Темы статей
Выбрать темы

Как отразить в учете уборочно-моечные работы и операции по замене фильтров

Редакция БН
Ответы на вопросы

Как отразить в учете уборочно-моечные работы
 и операции по замене фильтров

Во время подготовки автомобилей к летнему сезону проводились уборочно-моечные работы и состоялась замена фильтров (воздушных и масляных). Как отразить в налоговом учете проведение таких операций?

(г. Харьков)

 

Готовя автомобиль к лету, предприятие может выполнять различные работы. К таким работам, например, могут относиться работы, предусмотренные при проведении планового технического обслуживания (так как они должны производиться вместе с сезонным техобслуживанием в соответствии с пп. 3.10 и 3.11 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее — Положение № 102), и ежедневного техосблуживания.

При плановых техобслуживаниях обязательно осуществляются уборочно-моечные работы, при ежедневном техобслуживании такие работы выполняются при необходимости.

Обращаем внимание: по мнению налоговиков, изложенному в ЕБНЗ (раздел 110.07.05), операции по уборке и мойке автомобиля не относятся к техобслуживанию, поэтому расходы на осуществление таких операций субъект хозяйствования не имеет права учитывать в составе расходов при исчислении налога на прибыль.

На наш взгляд, такой вывод налоговиков является неправомерным и необоснованным. Объясняется это тем, что уборка и мойка автомобиля, как указывалось выше, в соответствии с п. 3.5 Положения относятся к такому виду ТО, как ежедневное обслуживание, и осуществляются при проведении работ по поддержанию надлежащего внешнего вида транспортного средства.

Кроме того, следует обратить внимание, что налоговики, скорее всего, как и раньше, будут возражать против отнесения стоимости замены воздушного, топливного и масляного фильтров напрямую к расходам, осуществленным при проведении сезонного техобслуживания (журнал «Вестник налоговой службы Украины», 2002, № 9, с. 40), а будут настаивать на включении таких расходов в налоговые расходы через ремонтные расходы. Поскольку, по их мнению, замена небазовых частей автотранспорта (к которым, как вы понимаете, относятся автомобильные фильтры) не относится к техобслуживанию автомобиля и рассматривается как текущий ремонт, то стоимость замены фильтров относится к расходам только в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, в котором были осуществлены такие ремонты либо улучшения (п. 146.12 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ). Свою позицию налоговики аргументируют тем, что в Положении № 102 не указана возможность замены небазовых частей во время техобслуживания.

Мы с таким мнением налоговиков не соглашаемся, потому что:

1) перечень работ, приведенный в Положении № 102, не является исчерпывающим, поэтому замену фильтров можно связать с техобслуживанием как работу по поддержанию автомобиля в рабочем состоянии;

2) осуществляя любой вид техобслуживания, предприятие имеет право при необходимости осуществить замену соответствующей детали и узла (фильтров), поскольку такая замена не запрещена законодательно и осуществляется для поддержания работоспособности либо исправности изделия;

3) сезонная замена масла практически всегда приводит к замене топливного фильтра. А поскольку замена масла относится к сезонному техобслуживанию, то и замену фильтров, производимую при замене такой жидкости, можно считать одной операцией.

Итак, как видим, замену фильтров и стоимость уборки и мойки автомобиля можно отнести к сезонному техобслуживанию, а расходы на такую замену — в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) или в состав других расходов, учитываемых при определении базы обложения налогом на прибыль (пп. 138.10 и 138.8 НКУ).

При этом следует учитывать, что в случае если выполнение работ по поддержанию работоспособности или исправности автомобиля (в т.ч. замена фильтров) проводится на СТО, то есть некоторые особенности определения, относятся ли такие работы к техобслуживанию или к ремонту. Так, как утверждает Мининфраструктуры в письме от 03.02.12 г. № 1075/25/10-12, все зависит от того, как СТО оформило предоставление таких услуг. Напомним, что согласно п. 24 Правил предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденных приказом Минтранссвязи от 11.11. 02 г. № 792, СТО оформляет для юридических лиц отдельные финансовые документы на оплату материалов и услуг по техобслуживанию и отдельные — по ремонту.

Поэтому, если в первичном документе, который предоставлен СТО, замена фильтров включена в ремонт, то стоимость замены фильтров предприятие относит к расходам в сумме, не превышающей 10% ремонтный лимит. Если же наоборот — к техобслуживанию, то стоимость замены фильтров напрямую относится к налоговым расходам без «ремонтных» ограничений.

 

Сергей ДЕЦЮРА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше