Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Особенности заключения договора аренды автомобиля с водителем: юридические тонкости

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Август, 2013/№ 32
Печать
Ответы на вопросы

Особенности заключения договора аренды автомобиля с водителем: юридические тонкости

Предприятие планирует взять в аренду автомобиль у физического лица (не предпринимателя, не штатного работника), которое, в свою очередь, будет его водителем. Внесение арендной платы предполагается 2 раза в месяц, при этом акт о предоставлении услуг будет составляться 1 раз в месяц. Размер арендной платы будет зависеть от количества часов использования автомобиля в деятельности предприятия. Как правильно оформить данную процедуру, если сам арендодатель будет нести расходы по ремонту, ГСМ и т. д.?

(г. Харьков)

 

Лицензирование. Согласно ст. 9 Закона об автотранспорте* лицензия выдается на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по внутренним перевозкам:

— пассажиров автобусами;

— пассажиров на такси;

— легковыми автомобилями на заказ;

— опасных грузов** грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами.

* Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.01 г. № 2344-III.

** Опасный груз вещества, материалы, изделия, отходы производственной и прочей деятельности и тара из-под них, которые в результате присущих им свойств при наличии определенных факторов могут при перевозке повлечь за собой взрыв, пожар, повреждение технических средств, устройств, сооружений и других объектов, причинить материальные убытки и вред окружающей природной среде, а также привести к гибели, травмированию, отравлению людей, животных и которые по международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или по результатам испытаний, в зависимости от степени их воздействия на окружающую природную среду или человека, отнесены к одному из классов опасных веществ (ст. 1 Закона об автотранспорте). Правила дорожной перевозки опасных грузов утверждены приказом МВД от 26.07.04 г. № 822.

По всей видимости, опасные грузы автомобиль перевозить не будет, поэтому теоретически под лицензирование могут попасть перевозки пассажиров, в частности, легковыми автомобилями на заказ. К последним относят перевозки пассажиров легковым автомобилем общего назначения, заказанным юридическим или физическим лицом с заключением письменного договора на каждую услугу или на обусловленный срок обслуживания, в котором определяют условия обслуживания, стоимость услуги, срок ее выполнения и другие положения по договоренности сторон (ст. 1 Закона об автотранспорте).

То есть лицензию необходимо иметь в ситуации, когда автомобиль используется по договору перевозки, заключенному с физлицом-перевозчиком. Если автомобиль находится не в аренде у предприятия, то ни о какой лицензии речь не идет.

Поэтому с позиции избежания лицензирования (в тех случаях, когда она необходима), для предприятия желательно заключить договор найма (аренды) транспортного средства.

 

Отличия договора перевозки от договора аренды. Общий порядок заключения таких договоров изложен в Гражданском кодексе Украины (далее — ГКУ). Основные отличительные признаки договоров перевозки и аренды представлены в таблице.

 

Отличия договора перевозки и договора найма (аренды)

Условие

Договор перевозки

Договор найма (аренды)

1

2

3

1. Предмет договора

Доставка пассажиров, грузов, багажа в пункт назначения

Предоставление определенного имущества (транспортного средства) во временное владение и пользование арендатора

2. Форма договора

Договор перевозки груза заключается в письменной форме (ч. 2 ст. 909 ГКУ), договор перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей соответственно билета и багажной квитанции (ч. 2 ст. 910 ГКУ)

Договор найма транспортного средства заключается в письменной форме, а при участии физического лица подлежит нотариальному удостоверению (ст. 799 ГКУ)(1)

3. Порядок использования транспортного средства

Транспортное средство использует перевозчик

Наниматель (арендатор) самостоятельно использует транспортное средство в своей деятельности и имеет право без согласия наймодателя заключать от своего имени договоры перевозки, а также другие договоры в соответствии с назначением транспортного средства (ч. 1 ст. 800 ГКУ)

4. Порядок понесения расходов, связанных с использованием транспортного средства

Расходы несет перевозчик

Расходы несет наниматель (ч. 2 ст. 801 ГКУ)

5. Правовые последствия повреждения транспортного средства

Несет перевозчик

Наниматель обязан возместить убытки, нанесенные в связи с потерей или повреждением транспортного средства, если он не докажет, что это случилось не по его вине (ч. 1 ст. 803 ГКУ)

(1) Требование о нотариальном удостоверении не распространяется на договоры с физическими лицами — предпринимателями (на это указано и в постановлении Пленума ВХСУ от 29.05.13 г. № 12).

 

Систематическая перевозка — предпринимательская деятельность? Помимо лицензирования систематическая перевозка пассажиров или грузов может свидетельствовать об осуществлении физлицом-перевозчиком предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательством считается самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Правда, на данный момент в нормативных актах отсутствуют критерии «систематичности», поэтому четко сказать, сколько раз физлицо имеет право оказать услугу по перевозке, не будучи зарегистрированным предпринимателем, нельзя. Здесь можно провести только аналогию с разъяснениями, касающимися «докодексных» времен.

Тогда в п. 4 постановления Пленума ВСУ от 25.04.03 г. № 3 был сделан вывод: «Под осуществлением лицом, не зарегистрированным в качестве субъекта предпринимательства, любого вида предпринимательской деятельности из числа подлежащих лицензированию, следует понимать деятельность физического лица, связанную с производством либо реализацией продукции, выполнением работ, предоставлением услуг с целью получения прибыли, содержащей признаки предпринимательской, т. е. осуществляется указанным лицом непосредственно самостоятельно, систематически (не менее трех раз в течение одного календарного года) и на собственный риск».

Этими нормами при установлении критериев систематичности некоторые суды руководствуются и сейчас (см., к примеру, постановления Керченского городского суда АР Крым от 28.03.11 г. по делу № 3/0108/939/2011*, Кодимского районного суда Одесской области от 20.06.12 г. по делу № 1514/1088/12**). Впрочем, нередко суды при отнесении деятельности к предпринимательской вообще не применяют критерии систематичности, причисляя к таковой, в частности и одноразовую продажу (см., к примеру, постановления Ивановского районного суда Херсонской области от 08.02.11 г. по делу № 3-81/11***, Алуштинского городского суда от 11.09.12 г. по делу № 0101/4909/2012****).

* http://reyestr.court.gov.ua/Review/15171920

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/24874061

*** http://reyestr.court.gov.ua/Review/13911818

**** http://reyestr.court.gov.ua/Review/25931989

За проведение хозяйственной деятельности без государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, согласно ст. 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Размер штрафа за данное нарушение составляет от 340 до 1700 грн. с конфискацией денежных средств, полученных в результате осуществления такой деятельности или без таковой*****.

***** Подробнее см. Тему недели «Гражданско-правовые договоры с физлицами» // «БН», 2013, № 10, с. 30.

Не исключено также, что сам договор перевозки с физлицом налоговики признают при проверке не имеющим реального характера (ничтожным), в связи с чем исключат из налоговых расходов предприятия оплату этих услуг.

 

Можно ли заключить договор аренды с экипажем. С учетом изложенного, более приемлемым представляется заключение договора аренды. В отличие от договора перевозки, заключение договора аренды с физическим лицом не обязывает его регистрироваться предпринимателем, что подтверждают и налоговики (см. письма ГНАУ от 11.10.05 г. № 9777/6/17-2316, от 06.10.05 г. № 7890/Л/17-3115, разъяснение в разделе 103.09 ЕБНЗ)******.

****** Единая база налоговых знаний, размещена на сайте Миндоходов: http://minrd.gov.ua/ebpz

И здесь сразу возникает вопрос касаемо возможности оформления с физлицом-водителем, который выступает арендодателем, договора аренды транспортного средства вместе с обслуживающим его экипажем (ст. 805 ГКУ).

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации заключение такого договора будет неправомерным. Обратите внимание: в ч. 1 ст. 805 ГКУ говорится, что управление и техническая эксплуатация транспортного средства, переданного в наем с экипажем, осуществляются его экипажем. Экипаж не прекращает трудовых отношений с наймодателем. Расходы на содержание экипажа несет наймодатель. То есть в данном случае предполагается, что экипаж транспортного средства находится именно в трудовых отношениях с арендодателем, что имеет принципиальное значение.

Правоведы отмечают, что договор аренды с экипажем можно рассматривать как комплексный, устанавливающий обязательства:

а) непосредственно связанные с предоставлением транспортного средства в аренду,

б) по оказанию арендатору услуг, связанных с управлением и его технической эксплуатацией. Договор, не предусматривающий предоставления таких услуг, носит чисто арендный характер*.

* См. М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд., стер. — М.: Статут, 2011. — С. 494.

Иными словами, по такому договору арендодатель оказывает арендатору на систематической основе еще и услуги, что свидетельствует о необходимости регистрации его субъектом предпринимательской деятельности.

Поэтому изложенное выше касаемо возможности признания договора перевозки с перевозчиком-физлицом ничтожным, как не имеющим реального характера, применимо и к договору аренды с экипажем.

Кроме того, имеется риск отнесения отношений арендодателя-водителя к трудовым. Судебная практика свидетельствует о том, что налоговики небезуспешно так делают даже в тех ситуациях, когда водитель находится в трудовых отношениях с арендодателем (т. е. формально соблюдаются все условия заключения договора аренды с экипажем).

Например, в постановлении Киевского апелляционного админсуда от 06.03.12 г. по делу № 2а-2757/11/2670** суд апелляционной инстанции согласился с выводами налоговиков, начислившими НДФЛ арендатору с суммы зарплаты водителя, который не находился в трудовых отношениях с ним, а оказывал услуги по договору аренды с экипажем. При этом в качестве базы налоговики использовали должностной оклад водителя, установленный в штатном расписании арендатора. Суд это аргументировал следующим (см. «Признание водителя в договоре аренды с экипажем работником арендатора»).

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/22313175

 

Признание водителя в договоре аренды с экипажем работником арендатора

Извлечение из постановления Киевского апелляционного админсуда от 06.03.12 г. по делу № 2а-2757/11/2670

«Следует отметить, что водительские услуги физические лица — плательщики налога предоставляли именно предприятию, выполняли поручение директора предприятия, что подтверждается материалами дела.

Указанное свидетельствует о том, что данные сделки были осуществлены для сокрытия неоформленных наемных работников, которые фактически предоставляли водительские услуги предприятию <...>, поэтому в соответствии с положением ст. 235 ГК данные сделки являются мнимыми, которые совершены сторонами для сокрытия других сделок, т. е. таких, которые согласно ст. 206 ГК были совершены в устной форме относительно реально полученного дохода за выполненный объем работ плательщиков налогов, который не будет отражен в налоговой отчетности, т. е. неоформление работников и выплата неофициальной заработной платы.

<...>

Положения ст. 207 и 208 ХК Украины следует применять с учетом того, что сделка, совершенная с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, в то же время противоречит моральным принципам общества, а поэтому согласно ч. 1 ст., ч. 2 ст. 215 ГК Украины является ничтожной, и признание такой сделки недействительной судом не требуется.

Кроме того, необходимо отметить, что согласно правовой позиции Верховного Суда Украины, изложенной в постановлении от 26 сентября 2006 года, сделка, совершенная с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, в то же время противоречит моральным принципам общества, а поэтому согласно ч. 1 ст., ч. 2 ст. 215 ГК Украины является ничтожной и признание такой сделки недействительной судом не требуется».

 

И наконец, такой договор требует нотариального заверения — в противном случае он признается ничтожным*** (ст. 220 ГКУ). Между тем вряд ли нотариус заверит договор аренды экипажа с подобными условиями.

*** Это подтверждают и суды (см., к примеру, постановление Днепропетровского окружного административного суда от 12.09.08 г. по делу № 2-а-1434/08, решение Коллегии судей судебной палаты по гражданским делам апелляционного суда Сумской области от 15.05.13 г. по делу № 1817/2578/12). В то же время не требуют заверения договоры аренды с экипажем, заключенные с физлицом-предпринимателем (см. решение хозяйственного суда Херсонской области от 15.07.10 г. по делу № 16/69-ПД-10).

С учетом данных обстоятельств, мы не рекомендуем заключать с физлицом-арендодателем договор аренды с экипажем. Весьма вероятно, что в этом случае возникнут проблемы с включением арендной платы в налоговые расходы, при этом могут еще и доначислить единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование**** с «виртуальной» зарплаты водителя, приняв за нее, к примеру, сумму выплаченной арендной платы.

**** При уплате в пользу физического лица арендной платы согласно договору найма (аренды) ЕВС не начисляется, что было подтверждено в п. 6 разъяснения ПФУ от 11.03.11 г. и письме ПФУ от 10.08.11 г. № 16534/03-20.

Исходя из всех позиций с водителем крайне желательно заключить трудовой договор. При этом с таким лицом может быть заключен и договор аренды транспортного средства. В то же время и здесь следует обратить внимание на ряд моментов.

Так, из вопроса следует, что арендная плата будет зависеть от количества часов использования автомобиля в деятельности предприятия. Однако в соответствии с ч. 6 ст. 762 ГКУ наниматель освобождается от платы за все время, в течение которого имущество не могло быть использовано им в силу обстоятельств, за которые он не отвечает.

То есть в ситуации, когда арендованное имущество находится в пользовании арендатора, неуплата арендной платы возможна только в том случае, когда имущество именно не могло быть использовано им по независящим от него обстоятельствам. Это соответствует правовой природе договора аренды, которым предусматривается взимание платы за использование имущества арендатором на протяжении всего срока действия договора аренды*, независимо от времени фактического использования имущества арендатором.

* Разумеется, с момента передачи имущества арендатору и до момента его возврата арендодателю. Исключение составляет договор аренды с экипажем, в котором предоставляются еще услуги по управлению и техническому обслуживанию транспортного средства. В этом случае арендная плата может быть установлена за 1 машино-час или иные показатели фактического использования транспортного средства.

Например, если предприятие заключает договор аренды офисного помещения на месяц, то оно вносит арендную плату за месяц и при этом предполагается, что арендатор пользуется помещением, как в рабочее время, так и в нерабочее время. Если же арендная плата, к примеру, вносится за 1 час использования помещения, то и договор аренды заключается на время фактического использования.

Поэтому если Вы не хотите столкнуться с признанием договора аренды с почасовой оплатой за время фактического использования ничтожным, то придется заключать каждый раз договор аренды на использование автомобиля в определенное время, что с учетом обязательности его нотариального удостоверения нереально.

Можно также заключить один договор аренды, в котором предусмотреть, что автомобиль передается в пользование арендатору на определенное время, за которое взимается почасовая арендная плата, при этом каждый факт передачи автомобиля в аренду и его возврата подтверждать актами приема-передачи автомобиля, составленными либо в произвольной форме, либо типовой формы № ОЗ-1 (утверждена приказом Минстата от 29.12.95 г. № 352). Помимо неудобства данного варианта оформления отношений вполне возможно, что нотариус откажется удостоверять такой договор.

Что же касается расходов, связанных с ГСМ, то их в соответствии с ч. 2 ст. 801 ГКУ их должен нести арендатор. Причем эта норма имеет императивный (обязательный) характер. То есть в ней не указано, что «иное может быть предусмотрено договором». Поэтому арендатор обязан либо самостоятельно оплачивать ГСМ, либо компенсировать понесенные расходы арендодателю.

 

Подытожим. 1. С правовой позиции соблюсти все указанные в вопросе условия фактически невозможно. Здесь придется чем-то жертвовать. Как вариант, можно заключить с физлицом трудовой договор, а далее использовать его автомобиль на условиях аренды или с выплатой ему компенсации за износ автомобиля**. Но здесь остаются все равно проблемы с почасовой оплатой: придется либо отказаться от такой оплаты, установив фиксированную или «плавающую» сумму, либо заключить другой договор.

** Подробнее см. Тему недели «Автомобиль работника в деятельности предприятия» // «БН», 2012, № 40, с. 35.

2. Еще одним вариантом может выступать регистрация физлица субъектом предпринимательской деятельности и оказание им услуг по перевозке грузов (пассажиров) — тогда снимаются проблемы с почасовой оплатой и признании договора ничтожным. Но есть другие неудобства, в частности, придется заключать договоры перевозки на каждую конкретную перевозку грузов или пассажиров. Впрочем, можно заключить один договор, в котором указать, что на каждую перевозку оформляется заказ, выписывается талон заказчика, которые прилагаются к договору. Поскольку договоры перевозки не требуют нотариального удостоверения, то такой вариант вполне возможен. При перевозке пассажиров и опасных грузов здесь возникает еще необходимость получения лицензии перевозчиком. Впрочем, есть в этом варианте и преимущества, в частности, физлицо-предприниматель может зарегистрироваться плательщиком единого налога и тогда с суммы арендной платы будет взиматься 5 % единого налога, а не 15 (17) % налога на доходы.

3. И наконец, последний вариант — заключить договор аренды с экипажем, попробовав заверить его у нотариуса. Этот вариант сопряжен с рисками доначисления единого соцвзноса с «зарплаты» водителя и исключением арендной платы из состава налоговых расходов. Правду, по всей видимости, придется отстаивать в суде, а к какому он придет решению — предугадать сложно.

 

Влада КАРПОВА, Дарья КРАВЧЕНКО

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц