Темы статей
Выбрать темы

Тема недели. Ремонт арендованных основных средств

Редакция БН
Статья

РЕМОНТ АРЕНДОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Потребность в том или ином имуществе ставит перед субъектом хозяйствования вопрос: купить или арендовать? Достаточно часто (особенно в отношении дорогостоящих вещей — зданий, помещений, транспортных средств, производственного оборудования и т. п.) чаша весов склоняется в пользу аренды. Сегодня мы поговорим об арендных операциях в контексте налогового и бухгалтерского учета ремонтов и улучшений арендованного имущества у сторон договора.

В газете «Бухгалтерская неделя», 2012, № 24 на с. 33 мы рассмотрели основные юридические и учетные вопросы, связанные с арендными операциями. Сегодня, в продолжение данной темы, подробно остановимся на операциях по ремонту и улучшениям имущества, полученного в оперативную аренду. Здесь стороны договора должны учитывать несколько важных моментов: какие проводятся работы (отделимые от объекта аренды или нет), есть ли согласие арендодателя на проведение таких работ, будет ли арендодатель компенсировать понесенные арендатором затраты.

Наталия ЖУРАВЛЕВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»
Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Имущество, переданное во временное пользование другому лицу по договору оперативной аренды, остается в собственности арендодателя, который как владелец вправе его ремонтировать, улучшать (модернизировать, перестраивать и т. п.) на свое усмотрение и за свой счет. Другое дело, если подобные затраты несет арендатор. Здесь важно знать, какие работы он вправе осуществлять по самостоятельному решению, а какие только с разрешения арендодателя, и в каких случаях он может рассчитывать на компенсацию таких расходов. В табл. 1 мы представили требования ГКУ по данным вопросам, которые нужно учитывать арендатору и арендодателю при заключении договора аренды или при внесении необходимых изменений в договор перед проведением соответствующих
работ.

 

Таблица 1. Ремонт и улучшения арендованного имущества с позиции ГКУ

Вид работ

Норма ГКУ

Кто обязан проводить работы

Кто фактически провел работы

Право на возмещение расходов

1

2

3

4

5

Текущий ремонт

Ч. 1 ст. 776

Арендатор за свой счет, если иное не установлено договором

Арендатор

Отсутствует (если стороны прямо не договорились о компенсации арендодателем таких расходов)

Капитальный ремонт

Ч. 2 — 3 ст. 776

Арендодатель за свой счет, если иное не установлено договором

Арендатор, если по договору он обязан проводить ремонт

В зависимости от условий договора:

а) отсутствует, если договором предусмотрено проведение за его счет;

б) возникает право на зачет стоимости ремонта в счет арендной платы или на возмещение понесенных расходов на ремонт, если это предусмотрено договором

Арендатор, по причине того, что его не провел арендодатель и это препятствует использованию имущества (1)

Возникает право на зачет стоимости ремонта в счет арендной платы или на возмещение понесенных расходов на ремонт. Арендатор в этом случае вправе также требовать расторжения договора и возмещения убытков

Улучшение

Ст. 778 ГКУ

Арендатор может проводить улучшения только с согласия арендодателя

Арендатор провел отделимые улучшения, согласованные с арендодателем (2)

Арендатор может изъять улучшения либо требовать возмещения расходов на ремонт или зачет их стоимости в счет арендной платы

Арендатор провел неотделимые улучшения, согласованные с арендодателем

Арендатор может требовать возмещения расходов на ремонт или зачет их стоимости в счет арендной платы

Арендатор провел улучшения, не согласованные с арендодателем

Арендатор не имеет права на возмещение расходов и не вправе изъять улучшения, если они являются неотделимыми

(1) Забегая немного вперед, отметим, что арендатор в таком случае не имеет права отражать понесенные им затраты на ремонт в уменьшение налогооблагаемой прибыли, так как договор аренды не разрешает и не обязывает арендатора осуществлять такие затраты. Для того чтобы такое право у арендатора возникло, необходимо внести соответствующие изменения в договор аренды.

(2) Если в результате улучшения, сделанного по согласию арендодателя, создана новая вещь, арендатор становится ее совладельцем. Часть арендатора в праве собственности соответствует стоимости его расходов на улучшение вещи, если иное не установлено договором или законом.

 

Что касается классификации проведенных работ (техническое обслуживание, текущий или капитальный ремонт, улучшения), то их определения в ГКУ нет. В некоторых профильных документах даны определения тех или иных работ, которые могут помочь плательщику классифицировать понесенные им затраты. Приведем имеющиеся определения по объектам, которые чаще всего становятся предметом аренды, — зданиям (их частям) и транспортным средствам (см. «Ремонт или улучшения — критерии классификации затрат»).

 

Ремонт или улучшения — критерии классификации затрат

Извлечение из Правил № 76 (для зданий и их частей)

«Ремонт дома — комплекс строительных работ, направленных на восстановление, с возможным улучшением эксплуатационных параметров элементов дома.

Эксплуатационные параметры элементов дома — это совокупность технических, санитарно-гигиенических, экологических, эргономических и эстетических характеристик дома, которые определяют его эксплуатационные качества.

Реконструкция жилого дома — комплекс строительных работ, направленных на улучшение эксплуатационных показателей помещений жилого дома путем их перепланировки и переоборудования, надстройки, встройки, пристройки с одновременным приведением их показателей в соответствие с нормативно-техническими требованиями.

Капитальный ремонт дома — комплекс ремонтно-строительных работ, связанных с восстановлением или улучшением эксплуатационных показателей дома, с заменой или восстановлением несущих или ограждающих конструкций, инженерного оборудования и оборудования противопожарной защиты без изменения строительных габаритов объекта и его технико-экономических показателей.

Перепланировка — перенос и разборка перегородок, перенос и обустройство дверных проемов, обустройство и переоборудование тамбуров, пристройка балконов на уровне первых этажей многоэтажных домов.

Переоборудование — обустройство в отдельных квартирах многоквартирных домов индивидуального отопления и другого инженерного оборудования, перенос нагревательных, сантехнических и газовых приборов; обустройство и переоборудование туалетов, ванных комнат, вентиляционных каналов».

Извлечение из Положения № 102 (для транспортных средств)

«техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций или операция относительно поддержания работоспособности или исправности изделия во время использования по назначению, хранения и транспортировки;

<...>

исправное состояние (исправность) — состояние изделия, которое отвечает всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации;

ремонт — комплекс операций относительно восстановления исправности или работоспособности изделия и возобновления ресурсов изделий или их составных частей;

работоспособное состояние (работоспособность) — состояние изделия, в котором значение всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, отвечает требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации;

текущий ремонт — ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться по заявке или по результатам диагностики агрегатным, обезличенным и другими методами);

капитальный ремонт — ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением каких-либо частей, в том числе базовых».

 

При аренде транспортных средств рекомендуем более детально изучить Положение № 102, так как в нем приведен перечень работ, относящихся к ежедневному и сезонному техобслуживанию, а также работы, входящие в состав ТО-1 и ТО-2. Если проведенные арендатором работы подпадают под техобслуживание, то учетные проблемы ремонтных расходов здесь не возникают: такие затраты осуществляются за счет арендатора и включаются в его расходы. По ремонтам транспортных средств хотим также обратить внимание на п. 3.13 Положения № 102, согласно которому к текущему ремонту дорожного транспортного средства (ДТС) относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы). Перечень базовых агрегатов приведен в приложении Г к Положению № 102. Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту ДТС.

К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов (п. 3.16 Положения № 102). К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У АРЕНДАТОРА

 

Проведение ремонта (улучшений)

Расходы на ремонт арендованных основных средств, если они не приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, отражаются в соответствии с П(С)БУ 16 «Расходы» в составе расходов в зависимости от направления использования такого объекта, а именно в составе:

— себестоимости продукции (работ, услуг) (Дт 23) — если ремонтируется производственное оборудование и понесенные затраты на ремонт можно прямо отнести к конкретному объекту расходов. Если затраты на ремонт нельзя прямо отнести на конкретный объект расходов (например, на ремонтируемом оборудовании производится несколько видов продукции), то такие затраты включаются в состав общепроизводственных расходов (ОПР) с последующим распределением между объектами расходов согласно установленной на предприятии базе распределения;

— ОПР (Дт 91) — при ремонте основных средств общепроизводственного назначения (и, как уже было сказано выше, в некоторых случаях при ремонте производственных объектов основных средств). Причем ремонтные расходы относятся, скорее, к постоянным ОПР, нежели к переменным;

— административных расходов (Дт 92) — при ремонте арендованного имущества, используемого в общехозяйственных целях;

— расходов на сбыт (Дт 93) — при ремонте основных средств, используемых при сбыте продукции;

— прочих операционных расходов (Дт 949) — при ремонте других основных средств.

Важным моментом является то, что расходами отчетного периода являются затраты не только на текущий, но в большинстве случаев и на капитальный ремонт объекта (см. «Затраты на капитальный ремонт, как правило, включаются в расходы отчетного периода предприятия» на с. 39).

 

Затраты на капитальный ремонт, как правило,
включаются в расходы отчетного периода предприятия

Извлечение из Методрекомендаций № 561

«28. Прием законченных работ по ремонту и улучшению основных средств (модернизация, достройка, реконструкция и т. п.) оформляется актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

29. Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, т. е. направлены ли они на повышение технико-экономических возможностей (модернизация, модификация, достройка, реконструкция) объекта, что приведет в будущем к увеличению экономических выгод, осуществляются ли они для поддержания объекта в пригодном для использования состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа существующей ситуации и существенности таких расходов. В частности, замена отдельных важных компонентов (частей) основных средств (двигателей и т. п.) может быть отражена как замена объекта основных средств, если срок полезного использования такой части отличается от срока полезного использования основных средств, к которым относится этот компонент. В этом случае замена такого компонента отражается капитальными инвестициями в приобретение нового объекта основных средств и списанием замененного объекта. Расходы на улучшение основных средств для восстановления будущих экономических выгод, ожидаемых от их использования, признаются капитальными инвестициями при условии, что балансовая стоимость актива не превышает сумму его ожидаемого возмещения.

Суммой ожидаемого возмещения считается большая из двух оценок: чистая стоимость реализации или настоящая стоимость будущих чистых денежных поступлений от использования основных средств, включая его ликвидационную стоимость.

30. Расходы на капитальный ремонт объектов основных средств признаются расходами отчетного периода. Такие расходы могут быть признаны капитальными инвестициями, если расходы на значительный осмотр и капитальный ремонт могут быть идентифицированы с отдельной самортизированной частью (компонентом) основных средств. Расходы на ремонт могут быть признаны капитальными инвестициями, если цена приобретения актива уже отражает обязательство (необходимость) предприятия осуществить в будущем расходы для приведения актива в состояние, в котором он пригоден для использования. Например, в случае приобретения здания, требующего ремонта, расходы на ремонт принимаются на увеличение первоначальной стоимости этого здания в сумме, которая может быть возмещена от использования здания в будущем».

 

Если в дальнейшем арендодатель компенсирует расходы арендатора, ранее отраженные им в составе расходов, то на дату достижения договоренности между арендатором и арендодателем, что должно подтверждаться соответствующим актом, в бухгалтерском учете арендатор:

записью Кт 377 — Дт 719 отражает доходы (на общую сумму причитающегося возмещения, в том числе НДС),

записью Дт 719 — Кт 641 отражает сумму налоговых обязательств по НДС (если, конечно, арендатор является плательщиком НДС).

Что касается затрат арендатора на улучшение объекта операционной аренды (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от его использования, то согласно п. 8 П(С)БУ 14 «Аренда» они отражаются как капитальные инвестиции в создание (строительство) прочих необоротных материальных активов (ПНМА). Согласно п. 31 Методрекомендаций № 561 основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является рост в результате этих расходов ожидаемого срока полезного использования объекта, количества и/или качества продукции (работ, услуг), которая производится (предоставляется) этим объектом.

Примерами такого улучшения являются:

— модификация, модернизация объекта основных средств с целью продления срока его полезной эксплуатации или увеличения его производственной мощности;

— замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);

— внедрение более эффективного технологического процесса, который позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы;

— достройка (надстройка) здания, которая увеличит количество мест (площадь) здания, объемы и/или качество выполняемых работ (услуг) или условия их выполнения.

На языке бухгалтерских проводок это значит, что такие расходы арендатор капитализирует на субсчете 153 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов». Дальнейшая сумма данных расходов зависит от того, будет ли арендодатель возмещать данные затраты и в какой момент происходит такое возмещение.

 

Если арендодатель компенсирует расходы сразу по окончании проведенных работ по улучшению

В этом случае собранные затраты на субсчете 153 не списываются в дебет субсчета 117 «Прочие необоротные материальные активы», а сразу отражаются как продажа капитальных инвестиций (см. табл. 3 на с. 45). Соответственно, амортизация в бухгалтерском учете на такой объект арендатором не начисляется. Компенсируемые расходы арендодатель отнесет на увеличение первоначальной стоимости объекта в порядке, установленном для улучшения собственных основных средств. В плане документального оформления эта операция должна подтверждаться актом приема-передачи работ по улучшению арендованного имущества, подписанным обеими сторонами.

Напомним, что стороны могут прийти к решению, что проведенные арендатором улучшения зачисляются в счет арендной платы. В таком случае ежемесячно (если арендная плата установлена за месяц) или с другой установленной периодичностью арендатор и арендодатель составляют акт взаимозачета: задолженность арендатора по арендной плате погашается за счет задолженности арендодателя по возмещению затрат на улучшения. Эти операции также приведены в табл. 3 на с. 45. Плательщикам единого налога (как юридическим, так и физическим лицам) напоминаем, что они могут проводить расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной). В связи с этим вариант с зачетом задолженностей для них не применим.

 

Если арендодатель компенсирует расходы по окончании срока действия договора аренды

В таком случае собранные на субсчете 153 затраты по улучшению формируют у арендатора первоначальную стоимость объекта ПНМА, т. е. по окончании таких работ списываются в дебет субсчета 117. Далее такой объект амортизируется одним из двух способов (п. 27 П(С)БУ 7): прямолинейным или производственным.

Следует помнить, что стоимость, подлежащая амортизации — это первоначальная или переоцененная стоимость необоротных активов за вычетом их ликвидационной стоимости. При этом под ликвидационной стоимостью понимается сумма средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов по окончании срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией). Применительно к договору аренды это значит, что если уже на этапе завершения работ по улучшению объекта стороны договорились, что арендодатель компенсирует арендатору определенную сумму затрат, но такая компенсация будет осуществляться по окончании срока аренды, то арендатор начисляет амортизацию на сформированную стоимость объекта ПНМА за минусом суммы расходов, которая будет возмещена арендодателем. Если на момент начала амортизации объекта арендатор точно не знает, в какой сумме ему будут возмещены расходы, то он может самостоятельным решением установить минимальную сумму, которую гарантированно возместит арендодатель. Если и это сделать затруднительно, то ликвидационная стоимость объекта устанавливается в размере 0 грн.

Что касается срока начисления амортизации, то в данном случае сроком полезного использования объекта следует считать срок действия договора аренды.

Пример 1 . Расходы по модернизации производственного оборудования составили 40000 грн. без НДС. Стороны договорились, что по окончании срока действия договора аренды арендодатель частично возместит арендатору данные затраты в размере 8000 грн., в том числе НДС 1333,33 грн. До окончания срока действия договора аренды осталось 48 месяцев. Арендатор начисляет амортизацию прямолинейным методом.

Амортизируемая стоимость объекта :

40000 - (8000 - 1333,33) = 33333,33 (грн.)

Сумма ежемесячной амортизации :

33333,33 : 48 = 694,44 (грн.).

Если по каким-либо причинам договор аренды расторгается раньше установленного срока, то остаточная стоимость объекта ПНМА на момент возврата арендованного имущества списывается арендатором на расходы (Дт 976 «Списание необоротных активов» — Кт 117).

Получение возмещения понесенных расходов от арендодателя отражается в учете арендатора как продажа объекта ПНМА, как это показано в табл. 3 на с. 45.

 

Если арендодатель не компенсирует расходы арендатора на улучшение объекта

В данном случае арендатор действует в том же порядке, что и в случае компенсации арендодателем затрат по окончании действия договора аренды, т. е. на собранные затраты на улучшение формирует объект ПНМА и начисляет на его стоимость амортизацию в течение срока действия договора аренды. Отличие состоит в том, что, во-первых, ликвидационная стоимость объекта в данном случае будет равна нулю, а, значит, амортизируемой стоимостью у арендатора является вся сумма понесенных затрат на улучшения. А во-вторых, так как компенсации расходов не происходит, у арендатора в учете не возникают доходы от продажи объекта ПНМА. На момент возврата объекта арендатору его стоимость будет полностью самортизирована (за исключением случая возврата объекта до окончания срока действия договора аренды), т. е. в бухгалтерском учете арендатора эта операция не отразится ни в составе доходов ни в составе расходов. Если на момент возврата объекта в учете арендатора «висит» остаток несамортизированной стоимости объекта ПНМА, то он списывается в состав расходов арендатора записью Дт 976 — Кт 117.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ У АРЕНДОДАТЕЛЯ

 

Переданные в аренду объекты основных средств остаются в собственности арендодателя и числятся на его балансе (как правило, на отдельном субсчете второго порядка «ОС, переданные в аренду»). Если ГКУ или договором аренды предусмотрена обязанность арендодателя по проведению работ, связанных с ремонтом или улучшением объекта, то он отражает такие затраты в порядке, предусмотренном для ремонта (улучшения) собственных основных средств. Об этом мы писали в статье «Ремонт и улучшения собственных основных средств» // «БН», 2012, № 22, с. 15.

 

Если арендодатель компенсирует расходы

Если расходы на улучшение объекта несет арендатор, а арендодатель впоследствии возмещает такие затраты, то арендодатель отражает данные расходы в порядке, установленном для ремонтов (улучшений) собственных основных
средств:

— либо списывает в состав расходов отчетного периода (если проведенные работы не приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта);

— либо относит на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости такого улучшенного объекта.

Причем для отражения таких затрат в учете арендодатель не должен ждать окончания срока действия договора аренды. Основанием для отражения расходов или увеличения первоначальной стоимости соответствующего объекта является акт приема-передачи работ по ремонту (улучшению) объекта, подписанный арендатором и арендодателем.

 

Если арендодатель не компенсирует расходы

В таком случае для арендодателя осуществленные арендатором работы по улучшению объекта считаются бесплатно полученными, т. е. их стоимость он обязан отразить в составе доходов записью Дт 152 — Кт 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы». Доходы арендодатель отражает в сумме, указанной арендатором в акте приема-передачи объекта аренды, в котором выделена стоимость расходов на улучшение, или на основании отдельно составленного акта на такие работы.

Арендодатель на сумму полученных бесплатно работ по улучшению объекта увеличивает первоначальную (переоцененную) стоимость объекта и начисляет на нее амортизацию. Одновременно в сумме такой начисленной амортизации арендодатель отражает доходы записью Дт 424 — Кт 719.

 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ У АРЕНДАТОРА

 

Проведение ремонта (улучшений)

Согласно п. 146.19 НКУ в случае, если договор оперативной аренды (лизинга) или концессии обязывает или позволяет арендатору или концессионеру осуществлять ремонты и/или улучшение объекта оперативной аренды (лизинга) или концессии, часть стоимости таких ремонтов и/или улучшений в сумме, которая превышает отнесенную на расходы согласно п. 146.11 и п. 146.12 НКУ, амортизируется арендатором или концессионером как отдельный объект в порядке, установленном для группы основных средств, к которой относится ремонтируемый и/или улучшаемый объект оперативной аренды (лизинга) или концессии. Итак, из этого следует, что:

1) в налоговом учете арендатор может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму понесенных затрат на ремонт арендованных объектов основных средств, только если возможность или обязанность их осуществления предусмотрена договором аренды;

2) расходы на текущий, капитальный ремонт, любые улучшения арендованного имущества в пределах 10 % ремонтного лимита, установленного п. 146.11 и п. 146.12 НКУ, включаются арендатором в состав расходов. Подчеркиваем, что лимит установлен один для расходов на ремонт (улучшения) всех основных средств, как собственных, так и арендованных. Порядок учета этих затрат в налоговом учете арендатора аналогичен порядку учета ремонтных расходов собственных основных средств, в связи с чем рекомендуем вам ознакомиться с консультацией «Ремонт и улучшения собственных основных средств» // «БН», 2012, № 22, с. 15. При определении 10 % лимита стоимость самого полученного в оперативную аренду объекта не учитывается арендатором в составе совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года, так как такой объект не амортизируется арендатором;

3) расходы на текущий, капитальный ремонт, любые улучшения арендованного имущества сверх 10 % ремонтного лимита создают (увеличивают) стоимость отдельного объекта основных средств той группы, к которой относится ремонтируемый объект. Например, если арендатор провел улучшения арендованного легкового автомобиля, то на сумму затрат, превышающих 10 % лимит, в налоговом учете формируется объект основных средств группы 5. При дальнейших расходах на ремонт (улучшения) такого автомобиля затраты, превышающие 10 % лимит, будут увеличивать стоимость такого созданного объекта и амортизироваться. Заметим, что о каком-то соответствии между налоговым и бухгалтерским учетом по таким операциям говорить не приходится. В бухгалтерском учете затраты на улучшения арендованного объекта формируют объект ПНМА (субсчет 117), аналога которому в классификации групп основных средств в налоговом учете нет (п. 145.1 НКУ). Более того, как мы сказали выше, ремонты (улучшения) сверх 10 % лимита создают (увеличивают) первоначальную стоимость объекта той группы, к которой относится арендованный, т. е. в налоговом учете в группу 9 (прочие основные средства) такие затраты попадут, только если арендованный объект нельзя классифицировать в составе какой-либо другой группы.

Также возникает вопрос: можно ли расходы на ремонт (улучшения) арендованного имущества сверх 10 % лимита включить в налоговом учете в группу 11 (малоценные необоротные материальные активы (МНМА)), если сумма таких расходов не превышает 2500 грн.? Ответ отрицательный. Превысившие лимит расходы создают отдельный объект основных средств соответствующей группы (по техническим характеристикам объекта) независимо от суммы таких расходов.

Теперь по поводу срока начисления амортизации. При установлении срока полезного использования созданного объекта логично ориентироваться на срок действия договора аренды объекта, но при этом такой срок должен быть не меньше минимального, установленного п. 145.1 НКУ.

Пример 2 . Арендатор на сумму расходов на ремонт арендованного производственного станка, превысивших 10 % лимит, создал объект основных средств группы 4 (машины и оборудование) в размере 3000 грн. Предприятие начисляет амортизацию прямолинейным методом. Станок взят в аренду сроком на:

а) 2 года (до окончания срока аренды осталось 16 месяцев, следующих за месяцем окончания ремонта);

б) 8 лет (до окончания срока аренды осталось 83 месяца, следующих за месяцем окончания ремонта).

Вариант «а». Согласно п. 145.1 НКУ минимальный срок полезного использования объектов основных средств группы 4 — 5 лет, поэтому расчет суммы амортизации нужно проводить исходя из срока полезного использования 60 месяцев:

3000 : 60 = 50 грн. в месяц.

Амортизироваться данный объект начинает с месяца, следующего за месяцем окончания ремонтных работ. При этом, если срок договора аренды не будет продлен, то на момент его возврата арендодателю его стоимость не полностью самортизируется. В таком случае арендатор включит остаточную стоимость объекта в состав налоговых расходов на основании п. 146.20 и п. 146.16 НКУ, о чем подробнее скажем ниже.

Вариант «б». Так как срок действия договора аренды превышает минимальный срок полезного использования объектов данной группы, установленный НКУ, в расчет суммы амортизации принимается срок действия согласно такому договору:

3000 : 83 = 36,14 грн. в месяц.

 

Ремонт арендованных МНМА

Далее внимание арендаторов хотим обратить на ремонтные расходы полученного в аренду объекта, являющегося МНМА (т. е. стоимостью менее 2500 грн.). Дело в том, что МНМА для налогового учета основными средствами не являются, что следует из определения основных средств, приведенного в п.п. 14.1.138 НКУ. В свою очередь, под арендной (лизинговой) операцией согласно п.п. 14.1.97 НКУ понимается хозяйственная операция (кроме операций по фрахтованию (чартеру) морских судов и других транспортных средств) физического или юридического лица (арендодателя), которое предусматривает предоставление основных фондов в пользование другим физическим или юридическим лицам (арендаторам) за плату и на определенный срок. Получается, что на взятые в аренду недорогие объекты нормы п. 146.19 НКУ не должны распространяться, т. е. ремонтный лимит к таким затратам арендатор не применяет. Расходы, связанные с ремонтом таких объектов, арендатор может сразу включить в состав своих расходов (по направлению затрат в зависимости от использования объекта аренды). Главное здесь арендатору доказать, что соответствующий объект действительно является МНМА. На наш взгляд, ориентироваться в этом случае исключительно на стоимость объекта, указанную в акте приема-передачи имущества в аренду (если она менее 2500 грн.) недостаточно, ведь арендодатель мог передать в аренду имущество по остаточной стоимости, которая не превышает 2500 грн., в то время как первоначальная стоимость этого объекта значительно превышает эту сумму. Для того, чтобы арендатору доказать, что находящийся у него во временном пользовании объект для целей налогообложения является МНМА, необходимо, чтобы соответствующие данные подтвердил арендодатель на основании справки произвольной формы.

 

Получение возмещения от арендодателя

Теперь рассмотрим налоговые последствия у арендатора при получении возмещения расходов на ремонт от арендодателя. Если расходы арендатора вписались в 10 % лимит, то, соответственно, при их компенсации у арендатора возникают доходы в сумме такой компенсации. Основанием для отражения доходов арендатором является акт приема-передачи работ (услуг) по ремонту (улучшению) арендованного имущества. На наш взгляд, если сразу достигнута договоренность о возмещении расходов арендатора до окончания срока аренды, то для того, чтобы арендатор не отражал понесенные им затраты через призму «ремонтных» расходов (т. е. в пределах 10 % лимита — в расходы, а сверх — на создание объекта основных средств), лучше сразу оформить такие отношения с арендодателем как предоставление услуг по ремонту арендованного объекта.

Что касается ситуации, когда арендатор на сумму затрат на ремонт (улучшение) создал объект основных средств, на который начислял амортизацию, а затем получает возмещение от арендодателя (как правило, при возврате объекта из аренды), то данная ситуация в НКУ прямо не прописана.

По мнению ГНСУ, причем без особых аргументаций и обоснований, вся сумма компенсации попадает в состав доходов арендатора (см. «Арендатор отражает всю сумму возмещения ремонтных затрат в составе доходов»).

 

Арендатор отражает всю сумму возмещения ремонтных затрат в составе доходов

Извлечение из ЕБНЗ (подраздел 110.18.02)

«С учетом изложенного, в случае возврата арендатором объекта оперативной аренды/лизинга после окончания действия договора лизинга/аренды плательщик налога в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на сумму амортизируемой стоимости (стоимость ремонта/улучшения объекта аренды) за вычетом сумм накопленной амортизации такого объекта основных средств.

Если арендодатель осуществляет компенсацию расходов, понесенных арендатором на ремонт/улучшение объекта оперативной аренды/лизинга, то арендатор должен сумму такой компенсации включить в доходы по дате их признания согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета (п. 137.16 ст. 137 НКУ)».

 

Из данного разъяснения ГНСУ следует, что получение компенсации от арендодателя не приравнивается для целей налогообложения к продаже объекта основных средств. Иными словами, главное налоговое ведомство продвигает единый подход к порядку налогового учета данной операции, вне зависимости от того, был сформирован объект основных средств на стоимость ремонтных работ или нет. Получается, что сумма компенсации увеличивает прочие доходы налогоплательщика (стр. 03.28 Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия (далее — Декларация)), а балансовая стоимость объекта основных средств (при ее наличии) попадает в прочие расходы налогоплательщика (стр. 06.4.39 Декларации).

Согласно п. 137.16 НКУ датой получения прочих доходов является дата их возникновения согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено нормами раздела ІІІ НКУ. Такой датой, на наш взгляд, является дата подписания арендатором и арендодателем акта приема-передачи работ по ремонту (улучшениям).

Что касается НДС, то данная операция является объектом обложения данным налогом, поэтому по первому событию (подписанию акта или фактическому получению возмещения) арендатор должен начислить налоговые обязательства по НДС и выписать налоговую накладную.

 

Возврат объекта арендодателю без компенсации

В такой ситуации арендатор, руководствуясь п. 146.20 и п. 146.16 НКУ, при возврате объекта из аренды включает остаточную стоимость такого объекта в состав расходов. Неприятные последствия для арендатора заключаются в необходимости начисления НДС, ведь такая операция, по сути, является бесплатным предоставлением работ (услуг), а значит, попадает у арендатора под налогообложение.

 

Если арендодателем является физическое лицо

Когда улучшается арендованный объект, принадлежащий на праве собственности физлицу-арендодателю, налоговые органы зачастую настаивают на включении стоимости таких работ в налогооблагаемый доход арендодателя в виде дополнительного блага. Так, к примеру, ГНАУ, правда, еще в пору действия Закона о налоге с доходов, изложила такую свою фискальную позицию в письме от 18.07.07 г. № 8838/5/15-0316. Причем налогооблагаемый доход у физлица, по мнению главного налогового ведомства, возникает в том месяце, в котором завершен ремонт. Соответственно, со всей суммы арендатор должен удержать и уплатить в бюджет НДФЛ (сейчас — по ставке 15 (17) %). Причем так как доход начисляется в неденежной форме, то налогооблагаемый доход определяется с учетом «натурального» коэффициента.

Надо сказать, что после вступления в силу НКУ представители ГНСУ воздерживаются от прямого ответа на данный вопрос. В ЕБНЗ (раздел 160.03) ГНСУ рекомендует для квалифицированного и исчерпывающего ответа на этот вопрос письменно обращаться в налоговый орган по своей регистрации с предоставлением соответствующих пояснений и документов.

Изложим свою позицию по этому вопросу. Если стороны договора пришли к соглашению о возмещении соответствующих расходов арендатора (в том числе и по окончании действия договора аренды), то ни о каком возникновении дохода у физического лица не может быть и речи. Если непосредственно в договоре аренды этот момент не оговаривается, то можно составить дополнительное соглашение к данному договору, в котором, к примеру, указать, что арендодатель обязуется возместить данные расходы исходя из справедливой стоимости таких работ на момент возврата. Это будет основанием для неначисления налогооблагаемого дохода арендодателю в месяце завершения ремонта (улучшений). По окончании договора аренды нужно будет составить акт приема-передачи ремонтных работ на согласованную сторонами сумму и получить возмещение от арендодателя. Не забывайте, что если договор аренды подлежит обязательному нотариальному заверению, то и изменения, вносимые в такой договор аренды, нужно заверять нотариально.

Если расходы, понесенные арендатором на капитальный ремонт (улучшения), не будут возмещаться арендодателем, то, действительно, у физического лица может возникнуть налогооблагаемый доход. Однако мы считаем, что такой доход возникает не в месяце завершения арендатором соответствующих работ, а на дату возврата объекта арендодателю исходя из справедливой стоимости проведенных ремонтных работ, оцененной на момент возврата. Причем о возникновении дохода, считаем, можно говорить только в том случае, если арендатор провел капремонт или улучшения объекта. Справедливая стоимость капремонта (улучшений) объекта определяется с учетом его фактического состояния на момент возврата, степени износа объекта в процессе эксплуатации арендатором. Согласитесь, что за то время, в течение которого объект находится в пользовании у арендатора, проведенный ремонт (улучшения) может полностью износиться, и арендодателю будет возвращен объект в том же состоянии, что и при передаче в аренду. В связи с этим можно ли говорить о возникновении у физического лица налогооблагаемого дохода в месяце завершения ремонта арендатором, да еще и в полной сумме проведенных ремонтных работ? Мы считаем, что у физического лица — арендодателя налогооблагаемый доход возникнет в сумме реально полученного им дохода, т. е. в сумме проведенного капремонта (улучшений) за вычетом суммы фактического износа таких проведенных работ. И это, конечно, при условии, что арендодатель не будет компенсировать арендатору понесенные им затраты.

Кроме того, нельзя говорить о включении в налогооблагаемый доход стоимости проведенных улучшений, если они являются отделимыми, а значит, будут или могут быть изъяты без нанесения ущерба объекту по окончании срока действия договора. Этот момент тоже нужно учитывать, отстаивая перед проверяющими факт неначисления дохода физическому лицу в месяце завершения ремонта (улучшений). Если при возврате объекта арендатор не будет изымать проведенные им отделимые улучшения, то он вправе требовать за них компенсацию, и если такая компенсация не будет уплачена, то только тогда можно говорить о возникновении у физического лица налогооблагаемого дохода.

 

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ У АРЕНДОДАТЕЛЯ

 

Если арендодатель компенсирует арендатору расходы

Если стороны договора аренды пришли к соглашению, что арендодатель возмещает затраты на ремонт (улучшения), переданного во временное пользование объекта основных средств, то такие расходы отражаются в том же порядке, что и при ремонте (улучшении) собственных основных средств, о чем мы писали в статье «Ремонт и улучшения собственных основных средств» // «БН», 2012, № 22, с. 15. Основанием для отражения таких затрат является акт приема-передачи проведенных ремонтных работ, подписанный сторонами договора аренды. Если расходы на ремонт вписываются в 10 % лимит, то в том отчетном периоде, в котором подписан акт, они отражаются арендодателем в составе прочих операционных расходов. Расходы, превышающие 10 % лимит, относятся арендодателем на увеличение первоначальной стоимости соответствующего объекта и подлежат амортизации с месяца, следующего за месяцем подписания акта.

Если арендодатель является плательщиком НДС, то на сумму НДС согласно налоговой накладной, полученной от арендатора, он отражает налоговый кредит.

 

Если арендодатель не возмещает понесенные арендатором расходы

В таком случае согласно п. 146.20 НКУ арендодатель не изменяет амортизируемую стоимость соответствующего объекта. Если при возврате из аренды арендатор указывает стоимость бесплатно переданных арендодателю работ по улучшению объекта, то арендодатель должен будет отразить доходы. Такой вывод следует из п.п. 135.5.4 и п. 137.10 НКУ, которые предписывают отражать стоимость бесплатно полученных работ (услуг) в составе доходов, причем исходя из договорной стоимости, но не ниже обычных цен. Сумму НДС, приходящуюся на стоимость таких бесплатно переданных арендатором работ, арендодатель, соответственно, не включает в налоговый кредит.

Надеемся, что представленный сегодня материал будет для вас, уважаемые коллеги, базой для правильной классификации и отражения в учете затрат по ремонту (улучшению) объектов основных средств, находящихся в аренде.

В заключение в табл. 3 представим порядок бухгалтерского и налогового учета операций по ремонту (улучшению) имущества, находящегося в аренде у сторон договора, обращая внимание на порядок отражения доходов (расходов) в Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия (далее — Декларация).

 

Таблица 3. Порядок бухгалтерского и налогового учета затрат
на ремонт (улучшение) арендованного имущества

Содержание хозяйственной операции

Корреспондирующие счета

Налоговый учет

дебет

кредит

1

2

3

4

І. Текущий и капитальный ремонт арендованного объекта (работы не приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта)

Учет у арендодателя

1

Отражена задолженность перед арендатором в сумме возмещаемых расходов по ремонту объекта, переданного в аренду

84

631

Либо расходы в пределах 10 % лимита (гр. 4 табл. 2 Приложения АМ; стр. 06.4.38 Приложения ІВ).

Либо увеличение стоимости объекта в сумме сверх 10 % лимита(1)

949

84

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости проведенного арендатором ремонта (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

3

Возмещены расходы арендатору

631

311

Учет у арендатора

1

Получен объект необоротных активов в аренду

01

2

Проведены ремонтные работы в сумме:

Либо расходы в пределах 10 % лимита (гр. 4 табл. 2 Приложения АМ)(2), (4).

Либо создание (увеличение) стоимости отдельного объекта основных средств (затраты сверх 10 % лимита) с последующим начислением амортизации на его стоимость

2.1) производственных запасов, списанных на ремонт. Одновременно (в зависимости от направления использования арендованного объекта) делается запись при ремонте:

80

20, 22

— производственных объектов

23

80

— объектов общепроизводственного назначения (производственных объектов, если затраты нельзя прямо отнести на объект затрат)

91

80

— объектов административного назначения

92

80

— объектов, используемых в сбыте

93

80

— прочих арендованных объектов основных средств

949

80

2.2) заработной платы работников, занятых ремонтом

81

661

23, 91...(3)

81

2.3) взносов на социальное страхование на зарплату работников, занятых ремонтом

82

657

23, 91...

82

2.4) износа необоротных активов, занятых в ремонте

83

13

23, 91...

83

2.5) прочих расходов (услуги сторонней организации и т. п.)

84

63, 68

23, 91...

84

3

Возвращен объект по окончании срока действия договора аренды

01

Расходы в сумме балансовой налоговой стоимости объекта, если на сумму расходов на ремонт создавался такой объект (стр. 06.4.39 Приложения ІВ)

4

Отражена задолженность арендодателя в сумме возмещения понесенных арендатором расходов

377

719

Доходы (стр. 03.28 Приложения ІД к Декларации)

5

Начислены налоговые обязательства по НДС

719

641/НДС

6

Получено возмещение от арендодателя

311

377

ІІ. Улучшение необоротных активов, полученных в оперативную аренду (работы приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта)

Учет у арендодателя (расходы арендатору компенсируются)

1

Отражена стоимость улучшения объекта аренды

152

631 (685)

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости проведенного арендатором улучшения (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631 (685)

3

Увеличена стоимость объекта необоротных активов на сумму проведенного улучшения

10

152

Либо расходы в пределах 10 % лимита (гр. 4 табл. 2 Приложения АМ; стр. 06.4.38 Приложения ІД).

Либо увеличение стоимости объекта в сумме сверх 10 % лимита(1)

4

Возмещены расходы арендатору

631 (685)

311

Учет у арендодателя (расходы арендатору не компенсируются)

1

В периоде возврата объекта аренды арендодатель увеличивает стоимость объекта аренды на недоамортизированную арендатором сумму улучшений

152

424

Доходы (стр. 03.9 Приложения ІД к Декларации)

2

Увеличена стоимость объекта аренды на стоимость улучшений

10

152

3

Начислена амортизация стоимости бесплатно полученных улучшений арендованных основных средств

83

13

23, 91,...

83

09

4

Одновременно с начислением амортизации отражен доход от бесплатно полученных улучшений в сумме, пропорциональной начисленной амортизации

424

745

Учет у арендатора

1

Получен объект необоротных активов в оперативную аренду

01

2

Отражены капитальные инвестиции при проведении арендатором улучшений объекта аренды, приводящих к увеличению будущих экономических выгод

153

20, 66, 65, 63,..

Расходы в пределах 10 % лимита (2), (4)

09

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631, 685

4

По окончании ремонта сформирован объект прочих необоротных материальных активов (на сумму расходов на модернизацию и другие виды улучшения арендованных основных средств)

117

153

На сумму сверх 10 % лимита создание (увеличение) стоимости объекта основных средств(5)

5

Начислена амортизация сформированного объекта прочих необоротных материальных активов с одновременным списанием в состав:

832

132

— расходов на производство (если объект аренды используется в процессе производства)

23

832

(6), (7)

— общепроизводственных расходов (если объект аренды используется в общепроизводственных целях)

91

— административных расходов (если объект аренды используется в административно-управленческих целях)

92

Расходы(7) (стр. 06.1 Декларации)

— расходов на сбыт (если объект аренды используется при сбыте продукции, товаров, работ, услуг)

93

Расходы(7) (стр. 06.2 Декларации)

— прочих расходов операционной деятельности (если объект аренды используется в прочей операционной деятельности арендатора)

94

Расходы(7) (стр. 06.4.39 Приложения ІВ)

6

Увеличен остаток на забалансовом счете на сумму начисленной амортизации

09

Арендодатель возмещает расходы на улучшение объекта аренды

7

Возвращен объект из операционной аренды арендодателю

01

8

Списывается износ, начисленный на «ремонтный» объект

132

117

9

«Ремонтный» объект переводится в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

117

10

Отражена продажа арендодателю «ремонтного» объекта

377

712

Доходы (стр. 03.28 Приложения ІД)

11

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости проведенных улучшений, которые возмещаются арендодателем

712

641/НДС

12

Списана балансовая стоимость реализованного «ремонтного» объекта

943

286

Расходы в сумме балансовой налоговой стоимости объекта (стр. 06.4.39 Приложения ІВ)

13

Отражено возмещение проведенного улучшения арендодателем

311

377

Арендодатель не возмещает расходы

<...>

7

Возвращен объект из операционной аренды арендодателю

01

Расходы в сумме балансовой налоговой стоимости объекта (стр. 06.4.39 Приложения ІВ)

8

Списана сумма износа объекта прочих необоротных материальных активов при передаче объекта аренды владельцу по окончании срока аренды

132

117

9

Списана остаточная стоимость объекта прочих необоротных материальных активов на расходы

976 (8)

117

10

Начислены налоговые обязательства по НДС исходя из балансовой стоимости списанного объекта прочих необоротных материальных активов

976 (7)

641/НДС

(1) Арендодатель отражает данные затраты в порядке, установленном для ремонтов (улучшений) собственных основных средств.

(2) Как и при ремонте (улучшении) собственных основных средств, затраты, отраженные в гр. 4 табл. 2 Приложения АМ к Декларации, нужно разнести по соответствующим строкам Декларации в зависимости от направления использования арендованного объекта.

(3) 23, 91, 92, 93, 949 — расходные счета в зависимости от направления использования объекта основных средств.

(4) Мы считаем, что для отражения затрат на ремонт (улучшения), вписывающихся в 10 % лимит, расходы можно отражать в том отчетном периоде, в котором они понесены при наличии подтверждающих документов.

(5) Амортизация на стоимость созданного объекта основных средств той группы, к которой относится арендованный объект, начисляется с месяца, следующего после окончания ремонта.

(6) Данные расходы (прямые производственные, переменные и постоянные распределенные ОПР) будут отражены в составе себестоимости реализованной продкуции (работ, услуг) в момент получения доходов от их продажи. Нераспределенные ОПР включаются в расходы того отчетного периода, в котором понесены такие затраты.

(7) В сумме налоговой амортизации, начисленной на стоимость созданного отдельного объекта основных средств.

(8) Предприятия, не использующие счета класса 9, прочие расходы отражают по дебету счета 85.

 

Документы Темы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2775-VI.

Закон о налоге с доходовЗакон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.03 г. № 889-IV (утратил силу с 01.04.11 г.).

Правила № 76 — Правила содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденные приказом Госкомжилхоза от 17.05.05 г. № 76.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102.

Методрекомендации № 561 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом МФУ от 30.09.03 г. № 561.

ОПР — общепроизводственные расходы.

ПНМА — прочие необоротные материальные активы.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше