Темы статей
Выбрать темы

О сборе за специальное использование воды

Редакция БН
Письмо от 01.08.2012 г. № 20820/7/15-2117

СБОР ЗА СПЕЦВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

уплачивается со всего объема воды,
 если ее используют не только
 на санитарно-гигиенические нужды
 — фискальная позиция ГНСУ

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 01.08.12 г. № 20820/7/15-2117

«О сборе за специальное использование воды»

 

Напомним, что со вступлением в силу Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) за воду, используемую для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд (п.п. 324.4.1 НКУ), сбор не уплачивался только в случае использования воды на такие цели населением (совокупностью людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени независимо от характера и продолжительности проживания, в границах их жилого фонда и приусадебных участков).

Юридические и физические лица — предприниматели не упоминались в п.п. 324.4.1 НКУ, поэтому с 01.01.11 г. должны были уплачивать сбор за воду, использовавшуюся на эти цели на общих основаниях.

Так продолжалось практически полтора года. И только с 01.07.12 г. законодатели решили наконец пойти на уступки субъектам хозяйствования и уменьшить бессмысленную бумажную работу, освободив их от уплаты водосбора (сумма сбора с таких плательщиков была мизерной).

Так, Законом Украины от 24.05.12 г. № 4834-VI* (далее — Закон № 4834), вступившим в силу 01.07.12 г., в п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ были внесены изменения, согласно которым сбор не взимается за воду, используемую для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд** юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога. Казалось бы, изменения должны были поставить точку в этой истории.

* См. Тему недели «Налоговый кодекс: анализируем изменения» // «БН», 2012, № 29, с. 22.

** Как указано во втором абзаце п. 323.2 НКУ, под термином «санитарно-гигиенические нужды» следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Но, как оказалось, проблемы не были исчерпаны. Так, налоговики в комментируемом письме, проанализировав нормы п. 323.2 НКУ, сделали откровенно фискальный вывод (см. « Уплата сбора за воду, используемую для санитарно-гигиенических нужд» на с. 8).

 

Уплата сбора за воду, используемую
для санитарно-гигиенических нужд

Извлечение из комментируемого письма

«Следовательно, водопользователи, определенные п. 323.2 ст. 323 Налогового кодекса, начиная с 1 июля 2012 года не являются плательщиками сбора за специальное использование воды, если объемы такой воды были использованы ими для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

Если объемы воды были использованы, в том числе на другие цели, чем собственные питьевые и санитарно-гигиенические нужды, то такие водопользователи уплачивают сбор за специальное использование воды на общих основаниях за весь объем фактически использованной воды».

 

Конечно, если буквально прочитать нормы только п. 323.2 НКУ (в котором определено, кто и в каких случаях выступает плательщиком этого сбора при использовании воды на такие цели) и вспомнить, что до вступления в силу НКУ сбор в случае использования воды одновременно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд и на другие цели уплачивался со всего объема использованной воды (такое требование содержалось в п. 4.5 Инструкции о порядке исчисления и взимания сбора за специальное водопользование в части использования воды, утвержденной совместным приказом МФУ, ГНАУ, Минэкономики, Минприроды от 01.10.99 г. № 231/539/118/219, которая утратила силу 04.03.11 г.), то неудивительно, что налоговики пришли именно к такому фискальному выводу.

На сегодняшний день подобных норм НКУ не содержит, да и регулируется, что самое главное — освобождение от уплаты сбора в случае использования воды для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд не только п. 323.2 НКУ, о котором налоговики вспомнили в комментируемом письме, но и п.п. 324.4.1 НКУ, который они почему-то проигнорировали. Хотя изменения, освобождающие водопользователей от уплаты сбора при использовании воды на эти цели, появились в п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ синхронно со вступлением в силу Закона № 4834.

Отметим: в п.п. 324.4.1 НКУ указано, что при использовании воды для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридические лица, физические лица — предприниматели и плательщики единого налога не должны уплачивать сбор, так как объемы воды, использованные на такие цели, не считаются объектом налогообложения.

Если системно трактовать нормы НКУ, то наличие этой нормы в п.п. 324.4.1 Кодекса свидетельствует о том, что существуют плательщики водосбора, не подпадающие под действие п. 323.2 НКУ (использующие воду на другие цели), у которых есть льготные объемы воды (вода, используемая на санитарно-гигиенические нужды). В противном случае эта норма п.п. 324.4.1 НКУ вообще лишняя, потому что не существует плательщиков, которые бы ею могли воспользоваться.

И хотя нормы п.п. 324.4.1 НКУ при большом желании можно трактовать так же, как и нормы п. 323.2 НКУ (то есть фискально), все-таки логичнее, на наш взгляд, придерживаться либерального подхода, согласно которому сбор за спецводопользование не должен уплачиваться субъектами хозяйствования за объемы воды, использованные для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, а за объемы воды, использованные на другие цели, — должен.

Обращаем внимание: на то, что изменения, которые были внесены Законом № 4834 в п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ, читать следует именно так, указывает даже пояснительная записка к Закону4834, где речь идет о том, что такие изменения в порядок взимания сбора за спецводопользование (п. 323.2 и п.п. 324.4.1 НКУ) вносились с целью освобождения юридических лиц и физических лиц — предпринимателей от уплаты сбора за воду в объемах исключительно для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

Но, как видим из комментируемого письма, налоговики будут придерживаться фискальной позиции, поэтому если субъекты хозяйствования не согласны с ними, то им придется отстаивать свою позицию. И будем надеяться, что это им удастся, поскольку в соответствии с п. 56.21 НКУ в случае если нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат друг другу и допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов, в результате чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налога, так и контролирующего органа, то решение принимается в пользу плательщика налога.

Обращаем внимание, что в комментируемом письме налоговики также обратили внимание субъектов хозяйствования на порядок подачи отчетности по этому сбору в случае, если в течение года субъект хозяйствования освобождается от его уплаты. Так, в частности, они отметили, что поскольку декларация заполняется нарастающим итогом с начала года, то, несмотря на то что в течение года у субъекта хозяйствования исчез объект налогообложения из-за использования им воды только для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд, подавать отчетность следует до конца 2012 года. Такой подход налоговики выдвигали и раньше, например, при уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды (на сегодняшний день — эконалога), поэтому спорить с этим — наверняка напрасное дело.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше