Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об определении налоговых агентов при купле-продаже транспортных средств

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Август, 2013/№ 34
Печать
Письмо от 26.04.2013 г. № 2307/5/99-99-17-02-01-16

ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ АВТО В ГАИ:

ГАИ является налоговым агентом по НДФЛ

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 26.04.13 г. № 2307/5/99-99-17-02-01-16

«Об определении налоговых агентов при купле-продаже транспортных средств»

 

В комментируемом письме Миндоходов рассмотрен порядок выполнения органами Госавтоинспекции МВД Украины (ГАИ) функций налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) при оформлении ими договоров купли-продажи транспортных средств.

Напомним, что в соответствии с внесенными постановлением КМУ от 03.04.13 г. № 243 изменениями в п. 12 Порядка осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, которые имеют идентификационные номера, утвержденного постановлением КМУ от 11.11.09 г. № 1200, оформление договоров купли-продажи транспортных средств может проводиться в Госавтоинспекции.

В связи с этим были внесены изменения и в п. 9.11 Инструкции о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформления и выдачи регистрационных документов, номерных знаков на них, утвержденной приказом МВД Украины от 11.08.10 г. № 379. Согласно указанным нормам, регистрация, перерегистрация и снятие с учета транспортных средств могут проводиться на основании до-говора купли-продажи транспортного средства, оформленного в Центре предоставления услуг, связанных с использованием автотранспортных средств (далее — Центр).

Договор купли-продажи транспортного средства заверяется подписью уполномоченного должностного лица и оттиском печати Центра и учитывается в книге учета договоров купли-продажи транспортных средств Центра.

В результате этих корректив появилась еще одна возможность оформления договора купли-продажи транспортного средства — через ГАИ. Обратите внимание: речь идет не о госрегистрации автотранспортных средств ГАИ, а именно о заключении договора купли-продажи через ГАИ.

Поскольку такая возможность появилась недавно, в Налоговый кодекс Украины (далее — НКУ) не успели внести соответствующие коррективы касаемо выполнения органами ГАИ контрольных функций по уплате НДФЛ в бюджет в указанных случаях. Но налоговиков это не смутило и они нашли «лазейку» делегирования таких функций ГАИ в имеющихся нормах НКУ, которые по смыслу не касаются данного случая, но формально подходят.

В частности, в письме ГАИ «наделили» функциями налогового агента при оформлении договоров купли-продажи автотранспортных средств на основании абз. 2 п. 173.3 НКУ (см. «ГАИ выполняют функции налогового агента по оформленным через них договорам купли-продажи автомобиля»).

 

ГАИ выполняют функции налогового агента по оформленным через них договорам купли-продажи автомобиля

Извлечение из комментируемого письма

«В случае, если объект движимого имущества продается (обменивается) при посредничестве юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента либо физического лица — предпринимателя, такой посредник выполняет функции налогового агента по предоставлению органу государственной налоговой службы информации о сумме дохода и сумме уплаченного в бюджет налога в порядке и сроки, установленные для налогового расчета, а плательщик налога при заключении договора обязан самостоятельно уплатить в бюджет налог на доходы от операций по продаже (обмену) объектов движимого имущества.

Следовательно, в случае осуществления операций по оформлению договоров купли-продажи транспортных средств органами Госавтоинспекции МВД Украины указанный орган выполняет все функции налогового агента».

 

Совершенно очевидно, что указанная норма абз. 2 п. 173.3 НКУ касается тех случаев, когда автомобиль продается через посредников — юридических лиц (их обособленные подразделения), которые выступают стороной в посредническом договоре (в частности, на основании договоров комиссии и поручения).

Иначе излишне было бы приводить в п. 173.4 НКУ специальные нормы о выполнении нотариусами или биржей во время проведения операций по отчуждению объектов движимого имущества при их участии, функций по проверке документа об оценке транспортных средств, их среднерыночной стоимости и документа об уплате в бюджет продавцом НДФЛ.

Нотариусы при оформлении договоров купли-продажи автомобиля, по сути, выполняют те же функции, что и ГАИ — они лишь удостоверяют такие договоры. Понятно, что контролировать уплату НДФЛ необходимо во всех случаях, в том числе и при заключении договоров в ГАИ, но НКУ этого не предусматривает. В связи с этим налоговики в качестве выхода из сложившейся ситуации «зацепились» за нечеткость приведенной в абз. 2 п. 173.3 НКУ формулировки «при посредничестве» и причислили ГАИ к налоговым агентам, которыми ни нотариусы, ни биржи в аналогичных случаях не являются.

По всей видимости, ГАИ прислушается к этим рекомендациям. Поэтому следует ожидать, что при оформлении договоров купли-продажи автомобиля в ГАИ сотрудники Центра среди прочего будут проверять «налоговую» информацию о суммах дохода и суммах уплаченного в бюджет НДФЛ.

Правда, в абз. 2 п. 173.3 НКУ, на который опираются налоговики, нет обязанностей по проверке информации об оценочной и среднерыночной стоимости автомобиля. Однако, по всей видимости, налоговики наделят обязанностями по такой проверке гаишников, делая вид, что таковые «автоматически» следуют из обязанностей по проверке сумм налогооблагаемого дохода.

И поскольку вряд ли гаишники будут утруждать себя проверкой данных о среднерыночной стоимости автомобиля, то весьма вероятно, что на практике при заключении договора в ГАИ будут требовать предоставления документа об оценке автомобиля и сумме уплаченного НДФЛ с этой стоимости.

В то же время гаишники не имеют права требовать такие документы в ситуации продажи первого легкового автомобиля продавцом-физлицом в отчетном (налоговом) году, поскольку такая операция не подлежит обложению НДФЛ на основании п. 173.2 НКУ.

 

Наталия БОЙКО

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше