Темы статей
Выбрать темы

Налоговая требует установления большего размера зарплаты. Законно ли это?

Редакция БН
Ответы на вопросы

Налоговая требует установления большего размера зарплаты. Законно ли это?

Мы — юрлицо, уплачивающее налог на прибыль на общих основаниях. У нас работают всего 2 человека — директор, зарплата которого 1074 грн., и бухгалтер, получающий 537 грн. ввиду того, что работает на полставки. Правомерны ли требования со стороны налоговой инспекции по поводу установления зарплаты директору и бухгалтеру в размере 3000 грн. и 2000 грн. соответственно? Представители налоговых органов ссылаются на КЗоТ, п.п. 2.2 Генсоглашения и Методрекомендации № 186. Разъясните, пожалуйста, ситуацию.

(г. Киев)

 

КЗоТ. Согласно ст. 95 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) минимальная заработная плата (далее — МЗП) — это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму труда (объем работ). Размер МЗП устанавливается и пересматривается в соответствии со ст. 9 и 10 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) и не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

МЗП является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц.

Таким образом, законодательно устанавливается размер зарплаты, ниже которого оплачивать труд незаконно. Но реальная зарплата на законных основаниях может быть меньше, чем МЗП. Например, если работнику установлено неполное рабочее время (в вашем случае — бухгалтеру), то, соответственно, его зарплата пропорционально меньше, чем у работников, которым установлен полный рабочий день (в вашем случае — пол-оклада от 1074 грн., размер которого превышает МЗП, установленную для I квартала 2012 года). Подробнее см. статью «Неполное рабочее время: особенности оплаты труда» // «БН», 2010, № 36, с. 20. Не особо понятно, зачем представители налоговых органов, незаконно требуя установления директору и бухгалтеру большей зарплаты, ссылаются на КЗоТ. Ведь там нет норм подобного рода, которые устанавливали МЗП дифференцированно в зависимости от должности работника.

Что касается зарплаты директора, то она выше размера МЗП (1074 грн. >1073 грн.). Поэтому нарушения норм КЗоТ в этой части также нет.

Генсоглашение. В настоящее время действует Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010 — 2012 годы, принятое 09.11.10 г. (далее — Генсоглашение). Мы о нем писали в статье «Новое генеральное соглашение: работодатель, будь в курсе!» // «БН», 2011, № 22, с. 27.

Пункт 2.2 Генсоглашения , на который ссылаются представители налоговых органов, гласит, что размер заработной платы неквалифицированного работника небюджетной сферы за полностью выполненную норму времени в нормальных условиях труда должен превышать фактический размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц, рассчитанный специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области труда и социальной политики за предыдущий месяц в соответствии с законодательством. Конкретный размер минимальных ставок (окладов) заработной платы, междолжностные, межразрядные соотношения устанавливаются в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.

Опять-таки, именно в самой норме нет никакого точного указания на то, что некоторым категориям работников нужно устанавливать размер МЗП больший, чем каким-либо другим категориям. Но есть указание, что конкретный размер минимальных ставок зарплаты устанавливается в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.

Но если вы или ваши представители не участвовали при подписании отраслевого соглашения, то и выполнять его требования вы не обязаны. Такой вывод прямо следует из ст. 9 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII (далее — Закон о колдоговорах), в которой сказано, что положения генерального, отраслевого, регионального соглашений действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. То есть если при заключении генсоглашения ваше предприятие не было представлено уполномоченными представителями со стороны собственника и профсоюза, то нормы заключенного генсоглашения не будут обязательными для вас. В этом случае вы будете обязаны соблюдать нормы, социальные гарантии, льготы, компенсации, установленные законодательными и нормативно-правовыми актами на государственном уровне (см. письмо Минтруда от 17.03.11 г. № 2774/0/14-11/18).

Что касается коллективного договора, то вряд ли в нем или в приложениях к нему предусмотрено установление зарплаты в том размере, в котором у вас требуют установить зарплату налоговики. Если же у вас колдоговора нет, то ответственность за отсутствие колдоговора на сегодня действующим законодательством не предусмотрена (см. письма Минтруда от 03.10.05 г. № 7825/0/14-05/015-15, от 07.04.06 г. № 2411/0/14-08/18; письмо Минюста от 05.04.06 г. № 21-5-197). Кстати, если предприятие испытывает финансовые трудности, в колдоговоре может быть установлена возможность установить оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда. Эта мера может применяться временно — на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более 6 месяцев (ст. 14 Закона об оплате труда). Подробнее об этом в статье «Работодателю о коллективном договоре: этапы заключения, содержание, выполнение» // «БН», 2011, № 35, с. 34.

Методрекомендации № 186*. Налоговые органы, требуя повышения зарплаты вашим работникам, не могут ссылаться на этот документ, потому что он имеет рекомендательный характер, а выполнять рекомендации предприятия могут только при наличии на то возможностей и собственного желания. Не отрицаем ценности Методрекомендаций № 186. В этом документе масса полезной информации и советов, например, изложены методические подходы к разработке тарифной системы оплаты труда, описано, как создать единую тарифную сетку, кроме того, предложены системы стимулирования мотивации работников с целью улучшения конечных результатов работы предприятия.

* Методические рекомендации по оплате труда работников малых предприятий, утвержденные приказом Минтруда от 13.08.04 г. № 186.

В разделе 3 Методрекомендаций, посвященном методическим подходам по построению тарифной системы оплаты труда руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих, в п.п. 3.1.1 есть рекомендация следующего содержания: размер минимального должностного оклада для должностей служащих, которые выполняют вспомогательные учетные и контрольные функции и работы, связанные с оформлением документов, рекомендуется устанавливать на уровне, на 10 — 15 % превышающем размер МЗП, либо на уровне тарифной ставки рабочего первого разряда, занятого выполнением простых работ. Опять-таки, даже если последовать этой рекомендации, то зарплата руководителя и бухгалтера должна быть на уровне 1233,95 грн. (1073 х 115 %), если взять пятнадцатипроцентное увеличение по сравнению с МЗП. У нас есть сомнение по поводу правомерности требований налоговых органов внедрять какие-либо рекомендации. Но даже рекомендованная Методрекомендациями № 186 зарплата гораздо ниже требуемого налоговиками размера. Кроме того, в п.п. 3.2.3 Методрекомендаций № 186 говорится, что в таблице 3.2.2.1 Методрекомендаций приведена схема должностных тарифных коэффициентов, дифференцированных по группам должностей, которая может быть использована работодателями, так как определение размера минимального должностного оклада, а в зависимости от него и других должностных окладов — право самого предприятия при условии, что минимальный должностной оклад по своему размеру должен превышать размер МЗП.

Вывод. Требования налоговых органов установить большую зарплату не имеют должного законодательного основания. Поэтому можно не реагировать на подобного рода «рекомендации» со стороны проверяющих. Вероятно, налоговики так действуют в рамках программы по легализации доходов граждан и борьбы с зарплатами «в конвертах».

Обратим внимание: устные приглашения представителей налоговых органов на собеседования либо предоставление любого рода информации, касающейся вашего предприятия, можно игнорировать, но только если речь не идет о проверке правильности начисления и своевременности уплаты налогов и сборов (подробнее см. статью «Запросы органов ГНС: как на них реагировать?» // «БН», 2011, № 40, с. 15).

 

Яна ИНДЮХОВА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 - 2025
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше