Темы статей
Выбрать темы

О выплате перерабатывающими предприятиями компенсаций сельхозтоваропроизводителям

Редакция БН
Письмо от 02.03.2012 г. № 3797/6/15-3315

ГОСПОДДЕРЖКА
ЖИВОТНОВОДСТВА:

первое разъяснение ГНСУ
правил выплаты компенсации

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 02.03.12 г. № 3797/6/15-3315

«О выплате перерабатывающими предприятиями компенсаций сельхозтоваропроизводителям»

 

Напомним, что для поддержки животноводства Законом Украины от 22.12.11 г. № 4268-VI* были внесены изменения в п. 1 подразд. 2 разд. XX Налогового кодекса Украины (далее — НКУ), которыми кардинально изменен механизм господдержки сельхозтоваропроизводителей.

* См. ком. «Господдержка животноводства: новый механизм выплаты дотаций» // «БН», 2012, № 3, с. 3.

Так, с 01.01.12 г. до 01.01.15 г. сумма НДС, определенная в налоговой декларации по НДС (перерабатывающего предприятия), будет не прямо перечисляться в спецфонд госбюджета, как было до 01.01.12 г., а будет распределяться в порядке, определенном в п.п. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ между спецфондом госбюджета и специальным счетом, открытым перерабатывающими предприятиями в органах Госказначейства.

В связи с этим ГНСУ в комментируемом письме объяснила отдельные вопросы выплаты сельхозтоваропроизводителям компенсации за реализованные молоко и мясо в живом весе (далее — компенсация). Обратим внимание на самые актуальные.

1. Кому выплачивается компенсация? В соответствии с п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ компенсация предоставляется двум категориям субъектов:

сельхозтоваропроизводителям, определенным разд. V НКУ, поставляющим молоко или мясо в живом весе перерабатывающим предприятиям;

физическим лицам, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства, определенную в п. 209.17 НКУ.

С физическими лицами все понятно. Для того чтобы получить компенсацию, им необходимо реализовать перерабатывающему предприятию самостоятельно выращенную продукцию животноводства.

А вот что касается сельхозтоваропроизводителей, имеющих право на компенсацию, то в этом вопросе присутствует определенная неоднозначность. Связано это с тем, что разд. V НКУ не содержит определения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель». И в общем-то, разд. V НКУ оперирует не понятием «сельскохозяйственный товаропроизводитель», а понятием «сельскохозяйственное предприятие».

На наш взгляд, для определения круга субъектов хозяйствования, подпадающих под определение «сельскохозяйственный товаропроизводитель», при отсутствии такого определения в разд. V НКУ следует обратиться к другим нормам Кодекса (см. статью «Господдержка животноводства: правила выплаты дотаций на молоко» // «БН», 2012, № 8, с. 16). Например, к п.п. 14.1.235 НКУ, где как раз и содержится определение такого понятия. В соответствии с этим определением сельскохозяйственным производителем является любое юридическое лицо, занимающееся производством сельхозпродукции (независимо от доли такого производства в общем объеме реализации).

ГНСУ в комментируемом письме при решении этого вопроса, как и следовало ожидать, заняла противоположную позицию. Налоговики пришли к выводу, что поскольку в п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ есть упоминание о разд. V НКУ, то при установлении субъектов хозяйствования, которые вправе получить компенсацию, следует ориентироваться именно на определение, содержащееся в этом разделе. Поэтому они настаивают, что при отсутствии в разд. V НКУ определения «сельскохозяйственный товаропроизводитель» следует ориентироваться на определение «сельскохозяйственное предприятие», приведенное в п. 209.6 разд. V НКУ.

То есть выплаты компенсаций перерабатывающими предприятиями осуществляются только юридическим лицам, которые соответствуют требованиям, определенным в п. 209.6 НКУ (удельный вес стоимости сельскохозяйственных товаров/услуг составляет не менее 75 % стоимости всех товаров/услуг, поставленных в течение предыдущих 12 последовательных отчетных налоговых периодов в совокупности), и поставляют перерабатывающим предприятиям молоко и мясо собственного производства. При этом нет разницы, выбрало ли такое предприятие спецрежим по НДС, главное, чтобы оно соблюдало 75 % норматив.

Мы считаем такой подход неправильным, поскольку он несколько искажает саму суть предоставления компенсации и ставит предприятия, выращивающие одинаковую продукцию животноводства, в неравные условия (нарушается принцип равенства всех плательщиков перед законом, предусмотренный в п.п. 4.1.2 НКУ).

Но такова официальная позиция ГНСУ. Поэтому субъекты хозяйствования, не соблюдающие 75 % норматив при реализации молока и мяса в живом весе на перерабатывающее предприятия, не смогут получить компенсацию, предусмотренную п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ.

2. Что нужно для выплаты дотации? В комментируемом письме ГНСУ обратила внимание также на требования, которым должно соответствовать перерабатывающее предприятие, чтобы иметь право выплачивать компенсацию сельхозтоваропроизводителям:

1) перерабатывающее предприятие, чтобы выплачивать компенсацию, должно обязательно быть плательщиком НДС, поскольку это прямо следует из п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ;

2) чтобы рассчитать компенсацию, перерабатывающее предприятие должно реализовать собственными силами произведенную продукцию: молоко, молочное сырье, молочные продукты, мясо, мясопродукты, другую продукцию переработки животных (шкуры, субпродукты, мясокостная мука), изготовленную из поставленных молока или мяса в живом весе сельхозтоваропроизводителями и физическими лицами.

При этом следует помнить, что под терминами «молоко», «молочное сырье» и «молочные продукты» в соответствии со ст. 1 Закона Украины «О молоке и молочных продуктах» от 24.06.04 г. № 1870-IV следует понимать продукцию, которая должна содержать исключительно составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактозу) и может содержать пищевые добавки, необходимые для производства, при условии, что эти добавки ни частично, ни полностью не заменяют составляющие молока (молочный жир, молочный белок, лактозу)

Если перерабатывающие предприятия реализуют продукцию, которая в соответствии со ст. 1 указанного выше Закона не является «молоком», «молочным сырьем» и «молочными продуктами», то сумма НДС, полученная таким перерабатывающим предприятием в результате осуществления этих операций, не может быть источником для выплаты компенсаций сельхозтоваропроизводителям;

3) механизм выплаты компенсации не распространяется на операции по поставке продукции, изготовленной перерабатывающими предприятиями из:

— импортированного сырья;

— сырья, поставленного не в живом весе;

— сырья, не являющегося продукцией собственного производства сельхозтоваропроизводителей и физических лиц. В частности, налоговики указывают, что действие механизма выплаты дотаций не распространяется и на реализацию перерабатывающим предприятием продукции, которая частично изготовлена из сырья собственного производства сельхозтоваропроизводителя, а частично — из другого сырья;

4) чтобы иметь право выплачивать компенсацию, субъекты хозяйствования (кроме личных крестьянских хозяйств, физических лиц), осуществляющие производство молока, молочного сырья и молочных продуктов, подлежат аттестации на соответствие обязательным требованиям нормативно-правовых актов. При этом объектами аттестации производства молока, молочного сырья и молочных продуктов является нормативная документация на продукцию, а также технологическое оборудование, средства измерительной техники и контроля, испытательное оборудование. Без указанной аттестации производство и переработка молока, молочного сырья и молочных продуктов, соответственно и выплата компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям запрещаются.

Поскольку для переработки молочной продукции перерабатывающие предприятия должны пройти такую аттестацию, проблемы с выполнением этих требований возникнуть не должны.

3. Отрицательное значение НДС . Кроме изложенного выше, ГНСУ в комментируемом письме обратила внимание на порядок переноса отрицательного значения из декларации по НДС (перерабатывающего предприятия) за декабрь 2011 года в отчетность текущего. Так, налоговики отметили следующее: если по результатам отчетного периода в декларации по НДС (перерабатывающего предприятия) возникает отрицательная разница между суммой налоговых обязательств и суммой налогового кредита, то перерабатывающее предприятие засчитывает такую разницу в уменьшение налоговых обязательств следующих отчетных (налоговых) периодов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше