Темы статей
Выбрать темы

Сезонная выездная торговля: организационные моменты

Редакция БН
Статья

СЕЗОННАЯ
ВЫЕЗДНАЯ ТОРГОВЛЯ:

организационные моменты

 

Весной, когда устанавливается хорошая погода, часто субъекты хозяйствования организуют выездную торговлю. Торговля на выезде может осуществляться в любое время года. Но субъекты предпринимательской деятельности, как правило, выбирают наиболее благоприятный период — с весны по осень. В сегодняшней статье мы расскажем об организационных нюансах проведения такой торговли — где ее можно осуществлять, какие разрешительные документы необходимо получить, какими товарами можно торговать.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», y.indyukhova@id.factor.ua

 

Что такое сезонная торговля и где она может осуществляться

Согласно п. 2.9 Инструкции № 327* сезонная сеть — сеть розничной торговли и ресторанного хозяйства, которая открыта для обслуживания населения на определенный сезон года. В составе сезонной сети могут быть палатки, киоски, ларьки и т. п., объекты общественного питания (под тентами, на верандах, в павильонах легкого типа, сборные и переносные), которые размещены на лыжных базах, катках, пляжах, стадионах, в парках, на ярмарках и в других местах.

* Инструкция № 327, кроме того, что используется для составления статистической отчетности, еще применяется для классификации объектов торговли другими госорганами, в том числе и ГНСУ (см. Обобщающее налоговое разъяснение, утвержденное приказом ГНАУ от 25.03.10 г. № 184) и судебными инстанциями (см., например, постановления ВХСУ от 25.02.10 г. по делу № 13/58 (19/34), от 13.12.10 г. по делу № 10/173-13/11-16/237, от 17.01.08 г. по делу № 2-26/8687.1-2006).

Розничная торговля может осуществляться в трех формах — стационарно, полустационарно и вне магазинов (см. табл. 1 ниже).

 

Таблица 1. Формы осуществления розничной торговли

Формы розничной торговли

Характеристика

Стационарная торговля (п. 3.1 Инструкции № 327)

совокупность объектов розничной торговли, которые размещены в капитальных зданиях, имеющих систему специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием. Стационарная сеть функционирует в виде объектов розничной торговли — магазинов

Полустационарная торговля (п. 3.2 Инструкции № 327)

совокупность объектов розничной торговли, которые занимают обособленное помещение, как правило, легкой конструкции без больших капитальных затрат и, как правило, не имеют торгового зала для осуществления торгово-технологических операций с покупателями (киоски, ларьки, автозаправочные станции и т. д.)

Торговля вне магазинов (включая передвижную сеть) (п. 3.3 Инструкции № 327)

совокупность нестационарных, передвижных пунктов по продаже товаров, которые приспособлены для длительной розничной торговли товарами населению на развоз или разнос (лотки, раскладки, стенды, палатки, автомагазины, автофургоны и др.), через торговые автоматы, а также розничная торговля, осуществляемая коммивояжерами, через кассы неторговых предприятий, со складов, почтой, посредством Интернета, телефона, телевидения и т. д.

 

Сезонная выездная торговля осуществляется, как правило, в объектах, которые относятся к полустационарной торговле и торговле вне магазинов, поэтому дальше пойдет речь именно о них.

Порядок осуществления сезонной выездной торговли описан Правилами № 369, но следует соблюдать и общие правила торговли, в частности Правила № 185, Правила № 104.

Согласно п. 3 Правил № 369 розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть является одной из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей.

Она осуществляется через:

1) пункты некапитальной застройки (киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы);

2) средства передвижной сети (автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики).

Как видим, в целом классификация этих объектов в Инструкции № 327 и Правилах № 369 подобна.

Согласно п. 16 Правил № 369 размещение пунктов мелкорозничной торговой сети осуществляется субъектом хозяйствования в соответствии с требованиями ЗКУ и законодательства о благоустройстве населенных пунктов, планировании и застройке территорий, санитарного и эпидемического благополучия населения, пожарной охране, государственной автоинспекции и архитектуры.

Обратим внимание, что полустационарные и передвижные объекты раньше могли быть отнесены к малым архитектурным формам (МАФ). Однако после вступления в силу Закона № 3038 утратил силу Порядок № 982**, который регламентировал размещение МАФ для осуществления предпринимательской деятельности. Теперь, по всей видимости, субъекты хозяйствования должны руководствоваться понятиями, которые установлены Законом № 3038, а он разграничил МАФ и временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности:

1) МАФ — небольшое сооружение декоративного, вспомогательного или другого назначения, которое используется для улучшения эстетичного вида общественных мест и городских объектов, организации пространства и дополняет композицию зданий, строений, их комплексов;

2) временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности — одноэтажное сооружение, изготавливается из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенных техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без устройства фундамента. Временное сооружение для осуществления предпринимательской деятельности может иметь закрытое помещение для временного пребывания людей (павильон площадью не более 30 кв. м по внешнему контуру) или не иметь такого помещения.

** Согласно постановлению КМУ от 25.05.11 г. № 548.

Как видим, торговые объекты, которые обычно используются в сезонной выездной торговле, в терминах Закона № 3088 являются временными сооружениями.

 

Разрешение на размещение объекта торговли

Временные сооружения. Порядок размещения элементов благоустройства населенных пунктов урегулирован Законом № 3038. При этом временные сооружения размещаются в соответствии с Порядком № 244 (ч. 4 ст. 28 Закона № 3038), который предписывает оформление паспорта привязки такого временного сооружения.

Паспорт привязки выдает орган по вопросам градостроительства и архитектуры, созданный в составе исполнительного органа соответствующего сельского, поселкового, городского совета.

Паспорт привязки — это комплект документов, в которых определены место установки временного сооружения на топографо-геодезической основе М 1:500, схема благоустройства прилегающей территории (п. 1.4 Порядка № 244).

Приведем определения терминов, которыми оперирует Порядок № 244.

Временное сооружение торгового, бытового, социально-культурного или другого назначения для осуществления предпринимательской деятельности — одноэтажное сооружение, которое изготовляется из облегченных конструкций с учетом основных требований к сооружениям, определенным техническим регламентом строительных изделий, зданий и сооружений, и устанавливается временно, без установки фундамента (п. 1.3 Порядка № 244).

Передвижное временное сооружение — сооружение, которое не имеет закрытого помещения для временного пребывания людей, в котором может быть размещено торговое оборудование, низкотемпературный прилавок, лоток, емкость, торговый автомат, другие устройства для сезонной розничной торговли и другой предпринимательской деятельности.

Стационарное временное сооружение — сооружение, которое имеет закрытое помещение для временного пребывания людей и по внешнему контуру площадь до 30 кв. м. 

При попытке обобщить терминологию, которая используется в Инструкции № 327 и Порядке № 244, можно заключить, что паспорт привязки необходим для временных сооружений, представляющих собой пункты некапитальной застройки (киоски, павильоны и др.). Для средств передвижной сети (автомагазины, автокафе), как мы понимаем, его получать не нужно.

Согласно п. 1.11 Порядка № 244 размещение временных сооружений во время проведения ярмарок, государственных и местных праздничных, торжественных массовых мероприятий на срок проведения таких мероприятий осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления.

Если вы имеете намерение разместить временное сооружение, то вам, скорее всего, придется пройти путь, этапы которого проиллюстрированы на рис. 1. на с. 17.

 

img 1

Рис. 1. Этапы получения паспорта привязки

 

В каких случаях аннулируется паспорт привязки, сказано в п. 2.27 Порядка № 244:

— невыполнение требований паспорта привязки;

— неразмещение временного сооружения в течение 6 месяцев с даты получения паспорта привязки;

— предоставление недостоверных сведений в документах во время подготовки паспорта привязки.

Ознакомиться с образцом и содержанием паспорта привязки можно в приложении 1 к Порядку № 244.

Обратим внимание, что пунктом 5 ст. 16 Закона № 2807 запрещено самовольно устанавливать торговые лотки, павильоны, киоски, поэтому паспорт привязки получить следует.

Обратите внимание: на холодильное и другое оборудование, которое размещается рядом с временным сооружением, необходимое для обеспечения санитарных мер и соблюдения требований санитарных норм, не нужно получать какие-либо разрешения. При этом общая площадь, которую занимает такое оборудование, не может превышать 25 % площади этого временного сооружения, а оборудование должно находиться рядом с ним (п. 1.8 Порядка № 244). Раньше также не была установлена необходимость получения разрешения на размещение холодильного и другого оборудования (см. письмо Комитета ВРУ по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства от 14.03.07 г. № 06-11/14-112/51340).

Также хотим напомнить, что разрешение на размещение объекта торговли, которое раньше выдавали органы местного самоуправления со взиманием сбора за него, теперь получать не нужно (письма Госкомпредпринимательства от 30.03.11 г. № 3019). Данный вопрос окончательно решен НКУ, со вступлением в силу которого утратили силу Декрет о местных налогах и Закон № 1251, которыми предусматривалось взимание данного сбора.

Еще такой нюанс: кроме получения паспорта привязки для временного сооружения, вероятнее всего необходимо будет заключить договор аренды твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. п.) и договор аренды земельного участка, на котором вы планируете разместиться. В письме от 11.07.08 г. № 6-8-2111 Госземинспекция упоминала, что заключение между органом местного самоуправления или органом исполнительной власти и хозяйствующим субъектом договоров аренды так называемого твердого покрытия для размещения МАФ не освобождает указанных субъектов от обязанности заключить договор аренды земельного участка.

Несмотря на то что это письмо издано еще до вступления в силу Закона № 3038, который ввел другое определение МАФ, считаем, оно не утратило актуальность.

На наш взгляд, паспорт привязки и договоры аренды твердого покрытия и земельного участка нужно получать в случае торговли через пункты некапитальной застройки. Если же речь идет о средствах передвижной сети (автомагазины, автокафе, тележки и пр.), то паспорт привязки получать не нужно.

Разрешение на торговлю у дорог. Выдача разрешения на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства осуществляется в соответствии с Порядком № 414*. Чтобы получить разрешение на размещение передвижного объекта сервиса на землях дорожного хозяйства вдоль автомобильных дорог общего пользования, нужно обратиться в Службу автомобильных дорог АРК, области и г. Севастополя.

* Разрешение на размещение объектов дорожного сервиса названо в п. 64 Переченя документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (приложение к Закону Украины от 19.05.11 г. № 3392-VI).

Согласно п. 2.7 Порядка № 414 для получения временного разрешения на размещение передвижного объекта сервиса необходимо предоставить такие документы:

— заявление по форме (приложение 8 к Порядку № 414), в котором указываются желаемое место и срок размещения, функциональное назначение и характеристика объекта;

— копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве субъекта предпринимательской деятельности в Украине;

— для юрлиц-нерезидентов — документ, удостоверяющий их регистрацию в стране местонахождения (выписка из торгового, банковского или судебного реестра).

Служба автомобильных дорог выдает временные (на месяц, сезон и т. д.) разрешения на размещение передвижных объектов сервиса на землях дорожного хозяйства вдоль автомобильных дорог общего пользования, которые могут быть размещены только в специально оборудованных местах для стоянки транспортных средств и местах отдыха участников дорожного движения. Временное разрешение (приложение 5 к Порядку № 414) нужно зарегистрировать в Службе автомобильных дорог.

Такое временное разрешение на размещение передвижного объекта сервиса на землях дорожного хозяйства вдоль автомобильных дорог может быть выдано без технических условий (п. 2.15 Порядка № 414).

 

Какие документы на товар нужны для проведения сезонной выездной торговли

Согласно п. 28 Правил № 369 работники пунктов мелкорозничной торговой сети на товары, полученные для продажи, если это предусмотрено законодательством, должны иметь:

— товарно-транспортные накладные, приходно-расходные накладные, приемные акты, заборные листы и т. д. с указанием названия, сорта, количества, цены и общей стоимости товара;

— документы, согласно которым поступили товары, подлежащие обязательной сертификации, с указанием регистрационных номеров сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий товар;

— копии гигиенических заключений, заверенных печатью предприятия, от которого получены эти товары, в отношении товаров, не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Украины перечнем;

— документы, удостоверяющие соответствие качества товаров требованиям нормативных документов (для импортных товаров — копии сертификатов, изложенные на языке страны-экспортера и на украинском или русском языке и заверенные печатью предприятия, от которого получены эти товары).

Предприятие, в подчинении которого есть пункты мелкорозничной торговой сети, обязано иметь вышеупомянутые документы на все товары, реализуемые в этих пунктах.

 

Разрешения органов санитарной службы и пожарного надзора

Санитарные разрешения. Ситуация с этими документами неоднозначная. В соответствии со ст. 1 Закона о санитарном благополучии объектом государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы может стать любая деятельность, технология, продукция и сырье, проекты нормативных документов, реализация (функционирование, использование) которых может вредно повлиять на здоровье человека, а также действующие объекты и действующие нормативные документы в случаях, когда их вредное влияние установлено в процессе функционирования (использования), а также в случае истечения установленного срока действия заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Формально говоря, любой субъект хозяйствования может стать объектом санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Заключение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы — документ установленной формы, удостоверяющий соответствие (несоответствие) объекта государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы медицинским требованиям безопасности для здоровья и жизни человека, утверждается соответствующим главным государственным санитарным врачом и является обязательным для исполнения собственником объекта экспертизы*.

* Этот документ назван и в п. 6 Переченя документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (приложение к Закону Украины от 19.05.11 г. № 3392-VI).

Разработка и производство новых видов пищевых продуктов, внедрение новых технологических процессов их производства и обработки, а также материалов, контактирующих с продовольственным сырьем или продуктами во время изготовления, хранения, транспортировки и реализации, разрешаются главным государственным санитарным врачом на основании положительного заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы (ст. 17 Закона о санитарном благополучии).

В Законе о санитарном благополучии прямо не сказано о том, что для реализации пищевых продуктов нужно получать разрешение СЭС. Но имейте в виду: при любых действиях с продовольственными товарами (будь то производство или реализация) необходимо соблюдать все санитарные правила и нормы.

На автотранспорт, перевозящий продовольственное сырье и продовольственные товары для мелкорозничной торговой сети, должен быть оформлен санитарный паспорт (п. 21 Правил № 369).

Пожарные разрешения. Что касается пожарной безопасности, отметим следующее. Согласно ст. 10 Закона о пожарной безопасности производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие или в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или технического перевооружения, а также технологические процессы и продукция должны отвечать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности.

Разрешение** выдается правительственным органом государственного надзора в сфере пожарной безопасности и территориальными органами государственного пожарного надзора в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе, районах, городах, районах в городах безоплатно. Разрешение является бессрочным документом.

** См. п. 77 Перечня документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности (приложение к Закону Украины от 19.05.11 г. № 3392-VI).

Интересно, в Порядке № 244, который регламентирует механизм выдачи паспорта привязки временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности, не упоминается о необходимости получения разрешительных документов или согласования от СЭС и пожарного надзора.

Обратите внимание, в случае размещения объектов торговли на территории рынков разрешительные документы получать не нужно, все организует администрация рынка. Согласно п. 7 Правил торговли на рынках администрация рынка согласовывает с местным органом самоуправления режим работы рынка; с территориальными учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, ветеринарной медицины, пожарного надзора, архитектурно-строительной комиссии, госавтоинспекции — проектную документацию относительно функционального планирования территории рынка, размещению помещений, торговых мест и объектов, их количества и размера, обеспечения их торгово-технологическим оборудованием и обеспечивает содержание территории рынка и организацию продажи товаров в соответствии с утвержденным планом.

Получив необходимые разрешительные документы, субъекту хозяйствования нужно помнить о соблюдении еще ряда других правил. Основные из них описаны далее.

 

Основные правила осуществления сезонной выездной торговли

Правила размещения объектов торговли. При осуществлении сезонной выездной торговли необходимо соблюдать нормы, установленные общими нормативно-правовыми документами, в частности: Правилами № 104, Правилами № 185, Правилами № 369, Порядком № 833. Остановимся на основных из них. Заметим, что кроме норм, содержащихся в перечисленных документах, нужно еще соблюдать законодательство о защите прав потребителей.

Перечислим основные правила размещения объектов торговли.

1. При осуществлении торговли продовольственными товарами выбор места для размещения объекта мелкорозничной сети должен согласовываться с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (п. 155 Правил № 5781-91).

2. Лотки, столы, емкости с напитками и другие передвижные элементы уличной торговли размещаются только на тротуарах шириной не менее 5 метров за границей пешеходной части. Товар и освобожденная от него тара должны складироваться на тротуаре рядом с указанными передвижными элементами и за пределами его пешеходной части (п. 32 Правил № 198).

3. Нельзя размещать объекты торговли (п. 35 Правил № 198):

— возле фасадов административных и культовых зданий, непосредственно у памятников, фонтанов, клумб, смотровых и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки зданий и декоративного благоустройства территории;

— ближе 20 метров до перекрестков улиц;

— в охранных зонах инженерных коммуникаций;

— на остановке общественного транспорта на расстоянии ближе 20 метров в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, его обозначающего (кроме объектов торговли, сблокированных с киосками для продажи проездных билетов);

— на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

— ближе 100 метров к железнодорожным переездам.

Какими товарами можно торговать? Через мелкорозничную торговую сеть разрешается реализация продовольственных и непродовольственных товаров только несложного ассортимента, которая проводится согласно правилам их продажи (п. 4 Правил № 369).

Согласно п. 8 Правил № 369 в мелкорозничной торговой сети запрещается продажа:

1) продовольственных товаров, если при их продаже отсутствуют условия для соблюдения санитарных норм и правил, а также для соблюдения температурного режима, условий хранения и продажи этих товаров;

2) нефасованных и неупакованных продовольственных товаров с разносок, лотков, столиков, корзин и неспециализированного транспорта, кроме картофеля, овощей, фруктов, плодов, ягод, бахчевых культур в период сезонной продажи, а также мороженого, цветов;

3) алкогольных напитков (кроме автомагазинов системы потребительской кооперации, осуществляющих выездную торговлю в сельской местности, при наличии марок акцизного сбора);

4) табачных изделий через средства передвижной сети за исключением автомагазинов, автокафе, авторазвозок, лавок-автоприцепов системы потребительской кооперации, осуществляющих продажу в сельской местности;

5) табачных изделий через стационарные пункты, если состояние помещений не соответствует требованиям нормативных документов по их хранению;

6) табачных изделий без марок акцизного сбора;

7) алкогольных напитков и табачных изделий работниками предприятия, которым не исполнилось 18 лет;

8) технически сложных и крупногабаритных товаров;

9) тканей, обуви (кроме домашней и рабочей), швейных изделий (кроме рабочей одежды и головных уборов для летнего сезона) и изделий верхнего трикотажа, требующих примерки;

10) драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них;

11) огнеопасных товаров бытовой химии, пиротехнических игрушек, горюче-смазочных материалов (кроме реализуемых через авторазвозки системы потребительской кооперации);

12) объектов санитарных мероприятий, требования к обороту которых запрещены законодательными актами; товаров, свободная реализация которых запрещена, а также тех, которые не имеют соответствующей маркировки, надлежащего товарного вида, на которых срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, срок годности которых истек, а также поступивших без документов, предусмотренных законодательством, в частности, удостоверяющих их качество и безопасность.

По алкогольным напиткам и табачным изделиям дополнительные ограничения установлены Законом об алкоголе.

 

Торговый патент

Когда нужно приобретать патент. С принятием НКУ ряд нормативно-законодательных актов утратил свою силу, в том числе и Закон о патентовании, который предусматривал взимание платы за торговый патент. Аналогом платы за торговый патент в НКУ является сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Порядок взимания этого сбора описан в ст. 267 НКУ.

Прежде чем анализировать, кому и какой патент нужно получить, отметим, что плательщики единого налога освобождены от уплаты этого сбора, и соответственно, им не нужно приобретать патент (п. 5 ст. 297.1 НКУ).

Приобретают патент и уплачивают соответствующий сбор те субъекты хозяйствования (юрлица и физлица — предприниматели), которые занимаются, в частности, торговой деятельностью в пунктах продажи товаров (п.п. «а» п.п. 267.1.1 НКУ).

Согласно п.п. 14.1.211 НКУ пункт продажи товаров для целей раздела XII НКУ — это:

— магазин, другая торговая точка, которые расположены в отдельном помещении, здании или их части, и имеющие торговый зал для покупателей либо использующие для торговли его часть;

— киоск, палатка, другая МАФ, которая расположена в отдельном помещении, но не имеет встроенного торгового зала для покупателей;

— автомагазин, развозка, другой вид передвижной торговой сети;

— лоток, прилавок, другой вид торговой точки в отведенном для торговой деятельности месте, кроме лотков и прилавков, которые предоставляются в аренду субъектам хозяйствования — физлицам и расположены в пределах специализированных предприятий сферы торговли — рынков всех форм собственности;

— стационарная, малогабаритная и передвижная автозаправочная станция, заправочный пункт, который осуществляет торговлю нефтепродуктами, сжиженным и сжатым газом;

— фабрика-кухня, фабрики-заготовительные, столовая, ресторан, кафе, закусочная, бар, буфет, открытая летняя площадка, киоск, другой пункт ресторанного хозяйства;

— оптовая база, склад-магазин, другие помещения, используемые для осуществления оптовой торговли за наличные, другие наличные платежные средства и с использованием платежных карт.

Как видим, приобретать патент нужно практически на торговлю в любой торговой точке.

Как получить патент. Еще раз подчеркнем, что патент необходимо приобретать на каждый пункт продажи (п.п. 267.4.6 НКУ). Чтобы получить патент, субъекту хозяйствования нужно подать заявление по установленной форме в налоговый орган по месту уплаты сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. В свою очередь, место уплаты сбора определено в п.п. 267.5.1 НКУ (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Место уплаты сбора

Вид деятельности

Место уплаты сбора

Торговая деятельность или предоставление платных услуг (кроме передвижной торговой сети)

По местонахождению пункта продажи

Торговля через передвижную торговую сеть

По месту регистрации плательщика налога

Торговля на ярмарках, выставках-продажах и других краткосрочных мероприятиях, связанных с демонстрацией и продажей товаров

По месту проведения такой деятельности

 

Таким образом, если выездная сезонная торговля является передвижной, то с заявлением на получение патента нужно обращаться в налоговый орган по налоговому адресу регистрации налогоплательщика, если не является передвижной — в налоговый орган по фактическому местонахождению пункта продажи.

Налоговый орган выдает патент в течение 3-х дней со дня получения заявления.

Ставка сбора (размер платы за патент) устанавливается местными органами власти в расчете на месяц* в зависимости от местонахождения пункта продажи и ассортимента продаваемых товаров. Ставка рассчитывается от показателя МЗП на 1 января отчетного года (т. е. при изменении в течение года размера МЗП размер платы за патент не меняется).

* За исключением льготного патента, ставка сбора за приобретение которого устанавливается в размере 0,05 МЗП ежегодно.

Какой-либо отчетности по сбору на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности нет. Главное: вовремя вносить плату за патент — ежемесячно не позднее 15 числа месяца, предшествующего отчетному (п.п. «б» п.п. 267.5.2 НКУ).

Кто освобожден от необходимости приобретения патента. Помимо плательщиков единого налога (причем как физических, так и юридических лиц), есть еще категории субъектов, которые освобождены от необходимости приобретения патента. В п.п. 267.1.2 НКУ перечислены субъекты предпринимательской деятельности, которые не являются плательщиками данного сбора. Весь перечень льготников приводить не будем, отметим лишь некоторых из них:

— размещенные в селах, поселках и городах районного значения предприятия и организации потребительской кооперации и торгово-производственные государственные предприятия рабочей поставки (п.п. «б» п.п. 267.1.2 НКУ);

— физлица-предприниматели, которые осуществляют продажу выращенных в личном подсобном хозяйстве, на приусадебном, дачном, садовом и огородном участках продукции растениеводства и животноводства, домашнего скота и птицы (как в живом виде, так и продукции забоя в сыром виде и в виде первичной переработки), продукции собственного пчеловодства (п.п. «г» п.п. 267.1.2 НКУ);

— субъекты хозяйствования, осуществляющие торговую деятельность исключительно с использованием таких видов товаров отечественного производства: хлеб и хлебобулочные изделия; мука пшеничная и ржаная; соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузное; молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них; продукты детского питания; безалкогольные напитки; мороженое; говядина и свинина; домашняя птица, яйца, рыба; ягоды и фрукты, мед и другие продукты пчеловодства, пчелоинвентарь и средства защиты пчел; картофель и плодоовощная продукция; комбикорм для продажи населению (п.п. «е» п.п. 267.1.2 НКУ).

Краткосрочный патент. Согласно п.п. 267.4.7 НКУ в случае проведения ярмарок, выставок-продаж и других краткосрочных мероприятий, связанных с демонстрацией и продажей товаров, предприятие должно приобрести краткосрочный торговый патент. Срок действия такого патента составляет от 1 до 15 дней. Форма краткосрочного торгового патента утверждена приказом ГНАУ от 28.02.11 г. № 109.

Ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением краткосрочного торгового патента за один день составляет 0,02 размера МЗП (19 грн.) (п.п. 267.3.8 НКУ). Согласно п.п. «ґ» п.п. 267.5.1 НКУ сбор уплачивают по месту осуществления такой деятельности. Срок уплаты — не позднее чем за 1 календарный день до начала осуществления торговой деятельности.

Льготный патент. Суть льготного патента сводится к меньшей сумме плате за него, нежели за обычный патент: ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением льготного торгового патента устанавливается в размере 0,05 размера МЗП ежегодно. По льготному патенту можно торговать исключительно товарами, определенными в п. 267.2 НКУ (см. «Чем можно торговать по льготному торговому патенту»).

 

Чем можно торговать по льготному торговому патенту

Извлечение из НКУ

«267.3.7. Ставка сбора за осуществление торговой деятельности с приобретением льготного торгового патента устанавливается в размере 0,05 размера минимальной заработной платы ежегодно.

267.2. Виды деятельности, осуществляемые с приобретением льготного торгового патента

267.2.1. С приобретением льготного торгового патента осуществляется торговая деятельность исключительно с использованием таких товаров (независимо от страны их происхождения), как:

а) товары повседневного потребления, продукты питания, изделия медицинского назначения для индивидуального пользования, технические и другие средства реабилитации через торговые учреждения, созданные с этой целью общественными организациями инвалидов;

б) товаров военной атрибутики и повседневного потребления для военнослужащих на территории воинских частей и военных учебных заведений;

в) семян и посадочного материала овощных, бахчевых, кормовых и цветочных культур, кормовых корнеплодов и картофеля;

г) спичек;

ґ) термометров и индивидуальных диагностических приборов.

267.2.2. С приобретением льготного торгового патента осуществляется торговая деятельность исключительно с использованием таких товаров отечественного производства, как:

а) почтовые марки, открытки, поздравительные открытки и конверты непогашенные, ящики, коробки, мешки, сумки и другая тара, изготовленная из дерева, бумаги и картона, используемая для почтовых отправлений предприятиями, относящимися к сфере управления центрального органа исполнительной власти в области транспорта и связи, и фурнитура к ним;

б) товары народных промыслов, кроме антикварных и представляющих культурную ценность согласно перечню, утвержденному центральным органом исполнительной власти в сфере культуры;

в) готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты, предметы осмотра, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности), витамины для населения, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы либо ее заменителей, ветеринарные препараты, изделия медицинского назначения для индивидуального использования инвалидами, технические и другие средства реабилитации инвалидов;

г) зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, бумага туалетная, мыло хозяйственное;

ґ) уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топливный кусковой, торфяные брикеты и дрова для продажи населению, газ сжиженный в баллонах, реализуемый населению по месту жительства для использования в жилых и/или нежилых помещениях;

д) проездные билеты;

е) тетради.

267.2.3. С приобретением льготного торгового патента осуществляется торговая деятельность исключительно с использованием периодических изданий печатных средств массовой информации отечественного производства, имеющих регистрационные свидетельства, выданные в установленном порядке, а также книг, брошюр, альбомов, нотных изданий, буклетов, плакатов, картографической продукции, издаваемых юридическими лицами — резидентами Украины.

При осуществлении продажи товаров, указанных в абзаце первом этого подпункта, плательщики сбора могут одновременно осуществлять продажу сопутствующей продукции (независимо от страны их происхождения): ручки, карандаши, инструменты для черчения, кисти, мастихины, мольберты, краски, лаки, растворители и закрепители для рисования и живописи, полотна, багеты, рамки и подрамники для картин, скоросшиватели, другие канцелярские приборы и конторские принадлежности, кроме изготовленных из драгоценных и полудрагоценных металлов».

 

 

Порядок проведения наличных расчетов

Без РРО и РК. Чтобы определить, каким образом вам проводить расчеты при осуществлении выездной торговли, в первую очередь необходимо обратиться к Закону об РРО.

В ст. 9 Закона об РРО перечислены случаи, когда РРО и РК не применяются, в частности:

— при продаже товаров (предоставлении услуг) ФЛП-единоналожниками;

— при продаже товаров (кроме подакцизных) (предоставлении услуг) лицами, которые получили льготный торговый патент для продажи товаров (оказания услуг) согласно НКУ ;

— при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, открыток, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет более 50 % общего товарооборота при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров;

— при продаже воды, молока, кваса, масла и живой рыбы из автоцистерн, цистерн, бочек и бидонов; блюд и напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса.

Такие субъекты могут осуществлять торговлю за наличные без применения РРО и РК. Факт приема наличных (по требованию покупателя) они оформляют обычным расчетным документом (квитанцией, товарным чеком и т. п.).

Без РРО, но с РК. Если субъект хозяйствования не может воспользоваться освобождением, установленным ст. 9 Закона об РРО, то он может воспользоваться нормами ст. 10 Закона об РРО, которая позволяет в некоторых случаях проводить расчеты наличными без РРО, но с обязательным применением РК. Перечень таких видов деятельности и предельный годовой объем таких операций приведены в постановлении № 1336.

Так, сюда, в частности, попали:

— розничная торговля через средства передвижной торговой сети (автомагазины, авторазвозки, автоцистерны, цистерны, бочки, бидоны, низкотемпературные лотки-прилавки, тележки, разноски, лотки, столики и т. д.), которые расположены за пределами стационарных помещений. При этом годовой объем продажи через такие пункты не должен превышать 200 тыс. грн.;

— розничная торговля на рынках, ярмарках (за исключением расположенных на их территории магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа). Ограничение по объему выручки — не более 200 тыс. грн. в год;

— розничная торговля и общественное питание на территории села, которое осуществляется предприятиями потребительской кооперации, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями, использующими продукцию собственного производства. Ограничения по объему выручки нет.

При превышении предельного годового объема таких операций (200 тыс. грн.) применение РРО является обязательным. Причем перейти на расчеты с применением РРО нужно в течение месяца после превышения предела (см. письмо ГНАУ от 23.12.04 г. № 11643/6/23-2119).

При проведении расчетов с помощью РК субъекту хозяйствования необходимо приобрести и зарегистрировать в налоговом органе КУРО и РК. В общем случае регистрация КУРО осуществляется в органе ГНС по местонахождению (месту жительства) субъекта хозяйствования (п. 2.1 Порядка ведения КУРО и РК). В случае использования КУРО на территории другой административно-территориальной единицы ее необходимо до начала использования взять на учет в органе ГНС по месту осуществления предпринимательской деятельности. Но это не распространяется на КУРО, зарегистрированные на РРО или на транспортное средство или объект выездной торговли. Таким образом, если вы зарегистрировали КУРО на объект выездной торговли или на транспортное средство по вашему местонахождению, то это дает право осуществлять выездную торговлю и в других административных единицах и нигде больше КУРО регистрировать не нужно.

Согласно п. 7.1 Порядка ведения КУРО и РК КУРО нужно использовать в той хозяйственной единице, которая указана на титульной странице книги при ее регистрации. Справку о регистрации КУРО и последней использованной КУРО не нужно иметь при себе, осуществляя торговлю через транспортное средство, объект выездной торговли и передвижной торговой сети (п. 7.1 Порядка ведения КУРО и РК).

В соответствии с п. 7.4 Порядка ведения КУРО и РК использование КУРО, зарегистрированной на хозяйственную единицу, предусматривает:

— ее наличие в хозяйственной единице, на которую эта книга зарегистрирована, или на месте проведения расчетов;

— осуществление записей о реквизитах расчетных квитанций до начала использования РК и непосредственно после окончания ее использования в пределах рабочего дня или смены;

— ежедневное выполнение записей о движении наличности и суммы расчетов, при этом данные по суммам, полученным от покупателей (клиентов), и данные по суммам, выданным покупателям (клиентам), записываются отдельно.

Порядок использования РК описан в п. 9.6 Порядка ведения КУРО и РК, сводится к следующему:

— на каждом месте проведения расчетов должна использоваться отдельная РК с КУРО, на которую она зарегистрирована;

— при проведении расчетной операции заполняется сначала корешок, потом отрывная часть расчетной квитанции (за исключением квитанций, где стоимость товара (услуги) указана предварительно путем проштамповывания или печатным способом), при этом указанные в корешке и в отрывной части суммы расчетов должны быть идентичными;

— отрывная часть отделяется от корешка по линии отрыва и выдается покупателю или лицу, которое получает средства (в случае осуществления операции выдачи), не позднее завершения расчетной операции.

РК, зарегистрированные на отдельную КУРО, должны использоваться последовательно согласно их порядковым номерам и до полного исчерпания расчетных квитанций. Если в КУРО учитываются расчетные операции по нескольким местам проведения расчетов, то такую последовательность следует соблюдать относительно каждого места проведения расчетов. При заполнении РК нужно соблюдать прочие требования, заложенные в п. 9 Порядка ведения КУРО и РК, а также в Положении о расчетных документах.

Кроме этого, согласно п. 1.2 Положения № 637 место проведения наличных расчетов, в том числе с применением РРО, является кассой (п. 1.2 Положения № 637), следовательно, в торговом пункте необходимо вести кассовую книгу. Не нужно вести кассовую книгу и оформлять приходные (расходные) кассовые ордера в пунктах продажи, которые применяют РРО или РК с отражением их данных в КУРО, если в такой точке продажи не получают и не выдают наличность по кассовым ордерам, т. е. только принимают и сдают в кассу предприятия или банк выручку, а другие кассовые операции не выполняют (п. 4.2 Положения № 637; письма НБУ от 29.02.08 г. № 11-113/819-2371, от 06.02.08 г. № 11-113/423-1352, от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119). В таком случае при необходимости наличные денежные средства нужно получать из кассы предприятия, поскольку при использовании для этих целей выручки из РРО объекта выездной торговли должен быть выписан расходный кассовый ордер (см. письма ГНАУ от 08.08.07 г. № 15658/7/23-7017, НБУ от 25.05.07 г. № 11-110/2058-5398). На операции получения разменной монеты эти ограничения не распространяются, потому что, как считает НБУ, в таких случаях приходный кассовый ордер не выписывается, а в РРО ее вносят с помощью операции «Служебное внесение» (письмо НБУ от 05.12.07 г. № 11-113/4587-12584).

ФЛП кассовую книгу вести не нужно (п. 4.2 Положения № 637).

Суммы оприходованной выручки независимо от того, ведется кассовая книга или нет, участвуют в расчете лимита кассы предприятия и должны сдаваться предприятием в банк в сроки, предусмотренные п. 5.1 Положения № 637 (см. письма НБУ от 09.11.09 г. № 11-113/5029-20868, от 04.10.07 г. № 11-115/3693-10119).

Ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, субъект хозяйствования обязан подавать отчет по ф. № ЗВР-1 (подробнее см. «РРО для начинающих» // «БН», 2010, № 47, с. 37, «РРО и электронные отчеты с 2012 года: что ожидает нас с нового года» // «БН», 2011, № 52, с. 19).

 

Требования к оформлению пунктов продажи мелкорозничной сети

Правилами № 369 установлены требования к рекламно-информационному оформлению пунктов мелкорозничной торговой сети (см. рис. 2 на с. 25). Кроме этих требований, в п. 11 Правил № 369 перечислены требования, касающиеся работников мелкорозничной торговой сети во время выполнения своих обязанностей (быть опрятно одетыми в форменную или санитарную одежду и головные уборы, соблюдать правила личной гигиены, содержать рабочее место в надлежащем санитарном состоянии, не курить на рабочем месте, иметь при себе паспорт).

В Правилах № 369 до сих пор по тексту фигурирует свидетельство о государственной регистрации. Видимо, в связи с его отменой не все законодательные акты были подкорректированы соответствующим образом*. Но специально менять свидетельство о госрегистрации на выписку или извлечение из Единого государственного реестра не нужно, потому что на законодательном уровне не установлен запрет на его использование.** На рис. 2 мы сошлемся и на документ, подтверждающий госрегистрацию в настоящее время (выписка из Единого госреестра).

* См. ком. «Отменены свидетельства о госрегистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» // «БН», 2011, № 20, с. 4.

** См. ком. «Свидетельство о госрегистрации: заменять на выписку или извлечение из Единого госреестра не нужно» // «БН», 2011, № 46, с. 9.

 

img 2

Рис. 2. Как нужно оформлять пункты продажи мелкорозничной сети

 

На этом будем заканчивать разговор об организационных моментах выездной сезонной торговли. Конечно, все требования нормативно-правовых актов, которые тем или иным образом касаются выездной сезонной торговли, в одну статью уместить достаточно непросто. Но, во всяком случае, если вы решили поторговать на выезде, вы теперь знаете, с чего начать. Если возникнут вопросы — мы на них обязательно ответим на страницах газеты.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Декрет о местных налогах — Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93 (утратил силу с 01.01.11 г.).

Закон № 3038 — Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.11 г. № 3038-VI.

Закон № 2807 — Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.05 г. № 2807-IV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 1251 — Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII (утратил силу с 01.01.11 г.).

Закон о санитарном благополучии — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон о пожарной безопасности — Закон Украины «О пожарной безопасности» от 17.12.93 г. № 3745-XII.

Закон о патентовании — Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР (утратил силу с 01.01.11 г.).

Инструкция № 327 — Инструкция по заполнению форм государственных статистических наблюдений относительно торговой сети и сети ресторанного хозяйства, утвержденная приказом Госкомстата от 24.10.05 г. № 327.

Правила № 369 — Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭСторга от 08.07.96 г. № 369.

Правила № 185 — Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.03 г. № 185.

Правила № 104 — Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики Украины от 19.04.07 г. № 104.

Правила № 5781-91 — Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 16.04.91 г. № 5781-91.

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Правила торговли на рынках — Правила торговли на рынках, утвержденные приказом Минэкономики, МВД, ГНАУ, Госстандарта от 26.02.02 г. № 57/188/84/105.

Порядок № 244 — Порядок размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный приказом Минстроя от 21.10.11 г. № 244.

Порядок № 982 — Порядок размещения малых архитектурных форм для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденный постановлением КМУ от 26.08.09 г. № 982 (утратил силу с 06.06.11 г.).

Порядок № 414 — Порядок выдачи разрешений на размещение, строительство, реконструкцию и функционирование объектов сервиса на землях дорожного хозяйства и согласий и согласований на объекты внешней рекламы вдоль автомобильных дорог общего пользования, утвержденный приказом Госавтодорог от 29.09.05 г. № 414.

Порядок ведения КУРО и РК — Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Положение о расчетных документах — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 833 — Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.06 г. № 833.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

РРО — регистратор расчетных операций.

МАФ — малая архитектурная форма.

КУРО — книга учета расчетных операций.

РК — расчетная книжка.

МЗПминимальная заработная плата.

ФЛП физическое лицо — предприниматель.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше