Темы статей
Выбрать темы

НДС-регистрация: новое Регистрационное заявление, новые правила

Редакция БН
Статья

НДС-РЕГИСТРАЦИЯ:

новое Регистрационное заявление,
новые правила

 

Существенное упрощение непомерно большой, громоздкой, с целым рядом «ненужной» информации формы Регистрационного заявления плательщика НДС в начале 2012 года и возможность добровольной регистрации всех желающих с 01.07.12 г. должны содействовать значительному увеличению количества плательщиков НДС.

В этой статье расскажем, в каких случаях регистрация в качестве плательщика НДС является обязательной, а в каких субъект хозяйствования может зарегистрироваться добровольно. Рассмотрим процедуру такой регистрации и сроки подачи Регистрационного заявления, а также поговорим об ответственности за несвоевременную подачу такого заявления.

Николай ШПАКОВИЧ, заместитель главного редактора, n.shpakovich@id.factor.ua

(Продолжение. Начало на с. 1)

 

Кто может быть плательщиком НДС

Одна из специфических особенностей НДС такова, что плательщиками этого налога являются не все субъекты хозяйствования, соответствующие определенным критериям, указанным в НКУ, а только те из них, которые прошли процедуру регистрации.

Исключением являются только два случая:

— при ввозе товаров на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению*;

— при получении услуг от нерезидента, местом поставки которых согласно ст. 186 НКУ является таможенная территория Украины**.

* Обратите внимание: при ввозе товаров плательщиками НДС являются не только субъекты хозяйствования, но и рядовые граждане.

** Подробнее см. Тему недели «ВЭД-услуги» // «БН», 2012, № 20, с. 38.

Кроме того, в разд. V НКУ при определении круга плательщиков НДС вместо привычного термина «субъект хозяйствования» законодатель употребляет специальный термин «лицо». Необходимость применения такой промежуточной терминологии заключается в том, что далеко не все субъекты хозяйствования могут быть плательщиками НДС.

Напомним, что в 2011 году не были «лицами» и поэтому не могли быть плательщиками НДС ФЛП — плательщики ЕН.

В 2012 году перечень «лиц» для разд. V НКУ изменялся дважды:

— с 01.01.12 г. — в связи с внедрением новой упрощенной системы налогообложения***;

— с 01.07.12 г. — в связи с принятием Закона № 4834**** (см. табл. 1 на с. 39).

*** См. Темы недели «Упрощенная система: новые правила с 2012 года» // «БН», 2011, № 48, с. 11 и «Новая упрощенка: нюансы перехода» // «БН», 2012, № 1 — 2, с. 42.

**** См. «БН», 2012, № 28 и Тему недели «Налоговый кодекс: анализируем изменения» // «БН», 2012, № 29, с. 22.

 

Таблица 1. «Лица» для разд. V НКУ

Субъекты

Является «лицом» для разд. V НКУ

Не является «лицом»
для разд. V НКУ

Юридические лица (п.п. «а» п.п. 14.1.139 НКУ)

Юрлицо, созданное в соответствии с законом в любой организационно-правовой форме, в том числе предприятие с иностранными инвестициями:
 — или являющееся плательщиком налогов и сборов, установленных НКУ, кроме ЕН,
— или являющееся плательщиком ЕН по ставке 3 %;
— или являющееся плательщиком ЕН по ставке 5 % и добровольно переходящее на уплату ЕН по ставке 3 % (подавшее заявление об изменении ставки ЕН и Регистрационное заявление)

Юрлицо — плательщик ЕН по ставке 5 %

Физические лица (п.п. «б» п.п. 14.1.139 НКУ)

ФЛП:
 — или являющееся плательщиком налогов и сборов, установленных НКУ, кроме ЕН;
 — или являющееся плательщиком ЕН по ставке 3 %,
 — или являющееся плательщиком ЕН по ставке 5 % и добровольно переходящее на уплату ЕН по ставке 3 % (подавшее заявление об изменении ставки ЕН и Регистрационное заявление)

ФЛП — плательщик ЕН первой и второй групп (пп. 1 и 2 п. 291.4 НКУ).
ФЛП — плательщик ЕН третьей группы (п.п. 3 п. 291.4 НКУ) по ставке 5 %

Импортеры
(п.п. «в» п.п. 14.1.139 НКУ)

юрлицо, физлицо, ФЛП, ввозящее товары на таможенную территорию Украины (1)

Другие

Представительство нерезидента, не имеющее статуса юридического лица (п.п. «г» п.п. 14.1.139 НКУ)

Два или более лиц, осуществляющих совместную деятельность без создания юридического лица, считаются отдельным лицом в пределах такой деятельности (2) (ч. 2 п.п. 14.1.139 НКУ)

Инвестор, на период действия соглашения о распределении продукции платящий НДС с учетом особенностей, предусмотренных разд. XVIII НКУ (п.п. 1.4.2 Порядка № 1394)

(1) Обратите внимание, что под эту норму подпадают лица, не являющиеся субъектами хозяйствования. Однако такие лица будут плательщиками НДС лишь в том случае, когда ввозят товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению в соответствии с ТКУ
(ч. 3 п. 180.1 НКУ).
(2) Учет результатов совместной деятельности ведется плательщиком НДС, уполномоченным на это другими сторонами согласно условиям договора, отдельно от учета хозяйственных результатов такого плательщика.

 

Основания для НДС-регистрации

Обязательная регистрация . Требования по обязательной регистрации лиц плательщиками НДС изложены в п. 181.1 НКУ, где предусмотрено, что лицо, у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, в совокупности превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС), обязано зарегистрироваться в качестве плательщика НДС в налоговом органе по своему местонахождению (местожительству). Это требование не распространяется на плательщиков ЕН.

При определении общего объема налогооблагаемых операций для НДС-регистрации (обязательной, добровольной) налоговики настаивают (см. разд. 130.01 ЕБНЗ) на том, что нужно учитывать объемы операций:

— подлежащих налогообложению по основной ставке НДС (20 %);

— облагаемых по нулевой ставке НДС;

— освобожденных и временно освобожденных от обложения НДС.

То есть не нужно учитывать только операции, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 196 НКУ).

Чтобы предотвратить искусственное наращивание объемов налогооблагаемых операций, налоговики в своих разъяснениях (см. разд. 130.01 ЕБНЗ) настаивают на следующем: если в периоде, за который определяется установленный для регистрации объем поставки товаров/услуг, продавцу были возвращены ранее поставленные им товары/услуги, или в случае возврата продавцом суммы предварительной оплаты за такие товары/услуги, объемы возврата вычитаются из общего объема.

При этом документально подтверждать объемы налогооблагаемых операций нужно только в случае, когда налоговики обратятся с соответствующим письменным запросом (см. письмо ГНСУ от 01.11.11 г. № 4893/7/15-3317 и консультацию в разд. 130.01 ЕБНЗ).

Что касается 12-месячного периода, за который рассчитываются объемы налогооблагаемых операций, то следует обратить внимание на такие моменты:

— вновь созданные субъекты хозяйствования рассчитывают объемы с момента регистрации. У них расчетный период может быть менее 12 месяцев (если объем 300 тыс. грн. достигнут ранее);

— последний месяц расчетного периода учитывается полностью (после его окончания), хотя момент достижения может приходиться на начало такого месяца.

Добровольная регистрация. Если объема налогооблагаемых операций недостаточно для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС, то такая регистрация возможна по добровольному решению при условии, что лицо осуществляет облагаемые НДС-операции.

Напомним, что существенное упрощение условий для добровольной регистрации плательщиком НДС состоялось с 01.07.12 г. — после исключения из ст. 182 НКУ дополнительных условий для добровольной регистрации, действовавших ранее (нужно было проработать 12 месяцев и объемы поставки другим плательщикам НДС должны были составить не менее 50 %, или же уставный капитал или балансовая стоимость активов должна была превышать 300 тыс. грн.). Теперь, в сущности, единственным условием для добровольной регистрации субъекта хозяйствования, являющегося «лицом» для разд. V НКУ, есть осуществление хотя бы одной облагаемой НДС операции.

Условно-добровольная регистрация. В ч. 6 п. 180.1 НКУ предусмотрено, что лицо, осуществляющее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства, является плательщиком НДС независимо от того, достигает ли оно общей суммы налогооблагаемых операций 300 тыс. грн., а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству.

То есть обязательным условием осуществления операций, указанных в ч. 6 п. 180.1 НКУ, является регистрация в качестве плательщика НДС. Соответственно и осуществление таких операций (или же намерение осуществлять такие операции), по сути, является основанием для регистрации плательщиком НДС.

Также обязательным условием выбора упрощенной системы налогообложения с уплатой ЕН по ставке 3 % является регистрация в качестве плательщика НДС (п. 293.3 НКУ). Однако выбор ставки ЕН в размере 3 % формально не является основанием для регистрации плательщиком НДС. Как указали налоговики в Консультации № 131, процентную ставку ЕН в размере 3 % можно выбрать только при условии, что плательщик соответствует требованиям, определенным п. 181.1 НКУ для обязательной регистрации в качестве плательщика НДС или п. 182.1 НКУ для добровольной регистрации плательщиком НДС.

 

Процедура регистрации

Порядок регистрации плательщиков НДС достаточно подробно расписан в ст. 183 НКУ и разд. III Положения № 1394.

Кроме того, приказом № 187 (приложение 17) утвержден Стандарт предоставления административной услуги «Выдача Свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость» САП-16. Некоторые положения этого стандарта (в части регистрации в качестве плательщиков НДС единоналожников) уже устарели, однако приведенная там блок-схема процесса «Выдача Свидетельства плательщика налога на добавленную стоимость» наглядно демонстрирует порядок выдачи Свидетельства (см. рисунок на с. 41).

Ключевым документом, на основании которого осуществляется регистрация плательщиков НДС, является Регистрационное заявление, форма которого недавно была существенно упрощена*, поэтому подробно рассматривать порядок ее заполнения нет необходимости, тем более, что, учитывая недавние изменения в НКУ, она опять нуждается в корректировке. Сроки подачи Регистрационного заявления мы подробно рассмотрим в следующем разделе (см. с. 42), а пока сосредоточимся только на отдельных процедурных моментах.

* См. ком. «Изменен порядок регистрации плательщиков НДС: Минфин учел изменения в Налоговом кодексе» // «БН», 2012, № 11, с. 5.

Так, при заполнении данных об основаниях для регистрации в качестве плательщика НДС (разд. 5) следует выбрать соответствующую запись из перечня, приведенного в приложении 1 к Регистрационному заявлению. При этом упрощенцы должны указать сразу два основания для регистрации: одно — с отметкой «*» в колонке «Норма Кодекса», а другое — согласно ст. 181 или 182 НКУ (первая, третья или четвертая строка приложения 1 к Регистрационному заявлению).

В разд. 12 нужно выбрать способ получения Свидетельства — по почте** или непосредственно в налоговом органе.

** Если лицо избрало способ получения Свидетельства по почте, то оплату стоимости почтовых услуг по отправлению Свидетельства такое лицо должно осуществить до получения Свидетельства путем предоставления в налоговый орган почтовых марок на сумму, соответствующую стоимости услуг почтовой связи по пересылке заказного письма с уведомлением о вручении (п.п. 3.5.4 Положения № 1394).

Лица, регистрирующиеся по добровольному решению или переходящие на ЕН по ставке 3 %, могут привести в заявлении желаемый (запланированный) день регистрации в качестве плательщика НДС, соответствующий дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС.

Регистрация лиц, изменяющих ставку ЕН с 5 % на 3 %, действует с 1 числа календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН 3 %.

Юридические лица должны подать вместе с Регистрационным заявлением приложение 2 «Сведения об основателях», о чем делается соответствующая отметка в разд. 14 Регистрационного заявления.

Такое заявление подается в орган ГНСУ по основному месту регистрации плательщика.

Согласно п. 183.7 НКУ и п.п. 3.5.1 Положения № 1394 Регистрационное заявление подается:

— лично ФЛП;

— непосредственно руководителем или представителем юридического лица (в обоих случаях с документальным подтверждением лица и полномочий).

При отсутствия оснований для отказа в регистрации плательщика НДС налоговый орган выдает (отправляет по почте) Свидетельство о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (ф. № 2-ПДВ) в общем случае — в течение 5 рабочих дней (до 01.07.12 г. было 10 рабочих дней), следующих за датой поступления Регистрационного заявления.

Если в Регистрационном заявлении не указаны обязательные реквизиты, предоставлены недостоверные или неполные данные, оно не скреплено печатью заявителя, не подписано заявителем либо уполномоченным лицом, сведения о заявителе не включены в Единый государственный реестр, то согласно п. 3.9 Положения № 1394 в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления налоговый орган обращается к лицу с письменным предложением подать новое заявление о регистрации (с указанием оснований неприема предыдущего).

Налоговый орган отказывает в НДС-регистрации, если по результатам рассмотрения Регистрационного заявления и/или поданных документов установлено, что:

— лицо не осуществляет поставки товаров/услуг;

— лицо не соответствует требованиям, определенным ст. 180, п.п. 181.1 или 182.1 НКУ ;

— Регистрационное заявление подано лицом, не имеющим соответствующих полномочий (п. 183.7 НКУ);

— существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации согласно ст. 184 НКУ.

Датой регистрации в качестве плательщика НДС является дата, соответствующая дате осуществления записи в Реестре о такой регистрации или желаемому дню регистрации (п.п. 3.12 Положения № 1394). Если лицо регистрируется повторно (после аннулирования предыдущей НДС-регистрации), то датой регистрации является дата новой регистрации.

Если в соответствии с законодательством определен срок, на который создано лицо, или срок, после которого изменяются данные в Свидетельстве, то оно выдается только на такой срок, о чем делается соответствующая запись (в левой верхней части Свидетельства).

 

img 1

 

Сроки подачи Регистрационного заявления

В НКУ установлены три срока подачи Регистрационного заявления:

1) в случае обязательной регистрации по п. 181.1 НКУ — не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн. (п. 183.2 НКУ). Такой же срок подачи Регистрационного заявления применяется единоналожниками, у которых объем налогооблагаемых операций за последние 12 месяцев превысил 300 тыс. грн., при отказе от упрощенной системы (ч. 1 п. 183.4 НКУ);

2) в случае добровольной регистрации, в частности, по п.п. 6 п. 180.1 и п. 182.1 НКУ — не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС;

3) в случае изменения ставки ЕН с 5 % на 3 % регистрационное заявление подается не позже чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН 3 % (ч. 2 п. 183.4 НКУ). Напомним, что заявление об изменении ставки ЕН подается тоже за 15 календарных дней до начала квартала, в котором будет применяться новая ставка.

Однако в Положении № 1394 еще до того, как третий из вышеперечисленных сроков был предусмотрен в НКУ, Минфин установил «дополнительные» сроки подачи Регистрационного заявления для плательщиков, избравших упрощенную систему с уплатой ЕН по ставке 3 %. Такой категории плательщиков Минфин «позволил» подавать Регистрационное заявление вместе с Заявлением о применении упрощенной системы налогообложения в сроки, предусмотренные в п.п. 4 п. 293.8 НКУ (см. табл. 2 на с. 43).

Если последний день срока подачи регистрационного заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то последним днем срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день (п. 183.6 НКУ).

 

Таблица 2. Сроки подачи Регистрационного заявления

Основание для НДС-регистрации

Условия для регистрации

Когда подается Регистрационное заявление

1. Обязательная регистрация (ст. 181 НКУ)

1. Общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, в совокупности превышает 300 тыс. грн. (без НДС).
Это условие не касается плательщиков ЕН

Не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций 300 тыс. грн. (п. 183.2 НКУ, п.п. «а» п.п. 3.5.2 Положения № 1394)

2. При переходе лица с упрощенной системы налогообложения, не предусматривающем уплаты НДС, на уплату других налогов и сборов, предусмотренных НКУ, при условии, что общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащая обложению НДС, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, в совокупности превышает 300 тыс. грн. (без НДС)

Не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на общую систему налогообложения (п. 183.4 НКУ, п.п. 3.6.1 Положения № 1394)

2. Добровольная регистрация
(ст. 182 НКУ)

1. Лицо осуществляет облагаемые НДС операции

Не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ, п.п. «б» п.п. 3.5.2, п.п. 3.6.1 Положения № 1394)(1)

2. Переход лица с упрощенной системы налогообложения, не предусматривающий уплаты НДС, на уплату других налогов и сборов, предусмотренных НКУ при условии, что лицо сответствует требованиям, указанным в п. 182.1 НКУ (осуществляет облагаемые НДС операции)

3. Осуществление деятельности, указанной в п.п. 6 п. 180.1 НКУ

Лицо осуществляет операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился собственник до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства (независимо от общей суммы операций по поставке товаров/услуг)

Не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.3 НКУ, п.п. «б» п.п. 3.5.2 Положения № 1394)(1)

4. Переход на ЕН по ставке 3 %

1. Переход с общей системы налогообложения на упрощенную систему с уплатой ЕН по ставке 3 %.
Лицо должно одновременно соответствовать требованиям:
 — для единоналожников третьей или четвертой группы (п.п. 3 или 4 п. 294 НКУ);
 — для обязательной или добровольной регистрации в качестве плательщика НДС (п.п. 181.1 или 182.1 НКУ)

Не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату ЕН со ставкой 3 % (п.п. 3.6.3 Положения № 1394)

2. Превышение единоналожником первой или второй группы допустимого объема дохода (150 тыс. грн. или 1 млн грн.).
Такие плательщики должны одновременно соответствовать требованиям:
 — для единоналожников третьей или четвертой группы (пп. 3 или 4 п. 294 НКУ);
 — для обязательной или добровольной регистрации в качестве плательщика НДС (п.п. 181.1 или 182.1 НКУ)

Одновременно с Заявлением о переходе на применение ставки ЕН в размере 3 % не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода (п.п. 3.6.4 Положения № 1394)

3. Единоналожник первой группы принял решение о переходе на уплату ЕН по ставке 3 %.
Такой плательщик должен одновременно соответствовать требованиям:
 — для единоналожников третьей группы (п.п. 3 п. 294 НКУ);
 — для обязательной или добровольной регистрации в качестве плательщика НДС (п.п. 181.1 или 182.1 НКУ)

Не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на уплату ЕН по ставке 3 % (п.п. 3.6.5 Положения № 1394)

5. Изменение ставки ЕН с 5 % на 3 %

Такой плательщик ЕН должен осуществлять операции, облагаемые НДС

Не позже чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН 3 % (абз. 2 п. 183.4 НКУ)

(1) Согласно п.п. 3.7 Положения №1394 такие лица могут привести в Регистрационном заявлении желаемый (запланированный) день регистрации в качестве плательщика НДС, соответствующий дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС.

 

Ответственность

В п. 183.10 НКУ имеется специальная норма, устанавливающая ответственность лица, которое подлежит обязательной НДС-регистрации, но не подало Регистрационное заявление. Такое лицо несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

В Консультации № 588 налоговики указали, что обязанность по начислению и уплате налоговых обязательств по НДС у такого лица возникает с дня, следующего за предельным днем, установленным для подачи Регистрационного заявления, т. е. с 11 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут общий объем налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг более 300 тыс. грн. Если последний день срока подачи Регистрационного заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то такая обязанность возникает со второго за выходным, праздничным или нерабочим рабочего дня. Аналогичные выводы налоговики делали и ранее в письме ГНСУ от 01.11.11 г. № 4800/7/15-3317*.

* См. ком. «Регистрация в качестве плательщика НДС: ГНСУ разъяснила порядок обязательной и добровольной регистрации» // «БН», 2011, № 47, с. 9.

Таким образом, если лицо, не подавшее Регистрационное заявление, после окончания срока подачи будет осуществлять операции по поставке товаров/услуг, облагаемые НДС, то такое лицо будет обязано начислить НДС по таким операциям.

Поскольку согласно п. 201.8 НКУ право на начисление НДС и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным плательщиками НДС, то такие нарушители даже если и захотят добровольно уплатить НДС по таким операциям, то не смогут это сделать. Ведь НКУ предусматривает возможность уплаты НДС неплательщиками только:

— при импорте товаров (НДС начисляется в ГТД и уплачивается таможенным органам);

— при получении услуг от нерезидента (НДС начисляется в Расчете неплательщика НДС).

Поэтому налоговые обязательства по таким операциям сможет начислить только налоговый орган при проверке, соответственно за неуплату такого обязательства налоговики должны начислить и штрафные санкции согласно п. 123.1 НКУ (25 % от доначисленной суммы, а при повторном нарушении в течение 1095 дней — 50 %).

В Консультации № 588 налоговики также указали, что добровольно задекларировать такие обязательства лицо, не подавшее Регистрационное заявление, не может, однако такое лицо может самостоятельно уплатить начисленную сумму НДС. При этом штрафы за неподачу налоговых деклараций по НДС к такому лицу не применяются.

На наш взгляд, в таком случае не должны применяться и штрафные санкции, предусмотренные п. 123.1 НКУ (25 или 50 %). Дело в том, что в таком случае налоговый орган не может «самостоятельно определить сумму налогового обязательства», потому что такие обязательства уже были определены плательщиком и уплачены в бюджет, хотя и не задекларированы (механизм такого декларирования не предусмотрен).

Если же нарушитель не осуществляет налогооблагаемые операций (например, единоналожник, у которого выручка превысила 300 тыс. грн., перешел на общую систему налогообложения и прекратил деятельность), то оснований для начисления налоговых обязательств по НДС согласно п. 183.10 НКУ и штрафных санкций по п. 123.1 НКУ нет.

Никаких оснований для применения других штрафных санкций, предусмотренных в НКУ, в частности за нарушение порядка взятия на учет (регистрации) в органах ГНС (п. 117.1 НКУ) или за неподачу деклараций по НДС (п. 120.1 НКУ), нет. Это фактически подтвердили и налоговики в Консультации № 588 (см. «Ответственность за неподачу Регистрационного заявления»).

 

Ответственность за неподачу Регистрационного заявления

Извлечение из Консультации № 588

«Вопрос 3. Какой штраф предусмотрен действующим законодательством в случае, если лицо, подлежащее обязательной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, не подало своевременно Заявление и соответственно не зарегистрировалось плательщиком налога на добавленную стоимость?

Ответ. Такому лицу орган государственной налоговой службы обязан самостоятельно по результатам проведения документальной проверки определить сумму налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость без учета сумм налога, начисленных во время приобретения товаров/услуг, и применить штраф в размере 25 процентов (50 процентов — при повторном нарушении) суммы такого обязательства».

 

Надеемся, что теперь к лицам, которые должны были зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС, но не подали в установленные сроки Регистрационное заявление, налоговики не будут необоснованно применять «надуманные» штрафные санкции (за несвоевременную регистрацию и за неподачу деклараций по НДС), о которых ранее упоминали в консультации, размещенной в разделе 130.40 ЕБНЗ, действовавшей до 04.07.12 г.

 

Документы и сокращения статьи

ХКУ Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ТКУ Таможенный кодекс Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI.

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.12 г. № 4834-VI.

Положение № 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 07.11.11 г. № 1394.

Порядок № 1492 — Порядок заполнения и подачи налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом МФУ от 25.11.11 г. № 1492.

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1588.

Консультация № 131 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам, связанным с регистрацией лиц, которые переходят на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость и повторной регистрации лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом ГНСУ от 20.02.12 г. № 131.

Консультация № 588Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам, связанным с обязательной регистрацией лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.12 г. № 588.

Приказ № 187 — Приказ ГНСУ «Об утверждении стандартов предоставления административных услуг» от 30.11.11 г. № 187.

Регистрационное заявлениеРегистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (ф. № 1-ПДВ), приложение 1 к Положению № 1394.

Реестр — Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.

Расчет неплательщиков НДС — Расчет налоговых обязательств, начисленных получателем услуг, не зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, поставляемых нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве плательщиков налогов, на таможенной территории Украины.

ЕН — единый налог.

ФЛП — физическое лицо — предприниматель.

ЕБНЗ Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше