Темы статей
Выбрать темы

Сбор вторсырья: организация деятельности и учет

Редакция БН
Статья

СБОР ВТОРСЫРЬЯ:

организация деятельности и учет

 

Прием стеклотары, макулатуры, текстильной ветоши, лома черных и цветных металлов у населения — довольно прибыльный бизнес. Рассмотрим ныне действующие требования по разрешительным документам на организацию приемного пункта, а также по налогообложению и проведению расчетов с населением.

Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Определение терминов

В сегодняшней статье мы будем говорить о накопившихся у населения ненужных вещах и/или остатках от них, которые можно просто выбросить, а можно продать за определенные, пусть и небольшие, деньги. Ценность этих, по сути, отходов заключается в том, что они могут быть переработаны и использованы в дальнейшем в производстве как вторичное сырье.

Основными документами, регулирующими порядок сбора вторсырья, являются Закон об отходах, Закон о металлоломе, разработанные лицензионные условия для лицензируемых в этой сфере видов деятельности.

Согласно ст. 1 Закона об отходах под отходами как вторичным сырьем понимаются отходы, для утилизации и переработки которых в Украине существуют соответствующие технологии и производственно-технологические и/или экономические предпосылки.

Итак, вторичное сырье — это, прежде всего, отходы, которые можно переработать для дальнейшего использования.

Вторичным сырьем могут быть: макулатура, стеклобой, материалы текстильные вторичные; использованная металлическая тара (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики и т. п.); отходы полимерные; отходы резиновые, в том числе изношенные шины; лом черных и цветных металлов; отходы и лом драгоценных металлов и драгоценного камня, драгоценного камня органогенного образования, полудрагоценного камня.

По поводу лома черных и цветных металлов дадим дополнительные пояснения. В ст. 2 Закона об отходах сказано, что, помимо данного закона, законодательство об отходах состоит, в том числе и из Закона о металлоломе, что позволяет нам признавать металлолом отходами. При этом в ст. 2 Закона о металлоломе сделана оговорка, что Закон об отходах не распространяется на отношения, которые возникают в процессе осуществления операций с металлоломом. Убеждены, это лишний раз подтверждает, что металлолом является отходами, иначе эта оговорка была бы не нужна. Другое дело, что металлолом выделен в отдельную группу отходов, к которой предъявляются особые требования. И для того, чтобы операции с металлолом не регулировались одновременно двумя законами, образуя противоречия между их нормами, в ст. 2 Закона о металлоломе сделана соответствующая оговорка.

Стеклотара также вписывается в понятие вторичное сырье, что прямо следует из Порядка № 224. Так, возвратная тара — это тара многоразового использования, которая относится к вторичным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию.

Отходы, в том числе и отходы как вторичное сырье, разделяются на бытовые или промышленные в зависимости от места их возникновения. Так, бытовые отходы — отходы, которые образуются в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые*, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления.

* Твердые отходы — остатки средств, материалов, предметов, изделий, товаров, продукции, которые не могут в дальнейшем использоваться по назначению (ст. 1 Закона об отходах).

В Законе о металлоломе также есть разделение на бытовой и промышленный металлолом:

— бытовой металлолом — непригодные для прямого использования изделия бытового значения или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы и которые утратили эксплуатационную ценность;

— промышленный металлолом — непригодные для прямого использования в промышленности и других отраслях экономики изделия или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы и которые по решению собственника потеряли эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа, а также изделия из металла, которые имеют неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов.

Для разных целей (лицензирование, налогообложение, оформление расчетных операций и т. п.) действующее законодательство оперирует разными терминами, что зачастую затрудняет четко классифицировать, чем является принятое имущество от населения. Например, гражданин сдал на металлолом старую чугунную ванну. Чем она является: вторичным сырьем, бытовыми отходами или ломом черных металлов? По сути, чугунная ванна подходит под все три определения. На наш взгляд, нужно идти от частного к общему, т. е. прежде всего, это лом черных металлов (причем бытовой, так как образовался в процессе жизни и деятельности человека), а уж затем бытовые отходы и вторичное сырье.

Далее вы сами убедитесь, что в рассматриваемых сегодня вопросах по сбору вторичного сырья очень важно ориентироваться в терминах.

 

Лицензирование

Из организационных моментов ведения данной деятельности, прежде всего, рассмотрим вопрос лицензирования.

Согласно ст. 1 Закона об отходах под сбором и заготовкой отходов как вторичного сырья понимается деятельность, связанная со сбором, покупкой, принятием, хранением, обработкой (переработкой), перевозкой, реализацией и поставкой таких отходов перерабатывающим предприятиям на утилизацию, а также предоставление услуг в этой сфере.

 

Таблица 1. Лицензируемые виды деятельности в сфере сбора вторсырья

Норма Закона о лицензировании

Вид деятельности

Примечание

1

2

3

п. 3 ч. 2 ст. 9

производство особо опасных химических веществ; операции в сфере обращения с опасными отходами, сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, которые определяются Кабмином)

Согласно Перечню № 183 под лицензирование попадает сбор и заготовка:

— отходов полимерных;

— отходов резиновых, в том числе изношенных шин.

Для получения лицензии нужно соответствовать требованиям Лицензионных условий № 431.

Лицензию на операции с вторсырьем выдает Минприроды

п. 26 ч. 2 ст. 9

заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов

Согласно Закону о металлоломе под заготовкой металлолома понимается деятельность, связанная со сбором, покупкой, хранением и реализацией металлолома юридическими или физическими лицами — субъектами хозяйствования, которые осуществляют операции с металлоломом (1).

Для получения лицензии нужно выполнить требования Лицензионных условий № 183.

Лицензию выдает Минэкономики

п. 27 ч. 2 ст. 9

сбор, первичная обработка отходов лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней

Такие субъекты должны соблюдать требования Лицензионных условий № 82/350.

Согласно п. 1.3 Лицензионных условий № 82/350 в пределах деятельности по сбору, первичной обработке отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются такие виды работ:

— сбор, первичная обработка твердых и жидких серебросодержащих отходов;

— сбор, первичная обработка лома и отходов драгоценных металлов от списанной электронной техники, выведенного из эксплуатации оборудования, приборов, комплектующих изделий, деталей и т. п.;

— сбор, изъятие драгоценных камней из отработанных или выведенных из эксплуатации инструментов и других изделий технического назначения, а также из отходов, которые содержат драгоценные камни(2).

Лицензию выдает Минфин

(1) Лицензированию не подлежит деятельность физических лиц, связанная со сбором и реализацией бытового лома черных и цветных металлов, а также деятельность физических лиц — субъектов хозяйствования и юридических лиц, связанная со сбором и реализацией промышленного лома черных и цветных металлов, который образовался в результате их деятельности.

(2) Причем под сбором лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней понимается выявление и накопление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней в местах их образования (п. 1.5 Лицензионных условий № 82/350). Минфин в письме от 12.02.09 г. № 31-33010-09-10/3763 разъяснил, что деятельность, связанная со сбором лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней собственного производства (выявление и накопление лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней от деятельности собственного производства), лицензированию не подлежит.

 

Заметим, что с 10.01.11 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением № 1211 в Перечень № 183, в результате чего из-под лицензирования выведена деятельность по сбору и заготовке:

— макулатуры;

— стеклобоя;

— материалов текстильных вторичных;

— использованной металлической тары (ящики, фляги, канистры, банки, в частности алюминиевые банки из-под напитков, баллончики).

Лицензия должна храниться по
адресу местонахождения субъекта
хозяйствования, а ее копия, удостоверенная органом, ее выдавшим, —
по месту осуществления хозяйственной деятельности филиала или другого обособленного подразделения.

 

Требования к субъектам хозяйствования

Круг субъектов . Из Закона об отходах следует, что осуществлять деятельность по сбору и заготовке вторсырья могут субъекты хозяйствования как юридические, так и физические лица*.

* Ограничение предусмотрено только для исполнителя услуг по перевозке бытовых отходов на определенной территории населенного пункта. Им может быть только юридическое лицо, которое определяет на конкурсных принципах орган местного самоуправления (ст. 351 Закона об отходах).

Сомнения относительно того, что заниматься заготовкой вторсырья, в том числе металлолома, могут только юридические лица, изначально вызывают определение специализированного предприятия по сбору и заготовке вторсырья, а также определение приемного пункта** (см. табл. 2 на с. 31). Тем не менее, в форме заявлений на выдачу лицензии, в том числе и на заготовку металлолома, указаны и физические лица — предприниматели.

** Сбор и заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья должны осуществляться специализированными предприятиями, их филиалами, другими обособленными подразделениями через приемные пункты (стационарные или передвижные).

Материально-техническая база . Выше уже неоднократно отмечалось, что субъекты хозяйствования для осуществления сбора и заготовки отдельных видов отходов как вторичного сырья должны иметь определенную материально-техническую базу и собственные или арендованные производственные площади (помещения) (см. табл. 3 на с. 31).

Заметим, что требуемое имущество (см. табл. 3 на с. 31) должно быть либо в собственности или в аренде у субъекта хозяйствования, который занимается заготовкой вторсырья. При этом он не может одновременно передавать это имущество в использование другому субъекту хозяйствования для осуществления такого же вида деятельности на основании каких-либо гражданско-правовых договоров.

 

Таблица 2. Определение субъектов — сборщиков вторсырья

Из Лицензионных условий № 431

Из Закона о металлоломе

Специализированные предприятия по сбору и заготовке отходов как вторичного сырья — субъекты хозяйствования (зарегистрированные в установленном законодательством порядке юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их филиалы, другие обособленные подразделения), которые осуществляют сбор и заготовку отходов как вторичного сырья на основании соответствующей лицензии, выданной в установленном законодательством порядке, имеют в наличии принадлежащие им на праве собственности или на других законных основаниях производственные, складские помещения, прессовое, грузоподъемное и аналитическое оборудование, приемные пункты, необходимую документацию по правилам обращения с отходами и квалифицированный персонал

Специализированные металлургические перерабатывающие предприятия — предприятия, которые соответствуют требованиям, выдвигаемым данным Законом к специализированному предприятию, имеют в собственности производственное оборудование, обеспечивающее технологию металлургической переработки металлолома, связанную с изменением структуры металла, его химического состава в соответствии со стандартами, и прошли аттестацию в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти по вопросам промышленной политики

Приемный пункт отходов как вторичного сырья — стационарное или передвижное обособленное подразделение специализированного предприятия по сбору и заготовке отходов как вторичного сырья, которое осуществляет операции обращения с отдельными видами отходов как вторичного сырья в части приема и закупки их у физических и юридических лиц на основании соответствующей лицензии, выданной в установленном законодательством порядке, имеет производственные, складские помещения, прессовое, грузоподъемное и аналитическое оборудование, приемные пункты, необходимую документацию по правилам обращения с отходами и квалифицированный персонал

Приемный пункт специализированного или специализированного металлургического перерабатывающего предприятия — производственное подразделение специализированного или специализированного металлургического перерабатывающего предприятия, на базе которого производятся операции по заготовке и переработке металлолома. Каждый приемный пункт должен иметь весовое, ломоперерабатывающее, грузоподъемное оборудование, а также соответствующий участок с твердым покрытием, площадь которого определяется его производственными нуждами в соответствии с Законом

 

Таблица 3. Требования к оснащению приемных пунктов по сбору вторсырья

Требования

Обязательные

Рекомендуемые(1)

лом черных металлов(2)

лом цветных металлов(2)

полимерные отходы

резиновые отходы

текстиль

макулатура

стеклотара

1

2

3

4

5

6

7

8

Отдельная территория

+

+

-

+/- (4)

-

-

-

Складские помещения для хранения

+

+

+ (3)

+/- (4)

+

+

+

Оборудование для резки

+

(газопламенное)

+

(с электроприводом или двигателем внутреннего сгорания)

-

-

-

-

-

Прессовое оборудование:

— с выходом паки массой от 200 до 600 кг

-

-

-

-

-

+

-

— с любым выходом

-

-

-

-

+

-

-

— прессовое, дробильное, для перерабатывания и др.

-

-

+

+

-

-

-

Весы, которые прошли проверку метрологической службы

+

(с диапазоном взвешивания не меньше чем 500 кг)

+

(диапазон взвешивания не менее 200 кг)

+

(диапазон взвешивания от 1 кг)

-

+

+

(диапазон взвешивания не менее 200 кг)

+

Автовесы с диапазоном взвешивания от 10 т

-

-

+

+

+

+

-

Лабораторное оборудование для определения влажности

-

-

-

-

+

+

-

Грузоподъемное оборудование

+

+

+

(грузоподъемность не менее 200 кг)

+

(грузоподъемность не менее 200 кг)

+

+

(грузоподъемность не менее 200 кг)

+

Измерительные средства для радиационного контроля

+

+

-

-

-

-

-

Тара или отсеки для обособленного хранения отходов

-

+

(согласно требованиям ДСТУ 3211 (ГОСТ 1639))

-

-

-

-

-

(1) Ранее такие требования содержались в Лицензионных условиях № 52/105, когда операции по сбору и заготовке макулатуры, стеклобоя и текстиля подлежали лицензированию. На данный момент этот документ утратил силу. Тем не менее, в качестве рекомендаций для оборудования соответствующих пунктов приема вторсырья мы решили привести ранее действовавшие требования.

(2) Здесь мы даем требования к приемному пункту специализированного предприятия. Требования к территории и материально-технической базе самого специализированного предприятия, где проводится заготовка лома черных и цветных металлов, приведены соответственно в пп. 4.4 и 4.6 Лицензионных условий № 183. Каждый обустроенный земельный участок может использоваться лишь одним субъектом, занятым операциями с металлоломом. У каждого субъекта, занятого заготовкой металлолома, должен быть на праве собственности или аренды земельный участок (производственная площадь). Территория, на которой будет осуществляться хозяйственная деятельность с ломом цветных металлов, должна быть не меньше 500 кв. м, а с ломом черных металлов — не меньше 1000 кв. м. Эти территории должны иметь в местах непосредственного хранения и переработки металлолома бетонное или твердое покрытие, которое делает невозможным проникновение в почву вредных веществ (горюче-смазочных материалов, химикатов и т. п.).

(3) Минимальная площадь складских и производственных помещений не установлена (она должна быть необходимой для хранения отходов)

(4) Требуется наличие территории с твердым покрытием или соответствующего складского помещения для надлежащего хранения таких отходов. Минимальная площадь складских и производственных помещений не установлена (она должна быть необходима для хранения отходов).

 

Право на применение упрощенной системы налогообложения . Единственное ограничение, которое установлено для единоналожников (как юридических, так и физических лиц), приведено в п.п. 4 п.п. 291.5.1 НКУ. Так, плательщики единого налога не могут осуществлять добычу, производство, реализацию драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе органогенного образования (кроме производства, поставки, продажи (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней). Получается, что субъект хозяйствования, который закупает лом драгоценных металлов, а затем продает его третьим лицам, в том числе Нацбанку, не может быть плательщиком единого налога.

Также стоит помнить, что плательщикам единого налога запрещено проводить бартерные операции. В связи с чем, к примеру, ювелиры, которые осуществляют обмен лома драгоценных металлов на готовые изделия, не могут работать на едином налоге, так как проводят расчеты в неденежной форме. Аналогичный вывод сделан в письме ГНАУ от 18.03.11 г. № 5451/6/17-0715 для старых правил работы на едином налоге, но они справедливы и для расчетов для новой упрощенки.

Другие сборщики вторсырья (макулатуры, стеклобоя, металлолома и т. п.) при соблюдении других условий нахождения на упрощенной системе налогообложения вправе работать на едином
налоге.

 

Проведение и оформление расчетов

Расчеты в наличной форме за принятое вторсырье попадают под расчетную операцию, о чем неоднократно говорило главное налоговое ведомство в своих разъяснениях (письма ГНАУ от 06.07.09 г. № 14083/7/23-7017/572, от 14.05.08 г. № 9693/7/23-7017). В связи с этим при проведении расчетов с населением за принятое у них вторсырье необходимо учитывать требования Закона об РРО и разработанных в его исполнение нормативно-правовых актов.

Частные предприниматели — плательщики единого налога вправе не использовать в своей работе ни РРО, ни РК на основании п. 6 ст. 9 Закона об РРО. Такая льгота предоставляется им вне зависимости от объема операций.

Другим субъектам хозяйствования нужно учитывать, что согласно ст. 10 Закона об РРО и п. 19 Перечня № 1336 расчетные операции при приеме от населения вторичного сырья (кроме металлолома) могут осуществляться предприятиями (приемным пунктом) без использования РРО. В таком случае обязательным является применение РК и КУРО. Обращаем внимание, что предельный размер годового объема расчетных операций, в случае превышения которого использование РРО является обязательным, для деятельности по приему от населения вторичного сырья (в том числе стеклобоя), Перечнем № 1336 не установлен.

Согласно п. 12.1 Положения о расчетных документах при выдаче денежных средств в случае приема от населения вторичного сырья (кроме металлолома) используется упрощенная расчетная квитанция (далее — УРК) (по ф. № РК-2, приложение 8 к Положению о расчетных документах).

УРК состоит из двух частей: корешка и отрывной части. Отрывная часть с обязательным указанием на ней в строке «Всього» общей стоимости принятого вторсырья (например, макулатуры или стеклотары), оплаченного по одной УРК, выдается гражданам, сдающим такое вторичное сырье.

Как следует из п. 9.5 Порядка ведения КУРО и РК, на обратной стороне отрывной части УРК предприятию можно указывать (по требованию граждан) наименование сданного вторсырья, его стоимость (как единицы измерения, так и в целом), подтверждая эту надпись подписью лица (с указанием даты), проводившего расчет. Данные относительно выданных денежных средств гражданам на основании РК ответственное лицо предприятия, которое приняло вторсырье, ежедневно заносит в КУРО.

И еще один момент. Юридическим лицам — сборщикам вторсырья следует помнить о п. 1 ст. 9 Закона об РРО, согласно которому РРО и РК не применяются при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. Деятельность по сбору и заготовке вторсырья, по своей сути, является деятельностью в сфере услуг. На этом основании мы считаем, что юридические лица — скупщики вторсырья вправе не применять в работе ни РРО, ни РК при условии, что выдача наличных населению оформляется через кассу путем оформления расходного кассового ордера.

Есть схожая норма и для закупаемого у населения металлолома. Так, ст. 6 Закона о металлоломе предусмотрено, что оплата закупленного у населения металлолома осуществляется через кассы специализированных предприятий (их приемных пунктов) и специализированных металлургических перерабатывающих предприятий или через кассы в банках наличными деньгами или путем почтовых переводов за счет субъекта хозяйствования, который осуществляет покупку металлолома. Запрещается проведение наличных расчетов при осуществлении операций с промышленным металлоломом. Как видим, здесь содержится ограничение: расчеты за металлолом можно проводить наличными (и то только за бытовой металлолом) либо через кассу предприятия, либо через банк (отделение связи). Получается, что частные предприниматели, занятые в сфере сбора и заготовки металлолома, не могут напрямую выплачивать наличные населению (минуя кассу банка или почтовое отделение), так как у них нет кассы.

Обратите внимание: ГНАУ в письме от 14.05.08 г. № 9693/7/23-7017 указывала, что в случае проведения расчетов в порядке, предусмотренном ст. 6 Закона о металлоломе, такая операция не будет расчетной операцией в понимании Закона об РРО.

Помимо расчетного документа (чека РРО или расходного кассового ордера) при приеме металлолома у населения оформляется Акт приема металлолома (для физического лица) по форме приложения 1 к Лицензионным условиям № 183*. Принимать у населения металлом можно только при предъявлении физическим лицом документа, удостоверяющего личность. Еще раз напомним, что от населения можно принимать только бытовой металлолом.

* При приеме металлолома у субъектов хозяйствования оформляются Акт приема металлов черных (вторичных) и Акт приема лома и отходов цветных металлов (по форме приложений 2 и 3 к Лицензионным условиям).

При приеме других видов вторсырья, помимо расчетного документа (чека РРО или расчетной квитанции, или расходного кассового ордера) оформляется акт приема-передачи в произвольной форме с соблюдением требований о наличии обязательных реквизитов, которые должны присутствовать в первичных документах (за основу можно взять форму Акта приема металлолома).

 

НДФЛ

Изменения в вопросе обложения НДФЛ доходов от сдачи отходов. При выплате любых доходов физическим лицам возникает вопрос: облагается ли такой доход налогом, и если облагается, то в каком порядке? Рассматривать данный вопрос будем с учетом изменений, которые внесены в НКУ Законом № 5083 и начнут действовать с 1 января 2013 года (см. табл. 4 на с. 34).

 

Таблица 4. Доход от сдачи металлолома и НДФЛ: до 1 января 2013 года и после

Норма НКУ

Редакция

до 01.01.13 г.

с 01.01.13 г.

П.п. 164.2.18

В налогооблагаемый доход включается:

доход, полученный плательщиком налога за сданный (проданный) им лом черных и/или драгоценных металлов, кроме дохода, полученного за лом драгоценных металлов, проданный Нацбанку

Доход, полученный плательщиком налога за сданный (проданный) им лом драгоценных металлов, кроме дохода, полученного за лом драгоценных металлов, проданный Нацбанку

П.п. 165.1.25

В налогооблагаемый доход не включается:

сумма дохода, полученная плательщиком налога за сданное (проданное) им вторичное сырье и бытовые отходы, за лом драгоценных металлов, проданный Нацбанку

сумма дохода, полученная плательщиком налога за сданные (проданные) им вторичное сырье, бытовые отходы, лом цветных металлов, включая использованные (истощенные) аккумуляторы электрические свинцово-кислотные (код 8548 10 21 00 согласно УКТ ВЭД), остатки и лом электрических аккумуляторов с содержанием свинца (код 8548 10 91 00 согласно УКТ ВЭД), и лом драгоценных металлов, проданный Нацбанку

 

Проанализируем данные нормы.

Доходы от сдачи вторсырья и бытовых отходов . На данный момент (и так же будет после 1 января 2013 года) такие доходы не облагаются НДФЛ. Сюда относим доходы от сдачи макулатуры, стеклобоя и стеклотары, полимерных и резиновых отходов (в том числе изношенных шин), текстиля.

Доходы от сдачи лома драгоценных металлов . Как и до 01.01.13 г., так и после, не облагаются НДФЛ только доходы от продажи лома драгоценных металлов Национальному банку Украины. Во всех остальных случаях у источника выплаты дохода за такое имущество необходимо удержать НДФЛ. Считаем, что такой доход должен облагаться по ставке 5 %, как доход от продажи движимого имущества. Однако предупредим, что ГНАУ в письме от 18.03.11 г. № 5451/6/17-0715 разъясняет, что такие доходы должны облагаться по ставке (15) 17 %.

Доходы от продажи лома цветных металлов . С 1 января 2013 года такие доходы не будут облагаться НДФЛ, как говорится, без каких-либо сомнений. Причем в редакции п.п. 165.1.25 НКУ, которая вступит в силу с начала следующего года, конкретизировано, что под льготу попадает в том числе и сдача использованных электрических аккумуляторов.

Что касается периода до этой даты, то при покупке у физического лица лома цветных металлов, на наш взгляд, оснований для обложения НДФЛ также нет. Объясним, почему. Выше (см. раздел «Определение терминов» этой статьи на с. 28) мы обращали внимание, что Закон о металлоломе разделяет металлолом на бытовой и промышленный. Физические лица могут осуществлять операции лишь с бытовым металлоломом. Сбор, заготовка, переработка, реализация промышленного металлолома физическими лицами запрещаются. Прием промышленного лома у физических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования, запрещается (ч. 8 — 10 ст. 4 Закона о металлоломе). Бытовой металлолом вполне вписывается в понятие «бытовые отходы», под которыми понимаются отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления (ст. 1 Закона об отходах). При этом, в частности, под твердыми отходами понимаются остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров, продукции, которые не могут в дальнейшем использоваться по назначению.

Из цепочки этих определений и ограничений можно сделать вывод, что физическое лицо (не предприниматель) может сдать лом цветных металлов только в виде бытовых отходов как вторичного сырья. В связи с этим, несмотря на то что доход от сдачи лома цветных металлов на сегодняшний день прямо не упомянут в освобождающем от налогообложения п.п. 165.1.25 НКУ, считаем, что НДФЛ с таких выплат удерживать не нужно, так как речь идет о сдаче вторсырья и бытовых отходов (льгота на основании п.п. 165.1.25 НКУ).

Доходы от продажи лома черных металлов . На данный момент такие выплаты населению облагаются НДФЛ. Как разъясняет ГНАУ в письме от 18.03.11 г. № 5451/6/17-0715, субъект хозяйствования, принимающий лом черных металлов, должен удержать НДФЛ по ставке 15 (17) % (на наш взгляд, должна применяться ставка 5 %). Соответственно, на руки сдатчику лома выплачивается сумма за минусом удержанного НДФЛ. Согласно п.п. 168.1.4 НКУ если налогооблагаемый доход выплачивается физическому лицу наличными из кассы, то НДФЛ нужно перечислить в бюджет не позднее следующего банковского дня после такой выплаты.

С 1 января 2013 года доход от продажи (сдачи) лома черных металлов исключен из п.п. 164.2.18 НКУ, что говорит о том, что законодатели решили вывести данные доходы из-под налогообложения. Для большей ясности хотелось бы, чтобы такие доходы были прямо упомянуты в п.п. 165.1.25 НКУ, где перечислены такие не облагаемые НДФЛ доходы, как от сдачи вторсырья, бытовых отходов, лома черных металлов. По лому черных металлов с начала следующего 2013 года складывается та же ситуация, что сейчас (т. е. до 01.01.13 г.) по лому цветных металлов. Учитывая, что физические лица — непредприниматели могут сдавать только бытовой лом, который вполне вписывается в понятие «бытовые отходы» (см. раздел «Определение терминов» этой статьи на с. 28), считаем, что с 1 января 2013 года удерживать НДФЛ при выплате дохода физическим лицам за сданный ими лом черных металлов не нужно будет. Основание — п.п. 165.1.25 НКУ (доход от сдачи вторсырья и бытовых отходов). До начала следующего года еще есть время, поэтому надеемся, что ГНСУ также прояснит данный вопрос.

На этом завершаем рассмотрение вторсырьевых вопросов. Ввиду грядущего расширения перечня доходов населения, освобождаемых от налогообложения, данная сфера деятельности, уверены, станет еще более привлекательной для бизнеса.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон об отходах — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Закон о лицензировании — Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о металлоломе — Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г.
№ 265/95-ВР.

Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.12 г. № 5083-VI.

Лицензионные условия № 431 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья (согласно перечням, которые определяются Кабинетом Министров Украины), утвержденные приказом Минэкологии от 04.11.11 г. № 431.

Лицензионные условия № 183 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома цветных и черных металлов, утвержденные приказом Минэкономики от 31.10.11 г. № 183.

Перечень № 183 — Перечень отдельных видов отходов как вторичного сырья, хранение и заготовка которых подлежат лицензированию, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.01 г. № 183.

Лицензионные условия № 82/350 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по сбору, первичной обработке отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценных камней, утвержденные совместным приказом Госкомпредпринимательства и Минфина от 26.12.2000 г. № 82/350.

Лицензионные условия № 52/105 — Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по сбору, заготовке отдельных видов отходов как вторичного сырья, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства от 19.03.01 г. № 52/105 (документ утратил силу с 16.01.12 г.).

Положение о расчетных документах — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок ведения КУРО и РК — Порядок регистрации и ведения книг учета расчетных операций и расчетных книжек, утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Порядок № 224 — Порядок сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденный приказом Минэкономики от 02.10.01 г. № 224.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книг и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

КУРО — книга учета расчетных операций.

РРО — регистратор расчетных операций.

РК — расчетная книжка.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше