Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Трансфертное ценообразование: основные моменты применения обычных цен с 01.09.13 г.

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Август, 2013/№ 34
Печать
Статья

ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ:

основные моменты применения обычных цен с 01.09.13 г.

 

Как известно, Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о трансфертном ценообразовании» от 04.07.13 г. № 408-VII с 01.09.13 г. вводятся нормы о трансфертном ценообразовании для целей налогообложения. И поскольку с этого момента действующий ныне порядок определения обычных цен использоваться уже не будет, сегодня мы поговорим об «обычноценовых» новшествах.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Как мы ранее предупреждали*, в НКУ были введены нормы о трансфертном ценообразовании для целей налогообложения. Однако поскольку Закон № 408 «принимался наспех», и при этом его разработчикам пришлось пойти на некоторые уступки бизнесу, все обычноценовые проблемы он не снял.

* См. статью «Трансфертные цены: международный опыт и перспективы применения в Украине» // «БН», 2013, № 15, с. 40

В связи с этим при разрешении проблемных моментов придется ориентироваться на разъяснения официальных органов, причем предугадать их «линию поведения» сейчас весьма сложно. В настоящей статье мы выскажем свою позицию по решению возникших коллизий, а в дальнейшем будем извещать вас о появившихся официальных разъяснениях по обычноценовым проблемам.

 

Какие операции попадают под контроль за трансфертным ценообразованием

В новой редакции НКУ расчет обычных цен тесно связан с трансфертным ценообразованием, под которым понимается система определения обычной цены товаров и/или результатов работ (услуг) в операциях, признанных в соответствии со ст. 39 НКУ контролируемыми (п.п. 14.1.251.1 НКУ).

При этом трансфертное ценообразование будет применяться при следующих условиях:

1) исключительно для целей исчисления налога на прибыль и НДС;

2) только в отношении контролируемых операций, которые присущи лишь крупным предприятиям.

В остальных случаях трансфертные цены использоваться не будут, в частности, это распространяется на расчет объекта налогообложения по:

— налогу на доходы физических лиц, единому налогу в части любых операций;

— налогу на прибыль или НДС применительно к неконтролируемым операциям.

В связи с этим, прежде всего необходимо определить, относится ли конкретная операция к контролируемой. Если относится, то налогообложение такой операции осуществляется согласно требованиям трансфертного ценообразования, если нет — трансфертные цены не применяются.

В п.п. 39.2.1 НКУ выделено две группы контролируемых операций:

Группа 1 (п.п. 39.2.1.1 НКУ): хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), которые осуществляются налогоплательщиками со связанными лицами, состав которых определяется теперь по новым правилам.

Так, связанными лицами считаются юридические и/или физические лица, отношения между которыми могут влиять на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют (п.п. 14.1.159 НКУ).

При признании лиц связанными учитывается влияние, которое может осуществляться через владение одним лицом корпоративными правами других лиц в соответствии с заключенными между ними договорами или при наличии другой возможности одного лица влиять на решения, которые принимаются другими лицами. Связанными лицами для целей трансфертного ценообразования признаются:

— юридические лица — в случае, если одно из таких лиц непосредственно и/или опосредованно (через связанные лица) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 % и более;

— физическое и юридическое лицо — в случае, если физическое лицо непосредственно и/или опосредованно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 % и более;

— юридические лица — в случае, если одно и то же лицо непосредственно и/или опосредованно владеет корпоративными правами таких юридических лиц и размер части корпоративных прав в каждом юридическом лице составляет 20 % и более;

— юридическое лицо и лицо, которое имеет полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юридического лица или на назначение (избрание) 50 % и более состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

— юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);

— юридические лица, у которых 50 % и более состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета назначено (избрано) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);

— юридические лица, у которых 50 % и более состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета составляют одни и те же физические лица;

— юридическое лицо и физическое лицо — в случае осуществления физическим лицом полномочий единоличного исполнительного органа такого юридического лица;

— юридические лица, у которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

— физические лица: муж (жена), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние, несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлена опека или попечительство.

Для физического лица общая доля корпоративных прав налогоплательщика (голосов в руководящем органе), которой он владеет, определяется как часть корпоративных прав, непосредственно ему принадлежащая, и часть корпоративных прав, принадлежащая юридическим лицам, которые им контролируются.

При этом, если физическое лицо признается связанным с другими лицами, такие лица признаются связанными между собой.

Трансфертному контролю подлежат операции со следующими связанными лицами:

1) нерезидентами;

2) резидентами, которые:

— задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год;

— применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

— уплачивают налог на прибыль и/или НДС по другой ставке, чем базовая (основная) ставка, установленная в соответствии с НКУ, по состоянию на начало налогового (отчетного) года;

— не были плательщиками налога на прибыль и/или НДС по состоянию на начало налогового (отчетного) года.

При этом следует учесть, что резидентами и нерезидентами в терминах НКУ считаются и физические лица (пп. 14.1.122, 14.1.213 НКУ).

Обратите внимание: если связанное лицо — резидент не соответствует приведенным критериям, в частности является плательщиком налога на прибыль по базовой ставке и плательщиком НДС в текущем году и не декларировал в предыдущем году убытки, то операции с ним трансфертному контролю не подлежат.

В итоге при формальном подходе трансфертному контролю будут подлежать такие операции (табл. 1):

 

Таблица 1. Условия, при которых операции со связанными лицами — резидентами признаются контролируемыми

Операции с контрагентами связанными лицами — резидентами:

подлежат контролю

не подлежат контролю

1. Контрагент задекларировал отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль:

за предыдущий налоговый (отчетный) год

за текущий год, в котором осуществлялась операция

2. Контрагент применял специальные режимы налогообложения:

по состоянию на начало налогового (отчетного) года, в котором осуществлялась операция

в предыдущем году (годах) перед осуществлением операции

3. Контрагент уплачивал налог на прибыль и/или НДС по иной ставке, чем базовая (основная) ставка:

по состоянию на начало налогового (отчетного) года

в предыдущем году (годах) перед осуществлением операции

4. Контрагент не был плательщиком налога на прибыль и/или НДС(1):

по состоянию на начало налогового (отчетного) года

в предыдущем году (годах) перед осуществлением операции

(1) Обратите внимание: по этому критерию в состав контролируемых попадают операции с любыми неплательщиками налога на прибыль и НДС, которые считаются связанными. В том числе и со связанными физическими лицами — гражданами, физлицами-предпринимателями.

 

Группа 2 (п.п. 39.2.1.2 НКУ): операции, одной из сторон которых является нерезидент:

— зарегистрированный в государстве (на территории), где ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5 и больше процентов ниже, чем в Украине;

— который уплачивает налог на прибыль (корпоративный налог) по ставке на 5 и больше процентов ниже, чем в Украине.

Перечень таких государств (территорий) должен утвердить Кабмин.

Вышеприведенные операции признаются контролируемыми при условии, что общая сумма осуществленных операций налогоплательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн гривень (без учета НДС) за соответствующий календарный год.

Как видим, под «трансфертный» контроль попадут только сделки в крупных корпорациях.

 

Будут ли применяться обычные цены в неконтролируемых операциях?

Ключевой вопрос на сегодня состоит в том, будут ли применяться обычные цены в операциях, не относящихся к контролируемым. Связано это с тем, что в НКУ «не убрали» все ссылки на обычные цены.

Так, в новой редакции изложены «обычноценовые» нормы пп. 153.2, 188.1, 198.3 НКУ, в которых предусмотрено, что налогообложение контролируемых операций будет осуществляться согласно ст. 39 НКУ (с учетом трансфертного ценообразования). В итоге в основных «обычноценовых» нормах содержится теперь ссылка исключительно на контролируемые операции. Между тем в специальных нормах по-прежнему сохранились ссылки на использование обычных цен без конкретики их применения к контролируемым операциям.

В ряде норм НКУ осталось упоминание об обычных ценах в отношении налога на прибыль, НДС и НДФЛ (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Обычные цены для неконтролируемых операций

Налог

Случаи применения обычных цен

Налог на прибыль

бесплатное получение товаров, работ, услуг (п.п. 135.5.4 НКУ);
— получение основных средств в концессию (пп. 137.19, 144.1 НКУ);
расходы на страхование (п.п. 140.1.6 НКУ);
— приобретение нескольких основных средств без выделения стоимости каждого (п. 146.7 НКУ);
— получение основных средств в уставный капитал (п. 146.8 НКУ);
— получение основных средств по бартеру (пп. 146.9, 146.10 НКУ);
— отчуждение основных средств или НМА (п. 146.14 НКУ);
— приобретение объекта недвижимости вместе с землей (п. 147.3 НКУ);
— отчуждение земли (п. 147.5 НКУ);
— выплата дивидендов в неденежной форме (п.п. 153.3.2 НКУ);
— финлизинг (п. 153.7 НКУ);
— бартерные операции (п. 153.10 НКУ);
— неприбыльные организации (п. 157.15 НКУ)

НДС

условная поставка при аннулировании НДС-регистрации (п. 184.7 НКУ);
— продажа бывших в употреблении транспортных средств (п. 189.3 НКУ);
— использование необоротных активов в операциях, указанных в п. 198.5 НКУ (п. 189.1 НКУ) — нехозяйственное использование, необъектные и необлагаемые операции и т. д.;
ликвидация основных средств или непроизводственных основных средств по самостоятельному решению плательщика НДС (п. 189.9 НКУ);
бесплатные услуги от нерезидентов (пп. 190.2, 208.2 НКУ)

НДФЛ

— начисление дохода в неденежной форме (п. 164.5 НКУ);
— операции по конвертации ценных бумаг (п.п. 165.1.50 НКУ);
— бесплатное получение товаров (работ, услуг) (п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ);
— выплаты по договорам страхования (пп. «б», «в» п.п. 165.1.27 НКУ)

 

В связи с этим возник обоснованный вопрос: означает ли вышеизложенное, что в указанных случаях должны применяться обычные цены?

Логика внесенных изменений подсказывает, что не должны. Безусловно, здесь имеет место коллизия правовых норм. Системное прочтение НКУ свидетельствует о том, что обычные цены должны применяться только в отношении контролируемых операций.

Именно поэтому в основных «обычноценовых» нормах теперь говорится исключительно о контролируемых операциях. Это подтверждается еще и тем, что процедура расчета обычных цен изложена лишь в ст. 39 НКУ, которая распространяется на контролируемые операции.

К сожалению, в данном случае мы имеем дело с недосмотром законодателей. Например, в Налоговом кодексе Российской Федерации при вступлении в действие правил трансфертного ценообразования, которые во многом сходны с нашими, было четко установлено, что цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными.

В пользу такого подхода свидетельствует и то, что в п. 2 раздела II «Заключительные положения» Закона № 408 Кабмину в трехмесячный срок предписано подготовить в связи с введением в действие указанного Закона предложения относительно внесения изменений в нормы НКУ, в которых используется понятие «обычная цена», и внести на рассмотрение Верховной Рады Украины соответствующий законопроект. Поэтому нам нужно немного подождать — в скором будущем соответствующие изменения примут.

Хотя не исключено, что до очередных изменений налоговики будут практиковать применение положений ст. 39 НКУ для определения обычной цены «по аналогии», поскольку изложенный в ст. 39 НКУ механизм определения обычных цен для этих целей напрямую использоваться не может, а других методов расчета обычных цен в НКУ теперь нет.

Впрочем, независимо от грядущих нововведений, вряд ли предприятия полностью смогут игнорировать уровень цен, используемых для целей налогообложения.

Ведь в любом случае у налоговиков остается другой инструмент, который они активно используют и сейчас, а именно: отнесение сделки к такой, которая не имеет реального характера. Поэтому не исключено, что убыточные продажи по-прежнему будут дискриминироваться уже не под предлогом их несоответствия уровню обычных цен, а как не направленные на получение прибыли.

 

Как будут контролироваться трансфертные цены

Как и предполагалось, законодатели воспользовались международным опытом в части контроля за применением трансфертных цен*. Основной упор в новом порядке делается на самостоятельном декларировании налогоплательщиком информации об осуществлении контролируемых операций.

* См. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых служб (http://minrd.gov.ua/dodatkova-informatsiya/eksklyuziv-vid-departamenti/upravlinnya-mijnarodnih-zv/povidomlennya-upravlinnya-mi/80820.html).

В частности, те налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны будут подать отчет о контролируемых операциях в электронной форме в Миндоходов до 1 мая года, следующего за отчетным (п.п. 39.4.2 НКУ). Форму отчета (уточняющего отчета) о контролируемых операциях должно установить Миндоходов. За неподачу отчета налагаются штрафные санкции в размере 5 % от общей суммы контролируемых операций (п. 120.3 НКУ).

Кроме того, факт совершения налогоплательщиком контролируемых операций будут исследовать налоговые органы во время проведения обычных проверок. Если местные проверяющие выявят факты проведения контролируемых операций, отчет о которых не был подан, они отправят сообщение об этом в Миндоходов, а сами проверять такие операции не будут (п.п. 39.4.3 НКУ).

Миндоходов после получения такого сообщения имеет право обратиться к налогоплательщику с запросом относительно представления документации о контролируемых операциях. Запрос налогоплательщику направляется не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая операция (операции) была проведена.

Органы Миндоходов будут проводить также мониторинг осуществления налогоплательщиком контролируемых операций и в случае их выявления направят ему запрос о предоставлении соответствующей информации.

Налогоплательщики обязаны будут предоставить по запросу налоговиков первичную документацию относительно указанных в нем контролируемых операций и другую документацию, которой они могут обосновать соответствие договорных цен контролируемой операции уровню обычных цен. За непредоставление информации по такому запросу для крупных налогоплательщиков предусмотрены санкции в размере 100 минимальных заработных плат (на данный момент это 114700 грн.) — п. 120.3 НКУ.

Неподача обозначенной информации повлечет за собой и назначение внеплановой документальной проверки по данному вопросу (п.п. 39.4.11 НКУ), которая может длиться до 6 месяцев (п.п. 39.5.2.9 НКУ), а в случае необходимости получения дополнительной информации от иностранных органов может быть продлена еще на 6 месяцев (п.п. 39.5.2.10 НКУ).

В то же время при проведении плановых документальных проверок порядок применения трансфертных цен анализироваться не будет (п.п. 75.1.2 НКУ).

 

Методы определения обычных цен

Методы определения обычных цен остались прежними, но четко регламентирована процедура их расчета. В частности, предусмотрено, что приоритетным является метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), однако налогоплательщик может использовать любой метод, который он обоснованно считает наиболее приемлемым.

В методе аналогов продажи для анализа обычных цен будет рассчитываться рыночный диапазон цен, в методе распределения прибыли — рыночный диапазон цен и/или рыночный диапазон рентабельности, в остальных методах — рыночный диапазон показателей рентабельности*.

* Порядок расчета обычных цен по этим методам мы рассматривали в статье «Трансфертные цены: международный опыт и перспективы применения в Украине» // «БН», 2013, № 15, с. 40.

Кроме того, сохранились специальные методы определения обычных цен в особых случаях: регулируемые государством цены, экспертные оценки, публичная продажа на аукционе, форвардные и фьючерсные контракты, принудительная продажа (п.п. 14.1.71 НКУ).

По-прежнему есть возможность заключения крупным налогоплательщиком договора о ценообразовании (п. 39.6 НКУ).

Предусмотрена возможность пропорциональной корректировки второй стороной контролируемой операции налоговых показателей в ситуации корректировки налоговых обязательств у налогоплательщика (п.п. 39.5.5 НКУ).

В целом же можно сделать вывод, что новая процедура расчета обычных цен в сравнении с ранее предлагаемыми проектами достаточно либеральна.

 

Переходные моменты

Освобождение от штрафов. К положительным моментам можно отнести либерализацию штрафов, которые налагаются за нарушения норм ст. 39 НКУ, совершенные в период с 01.09.13 г. по 01.09.14 г., в размере 1 гривни за каждое нарушение (п. 20 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ). Однако эти нормы не распространяются на штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 НКУ за неподачу отчета и документов о контролируемых операциях.

Экспортные/ импортные операции. Экспортерам/импортерам следует обратить внимание на операции импорта/экспорта товарных позиций по кодам 1001-1008, 1501-1522, 2601-2621, 2701-2716, 2801-2853, 2901-2942, 7201-7229, 7301-7326 УКТ ВЭД с лицами, указанными в п.п. 39.2.1.2 НКУ (вторая группа связанных лиц).

По таким операциям временно, до 01.01.18 г., для целей налогообложения обычная цена на товары по решению налогоплательщика может определяться по правилам, установленным п. 21 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ. В частности, обычные цены могут быть рассчитаны по одному из методов:

1) для каждой товарной позиции на уровне цены:

— уменьшенной не более чем на 5 % — в случае реализации товаров;

— увеличенной не более чем на 5 % — в случае приобретения товаров;

2) согласно биржевым котировкам — в случае, если товары котируются на бирже, и согласно справочным ценам, опубликованным в источниках информации (специализированных коммерческих изданиях), — в случае, если товары не котируются на бирже.

Если в таких источниках информации содержатся сведения о диапазоне/интервале цен, для определения обычной цены применяется:

— максимальное значение диапазона/интервала — в случае приобретения товаров;

— минимальное значение диапазона/интервала — в случае реализации товаров.

Кабмин должен определить процентный диапазон цены отдельно для каждой товарной позиции (в указанных выше пределах), перечень специализированных коммерческих изданий и может расширить перечень товарных позиций согласно УКТ ВЭД.

К сожалению, в НКУ на данный момент не описаны прочие переходные особенности, связанные с новым порядком определения трансфертных цен. К примеру, неясно, какие правила налогообложения (старые или новые) будут применяться к операциям, которые были начаты до 01.09.13 г. и не завершены на эту дату. Мы склоняемся к распространению на них старых правил.

Неясно также, за какой период будет рассчитываться суммовой критерий контролируемых операций (за весь 2013 г. или же за период с 01.09.13 г.). Мы склоняемся к первому варианту, однако эти, равно как и другие вопросы, должны прояснить официальные органы.

 

Вопросы применения обычных цен в неконтролируемых операциях

Как определяется объект налогообложения по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ при бесплатных раздачах товаров по неконтролируемым операциям?

 

По нашему мнению, в этом случае обычные цены не применяются и налоговые доходы, налоговые обязательства по НДС определяются в размере, равном нулю.

Между тем, по всей видимости, налоговики в данном случае будут апеллировать к тому, что указанная операция не связана с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, поскольку она не приносит доход. А согласно п.п. 14.1.36 НКУ хозяйственная деятельность — деятельность лица, которая связана с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направлена на получение дохода и осуществляется таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через какое-другое другое лицо, действующее в пользу первого, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам.

В связи с этим здесь возможно применение норм п. 189.1 НКУ, которым предписывается в случае осуществления операций, указанных в п. 198.5 НКУ (в данном случае в абзаце «г»), определять базу налогообложения по необоротным активам исходя из балансовой (остаточной) стоимости, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов — исходя из обычной цены), а по товарам/услугам — исходя из стоимости их приобретения.

Для одариваемого физического лица при условии персонификации дохода такое приобретение будет считаться подарком. Соответственно, в размере, не превышающем 50 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (сейчас — 573,5 грн.), такой подарок не будет облагаться НДФЛ, в остальной сумме он будет подлежать обложению с применением «натурального» коэффициента (п.п. 165.1.39 НКУ). И здесь возникает проблема с определением стоимости подарка. По всей видимости, на практике налоговики будут ориентироваться на цену приобретения (себестоимость) подарка. Хотя формально законодательных оснований для этого нет, и как определять обычную цену для таких операций, не ясно.

В связи с изложенным, по-прежнему в более выгодном положении оказываются те лица, которые раздают товары не бесплатно, а по символической цене, включаемой в доходы.

Претензии контролирующих органов, по всей видимости, возникнут и в этом случае (под предлогом нереальности операций), но «отбиваться» от них будет легче. Ведь хозяйственная деятельность должна быть направлена именно на получение дохода, а не прибыли. Вместе с тем по-прежнему такую сниженную цену крайне важно документально обосновать, в частности, путем принятия Положения о скидках.

 

Как определяется объект налогообложения по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ при бесплатных раздачах товаров по неконтролируемым операциям в рекламных целях?

 

В указанной ситуации обычные цены также не применяются, и налоговые доходы, налоговые обязательства по НДС определяются в размере, равном нулю. Причем здесь можно утверждать, что товары используются в хозяйственной деятельности, поэтому изложенные выше положения п. 189.1 НКУ к данной ситуации неприменимы. Отсутствуют основания считать такую операцию и необлагаемой, поскольку она, в принципе, НДС облагается, только база обложения равна нулю. В связи с этим налоговые обязательства по НДС, в отличие от предыдущей ситуации, исчисляться по правилам п. 189.1 НКУ не должны.

В то же время с учетом рекламного статуса таких расходов можно настаивать на включении розданных товаров в расходы и отражении по ним налогового кредита
по НДС.

Если возможно избежать персонификации одариваемых, то и НДФЛ такая операция облагаться не будет*.

* Подробнее об этой проблеме мы рассказывали в статье «Имиджевая реклама: особенности налогового учета» // «БН», 2012, № 38, с.14.

 

По какой стоимости в неконтролируемых операциях будет облагаться налогом на прибыль и НДС операция продажи импортных товаров?

 

Этот вопрос связан с нашумевшей проблемой определения базы налогообложения таких товаров по цене не ниже таможенной стоимости. С 01.09.13 г. подобных проблем не будет, поскольку никаких специальных условий для указанных операций не предусмотрено (п. 188.1 НКУ изложен в новой редакции и уже не описывает особый порядок определения базы обложения для ранее импортированных товаров). Базой налогообложения и в этом случае будет выступать договорная стоимость.

 

Плательщик налога на прибыль получает бесплатно товары (работы, услуги) или необоротные активы. Возникает ли при этом у него доход по налогу на прибыль и в какой сумме?

 

Мы считаем, что доход в этом случае есть, что следует из п.п. 135.5.4 НКУ. В соответствии с указанной нормой включается в доход стоимость товаров, работ, услуг, безвозмездно полученных плательщиком налога в отчетном периоде, определенная на уровне не ниже обычной цены. Что касается определения обычных цен, то не исключено, что в этом случае будет применяться аналогия с бухгалтерским учетом, в котором стоимость бесплатно полученных активов и соответственно доходы по таким операциям отражаются исходя из справедливой стоимости.

Напомним, что справедливой стоимостью считается сумма, по которой можно продать актив или оплатить обязательство при обычных условиях на определенную дату (п. 4 П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»). Порядок ее определения изложен в приложении к П(С)БУ 19.

Вместе с тем, опять же, прямо из НКУ это не следует (тем более что в п.п. 135.5.4 НКУ осталось упоминание об обычных ценах). Поэтому остается подождать изменений в НКУ и разъяснений официальных органов по данной проблеме.

Надеемся, что долго ожидать не придется.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон № 408 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» от 04.07.13 г. № 408-VII (документ приведен в приложении «Документы» на с. 29 этого номера).

НДС — налог на добавленную стоимость.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

МЗП — минимальная заработная плата.

 

 

Верховная Рада Украины

Налоговый кодекс Украины

Закон Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI (с изменениями и дополнениями*, внесенными Законом Украины от 4 июля 2013 года № 408-VII)

 

* Полностью изменения не приводятся. Предлагаем извлечение из Налогового кодекса Украины с учетом изменений. Напомним нашу систему кодификации: новые положения выделены полужирным курсивом, удаленные нормы напечатаны [в квадратных скобках шрифтом меньшего размера]. — Примеч. ред.

 

 

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 14. Определение понятий

<...>

[14.1.71. обычная цена — цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен;]

14.1.71. обычная цена — цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен.

В случае если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству, обычной считается цена, установленная в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная цена продажи либо индикативная цена. В таком случае обычная цена операции определяется в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, но не может быть меньше минимальной либо индикативной цены.

Если при осуществлении операции обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для определения обычной цены для целей налогообложения при условии, что невозможно применить методы, указанные в подпункте 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 настоящего Кодекса.

При проведении аукциона (публичных торгов) обычной считается цена, сложившаяся по результатам такого аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого предусмотрена законом.

Если поставка товаров (работ, услуг) осуществляется на основании форвардного или фьючерсного контракта, обычной ценой является цена, соответствующая уровню рыночных цен на момент заключения такого контракта.

Если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, обычной ценой является цена, сформированная во время такой продажи;

<...>

 

РАЗДЕЛ III. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

<...>

Статья 153. Налогообложение операций особого вида

[153.2. Налогообложение операций со связанными лицами.]

153.2. Налогообложение контролируемых операций осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса.

<...>

 

РАЗДЕЛ V. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

<...>

Статья 188. Порядок определения базы налогообложения в случае поставки товаров/услуг

[188.1. База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров), а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на стоимость услуг сотовой мобильной связи).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

База налогообложения операций по поставке товаров, ввезенных плательщиком на таможенную территорию Украины, определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были определены налоги и сборы, взимаемые при их таможенном оформлении, с учетом акцизного налога и ввозной таможенной пошлины, за исключением налога на добавленную стоимость, включаемого в цену товаров/услуг согласно закону.

В случае если поставка товаров/услуг осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), база налогообложения определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по таким ценам (тарифам).

В случае поставки производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг без оплаты, с частичной оплатой, в рамках обмена, в рамках дарения, в счет оплаты труда физическим лицам, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком налога, связанному с поставщиком лицу, субъекту хозяйствования, не зарегистрированному в качестве плательщика налога, другим лицам, не зарегистрированным в качестве плательщиков налога, база налогообложения определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен.

В базе налогообложения учитывается стоимость товаров/услуг, поставляемых за любые средства (за исключением суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета и/или суммы возмещения арендодателю — бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества и коммунальных услуг и энергоносителей), и стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых плательщику налога непосредственно получателем товаров/услуг или каким-либо третьим лицом в качестве компенсации стоимости товаров/услуг, поставленных таким плательщиком налога.

В случае поставки товаров по договорам финансового лизинга базой налогообложения является договорная (контрактная) стоимость, но не ниже цены приобретения объекта лизинга.

В случаях, предусмотренных статьей 189 настоящего Кодекса, база налогообложения определяется с учетом положений статьи 189 данного Кодекса.]

188.1. База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости (при осуществлении контролируемых операций — не ниже обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса) с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров), а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, взимаемого со стоимости услуг сотовой мобильной связи).

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно покупателем или через какое-либо третье лицо в связи с компенсацией стоимости товаров/услуг.

В базу налогообложения включаются стоимость поставляемых товаров/услуг (за исключением суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифами) в виде производственной дотации из бюджета и/или суммы возмещения арендодателю — бюджетному учреждению расходов на содержание предоставленного в аренду недвижимого имущества, на коммунальные услуги и на энергоносители), и стоимость материальных и нематериальных активов, передаваемых налогоплательщику непосредственно получателем товаров/услуг, поставленных таким плательщиком налога.

В случаях, предусмотренных статьей 189 настоящего Кодекса, база налогообложения определяется с учетом положений статьи 189 данного Кодекса

<...>

Статья 198. Налоговый кредит

<...>

[198.3. Налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 настоящего Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с:

приобретением либо изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога;

приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога].

198.3. Налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг (при осуществлении контролируемых операций — не выше уровня обычных цен, определенных в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса) и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 настоящего Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с:

приобретением либо изготовлением товаров (в том числе при их импорте) и услуг с целью их последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога;

приобретением (строительством, сооружением) основных фондов (основных средств, в том числе других необоротных материальных активов и незавершенных капитальных инвестиций в необоротные капитальные активы), в том числе при их импорте, с целью последующего использования в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности плательщика налога.

<...>

 

Президент Украины В. ЯНУКОВИЧ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше