ПРОВЕРКИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ТРУДЕ —
Кабмин совершенствует критерии
для проведения проверок
Постановление Кабинета Министров Украины от 10.10.12 г. № 937
«О внесении изменений в критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)»
Комментируемым постановлением Кабмин вносит изменения в Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), приведенные в приложении к постановлению КМУ от 17.11.10 г. № 1059 (далее — Критерии).
Изменены критерии , по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде. Теперь это (обновленный п. 1 Критериев):
1) наличие задолженности по выплате зарплаты;
2) выплата работникам зарплаты на уровне или ниже законодательно установленного размера минзарплаты;
3) несоответствие количества работников у субъекта хозяйствования объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг);
4) нарушение требований законодательства о труде;
5) наличие расхождений между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями поданной отчетности.
Изменены показатели, по которым работодателей разделяют на высокую (п. 3) и среднюю (п. 4) степень риска. А также сокращена с 3 лет до 5 лет периодичность проведения плановых проверок для работодателей с незначительной степенью риска (обновленный абз. четвертый п. 6 Критериев; см. таблицу ниже). Как видим, при разделении работодателей между высокой и средней степенями риска учитывается не просто количество работников, но и процент работников, которые получают зарплату на уровне или ниже минимальной зарплаты. Кроме того, при принятии решения о проведении плановых проверок будут сопоставляться фактические объемы деятельности и количество работников (правда, непонятно, с какими показатели будут сравниваться).
Комментируемое постановление на дату подготовки номера не вступило в силу.
Разделение работодателей на степени риска
и частота проводимых плановых проверок
для соблюдения законодательства о труде
Степень риска | Показатели, по которым субъекта хозяйствования относят к степени риска | Частота проведения плановых проверок (п. 6 Критериев) |
1 | 2 | 3 |
Высокая (обновленный п. 3 Критериев) | 1) имеющие задолженность по выплате зарплаты более 60 календарных дней; 2) с численностью до 50 человек включительно, у которых 60 % и более работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты; 3) с численностью от 51 до 250 человек включительно, у которых 45 % и более работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты; 4) с численностью 251 и более человек, у которых 30 % и более работников получают зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты; 5) количество наемных работников которых недостаточно для существующего объема производства (выполнения работ, предоставления услуг); 6) у которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины; 7) у которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями отчетности, поданной в органы государственной власти, составляют 10 % и более | Не чаще одного раза в год |
Средняя (обновленный п. 4 Критериев) | 1) выплачивающие зарплату с нарушением сроков выплаты зарплаты от 30 до 60 дней включительно; 2) с численностью до 50 человек включительно, у которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают 45 % и более, но менее 60 % работников; 3) с численностью от 51 до 250 человек включительно, у которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают более 30 %, но менее 45 % работников; 4) с численностью 251 и более человек, у которых зарплату на уровне или ниже законодательно установленного размера минимальной зарплаты получают более 15 %, но менее 30 % работников; 5) у которых по результатам последней плановой или внеплановой проверки выявлено нарушение требований законодательства о труде, по которому должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности; 6) у которых расхождения между фактическими показателями численности работающих и зарплаты и показателями отчетности, поданной в органы государственной власти, составляют более 4 %, но менее 10 % процентов | Не чаще одного раза в 2 года |
Незначительная (п. 5 Критериев) | Нет признаков, предусмотренных для высокой и средней степени риска | Не чаще одного раза в 5 лет (1) |
(1) Частота проведения проверок изменена комментируемым постановлением. До изменений составляла не чаще одного раза в 3 года. |