС операций временного ввоза товаров на таможенную территорию Украины на основании п.п. 206.2.4 НКУ, что подтвердила и ГТСУ в письме от 27.09.11 г. № 11.1/2-15/13523-ЕП*.
* См. Шпаргалку бухгалтера «Таможенный режим и налогообложение» // «БН», 2011, № 44, с. 21.
Далее налоговики разъяснили особенности обложения НДС операций по предоставлению лизинговых услуг во внешнеэкономической деятельности. Их выводы в этой части соответствуют нормам НКУ. Обобщим их в таблице.
Порядок обложения НДС услуг оперативного лизинга
Объект лизинга (аренды) | Порядок обложения НДС |
Недвижимое имущество | ЛП* облагается НДС, если объект недвижимости расположен на территории Украины (абз. «в» п.п. 186.2.2 НКУ) |
Движимое имущество (за исключением ТС и сейфов | ЛП облагается НДС, если лизингополучатель находится на территории Украины (абз. «ґ» п. 186.3 НКУ) |
ТС* и сейфы | ЛП облагается НДС, если лизингодатель находится на территории Украины (п. 186.4 НКУ) |
*ЛП — лизинговый платеж (арендная плата), ТС — транспортное средство. |
Финансовый лизинг. Применительно к обложению НДС операций финансового лизинга можно согласиться лишь с изложенными в комментируемом письме выводами относительно того, что базой обложения НДС при осуществлении операций по поставке лизингодателем в финансовый лизинг имущества будет договорная (контрактная) стоимость, но не ниже цены покупки объекта лизинга (абз. 7 п. 188.1 НКУ).
А вот в отношении базы обложения НДС по предоставленным услугам финлизинга налоговики начали фискалить, утверждая, что ею является вся сумма лизингового платежа без учета процентов по кредиту и суммы, возмещающей часть стоимости предмета лизинга.
Здесь ГНСУ явно исказила нормы абз. 3 п.п. 196.1.2 НКУ, предусматривающие, что не являются объектом налогообложения операции по начислению и уплате процентов или комиссий в составе арендного (лизингового) платежа в пределах договора финансового лизинга.
Как видим, в соответствии с указанной нормой под освобождение попадают проценты или комиссии в составе арендного (лизингового) платежа в пределах договора финансового лизинга, а не проценты по кредиту. Заметим, что налоговики так интерпретировали НДС-ную льготу и до вступления в действие НКУ**. В частности, в письме ГНАУ от 06.02.09 г. № 2288/7/16-1517-26, № 982/6/16-1515-26 высказывалась мысль о том, что к процентам и комиссиям в Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР и в Законе Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР относится только компенсация процентов по кредиту лизингодателя. Но тогда ситуация была иной — в указанных Законах не приводилось определение термина «комиссия», а в проценты из п. 1.10 Закона о налоге на прибыль вознаграждение лизингодателя не попадало.
** Данный вопрос рассматривался в статье «Финансовый лизинг: особенности правового регулирования и налогового учета» // «БН», 2010, № 42, с. 16.
Сейчас же в абз. «г» п.п. 14.1.206 НКУ четко указано, что к процентам относится, в частности «платеж за пользование имуществом согласно договорам финансового лизинга (аренды) (без учета части лизингового платежа, предоставляемой в счет компенсации части стоимости объекта финансового лизинга)».
То есть под освобождение от НДС попадает теперь:
— платеж за пользование имуществом согласно договорам финансового лизинга (аренды);
— сумма, возмещающая часть стоимости предмета лизинга (НДС на стоимость объекта финлизинга начисляется при его передаче).
Кстати, к аналогичным выводам ранее приходила и ГНАУ в письме от 29.04.11 г. № 12261/7/16-1517-26 (см. ком. «Финансовый лизинг: обложение НДС лизинговых платежей» // «БН», 2011, № 38, с. 6).
Заметим также, что согласно ч. 2 ст. 16 Закона Украины «О финансовом лизинге» от 11.12.03 г. № 1381-IV лизинговый платеж включает:
а) сумму, возмещающую часть стоимости предмета лизинга;
б) платеж в виде вознаграждения лизингодателю за полученное в лизинг имущество;
в) компенсацию процентов по кредиту;
г) другие расходы лизингодателя, непосредственно связанные с выполнением договора лизинга.
Исходя из формулировок НКУ фактически под обложение НДС может попасть только часть лизингового платежа, представляющая собой «другие расходы лизингодателя, непосредственно связанные с выполнением договора лизинга», что в договорах финлизинга встречается нечасто. Вместе с тем не исключено, что отстаивать эту законную позицию перед налоговиками придется в суде.