Темы статей
Выбрать темы

О применении пункта 6 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины

Редакция БН
Письмо от 04.05.2012 г. № 1197/12/13-12

ШТРАФЫ
ЗА II — IV КВАРТАЛЫ
 2011 ГОДА:

особенности их применения
 разъясняет ВАдСУ

Письмо Высшего административного суда Украины от 04.05.12 г. № 1197/12/13-12

«О применении пункта 6 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины»

 

В комментируемом письме ВАдСУ изложил свою позицию относительно порядка применения норм п. 6 подразд. 10 разд. XX Налогового кодекса Украины (далее — НКУ). Напомним, что в соответствии с указанной нормой не применяются финансовые санкции к плательщикам налога на прибыль (ННП) и налогоплательщикам, перешедшим на общую систему налогообложения, за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во II — IV календарных кварталах 2011 года.

Появление письма было вызвано проблемами толкования данной нормы, в том числе и судебными органами, и наличием противоречивой судебной практики по данному вопросу.

ВАдСУ, разъясняя указанную норму в письме выделил две группы налогоплательщиков.

1. Плательщики ННП. В отношении данных лиц ВАдСУ истолковал нормы п. 6 подразд. 10 разд. XX НКУ фискально, хотя этот вывод в целом соответствует системному прочтению НКУ, на что мы обращали внимание ранее* (см. «Плательщики ННП освобождаются от финсанкций только по ННП»).

* См. ком. «ГНСУ о штрафах за нарушения в 2011 году: позиция изменилась?» // «БН», 2012, № 9, с. 9, «Штрафы за II — IV кварталы 2011 года: ГНСУ разъяснила особенности их применения» // «БН», 2012, № 16, с. 5.

 

Плательщики ННП освобождаются
 от финсанкций только по ННП

Извлечение из комментируемого письма ВАдСУ от 04.05.12 г. № 1197/12/13-12

«Правовые последствия пребывания лица в статусе плательщика налога на прибыль связаны именно с отношениями, возникающими в процессе взимания этого налога. Соответственно финансовые санкции, от которых освобождаются плательщики налога на прибыль согласно пункту 6 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины, могут касаться только налоговых правонарушений, совершенных лицами как плательщиками налога на прибыль, т. е. нарушения правил взимания исключительно этого налога.

В то же время ответственность за нарушение других норм налогового законодательства, которые не связаны с взиманием налога на прибыль, применяется к плательщикам налогов на общих основаниях».

 

Заметим, что именно так эту норму преимущественно интерпретировали судебные инстанции. И хотя ГНСУ в письме от 05.04.12 г. № 9993/7/15-1417 вроде бы истолковала ее более либерально, не указав, что она распространяется лишь на нарушения, допущенные по ННП, с учетом фискальной позиции местных налоговых органов особенно рассчитывать на освобождение от штрафов по другим налогам плательщикам ННП не приходилось.

Впрочем, в судебной практике встречались случаи, когда на основании положений п. 6 подразд. 10 разд. XX НКУ плательщикам ННП удавалось «отбиться» от штрафных санкций по НДС (см. постановления Львовского окружного админсуда от 08.02.12 г. по делу № 2а-13120/11/1370, Окружного админсуда АРК от 12.03.12 г. по делу № 2а-1765/12/0170/4). Но после выхода комментируемого письма теперь такие решения суды, очевидно, уже принимать не будут.

2. Бывшие единоналожники . В письме прямо не говорится, какие именно единоналожники (юридические или физические лица) по мнению ВАдСУ подпадают под указанную норму. В то же время из сделанных в письме выводов можно косвенно заключить, что речь идет как о юридических, так и о физических лицах-единоналожниках. Применительно к данным лицам ВАдСУ истолковал рассматриваемые нормы весьма неожиданно и странно.

В частности, по его мнению, порядок их штрафования зависит от того, в какой период они перешли на общую систему налогообложения и по каким основаниям.

Если «упрощенцы» перешли на общую систему по собственному желанию в период после 01.01.11 г., они освобождаются от штрафов по любым налогам (см. «Добровольцы» освобождаются от финсанкций»).

 

«Добровольцы» освобождаются от финсанкций

Извлечение из комментируемого письма ВАдСУ от 04.05.12 г. № 1197/12/13-12

«Таким образом, лица, перешедшие с упрощенной на общую систему налогообложения, на основании пункта 6 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины освобождаются от финансовых санкций за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором — четвертом кварталах 2011 года независимо от видов налогов, нормы по взиманию которых нарушены.

В то же время судам следует иметь в виду, что освобождение, предусмотренное пунктом 6 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины, применяется только к правоотношениям, возникшим после вступления в силу этого Кодекса. Поэтому рассматриваемое освобождение от финансовых санкций может быть распространено только на тех плательщиков налогов, которые перешли на общую систему налогообложения после вступления в силу Налогового кодекса Украины, т. е. начиная с 1 января 2011 года».

 

В целом такую либеральную трактовку (пусть даже и не вполне соответствующую системному прочтению законодательства) можно было бы поприветствовать, если бы не наличие в письме особых положений для одной из категорий «упрощенцев».

Речь идет об «упрощенцах», которые перешли на общую систему налогообложения не добровольно, а вследствие нарушения критериев пребывания на едином налоге. Этим лицам ВАдСУ по непонятным основаниям вообще отказал в освобождении от штрафов (см. «Нарушители единоналожных критериев не освобождаются от штрафов»).

 

Нарушители единоналожных критериев не освобождаются от штрафов

Извлечение из комментируемого письма ВАдСУ от 04.05.12 г. № 1197/12/13-12

«От перехода на общую систему налогообложения необходимо отличать утрату плательщиком единого налога права находиться на упрощенной системе налогообложения. Такая утрата имеет место в случае нарушения плательщиком единого налога обязательных условий пребывания на упрощенной системе налогообложения, в частности в случае превышения им предельного размера выручки, установленного для плательщиков единого налога названным Указом Президента Украины.

При наличии обстоятельств, указывающих на утрату права пребывания лица на упрощенной системе налогообложения, такое лицо несет ответственность на общих основаниях. В частности, не освобождается от финансовых санкций на основании пункта 6 подраздела 10 раздела XX Налогового кодекса Украины лицо, которое не выполнило налоговый долг, возникший в результате необходимости облагать налогом по правилам общей системы налогообложения сумм превышения выручки сверх установленного для плательщиков единого налога предела».

 

Мы считаем, что эти выводы не соответствуют налоговому законодательству. Во-первых, в самих положениях п. 6 подразд. 10 разд. XX НКУ нет никаких оговорок относительно причин перехода на общую систему налогообложения: под них подпадают любые плательщики единого налога, перешедшие на общую систему. Тем более, что в Указе о едином налоге* была предусмотрена только добровольно-принудительная процедура перехода на общую систему налогообложения (по заявлению единоналожника) независимо от причин такого перехода. Поэтому подход к освобождению от финсанкций любых «упрощенцев» должен быть одинаковым.

* Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Во-вторых, ни в Указе о едином налоге, ни в НКУ не содержится никаких норм, предписывающих облагать единоналожником сумму превышения допустимого предела получения выручки ННП или же налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). На незаконном обложении сумм такого превышения НДФЛ ранее настаивали налоговики, в чем их поддерживали и некоторые суды, а вот начислять в таких случаях ННП даже они не решались.

В целом же можно сказать, что приведенное в письме разграничение по составу лиц «надуманно», поскольку по смыслу здесь имеются в виду нарушения, допущенные любыми плательщиками ННП в исчислении этого налога по результатам деятельности во II — IV календарных кварталах 2011 года. Но ВАдСУ, как говорится, «виднее».

Хороший момент состоит в том, что, опираясь на это письмо, бывшие «упрощенцы-добровольцы» могут попробовать отбиться от штрафных санкций по любым налогам за нарушения, допущенные в указанный период.

Поскольку с этим письмом предписано ознакомиться судьям апелляционного и окружных административных судов для учета при осуществлении правосудия, им будут руководствоваться все судебные органы при вынесении решений относительно указанных нарушений.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше