Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Командировки: основные вопросы

Редакция БН
Статья

КОМАНДИРОВКИ: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Практически каждое предприятие рано или поздно сталкивается с необходимостью оформить командировку работнику. А отдельные категории развивающихся предприятий часто практически живут в разъездах, налаживая отношения с предприятиями-контрагентами либо решая другие производственные вопросы. В сегодняшней Теме недели начнем разговор о командировках и:

— расскажем, какими нормативно-правовыми актами нужно руководствоваться при направлении работников в командировку;

— опишем, как правильно документально оформить командировки;

— расскажем о гарантиях, которые должен обеспечить работодатель в отношении командированных работников.

С командировками приходится сталкиваться практически каждому предприятию. Эта тема всегда вызывала вопросы, но после отмены для хозрасчетных предприятий «командировочной» Инструкции их количество существенно увеличилось. Стало непонятно, чем следует руководствоваться при решении даже элементарных вопросов. В связи с этим в настоящей публикации мы рассмотрим общие «командировочные» моменты, а в последующем остановимся на нюансах этого участка учетной работы.

Яна ИНДЮХОВА, экономист-аналитик
Издательского дома «Фактор», y.indyukhova@id.factor.ua,
Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

ЧЕМ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
 ПРИ РЕШЕНИИ
«КОМАНДИРОВОЧНЫХ» ВОПРОСОВ

 

После изложения Инструкции № 59 в новой редакции, она стала действовать только в отношении командировок госслужащих, а также иных лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств*.

* В письме МФУ от 03.06.11 г. № 31-07230-16-25/13720 было уточнено, что для лиц, которые не имеют статуса бюджетного учреждения, но являются получателями бюджетных средств, Инструкция о командировках обязательна для применения при направлении работников в служебные командировки, которые осуществляются за счет бюджетных средств в рамках выполнения мероприятий, предусмотренных бюджетной программой.

С тем, что Инструкция о командировках обязательна для выполнения только этими лицами и на обычные хозрасчетные предприятия не распространяется, согласились практически все официальные органы (см., в частности, письма ГНАУ от 07.09.11 г. № 10077/5/15-1216 // «БН», 2012, № 9, с. 8; МФУ от 04.05.11 г. № 31-07230-16-25/11433 // «БН», 2011, № 27, с. 5**; Минюста от 13.02.12 г. № 54-0-2-12/7.2). В своих письмах ГНАУ и Минфин утверждают, что Инструкция о командировках для таких лиц имеет справочный (рекомендательный) статус, но в то же время при рассмотрении спорных вопросов ссылаются, как правило, на ее нормы, причем иногда без оговорки на то, что она применяется как справочная. «Не замечают» рекомендательного статуса Инструкции о командировках и судебные инстанции, которые продолжают при вынесении решений апеллировать к ней как к действующей (см., к примеру, решения Феодосийского горсуда АР Крым от 20.04.12 г. по делу № 2/0121/1232/12, Староградского райсуда г. Винницы от 14.06.12 г. по делу № 221/2601/12).

** См. ком. «Командировки: Инструкция № 59 исключительно для бюджетников; суточные рассчитывают на основании приказа; ограничение командировочных расходов» // «БН», 2011, № 27, с. 5.

Это объясняется тем, что кроме Инструкции о командировках «командировочные» вопросы, по сути, не описаны ни в одном нормативном документе. В НКУ освещены некоторые моменты применительно к сфере налогообложения, а в устаревшем КЗоТ даются крайне общие предписания на соблюдение трудовых гарантий во время нахождения лиц в командировке и «конкретика» приводится только в отношении порядка оплаты труда в этот период. В итоге «хозрасчетники», о которых мы дальше и будем говорить, оказались в ситуации правового вакуума. С одной стороны, они обязаны соблюдать предоставленные КЗоТ для командированных лиц гарантии***, с другой стороны, неясно, чем при этом следует руководствоваться.

*** Заметим, что помимо штрафных санкций за несоблюдение законодательства о труде, нарушения в «командировочных» выплатах могут привести к судебным разбирательствам с обделенными работниками и немалыми потерями для предприятия.

По нашему мнению, есть два варианта выхода из данной ситуации.

Вариант 1. Указать в локальных актах предприятия, что при решении командировочных вопросов следует использовать нормы Инструкции № 59. Однако необходимо учесть, что она в сравнении с п.п. 140.1.7 НКУ содержит ряд дополнительных ограничений касательно командировочных выплат. Поэтому такой вариант подойдет тем лицам, которые готовы отказаться от компенсации ряда расходов. Если данный аспект не смущает, можно издать приказ (распоряжение) о том, что предприятие осуществляет командировочные выплаты в соответствии с Инструкцией о командировках.

Вариант 2. Разработать собственное Положение о командировках (далее — Положение) и указать во внутренних актах предприятия, что при решении командировочных вопросов следует руководствоваться этим документом.

Создавая Положение, за основу можно взять нормы как Инструкции о командировках (новая редакция), так и Инструкции № 59 (старая редакция) в части, которые не будут противоречить нормам п.п. 140.1.7 НКУ и КЗоТ. При этом советуем бездумно не переписывать Инструкцию № 59, необходимо взвесить каждую норму и представить, как она будет реализовываться на практике. Перед утверждением его необходимо согласовать с профсоюзным органом и коллективом.

Желательно, чтобы Положение выступало приложением либо к коллективному договору, либо к трудовому договору с конкретным лицом. Несмотря на то что Положение имеет статус локального акта предприятия, обязательного для соблюдения работниками, в его формулировках обязательно следует учитывать нормы действующего законодательства. Связано это с тем, что согласно ст. 5 Закона о колдоговорах условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, являются недействительными, и запрещается включать их в договоры и соглашения; запрещается включать в трудовые договоры условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Аналогичные нормы применительно к трудовым договорам предусмотрены в ст. 9 КЗоТ. В связи с этим есть основания полагать, что условия Положен ия не должны быть для командированных лиц «жестче», чем те, которые указаны в Инструкции о командировках* и в п.п. 140.1.7 НКУ.

* Есть основания полагать, что для бюджетников как раз установлены минимальные гарантии. И ранее, например, в п. 111 постановления № 663 предусматривалось, что размер суточных для работников хозрасчетных предприятий не должен быть ниже чем у бюджетников.

Впрочем, официальные органы подтверждают, что руководитель может устанавливать дополнительные ограничения относительно сумм и целей использования средств, предоставленных на командировку: расходов на наем жилого помещения, на бытовые услуги, транспортные и другие расходы**. Такие ограничения целесообразно зафиксировать в Положении.

** См. ком. «Командировки: Инструкция № 59 исключительно для бюджетников; суточные рассчитывают на основании приказа; ограничение командировочных расходов» // «БН», 2011, № 27, с. 5.

Если Положение формируется как приложение к коллективному договору, то его следует разрабатывать по процедуре разработки коллективного договора. Если это отдельный локальный документ, то его следует также разработать с участием представителей трудового коллектива и профсоюза (при наличии).

Не принимать никаких локальных актов касательно командировочных выплат, по нашему мнению, весьма опасно. В этом случае не исключены проблемы с органами Гоструда и работниками касательно того, были ли соблюдены трудовые гарантии работников. Хотя согласно акту проверки***, составляемому инспекторами органа Гоструда по результатам проверки, среди контролируемых аспектов по командировкам (п. 8.1) проверяются такие моменты:

П.п. 8.1.1 — работникам возмещаются расходы в связи со служебной командировкой (ст. 121 КЗоТ).

П.п. 8.1.2 — за командированными работниками сохраняются в течение всего времени командировки место работы, должность (часть третья ст. 121 КЗоТ).

П.п. 8.1.3 — работникам, направленным в служебную командировку, оплата труда за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором, и размер такой оплаты труда — не ниже среднего заработка (часть четвертая ст. 121 КЗоТ).

П.п. 8.1.4 — сумма суточных для командировок государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, соответствует требованиям приложения 1 к постановлению № 98.

*** Форма акта и порядок проведения проверок Гоструда изложены в новом приказе Минсоцполитики от 02.07.12 г. № 390 // ком. «Проверки инспекции по труду — Минсоцполитики утвердило Порядок и формы оформляемых при этом документов», «БН», 2012, № 35, с. 10.

Из этого можно сделать вывод, что проверять размер суточных инспектор органа Гоструда будет только у бюджетников.

 

СЛУЖЕБНАЯ КОМАНДИРОВКА
— ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

Что такое командировка

Поскольку определение служебной командировки содержится только в Инструкции о командировках, в отсутствие иных положений следует ориентироваться на нее. В ней служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы*. Остановимся на этих моментах более подробно.

* Заметим, что это определение командировок используют и официальные органы (см., в частности, письма Минсоцтруда от 05.03.12 г. № 204/13/184-12, МФУ от 05.05.11 г. № 31-07230-16-21/11582).

 

Кого можно отправить в командировку

Из норм п.п. 140.1.7 НКУ следует, что в командировку могут быть отправлены:

1) физические лица, которые находятся в трудовых отношениях с плательщиком налога. При этом такие лица могут работать как по основному месту работы, так и по совместительству**. Если совместитель направляется в командировку только по одному из мест работы, по второму месту работы ему предоставляется отпуск без сохранения заработной платы на срок не более 15 календарных дней в году (ст. 26 Закона об отпусках).

** Особенности компенсации командировочных расходов совместителям были рассмотрены в письме МФУ от 29.12.07 г. № 31-18030-07-27/29310. Сделанные в нем выводы не утратили актуальность и сейчас.

А вот лица, выполняющие свои функции на основании гражданско-правовых договоров, в командировку направлены быть не могут, на что указал, в частности, Минфин в п. 2 письма от 23.03.06 г. № 31-26030-12-29/6045;

2) лица, которые являются членами руководящих органов плательщика налога. Заметим, что эти положения сформулированы не вполне четко. В соответствии со ст. 89 ХКУ управление деятельностью хозобщества осуществляют его органы и должностные лица, состав и порядок избрания (назначения) которых определяется в зависимости от вида общества, а в определенных законом случаях — участники общества. Должностными лицами общества считаются председатель и члены исполнительного органа, глава ревизионной комиссии (ревизор), а в случае создания совета общества (наблюдательного совета) — председатель и члены этого совета.

Высшим органом акционерного общества является собрание акционеров (ч. 1 ст. 32 Закона об АО). В обществе с ограниченной ответственностью (ООО) согласно ст. 62 Закона о хозобществах создается исполнительный орган: коллегиальный (дирекция) или единоличный (директор), который решает все вопросы деятельности общества, за исключением принадлежащих к исключительной компетенции общего собрания участников. При этом ввиду того, что любой из участников ООО является членом общего собрания — высшего органа ООО, он может быть направлен в командировку.

Однако должны предупредить, что налоговики заметно сужают применение этой нормы. По их мнению, применительно к акционерному обществу в составе налоговых расходов могут быть учтены командировочные расходы только председателя и членов правления, наблюдательного совета, главы ревизионной комиссии акционерного общества, и учредителя общества, да и то только в случае, если он находится с обществом в трудовых отношениях или является председателем или членом исполнительного органа (консультация из раздела 110.07.14 ЕБНЗ). Хотя ранее Минфин подтверждал возможность направления в командировку и не состоящего в трудовых отношениях с предприятием учредителя — члена общего собрания ООО (п. 3 письма МФУ от 23.03.06 г. № 31-26030-12-29/6045).

Круг лиц, в отношении которых существуют ограничения для направления в командировку, рассматривался в письме Минсоцполитики от 14.12.11 г. № 350/06/186-11 (см. ком. « Отказ от командировки: кто может это себе позволить; ответственность за необоснованный отказ» // «БН», 2012, № 12, с. 14).

С учетом вышеизложенного приведем перечень категорий физлиц, которых можно направлять в командировки, а которых нельзя (см. табл. 1 на с. 37).

 

Таблица 1. Кого можно/нельзя направить в командировку

Можно направить в командировку:

работников предприятия

временных работников

сезонных работников

совместителей

работников, работающих неполное рабочее время

учредителей

членов руководящих органов предприятия

Нельзя направить в командировку:

лиц, работающих по ГП-договору

беременных женщин (ст. 176 КЗоТ)

женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст. 176 КЗоТ)(1)

женщин, имеющий детей в возрасте от 3 до 14 лет или детей-инвалидов, без их согласия (ст. 177 КЗоТ)(1)

работника в период его временной нетрудоспособности(2)

работника в период его отпуска(3)

(1)Гарантии, установленные ст. 176 и 177 КЗоТ, распространяются согласно ст. 1861 КЗоТ и на отцов, которые воспитывают детей без матери (в том числе в случае длительного пребывания матери в лечебном заведении), а также на опекунов (попечителей), приемных родителей.

(2) В письме Минфина от 20.01.07 г. № 31-18030-07-10/854 говорится, что нет законных оснований привлекать работника к выполнению служебного поручения в период его временной нетрудоспособности, ведь листок нетрудоспособности является основанием для освобождения от работы.

(3)В общем случае работника, находящего в отпуске, направить в командировку нельзя. Но если это неизбежно, то сперва с согласия работника необходимо оформить приказ об отзыве работника из отпуска и только потом направить его в командировку.

 

Физлицо-предприниматель, как и любой работодатель, имеет право направлять своих работников в командировку. При этом применяются все законодательно установленные нормы в отношении командировок. Однако назвать поездку самого предпринимателя в рамках своей деятельности командировкой нельзя, но документально подтвержденные затраты можно включить в расходы.

 

Документальное оформление командировок работников

 

На данный момент все официальные органы придерживаются позиции о том, что обязательным документом при направлении в командировку является соответствующий приказ (распоряжение) руководителя предприятия либо его заместителя (письма Минсоцполитики Украины от 05.03.12 г. № 204/13/184-12, ГНАУ от 12.05.11 г. № 5675/5/15-0316, МФУ от 04.05.11 г. № 31-07230-16-25/11433 // «БН», 2011, № 27, с. 5). Исходя из норм п.п. 140.1.7 НКУ наличие приказа для выплаты суточных обязательно. Приказ составляется в произвольной форме, но в нем желательно указать такие сведения (п. 1 разд. II Инструкции о командировках):

— фамилию и инициалы лица, направляемого в командировку, его профессию (должность), структурное подразделение;

— место назначения (страна, город, наименование предприятия, куда направляется работник);

— срок командировки;

— цель командировки и основание (служебное задание или иной документ);

— размер суточных, если согласно Положению размер определяется или уточняется для конкретного случая в приказе.

Примерная форма приказа приведена на рис. 1 в Шпаргалке бухгалтера этого номера (см. с. 23).

С приказом работника ознакомляют под подпись. С него следует сделать копию и выдать ее командированному работнику для того, чтобы в гостиничный счет при командировках в пределах Украины не был включен турсбор (это подтвердила и ГНАУ в письме от 29.04.11 г. № 12291/7/15-0717 // «БН», 2011, № 21, с. 9).

Приказами оформляются также все действия, связанные с командировочными выплатами, в частности перенос (продление) срока командировки, отмена командировки, распоряжение о проведении дополнительных выплат командированному лицу.

Среди иных «командировочных» документов, которые оформляет работодатель, направляя работников в командировку, можно назвать следующие:

— служебное техническое задание;

— смету расходов на командировку;

— примерную форму маршрута работника при проезде городским транспортом общего пользования. По мнению Минфина (см. письмо от 17.08.05 г. № 31-03173-07/8/17365), такой маршрут может утверждаться руководителем во время направления работника в командировку (если он известен заранее) или после возвращения из командировки и предоставления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (далее — Отчет о командировке).

Вместе с тем оформление этих документов не имеет обязательного характера и предприятие самостоятельно решает в правилах внутреннего документооборота, нужно ли их составлять*.

* Относительно служебного задания и сметы это подтвердил и Минфин в п. 2 письма от 05.05.11 г. № 31-07230-16-21/11582.

Обращаем ваше внимание на то, что в прошлом обязательный атрибут командировок — командировочное удостоверение — в настоящее время при оформлении командировок не используется. Сумма суточных теперь рассчитывается не по отметкам в командировочном удостоверении, а на основании приказа о командировке и соответствующих первичных документов, которые подтверждают дату отправления в командировку и прибытия из нее. При отсутствии же такого приказа суточные не выплачиваются. Такой же подход применяется и для налогового учета (абзац одиннадцатый п.п. 140.1.7 НКУ).

 

Отчет о командировке

Как было сказано выше, после возвращения из командировки работник должен представить Отчет о командировке и вернуть неиспользованные суммы аванса в установленные п. 170.9 НКУ сроки (см. табл. 2). Нарушение сроков подачи Отчета и возврата неиспользованного аванса чревато санкциями (табл. 3 на с. 39).

 

Таблица 2. Срок подачи Отчета о командировке

Форма выдачи аванса

Цель выдачи аванса

для покрытия командировочных расходов

для решения производственных (хозяйственных) вопросов в командировке

1. Наличная форма

До окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором работник завершает командировку (абз. «а» п.п. 170.9.2 НКУ)

До окончания 5-го банковского дня, следующего за днем, в котором работник завершает командировку (абз. «а» п.п. 170.9.2 НКУ)

2. Наличность, снятая с помощью платежных средств(1)

До окончания 3-го банковского дня после окончания командировки (абз. «а» п.п. 170.9.3 НКУ)

3. Безналичная форма (расчеты с помощью платежных средств)

Не позже 10 дней после окончания командировки (абз. «б» п.п. 170.9.3 НКУ)(2)

(1) Исходя из норм п.п. 170.9.3 НКУ под платежными средствами здесь подразумеваются корпоративные платежные карточки, дорожные, банковские или именные чеки, другие платежные документы. В то же время налоговики распространяют указанные нормы и на случаи снятия наличности с помощью личных банковских карточек, с чем мы не согласны (см. письмо ГНСУ от 06.02.12 г. № 2292/6/23-50.0214 // «БН», 2012, № 25, с. 7).

(2)При наличии уважительных причин работодатель может продлить срок подачи Отчета до 20 банковских дней (до выяснения вопроса в случае выявления расхождений между соответствующими отчетными документами).

 

Следует заметить, что в абз. «б» п.п. 170.9.2 НКУ предусмотрены отдельные сроки предоставления Отчета в ситуации, когда лицо выполняет отдельное гражданско-правовое действие по доверенности предприятия. В этом случае Отчет следует подать до окончания пятого банковского дня, следующего за днем, в котором плательщик налога завершает выполнение отдельного гражданско-правового действия по доверенности и за счет лица, выдавшего средства под отчет. Но очевидно, что в «командировочной» ситуации эти требования соблюсти, как правило, невозможно, поскольку лицо в этот период может находиться еще в командировке. Поэтому мы считаем, что здесь следует ориентироваться на «командировочные» сроки из абз. «а» п.п. 170.9.2 НКУ. Ранее это подтверждали и официальные органы (см., в частности, письма НБУ от 11.05.04 г. № 11-113/1571-4618, ГНАУ от 08.06.04 г. № 4529/6/17-3116), поскольку проблема несовпадения сроков подачи Отчета была и до НКУ. Сейчас налоговики, похоже, придерживаются аналогичной позиции (см. консультацию в разделе 160.18 ЕБНЗ).

Что касается возврата остатка аванса, то, по нашему мнению, командированное лицо имеет право вернуть неизрасходованную наличность не позднее сроков, установленных для подачи Отчета о командировке, что следует из п.п. 170.9.2 НКУ. Однако здесь следует обратить внимание на один момент. Согласно п. 2.11 Положения № 637 в ситуации, когда подотчетному лицу одновременно была выдана наличность как на командировку, так и для решения в ней производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья), срок, на который выдана наличность под отчет на эти задания, может быть продлен до завершения срока командировки. Из буквального прочтения следует, что неизрасходованную наличность в этом случае лучше вернуть в день возвращения из командировки. В то же время мы считаем, что и в этой ситуации при возврате наличности следует ориентироваться на сроки подачи отчета, предусмотренные в абз. «а» п.п. 170.9.2 НКУ для отчетности по завершенной командировке. Аргументировать это можно тем, что согласно нормам его абз. 3 п. 2.11 Положения № 637 выдача наличных средств под отчет или на командировку осуществляется в соответствии с законодательством Украины (т. е. п. 170.9 НКУ). Заметим, что ранее существовала аналогичная проблема, и тогда НБУ предписывал поступать именно так (см. письмо НБУ от 11.05.04 г. № 11-113/1571-4618).

 

Таблица 3. Ответственность за «командировочные» нарушения

Субъект ответственности

Нарушение

Ответственность

Работник

Несвоевременный возврат излишне израсходованных средств

НДФЛ из суммы, которая превышает сумму расходов налогоплательщика на такую командировку(1, 2).

База налогообложения определяется с использованием «натурального» коэффициента

(п.п. 170.9.1 НКУ, п. 164.5 НКУ)

Субъект хозяйствования

Превышение установленных п. 2.11 Положения № 637 сроков использования выданной под отчет наличности

Штраф в размере 25 % от выданных под отчет сумм

(абзац пятый ст. 1 Указа № 436)

Выдача наличности под отчет без полного отчета за ранее выданные средства

Должностные лица субъекта хозяйствования

Нарушение правил ведения кассовых операций

Штраф от 136 до 255 грн., а за повторное в течение года нарушение — от 170 до 340 грн. (3)

(ст. 1642 КоАП)

(1) Эта ответственность применяется и в случае, если Отчет о командировке подан своевременно, но остаток неизрасходованных средств возвращен с нарушением установленных сроков.

(2) Считаем, что налогооблагаемый доход у лица возникает только в том случае, когда неизрасходованные денежные средства не возвращаются им до окончания месяца возвращения из командировки. Это следует из п. 3 Порядка № 996, в котором сказано: «Если плательщик налога не возвращает сумму излишне израсходованных средств в течение отчетного месяца, на который приходится предельный срок <...>, то такая сумма подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 167.1 <…> Кодекса за счет любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц». С другой стороны, если работник, нарушив сроки, не предоставил Отчет о командировке до конца месяца, на который приходится истечение сроков, то НДФЛ придется рассчитать со всей суммы выданного аванса (именно она будет считаться излишне израсходованной — ведь у предприятия нет документов, подтверждающих иное).

(3) Применение этого штрафа в отношении хозрасчетников маловероятно, поскольку налагают его органы контрольно-ревизионной службы (ст. 2341 КоАП).

 

Куда можно направить лицо в командировку

Исходя из общепринятого понятия, командировкой считается поездка в другой населенный пункт не по месту постоянной работы лица. В связи с этим к командировкам можно отнести и поездки в филиалы предприятия, размещенные в другом населенном пункте, поездки надомников в головной офис предприятия и т. п.

Вместе с тем следует также определиться с тем, чем именно является поездка работников: командировкой или работой, имеющей разъездной (передвижной) характер труда*. Понятие разъездного характера работы неоднократно разъяснял Минтруда. Так, в письме от 27.01.08 г. № 5/13/116-08 сказано, что при определении термина «разъездной характер работ» необходимо исходить из организации (характера) выполнения (проведения) работ. Такая организация работ предусматривает выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места расположения организаций, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Исходя из умозаключений представителей Минтруда, приведенных в этом письме, можно сделать такой вывод: если поездки работник осуществляет в пределах установленного рабочего времени, то такая работа не считается имеющей разъездной характер и каждая такая поездка должна оформляться как командировка. А в письме от 17.11.06 г. № 307/13/133-06 Минтруда уточняет, что время, которое работник тратит на дорогу до объекта и обратно до места работы, должно составлять не менее двух-трех часов в день, для того чтобы работа считалась разъездной.

* Критерии такой работы приведены в постановлении № 490.

Но, по нашему мнению, так формально подходить к определению разъездной работы нельзя. Мы считаем, если работник выполняет свои трудовые обязанности в основном не на постоянном рабочем месте, а постоянно совершая поездки (как в пределах населенного пункта, так и за пределами), это является достаточным основанием, чтобы признать его работу разъездной. Так, разъездная работа будет у курьеров, торговых агентов и т. п.

Поскольку четких критериев разграничения таких поездок нет, предприятию лучше эти моменты оговорить во внутренних документах: в трудовом договоре с работником или же в коллективном договоре с указанием перечня должностей и профессий, и размера надбавок лицам, работа которых на предприятии постоянно проходит в дороге и имеет разъездной (передвижной) характер. Так ранее рекомендовали поступать и официальные органы (см., например, письмо ГНАУ от 14.05.07 г. № 4639/6/17-0716). Однако, учитывая, что сумма надбавок за разъездной характер работы, по мнению налоговиков, должна включаться в налоговые расходы на основании п. 142.1 НКУ, то есть и облагаться НДФЛ эти выплаты должны как зарплата (консультация в разд. 110.07.14 ЕБНЗ; письмо ГНАУ от 29.04.10 г. № 4173/6/17-0716, № 8555/7/17-0717, выводы которого и на сегодня являются актуальными для НКУ), с точки зрения минимизации налоговой нагрузки выгоднее оформлять поездки работников как командировки.

Обратите внимание: если в коллективном договоре не содержится перечень должностей, профессий, работа которых носит передвижной характер, или об этом не сказано в трудовом договоре (контракте), то служебные поездки работников для исполнения служебного поручения вне места постоянной работы являются командировкой (см. письмо Минфина от 29.04.05 г. № 31-03173-03-29/8103).

Командировкой считаются и те поездки работников, при которых они имеют право ежедневно возвращаться из командировки к постоянному месту проживания (если возможность ежедневного возвращения предусмотрена в приказе руководителя о направлении работника в командировку). На это было обращено внимание в письмах Минфина от 20.01.07 г. № 31-18030-07-10/854 и от 05.03.07 г. № 31-18030-07-29/4504.

 

Срок командировки

В данном вопросе, по нашему мнению, следует ориентироваться на нормы Инструкции о командировках, которой установлены такие общие сроки*:

— для командировок в пределах Украины — 30 календарных дней;

— для командировок за границу — 60 календарных дней.

* Такого же мнения придерживаются и налоговики (см. консультацию в разделе 110.07.14 ЕБНЗ).

Если период нахождения работника в другом населенном пункте превышает указанные сроки, это может быть расценено как перевод его на работу в другую местность, который должен оформляться и оплачиваться по иным правилам.

Продолжительность командировки определяется в календарных днях (п.п. 140.1.7 НКУ). Днем выбытия в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства от места постоянной работы командированного лица, а днем возвращения — дата прибытия транспортного средства к месту постоянной работы (п. 8 разд. І Инструкции о командировках). Поэтому при отправлении транспортного средства до 24:00 включительно днем отъезда в командировку считаются текущие сутки, а с 0:00 и позже — следующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт расположены за пределами населенного пункта, где работает командированный, в срок командировки засчитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта (см. по этому поводу также письмо Минтруда от 05.10.07 г. № 327/13/116-07).

В случае необходимости срок командировки может быть продлен, и тогда дни задержки работника будут считаться днями его командировки. При этом Минфин сейчас придерживается позиции о том, что решение о продлении срока командировки руководитель принимает после прибытия командированного работника к месту постоянной работы на основании его докладной записки (факсограммы), которое необходимо оформить соответствующим приказом (распоряжением) руководителя предприятия (письмо МФУ от 14.03.11 г. № 31-18030-07-10/6681). Однако, на наш взгляд, считать это правило «железным» не стоит. Ведь вполне возможна ситуация и иная: продление командировки инициирует работодатель. В этом случае вполне логичным выглядит издание приказа в момент принятия такого решения (а не после возвращения работника из затянувшейся командировки). Причем именно такой приказ будет основанием для выплаты работнику дополнительной суммы аванса. Примерную форму такого приказа см. на рис. 3 в Шпаргалке бухгалтера этого номера (с. 23).

Ранее Минфин придерживался позиции о возможности продления командировки только по причине временной нетрудоспобности работника (см. письма МФУ от 19.12.05 г. № 31-18030-07-13/27437, от 05.12.05 г. № 31-18030-07-13/26216). Однако сейчас у хозрасчетников ситуация должна быть иной, поскольку Инструкция о командировках для них не имеет обязательного характера.

А вот возможности предоставить работнику во время пребывания в командировке отпуск, в том числе за свой счет, по нашему мнению, по-прежнему нет (ранее на это обращал внимание Минфин в письме от 20.01.07 г. № 31-18030-07-10/854).

 

Связь командировки с деятельностью предприятия

В соответствии с п.п. 140.1.7 НКУ для того, чтобы любые командировочные расходы были включены в состав налоговых расходов, следует иметь документы, подтверждающие связь командировки с деятельностью такого плательщика налога, в частности (но не исключительно):

— приглашение принимающей стороны, деятельность которой совпадает с деятельностью плательщика налога;

— заключенный договор или контракт;

— другие документы, которые устанавливают или удостоверяют желание установить гражданско-правовые отношения;

— документы, удостоверяющие участие направленного лица в переговорах, конференциях или симпозиумах, других мероприятиях, которые проводятся по тематике, совпадающей с хозяйственной деятельностью плательщика налога.

 

Может ли работник отказаться от командировки

В соответствии со ст. 21 КЗоТ работник обязуется выполнять работу, определенную трудовым договором. В свою очередь, работодателю запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 31 КЗоТ).

В общем случае работника направляют в командировку для выполнения работы, только не по месту основной работы. Поэтому, если работа в командировке будет в рамках трудовых функций работника, как того требует ст. 21 КЗоТ, он не может отказаться от командировки. Если в командировке предполагается выполнение работы, не обусловленной трудовым договором, то с работником можно попытаться договориться. Для того чтобы направить работника в командировку, не нужно получать согласие работника. Исключение составляют женщины (отцы, опекуны, попечители, приемные родители), имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет или детей-инвалидов (ст. 177 и 1861 КЗоТ).

Если работник не из «неприкасаемой» категории работников и без уважительной причины отказывается от командировки, то это расценивается как нарушение трудовой дисциплины, за что его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. За любое одно нарушение трудовой дисциплины к работнику можно применить только одну из двух дисциплинарных мер взыскания — либо выговор, либо увольнение (ст. 147 КЗоТ). При этом работодатель сам решает, применять к работнику дисциплинарное взыскание или нет, это его право, а не обязанность.

О том, что за необоснованный отказ от командировки к работнику можно применить дисциплинарное взыскание, говорится в письмах
Минсоцполитики от 29.05.07 г. № 134/06/187-07, от 14.12.11 г. № 350/06/186-11
*.

* См. ком. «Отказ от командировки: кто может это себе позволить; ответственность за необоснованный отказ» // «БН», 2012, № 12, с. 14.

Обратите внимание: в большинстве случаев за отказ работника от командировки применить дисциплинарное взыскание в виде увольнения сразу не получится.

В КЗоТ четко сказано, в каких случаях работодатель вправе уволить работника по собственной инициативе (ст. 40 КЗоТ). Отказ от командировки больше подходит под п. 3 ст. 40 КЗоТ, в котором указано такое основание для увольнения по инициативе работодателя: систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания.

В общем случае, если со дня наложения дисциплинарного взыскания прошел год, то работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ст. 151 КЗоТ). Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно, если до окончания 1 года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не нарушал трудовую дисциплину и добросовестно выполнял свою работу.

На основании вышеприведенных норм можно сделать вывод, что уволить работника за отказ ехать в командировку можно, только если работник повторно в течение срока действия дисциплинарного взыскания за такой же отказ (в течение года) вновь отказывается от командировки. Основание для увольнения — п. 3 ст. 40 КЗоТ.

 

ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ В КОМАНДИРОВКЕ

 

Какие гарантии предусмотрены законодательством

В ст. 121 КЗоТ определены гарантии и компенсации работников при служебных командировках. Перечислим их:

— выплата суточных за время нахождения в командировке, стоимость проезда до места назначения и обратно и расходы по найму жилого помещения в порядке и размерах, устанавливаемых законодательством;

— право на возмещение расходов и получение других компенсаций в связи со служебными командировками (расходы на проезд, проживание и др.);

— за командированными работниками сохраняется в течение всего времени командировки место работы (должность);

— оплата труда за выполненную работу осуществляется согласно условиям, определенным трудовым или коллективным договором, и размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка.

Конкретный размер суточных и суммы возмещений определяются после возвращения из командировки на основании предоставленного работником Отчета о командировке (пример заполнения см. на рис. 4 в Шпаргалке бухгалтера на с. 24 этого номера).

Рассмотрим их подробно.

 

Аванс на командировку — нужно ли его выплачивать

Обязанность по выдаче аванса перед выбытием работника в командировку четко установлена в Инструкции о командировках. И хотя она необязательна к применению хозрасчетниками, необходимость авансирования работника косвенно следует из ст. 121 КЗоТ, п. 170.9 НКУ, п. 2.11 Положения № 637, п. 2 Правил № 200. Применительно к загранкомандировкам о необходимости выдачи аванса говорят и налоговики (см. письмо ГНА в г. Киеве от 30.05.11 г. № 5718/10/17-107, разъяснения в разделах 110.07.14, 110.13 ЕБНЗ) и Нацбанк (см. письмо от 30.05.11 г. № 25-113/1319-6732 // «БН», 2011, № 32, с. 8).

Необеспечение работника авансом на командировку может быть квалифицировано как нарушение законодательства о труде, что влечет за собой ответственность по ст. 41 КоАП с наложением админштрафа на должностных лиц предприятия, нарушивших трудовое законодательство, в размере от 510 грн. до 1700 грн. Несмотря на то, что Минфин в письме от 05.03.07 г. № 31-18030-07-29/4504 говорит об ответственности за необеспечение авансом, в акте проверки, составляемом инспекторами органа Гоструда, обеспечение авансом отдельно не выделено в качестве проверяемого вопроса (перечень вопросов см. на с. 35).

Четкий срок выдачи аванса законодательством не установлен, на что ранее обращали внимание Минфин (письмо от 18.10.06 г. № 31-18030-07-25/21780) и Нацбанк (письмо от 08.07.04 г. № 11-113/2295-6866). По их мнению, главное — чтобы работник был обеспечен авансом до начала командировки в любое время после издания приказа о командировке.

Аванс на командировку может выдаваться:

— наличными денежными средствами из кассы предприятия;

— в безналичной форме путем перечисления на соответствующий счет для использования с применением платежных карточек (на корпоративную банковскую либо личную банковскую платежную карточку работника):

— для заграничных командировок — дорожными чеками (письмо НБУ от 30.05.11 г. № 25-113/1319-6732 // «БН», 2011, № 32, с. 8).

При подсчете суммы аванса работодатель, на наш взгляд, должен учитывать суточные расходы, расходы на оплату проезда и проживания (если они заранее не оплачены работодателем). Размер аванса определялся на основании составляемой в произвольной форме сметы расходов*. Теперь такую смету можно не составлять, а сумму выдаваемого аванса достаточно указать в приказе на командировку. В то же время работодатель в этой части может использовать п. 7 раздела I Инструкции о командировках, предусматривающей ознакомление работника со сметой расходов или справкой-расчетом на выданный аванс, составленных в произвольной форме.

* Примерную форму сметы см. на рис. 2 Шпаргалки бухгалтера на с. 23 этого номера.

 

Суточные — в каком размере их выплачивать?

Размер суточных, которые разрешено включать в налоговые расходы и которые не облагаются НДФЛ, определен п.п. 140.1.7 НКУ (табл. 4 на с. 43).

Вопрос касательно минимального размера суточных относится к наиболее проблемным. Связано это с тем, что в п.п. 140.1.7 НКУ указан лишь максимальный размер суточных применительно к налогообложению, а иных нормативных актов, регламентирующих размер суточных для хозрасчетных предприятий, нет. Официальные органы так и не разъяснили данный вопрос, и в своих консультациях, как правило, ссылаются на нормы п.п. 140.1.7 НКУ.

Мы считаем, что предприятие вправе установить в Положении свой размер суточных, отличный от указанного в п.п. 140.1.7 НКУ. Но при этом следует учесть, что исходя из ст. 121 КЗоТ должны быть соблюдены минимальные гарантии работникам. В качестве ориентира здесь могут выступать суммы, установленные для работников бюджетной сферы в постановлении № 98. Таким образом, желательно, чтобы минимальная «планка» суточных не была ниже, чем у бюджетников. К тому же до изменения командировочной нормативки работники небюджетных работодателей имели право на суточные в любом случае, т. е. не обеспечивать работников суточными в то время было нельзя. С учетом нормы ст. 22 Конституции считаем, что и после изменений работники имеют право как минимум на действующий до этого размер суточных.

 

Таблица 4. Суточные в 2012 году

Территория командировки

Максимальный размер суточных (п.п. 140.1.7 НКУ)

Размер в 2012 году

В пределах территории Украины

0,2 МЗП

214,60 грн.

(0,2 х 1073 грн.)

За границу

0,75 МЗП

804,75 грн.

(0,75 х 1073 грн.)

 

Максимальный размер суточных может быть установлен в любой сумме, но превышение его над размером, указанным в п.п. 140.1.7 НКУ, будет облагаться по особым правилам. Суточные в пределах размеров из п.п. 140.1.7 НКУ включаются в налоговые расходы и не облагаются НДФЛ согласно п.п. «а» п.п. 170.9.1 НКУ. А вот суммы превышения не попадут в налоговые расходы и включатся в общий налогооблагаемый доход, с которого работодатель должен удержать НДФЛ* (признак дохода в ф. № 1ДФ «118»), на что обращают внимание и налоговики в консультации из раздела 160.18 ЕБНЗ. Выплату повышенных суточных можно предусмотреть в Положении или же в отдельном приказе, издаваемом при направлении конкретного работника в командировку.

* Подробнее с порядком налогообложения сверхнормативных суточных можно ознакомиться в Почте недели «Налогообложение сверхнормативных суточных» // «БН», 2012, № 10, с. 47.

Еще один вопрос, с которым сталкиваются хозрасчетники, заключается в том, нужно ли уменьшать размер суточных, если в счета на проживание включено питание без определения конкретной суммы? Мы считаем, что нет, поскольку такое уменьшение не предусмотрено нормами п.п. 140.1.7 НКУ, если такое условие отдельно не оговорено в Положении. При указании такой нормы в Положении следует учитывать, что в вопросе питания правила для бюджетников и хозрасчетников отличаются. Так, если у бюджетников стоимость питания, включенная в счета гостиниц, не оплачивается, то для хозрасчетников четко установлено, что питание компенсируется работнику и в этом случае. Это подтверждают и налоговики (см. письмо ГНСУ от 31.03.12 г. № 5742/6/15-1415 // «БН», 2012, № 25, с. 8; консультацию в разделе 110.07.14 ЕБНЗ).

В то же время, если работодатель желает уменьшить расходы, он может сам ограничить размер суточных для своих работников, дифференцировав их размер в зависимости от того, включено ли в счета гостиниц питание.

Сумма суточных определяется в случае командировки (п.п. 140.1.7 НКУ):

в пределах Украины и стран, въезд граждан Украины на территорию которых не требует наличия визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и соответствующим первичным документам;

в страны, въезд граждан Украины на территорию которых осуществляется при наличии визы (разрешения на въезд), — согласно приказу о командировке и отметкам уполномоченного служебного лица Государственной пограничной службы Украины в загранпаспорте или документе, его заменяющем. Такие отметки делаются по просьбе командированного лица.

При несоблюдении этих условий сумма суточных не включается в состав налоговых расходов. Суточные также не выплачиваются в случае задержки работника в командировке по неуважительной причине.

При выплате суточных необходимо учесть также следующее:

— при расчете количества дней командировки для выплаты суточных день выбытия в командировку и день прибытия к месту постоянной работы засчитываются как два дня (п. 4 разд. ІI Инструкции о командировках, письмо МФУ от 22.11.11 г. № 31-07230-16-10/28802);

— при командировке работника сроком на один день в ту местность, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к постоянному местожительству, суточные возмещаются как за полные сутки (п. 4 разд. ІI Инструкции о командировках);

— если день прибытия из предыдущей командировки и день выбытия в следующую командировку совпадают (является одним днем), суточные выплачиваются за один день (см. письма Минфина от 29.12.05 г. № 31-18030-07-25/28711, от 20.01.07 г. № 31-18030-07-10/854).

 

Условия компенсации прочих расходов

Состав расходов. В п.п. 140.1.7 НКУ прямо предусмотрена возможность компенсации командированному лицу с правом включения их в налоговые расходы следующих расходов:

— на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно, а также по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте);

— на оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починка и утюжка одежды, обуви или белья), на найм других жилых помещений. Минфин в письме от 05.05.11 г. № 31-07230-16-21/11582 // «БН», 2011, № 29, с. 9 подтвердил возможность проживания командированного лица также в санатории и в частном секторе;

— на оплату телефонных разговоров;

— на оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (выезд);

— на обязательное страхование;

— других документально подтвержденных расходов, связанных с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любых сборов и налогов, подлежащих уплате в связи с осуществлением таких расходов.

Ограничения в компенсации расходов предусмотрены только в части включения в расходы на питание стоимости алкогольных напитков и табачных изделий, сумм «чаевых» (за исключением случаев, когда такие суммы включаются в счет согласно законам страны пребывания), а также платы за зрелищные мероприятия.

Вопросы на практике, как правило, вызывает компенсация тех расходов, которые прямо не указаны в п.п. 140.1.7 НКУ. По нашему мнению, здесь имеются два варианта выхода из ситуации.

Вариант 1. Указать в Положении, что компенсации подлежат все расходы, ограничения по которым не предусмотрены в п.п. 140.1.7 НКУ.

Вариант 2. Установить в Положении ряд дополнительных ограничений по компенсации определенных расходов (это подтвердила и ГНСУ в письме от 06.03.12 г. № 3268/5/15-1416 // «БН», 2012, № 15, с. 11). За основу можно принять ограничения, предусмотренные в Инструкции о командировках для бюджетников.

Налоговикам, судя по всему, ближе второй подход, поэтому он подойдет для осторожных плательщиков.

Заметим также, что в письме ГНСУ от 06.03.12 г. № 3268/5/15-1416 // «БН», 2012, № 15, с. 11 была подтверждена правомерность включения в состав налоговых расходов: на оплату пользования услугами камеры хранения, услугами платного зала ожидания, на оплату услуг сервисных центров по приобретению билетов для командировки, на уплату комиссионных сборов, которые удерживаются перевозчиком при возврате проездного документа в случае решения об отмене командировки, если приказом (распоряжением) руководителя предприятия не предусмотрено ограничений относительно этих расходов.

Перечень основных расходов и право на налоговые расходы по ним см. в Шпаргалке бухгалтера на с. 23 этого номера.

Подтверждающие документы. В соответствии с п.п. 140.1.7 НКУ все указанные расходы могут быть включены в состав налоговых расходов плательщика налога лишь при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих их стоимость в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, оказывающих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронирование мест в местах проживания, страховых полисов и т. п.

Налоговики в вопросе подтверждающих документов ориентируются на нормы Инструкции о командировках и настаивают на том, чтобы стоимость понесенных в связи с командировкой расходов была подтверждена документами, выданными в соответствии с Законом об РРО и НКУ (см., в частности, письмо ГНСУ от 06.03.12 г. № 3268/5/15-1416 // «БН», 2012, № 15, с. 11). «Послабление» предусмотрено только для документов, удостоверяющих стоимость расходов, понесенных за рубежом в связи с командировкой, которые оформляются согласно законодательству соответствующего государства.

Из этого следует, что по внутриукраинским командировкам предприятие может ограничиться указанными в п.п. 140.1.7 НКУ подтверждающими документами только при условии, что они соответствуют требованиям Закона о РРО, которым к расчетным документам, в частности, отнесены кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция, проездной документ.

В частности, в отношении расходов на проживание, кроме счета гостиницы следует также иметь документ, подтверждающий оплату гостиничных услуг (фискальный кассовый чек РРО (расчетную квитанцию) или квитанцию к приходному кассовому ордеру; расчетный документ, выписанный в произвольной форме, если услуги оказывает лицо-предприниматель, которое работает по упрощенной системе налогообложения)*.

* Более подробно о составе документов, подтверждающих расходы на проживание в гостинице, см. статью «Гостиничные услуги: оформляем правильно» // «БН», 2009, № 27, с. 29.

Если же услуги по проживанию предоставляет физлицо -предприниматель, то необходимо, чтобы помимо документов на проживание у предпринимателя работник потребовал копию извлечения из единого Госреестра. Этот документ будет основанием для неудержания НДФЛ согласно п. 177.8 НКУ и неначисления единого взноса на соцстрахование (см. Почту недели «Работа с ФЛП: документальное оформление» // «БН», 2012, № 33, с. 47)**.

** На наш взгляд, предприниматель, уплачивающий единый налог в группе 2, имеет право предоставлять услуги по проживанию командированным работникам субъектов хозяйствования, которые не являются плательщиками единого налога. Подробнее см. Почту недели «Проживание у ФЛП-ЕН командированных работников» // «БН», 2012, № 34, с. 19.

Следует учесть, что налоговики разрешают включать в расходы только оплату в размере стоимости одного места за каждые сутки проживания (см. письмо ГНСУ от 31.03.12 г. № 5742/6/15-1415 // «БН», 2012, № 25, с. 8), хотя из норм п.п. 140.1.7 НКУ такие ограничения не следуют. Кстати, этот нюанс нелишне будет прописать в разрабатываемом Положении.

При компенсации расходов на оплату стоимости проживания на основании общего счета, выписанного на двух и более отправленных лиц, имеет смысл учесть рекомендации, приведенные в письмах Минфина от 11.03.06 г. № 31-26030-12-13/5020 и НБУ от 07.04.06 г. № 25-209/827-3767. В частности, компенсация таких расходов возможна, если в оригиналах квитанций (счетов) гостиниц указана такая информация:

— фамилии лиц, за проживание которых осуществлена оплата;

— срок проживания в гостинице указанных лиц (количество суток);

— стоимость номеров, в которых проживали такие лица;

— виды расходов, включенных в квитанции (счета).

Эти документы прилагает к своему Отчету о командировке подотчетное лицо, которое оплатило проживание за работников предприятия и за себя.

Что касается документов на проезд, то больше всего вопросов возникает с электронными билетами. Согласно п.п. 140.1.7 НКУ подтверждающими документами в этом случае являются:

— отрывная часть посадочного талона;

— документ об уплате (платежное поручение — при безналичной оплате, чек банкомата, квитанция платежного терминала и др. — при оплате банковской карточкой).

По нашему мнению, у предприятия также должен быть и собственно электронный билет, т. е. распечатка маршрута (маршрут/квитанция), на наличии которого ранее настаивал Минфин (см., в частности, письма МФУ от 10.01.08 г. № 31-18030-07-21/147, от 02.03.09 г. № 31-34000-10-25/5704, от 25.05.10 г. № 31-18030-07-21/12414 // «БН», 2010, № 28, с. 9).

Особенности компенсации иных командировочных расходов см. в рис. 3 Шпаргалки бухгалтера на с. 23.

 

Как рассчитывается заработок за время нахождения в командировке

В соответствии со ст. 121 КЗоТ работникам, которые направлены в служебную командировку, оплата труда за выполненную работу осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым или коллективным договором, и размер такой оплаты труда не может быть ниже среднего заработка.

Какие дни оплачивают? При определении дней, которые подлежат оплате, по логике следует исходить из того, сколько фактически работник работает в командировке. Учитывая, что работодателю сложно отследить этот факт, в старой Инструкции № 59 и в новой — п. 14 разд. 14 Инструкции о командировках, предусмотрена норма, согласно которой средний заработок за время нахождения работника в командировке сохраняется на все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы. В то же время на работника, находящегося в командировке, распространяется режим рабочего времени того предприятия, на которое он командирован (п. 9 Инструкции о командировках).

Получается такая ситуация: что если работнику пришлось работать в выходной день (установленный по месту постоянной работы), но в рабочий день по месту командировки, этот день не будет оплачен. Кроме того, в п. 9 Инструкции о командировках сказано, что вместо дней отдыха, не использованных за время командировки, другие дни отдыха по возвращении из командировки не предоставляются.

Кроме этого:

— если работник специально командирован для работы в выходные или праздничные и нерабочие дни, то компенсация за работу в эти дни выплачивается в соответствии с действующим законодательством (п. 10 Инструкции о командировках);

— если работник отбывает в командировку в выходной день, то ему по возвращении из командировки в установленном порядке предоставляется другой день отдыха (п. 11 Инструкции о командировках);

— если приказом о командировке предусмотрено возвращение работника из командировки в выходной день, то работнику может предоставляться другой день отдыха в соответствии с законодательством в сфере регулирования трудовых отношений (п. 12 Инструкции о командировках).

Учитывая, что нормы Инструкции о командировках хозрасчетные работодатели соблюдать не обязаны, при разработке своего Положения озвученные выше нормы могут быть урегулированы на усмотрение работодателя по согласованию с трудовым коллективом (например, можно изменить у себя норму, согласно которой начислять заработок за дни фактической работы в командировке, когда график работы в командировке иной нежели по постоянному месту работы и т. п.).

Порядок определения суммы оплаты за дни командировки. Особенности применения этой нормы были разъяснены в письмах Минсоцполитики Украины от 25.01.12 г. № 90/13/84-12 // «БН», 2012, № 19, с. 13; от 05.03.12 г. № 204/13/184-12 // «БН», 2012, № 24, с. 9; от 05.03.12 г № 204/13184-12; от 18.04.12 г. № 283/13/155-12.

Общий принцип оплаты труда состоит в том, что предприятие обязано рассчитать за время нахождения лица в командировке два показателя:

1) среднедневной заработок лица исходя из заработка за два месяца, предшествующих месяцу командировки, по правилам Порядка № 100;

2) дневной заработок работника в соответствии с условиями трудового договора.

Большая из указанных сумм подлежит оплате работнику. Обратите внимание: период, за который рассчитываются эти выплаты, разный, поэтому состав выплат и их суммы будут отличаться, но учитываемые виды выплат будут одинаковы (письмо Минсоцполитики от 05.03.12 г. № 204/13/184-12 // «БН», 2012, № 24, с. 9). Нюансы расчета выплат при расчете средней зарплаты в примерах см. на с. 29 этого номера.

В письме Минсоцполитики от 18.04.12 г. № 283/13/155-12 было указано, что в случае выплаты за период командировки средней заработной платы, премий за этот период не начисляют.

При исчислении средней заработной платы премии учитываются в следующем порядке: премии включаются в заработок того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости на заработную плату. В случае, когда число рабочих дней в расчетном периоде (два календарных месяца) отработано не полностью, премии учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

Если премии выплачиваются месяц в месяц, и они уже исчислены пропорционально отработанному времени, то они включаются в заработок в фактически начисленном размере.

Если премия в текущем месяце выплачивается за предыдущий месяц, а число рабочих дней расчетного периода отработано не полностью, то премии во время исчисления средней заработной платы за последние два месяца учитываются пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

По мнению представителей официальных органов, в последующем «командировочные» суммы, оплаченные исходя среднего заработка, индексации не подлежат. А при оплате исходя из зарплаты работника согласно трудовому договору, индексируются (см. Почту недели «Индексация выплат за период командировки» // «БН», 2011, № 37, с. 46).

Особенности оплаты работы лицу во время нахождения в командировке в выходные дни рассматривались в Почте недели «Оплачивать ли выходные дни работнику в командировке?» // «БН», 2012, № 14, с. 48.

 

Документы и сокращения Темы недели

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

НКУ Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.03 г. № 436-IV.

КоАП Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об АО — Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.08 г. № 514-VI.

Закон о хозобществах — Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII.

Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III.

Закон о колдоговорах — Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» от 01.07.93 г. № 3356-XII.

Закон об отпусках Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Порядок № 996 — Порядок составления отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, утвержденный приказом ГНАУ от 23.12.10 г. № 996.

Инструкция № 59 — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом МФУ в редакции от 13.03.98 г. № 59.

Инструкция о командировках — Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом МФУ в редакции от 17.03.11 г. № 362.

Постановление № 490 — Постановление КМУ от 31.03.99 г. № 490 «О надбавках (полевое обеспечение) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленным для выполнения монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых производится вахтовым методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер».

Постановление № 663 — Постановление КМУ от 23.04.99 г. № 663 «О нормах возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу».

Постановление № 98 — Постановление КМУ «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» от 02.02.11 г. № 98.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Правила № 200 — Правила использования наличной иностранной валюты на территории Украины, утвержденных постановлением Правления НБУ от 30.05.07 г. № 200.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещена на сайте ГНСУ.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

МЗП — минимальная заработная плата, установленная законом на 1 января налогового (отчетного) года.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше