Темы статей
Выбрать темы

Сезонное техобслуживание автомобиля

Редакция БН
Ответы на вопросы

Сезонное техобслуживание автомобиля

Как отразить в учете проведение сезонного технического обслуживания при подготовке автомобиля к лету?

(г. Харьков)

 

Подготовка транспортного средства к лету включает в себя ряд операций, которые должны проверить его исправность и готовность к эксплуатации в течение летнего сезона.

Все работы, связанные с подготовкой автомобиля к лету, можно объединить одним общим понятием — «сезонное техническое обслуживание».

Определение такого понятия приведено в п. 1.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102 (далее — Положение № 102), где сказано, что сезонное техобслуживание (сезонное ТО) — это техобслуживание, выполняемое для подготовки изделия к использованию в осенне-зимних или весенне-летних условиях.

Такое техобслуживание осуществляется дважды в год (весной и осенью). Перечень работ, проводимых во время сезонного ТО, приведен в приложении В к Положению № 102. Но поскольку сезонное ТО осуществляется вместе с очередным вторым техобслуживанием (ТО-2), перечень работ при осуществлении которого приведен в приложении Б к Положению № 102, а очередное ТО-2 стоит осуществлять вместе с очередным первым техобслуживанием (ТО-1), перечень работ при проведении которого приведен в приложении А к Положению № 102, то можно посоветовать при проведении сезонного ТО выполнить как все работы, осуществляемые при ТО-1 и ТО-2, так и специальные работы, осуществляемые при проведении сезонного ТО. К работам, проводимым непосредственно во время сезонного ТО, относятся:

1. Промывка системы охлаждения двигателя, топливного бака и продувка трубопроводов (осенью), радиатора отопителя кабины (кузова) и пускового подогревателя.

2. Проверка состояния и действия кранов системы охлаждения и сливных устройств в системах питания и тормозов.

3. Снятие аккумуляторной батареи для подзарядки и корректировки плотности электролита.

4. Снятие карбюратора и топливного насоса, промывка и проверка их состояния и работы на стенде (осенью).

5. Снятие топливного насоса высокого давления, промывка и проверка состояния и работы на стенде (осенью).

6. Снятие прерывателя-распределителя, очистка, проверка его состояния и, при необходимости, регулирование на стенде.

7. Снятие генератора и стартера, очистка, продув внутренней полости, замена изношенных деталей и смазка подшипников.

8. Замена масла в спидометровом оборудовании, проверка правильности пломбирования спидометра и его привода.

9. Проверка исправности датчика включения муфты вентилятора системы охлаждения, датчиков аварийных сигнализаторов в системах охлаждения и смазки двигателя.

10. Проверка работоспособности шторок радиатора, плотности дверей, окон, установка (снятие) чехлов утепления.

11. Осуществление сезонной замены масла в соответствии с химмотологической картой.

Приведенный в приложениях А, Б и В к Положению № 102 перечень работ, которые можно проводить при ТО, — это лишь примерный перечень, поэтому при необходимости его можно дополнять.

Обращаем внимание, что проведение ТО, в том числе и сезонного ТО, — это не добровольная инициатива владельца транспортного средства, а его обязанность. Обязательность проведения таких операций предусмотрена в ст. 36 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII, где сказано, что владельцы транспортных средств либо лица, которые их эксплуатируют, обязаны обеспечивать своевременное и в полном объеме проведение работ по их ТО и ремонту согласно нормативам, установленным производителями соответствующих транспортных средств.

Это же касается и арендаторов (нанимателей) транспортных средств, поскольку согласно п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Украины они обязаны поддерживать транспортное средство в надлежащем техническом состоянии, т. е. проводить подготовку его к зиме. Делать это они должны в том же порядке, что и сезонное ТО собственного автомобиля.

Отметим и то, что согласно п. 3.8 Порядка № 102 сезонное ТО дорожных транспортных средств, как и ежедневное обслуживание, ТО-1 и ТО-2, не относятся к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортного средства. Поэтому расходы на проведение таких операций не капитализируют, а относят на расходы.

В бухгалтерском учете расходы на сезонное ТО предприятие имеет право включить в расходы периода (Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 28, 63, 65, 66, 68).

В налоговом учете такие расходы субъект хозяйствования имеет право либо:

1) относить в состав себестоимости как прочие прямые расходы (п. 138.8 Налогового кодекса Украины; далее — НКУ) — относительно объектов, непосредственно используемых при производстве отдельного вида продукции, товаров, работ, услуг. При этом следует отметить, что в п. 138.8 НКУ прямо не указано, что расходы на проведение ТО (содержание транспортных средств) относятся в состав прочих прямых расходов, входящих в состав себестоимости.

Однако в соответствии с п. 14 П(С)БУ 16 «Расходы» в состав прочих прямых расходов включаются все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов. То есть если транспортное средство используется исключительно для производства одного вида продукции, то субъект хозяйствования имеет полное право отнести расходы на его ТО в состав себестоимости как прочие прямые расходы.

Это подтверждает и п.п. «в» п.п. 2.20 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий, утвержденных приказом Минагрополитики от 18.05.01 г. № 132, в котором такие расходы относятся к себестоимости как прочие прямые расходы, и п. 377 Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденных приказом Минпромполитики от 09.07.07 г. № 373, где говорится, что такие расходы включаются в состав производственных расходов на содержание и эксплуатацию оборудования.

Следовательно, считаем, что расходы на проведение ТО субъект хозяйствования должен относить в себестоимость согласно п. 138.8 НКУ.

Такие расходы включаются в налоговые расходы в соответствии с п. 138.4 НКУ в отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, при производстве которых использовалось транспортное средство;

2) считать прочими расходами и в зависимости от функционального назначения объектов, по которым осуществляется ТО, соответственно относить в состав:

— общепроизводственных расходов (ОПР) — по основным средствам, используемым в общепроизводственных целях (п.п. «г» п. 138.5 НКУ). Переменные ОПР и постоянные распределенные включаются в налоговые расходы в отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации продукции, а постоянные нераспределенные ОПР включаются в налоговые расходы в периоде проведения ТО транспортного средства;

— административных расходов — по основным средствам, используемым в общехозяйственных целях (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ). Включаются в налоговые расходы в периоде проведения ТО транспортного средства;

— расходов на сбыт — по основным средствам, связанным со сбытом товаров, выполнением работ, предоставлением услуг (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ). Включаются в налоговые расходы в периоде проведения ТО транспортного средства.

Для отнесения расходов на сезонное ТО к расходам, учитываемым для определения объекта обложения налогом на прибыль, субъект хозяйствования должен выполнить два условия: подтвердить осуществление расходов соответствующими первичными документами (расчетными, платежными и т. п.), обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета (п. 138.2 НКУ), и использовать транспортные средства, по которым проводится ТО, в собственной хозяйственной деятельности.

Сумма НДС, уплаченная в составе стоимости работ (материалов) по проведению сезонного техобслуживания, включается в налоговый кредит.

ТО может осуществляться собственными силами либо станциями технического обслуживания (СТО). При осуществлении таких работ СТО субъект хозяйствования, кроме отнесения стоимости таких работ на расходы, имеет право отразить «входной» НДС по ним в составе налогового кредита при наличии надлежащим образом оформленной налоговой накладной (п.п. «а» п. 198.1 НКУ).

 

Сергей ДЕЦЮРА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше