Темы статей
Выбрать темы

Штрафы по ЕВС: нюансы применения

Редакция БН
Статья

ШТРАФЫ ПО ЕВС:

нюансы применения

 

Штрафные санкции по взимаемому с 2011 года ЕВС очень похожи на санкции, взимаемые за нарушение порядка уплаты пенсионных взносов. Как и санкции по пенсионным взносам, санкции по ЕВС немалые. Поэтому при их наложении довольно часто возникают разногласия между страхователями и сотрудниками ПФУ. Об этом свидетельствуют вопросы, поступающие в адрес редакции. На них мы и ответим в сегодняшней статье.

Виктория ЗМИЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», v.zmienko@id.factor.ua

 

 

Виды применяемых санкций

За нарушение норм законодательства о ЕВС к плательщикам, на которых согласно Закону о ЕВС возложена обязанность начислять, исчислять и уплачивать ЕВС, применяются финансовые санкции в виде штрафов и пени согласно Закону о ЕВС. С начислением пени и применением штрафов взыскивается сумма недоимки (ч. 3 ст. 25 Закона о ЕВС, абз. второй п. 6.2 Инструкции № 21-5).

Недоимка. Определение недоимки по ЕВС дано и в Законе о ЕВС, и в Инструкции № 21-5, но они разные (табл. 1).

 

Таблица 1. Определение недоимки

Показатель

Согласно Закону о ЕВС

Согласно абз. первому п. 6.2 Инструкции № 21-5

Определение недоимки

«…недоимка — сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная в сроки, установленные настоящим Законом, исчисленная территориальными органами Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных настоящим Законом» (п. 6 ч. 1 ст. 1)

«Сумма единого взноса, своевременно не начисленная и/или не уплаченная плательщиками в сроки, определенные в соответствии с Законом подпунктом 4.3.6 <…>, абзацем вторым подпункта 4.5.2, подпунктом 4.5.3 <…> и подпунктом 4.6.2 <…> раздела IV настоящей Инструкции, исчисленная органами Пенсионного фонда Украины в случаях, предусмотренных Законом, является недоимкой» (абз. первый п. 6.2)

Срок уплаты ЕВС

Плательщики ЕВС обязаны уплачивать ЕВС, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом (абз. первый ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС) — начисленный ЕВС в части начисления и удержания.
При этом работодатели при каждой выплате зарплаты (дохода, денежного обеспечения), на суммы которой (которого) начисляется ЕВС, одновременно с выдачей указанных сумм обязаны уплачивать начисленный на эти выплаты ЕВС в размере, установленном для таких плательщиков (авансовые платежи). Исключение — ЕВС, начисленный на эти выплаты, уже уплачен в срок, установленный выше, или есть переплата по ЕВС. Средства перечисляются одновременно с получением (перечислением) средств на оплату труда (выплату дохода, денежного обеспечения), в том числе в безналичной или натуральной форме (абз. второй ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС) — ЕВС, уплачиваемый при выплате дохода до начисления.
Базовым отчетным периодом является календарный месяц, а для плательщиков, указанных в абз. третьем и четвертом п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕВС (предприниматели), — календарный год

В Инструкции № 21-5 при определении недоимки идет привязка к срокам уплаты ЕВС, установленным именно Инструкцией № 21-5:
1) п.п. 4.3.6 — начисленные работодателями за соответствующий отчетный месяц суммы ЕВС (в части начислений и удержаний) должны быть уплачены не позже 20 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, независимо от выплаты зарплаты и других видов выплат, на суммы которых начисляется ЕВС — соответствует норма из абз. первого ч. 8 ст. 9 Закона о ЕВС;
2) абз. второй п.п. 4.5.2 — уплата сумм ЕВС предпринимателем, работающим на общей системе налогообложения, при окончательном расчете за себя, который осуществляется им до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, на основании данных годовой налоговой декларации;
3) п.п. 4.5.3 — уплата сумм ЕВС самозанятыми лицами за себя до 1 апреля года, следующего за отчетным, на основании данных годовой налоговой декларации. Неуплата авансовых платежей для предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября), не приведет к возникновению недоимки, поскольку ни в Законе о ЕВС, ни в Инструкции № 21-5 сроки их уплаты не определены;
4) п.п. 4.6.2 — уплата сумм ЕВС предпринимателем-упрощенцем за себя в виде ежемесячных авансовых платежей в размере, который самостоятельно определили, до 20 числа месяца, следующего за месяцем, за который он уплачивается (абз. первый), и уплата сумм окончательного расчета не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным годом (абз. второй). В Законе о ЕВС нет срока для ежемесячной уплаты ЕВС упрощенцем, а потому просроченные суммы, на наш взгляд, нельзя считать недоимкой

 

Выявив недоимку по ЕВС, сотрудник ПФУ направит плательщику требование об уплате долга по форме приложения 4 к Инструкции № 21-5 (для юрлиц) или приложения 5 (для физлиц). Требование будет сформировано на сумму долга, превышающего 10 грн.

Отличия в определении сумм недоимки могут быть поводом обжаловать требование об уплате недоимки и решения о применении штрафных санкций в суде.

Срок для уплаты недоимки (штрафа, пени) у плательщика — 10 рабочих дней со дня получения требования. Если он не согласен с расчетом суммы долга, указанной в требовании, расхождения сначала следует согласовать с органами ПФУ согласно Порядку № 22-7, а в случае несогласования он может обжаловать требование в судебном порядке (как это сделать, мы писали в Теме недели «Проверки соцфондов с 2011 года» // «БН», 2011, № 16, с. 33).

Штрафы. Налагаемые ПФУ штрафные санкции за нарушения, связанные с ЕВС, приведены в ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС и пп. 7.2.1 — 7.2.6 Инструкции № 21-5 (см. табл. 2 на с. 19).

Факты нарушений законодательства по ЕВС должностное лицо ПФУ оформляет актом (акт проверки или акт произвольной формы в случаях, которые не оформляются актом проверки). На основании акта и других материалов о нарушении начальник управления ПФУ выносит в отношении страхователей-нарушителей решение о применении штрафных санкций по соответствующей форме, приведенной в приложениях 9 — 14 к Инструкции № 21-5. Акт о нарушении вместе с решением о применении штрафных санкций в течение 3 рабочих дней после вынесения решения направляется (вручается) плательщику в порядке, установленном для направления требований, либо вручается под подпись руководителю или главному бухгалтеру плательщика, банка или физическому лицу — плательщику ЕВС.

Пеня. Согласно ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС и п. 7.5 Инструкции № 21-5 на сумму недоимки плательщику начисляется пеня из расчета 0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа.

Порядок расчета пени приведен в п. 7.5 Инструкции № 21-5:

1. Начисление пени начинается с первого календарного дня, следующего за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической уплаты (перечисления) включительно.

2. Документами, являющимися основанием для начисления пени, являются:

1) документы, подтверждающие сумму ЕВС и срок его уплаты:

— отчет плательщика о начислении ЕВС (с положительным значением);

— требование о доначисленных суммах ЕВС по актам проверок, или актам сверок, или уведомлению-расчету;

— решение суда;

2) документы, подтверждающие сумму и дату погашения недоимки по ЕВС:

— выписки со счетов в виде электронного реестра расчетных документов;

— корешок приходного документа о принятии учреждением банка платежей наличными;

— отчет плательщика о начислении ЕВС с отрицательным значением;

— решение об исключении из Государственного реестра предприятий и организаций Украины;

— свидетельство о смерти физического лица.

3. Сумма пени рассчитывается по формуле:

Y = S х K х 0,1 % ,

где Y — сумма пени, начисляемая на фактически уплаченную сумму недоимки по уплате ЕВС (округляется до второго знака после запятой);

S — фактически уплаченная сумма недоимки по уплате ЕВС;

K — количество дней просрочки платежа;

0,1 % — ставка для начисления пени согласно ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС.

Начисленные суммы штрафов и пени необходимо уплатить в течение 10 рабочих дней после поступления соответствующего решения.

Пеня и штрафы зачисляются на счета органов ПФУ, открытые для зачисления ЕВС (ч. 14 ст. 25 Закона о ЕВС).

Если работодатель не согласен с применяемыми к нему санкциями, то, как и в случае с недоимкой, такое решение органа ПФУ можно обжаловать в этот же срок в орган ПФУ высшего уровня в порядке, определенном Порядком № 22-7, или в суд. Процедуру обжалования мы детально описывали в Теме недели «Проверки соцфондов с 2011 года» // «БН», 2011, № 16, с. 33.

Административная ответственность. За нарушения, связанные с исчислением и уплатой ЕВС и проведением проверок, ПФУ предусмотрена также административная ответственность в виде административных штрафов на должностных лиц предприятий согласно нормам ст. 1651 и 18823 КоАП. При наложении админштрафа сотрудники органа ПФУ должны исходить из срока наложения админштрафов, предусмотренных ст. 38 КоАП, ведь согласно ч. 17 ст. 25 Закона о ЕВС производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в порядке, установленном КоАП.

Согласно ст. 38 КоАП административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем 2 месяца со дня его обнаружения. Большинство нарушений по ЕВС являются не длящимися, поэтому к ответственности должностных лиц можно будет привлечь только не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения.

Уголовная ответственность. За уклонение от уплаты ЕВС предусмотрена также уголовная ответственность согласно ч. 1 — 3 ст. 2121 УКУ. Виды нарушений и размеры применяемых штрафов приведены в табл. 2.

Ответственность при самостоятельном исправлении ошибок. При самоисправлениях у допустившего ошибки при исчислении ЕВС страхователя есть шанс исправиться с минимальными потерями. Так, согласно ч. 2 ст. 25 Закона о ЕВС в случае, если он выявит своевременно не начисленные суммы ЕВС, то должен самостоятельно начислить ЕВС и уплатить:

1) сумму доначисленного ЕВС;

2) пеню в размере 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа (ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС).

Кроме того, сотрудники ПФУ на основании п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС начислят штраф в размере 5 % от доначисленной суммы ЕВС за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена такая сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕВС (будет вынесено решение по форме приложения 11 к Инструкции № 21-5)*. Аналогичный штраф был предусмотрен для пенсионных взносов, взимаемых до 2011 года.

* На практике размер пени и штраф рассчитают сотрудники ПФУ (по устным консультациям — при проведении проверок).

За нарушение порядка начисления ЕВС ст. 1651 КоАП предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 340 до 510 грн. (при повторном нарушении — от 510 до 680 грн.). Нам видится, что при самостоятельном доначислении суммы ЕВС административный штраф не должен налагаться, что подтверждают в устных консультациях и сотрудники ПФУ.

В приложение 4 (форму № Д4) сумма пени и штрафов попадет лишь в приложение к Таблице 1 в составе задолженности по субсчету 651 (т. е. если такие суммы на конец месяца, в котором они будут начислены органом ПФУ, не будут уплачены).

 

Таблица 2. Ответственность по ЕВС

Вид нарушения

Размер штрафа (санкции)

1

2

ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ К ПЛАТЕЛЬЩИКУ ЕВС

Уклонение от взятия на учет или несвоевременное предоставление заявления о взятии на учет плательщиками ЕВС, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV (п. 1 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.1 Инструкции № 21-5)

170 грн.

Неуплата (неперечисление) или несвоевременная уплата (несвоевременное перечисление) ЕВС (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.2 Инструкции № 21-5)

10 % своевременно не уплаченных сумм

Доначисление территориальным органом ПФУ или плательщиком своевременно не начисленного ЕВС (п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5)

5 % своевременно не начисленного ЕВС за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕВС

Согласно п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 для расчета указанного штрафа количество отчетных периодов определяется начиная с месяца, на который приходится срок предоставления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы ЕВС, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа ПФУ или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы.

Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) ЕВС, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) согласно Закону о ЕВС налагается штраф в следующем порядке и размерах:

— определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодам, в которых они выявлены;

— определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы;

— осуществляется расчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы ЕВС.

Уплатить следует сумму штрафов, не превышающих максимальный их размер, определенный п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 (т. е. не более 50 % доначисленного ЕВС).

Непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности, предусмотренной Законом о ЕВС (п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.4 Инструкции № 21-5)

170 грн.

Ненадлежащее ведение бухгалтерской документации, на основании которой начисляется ЕВС (п. 5 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.5 Инструкции № 21-5)

От 136 до 255 грн.

Неуплата, неполная уплата или несвоевременная уплата суммы ЕВС одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕВС (авансовые платежи) (п. 6 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС; п.п. 7.2.6 Инструкции № 21-5)

10 % своевременно не уплаченных сумм

ПЕНЯ

Начисление пени на сумму недоимки

Пеня из расчета 0,1 % суммы недоплаты за каждый день просрочки платежа

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ст. 1651 КоАП (субъект ответственности — должностные лица):

— нарушение порядка начисления ЕВС;

непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности по ЕВС;

— предоставление недостоверных сведений, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, другой отчетности и сведений, предусмотренных Законом о ЕВС;

— нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами ПФУ

(части первая и вторая ст. 1651 КоАП)

От 340 до 510 грн. (за повторное в течение года — от 510 до 680 грн.)

— неуплата или несвоевременная уплата ЕВС, в том числе авансовых платежей, в сумме, которая не превышает 300 нмдг (в 2012 году: 536,5 грн. х 300 = 160950 грн.) (1)

(части третья и пятая ст. 1651 КоАП)

От 425 до 850 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.)

— неуплата или несвоевременная уплата ЕВС, в том числе авансовых платежей, в сумме более 300 нмдг(в 2012 году: 536,5 грн. х 300 = 160950 грн.)(1)

(части четвертая и пятая ст. 1651 КоАП)

От 850 до 1700 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.)

— нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования

(части шестая и седьмая ст. 1651 КоАП)

От 5100 до 17000 грн. (за повторное в течение года — от 17000 до 51000 грн.)

Ст. 18823 КоАП (субъект ответственности — должностные лица предприятий, учреждений, организаций):

— совершение действий, препятствующих уполномоченным лицам ПФУ в проведении проверок, связанных с начислением, исчислением и уплатой ЕВС

От 136 до 255 грн. (за повторное в течение года — от 170 до 340 грн.)

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Преднамеренное уклонение от уплаты ЕВС или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или лицом, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, или любым другим лицом, которое обязано его уплачивать, если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в значительных (от 1000 нмдг, в 2012 г. — от 536,5 тыс. грн.) размерах (ч. 1 ст. 2121 УКУ)

От 8500 до 25500 грн. или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет(2)

Действия, названные в ч. 1 ст. 2121 УК (см. выше), совершенные по предварительному сговору группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в крупных (от 3000 нмдг, в 2012 г. — от 1609,5 тыс. грн.) размерах (ч. 2 ст. 2121 УКУ)

От 25500 до 51000 грн. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет(2)

Действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ (см. выше), совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты ЕВС или страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, или если они привели к фактическому непоступлению в фонды общеобязательного государственного социального страхования средств в особо крупных (от 5000 нмдг, в 2012 г. — от 2682,5 тыс. грн.) размерах (ч. 3 ст. 2121 УКУ)

От 170000 до 425000 грн. с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет с конфискацией имущества

(1) При квалификации нарушений размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан принимают равным размеру налоговой социальной льготы (п. 5 подраздела 1 раздела ХХ НКУ).

(2) Лицо, которое впервые совершило деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 2121 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если оно до привлечения к уголовной ответственности уплатило ЕВС или страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а также возместило ущерб, причиненный фондам общеобязательного государственного социального страхования их несвоевременной уплатой (штрафные санкции, пеня) (ч. 4 ст. 2121 УКУ).

 

Сразу ответим — нет, у органа ПФУ оснований для наложения штрафов нет. Объясним почему.

Ответственность в случае непредоставления или несвоевременного предоставления ежемесячной формы № Д4 «Звіт про суми нарахованої заробітної плати (доходу, грошового забезпечення, допомоги, компенсації) застрахованих осіб та суми нарахованого єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування до органів Пенсійного фонду України» для страхователей наступает согласно п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС и п.п. 7.2.4 Инструкции № 21-5 в виде штрафа в сумме 170 грн.

В свою очередь, форму № Д4 обязаны подавать страхователи (п. 3.1 Порядка № 22-2).

Но имеет ли статус страхователя-работодателя ваше предприятие без наемных работников? На наш взгляд — нет. Это следует из определения страхователя. Ранее на аналогичный вопрос ПФУ отвечал в письме от 29.12.10 г. № 24351/03-20 (см. Почту недели «Нужно ли предприятию без наемных работников ежемесячно отчитываться по единому взносу?» // «БН», 2012, № 14, с. 47), и такая же точка зрения высказывалась представителями ПФУ в письменных консультациях (см. Почту недели «Юридические лица без наемных работников не подают отчетность по единому взносу в Пенсионный фонд» // «БН», 2011, № 3, с. 42).

Таким образом, если у вас нет наемных работников, значит, вы не имеете статуса плательщика ЕВС и поэтому в период бездействия, не имея наемных работников, подавать форму № Д4 вам не нужно.

На практике широко прижилась схема для подтверждения отсутствия у предприятия статуса страхователя в виде подачи письма в произвольной форме, в котором указываются основания для неподачи отчета. Однако ни одним нормативным актом этот механизм не предусмотрен. Тем более, не предусмотрена форма составления указанного выше письма.

В вашем случае предоставление такого письма за подписью «директор» вместо «собственник» вовсе не значит, что такой собственник состоит в трудовых отношениях* с предприятием, а значит, предприятие является страхователем и потому должно подавать форму № Д4. Сотрудники ПФУ при вынесении решения о применении 170-гривневого штрафа должны исходить из фактических обстоятельств дел. И если вы поясните им сложившуюся ситуацию (письменно или устно), пояснив ошибочность указания должности «директор», вопрос о привлечении к ответственности должен отпасть. Если такие пояснения сотрудников ПФУ не удовлетворят и они вынесут решение (приложение 12 к Инструкции № 21-5), рекомендуем обжаловать его в течение 10 дней в орган ПФУ высшего уровня в порядке, определенном Порядком № 22-7, или в суд (как это сделать — читайте в Теме недели «Проверки соцфондов с 2011 года» // «БН», 2011, № 16, с. 33).

* О том, что собственник предприятия может управлять преприятием как находясь в трудовых отношениях, так и нет, говорится в письме Минсоцполитики от 07.02.12 г. № 113/13/84-12 (см. с. 7 этого номера).

То, что в случае уплаты сумм ЕВС на ненадлежащие счета применение сотрудниками ПФУ финансовых санкций является правомерным, следует из письма ПФУ от 06.09.11 г. № 18726/03-2 («БН», 2011, № 43, с. 4). То есть, по мнению пенсионщиков, ЕВС, уплаченный не на тот счет, — это его неуплата.

Мы не соглашаемся с таким подходом. Свои аргументы против этого мы приводили в Почте недели «Если единый взнос уплатили не на тот счет…» // «БН», 2011, № 21, с. 44. Однако, как показывает практика, оспаривать такую позицию страхователь сможет разве что в суде.

ПФУ в вышеназванном письме указывает на ответственность за неуплату или несвоевременную уплату ЕВС:

1) 10 % штраф от своевременно не уплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС);

2) пеня в расчете 0,1 % от суммы недоплаты за каждый день просрочки (ч. 10 и 13 ст. 25 Закона о ЕВС).

Помимо 10%-го штрафа и пени должностным лицам предприятия может также «светить» админштраф по ст. 1651 КоАП:

— от 425 до 850 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.) за неуплату или несвоевременную уплату ЕВС, в сумме, которая не превышает 300 нмдг (в 2012 году: 536,5 грн. х 300 = 160950 грн.);

— от 850 до 1700 грн. (за повторное в течение года — от 1700 до 5100 грн.) за неуплату или несвоевременную уплату ЕВС в сумме более 300 нмдг (в 2012 году: 536,5 грн. х 300 = 160950 грн.).

В вашем случае админштраф может быть наложен не позднее 2 месяцев со дня уплаты своевременно не уплаченного ЕВС, поскольку 20 апреля ЕВС вы уплатили на надлежащий счет и такое нарушение не будет уже длящимся (отсчитывается с 20 числа). Такое нарушение сотрудники ПФУ выявят, вероятнее всего, только в результате плановой проверки. Поэтому и админштрафа, скорее всего, в этой ситуации вы избежите (в связи с истечением двухмесячного срока).

Что касается возможности выдать 06.04.12 г. сумму средств, равную сумме больничных, под отчет или на командировку или на другие цели (например, как ссуду или как аванс по зарплате т.п.), а выплатить больничные работнику только 20 числа, то эта возможность есть только в отношении оплаты первых 5 дней, которые платятся за счет работодателя. Что касается пособия за счет ФВПТ, то, получив средства, вы обязаны выплатить их в ближайший срок для выплаты зарплаты, а неиспользованные средства вернуть Фонду в течение 3 рабочих дней (п. 10 Порядка № 26). На это указывал ФВПТ в письме от 12.03.11 г. № 01-16-489 («БН», 2012, № 14, с. 7): «Пунктом 9 Порядка № 26 предусмотрено, что после поступления средств, указанных в заявлении-расчете, на счет страхователя последний обязан осуществить выплату соответствующего материального обеспечения в сроки, определенные статьей 52 Закона № 2240, т. е. в ближайший день, установленный для выплаты заработной платы. При этом следует отметить, что после получения средств Фонда выплата пособия может быть осуществлена страхователем и ранее. В соответствии с частью первой статьи 21 Закона № 2240 и пунктом 10 Порядка № 26 в случае, если сумма полученных страхователем от Фонда страховых средств превышает фактические расходы на предоставление материального обеспечения в указанный срок, неиспользованные страховые средства возвращаются в рабочий орган Фонда, осуществивший финансирование, в течение трех рабочих дней».

И поэтому, если не вернуть эти средства ФВПТ в течение 3 рабочих дней, это чревато ответственностью за несвоевременный возврат страховых средств: штраф (10 % от невозвращенной суммы), пеня (0,1 % за каждый день просрочки: с 07.04.12 г. по 20.04.12 г.) и админштраф согласно ст. 1655 КоАП на должностных лиц и предпринимателя (от 136 до 255 грн., за повторное — от 170 до 340 грн.). В вашем случае невыплаченное 6 апреля пособие надо было бы вернуть в ФВПТ не позднее 11 апреля.

 

Забыли подать приложение 7…

У нас случился несчастный случай, который был надлежащим образом оформлен. Но форму № Д7 мы не подали. Чем нам это грозит?

 

Обязанность по подаче отчетности плательщиками ЕВС в территориальный орган ПФУ предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС: «Плательщик единого взноса обязан <...> подавать отчетность в территориальный орган Пенсионного фонда в сроки, в порядке и по форме, установленные Пенсионным фондом по согласованию с соответствующими фондами общеобязательного государственного социального страхования и центральным органом исполнительной власти в области статистики».

Механизм и сроки предоставления отчетности регулирует Порядок № 22-2. Форма отчета приведена в приложении 7 к Порядку № 22-2: форма № Д7 «Звіт про настання нещасного випадку на виробництві або професійного захворювання».

Согласно п. 3.7 Порядка № 22-2 форму № 7 подают в случае наступления несчастного случая на производстве или профессионального заболевания с застрахованным лицом, в том числе с физическим лицом, которое избрало упрощенную систему налогообложения, или членом семьи, принимающим участие в осуществлении предпринимательской деятельности.

Срок подачи — в течение 2 рабочих дней после наступления страхового случая (п. 3.7 Порядка № 22-2). Например, несчастный случай произошел 03.05.12 г. Форму № Д7 подаем не позднее 07.05.12 г.

Что касается ответственности за неподачу формы № Д7, то она такая же, как и для ежемесячной формы № Д4. Так, за неподачу, несвоевременную подачу, подачу не по установленной форме этого отчета к работодателю орган ПФУ применяет штраф в размере 170 грн. (п. 4 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС).

Кроме того, есть вероятность попасть под админштраф по ст. 1651 КоАП (от 340 до 510 грн., за повторное в течение года — от 510 до 680 грн.), если не истечет 2-месячный срок для его наложения (см. раздел «ЕВС не на тот счет» на с. 21).

 

Неправильно уплаченная сумма ЕВС при выплате аванса (неуплата авансового платежа по ЕВС)

При выплате работникам аванса уплатили меньшую, чем надо, сумму ЕВС в части начисления, а при расчете зарплаты за месяц обнаружили ошибку и неуплаченную сумму уплатили в день выплаты зарплаты за вторую половину. Будут ли штрафные санкции и какие? Как самим сейчас их рассчитать?

 

За неуплату, неполную уплату или несвоевременную уплату сумм ЕВС одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕВС, а именно авансовых платежей, предусмотрена ответственность согласно п. 6 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС и п.п. 7.2.6 Инструкции № 21-5 штраф в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм.

Кроме того, за неуплату или несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕВС ПФУ может наложить админштраф согласно частям третьей — четвертой ст. 1651 КоАП (см. табл. 2 на с. 19). Но при наложении админштрафа сотрудники органа ПФУ должны исходить из срока наложения админштрафов, предусмотренных ст. 38 КоАП (см. раздел на с.17). При этом, на наш взгляд, поскольку ЕВС, который был не уплачен при выплате аванса, уплачен в срок для выплаты зарплаты за вторую половину месяца, админштраф может быть наложен в сроки как для недлящегося нарушения (не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения — отсчитываем от даты неуплаты ЕВС при выплате аванса).

Что касается пени, то ее не начисляем, поскольку неуплата или несвоевременная уплата авансовых платежей, на наш взгляд, не приводит к возникновению недоимки (п.п. 4.3.6 Инструкции № 21-5).

Самостоятельно рассчитывать плательщику ЕВС сумму штрафа не надо. Решение о его наложении принимает ПФУ по форме приложения 14 к Инструкции № 21-5. Если вы не согласны с наложением штрафа, обжалуйте по процедуре Порядка № 22-7. В противном случае вы должны уплатить штраф в течение 10 рабочих дней после поступления такого решения (ч. 14 ст. 25 Закона о ЕВС).

На практике факт неуплаты авансовых платежей по ЕВС сотрудники ПФУ обнаруживают в ходе проверки. Тогда и выносят решение. Если есть желание, можете уплатить сейчас штраф в сумме 10 % от неуплаченной суммы на основной счет ЕВС. Такая сумма будет числиться переплатой по ЕВС, которую вы сможете зачесть тогда, когда будет вынесено решение по форме приложения 14 к Инструкции № 21-5. Однако такой обязанности у вас нет.

 

5%-й штраф при самоисправлении

Мы подали форму № Д4 за март 2012 года, в которой отразили самостоятельное доначисление ЕВС за январь 2012 года (заполнили строки 6, 6.1 и 6.1.1). Сумму доначисленного ЕВС (100 грн.) уплатили до подачи отчета (10.04.12 г.). По словам инспектора нашего органа ПФУ, мы должны уплатить еще пеню и 5%-й штраф от доначисленной суммы. Правомерны ли такие действия?

 

Да, правомерны.

Согласно п. 3 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕВС и п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 при доначислении ЕВС налагается штраф в размере 5 % доначисленной суммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислена эта сумма, но не более 50 % суммы доначисленного ЕВС. Причем его применяют как в случае доначисления ЕВС территориальным органом ПФУ, так и в случае доначисления ЕВС самим плательщиком при исправлении ошибок.

Теперь о механизме начисления штрафа. Сумму штрафа рассчитываете не вы сами, а сотрудник ПФУ, оформив это решением по форме приложения 11 к Инструкции № 21-5. В устных консультациях сотрудники ПФУ говорят, что решение о наложении штрафа выносится по результатам проводимой проверки, а не сразу после получения формы № Д4, в которой отражено исправление ошибок. Это следует из п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5.

Что касается суммы пени, то согласно ч. 2 ст. 25 Закона о ЕВС, ее должен самостоятельно начислить и уплатить сам плательщик ЕВС. Но на практике ее размер также рассчитывает сотрудник ПФУ.

Согласно п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 для расчета указанного штрафа количество отчетных периодов рассчитывается начиная с месяца, на который приходится срок предоставления отчетности за период, за который доначислены (исчислены) суммы ЕВС, и заканчивая месяцем, на который приходится получение таким плательщиком акта проверки от органа ПФУ или в котором он подал отчетность, где указаны такие доначисленные суммы.

Применительно к ситуации, описанной в вопросе, это 3 месяца (период февраль — апрель):

— февраль — это месяц, на который приходится срок предоставления отчетности за январь, за который доначислены (исчислены) суммы ЕВС;

— апрель — месяц, в котором подан отчет с исправлениями.

Далее. Если по результатам проверки выявлены в отдельных месяцах суммы доначисленного (своевременно не исчисленного) ЕВС, то за каждое такое доначисление (каждый месяц) согласно Закону о ЕВС налагается штраф в следующем порядке и размерах:

— определяется совокупно сумма доначислений по всем отчетным периодам, в которых они выявлены: в нашем случае — 100 грн. доначислено по результатам января;

— определяется совокупно сумма штрафа по всем отчетным периодам, в которых выявлены доначисления и по которым начислены такие штрафы: в нашем случае – 100 грн. х 5 % х 3 месяца = 15 грн.;

— осуществляется расчет максимального размера штрафа от совокупной суммы доначислений и сравнивается с фактически начисленной суммой штрафов, определенной совокупно за все отчетные периоды, в которых доначислены суммы ЕВС: в нашем случае — 100 грн. х 50 % = 50 грн.;

— уплатить следует сумму штрафов, не превышающую максимальный их размер, определенный п.п. 7.2.3 Инструкции № 21-5 (т. е. не более 50 % доначисленного ЕВС): в нашем случае уплатить надо штраф в фактически рассчитанной сумме — 15 грн., поскольку эта величина не превышает размер максимального штрафа (15 грн. < 50 грн.).

Что касается пени, то, поскольку своевременно не начисленный ЕВС является недоимкой, согласно ч. 10 ст. 25 Закона о ЕВС и п. 7.5 Инструкции № 21-5, на сумму недоимки придется начислить пеню (0,1 % суммы недоимки за каждый день просрочки платежа). Подробнее см. раздел «Виды применяемых санкций» на с. 17.

Уплатить суммы штрафа и пени необходимо в течение 10 рабочих дней со дня получения решения. Плательщик может сам рассчитать сумму штрафа и пени и уплатить его при самоисправлении. Такая сумма будет числиться как переплата по ЕВС, которая позже зачтется суммой, указанной в решении.

 

ЕВС, уплаченный в последний день, попал на счет ПФУ на следующий день — будет ли штраф?

В связи с возникшей у предпринимателя задержкой в выплате зарплаты за март 2012 года им было принято решение уплатить ЕВС за март 20 апреля (последний день) наличными через кассу банка. Но поскольку платеж был уплачен наличными через кассу банка во второй половине дня 20 апреля, по информации от инспектора нашего органа ПФУ он поступил на счет только 23 апреля 2012 года. В этой связи, по словам инспектора, нам грозит ответственность в виде 10 %-го штрафа и пени. Правомерно ли это?

 

Нет, неправомерно. Предприниматель не нарушил сроки и форму уплаты ЕВС за март. Это следует из частей 5, 7 и 8 ст. 9 Закона о ЕВС:

«5. Уплата единого взноса осуществляется исключительно в национальной валюте путем внесения соответствующих сумм единого взноса на счета территориальных органов Пенсионного фонда, открытых в органах Государственного казначейства Украины для его зачисления.

<...>

7. Единый взнос уплачивается путем перечисления плательщиком безналичных средств с его банковского счета.

Плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 1 части первой статьи 4 данного Закона, которые не имеют банковского счета, уплачивают взнос путем наличных расчетов через банки либо отделения связи.

8. Плательщики единого взноса обязаны уплачивать единый взнос, начисленный за соответствующий базовый отчетный период, не позднее 20 числа месяца, следующего за базовым отчетным периодом».

При этом, по мнению ПФУ, предприниматели самостоятельно избирают наиболее удобную для них форму расчетов для уплаты ЕВС наличную или безналичную (письмо ПФУ от 06.05.11 г. № 9158/03-30 // «БН», 2011, № 38, с. 10).

Таким образом, предприниматель не нарушил срок уплаты ЕВС. Об этом свидетельствует квитанция банка. Поэтому, если будет вынесено решение о наложении 10%-го штрафа и пени, советуем обжаловать его в течение 10 рабочих дней после получения такого решения. Как это сделать — см. в Теме недели «Проверки соцфондов с 2011 года» // «БН», 2011, № 16, с. 33.

Заканчивая статью, желаем вам не попадать в ситуации, когда необходимо будет платить штрафы и пеню по ЕВС. Перефразируя известную фразу автолюбителей, желаем вам «ни требования, ни решения от ПФУ!».

 

Документы и сокращения статьи

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.01 г. № 2341-III.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о ЕВС — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.10 г. № 2464-VI.

Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.01 г. № 2240-III.

Инструкция № 21-5 — Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденная постановлением правления ПФУ от 27.09.10 г. № 21-5.

Порядок № 22-2 — Порядок формирования и предоставления страхователями отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-2.

Порядок № 22-7 — Порядок рассмотрения органами Пенсионного фонда Украины жалоб на решение о наложении штрафа, начислении пени и заявлений плательщиков при согласовании ими требования об уплате недоимки по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением правления ПФУ от 08.10.10 г. № 22-7.

Порядок № 26 — Порядок финансирования страхователей для предоставления застрахованным лицам материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 22.12.10 г. № 26.

ПФ — Пенсионный фонд Украины.

ФВПТ — Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.

ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше