Темы статей
Выбрать темы

О проведении проверок субъектов хозяйствования

Редакция БН
Письмо от 31.07.2012 г. № 20727/7/10-0217/2986

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

в рамках уголовных дел

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 31.07.12 г. № 20727/7/10-0217/2986

«О проведении проверок субъектов хозяйствования»

 

В комментируемом письме ГНСУ донесла широким массам результаты обсуждения с представителями ВАдСУ особенностей применения норм Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) в рамках уголовных дел. Не исключаем, что в ближайшее время появится подобное обобщение и от ВАдСУ, в последнее время высшие судебные инстанции нередко обобщают практику рассмотрения тех или иных вопросов. Исходя из текста комментируемого письма ГНСУ и ВАдСУ совместно единогласно пришли к следующим выводам.

1. Право следователя назначить проверку. Соответствующее право (полномочия) следователя предусмотрены в ст. 66 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее — УПК). При этом в письме также отмечается, что согласно ст. 130 УПК решения следователя о проведении проверки оформляются мотивированным постановлением и именно такое постановление для налогового органа является обязательным (в силу ст. 114 УПК) и основанием для проведения проверки (в силу п.п. 78.1.11 НКУ).

2. Право налоговых органов принимать налоговые уведомления -решения. ГНСУ справедливо отметила, что по результатам проверок, назначенных в рамках уголовно -процессуального и оперативно -розыскного законодательства, налоговые уведомления-решения не принимаются до вступления в силу соответствующего решения суда. Это прямо установлено пп. 58.4 и 86.9 НКУ. Основанием для оформления налогового уведомления -решения и доначисления налогов в таком случае выступает обвинительный приговор суда по делу о преступлении, предметом которого являются налоги (сборы). При этом ГНСУ отдельно отмечает, что данные правила работают в отношении всех проверок, осуществляемых на основании п.п. 78.1.11 НКУ, независимо от субъектного или объектного состава.

ГНСУ также отметила, что в случае нарушения указанных правил решение налогового органа о доначислении налогов (сборов) должно быть отменено в судебном порядке.

В то же время в комментируемом письме ГНСУ дает подсказку, как обойти данные правила. Информация, полученная в ходе таких проверок, может быть налоговой информацией. А это, в свою очередь, дает возможность обратиться к любым другим основаниям для проведения внеплановой проверки (см. «ГНСУ признает возможность повторной проверки» на с. 11).

 

ГНСУ признает возможность повторной проверки

Извлечение из письма ГНСУ от 31.07.12 г. № 20727/7/10-0217/2986

«Учитывая, что материалы внеплановой документальной проверки, проведенной на основании п.п. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 НК Украины, или имеющееся уголовное дело могут свидетельствовать о нарушении плательщиком налогов законодательства, орган ГНС не лишен права на основании этой нормы и других оснований, определенных ст. 78 НК Украины, провести внеплановую документальную проверку плательщика налогов, по результатам которой осуществить соответствующие доначисления налоговых обязательств».

 

3. Обжалование акта проверки. Исходя из предписаний п.п. 1 п. 2 ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее — КАСУ) ГНСУ в комментируемом письме обращает внимание, что предметом обжалования в административном суде могут быть решения, действия или бездействие налогового органа, которые при этом порождают, изменяют и прекращают права и обязанности в сфере публично-правовых отношений.

Поэтому сам по себе акт проверки и выводы, сделанные налоговым органом в таком акте проверки, не могут быть предметом обжалования, поскольку не являются решением налогового органа. В принципе такого подхода придерживаются и админсуды.

В то же время ГНСУ отметила, что обжаловать в суде можно процессуальные действия налогового органа при проведении проверки (например, изъятие оригиналов первичных документов), кроме оформления и составления акта проверки. К процессуальным действиям, которые могут быть обжалованы в суде, можно также отнести отказ принять первичные документы, решение о проведении инвентаризации и т. п.

4. Право админсудов назначать проверки. ГНСУ совместно с ВАдСУ не нашли в КАСУ положений, которые давали бы полномочия админсудам назначать проверки в порядке, предусмотренном п.п. 78.1.11 НКУ. То есть админсуды не вправе назначать проведение проверок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше