МНМА: СТОИМОСТНЫЙ
КРИТЕРИЙ 2500 ГРН.,
по мнению Минфина,
применяется к объектам,
введенным в эксплуатацию
с 01.01.12 г.
Письмо Министерства финансов Украины от 14.05.12 г. № 31-08410-07-25/12004
«Об учетной политике и учетных оценках»
В комментируемом письме Минфин ответил на вопрос о том, как следует интерпретировать в бухгалтерском учете повышение стоимостного критерия отнесения активов к малоценным необоротным материальным активам (МНМА). Вопрос был вызван тем, что с 01.01.12 г. в целях сближения бухгалтерского и налогового учетов многие предприятия повысили и в бухучете стоимостный критерий включения объектов в состав МНМА с 1000 грн. до 2500 грн. В связи с этим возник вопрос с тем, как следует расценивать такое изменение в контексте норм П(С)БУ 6 «Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах»: как изменение учетной политики или учетной оценки?
Минфин подтвердил, что указанные коррективы считаются изменением учетной оценки: «… изменение стоимостных признаков предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов, рассматривается как изменение учетных оценок. В связи с изменением стоимостных признаков изменения в бухгалтерском учете по основным средствам, зачисленным на баланс, не проводятся».
Мы уже обращали внимание на то, что зменение стоимостного критерия МНМА относится к изменению учетной оценки (см. статью «Учетная политика и оценка: как отразить изменения» // «БН», 2010, № 43, с. 27).
В соответствии с п. 6 П(С)БУ 6 учетная оценка может пересматриваться если:
1) изменяются обстоятельства, на которых основывалась эта оценка;
2) получена дополнительная информация.
В ситуации, когда учетная политика предприятия направлена на сближение налогового и бухгалтерского учетов, изменение стоимостного критерия отнесения активов к МНМА в налоговом учете можно квалифицировать как изменение обстоятельств, на которых основывалась указанная оценка в бухгалтерском учете.
Такие изменения отражаются в финотчетности перспективно, т. е. на финотчетность за предыдущие периоды не влияют. Исходя из пп. 7, 8 П(С)БУ 6 последствия изменения в учетных оценках следует включать в ту же статью Отчета о финансовых результатах, которая ранее применялась для отражения доходов или расходов, связанных с объектом такой оценки, за тот период, когда произошло изменение, а также за последующие периоды, если изменение оказывает на них влияние.
При этом в примечаниях к финансовой отчетности следует раскрывать содержание и сумму изменений в учетных оценках, которые имеют существенное влияние на текущий период или, как ожидается, существенно будут влиять на будущие периоды (п. 21 П(С)БУ 6).
В связи с изложенным предприятие должно:
— внести изменения в Приказ об учетной политике, в котором указать новую стоимостную границу отнесения активов к МНМА;
— отразить в Приказе, как такое изменение интерпретируется для составления финансовой отчетности: как имеющее существенное влияние на текущий и будущие периоды или же нет.
Поскольку активы зачисляются в категорию МНМА в период их ввода в эксплуатацию, новую стоимостную границу действительно следует применять к активам, которые были введены в эксплуатацию после 01.01.12 г. (независимо от даты их приобретения).
Стоит заметить, что аналогичной позиции придерживаются и представители налоговых органов применительно к налоговому учету МНМА (см. «К МНМА относятся активы стоимостью менее 2500 грн., которые были введены в эксплуатацию после 01.01.12 г.»).
МНМА относятся активы стоимостью менее 2500 грн., Извлечение из разъяснения в разделе 110.09.01 ЕБНЗ «Вопрос: Как начисляется амортизация на материальные активы, стоимость которых менее 2500 грн., если такие активы приобретены до 01.01.12, а введены в эксплуатацию после 01.01.12? Ответ: Если материальные активы, стоимость которых не превышает 2500 гривень, приобретены до 01.01.12, а введены в эксплуатацию после 01.01.12, то в налоговом учете расходы на их приобретение следует рассматривать как расходы на приобретение малоценных. Амортизация на них начисляется в соответствии с п.п. 145.1.6 п. 145.1 ст. 145 НКУ, п.п. 145.1.6 п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса Украины». |