Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм финансовой отчетности

Редакция БН
Приказ от 28.03.2013 г. № 433

ФИНОТЧЕТНОСТЬ:

Минфин утвердил Методрекомендации
 по ее заполнению

Приказ Министерства финансов Украины от 28.03.13 г. № 433

«Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению форм финансовой отчетности»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым приказом Минфин утвердил Методические рекомендации по заполнению форм финансовой отчетности (далее — Методрекомендации).

Указанные Методрекомендации не применяются:

— банками;

— бюджетными учреждениями;

— предприятиями, которые в соответствии с законодательством применяют международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО).

Методрекомендации имеют рекомендательный, а не обязательный статус.

В то же время этот документ крайне необходим для заполнения новой финансовой отчетности «обычными» предприятиями, не применяющими МСФО.

Напомним суть проблемы. В новом НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» (далее — НП(С)БУ1) не указан порядок заполнения статей финотчетности (в отмененных стандартах порядок заполнения статей отчетов был детально описан). По всей видимости, это связано с тем, что НП(С)БУ 1 распространяется как на «обычные» предприятия, так и на предприятия, составляющие отчетность по МСФО. И поскольку в международной практике не принято детально описывать состав статей финотчетности, то соответствующие конкретизирующие положения не были приведены в НП(С)БУ 1.

Между тем без них «обычным» предприятиям составить финотчетность весьма сложно, поскольку в НП(С)БУ 1 даже не указаны все необходимые определения понятий. Этот пробел Минфин восполнил в Методрекомендациях.

Большинство приведенных в Методрекомендациях положений были позаимствованы с некоторой корректировкой формулировок из ранее действующих П(С)БУ. Поэтому для бухгалтеров положения Методрекомендаций будут привычны.

Между тем есть новации, на которые необходимо обратить внимание.

1. Отражение налога на прибыль в Балансе (Отчете о финансовом состоянии). В Методрекомендациях Минфин «отошел» от своей прежней позиции касательно отражения в Балансе авансовых взносов по налогу на прибыль (авансы по ННП). Так, если в письме МФУ от 24.01.13 г. № 31-08410-06-52297 предписывалось показывать авансы по ННП в статье «Дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом», то теперь подход изменился.

В соответствии с п. 2.28 раздела II Методрекомендаций сумма аванса по ННП показывается в статье «Дебиторская задолженность по расчетам: по выданным авансам» (строка 1130 Баланса). К таким авансам можно причислить как «общие» авансы по ННП, так и суммы авансов по ННП, уплачиваемые при выплате дивидендов. Очевидно, Минфин этим решил подчеркнуть, что такие авансы не относятся к переплате налога на прибыль в бюджет.

Нам такой подход представляется не вполне правильным, поскольку по логике «прибыльные» авансы по-прежнему должны отражаться в статье дебиторской задолженности с бюджетом (строка 1135 Баланса) и попадать в строку 1136 Баланса «в том числе по налогу на прибыль». Ведь они относятся именно к бюджетным платежам.

В то же время если предприятие воспользуется новой рекомендацией Минфина, то оно должно будет завести отдельный аналитический субсчет для отражения уплаченных авансов по ННП, к примеру, субсчет 641/прибыль/аванс и отражать сальдо по этому субсчету в строке 1130 вместе с остальными авансами*.

2. Доход от операционной аренды активов в форме № 2. Из п. 3.3 раздела III Методрекомендаций следует, что платежи от аренды объектов инвестиционной недвижимости показываются в статье «Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» (строка 2000 Отчета о финансовых результатах). Исходя из этого, доходы от таких платежей следует отражать на субсчете 703 «Доход от реализации работ и услуг». В остальных случаях доходы от операционной аренды показываются на субсчете 713 «Доход от операционной аренды активов» и указываются в статье «Прочие операционные доходы» (строка 2120 Отчета о финансовых результатах).

Очевидно, такой порядок был предложен Минфином во исполнение предписаний Инструкции о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291, в которой говорится, что «На субсчете 713 «Доход от операционной аренды активов» обобщается информация о доходах от аренды (кроме финансовой) имущества, если эта деятельность не является предметом (целью) создания предприятия».

Но предложенный способ разграничения не вполне корректен. Во-первых, арендодатель может располагать некоторыми объектами инвестиционной недвижимости и при этом сдача в аренду может не выступать целью его создания. Во-вторых, «арендная» деятельность может являться основной целью арендодателя, а объектами инвестиционной недвижимости он может не располагать. Это происходит, например, в тех случаях, когда находящаяся в операционной аренде недвижимость сдается в субаренду.

Между тем вполне возможно, что указанные критерии разграничения операционной аренды в разрезе инвестиционной и операционной недвижимости будут использовать и налоговики. На данный момент они предписывают ориентироваться в этом вопросе на то, относится ли деятельность по сдаче объектов в аренду к основной деятельности предприятия (см., к примеру, письмо ГНА в г. Киеве от 10.08.11 г. № 8206/10/31-606).

Так что изложенное может повлиять и на порядок налогового учета названных операций. Ведь доходы от операционной аренды на субсчете 703 «привязываются» к расходам, а на субсчете 713 — нет. Поэтому тем предприятиям, которые имеют доходы от операционной аренды инвестиционной недвижимости, безопаснее теперь их показывать на субсчете 703 и в строке 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль.

3. Существенность информации. Мы уже отмечали, что согласно новому порядку составления финотчетности вписываемые строки могут быть обязательными и «детализирующими». К сожалению, в Методрекомендациях Минфин четко не разграничил указанные строки и только применительно к некоторым сделал пометку, что они включаются в финотчет при наличии критериев существенности. О том, как можно провести такое разграничение и установить в Приказе об учетной политике критерии существенности, мы рассказывали в статье «Квартальная финотчетность: основные моменты предоставления за I квартал 2013 года» // «БН», 2013, № 14, с. 35.

 

Влада КАРПОВА

 

* Мы так рекомендовали поступать в Шпаргалке бухгалтера «Финансовая отчетность по-новому (впервые за I квартал 2013 года)» // «БН», 2013, № 14, с. 19.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше