Темы статей
Выбрать темы

О льготном налогообложении прибыли субъектов хозяйствования, предоставляющих гостиничные услуги

Редакция БН
Письмо от 30.12.2011 г. № 10992/7/15-1217

«ГОСТИНИЧНАЯ» ЛЬГОТА:

ГНСУ разъяснила некоторые актуальные вопросы

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 30.12.11 г. № 10992/7/15-1217

«О льготном налогообложении прибыли субъектов хозяйствования, предоставляющих гостиничные услуги»

 

В соответствии с п.п. «а» п. 17 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) временно, сроком на 10 лет, начиная с 01.01.11 г. освобождают от обложения налогом на прибыль субъекта хозяйствования, полученную от предоставления гостиничных услуг (группа 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий «пять звезд», «четыре звезды» и «три звезды», в том числе вновь построенных или реконструированных, или в которых проведены капитальный ремонт либо реставрация существующих зданий и сооружений (при условии, что доход от реализации услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания составляет не менее 75 % совокупного дохода такого субъекта хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота).

В комментируемом письме ГНСУ разъяснила некоторые спорные вопросы применения этой нормы.

1. Обложение налогом на прибыль остатка высвобожденных от налогообложения средств . Согласно п. 5 Порядка использования средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением в соответствии с пунктами 15, 17 — 19 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины льгот по налогу на прибыль предприятий, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.11 г. № 299 (далее — Порядок № 299), в случае неиспользования плательщиком налога остатков высвобожденных средств по состоянию на 1 апреля года, наступающего за периодом высвобождения от обложения налогом на прибыль предприятий, предусмотренным пп. 15, 17 — 19 подразд. 4 разд. XX «Переходные положения» НКУ, его налоговые обязательства по указанному налогу за I квартал такого года подлежат увеличению на сумму остатка.

Непонятным остается, что именно следует понимать под термином «период»: общий период действия льготы (10 лет, начинающийся с 01.01.11 г.) или любой отчетный год (с 01.01 по 31.12), в котором предоставляется льгота. И, как следствие, возникает вопрос: следует ли ежегодно облагать налогом на прибыль остаток высвобожденных средств, оставшихся неиспользованными по состоянию на 1 апреля соответствующего года?

В комментируемом письме ГНСУ заняла либеральную позицию. Авторы письма указали, что поскольку гостиничная льгота действует с 01.01.11 г. в течение 10 лет, то периодом освобождения от налогообложения следует считать именно общий срок действия льготы, поэтому облагать налогом на прибыль остаток высвобожденных и неиспользованных средств гостиницы должны будут только по окончании такого 10-летнего срока, а не ежегодно.

В связи с таким разъяснением налоговиков не очень понятным является включение Минфином в обновленную форму Отчета об использовании плательщиками налога на прибыль предприятий высвобожденных средств, форма которой утверждена приказом МФУ от 21.12.11 г. № 1685 (см. «БН», 2012, № 4, с. 7), строки 3 «Средства, высвобожденные от налогообложения в прошлом году, но не использованные по состоянию на 1 апреля отчетного года», который должен заполняться за отчетный период I квартал. Обновленный Отчет впервые подается начиная с I квартала 2012 года.

Надеемся, что в ближайшее время это недоразумение будет устранено.

2. Использование высвобожденных от налогообложения средств. Высвобожденные от налогообложения средства гостиницы должны использовать на увеличение объемов производства (предоставления услуг), переоснащение материально-технической базы, внедрение новейших технологий, связанных с основной деятельностью такого плательщика налога, и/или возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним (п. 21 подразд. 4 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ и п. 2 Порядка № 299 ). При этом подробно ни в НКУ, ни в Порядке № 299 не указано, какие именно направления использования средств относятся к целевому использованию, а это фактически требует от субъектов хозяйствования в каждом случае доказывать, что использование средств является целевым.

Поэтому в комментируемом письме ГНСУ признала, что расходы на оплату услуг, предоставляемых гостинице сторонними лицами (например, туристическими фирмами) по привлечению новых клиентов , гостиницы могут компенсировать за счет средств, высвобожденных от обложения налогом на прибыль. Объясняется это тем, что предоставление таких услуг способствует увеличению объемов предоставления гостиничных услуг.

3. Определение критерия применения «гостиничной» льготы. Для того чтобы гостиница имела право воспользоваться рассматриваемой льготой, она должна соблюдать условие, в соответствии с которым доход от реализации «услуг по размещению путем предоставления номера для временного проживания» должен составлять не менее 75 % совокупного дохода такого субъекта хозяйственной деятельности за соответствующий налоговый (отчетный) период, в котором применяется льгота.

Вопрос заключается в том, что понимать под «услугами по размещению путем предоставления номера для временного проживания». Существовала опасность, что при буквальном прочтении под такими услугами могла пониматься только стоимость «кровати», без учета других услуг, входящих в стоимость гостиничного номера.

Хотя если обратиться к Закону Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР и п. 1.3 Правил пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденных приказом Государственной туристической администрации Украины от 16.03.04 г. № 19, под гостиничной услугой понимают действия (операции) предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера (места) для временного проживания в гостинице, а также другую деятельность, связанную с размещением и временным проживанием. Гостиничная услуга состоит из основных (объем услуг гостиницы (проживание, питание и т. п.), включаемых в цену номера (места) и предоставляемых потребителю согласно заключенному договору), и дополнительных услуг (объем услуг, которые не относятся к основным услугам гостиницы, заказываются и оплачиваются потребителем дополнительно по отдельному договору), предоставляемых потребителю в соответствии с категорией гостиницы.

В комментируемом письме налоговики пришли к выводу, что субъект хозяйствования имеет право на льготу в случае, если доход от реализации основных гостиничных услуг (включаемых в цену номера (места) и предоставляемых потребителю без заключения дополнительного договора) не менее 75 % совокупного дохода.

При этом перечень основных услуг, которые входят в стоимость номера (места в номере), а следовательно, имеют право включаться при определении критерия использования «гостиничной» льготы, должен доводиться до сведения потребителя в доступной наглядной форме и размещаться в помещении, предназначенном для оформления размещения потребителя, в удобном для обзора месте.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше