Темы статей
Выбрать темы

Товарно-транспортная накладная: правила использования

Редакция БН
Статья

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНАЯ
 НАКЛАДНАЯ:

правила использования

 

Товарно-транспортная накладная, без преувеличения, является одним из основных документов при осуществлении операций по перевозке автотранспортом грузов разного вида. Этот первичный документ используется не только для ведения складского, оперативного и бухгалтерского учета перемещения грузов, но и для проведения расчетов за перевозку таких грузов и отражения в налоговом учете.

В связи с использованием товарно-транспортной накладной у субъектов хозяйствования возникает немало вопросов о правильности ее заполнения и необходимости использования.

В сегодняшней статье поговорим о порядке использования и правилах заполнения этого первичного документа.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Когда используем ТТН?

Применение ТТН — обязательно или нет? Основные постулаты документального оформления использования автомобильного транспорта в деятельности субъектов хозяйствования описаны в Законе об автотранспорте. Так, в частности, в соответствии со ст. 48 Закона об автотранспорте перевозка любых грузов как на договорных условиях, так и для собственных нужд должна быть документально оформлена товарно-транспортной накладной (далее — ТТН) или другим определенным законодательством документом на груз.

Как видим, ст. 48 Закона об автотранспорте не содержит четких и единодушных указаний на первичный документ, который обязаны использовать субъекты хозяйствования при перевозке. Поэтому может показаться, что субъекты хозяйствования не ограничены в выборе первичного документа для оформления таких операций и могут по своему усмотрению использовать ТТН или «другой определенный законодательством документ на груз».

Но это не так. В Правилах перевозки грузов, регламентирующих осуществление операции по перевозке грузов автомобильным транспортом на договорных условиях, в отличие от норм Закона об автотранспорте, вопрос оформления первичных документов более конкретизирован. В соответствии с нормами этих Правил:

— во-первых, ТТН является единым для всех участников транспортного процесса юридическим документом, предназначенным для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы (п. 1 Правил перевозки грузов);

— во-вторых, ТТН наряду с путевыми листами грузового автомобиля является основным документом на перевозку грузов (п.п. 11.1 Правил перевозки грузов).

ТТН названа и в п. 1 Перечня № 207 среди документов, обязательных для водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя при осуществлении грузовых перевозок на договорных условиях. А вот в п. 2 Перечня № 207 ТТН не названа среди документов, которые должны быть у водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд.

Из этого можно сделать вывод, что при перевозке грузов на договорных условиях субъект хозяйствования обязан оформлять именно ТТН. На это указывает также и Минтранс в письмах от 10.08.10 г. № 3845-01/09/19-10* и от 26.12.07 г. № 5327-02/06/14-07, а также Госкомпредпринимательства в письме от 08.08.06 г. № 6197**, отмечая, что при получении транспортных услуг должна обязательно выписываться ТТН. При этом замена ТТН любым другим документом произвольной формы не допускается

* См. ком. «Автотранспортная документация: Минтранс отвечает на проблемные вопросы» // «БН», 2010, № 42, с. 8.

** См. Калейдоскоп документов «Госпредпринимательства напоминает: ТТН уже не «строгая», но, как и раньше, необходимая» // «БН», 2006, № 47, с. 9.

В то же время, поскольку нормы Правил перевозки грузов и Перечня № 207 распространяются только на перевозки автотранспортом на договорных условиях, в случае если субъект хозяйствования осуществляет перевозку для собственных нужд, например, перевозки груза происходят со склада предприятия до его отдельного подразделения либо осуществляется доставка товаров покупателю без предоставления услуг по перевозке (услуги доставки отдельно не продаются), то ТТН можно не оформлять. Для этих целей, на наш взгляд, как раз и подойдет «другой определенный законодательством документ на груз», например, накладная или другой документ, подтверждающий право собственности на груз, которые предусмотрены п. 2 Перечня № 207.

Правда, в отдельных случаях даже при перевозке грузов для собственных нужд без оформления ТТН не обойтись. Речь идет о ситуации, когда объектом перевозки выступают хлеб, этиловый спирт, молоко, высокооктановые кислородсодержащие добавки и алкогольные напитки (подробнее см. табл. на с. 19). При перевозке этих товаров субъекты хозяйствования должны обязательно использовать специфические виды ТТН.

Подытоживая изложенное выше, можно сделать вывод, что обязательно оформлять ТТН следует только при перевозке грузов на договорных условиях, а также в случае перевозки хлеба, этилового спирта, молока, высокооктановых кислородсодержащих добавок и алкогольных напитков, и при этом нет разницы, для каких целей происходит перевозка таких товаров.

Применение ТТН для легковых автомобилей и автобусов. Также следует обратить внимание еще на одну достаточно весомую деталь: распространяется ли на все колесные транспортные средства обязательное использование ТТН при перевозках груза?

В соответствии со ст. 48 Закона об автотранспорте ТТН используют исключительно при осуществлении грузовых перевозок. Под «грузовой перевозкой» в соответствии со ст. 1 Закона об автотранспорте следует понимать перевозку грузов грузовым автомобилем. То есть перевозки грузов легковым автомобилем* и автобусом** нельзя фактически считать грузовыми перевозками, а следовательно, и обязательное использование ТТН в таких случаях не предусмотрено.

* Автомобиль легковой — автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения не более девяти с местом водителя включительно (ст. 1 Закона об автотранспорте).

** Автобус — транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более девяти с местом водителя включительно (ст. 1 Закона об автотранспорте).

В свое время такую позицию поддерживал и Госкомстат. В частности, в письме от 18.12.06 г. № 14/2-25/95 он отмечал, что при перевозке легковым автомобилем груза, принадлежащего юридическому лицу, оформляется ТТН или другой бухгалтерский документ , выписываемый при передаче груза (товара) к перевозке. То есть Госкомстат соглашался с тем, что, кроме ТТН, субъект хозяйствования может использовать и другие первичные документы при перевозке грузов негрузовым автомобилем.

Однако это ведомство не отличается последовательностью. В письме от 25.06.07 г. № 05/2-8/46 по поводу использования ТТН при перевозке грузов автобусом его специалисты высказали другое мнение: в случае если перевозчик определил автобус как тип подвижного состава, пригодный к перевозке определенного типа грузов, и это не противоречит Правилам перевозок грузов, то он должен оформлять ТТН. Мнение Госкомстата поддержал и Минтранс (письмо от 26.12.07 г. № 5327-02/06/14-07).

Имеют ли право работники ГАИ проверять наличие у водителя ТТН? Что касается проверки наличия ТТН у водителя транспортного средства, то в соответствии с приказом № 482 сотрудники ГАИ имеют право требовать у водителей транспортных средств предъявить им для проверки ТТН или другие документы на груз.

Но поскольку приказ № 482 опирается на старые нормы Правил дорожного движения и Закона о дорожном движении, из которых после внесения соответствующих изменений исчезло требование о том, что водитель транспортного средства обязан иметь при себе документы на груз, можно предположить, что наличие у водителя ТТН для предъявления ее работникам ГАИ на сегодняшний день не является обязательным.

В то же время согласно п. 21. ч. 1 ст. 11 Закона о милиции сотрудники милиции имеют право проверять наличие у водителей, в частности, товарно-транспортных документов на перевозимые грузы. То есть, как видим, у работников ГАИ есть право требовать у водителя документ на груз, но таким документом не обязательно должна быть ТТН (в Законе о милиции нет четкого указания именно на этот первичный документ), поэтому, на наш взгляд, при проверке сотруднику ГАИ можно предъявить и другой документ, подтверждающий право водителя перевозить такой груз.

 

Значение ТТН для учета

ТТН играет достаточно значительную роль в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, использующих автотранспортные перевозки, так как этот первичный документ является основанием для списания товарно-материальных ценностей, учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учете выполненной работы.

Что касается налогового учета, то со вступлением в силу НКУ для подтверждения налоговых расходов у субъекта хозяйствования должен иметься в наличии первичный документ, обязательность ведения и хранения которого предусмотрены правилами ведения бухгалтерского учета, который бы подтверждал факт осуществления таких расходов (п. 138.2 и п.п. 139.1.9 ПКУ).

Налоговики считают (разъяснения приведены в разд. 110.07.04 ЕБНЗ), что только ТТН может выступать документом, дающим право отражать в налоговом учете осуществление таких операций. Их позиция опирается на то, что в определении ТТН, приведенном в Правилах перевозки грузов, указано, что она является единым для всех участников транспортного процесса документом, предназначенным в том числе и для «бухгалтерского учета». Такая позиция налоговиков не нова, поскольку именно этого подхода они придерживались и в докодексный период (см., например, письмо ГНА в г. Киеве от 23.10.07 г. № 341/Н/31-607*** и консультации в «ВНСУ», 2006, № 5; 2007, № 24, 2008, № 16).

* ** См. ком. «ТТН нужны для валовых расходов на перевозку грузов — налоговики снова настаивают» // «БН», 2008, № 1, с. 5.

Мы не согласны с такой фискальной позицией налоговиков и считаем, что относить к налоговым расходам расходы, понесенные на осуществление грузоперевозки, или расходы, понесенные на получение транспортных услуг, можно и без оформления ТТН — главное, чтобы был первичный документ.

Во-первых , в НКУ содержится запрет на отнесение к налоговым расходам только тех расходов, которые вообще не подтверждены документально, поэтому если такие расходы подтверждены другими первичными документами (платежными поручениями на перечисление средств за транспортные услуги или приобретенный товар, актом о предоставлении услуг по перевозке грузов, накладными), оформленными в соответствии с требованиями ст. 9 Закона о бухучете*, а не ТТН, то право на налоговые расходы предприятие не утрачивает.

* О требованиях к первичным документам читайте в статье «Первичные документы: составляем, заполняем, подписываем…» // «БН», 2011, № 39, с. 10.

Во-вторых , согласно пп. 138.2 и 139.1.9 НКУ налоговые расходы должны подтверждаться теми первичными документами, обязательность ведения которых предусмотрена «правилами ведения бухгалтерского учета». Того, что для целей бухгалтерского учета используют исключительно ТТН, ни Закон о бухучете, ни Положение № 88 не предусматривают. Главное, чтобы был первичный документ на товар и предоставленные услуги по перевозке. Поэтому, если имеются накладная на товар и акт на услуги по перевозке, то этих документов должно быть достаточно и для налогового учета.

Нашу позицию по поводу использования других документов, кроме ТТН, при формировании расходов в налоговом учете поддерживают также суды (постановление Донецкого окружного административного суда от 10.07.09 г. по делу № 2а-4066/09/0570, определение Одесского апелляционного административного суда от 17.04.09 г. по делу № 22а-2595/2008, определение ВАдСУ от 15.05.08 г. по делу № К-30854/06, определение ВАСУ от 19.03.12 г. по делу № К-12207/09, постановление ВГСУ от 17.02.05 г. по делу № 34/281а), где утверждается, что для целей налогового учета действующим законодательством не предусмотрено обязательное наличие у субъекта хозяйствования ТТН. Поэтому, по нашему мнению, нельзя рассматривать ТТН как единственное возможное средство доказательства обоснованности отнесения расходов на транспортировку груза в налоговые расходы.

Учитывая имеющиеся противоречия по этому вопросу, советуем субъектам хозяйствования, осуществляющим грузовые перевозки, во избежание спорных ситуаций у потребителей транспортных услуг при перевозке грузов на заказ оформлять именно ТТН. Ведь если для перевозчика не слишком важен документ, на основании которого будут начислены доходы в налоговом учете, то потребителям услуг по перевозке придется отстаивать свою позицию в суде.

Обращаем внимание, что для отнесения расходов, понесенных на перевозку грузов, к налоговым расходам, а именно списание горюче-смазочных материалов, использованных при выполнении таких услуг, субъект хозяйствования, кроме ТТН, должен иметь другой первичный документ, который бы подтверждал осуществление таких расходов (п. 138.2 НКУ). Таким документом при перевозке грузов, как утверждают налоговики (письмо от 28.02.12 г. № 3535/6/15-1415), выступает утвержденная форма Путевого листа. На наш взгляд, поскольку с 14.08.11 г. из Закона об автотранспорте были исключены все упоминания об обязательности использования Путевого листа как документа установленного образца для определения и учета работы автотранспорта**, то для списания использованных горюче-смазочных материалов субъект хозяйствования может использовать как утвержденные формы Путевых листов, так и собственно разработанные. Налоговики, наверное, будут против применения самостоятельно разработанной формы документов для подтверждения права на налоговые расходы, поэтому во избежание недоразумений и противоречий с контролирующими органами советуем учитывать их позицию и использовать для списания горюче-смазочных материалов утвержденные формы Путевого листа.

** То есть с внесением таких изменений в Закон об автотранспорте наличие у водителя этого документа и предъявление его представителям органов внутренних дел перестали быть обязательными.

 

Форма ТТН

Для перевозки разных грузов субъекты хозяйствования должны использовать разные формы ТТН. Самой распространенной формой ТТН является форма № 1-ТН, утвержденная приказом № 488. Эту форму ТТН, как свидетельствуют положения приказа № 488, должны применять все субъекты хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, осуществляющие грузовые перевозки на заказ. Исключением является перевозка:

— хлебобулочных изделий;

— молочного сырья;

— спирта этилового;

— высокооктановых кислородсодержащих добавок;

— алкогольных напитков;

— нефти и нефтепродуктов.

Для таких товаров разными органами власти утверждены специфические (индивидуальные) формы ТТН (подробнее см. таблицу на с. 19).

Обращаем внимание, что ф. № 1 ТН с 25.04.06 г. не является бланком строгого учета. К бланкам строгого учета из ТТН относится только одна — это ТТН для перевозки нефти и нефтепродуктов ф. № 1-ТТН (нефтепродукт). Поэтому субъект хозяйствования может или приобрести такую утвержденную форму в соответствующих местах продажи, или распечатать самостоятельно.

Кроме того, поскольку такая форма утратила свой «строгий» статус, то, на наш взгляд, субъект хозяйствования имеет право даже самостоятельно разработать форму ТТН, взяв за основу утвержденную форму. Такая возможность предусмотрена п. 2.7 Положения № 88, где указано, что документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием изготовленных самостоятельно бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм. Из этого следует: для того чтобы форма самостоятельно разработанной ТТН была действительной, необходимо, чтобы она содержала все обязательные реквизиты первичных документов, предусмотренные в ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88. Заметим, что против разработки собственных форм первичных документов не возражает и Госкомстат, о чем идет речь в письме от 15.07.10 г. № 14/2-18/72* (этот орган, кстати, принимал участие в утверждении формы № 1-ТТН), а Госкомпредпринимательства в письме от 14.09.07 г. № 6951** даже прямо говорит о возможности использования самостоятельно разработанных форм ТТН, хотя замечает, что самостоятельно разработанные формы ТТН должны содержать общеустановленные реквизиты для ТТН и учитывать правила ее заполнения. Если вы решите использовать ТТН самостоятельно разработанной формы или хотите видоизменить типовую и специализированную форму, зафиксируйте свое решение в приказе об организации бухгалтерского учета на предприятии. Мы об этом писали в статье «Первичные документы: составляем, заполняем, подписываем…» // «БН», 2011, № 39, с. 10.

* См. ком. «Реквизиты первичных документов, статус счета-фактуры, подача статистической отчетности — разъясняет Госкомстат» // «БН», 2010, № 40, с. 6.

** См. ком. «ТТН требуются для валовых расходов на перевозку грузов — налоговики снова настаивают» // «БН», 2008, № 1, с. 5.

Однако обращаем внимание, что налоговики возражают против возможности использования самостоятельно разработанных форм Путевого листа (см. письмо от 28.02.12 г. № 3535/6/15-1415***). Поэтому, наверное, и право использования собственных ТТН придется отстаивать.

*** См. ком. «Первичные документы: при списании топлива нужно использовать форму Путевого листа» // «БН», 2012, № 20, с. 7.

 

Порядок заполнения ТТН

Регламентирующий документ . На сегодняшний день порядок заполнения ТТН прописан в нормативных документах только для специфических ТТН, а для формы № 1-ТН отдельного документа нет. Есть лишь незначительное описательное упоминание о правилах ее заполнения в Правилах перевозки грузов. Этого, к сожалению, маловато, что на практике приводит к заполнению по принципу «кто как понимает». Поэтому вопрос «как правильно составить ТТН?» является очень актуальным.

Минтранс как профильное министерство в письме от 21.04.10 г. № 1802-04/09/19-10 справедливо отметил, что при заполнении ТТН субъекты хозяйствования имеют право пользоваться Инструкцией № 228. И хотя эта Инструкция утратила силу еще 25.04.06 г., однако при отсутствии на сегодняшний день нормативно-правового акта, который бы регулировал вопросы заполнения ТТН, использование норм именно этого нормативно-правового акта, конечно же, с учетом требований действующего законодательства, вполне оправданно. Этим и будем пользоваться.

Заполняя форму ТТН, нужно учитывать следующие особенности:

1) ТТН заполняется на каждом этапе прохождения товара от грузоотправителя к грузополучателю;

2) отдельные реквизиты этого документа на каждом этапе прохождения товара (эти этапы выделены в п. 3.5 Инструкции № 228) заполняются разными уполномоченными лицами участников перевозки;

3) заполнять ТТН нужно в определенной последовательности, так как от этого зависит успешное перемещение груза, соблюдение всех необходимых условий перевозки и достоверность данных, отраженных в документе.

Количество экземпляров. В соответствии с п. 2.3 Инструкции № 288 ТТН выписывается грузоотправителем на каждую поездку автомобиля и для каждого грузополучателя отдельно. То есть из этого следует, что:

1) если одним автомобилем перевозятся грузы нескольким грузополучателям, то отдельная ТТН выписывается на каждого грузополучателя;

2) если перевозка груза происходит одному грузополучателю несколькими автомобилями или за несколько поездок одним автомобилем, то отдельные ТТН выписываются на каждую поездку. Исключением является лишь случай, когда перевозятся однородные грузы одному и тому же грузоотправителю. В этом случае допускается оформление одной ТТН на весь объем груза, перевезенного одним автомобилем за смену.

 

Особенности заполнения специфических форм ТТН

Название и форма ТТН

Чем утверждена

При перевозке каких товаров используется

Кто должен использовать

Является ли бланком строгого учета

Особенности составления

Товарно-транспортная накладная на отпуск хлебобулочных изделий (ф. № 1-ТТН (хлеб))

Приказом Минагрополитики от 06.06.01 г. № 153

Хлебобулочных изделий

Юридические и физические лица независимо от формы собственности:

— осуществляющие перевозки хлебобулочных изделий автотранспортом для собственных нужд или на коммерческой основе;

— для которых выполняются перевозки хлебобулочных изделий автомобильным транспортом на коммерческой основе

Нет

Форма № 1-ТТН (хлеб), в зависимости от схемы реализации выписывается в количестве от 3 до 5 экземпляров и оформляется на каждую партию груза. При этом 1-й — 4-й экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, передают водителю:

1-й экземпляр водитель сдает получателю, и он является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей у получателя;

2-й и 3-й экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) получателя, передаются производителю (поставщику);

4-й экземпляр является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг с перевозчиком.

Последний, 5-й экземпляр, заверенный подписями и печатями (штампами) производителя (поставщика), остается у производителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей.

Обращаем внимание: в случаях, когда в ТТН невозможно перечислить все названия и характеристики товаров, к ТТН прилагается как неотъемлемая ее часть надлежащим образом оформленная специализированная форма товарной накладной (сертификат или другая форма первичного учета). При этом в ТТН делается соответствующая отметка

Специализированная товарная накладная на перевозку молочного сырья (ф. № 1-ТН (МС))

Приказом Минагрополитики от 01.07.02 г. № 176

Молочного сырья

Юридические и физические лица независимо от форм собственности, осуществляющие перевозку молочного сырья собственным или привлеченным (арендованным) автотранспортом

Нет

Форма № 1-ТН (МС) не считается самостоятельным первичным документом, а является неотъемлемой частью ТТН по типовой ф. № 1-ТН, т. е. привычной ТТН. Следовательно, она выписывается не вместо обычной формы ТТН, а как дополнение к ней на каждую партию груза и для каждого грузополучателя отдельно.

Выписывается ф. № 1-ТН (МС) в 4 экземплярах, из которых:

1-й экземпляр остается у грузоотправителя;

2-й экземпляр передается грузополучателю;

3-й и 4-й экземпляры остаются у автопредприятия

Товарно-транспортная накладная на перемещение спирта этилового (ф. № 1-ТН (спирт))

Приказом Минтранса от 28.04.05 г. № 154

Спирта этилового

Юридические лица независимо от форм собственности и физические лица — субъекты хозяйствования, перевозящие соответствующие товары

Нет

Накладная выписывается в 4 экземплярах:

1-й экземпляр остается у отправителя и является основанием для списания продукции;

2-й экземпляр выдается (передается) получателю и является основанием для оприходования продукции;

3-й экземпляр, заверенный подписью и печатью получателя, остается у перевозчика и является основанием для его расчетов с заказчиком автотранспорта, учета транспортной работы, начисления заработной платы водителю и т. п.;

4-й экземпляр, зачеркнутый по диагонали типографской полосой с надписью «Контроль», заверенный подписью и печатью отправителя, передается охране для выезда за пределы предприятия-отправителя

Товарно-транспортная накладная на перемещение высокооктановых кислородсодержащих добавок (ф. № 1-ТН) /вкд/

Высокооктановых кислородсодержащих добавок

Товарно-транспортная накладная на перемещение алкогольных напитков (ф. № 1-ТН (алкогольные напитки))

Алкогольных напитков

Товарно-транспортная накладная на отпуск нефтепродуктов (нефти) (ф. № 1-ТТН (нефтепродукт))

Приказом Минэнергетики, Минэкономики, Минтранса, Госкомтехрегулирования от 20.05.08 г. № 281/171/578/155

Нефти и нефтепродуктов

Все субъекты хозяйствования (предприятия и предприниматели), занимающиеся закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией нефти и нефтепродуктов на территории Украины

Да

Форма № 1-ТТН (нефтепродукт) оформляется в 4 экземплярах, из которых:

1-й экземпляр остается у товарного оператора грузоотправителя и является первичным документом складского учета с последующей сдачей в бухгалтерскую службу предприятия;

2-й экземпляр используется водителем как пропуск при выезде с предприятия, а после выезда — остается у охраны предприятия с последующей сдачей в бухгалтерскую службу предприятия;

3-й и 4-й экземпляры, заверенные подписью представителя грузополучателя и отметкой о времени выезда с предприятия, передаются перевозчику, причем 3-й — является сопроводительным документом груза и после его сдачи передается грузополучателю; 4-й — передается экспедитору (водителю) и является основанием для учета транспортной работы

 

ТТН выписывается грузоотправителем (заказчиком) в количестве не менее 4 экземпляров. Все экземпляры ТТН грузоотправитель должен заверить подписью и при необходимости — печатью (штампом).

Схема движения выписанных грузоотправителем ТТН такова (для наглядности она приведена на рис. 1 на с. 21):

— первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и является основанием для списания товарно-материальных ценностей. Второй, третий и четвертый экземпляры передаются водителю (экспедитору);

— второй экземпляр ТТН, который водитель (экспедитор) передает грузополучателю, является основанием для оприходования товарно-материальных ценностей;

— третий и четвертый экземпляры ТТН водитель передает перевозчику. При этом третий экземпляр является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, поэтому перевозчик направляет его заказчику автотранспорта для оплаты за перевозку (если заказчик и перевозчик — разные организации), а четвертый экземпляр прилагается к Путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. Если заказчик и перевозчик — одна организация, то оба экземпляра остаются у заказчика.

 

img 1

Рис. 1. Схема движения ТТН при перевозке грузов на договорных условиях

 

Алгоритм заполнения ТТН. Учитывая указанные выше особенности заполнения ТТН, наглядно покажем алгоритм заполнения ТТН на каждом этапе перевозки.

Этап I. До прибытия автомобиля на загрузку . На этом этапе грузоотправитель заполняет в ТТН на каждую партию груза часть реквизитов шапки ТТН, а именно данные об участниках перевозки и раздел «Відомості про вантаж» — графы 1 — 7 табличной части раздела (см. рис. 2 на с. 22).

 

img 2

Рис. 2. Заполнение ТТН на этапе I

 

img 3

Рис. 3. Заполнение ТТН на этапе ІІ

 

Этап ІІ. После прибытия автомобиля на склад и погрузки на него товаров . На этом этапе ТТН могут заполнять три стороны:

1 — грузоотправитель, который дозаполняет шапку ТТН на основании предоставленного водителем Путевого листа и табличную часть раздела «Відомості про вантаж», а также раздел «Вантажно-розвантажувальні операції» строка «Навантаження» (см. рис. 3 на с. 23);

2 — водитель, подтверждающий факт приема груза;

3 — доверенное лицо грузополучателя, подтверждающее факт получения груза. Доверенное лицо покупателя дозаполняет ТТН только в случае, когда оно лично присутствует при загрузке транспортного средства. Если погрузка происходит без такого лица, поле ТТН, где должна указываться информация, таким лицом не заполняется.

Этап ІІІ . При перемещении груза от грузоотправителя к грузополучателю. На этом этапе дозаполнения ТТН происходят только в случае изменения адреса назначения груза (см. рис. 4 на с. 24) либо замены автомобиля, на котором такой груз перевозится, в связи с выходом его из строя, наступления форс-мажорных обстоятельств или по другим причинам, приведшим к замене автомобиля, на котором перевозился груз (см. рис. 5 на с. 24).

 

img 4

Рис. 4. Заполнение ТТН на этапе ІІІ в случае изменения адреса назначения

 

img 5

Рис. 5. Заполнение ТТН на этапе ІІІ в случае перегрузки груза на другой автомобиль

 

Если хотя бы одно из указанных выше событий произошло, то, в отличие от предыдущих этапов, на которых в ТТН вносились новые сведения о грузоперевозке, на этом этапе происходит изменение (исправление) ранее внесенных в ТТН сведений. Вносятся такие коррективы во все три экземпляра ТТН, находящиеся у водителя.

Если на пути передвижения не произошло указанных выше изменений, то заполнение ТТН на этом этапе не происходит.

Этап IV . При выгрузке груза из автомобиля. После доставки груза водитель-экспедитор сдает три экземпляра ТТН представителю грузополучателя, ответственного за прием груза, который будет заполнять в разделе «Вантажно-розвантажувальні операції» строку «Розвантаження» (можно — под копирку). Эта строка раздела «Вантажно-розвантажувальні операції» заполняется так же, как и строка «Навантаження», заполняемая на этапе ІІ (подробно см. рис. 3 на с. 23);

Обращаем внимание, что после заполнения ТТН на этом этапе третий и четвертый экземпляры ТТН (как упоминалось выше), заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и грузополучателя, водитель вместе с Путевым листом сдает диспетчеру перевозчика, который и будет заканчивать дооформление этого документа.

Этап V . Окончательное оформление документации перевозчиком после выполнения заказа. После отгрузки груза грузополучателю диспетчер перевозчика дозаполняет незаполненные реквизиты в шапке ТТН и в разделе «Відомості про вантаж», а также полностью заполняет раздел «Інші відомості», расположенный на обратной стороне ТТН (см. рис. 6 на с. 25).

 

img 6

Рис. 6. Заполнение ТТН на этапе V

 

После изложения алгоритма заполнения ТТН для наглядности приведем пример заполнения этого документа. Для этого предположим, что ООО «ШАГ» заказало у ООО «УТРО» перевозку груза (60 шкафов-купе по цене 2000 грн. за штуку, общий вес — 3 т) из г. Харькова в г. Луганск (см. рис. 7 на с. 26).

 

img 7
img 8

Рис. 7. Пример заполнения ТТН

 

На этом закончим рассмотрение правил использования ТТН. Надеемся, что эта публикация поможет в оформлении ТТН при перевозке грузов.

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об автотранспорте — Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон о дорожном движении — Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон о милиции — Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII.

Правила перевозки грузов — Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Перечень № 207 — Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.09 г. № 207.

Приказ № 488 — приказ Минтранса и Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346.

Приказ № 482 — приказ МВД «О мерах по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств» от 30.06.98 г. № 482.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88.

Правила дорожного движения — Правила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.01 г. № 1306.

Инструкция № 228 — Инструкция о порядке изготовления, хранения, применения единой первичной транспортной документации для перевозки грузов автомобильным транспортом и учета транспортной работы, утвержденная приказом Минстата и Минтранса от 07.08.96 г. № 228/253.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua

« ВНСУ» — журнал «Вестник налоговой службы Украины».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше