Темы статей
Выбрать темы

Основные средства самортизированы: варианты действий

Редакция БН
Статья

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА
 САМОРТИЗИРОВАНЫ:

варианты действий

 

Ситуации, когда на балансе предприятия числятся полностью самортизированные основные средства, которые продолжают использоваться, возникают достаточно часто. В связи с этим перед бухгалтером возникает вопрос: что делать с такими активами в учете дальше? В сегодняшней статье мы постараемся на него ответить.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
 канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Вариант 1: проводим дооценку

Налоговый учет. Проведение дооценки самортизированных основных средств, равно как и иных активов, в налоговом учете не предусмотрено. Дооценка основных средств в бухгалтерском учете на налоговый учет не влияет (п. 152.10 НКУ). На это обращают внимание и представители налоговых органов (см. разъяснение в разделе 110.09.01 ЕБНЗ).

В налоговом учете в соответствии с п. 146.21 НКУ проводится только ежегодная индексация амортизируемой стоимости основных средств и суммы накопленной амортизации на коэффициент индексации. Но поскольку в рассматриваемой ситуации амортизируемая сумма равна сумме начисленной амортизации, налоговая индексация приводит к «нулевым» результатам.

Бухгалтерский учет. Если самортизированное основное средство продолжает использоваться в деятельности предприятия, это означает, что оно приносит экономические выгоды. Соответственно, может идти речь о том, что на дату баланса остаточная стоимость такого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости и он может быть переоценен (п. 16 П(С)БУ 7 «Основные средства»). В соответствии с п. 34 Методрекомендаций № 561 порогом существенности для проведения переоценки объектов основных средств может приниматься величина, равная 1 % чистой прибыли (убытка) предприятия, или величина, равная 10 % отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости.

Напомним, что справедливой стоимостью считается сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива, или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами (п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»). Применительно к основным средствам справедливая стоимость определяется в части (приложение к П(С)БУ 19):

— машин и оборудования — по рыночной стоимости. В случае отсутствия данных о рыночной стоимости — восстановительной стоимости (современная себестоимость приобретения) за вычетом суммы износа на дату оценки;

— другим основным средствам — исходя из восстановительной стоимости (современная себестоимость приобретения) за вычетом суммы износа на дату оценки.

То, что полностью изношенные основные средства могут быть переоценены, следует из п. 17 П(С)БУ 7, в котором оговаривается специфика проведения этой процедуры для таких активов. В частности, в соответствии с указанными нормами: «Если остаточная стоимость объекта основных средств равна нулю, то его переоцененная остаточная стоимость определяется прибавлением справедливой стоимости этого объекта к его первоначальной (переоцененной) стоимости без изменения суммы износа объекта. При этом для таких объектов, которые продолжают использоваться, обязательно определяется ликвидационная стоимость».

Сумма дооценки остаточной стоимости объекта основных средств включается в состав дополнительного капитала (п. 19 П(С)БУ 7). В дальнейшем амортизации подлежит переоцененная стоимость в течение установленного оставшегося срока эксплуатации, а ранее начисленную амортизацию корректировать не нужно.

При выбытии ранее переоцененных объектов основных средств превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости включается в состав нераспределенной прибыли (Кт 44) с одновременным уменьшением дополнительного капитала. При этом можно избрать и другой подход к списанию дооценки (п. 21 П(С)БУ 7): ежемесячно (ежеквартально, раз в году) в сумме, пропорциональной начислению амортизации. При этом в состав нераспределенной прибыли при выбытии этого объекта включается остаток превышения сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок такого объекта, который отображен в составе дополнительного капитала.

Пример 1. Предприятие приняло решение провести дооценку станка, который используется в хоздеятельности, но имеет 100 % износ. Первоначальная стоимость станка 5000 грн., сумма начисленной амортизации — 5000 грн., ликвидационная стоимость равна нулю. Справедливая стоимость станка на дату переоценки составляет 1000 грн., ликвидационная стоимость — 100 грн.

В этом случае переоцененная стоимость составляет 1000 грн. (корреспонденция Дт 104 «Машины и оборудование» — Кт 423 «Дооценка активов»). При этом в дальнейшем подлежит амортизации сумма 900 грн. (1000 - 100).

Если самортизированный объект имеет ликвидационную стоимость, то формально дооценка проводится в общем порядке. То есть определяется индекс переоценки делением справедливой стоимости объекта на его остаточную стоимость (в данном случае она равна ликвидационной стоимости). Затем этот индекс умножается на первоначальную стоимость объекта и сумму начисленной амортизации.

Между тем применение этого порядка к полностью самортизированным объектам может привести к неадекватным цифрам в балансе. Продемонстрируем это на примере.

Пример 2. Предприятие приняло решение провести дооценку станка, который используется в хоздеятельности, но имеет 100 % износ. Первоначальная стоимость станка 5000 грн., переоцененная сумма начисленной амортизации — 4900 грн., ликвидационная стоимость — 100 грн. Справедливая стоимость станка на дату переоценки составляет 1000 грн., ликвидационная стоимость — 200 грн.

Индекс переоценки в этом случае составит: 1000 : 100 = 10. Переоцененная стоимость объекта определяется так: 5000 х 10 = 50000 грн., сумма износа: 4900 х 10 = 49000 грн. При этом делаются корреспонденции: Дт 104 «Машины и оборудование» — Кт 423 «Дооценка активов» на сумму 45000 грн. (50000 - 5000), Дт 423 — Кт 131 — на сумму: 44100 грн. (49000 -4900). А в дальнейшем подлежит амортизации сумма: 50000 - 49000 - 200 = 800 грн.

Однако в этом случае переоцененная стоимость станка увеличилась в 10 раз! Реально она должна была бы составить, как и в примере № 1 — 6000 грн., а получилась сумма 50000 грн. И хотя остаточная стоимость объекта в целом совпадает с данными примера 1, наличие таких цифр в балансе вызывает недоумение.

Поэтому в качестве альтернативы мы можем предложить другой вариант переоценки, который следует из аналогии с нормами, устанавливающими специфику переоценки объектов с нулевой остаточной стоимостью. При следовании ему дооценку самортизированных объектов с ликвидстоимостью можно провести в следующем порядке:

Дооценка = Сс - Лс,

где Сс — справедливая стоимость объекта на дату переоценки;

Лс — ранее установленная ликвидационная стоимость объекта (до даты переоценки).

Тогда по данным примера № 2 переоценка будет проводиться так: корреспонденция: Дт 104 «Машины и оборудование» — Кт 423 «Дооценка активов» делается на сумму: 900 грн. (1000 - 100). А в дальнейшем подлежит амортизации сумма 800 грн. (1000 - 200).

Переоценка: отдельные нюансы. При принятии решения о проведении дооценки самортизированных основных средств необходимо обратить внимание на такие моменты.

Во-первых, согласно п. 16 П(С)БУ 7 в случае переоценки объекта основных средств на эту же дату проводится переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект. В дальнейшем переоценка основных средств той группы, объекты которой уже переоценивались, должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

То есть в случае принятия решения о дооценке самортизированного основного средства предприятие обязано будет переоценить все объекты основных средств, входящие в эту же группу, и в дальнейшем регулярно анализировать, необходимо ли их переоценивать.

Во-вторых, при проведении переоценки основных средств для целей бухгалтерского учета следует привлекать независимого оценщика, что прямо предусмотрено ст. 7 Закона об оценке* (в противном случае оценка имущества при переоценке признается недействительной, что предусмотрено ст. 8 Закона об оценке). А поскольку расходы на проведение независимой оценки немалы, то в общем случае проводить дооценку одного или нескольких самортизированных объектов невыгодно.

* Об этом речь шла и в письме Минфина от 26.03.09 г. № 31-34010-10/23-1462/1846.

В-третьих, ввиду того что в бухгалтерском учете на сумму дооценки амортизация начисляться будет, а в налоговом — нет, возникнут расхождения между показателями, которые придется где-то отдельно учитывать. Причем производственные предприятия вынуждены будут на сумму этих расхождений отдельно рассчитывать себестоимость единицы продукции для целей налогового и бухгалтерского учета.

Среди возможных случаев целесообразности проведения дооценки можно назвать следующие:

1. Сумма дивидендов. Амортизация дооцененных основных средств уменьшает бухгалтерскую прибыль (списывается через сч. 79 «Финансовые результаты» на сч. 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»). Таким образом, за счет этого снижается сумма дивидендов, подлежащих к выплате, в том числе и «государственных дивидендов», перечисляемых в бюджет. А у плательщиков авансового взноса налога на дивиденды уменьшается его размер, который, в свою очередь, определяется исходя из суммы начисленных (выплаченных) дивидендов.

2. Размер чистых активов предприятия. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 144 и ч. 3 ст. 155 ГКУ хозяйственные общества обязаны соблюдать определенный размер чистых активов, который не должен быть меньше уставного капитала. В противном случае общество обязано объявить об уменьшении уставного капитала или ликвидироваться. При проведении дооценки увеличивается показатель чистых активов (через увеличение собственного капитала), что благоприятно сказывается на учете таких предприятий. Правда, в дальнейшем по мере начисления амортизации, этот эффект снижается, поскольку амортизация уменьшает прибыль предприятия и, как следствие, размер собственного капитала.

3. Размер собственного капитала предприятия. Согласно ч. 3 ст. 8 Закона о ценных бумагах юридическое лицо имеет право размещать процентные и/или дисконтные облигации на сумму, которая не превышает трехкратного размера собственного капитала. Проведение дооценки приводит к росту собственного капитала, в связи с чем предприятие может выпустить облигаций на большую сумму. Однако в дальнейшем показатель собственного капитала уменьшается по мере начисления амортизации на дооцененный объект.

Ввиду того что «целесообразные» ситуации весьма специфичны, в большинстве случаев предприятия не желают связываться с дооценкой

 

Вариант 2: ничего не делаем

Многих бухгалтеров смущает наличие на балансе самортизированных основных средств, и они считают, что с ними непременно что-то нужно делать. На самом деле это не так. В частности, решение о проведении дооценки для целей бухгалтерского учета предприятие принимает самостоятельно. Именно поэтому в формулировках п. 16 П(С)БУ 7 говорится о том, что: «предприятие может переоценивать», а не обязано это делать.

Если предприятие желает снять все вопросы с проведением дооценки, оно может воспользоваться нормами последнего абзаца п. 16 П(С)БУ 7 и установить в приказе об учетной политике предприятия альтернативный вариант дооценки «как в налоговом учете».

С этой целью в приказе можно указать, что:

«Предприятие в соответствии с положениями п. 16 П(С)БУ 7 увеличивает первоначальную (переоцененную) стоимость объекта основных средств на сумму индексации, проведенной в порядке, установленном налоговым законодательством, с отражением в бухгалтерском учете в порядке, предусмотренном пунктами 19—21 П(С)БУ 7».

И поскольку начисление индексации на самортизированные основные средства не влияет на данные налогового учета, то и в бухгалтерском учете предпринимать какие-либо действия в этом случае не надо.

Ремонт, реконструкция и другие улучшения самортизированных основных средств в налоговом и бухгалтерском учете отражаются в общем порядке. Возможность отражения ремонтных расходов в налоговом учете по таким объектам подтвердили и налоговики (см. «Право на ремонтные расходы в части самортизированных основных средств есть»).

 

Право на ремонтные расходы в части
самортизированных основных средств есть

Консультация из раздела 110.09.01 ЕБНЗ

«Вопрос: Как в налоговом учете отражается ремонт/улучшение объекта ОС, если срок использования такого объекта закончился и остаточная стоимость достигла ликвидационной?

Ответ: Сумма расходов на ремонт и улучшение основного средства включается в расходы, учитываемые при исчислении объекта налогообложения, в размере, не превышающем 10 процентов совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного
года.

Часть стоимости ремонта/улучшения объекта основных средств, срок использования которого закончился и остаточная стоимость которого достигла ликвидационной стоимости, в сумме, превышающей отнесенную на расходы, учитывается плательщиком как отдельный объект основных средств соответствующей группы с последующей амортизацией».

 

Изложенный подход налоговиков не вполне соответствует положениям п.п. 146.11 НКУ, предусматривающим, что на сумму ремонтных расходов увеличивается стоимость объекта основного средства, в отношении которого осуществляются ремонт и улучшение.

Исключение составляет только ситуация ремонта полученных в аренду основных средств (п. 146.19 НКУ). Поэтому и в ситуации понесения ремонтных расходов касательно собственных основных средств, пусть даже и полностью самортизированных, на сумму, превышающую 10 % лимит, должна увеличиваться стоимость именно ремонтируемого объекта.

В то же время главное, что налоговики подтвердили саму возможность отражения в налоговом учете расходов на ремонт самортизированных основных средств.

 

Вариант 3: ликвидируем основные средства

Обязательна ли ликвидация. Прежде всего следует заметить, что 100 % износ сам по себе не является основанием для ликвидации объекта основных средств, что подтверждают и представители официальных органов* (см. «Используемые в хоздеятельности самортизированные основные средства обязательной ликвидации не подлежат»).

* Применительно к нематериальным активам это подтвердил Минфин в письме от 21.07.04 г. № 31-17310-01-29/13178.

 

Используемые в хоздеятельности самортизированные
основные средства обязательной ликвидации не подлежат

Извлечение из письма ГНА в Одесской области от 03.03.11 г. № 7332/10/15-0217

«<...>

Если основные средства более не соответствуют критерию признания активом, определенному п. 6 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» <...> (<...> далее ПБУ-7), т. е. получение экономических выгод от их использования в будущем не ожидается, такие активы соответственно подлежат ликвидации (списанию) (п. 33 ПБУ-7). Это касается случаев, когда дальнейшее использование этих ценностей невозможно либо экономически нецелесообразно (вследствие физического или морального износа, аварий, пожара, стихийного бедствия, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам) и (или) они не могут быть проданы либо переданы.

При этом следует учитывать, что износ, начисленный в размере 100 % амортизируемой стоимости основных средств, не является основанием для их списания с баланса, если по своему техническому состоянию либо после осуществления ремонта они могут использоваться для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению (п. 27 ПБО-7)».

 

Таким образом, ликвидации подлежат только те самортизированные основные средства, которые не соответствуют критериям признания активом (п. 33 П(С)БУ 7, п. 40 Методрекомендаций № 561). То есть основные средства, использование которых, как ожидается, не приведет к получению экономических выгод в будущем (ст. 1 Закона о бухучете).

Документальное оформление ликвидации. В соответствии с п. 41 Методрекомендаций № 561 для определения непригодности основных средств к использованию, возможности их использования другими предприятиями, организациями и учреждениями, неэффективности или нецелесообразности их улучшения (ремонта, модернизации и т. п.) и оформления соответствующих первичных документов руководителем предприятия создается постоянно действующая комиссия, которая:

— осуществляет непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию;

— устанавливает причины несоответствия критериям актива;

— определяет лиц, по вине которых состоялось преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, вносит предложения относительно их ответственности;

— определяет возможность продажи (передачи) объекта другим предприятиям или использования отдельных узлов, деталей, материалов, которые могут быть получены при демонтаже, разборке (ликвидации) основных средств, устанавливает их количество и стоимость;

— составляет и подписывает акты на списание основных средств.

В случае принятия решения комиссией о ликвидации основных средств оформляется акт списания основных средств типовой формы № ОЗ-3**, который составляется в двух экземплярах, подписывается членами комиссии, главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад запасных частей, оставшихся после ликвидации, а также различных материалов, комплектующих, составных частей и других отходов.

** Утвержден приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352.

К акту на списание основных средств прилагается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОЗ-6), в которой делаются записи о выбытии. Кроме того, делаются соответствующие записи в описи инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОЗ-7), карточке учета движения основных средств (форма № ОЗ-8), инвентарном списке основных средств (форма № ОЗ-9).

Организационные особенности мероприятий по ликвидации. При ликвидации основных средств предприятие, как правило, сталкивается с необходимостью их демонтажа, в результате которого образуются запчасти, металлолом, отходы и т. п. При этом следует учесть, что некоторые составляющие подлежат утилизации в особом
порядке.

В частности, если списанные материалы содержат черные или цветные металлы или их сплавы, они относятся к промышленному металлолому (ст. 1 Закона о металлоломе). Такой металлолом подлежит обязательной сдаче специализированным предприятиям, которые оформляют акт приема с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома (ст. 4 Закона о металлоломе)*. Лицензию на такие действия приобретать не нужно.

* Формы актов приведены в приложениях 2, 3 к Лицензионным условиям осуществления хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома цветных и черных металлов, утвержденным приказом Минэкономики от 31.10.11 г. № 183.

Другие материалы (запчасти), не планируемые для использования в хозяйственной деятельности, относятся к отходам (ст. 1 Закона об отходах). Отходы также передаются специализированным предприятиям, занимающимся их переработкой.

Необходимо также принять во внимание, что некоторые материалы могут быть отнесены к опасным отходам. Согласно п. 2 Положения № 1120 опасными считаются отходы, включенные в раздел А Желтого перечня отходов**, которые имеют одно или более опасных свойств, приведенных в перечне опасных свойств***, и в Зеленый перечень, если они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к этому Положению, в таких количествах, которые могут проявлять опасные свойства, приведенные в перечне опасных свойств. Такие отходы должны сдаваться специализированным предприятиям, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами (ст. 32, 34 Закона об отходах).

** Утвержден постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

*** Приведен в Инструкции по получению международного кода идентификации отходов, утвержденной приказом Минприроды от 16.10.2000 г. № 165.

За нарушение требований относительно обращения с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения на должностных лиц, физлиц-предпринимателей может быть наложен административный штраф по ст. 82 КоАП от 50 до 100 нмдг (от 850 грн. до 1700 грн.). Кроме того, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 2 до 5 нмдг (от 34 грн. до 85 грн.) за смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды (ст. 824 КоАП).

Налоговый учет. Согласно п. 146.16 НКУ в случае ликвидации основных средств налогоплательщик в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на амортизируемую стоимость за вычетом суммы накопленной амортизации отдельного объекта основных средств.

К сожалению, эти нормы сформулированы некорректно, что приводит к налоговым потерям для субъекта хозяйствования. В частности, здесь говорится о включении в расходы разницы между амортизируемой стоимостью и суммой амортизации. При этом под амортизируемой стоимостью понимается первоначальная или переоцененная стоимость основных средств, других необоротных и нематериальных активов за вычетом их ликвидационной стоимости (п.п. 14.1.19 НКУ).

В результате на сумму ликвидационной стоимости при ликвидации объекта расходы в налоговом учете не возникают. Здесь имеется отличие от порядка определения финрезультата от ликвидации основных средств в бухгалтерском учете. Там финрезультат в общем случае определяется как разница между доходом от выбытия основных средств и их остаточной стоимостью, непрямыми налогами и расходами, связанными с выбытием основных средств (п. 34 П(С)БУ 7). Таким образом, в бухгалтерском учете при определении финрезультата учитывается остаточная стоимость, включающая ликвидационную стоимость.

Между тем с учетом некорректности законодательных формулировок отстоять право на расходы в части ликвидационной стоимости будет непросто (см. «Ликвидационная стоимость не включается в расходы при ликвидации основного средства» на с. 26).

 

Ликвидационная стоимость не включается
в расходы при ликвидации основного средства

Консультация из раздела 110.09.01 ЕБНЗ

«Вопрос: Как в налоговом учете отражается ликвидация по решению плательщика налога объекта ОС, по которому установлена ликвидационная стоимость?

Ответ: В случае ликвидации по решению плательщика налога объекта основных средств, по которому установлена ликвидационная стоимость, плательщик налога в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на сумму амортизируемой стоимости по такому объекту основных средств за вычетом суммы накопленной амортизации по этому объекту. При этом ликвидационная стоимость такого объекта основных средств, не учитываемая в амортизируемой стоимости, в расходы не включается».

 

Если у самортизированных основных средств не было ликвидационной стоимости, то результаты от их ликвидации будут «нулевыми». В обратной ситуации на сумму ликвидационной стоимости возникнет разница, которая в налоговом учете не отражается.

Расходы на демонтаж основных средств налоговики разрешают отражать в составе прочих расходов (см. консультацию в разделе 110.09.01 ЕБНЗ). По нашему мнению, такие расходы могут быть показаны в строке 06.4.39 к строке 06.4 приложения IВ к Налоговой декларации по налогу на прибыль.

Если в результате ликвидации основных средств будут получены какие-то материалы, которые в дальнейшем подлежат использованию в хоздеятельности, то, по мнению налоговых органов, они будут отражаться так (см. «Как учитываются полученные от ликвидации ТМЦ»):

 

Как учитываются полученные от ликвидации ТМЦ

Консультация из раздела 110.09.01 ЕБНЗ

«Вопрос: Как в налоговом учете отражаются оприходование и продажа ТМЦ, полученных при ликвидации ОС?

Ответ: <...> поскольку в случае ликвидации основных средств предприятие получает товарно-материальные ценности (далее — ТМЦ), которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности, а также реализованы, поэтому в соответствии с п.п. 135.5.14 <...> НКУ в отчетном периоде признания таких ТМЦ активами их стоимость включается в состав дохода, учитываемого при исчислении объекта налогообложения.

В случае реализации ТМЦ, полученных в результате ликвидации основных средств, их стоимость, по которой они ранее признавались активом, включается в состав расходов в соответствии с п.п. 138.8 <...> НКУ как прямые материальные расходы. Одновременно по дате перехода покупателю права собственности на такие ТМЦ в состав дохода, учитываемого при исчислении объекта налогообложения, включается стоимость таких ТМЦ, по которой они продаются (п.п. 135.4.1 <...>, п. 137.1 <...> НКУ)».

 

Следуя данной логике, предприятие после признания доходов имеет право включить в налоговые расходы и стоимость тех ТМЦ, которые используются им в собственной хозяйственной деятельности, а не продаются другим лицам.

В учете по НДС операции по ликвидации объектов основных средств отражаются так. В соответствии с п. 189.9 НКУ налоговые обязательства по НДС не начисляются при ликвидации основных средств, если таковые ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением в результате действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, если налогоплательщик подает в орган ГНС соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании их другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.

Налоговики на данный момент разрешают не начислять НДС в операциях ликвидации основных средств при условии, что налогоплательщик составляет акт на списание основных средств ф. № ОЗ-3, а также имеет заключение экспертной комиссии о невозможности использования в будущем этих средств по первоначальному назначению (см. разъяснение в разделе 130.09 ЕБНЗ).

На приходуемые в результате разборки ТМЦ налоговые обязательства по НДС не начисляются (п. 189.10 НКУ). Однако последующая продажа отходов и лома облагается НДС в общем порядке (на это обращают внимание и налоговики в консультации из раздела 130.08 ЕБНЗ). Исключение составляют лишь операции поставки отходов и лома черных и цветных металлов*, которые временно, до 01.01.14 г., освобождаются от НДС (п. 23 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ).

* Перечень таких отходов и лома приведен в постановлении КМУ от 12.01.11 г. № 15.

Бухгалтерский учет. Согласно Методрекомендациям № 561 расходы по ликвидации основных средств отражаются на субсчете 976 «Списание необоротных активов», полученные от разборки ТМЦ приходуются в корреспонденции с субсчетом 746 «Прочие доходы от обычной деятельности».

Пример 3. Предприятие ликвидирует станок, первоначальная стоимость которого 5000 грн., сумма начисленной амортизации — 4900 грн., ликвидационная стоимость 100 грн. Составлен акт на списание ф. № ОЗ-3. В результате ликвидации получены материалы, которые в дальнейшем планируется использовать в хоздеятельности (оценочная стоимость 200 грн.), и металлолом (оценочная стоимость 500 грн.). За демонтаж станка рабочим начислена зарплата в размере 300 грн. Операции отразятся в учете следующим образом:

 

Таблица 1. Учет операций по ликвидации самортизированных основных средств

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1.Списана сумма начисленной амортизации ликвидируемого объекта основных средств

131

104

4900

2. Списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств

976

104

100

3. Отражены расходы на оплату труда за демонтаж станка

976

661 (1)

300

300 (стр. 06.4.39 приложения IВ)

4. Оприходованы материалы для дальнейшего использования в хоздеятельности

207

746

200

200 (стр. 03.28 приложения IД)

5. Оприходован металлолом

209

746

500

500 (стр. 03.28 приложения IД)

6. Сдан металлолом специализированной организации через подотчетное лицо

372

712

600

500 (стр. 02 декларации)

7. Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

100

8. Списана стоимость реализованного металлолома

943

209

500

500 (стр. 05.1 декларации)

9. Получены деньги в кассу за сданный металлолом от подотчетного лица

301

372

600

(1) Корреспонденции по начислению и удержанию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и удержанию налога на доходы физических лиц не приводятся.

 

Вариант 4: продаем основные средства

Налоговый учет. В соответствии с п. 146.13 НКУ сумма превышения доходов от продажи или другого отчуждения над балансовой стоимостью отдельных объектов основных средств включается в доходы, а сумма превышения балансовой стоимости над доходами от такой продажи или другого отчуждения — в расходы налогоплательщика.

Балансовая стоимость основных средств, других необоротных активов — это сумма их остаточной стоимости, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью с учетом переоценки и суммой начисленной амортизации (п.п. 14.1.9 НКУ).

Из этого следует, что в случае продажи самортизированного объекта основных средств, имеющего ликвидационную стоимость, в налоговые доходы включается разница между суммой полученной компенсации и ликвидационной стоимостью.

Однако налоговики незаконно предписывают в этом случае отражать доход на полную сумму полученной компенсации, с чем мы категорически не согласны (см. «При продаже самортизированных основных средств доходы возникают в размере полученной компенсации»).

 

При продаже самортизированных основных средств
доходы возникают в размере полученной компенсации

Консультация из раздела 110.09.01 ЕБНЗ

«Вопрос: Как облагается налогом операция по продаже актива, на которую не начисляется амортизация в связи с достижением остаточной стоимостью такого объекта его ликвидационной стоимости?

Ответ: При достижении остаточной стоимостью объекта основного средства его ликвидационной стоимости такой объект в налоговом учете не считается основным средством. В случае продажи такого объекта плательщик налога должен учесть при определении налога на прибыль доход в полном размере от его реализации в общем порядке с учетом требований по применению обычных
цен».

 

Заметим также, что доходы по операциям продажи основных средств исчисляются исходя из обычных цен независимо от статуса контрагента (п. 146.14 НКУ).

Налоговые обязательства по НДС в операции продажи самортизированных основных средств начисляются в общем порядке, т. е. исходя из обычных цен (п. 188.1 НКУ).

Пример 4 . Предприятие продает станок, первоначальная стоимость которого 5000 грн., сумма начисленной амортизации — 4900 грн., ликвидационная стоимость 100 грн. по цене 600 грн. с НДС. Операции отразятся в учете, как показано в табл. 2.

Что ж, мы рассмотрели возможные варианты действий с самортизированными основными средствами, а принимать решение, как всегда, вам.

 

Таблица 2. Учет операций по продаже самортизированных основных средств

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1. Списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств

131

104

4900

2. Переведен объект основных средств в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

104

100

3. Отгружен станок покупателю

361

712

600

400 (стр. 03.17 приложения IД к декларации)(1)

4. Начислены налоговые обязательства по НДС

712

641

100

5. Отражены расходы по проданному объекту основных средств

943

286

100

6. Получена оплата от покупателя за реализованный объект основных средств

311

361

600

7. Сформирован финансовый результат от реализации

712

791

500

791

943

100

712

791

500

791

943

100

(1) Определяетсякак разница между суммой полученной компенсации (без НДС) и ликвидстоимостью: 400 грн. (500 - 100).

 

Документы и сокращения статьи

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о бухучете Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон об оценке Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.01 г. № 2658-III.

Закон о ценных бумагах — Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.06 г. № 3480-IV.

Закон о металлоломе — Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV.

Закон об отходах Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.

Положение № 1120 Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещена на сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua

ОС — основные средства.

ТМЦ — товарно-материальные ценности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше