ВЫПЛАТА ПОСОБИЯ
ПРИ ЛИКВИДАЦИИ
РАБОТОДАТЕЛЯ —
ФВПТ утвердил отдельный Порядок
Постановление Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 03.04.12 г. № 16
«Об утверждении Порядка предоставления материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности застрахованным лицам в случае ликвидации (реорганизации) предприятия, учреждения, организации, прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, имеющего наемных работников»
Комментируемым постановлением Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — ФВПТ) утвердил Порядок предоставления материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности застрахованным лицам в случае ликвидации (реорганизации) предприятия, учреждения, организации, прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, имеющего наемных работников (далее — Порядок № 16).
Порядок № 16 определяет условия предоставления ФВПТ материального обеспечения застрахованным лицам в случае ликвидации (реорганизации) предприятия, прекращения предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя, который имеет наемных работников, и отсутствия правопреемника по страховым случаям, которые наступили до их ликвидации (реорганизации), в период работы застрахованных лиц в соответствии с абзацем вторым ч. 1 ст. 50 Закона № 2240* по таким видам материального обеспечения:
— пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);
— пособие по беременности и родам;
— пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, которые умерли от несчастного случая на производстве).
* Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.01 г. № 2240-III.
В общем случае (не в случае ликвидации) порядок выплаты таких пособий за счет средств ФВПТ регламентирует ст. 21 Закона № 2240 и разработанный под эту норму Порядок № 26*. Схема финансирования такова: работодатель подает в Фонд заявление-расчет с указанными к финансированию суммами пособий → ФВПТ перечисляет на счет работодателя такие суммы → работодатель выплачивает пособия работникам.
* Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 22.12.10 г. № 26. О его применении читайте в статье «Новый порядок выплаты больничных и других пособий из ФВПТ с 2011 года» // «БН», 2011, № 8, с. 16.
На практике, несмотря на наличие нормы абзаца второго ч. 1 ст. 50 Закона № 2240, для выплаты пособия в случае банкротства работодателя непосредственно ФВПТ также применялся Порядок № 26. ФВПТ для этого разработал постановление от 16.06.11 г. № 36, а Минсоцполитики об этом говорил в письме от 24.06.11 г. № 525/0/15-11/18 (см. ком. « Пособия из ФВПТ при банкротстве выплачивает работодатель согласно нормам Порядка № 26» // «БН», 2011, № 30, с. 6).
Согласно Порядку № 16, чтобы получить пособие, работнику ликвидируемого работодателя необходимо самостоятельно обратиться в отделение ФВПТ по местонахождению ликвидируемого работодателя с пакетом необходимых документов, и уже Фонд самостоятельно выплачивает пособия работнику (на банковский счет работника). Обратите внимание: ликвидируемый работодатель в этой схеме не задействован.
Перечень документов, которые необходимо предоставить работнику в ФВПТ для получения пособия, приведен в таблице ниже.
Срок для выплаты пособия — 20 дней с момента получения Фондом документов (в течение 10 дней Фонд назначает пособие и в течение 10 дней выплачивает).
ФВПТ может отказать работнику в назначении пособия, если поданные им документы не отвечают требованиям пп. 3 — 7 Порядка № 16.
Комментируемое постановление вступает в силу с момента опубликования (на момент подготовки номера не опубликовано).
Перечень документов, которые необходимо предоставить работнику в ФВПТ для получения пособий | |
по временной нетрудоспособности и по беременности и родам (п. 4 Порядка № 16) | на погребение (п. 5, пп. 3.2 и 3.4 Порядка № 16) |
1) заявление в произвольной форме о предоставлении материального обеспечения с указанием банковских реквизитов работника для зачисления сумм пособия; 2) листок нетрудоспособности; 3) регистрационный номер своей учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) или серию и номер паспорта (для физлиц, которые по религиозным убеждениям отказываются номера и имеют отметку в паспорте); 4) копию трудовой книжки(1); 5) копию 1 — 4, 11 — 16 страниц паспорта; 6) справку из архивного учреждения о начисленной зарплате за соответствующий расчетный период (помесячный)(2) с указанием видов выплат и количества отработанных дней (часов), удостоверенную в установленном порядке; 7) при назначении пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % чернобыльцам — копию необходимых документов на льготу (копию удостоверения); 8) в случае необходимости подтверждения страхового стажа застрахованного лица — информацию об уплаченных суммах ЕВС; 9) копию свидетельства о рождении ребенка (для установления возраста ребенка при оплате больничного по уходу за больным ребенком) | 1) заявление в произвольной форме о предоставлении пособия на погребение с указанием банковских реквизитов работника для зачисления сумм пособия; 2) свидетельство о смерти (или извлечение из Госреестра актов гражданского состояния о смерти для получения пособия); 3) документы о подтверждении осуществления погребения работодателем (пособие выплачивается работодателю); 4) регистрационный номер своей учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер) или серию и номер паспорта (для физлиц, которые по религиозным убеждениям отказываются от номера и имеют отметку в паспорте); 5) копию 1 — 4, 11 — 16 страниц паспорта; 6) в случае смерти члена семьи застрахованного лица, который находился на его содержании, — справку ЖЭО по местожительству (месту регистрации) или справку органа местного самоуправления, которое удостоверяет нахождение на содержании застрахованного лица члена его семьи (при отсутствии этого документа и невозможности его получения факт нахождения на содержании может устанавливаться решением суда); 7) справку с места учебы — в случае смерти члена семьи до 23 лет, который учился в среднем профессионально-техническом или высшем учебном заведении с дневной формой обучения |
(1) Если работник работает у нового работодателя, вместо оригинала трудовой книжки предоставляется заверенная новым работодателем выписка из трудовой книжки (п. 6 Порядка № 16). (2) Если в расчетном периоде у работника не было заработка в связи со временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, отпуском для ухода за ребенком до достижения им 3 или 6 лет, кроме справки о зарплате, предоставляются: копии приказов о предоставлении отпуска для ухода за ребенком до достижения им 3 или 6 лет, справки с указанием размера тарифной ставки (должностного оклада) на момент наступления страхового случая, а также копии листков нетрудоспособности (при наличии). |