Темы статей
Выбрать темы

Шпаргалка бухгалтера. Ремонтируем и улучшаем ОС: учетные подсказки

Редакция БН
Статья

РЕМОНТИРУЕМ И УЛУЧШАЕМ ОС:

учетные подсказки

 

В продолжение темы об учете основных средств (о том, как отражать в учете поступление основных средств, вы можете прочесть в «БН», 2013, № 38, с. 17, а о правилах амортизации — в «БН», 2013, № 45, с. 23) приглашаем вас комплексно рассмотреть учет расходов по содержанию, ремонту и улучшениям таких объектов.

 

Виды работ

 

Таблица 1. Разделение ремонтных работ для целей учета

Краткое название

Описание

Примеры

Техобслуживание

Мероприятия по обслуживанию объекта ОС согласно эксплуатационной или сервисной документации

Сюда относятся работы по техосмотру, обслуживанию и другие мероприятия по поддержке рабочего состояния объекта, не связанные с его поломкой. Например:

• чистка кондиционеров;

• замена масла в двигателе(1);

• замена картриджа в принтере;

• перечень работ по обслуживанию домов и сооружений согласно Приказу № 150(2);

• расходы на дезинфекцию помещений;

• замена аккумуляторных батарей и шин, пробег которых соответствует норме пробега (подкатегория 102.07.20 БЗ Миндоходов)(3);

• уборка и мойка транспортного средства (подкатегория 102.07.20 БЗ Миндоходов)

Ремонт

Мероприятия, направленные на поддержание объекта ОС в рабочем состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования (п. 15 П(С)БУ 7)

Сюда относятся расходы, связанные с текущим ремонтом объектов, а также затраты на капитальный ремонт, в ходе которого экономические выгоды от использования объекта не увеличиваются(4). Например:

• устранение поломок, неполадок объектов ОС;

• замена деталей, узлов, компонентов (эксплуатационные характеристики объекта не изменяются);

• по транспортным средствам любой ремонт агрегатов, а также замена не более двух базовых агрегатов(5);

• замена окон в помещении, установка жалюзи на окнах (подкатегория 102.07.20 БЗ Миндоходов);

• перечень видов работ по текущему и капитальному ремонту согласно Приказу № 150 (2)

Улучшения

Мероприятия, связанные с улучшением (модернизацией, модификацией, достройкой, дооборудованием, реконструкцией и т. п.) объектов ОС, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования такого объекта (п. 14 П(С)БУ 7)

Результатом проведенных работ является объект с измененными (улучшенными) технико-экономическими показателями. Например:

• достройка, перепланировка помещений (зданий, сооружений);

• апгрейд компьютерной техники, РРО;

• установка сигнализации, прокладка кабеля для подключения к сети Интернет, линиям телефонной связи и т. п.;

• замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);

• переоборудование транспортного средства

(1) По отдельным объектам перечень работ по обслуживанию, ремонту, улучшениям установлены отраслевыми документами. В частности, по транспортным средствам следует руководствоваться Положением № 102. Подробнее о замене эксплуатационных жидкостей в автомобиле вы можете прочитать в «БН», 2013, № 45, с. 19; 2012, № 5, с. 61.

(2) Перечень является примерным.

(3) Подробнее об этом вы можете узнать из консультаций «Зима уже в пути, или Как подготовить автомобиль к зимнему сезону», 2013, № 45, с. 19; «Замена шин на арендованном автомобиле» // «БН», 2013, № 37, с. 35; «Замена шин автомобиля: как отразить в учете» // «БН», 2012, № 5, с. 62.

(4) То, что расходы на капремонт в общем случае признаются расходами отчетного периода (поэтому мы и включили их в эту группу), подтверждает и Минфин (п. 30 Методрекомендаций № 561). В то же время, если приобретен объект (например, здание), требующий капремонта перед вводом в эксплуатацию, такие расходы можно капитализировать.

(5) К базовым агрегатам относятся (приложение Г к Положению № 102): двигатель с картером сцепления в сборе; коробка передач, раздаточная коробка; гидромеханическая передача; задний мост (ось); средний мост (ось); передняя ось (мост); рулевое управление; кабина грузового автомобиля и кузов легкового автомобиля; кузов автобуса; рама; подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.

 

Обратите внимание: решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ (направлены они на повышение технико-экономических возможностей объекта или имеют своей целью поддержание объекта в пригодном для использования состоянии) принимается руководителем предприятия с учетом результатов анализа ситуации, а также существенности таких расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561).

 

Правила учета

 

Таблица 2. Учет расходов по эксплуатации и ремонту (улучшению) ОС

Суть работ

БУ

НУ

традиционный метод

налоговый метод(1)

Техобслуживание

относится на расходы в зависимости от направления использования объекта ОС (ОПР, административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные расходы)(2)

Ремонт (не приводит к увеличению будущих экономических выгод)

относится на расходы в зависимости от направления использования объекта ОС (ОПР, административные расходы, расходы на сбыт, прочие операционные расходы)(2)

Независимо от сути проводимых работ, затраты:

в пределах 10 % лимита включаются в расходы отчетного периода;

сверх 10 % лимита относятся на увеличение П(П)С ре-монтируемого (улучшаемого) объекта.

Внимание! В НУ расходы на ремонт (улучшения) непроизводственных ОС не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 144.3 НКУ). В БУ такие расходы отражаются в составе прочих операционных расходов (субсчет 949) либо капитализируются

Улучшения (технико-экономические характеристики объекта улучшаются)

увеличивают П(П)С улучшаемого объекта ОС

(1) Согласно п. 14 П(С)БУ 7 П(П)С объекта может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством. Так, появился «налоговый» метод отражения расходов на ремонт (улучшения) ОС в БУ. Решение о выборе того или иного метода закрепляется в приказе об учетной политике предприятия.

(2) При ремонте объектов ОС производственного назначения такие затраты, как правило, относятся в состав ОПР (в БУ списываются в дебет счета 91) и распределяются по итогам отчетного месяца с целью включения в себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Включить эти расходы напрямую в себестоимость продукции (работ, услуг) (в БУ сразу отражать по дебету счета 23 «Производство») возможно только, если на ремонтируемом объекте изготавливается один вид продукции (выполняется один заказ по работам, услугам).

 

Важно: При самостоятельном ремонте (улучшении) ОС возникает вопрос, как учитывать расходы на выплату заработной платы, оплату основных и дополнительных отпусков работникам, занятым ремонтом ОС. Миндоходов (подкатегория 102.07.17 БЗ Миндоходов) заняло в этом вопросе позицию, что такие затраты, так же, как и прочие ремонтные расходы, должны учитываться через призму пп. 146.11 и 146.12 НКУ, т. е. либо включаться в состав затрат (в пределах 10 % лимита), либо относиться на увеличение стоимости ремонтируемого (улучшаемого) объекта. Причем это касается и ЕВС, начисленного на выплаты таким работникам. Следовательно, такие расходы отражаются в БУ и НУ не отдельно, а в составе и порядке, установленном для ремонтных расходов.

 

Таблица 3. Порядок расчета и использования 10 % лимита

Вопрос

Ответ

1

2

Как рассчитывается 10 % лимит?

Лимит рассчитывается так: 10 % от совокупной балансовой стоимости всех групп ОС, подлежащих амортизации, по состоянию на начало отчетного года (пп. 146.11 и 146.12 НКУ).

Лимит рассчитывается на отчетный год и не подлежит пересмотру в течение года.

Нюанс: если предприятие в БУ выберет налоговый метод учета, то 10 % лимит рассчитывается по налоговым правилам

Балансовая (остаточная) стоимость каких объектов

Учитывается остаточная стоимость объектов ОС, подлежащих амортизации.

Не учитываются в расчете объекты:

• полученные в оперативную аренду;

• бесплатно полученные;

• не используемые в хозяйственной деятельности предприятия (непроизводственные ОС);

• выведенные из эксплуатации (для реконструкции, модернизации, достройки дооборудования, консервации и по другим причинам) по состоянию на начало отчетного года;

• группы 1 (земельные участки);

• группы 10 (библиотечные фонды);

• группы 11 (МНМА) — не являются объектами ОС (п.п. 14.1.138 НКУ);

• группы 13 (природные ресурсы);

учитывается для расчета 10 % лимита?

• остаточная стоимость временной налоговой разницы (подкатегория 110.09.01 БЗ Миндоходов);

• стоимость НА.

Обратите внимание! В расчет не берется стоимость арендованных и полученных бесплатно объектов ОС. В то же время расходы на их ремонт, если они сформировали отдельный объект ОС, числящийся на начало отчетного года, учитываются в расчете

Нужно ли распределять затраты на ремонт сверх 10 % лимита, если ремонтируем нескольких объектов ОС?

Нет, расходы не распределяются.

Затраты сверх 10 % лимита увеличивают стоимость того объекта, который ремонтируется (улучшается)

Можно ли капитализировать ремонтные расходы, если лимит еще не исчерпан?

По мнению Миндоходов, изложенному в БЗ (подкатегория 102.09.01 БЗ Миндоходов), плательщик обязан использовать 10 % лимит и только сумму превышения капитализировать. Причем расходы в пределах лимита учитываются в хронологическом порядке, т. е. по мере их возникновения.

В то же время в письме ГНСУ от 09.07.12 г. № 12372/6/15-1216 было дано иное разъяснение: налогоплательщик сам определяет порядок отражения таких расходов в налоговом учете, а именно:

• или относит в состав расходов сумму в пределах 10 % лимита, а превышение — на объект ОС, относительно которого осуществляется ремонт (улучшения);

• или в полной сумме относит на объект ОС, который ремонтируется (улучшается), даже если сумма 10 % лимита еще не исчерпана.

Наше мнение: строго говоря, нормы пп. 146.11 и 146.12 НКУ не дают плательщику право такого выбора. Чтобы без опаски пользоваться рекомендациями письма контролеров, следует получить индивидуальную налоговую консультацию

В какой момент отражаются расходы?

Право на расходы у предприятия возникает на дату фактического осуществления ремонтных работ. Суммы предоплат не учитываются в расходах.

Если расходы вписываются в 10 % лимит, то, по нашему мнению, можно не дожидаться окончания ремонта, а расходы отражать сразу по мере их возникновения на основании первичных документов (акта выполненных ремонтных работ, отчетов МОЛ об использованных при ремонте ТМЦ, накладных-требований на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, лимитно-заборных карт, ведомости начисления зарплаты, Акта приема-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (далее — Акт по ф. № ОЗ-2)).

Если расходы капитализируются, то увеличение П(П)С объекта ОС осуществляется по окончании ремонта. Соответственно, со следующего месяца эти расходы начинают амортизироваться.

Нюанс: если на период таких работ объект выводится из эксплуатации, амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем обратного ввода объекта в эксплуатацию

Можно ли расходы на ремонт (улучшения) производственного оборудования в пределах 10 % лимита включить в расходы отчетного периода?

Позиция Миндоходов (подкатегория 102.09.01 БЗ Миндоходов): расходы в пределах лимита отражаются в зависимости от направления использования ОС в составе:

• ОПР, если ремонтируются производственные ОС. Соответственно, такие затраты уменьшат налогооблагаемую прибыль только при продаже соответствующей продукции (работ, услуг) (стр. 05.1 Декларации);

• административных расходов — по объектам общехозяйственного назначения. Включаются в расходы в отчетном периоде (стр. 06.1 Декларации);

• расходов на сбыт — по объектам, используемым при сбыте товаров (работ, услуг). Включаются в расходы в отчетном периоде (стр. 06.2 Декларации)

Можно ли расходы на ремонт МНМА включить в расходы в пределах 10 % лимита?

МНМА не являются ОС (п.п. 14.1.138 НКУ), в связи с этим ремонтные правила, установленные для ОС, на них не распространяются.

Расходы на ремонт МНМА в полном объеме включаются в расходы (по направлению использования объекта), а не капитализируются. Это подтверждают и миндоходовцы (подкатегория 102.07.04 БЗ Миндоходов)

Распространяется ли 10 % лимит на ремонт (улучшения) арендованных ОС?

Да, распространяется.

В п. 146.11 НКУ нет требования, что лимит действует только относительно ОС, подлежащих амортизации. Значит, такие затраты (если арендатор имеет право их проводить):

в пределах 10 % лимита формируют расходы;

сверх этой суммы создают (увеличивают) объект ОС той группы, к которой относится арендуемый объект. Например, при ремонте арендованного помещения сверхлимитные затраты сформируют объект ОС группы 3.

С этим согласны и представители Миндоходов (подкатегория 102.18.02 БЗ Миндоходов).

Внимание! Расходы на ремонт (улучшения) арендованных ОС в БУ отражаем по П(С)БУ 14, а ним не предусмотрена возможность применять для этих целей налоговые правила. В БУ эти затраты учитываются в традиционном порядке (см. табл. 2). Причем капитализируемые расходы в бухучете формируют объект прочих необоротных материальных активов (субсчет 117).

Подробно см. Тему недели «Ремонт арендованных основных средств» // «БН», 2012, № 38, с. 36. В следующем номере вас ожидает материал по ремонту арендованных ОС

Как отражаются расходы на ремонт бесплатно полученных ОС?

Мнение Миндоходов: такие расходы в полном объеме формируют отдельный объект ОС той группы, к которой относится объект (подкатегория 102.09.01 БЗ Миндоходов).

Наша позиция: такие расходы в НУ должны отражаться в том же порядке, что и арендованные ОС (см. строку выше). Различий тут не должно быть

Нужно ли в обязательном порядке выводить объект из эксплуатации для ремонта?

Предприятие вправе само решать, есть ли необходимость выводить объект из эксплуатации на период его ремонта (улучшения) или нет.

В случае вывода объекта (основание — приказ руководителя предприятия) амортизация объекта приостанавливается (п.п. 145.1.2 и п. 146.18 НКУ)

Как отражать затраты на ремонт объекта, остаточная стоимость которого достигла ЛС?

Принципиальных отличий здесь нет.

Если полностью самортизированный объект продолжает эксплуатироваться и требует ремонта (улучшения), то затраты в пределах 10 % лимита включаются в расходы, а сверх учитываются как отдельный объект соответствующей группы и амортизируются (подкатегория 102.09.01 БЗ Миндоходов).

Если у вас есть «нулевые» ОС, то наверняка ваз заинтересует статья «Основные средства самортизированы: варианты действий» // «БН», 2012, № 47, с. 21

 

Таблица 4. Расходы на ремонт и улучшения в БУ

Вид работ

В пределах 10 % лимита

Сверх 10 % лимита

Если учет ведется по «традиционным» бухгалтерским правилам

Ремонт(1)

Дт 23, 91, 92, 93, 94, 97 — Кт 20, 65, 63, 66, 68 и т. п. на сумму затрат, списываемых в состав расходов отчетного периода(2).

Затраты на ремонт производственного оборудования и объектов общепроизводственного назначения включаются в состав ОПР с последующим их распределением по правилам, установленным П(С)БУ 16(3).

Расходы на ремонт административных объектов, а также ОС, задействованных в сфере сбыта и прочей деятельности предприятия, списываются в расходы отчетного периода сразу в периоде их осуществления

Улучшения (модернизация, переоборудование и т. п.)(4)

Дт 152 — Кт 20, 65, 63, 66, 68 и т. п. на сумму затрат, относящихся на увеличение П(П)С объекта. После окончания ремонта (улучшения) собранные затраты списываются записью Дт 10 — Кт 152 и со следующего месяца амортизируются

Если учет ведется по налоговым правилам

Все виды ремонта и улучшений

Дт 23, 91, 92, 93, 94, 97 — Кт 20, 65, 66, 68 и т. п. на сумму затрат, списываемых в состав расходов отчетного периода(2).

Если предприятию на момент подписания акта сложно определить, вписываются ли данные суммы в ремонтный лимит, то можно предложить предварительно отражать данные расходы на счете 39, а по итогам отчетного периода списать их либо на счета учета расходов, либо на субсчет 152

Дт 152 — Кт 20, 39, 65, 66, 68 и т. п. -на сумму затрат, от-носящихся на увеличение П(П)С объекта

(1) Такие работы не приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта.

(2) При проведении ремонтных работ хозяйственным способом для аккумулирования понесенных ремонтных затрат, как правило, используется субсчет второго порядка к счету 23 «Производство»/«Вспомогательное производство», «Ремонтный цех» и т. п.). По итогам отчетного месяца такие затраты распределяются и списываются с кредита данного субсчета в расходы отчетного периода (в зависимости от направления использования отремонтированных ОС).

(3) См. статью «Общепроизводственные расходы: новый порядок отражения в учете» // «БН», 2011, № 42, с. 15; консультацию «Порядок отражения общепроизводственных расходов в декларации по налогу на прибыль за II — IV кварталы 2011 года» // «БН», 2012, № 4, с. 46.

(4) Такие работы приводят к увеличению будущих экономических выгод от использования объекта.

 

img 1

Рис. 1. Пример заполнения Акта по ф. № ОЗ-2

 

Оприходование ТМЦ в результате ремонта

Порядок НУ и БУ операций по оприходованию ТМЦ, полученных в результате ремонта (улучшения) ОС, такой же, как и при ликвидации таких объектов:

• при оприходовании ТМЦ, пригодных для дальнейшего использования, предприятие отражает доходы (в БУ целесооб-разно использовать субсчет 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» в корреспонденции с дебетом счетов учета запасов (например, 207 «Запасные части»). При дальнейшем использовании таких ТМЦ предприятие вправе отразить расходы и в НУ, и в БУ (подкатегория 102.09.01 БЗ Миндоходов);

• налоговые обязательства по НДС не начисляются на основании п. 189.10 НКУ. Несмотря на то, что эта норма касается оприходования ТМЦ в результате ликвидации ОС, считаем, что и в данном случае она должна применяться. К тому же миндоходовцы также считают, что оприходование излишков ТМЦ не соответствует понятию «поставка товаров», поэтому не облагается НДС (подкатегория 101.02 БЗ Миндоходов).

 

Документальное оформление

Ремонт хозяйственным способом, как правило, оформляется заказом-нарядом на проведение ремонтных работ, накладной (накладной-требованием, актом приема-передачи) на отпуск материалов (запчастей, других ТМЦ) со склада для ремонта. По итогам отчетного месяца или по каждому факту выполнения ремонтных работ МОЛ составляет отчет об использованных ТМЦ. Бухгалтерской службе следует определить порядок документального оформления таких операций в зависимости от специфики работы и структуры предприятия.

Если ремонт (улучшения) выполняется подрядным способом, такие расходы формируются на основании актов выполненных работ, актов приема-передачи ТМЦ (если в ходе ремонта используются собственные запчасти, материалы и т. п.).

По окончании ремонта оформляется Акт по ф. ОЗ-2 (см. рис. 1), на основании которого отражаются записи в НУ и БУ.

Пример. В ноябре 2013 года в бухгалтерии предприятия сломался принтер (объект ОС), который был отремонтирован сервисным центром (ФЛП Лисак Ю. О.) за 200,00 грн., в том числе НДС — 33,33 грн.

Далее расходы на ремонт (улучшения) ОС отражаются в ведомости учета таких расходов. Пример заполнения ведомости, разработанной для малых предприятий Методрекомендациями № 720, см. на рис. 2.

Плательщики налога на прибыль отражают расходы, понесенные на ремонт (улучшения) объектов ОС, в таблице 2 приложения АМ к Декларации (см. рис. 3).

 

img 2 

Рис. 2. Пример заполнения ведомости учета ремонтных расходов

Таблиця 2. Витрати на ремонт та поліпшення основних засобів відповідно до пункту 146.12 статті 146 розділу ІІІ Податкового кодексу України

 

img 3

Рис. 3. Пример заполнения таблицы 2 приложения АМ к Декларации

 

Примечание к рис. 3. Фактическая сумма расходов на ремонт (улучшения) ОС за год составила 18067 (17900остаток лимита на нач. IV кв. 2013 + 166,67расходы IV кв. 2013) = 18066,67 (≈ 18067 грн.).

Сумма в пределах лимита (18000 грн.) в зависимости от направления использования отремонтированных в течение года объектов разносится по стр. 05.1, 06.1 и 06.2 Декларации. В частности, расходы на ремонт принтера-сканера попадут в стр. 06.1 (админрасходы) Декларации.

Сумма превышения (67 грн.) увеличивает П(П)С отремонтированного принтера и начинает амортизироваться с декабря 2013 года.

 

Документы и сокращения

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Положение № 102 — Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 120.

Приказ № 352 — Приказ «Об утверждении типовых форм первичного учета, утвержденный Минстатом от 29.12.95 г. № 352.

Приказ № 150 — Приказ ГоскомЖКХ «Об утверждении Примерного перечня услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений» от 10.08.04 г. № 150.

Методрекомендации № 720 — Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина от 15.06.11 г. № 720.

ОС — основные средства.

БУ — бухгалтерский учет.

НУ — налоговый учет.

ОПР — общепроизводственные расходы.

ЛС — ликвидационная стоимость.

П(П)С — первоначальная (переоцененная) стоимость.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

БЗ Миндоходов — База знаний Миндоходов, размещенная на сайте www.minrd.gov.ua.

 

 

img 4 

img 5

img 6

img 7

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше