Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по использованию банковских выписок как первичных документов

Редакция БН
Приказ от 05.07.2012 г. № 583

БАНКОВСКАЯ
ВЫПИСКА — ОСНОВАНИЕ

для налоговых расходов:
Обобщающая консультация ГНСУ

Приказ Государственной налоговой службы Украины от 05.07.12 г. № 583

«Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по использованию банковских выписок как первичных документов»

 

Комментируемым приказом ГНСУ утвердила Обобщающую налоговую консультацию по использованию банковских выписок как первичных документов (далее — Консультация № 583), в которой разъяснила, что выписка с лицевого счета клиента банка может служить документом, подтверждающим сумму расходов на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.

ГНСУ указала на то, что порядок предоставления расчетно-кассового обслуживания регулируется договором. Для того чтобы стоимость услуг на расчетно-кассовое обслуживание можно было отнести в состав налоговых расходов согласно п. 138.2 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), необходимы первичные документы или другие документы, названные в разделе II НКУ, которые подтверждают понесенные расходы. В п. 44.1 НКУ подтверждающими документами, кроме первичных, названы регистры бухгалтерского учета, финансовая отчетность, другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, составление которых предусмотрено законодательством.

Что касается выписки с банковского счета, то ГНСУ указывает, что она является регистром аналитического учета, содержит записи об операциях, осуществленных в течение операционного дня, и является подтверждением выполненных за день операций и предназначена для выдачи или отсылки клиенту (см. «Выписка — документ для подверждения налоговых расходов» на с. 9). То есть по сути выписка не является первичным документом — она лишь реестр, который создается на основании первичных документов. Да и перечень содержащихся в ней реквизитов (названы п. 5.5 Положения № 254С*) несколько отличается от перечня обязательных реквизитов первичного документа, которые содержатся в ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете)**.

* Положение об организации операционной деятельности в банках Украины, утвержденное постановлением Правления НБУ от 18.06.03 г. № 254.

** Подробнее см. статью «Первичные документы: составляем, заполняем, подписываем…» // «БН», 2011, № 39, с. 10.

 

Выписка — документ для подтверждения налоговых расходов

Извлечение из Консультации № 583

«<…> порядок предоставления банком услуг по расчетно-кассовому обслуживанию согласно законодательству Украины должен быть определен при заключении договора на осуществление расчетно-кассового обслуживания.

<…>

В зависимости от вида операции первичные документы банка (бумажные и электронные) делятся на кассовые, подтверждающие осуществление операций с наличностью, и мемориальные, используемые для осуществления безналичных расчетов с банками, клиентами, списания средств со счетов и внутрибанковских операций.

К первичным мемориальным документам, подтверждающим предоставление банком услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, принадлежат мемориальные ордера, платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования, расчетные чеки и другие платежные инструменты, определяемые нормативно-правовыми актами Национального банка Украины.

Пунктом 5.1 главы 5 Положения № 254 определено, что информация, содержащаяся в первичных документах, систематизируется в регистрах синтетического и аналитического учета. Запись в регистрах аналитического учета осуществляется лишь на основании соответствующего санкционированного первичного документа.

Выписки с лицевых счетов клиентов, являющихся регистрами аналитического учета, имеют записи об операциях, осуществленных на протяжении операционного дня, являются подтверждением выполненных за день операций, и предназначаются для выдачи или отсылки клиенту. Порядок, периодичность печати и форма предоставления выписок (в бумажной или электронной форме) с лицевых счетов клиентов оговариваются договором банковского счета, заключаемым между банком и клиентом во время открытия счета.

Вопрос: может ли плательщик налога использовать банковскую выписку с лицевого счета клиента в качестве документа, подтверждающего сумму расходов на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию?

Ответ: выписка с лицевого счета клиента банка может быть как документом, подтверждающим сумму расходов на оплату банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, при условии указания в ней информации о предоставлении банком таких услуг, сумм операций и заполнения обязательных реквизитов».

 

В то же время в ситуации, когда договором предусмотрено, что плату за расчетно-кассовое обслуживание списывает банк, а не отдельно оплачивает клиент (платежным поручением), в подавляющем большинстве случаев банк своим клиентам не выдает отдельные первичные документы на списание сумм. Такое списание отражается в выписке (в расшифровке). Поэтому бухгалтеру ничего не приходится, как отражать в бухгалтерском и налоговом учете расходы на расчетно-кассовое обслуживание на основании данных именно выписки. Кстати говоря, поступления безналичных оплат от контрагентов также могут отражаться в выписке в таком же порядке, как и списание оплат за банковское обслуживание. И в учете такие оплаты отражаются на основании данных выписки.

Помимо реквизитов, названных в п. 5.5 Положения № 254, на выписках могут проставляться оттиск штампа и подпись сотрудника банка, что в какой-то мере приближает ее к первичному документу.

О своем отношении к выписке ГНСУ высказывалась раньше в письме от 07.05.12 г. № 7912/6/15-1415. В нем говорилось, что выписка должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. В Консультации № 583 такого условия нет, приведено лишь определение первичного документа из ст. 1 Закона о бухучете (документ, содержащий сведения о хозяйственной операции и подтверждающий ее осуществление). Это, на наш взгляд, можно расценивать как факт того, что налоговики больше не ищут в выписке реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона о бухучете. Однако из приведенного ответа следует, что налоговые расходы на основании выписки можно формировать при условии указания в ней:

1) информации о предоставлении банком услуг расчетно-кассового обслуживания;

2) сумм операции (т. е. списанных сумм согласно условиям договора);

3) обязательных реквизитов (вероятно, речь идет о реквизитах выписки, указанных в п. 5.5 Положения № 254).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше