Темы статей
Выбрать темы

Расчеты в ВЭД: нестандартные ситуации снятия операции с контроля

Редакция БН
Статья

РАСЧЕТЫ В ВЭД:

нестандартные ситуации снятия операции с контроля

 

Недавно в статье «Расчеты в ВЭД: как не нарушить предельные сроки» // «БН», 2012, № 14, с. 19 мы рассказывали о контроле за расчетами во внешнеэкономических операциях. Но на практике, кроме снятия банками с контроля «классических» экспортно-импортных операций, часто возникают также и нестандартные ситуации, при которых порядок снятия операций с контроля имеет определенные особенности. Такие нестандартные ситуации возникают, например, в случае недополучения выручки от нерезидента, закрытия задолженности в связи с зачетом встречных однородных требований, импорта без ввоза и т. п.

В этой статье поговорим о правилах снятия с контроля экспортно-импортных операций в нестандартных ситуациях.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Зачет встречных однородных требований

Ситуация 1. Предприятие-резидент заключило договоры на экспорт товаров и на импорт услуг с одним нерезидентом. Расчет по заключенным договорам осуществлен путем зачета встречных однородных требований (внесены изменения в ранее заключенные договоры и подписан акт зачета встречных однородных требований).

 

В соответствии с п. 1.10 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями украинское предприятие имеет право снять операцию с валютного контроля путем зачета встречных требований с нерезидентом по ВЭД-договору. Но для этого необходимо выполнение следующих условий:

— требования должны вытекать из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, являющимися контрагентами по этим операциям;

— требования должны быть однородными. Следовательно, не допускается зачет встречных требований, когда одно из них — денежное, а другое — неденежное (материальное, товарное или в виде работ (услуг));

— срок выполнения по встречным требованиям уже наступил или не установлен либо определен моментом предъявления требования;

между сторонами не было спора о характере обязательства, его содержании, условиях выполнения и т. п.

При этом следует помнить, что зачет задолженностей между резидентом и нерезидентом при соблюдении упомянутых выше условий не приводит к автоматическому снятию экспортно-импортной операции с валютного контроля. Объясняется это тем, что, производя зачет встречных требований, субъекты не используют банковские счета, а следовательно, движение денежных средств на их счете не происходит. Поэтому валютная выручка не поступает в Украину, а соответственно, банк не может установить, соблюдал ли резидент предусмотренные в законодательстве сроки расчетов в ВЭД.

Для снятия операции с контроля нужно не только провести зачет взаимной задолженности с нерезидентом, но и надлежащим образом проинформировать уполномоченный банк о таких действиях путем подачи документов, подтверждающих выполнение всех условий, предусмотренных в п. 1.10 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями.

Какие именно документы должен подать резидент для снятия операции с валютного контроля, в Инструкции по контролю за ВЭД-операциями не указано. На наш взгляд, в банк необходимо подать:

1) копии экспортно-импортных договоров, обязательства по которым прекращаются путем зачета встречных однородных требований, и копии дополнительных соглашений к таким договорам;

2) первичные документы, подтверждающие осуществление экспортно-импортных операций между резидентом и нерезидентом (копии ГТД, копии товаросопроводительных документов, копии актов выполненных работ);

3) документы, подтверждающие осуществление зачета встречных однородных требований (акт зачета или соглашение между резидентом и нерезидентом об осуществлении такого зачета и т. п.).

Обращаем внимание: поскольку документы, подаваемые для снятия операции с валютного контроля (договоры, первичные документы), обычно оформляются на иностранном языке, то в п. 1.11 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями предусмотрено, что банки имеют право требовать от резидентов перевести такие документы на украинский язык (кроме документов, составленных на русском языке). Поэтому, формируя пакет документов для снятия операции с валютного контроля, советуем предварительно позаботиться о переводе таких документов на украинский язык*.

* О легитимизации документов, оформленных на иностранном языке, см. консультацию «Документы на иностранном языке: предоставляем юридический статус путем легализации» // «БН», 2011, № 47, с. 36.

Если же не проинформировать банк о зачете встречных требований, он будет считать, что расчет по такой операции не произведен в срок, установленный в ст. 1 и 2 Закона о расчетах в инвалюте (в общем случае — 180 дней). Как результат — банк уведомит налоговиков, которые, в свою очередь, должны провести проверку для начисления пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % суммы неполученной выручки (стоимости недопоставленого товара) в иностранной валюте, пересчитанной в денежную единицу Украины по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности (ст. 4 Закона о расчетах в инвалюте).

 

Импорт без ввоза

Ситуация 2. Предприятие по условиям ВЭД-договора перечислило нерезиденту аванс за приобретение товара, но решило не ввозить его в Украину, а реализовать за рубежом другому нерезиденту.

 

Сразу заметим, что в соответствии со ст. 1 Закона о ВЭД под понятие «импорт» подпадают операции по приобретению украинскими субъектами ВЭД у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров с ввозом или без ввоза товаров на территорию Украины. В определении понятия «экспорт» также указано, что экспорт товара может осуществляться без вывоза этих товаров через таможенную границу Украины. То есть импорт товаров без ввоза товаров на территорию Украины является импортной операцией, поэтому на нее распространяются общие правила валютного контроля, установленные ст. 2 Закона о расчетах в инвалюте.

Срок завершения импортной операции без ввоза товаров на территорию Украины определен не в Законе о расчетах в инвалюте, а в Порядке № 1392 (абз. 3 ст. 2 Закона о расчетах в инвалюте). Так, согласно п. 2 этого Порядка срок проведения расчетов по такой операции не может превышать 180 календарных дней с момента осуществления резидентом авансового платежа или выставления векселя в пользу нерезидента, а в случае проведения расчетов в форме документарного аккредитива — с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.

Момент завершения такой операции определяется согласно п. 3 Порядка № 1392:

1) в случае продажи товара за пределами Украины моментом завершения такой операции считается дата зачисления выручки на счет резидента в уполномоченном банке. Обращаем внимание, что именно зачисление выручки от реализации приобретенного товара за рубежом является фактом завершения такой экспортно-импортной операции, т. е. главное — не просто приобрести товар у нерезидента, а успеть его реализовать и получить выручку в течение 180 дней согласно п. 3.6 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями;

2) в случае использования резидентом товара за пределами Украины — дата подачи документов, подтверждающих использование таких товаров, перечень которых определяется Нацбанком (установлен в п. 3.6 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями);

3) в случае прекращения действия обязательств путем зачета встречных однородных требований резидента и нерезидента — дата подачи документов, перечень которых определяется Нацбанком (установлен в п. 3.6 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями).

Снимать операцию с валютного контроля в уполномоченном банке, несмотря на специфику определения момента и срока завершения импортной операции без ввоза товаров на территорию Украины, резидент должен по правилам, установленным Инструкцией по контролю за ВЭД-операциями. Так, для того чтобы снять такую операцию с контроля, резидент в соответствии с пп. 3.3 и 3.6 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями должен подать в уполномоченный банк соответственно:

1) документы, которые согласно условиям импортного договора удостоверяют осуществление нерезидентом в пользу резидента поставки продукции, предоставление услуг, выполнение работ, и договор, предусматривающий продажу этой продукции нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках;

2) документы, подтверждающие необходимость использования им этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины (договоры (контракты, соглашения), другие формы документов, которые применяются в международной практике и могут считаться договором);

3) документы, которые согласно условиям договора удостоверяют осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнение работ, предоставление услуг, а также документы, подтверждающие соответствие таких операций условиям проведения взаимозачета, определенным в п. 1.10 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями (см. Ситуацию 1).

Следует помнить, что контроль за экспортной операцией, по которой продукция, приобретенная резидентом по импортному договору без ее ввоза на таможенную территорию Украины, возлагается на тот банк, через который производилась оплата указанного импортного договора. Поэтому, если средства от реализации товаров за границей поступают на счета резидента, открытые в другом банке, чем осуществивший авансовый платеж нерезиденту за поставку товара, проданного за границей, резидент для снятия операции с контроля должен позаботиться о том, чтобы банк, в который поступили средства от реализации товара, уведомил уполномоченный банк об их зачислении на счет резидента.

 

Бартерные операции

Ситуация 3. Предприятие заключило бартерный договор с нерезидентом, в соответствии с условиями которого предприятие сначала предоставляет услуги нерезиденту, а затем получает от него товар.

 

Начнем с того, что валютный контроль за осуществлением бартерных операций производится в соответствии с Законом о бартере в ВЭД. Так, согласно ст. 2 данного Закона товары, импортируемые по бартерному договору, подлежат ввозу на таможенную территорию Украины в сроки, указанные в таком договоре, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления ГТД на экспорт или даты подписания акта либо другого документа при экспорте работ или предоставлении услуг).

Кроме этих общих сроков валютного контроля при осуществлении бартерных операций, предусмотрены и специфические сроки для отдельных видов товаров:

— при импорте каучука натурального, синтетического, ускорителей вулканизации каучука готовых (товарные коды 40.01.10000, 40.01.21000, 40.01.22000, 40.01.29100, 40.02.39000, 40.02.49000, 40.02.60000, 38.12.10000, 38.12.20000, 38.12.30800) из стран Северной и Латинской Америки, Японии, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Африки срок ввоза таких товаров на таможенную территорию Украины не должен превышать 150 календарных дней с даты таможенного оформления (даты оформления ГТД) товаров, которые фактически экспортированы по бартерным договорам (ст. 2 Закона о бартере в ВЭД);

— при экспорте высоколиквидных товаров — срок ввоза на таможенную территорию Украины импортируемых товаров не должен превышать 60 календарных дней с даты оформления ГТД. Перечень таких высоколиквидных товаров приведен в приложении 3 к постановлению КМУ от 29.04.99 г. № 756.

Нарушение предусмотренных сроков ввоза товаров (выполнения работ, предоставления услуг), импортируемых по бартерному договору, влечет за собой, как и в случае проведения обычных экспортно-импортных операций, начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 % стоимости недополученных товаров (работ, услуг), импортируемых по бартерному договору (ст. 3 Закона о бартере в ВЭД).

Итак, нормами упомянутого выше Закона прямо предусмотрена возможность осуществления бартера в ВЭД, главное — чтобы балансирующая поставка товаров (работ, услуг) происходила в течение установленного срока (по общему правилу — в течение 90 дней).

При этом, в отличие от валютного контроля за обычными экспортно-импортными операциями, бартерные операции банком не контролируются, поскольку он в соответствии с п. 3.7 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями осуществляет контроль только за своевременностью расчетов по той части импортного договора резидента, которая предусматривает расчеты в денежной форме.

Контроль за осуществлением бартерных операций в соответствии с Законом о бартере в ВЭД возложен на орган Государственной таможенной службы Украины (далее — ГТСУ) и орган Государственной налоговой службы Украины (далее — ГНСУ). Так, в п. 4 ст. 3 Закона о бартере в ВЭД указано, что субъекты ВЭД, осуществившие экспорт либо импорт работ, услуг по бартерному договору, обязаны в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ или предоставление услуг, уведомить о факте осуществления экспорта товаров (работ, услуг) органы:

— ГТСУ — если по этому договору импортируются либо экспортируются товары;

— ГНСУ — если импортируются либо экспортируются работы или услуги.

Непредоставление или несвоевременное предоставление предприятием такой информации влечет за собой начисление пени в размере 1 % от стоимости экспортированных товаров (работ, услуг) за каждый день просрочки. При этом общий размер начисленной пени не может превышать стоимость экспортированных товаров (работ, услуг).

В рассмотренной выше ситуации первая часть бартерной операции — экспорт услуг, поэтому о факте осуществления такого экспорта следует уведомить орган ГНСУ в течение пяти рабочих дней со дня подписания акта по форме приложения 1 к Порядку № 404.

 

Уменьшение цены товара

Ситуация 4. Предприятие экспортировало товар, после чего стороны договорились уменьшить его цену. Решение было закреплено дополнительным соглашением к контракту. Выручка на счет резидента поступила в меньшей сумме, чем задекларированная в ГТД (в соответствии с новыми условиями, указанными в дополнительном соглашении).

 

Действующее законодательство Украины не запрещает субъектам ВЭД после заключения договоров (контрактов) вносить в них изменения и дополнения, в том числе и об изменении цены товара, установленной в договоре. Так, в частности, в ст. 6 Закона о ВЭД указано, что субъекты ВЭД имеют право заключать любые виды ВЭД-договоров (контрактов), кроме прямо и в исключительной форме запрещенных законами Украины, а следовательно, и вносить соответствующие изменения и дополнения в такие договоры путем подписания отдельных документов.

При этом если субъект хозяйствования корректирует (уменьшает) цену экспортированных товаров, то он должен понимать, что такие коррективы повлияют на размер выручки, которая должна поступить на счета нерезидента. Поэтому возникает вопрос: как снять такую операцию с валютного контроля, если размер выручки, которая должна поступить на счета в банке, будет отличаться от размера выручки, которую должен был фактически получить резидент при экспорте товаров?

Ответ на этот вопрос содержится в п. 1.8 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями, а именно: чтобы снять операцию с контроля, резидент должен уведомить уполномоченный банк об изменении цены договора. После этого снятие экспортной операции с контроля не должно вызывать трудностей, поскольку делать это следует по общим правилам, определенным в п. 2.3 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями (после зачисления выручки по такой операции на текущий счет резидента-исполнителя).

При этом следует помнить, что изменять (уменьшать) цену экспортированного товара резидент после отгрузки товара должен только в случаях, предусмотренных в пп. «а» — «б» п. 1.8 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями, а именно:

— в связи с несоответствием количественных и/или качественных характеристик товара условиям договора — на сумму недопоставленных и/или некачественных товаров. Для информирования банка об уменьшении цены по такому договору резидент должен получить соответствующее решение о таком несоответствии Международного коммерческого арбитражного суда или Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате либо другого органа (экспертной организации и т. п.), уполномоченного рассматривать споры или удостоверять такое несоответствие согласно правилам либо обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны в соответствии с условиями договора;

в результате действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара, — на сумму недопоставленных (недополученных) и/или некачественных товаров. Для уведомления банка об уменьшении цены в этом случае резидент должен предоставить подтверждение Торгово-промышленной палаты или другого уполномоченного органа (экспертной организацией) согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора либо третьей страны в соответствии с условиями договора о наступлении форс-мажорных обстоятельств.

При этом и в первом и во втором случае уменьшение цены возможно только в течение выполнения обязательств по договору. То есть, если стороны выполнили условия договора, корректировать (уменьшать) цену экспортированного товара нельзя.

Таким образом, в соответствии с п. 1.8 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями только в двух упомянутых выше случаях субъект ВЭД имеет право уменьшать цену экспортированного товара, и проблем со снятием с контроля такой экспортной операции возникать не должно, поскольку банк после поступления соответствующих документов не будет считать поступление выручки, уменьшенной в связи с изменением цены товара, недопоступлением валютной выручки.

Если же уменьшение цены произойдет по причине, которая не указана в п. 1.8 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями (например, резидент предоставил скидку за срочность платежа), то в таком случае у субъекта хозяйствования могут возникнуть определенные проблемы при снятии такой операции с банковского контроля, поскольку порядок снятия операций в таком случае в Инструкции по контролю за ВЭД-операциями не прописан.

Обращаем внимание, что уменьшение размера валютной выручки, следовательно, и стоимости экспортированных товаров, кроме случаев уменьшения цены, может происходить также и в других случаях, а именно если в течение выполнения обязательств по ВЭД-договору (пп. «в» — «є» п. 1.8 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями):

товары уничтожены, конфискованы, испорчены, украдены, утеряны — на сумму их стоимости при условии, что право собственности на товар в соответствии с условиями договора принадлежит резиденту. Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение согласно законодательству страны, на территории которой произошли такие события;

осуществляется соответствующим образом оформленный возврат товара или его части экспортеру на сумму стоимости такого товара;

происходит возврат оплаченных импортером средств полностью или частично — на сумму таких средств;

осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Украины — на сумму уплаченных налогов, в письменном виде подтвержденных налоговыми органами страны нерезидента;

осуществляется выплата резидентом комиссионных вознаграждений, удержанных банками-нерезидентами (см. следующий раздел).

 

Уменьшение выручки на сумму банковского вознаграждения

Ситуация 5. По экспортной операции выручка на счет резидента поступила в несколько меньшей сумме, чем было указано в ВЭД-договоре и в ГТД. Недополучение такой суммы связано с тем, что банк-нерезидент удержал из выручки комиссионное вознаграждение.

На практике бывают случаи, когда выручка за экспортную продукцию, поступающая на счета резидента, оказывается несколько меньше, чем прописано в ВЭД-договоре. Это происходит чаще всего из-за того, что банк-нерезидент удерживает за прохождение платежа через его счета комиссию.

Поскольку выручка за реализованную нерезиденту продукцию поступает не в полном размере, то у резидента возникает вполне закономерный вопрос: не будут ли в таком случае нарушены сроки расчетов в ВЭД?

В этом случае недополучение выручки возникает не по вине контрагентов, а из-за несогласования договорных отношений между иностранными и отечественными банками, поэтому в Инструкции по контролю за ВЭД-операциями Нацбанк предоставил возможность резидентам избежать начисления пени.

Так, как следует из п.п. «е» п. 1.8 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями, во избежание начисления пени из-за недополучение выручки по экспортной операцией в связи с удержанием из суммы выручки банком-нерезидентом комиссионного вознаграждения необходимо, чтобы обязанность уплатить комиссию банка-нерезидента за перечисление средств по такой операции была возложена ВЭД-договором на резидента. При этом если сумма оплаченной комиссии по каждому отдельному платежу по ВЭД-договору:

превышает 50 евро либо эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте, то сумма уплаченной комиссии должна быть подтверждена соответствующим банковским документом;

не превышает 50 евро либо эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте, то никаких подтверждений перечисления такой суммы резидент подавать в контролирующий орган не должен. То есть волноваться о том, что сумма средств, поступивших на счет в банке, меньше прописанной в ВЭД-договоре суммы на 50 евро, резиденту вообще не стоит.

Обращаем внимание: для того чтобы недополучение выручки из-за уплаты комиссии банка не считалось просрочкой 180-дневного срока, в ВЭД-договоре должно быть обязательно прописано, что обязанность по уплате комиссии банка возложена на резидента. Если такое условие в ВЭД-договоре не содержится, то недополучение суммы по экспортной операции в течение 180 дней будет считаться нарушением валютного законодательства, за что резидент должен будет уплатить пеню.

Поэтому во избежание штрафных санкций в этом случае советуем резидентам при заключении ВЭД-договора позаботиться о том, чтобы в договоре с нерезидентом как минимум содержалось условие о том, что уплачивать комиссию должен именно резидент. А если вы вообще желаете избежать таких ситуаций, то следует или проводить расчеты через иностранные банки, которые не взимают комиссию за перечисление средств на счета резидента, или возложить обязанность по уплате таких сумм на нерезидента.

 

Валюта платежа отличается от валюты ВЭД-договора

Ситуация 6. Предприятие на основании заключенного ВЭД-договора с нерезидентом отгрузило товар. ГТД оформлена в евро, но оплата по договору поступила в российских рублях.

На практике часто возникают ситуации, когда валюта платежа отличается от валюты ВЭД-договора (валюты цены), другими словами, по ГТД стоимость товара указана в одной валюте, а платеж осуществляется в другой.

Чтобы снять такую операцию с контроля, банк в соответствии с п. 1.4 Инструкции по контролю за ВЭД-операциями должен осуществить перерасчет валюты платежа, поступившей на счет резидента, в валюту, указанную в ВЭД-договоре.

Для этого банк использует предусмотренные в договоре условия перерасчета валюты цены в валюту платежа (устные договоренности между контрагентами о курсе перерасчета во внимание не принимаются).

В случае отсутствия в договоре условий перерасчета или данных, дающих возможность однозначно определить курс (кросс-курс), по которому осуществляется перерасчет, банк с целью контроля использует:

а) официальный курс гривни к иностранным валютам, установленный Нацбанком на дату платежа, если одной из валют является гривня;

б) курс, сложившийся на Московской межбанковской валютной бирже либо установленный центральным банком стран СНГ или Балтии на дату платежа, если одна из валют является валютой страны СНГ или Балтии, а другая не является гривней;

в) курс на последнюю дату опубликования в «Financial Times», предшествующую дате платежа, — во всех других случаях.

На этом все. Надеемся, что эта статья даст субъектам ВЭД достаточно информации для снятия с контроля экспортно-импортных операций в нестандартных ситуациях.

 

Документы статьи 

Закон о ВЭД — Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII.

Закон о расчетах в инвалюте — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Закон о бартере в ВЭД — Закон Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности» от 23.12.98 г. № 351-XIV.

Инструкция по контролю за ВЭД-операциями — Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136.

Порядок № 1392 — Порядок определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины, утвержденный постановлением КМУ от 05.12.07 г. № 1392.

Порядок № 404 — Порядок уведомления органов государственной налоговой службы субъектами внешнеэкономической деятельности об осуществлении товарообменных операций во исполнение части 4 статьи 3 Закона Украины «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в области внешнеэкономической деятельности», утвержденный приказом ГНАУ от 26.08.03 г. № 404.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше