Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Обычные цены: как они будут применяться в 2013 году?

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Январь, 2013/№ 1
Печать
Статья

ОБЫЧНЫЕ ЦЕНЫ:

как они будут применяться в 2013 году?

 

Вот и наступил Новый 2013 год. С его приходом изменился порядок применения обычных цен. К сожалению, четко ответить на вопрос о том, как именно будут применяться обычные цены, весьма сложно. А ведь с обычными ценами приходится сталкиваться практически каждому предприятию, так что «обычноценовой» вопрос очень важен. О том, чего следует ожидать от нового порядка определения обычных цен, и пойдет речь в настоящей статье.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Новые обычные цены — что изменилось?

Напомним, что обычной ценой в п.п. 14.1.71 НКУ считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если другое не установлено НКУ. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен (п.п. 14.1.71 НКУ). В свою очередь, под рыночной понимается цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику при условии, что продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе, обе стороны являются взаимно независимыми юридически и фактически, владеют достаточной информацией о таких товарах (работах, услугах), а также ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сравнимых экономических (коммерческих) условиях (п.п. 14.1.219 НКУ).

Вроде бы можно расслабиться — пока налоговый орган не докажет, что договорная цена не соответствует уровню рыночных цен, она будет считаться обычной. Впрочем, аналогичные нормы были предусмотрены и в п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль (только там употреблялся термин «справедливые рыночные цены»), но проблемы с налоговыми органами по этому поводу возникали. На новой процедуре обоснования обычных цен мы остановимся ниже, сейчас же обратим ваше внимание на следующее.

В соответствии с п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ с 01.01.13 г. вступает в силу ст. 39 НКУ, в которой описан новый порядок применения обычных цен. На два года новый «обычноценовой» порядок был отсрочен не случайно — нормативная и организационная база были не подготовлены к его применению. Не приходится говорить о такой готовности и сейчас, в связи с чем неясно, как налоговики будут решать вопросы с новым порядком определения обычных цен в 2013 г.

Заниматься какими-либо прогнозами в ситуации неопределенности — дело неблагодарное. Однако с высокой долей вероятности можно предположить, что в будущем нормативная база в части определения обычных цен будет изменена. «Международные трансфертные методы» уже внедрили в налоговое законодательство многие страны (например, Российская Федерация их включила в свой Налоговый кодекс в 2012 г.). И поскольку к разработке Национальных стандартов в Украине подключены эксперты Европейского совещательного центра по вопросам законодательства (UEPLAC), то в будущем эта методика «заработает» и у нас.

По всей видимости, расчет обычных цен будет проходить в автоматизированном порядке, и налогоплательщикам эта процедура, безусловно, добавит проблем. Ведь если сейчас используются «обтекаемые» критерии расчета обычных цен, которые предполагают множество допущений, то новый порядок основывается на математических расчетах с использованием официальных данных. Соответственно, оспаривать правомерность применения обычных цен будет намного сложнее.

 

Новые обычные цены — случаи применения

Согласно п. 39.1 НКУ обычная цена применяется в случае осуществления налогоплательщиком:

а) бартерных операций;

б) операций со связанными лицами;

в) операций с налогоплательщиками, которые применяют специальные режимы налогообложения или ставки другие, чем основная ставка налога на прибыль, или не являются плательщиками этого налога, кроме физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности;

г) в иных случаях, определенных НКУ.

При этом положения п. 39.15 НКУ предполагают, что «у разі відхилення договірних цін у податковому обліку платника податків у бік збільшення або зменшення від звичайних цін менше ніж на 20 відсотків, таке відхилення не може бути підставою для визначення (нарахування) податкового зобов’язання, коригування від’ємного значення об’єкта оподаткування або інших показників податкової звітності».

К сожалению, эти нормы «не стыкуются» с иными положениями НКУ, что вызывает ряд проблем. В частности, на данный момент оживленные дискуссии ведутся касаемо следующих вопросов.

1. Распространяется ли 20 % ограничение расчета налогового обязательства исходя из обычных цен на все случаи их применения в НКУ? Ведь ограничительная норма п. 39.15 НКУ согласуется только с правилами применения обычной цены для налога на прибыль (п. 153.2 НКУ). Мы считаем, что 20 % ограничение должно распространяться на все случаи расчета налогового обязательства органами ГНС по обычным ценам, при условии, что такой расчет основывается на договорных ценах.

2. Применяются ли с 01.01.13 г. обычные цены для исчисления налога на прибыль в операциях с физическими лицами, не являющимися предпринимателями? Как известно, в п.п. 153.2.3 НКУ оговорки касаемо неприменения обычных цен в операциях с указанными лицами нет, в связи с чем представители налоговых органов ранее настаивали на их использовании и в этом случае.

Очевидно, что нормы абз. «в» п. 39.1 НКУ регламентируют порядок применения обычных цен как раз для данной ситуации, поэтому они должны иметь приоритет (как специальные и более поздние). Исходя из этого, с 01.01.13 г., по нашему мнению, обычные цены не должны применяться при определении доходов (расходов) в операциях с физическими лицами, не являющимися предпринимателями. Хотя не исключено, что налоговики будут интерпретировать указанные нормы иначе. Формальные основания для этого дают положения абз. «г» п. 39.1 НКУ, содержащие отсылочную норму «в других случаях, определенных НКУ».

3. Должны ли плательщики единого налога начислять свои доходы исходя из обычных цен с 01.01.13 г.? Вопрос, прежде всего, затрагивает ситуацию, когда плательщик единого налога реализует товары (работы, услуги) связанным лицам. Вопрос возник в связи с тем, что в ст. 39 НКУ никаких оговорок на счет того, что его нормы касаются только плательщиков определенных налогов (в частности, налога на прибыль, НДС и налога на доходы физических лиц) нет. Эта статья содержится в разделе I «Общие положения» НКУ, а значит, касается плательщиков всех налогов, в том числе и единого.

В то же время в качестве контраргумента можно говорить, что в «единоналожной» главе 1 раздела XIV НКУ нет специальных указаний на необходимость применения обычных цен (в то время, как в профильных разделах по налогу на прибыль, НДС и налогу на доходы такие указания имеются). В частности, применительно к юридическому лицу — плательщику единого налога доходами считаются (ч. 2 п. 292.1 НКУ) любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной).

В то же время составляющей дохода единоналожника-юрлица является также доход в материальной или нематериальной форме, определенный п. 292.3 НКУ. В отношении этого дохода налоговики наверняка настаивают на применении обычных цен — как в период до 01.01.13 г., так и после (консультация в разделе 240.04 ЕБНЗ).

 

Как подготовиться к новому порядку определения обычных цен: процедурные моменты

Порядок доначисления налоговых обязательств по обычным ценам. Очевидно, что проанализировать операции на соответствие договорных цен уровню обычных у всех без исключения лиц с помощью матметодов налоговики не смогут*. Даже применительно к экспортерам они проверяют на соответствие обычным ценам не всех, а только тех, которые были отобраны в особом порядке (см. Методические рекомендации относительно алгоритма определения обычной цены продукции (товаров) при осуществлении внешнеэкономических операций, приведенные в письме ГНСУ от 24.07.12 г. № 20001/7/15-1217 // «БН», 2012, № 41, с. 8).

* Проектом предусмотрено проведение мероприятий мониторинга применения обычных цен, предоставление в орган ГНС налогоплательщиками специального Отчета о контролируемых операциях, но это пока еще только в перспективе.

В отношении иных лиц «обычноценовой» вопрос, по всей видимости, будет исследоваться в ходе проведения проверок налогоплательщика. Об этом свидетельствуют нормы п. 39.14 НКУ, в соответствии с которыми «під час проведення перевірки платника податку орган державної податкової служби має право надати запит, а платник податку зобов’язаний обґрунтувати рівень договірних цін або послатися на норми абзацу першого цього пункту»**.

** Здесь, по всей видимости, допущена неточность, поскольку по смыслу в данной норме имеются в виду положения абзаца 1 статьи 39 (п. 39.1 НКУ), а не пункта 39.14 НКУ.

С этой нормой корреспондируют положения ч. 2 п. 73.3 НКУ, в соответствии с которыми органы ГНС имеют право обратиться к налогоплательщикам с письменным запросом о представлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлен законом), для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок***. Налогоплательщики обязаны предоставить указанную в запросе информацию и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса****.

*** В то же время здесь не уточняется, в ходе каких именно проверок могут быть направлены соответствующие запросы. То есть налоговики могут их направить и при проведении камеральной проверки декларации. А вот для направления «обычноценовых» запросов в ходе проведения встречных сверок, которые не относятся к налоговым проверкам, оснований нет.

**** См. Порядок периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1245.

То есть, как и ранее, налогоплательщик после получения соответствующего запроса обязан в течение одного месяца ответить на него либо путем предоставления обоснования обычной цены, либо путем ссылки на то, что обычная цена совпадает с договорной ценой. В интересах плательщика обосновать «обычность» применяемой цены. Поскольку в противном случае налоговики, скорее всего, возьмутся доказывать обратное и доначислят налоговые обязательства исходя из установленной ими обычной цены.

Обратите внимание : в соответствии со ст. 39 НКУ доказывать обоснованность расчета обычных цен налоговым органам придется в судебном порядке. Так, по результатам проведенной проверки налоговый орган должен будет принять соответствующее налоговое уведомление-решение, однако оно будет считаться отозванным (п. 39.15 НКУ), если налогоплательщик:

1) начинает процедуру обжалования этого налогового уведомления-решения;

2) не уплатил соответствующей суммы, определенной в таком налоговом уведомлении-решении, в течение сроков, установленных НКУ.

Таким образом, для того, чтобы налоговое уведомление-решение считалось отозванным, налогоплательщику достаточно будет просто не уплатить в установленный срок указанную в нем сумму налогового обязательства. Тогда руководитель органа ГНС обязан будет подать в суд иск к налогоплательщику о начислении и уплате налоговых обязательств, корректировке отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности. Такие полномочия налоговым органам предоставлены в п.п. 20.1.38 НКУ. На это обратил внимание и ВАдСУ в Информационном письме от 14.06.12 г. № 1500/12/13-12*. Но при решении дела в суде желательно подготовить доказательства, подтверждающие правомерность примененных налогоплательщиком обычных цен.

* См. ком. «Доначисления по обычным ценам: ВАдСУ разъяснил процедурные особенности» // «БН», 2012, № 36, с. 4.

Процедура расчета обычных цен . В соответствии с п. 39.2 НКУ определение обычной цены в случаях, установленных НКУ, осуществляется по одному из следующих методов:

а) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи);

б) цены перепродажи;

в) «расходы плюс»;

г) распределения прибыли;

ґ) чистой прибыли.

Вместе с тем в НКУ не оговорена последовательность применения указанных методов, что вызывает разночтения на практике. На данный момент некоторую информацию об этом содержит лишь п. 3 Порядка № 787, в котором говорится, что «обычная цена товаров (работ, услуг) определяется путем применения одного из методов, предусмотренных п. 39.2 НКУ в установленной последовательности, при условии, что каждый следующий метод применяется в случае, когда такая цена не может быть определена по предыдущему методу».

Однако эта норма касается лишь крупных налогоплательщиков, которые заключили договор о ценообразовании.

А применительно к иным лицам в Научно-практическом комментарии к Налоговому кодексу** говорится, что НКУ «не устанавливается очередность применения методов определения обычных цен, что позволяет плательщику налога применять наиболее приемлемый и эффективный метод для определенного вида операций».

** Науково-практичний коментар до Податкового кодексу України: в 3 т. / кол. авторів [заг. редакція М. Я. Азарова]. — К.: Міністерство фінансів України, Національний університет ДПС України, 2010. — Т. 1., С. 141.

С учетом изложенного, по всей видимости, налоговики будут применять тот метод обычной цены, который им покажется более приемлемым в конкретной ситуации. При этом в п. 39.11 НКУ прямо говорится, что для определения обычных цен на товары (работы, услуги) используются официальные источники информации, в том числе:

— статистические данные государственных органов и учреждений;

— цены специализированных аукционов по торговле отдельными видами продукции, биржевые котировки;

— справочные цены специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других банков данных;

— отчеты и справки отделов по экономическим вопросам в составе дипломатических представительств Украины за рубежом;

— другие информационные источники, которые признаются официальными в установленном порядке.

Таким образом, на законодательном уровне «легализованы» применяемые ранее налоговиками источники информации об определении обычных цен.

 

Как обосновать обычные цены

Заметим, что новая процедура расчета обычных цен, прежде всего, коснется лиц, занимающихся налоговым планированием с использованием структур-сателлитов***, у которых налоговая нагрузка снижается за счет переноса объекта налогообложения (прибыли) на структуру с более низкой ставкой. Таким лицам имеет смысл ознакомиться детально с перспективным порядком расчета обычных цен (в частности, из Проекта Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно трансфертного ценообразования)» от 04.12.12 г. № 11477****) и внести коррективы в разработанные схемы сотрудничества.

*** Под структурой-сателлитом принято понимать специально созданную структуру, деятельность которой направлена на уменьшение фискального налогового давления на основное предприятие. Структурой-сателлитом, как правило, выступают физические или юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности, например, юридические и физические лица — плательщики единого налога.

**** Хотя Проект и был отозван, в нем детально разъяснялся порядок применения новых методов определения обычной цены. И поскольку ст. 39 НКУ в этом вопросе крайне лаконична, не исключено, что налоговики будут пользоваться изложенной в Проекте процедурой на практике. Ведь ограничений по ее применению в ст. 39 НКУ нет.

Крупным плательщикам имеет смысл заключить с органом ГНС договор о ценообразовании (см. постановление КМУ от 22.08.12 г. № 787 // «БН», 2012, № 37, с. 12). В этом случае процедура определения обычных цен, по крайней мере, будет более прозрачной.

Что касается иных лиц, которые тоже могут «попасть» под новшества, то для них остаются актуальными старые рекомендации.

Во-первых, следует определить, не попадет ли лицо под особые правила расчета обычных цен (см. табл. 1 на с. 40).

Во-вторых, как и ранее, крайне нежелательно проводить «убыточные» продажи товаров. Такие операции находились под пристальным контролем и ранее (см., в частности, письмо ВАдСУ от 02.06.11 г. № 742/11/13-11), а теперь «прессинг» только усилится.

В-третьих, можно обратить внимание на то, что договорная цена, которая анализируется во всех методах определения обычных цен, имеется не во всех случаях их применения. Поэтому в таких ситуациях следует анализировать иные показатели.

 

Особые правила расчета обычных цен

Ситуация

Порядок расчета обычной цены

1. Товары (работы, услуги), относительно которых определяется обычная цена, идентичны (при их отсутствии — однородны) товарам (работам, услугам), которые публично предлагаются к продаже, или имеют цены, установленные на организованном рынке ценных бумаг, или имеют биржевую цену (п. 39.4 НКУ)

Обычную цену определяют по методу сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), но учитывают эти факторы(1)

2. Товары ранее ввезены на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта (п. 39.13 НКУ)

Обычной ценой продажи (поставки) на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления(2)

3. Цены на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию согласно законодательству (п. 39.10 НКУ)

Обычной считается цена, установленная в соответствии с принципами такого регулирования. Это положение не распространяется на установление минимальной цены продажи или индикативной цены. В этом случае обычной является рыночная цена, но не ниже установленной минимальной цены продажи или индикативной цены

4. Продажа (отчуждение) товаров осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству (п. 39.12 НКУ)

Обычной является цена, полученная во время такой продажи

5. Проведение аукциона (п. 39.17 НКУ)

Обычной считается цена, которая сложилась по результатам такого аукциона (тендера)(3)

6. В случае отсутствия данных для применения иных методов определения обычной цены (п. 39.3 НКУ)

Цена может быть определена исходя из результатов независимой оценки имущества и имущественных прав, которая проводится субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценке(4)

(1) Это условие аналогично установленному в п.п. 1.20.2 Закона о налоге на прибыль, но применяется оно только в том случае, когда обычные цены определяются по методу сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи). То есть теперь соблюдение этого условия не гарантирует того, что обычные цены не будут рассчитаны по иным методам. В случае применения метода сравнительной цены налоговики, по всей видимости, будут ориентироваться на нормы ст. 633 ГКУ, в соответствии с которыми к публичному относят договор, по которому одна сторона — предприниматель берет на себя обязательство осуществлять продажу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

При розничных продажах представители налогового ведомства ранее ссылались на нормы ст. 698 — 699 ГКУ, в которых, в частности, говорится, что договор розничной купли-продажи является публичным, а предложение товара в рекламе, каталогах, а также прочих описаниях товара, обращенных к неопределенному кругу лиц, является публичным предложением заключить договор. Кроме того, налоговики относили к публичным условиям продажу товаров (услуг) с использованием рекламных объявлений, а документами, подтверждающими такую цену, считают рекламные объявления, прайсы, ценники. В то же время акционную продажу товара налоговики не воспринимают и считают, что акционная цена не соответствует обычной (письмо ГНАУ от 09.03.06 г. № 4280/7/17-0717). Не соглашались налоговики и с обычной ценой, равной нулю (письмо ГНАУ от 13.06.06 г. № 6421/6/16-1515-26).

В целом же способ продажи через публичное объявление по-прежнему можно отнести к наиболее результативным вариантам обоснования обычной цены. В этой связи можно порекомендовать использовать рекламные объявления о продаже товаров, а если это невозможно, разместить прайсы с установленными приказом директора ценами в общедоступном месте.

(2) На данный момент не вполне понятно, как именно будет применяться эта норма. Из буквального прочтения следует, что не ниже таможенной стоимости должна определяться цена товара при любой поставке на территории Украины (т. е. не только импортером). Причем с 01.01.13 г. эти правила будут действовать не только в отношении НДС, но и применительно к налогу на прибыль (но только в операциях с теми лицами, касаемо которых применение обычных цен является обязательным). Хотя буквальное прочтение не соответствует системному подходу, поскольку в части НДС вначале в п. 188.1 НКУ была предусмотрена аналогичная норма. Но впоследствии Законом № 4834 были внесены изменения, и это правило стало распространяться только на самих импортеров. Поскольку нормы п. 39.13 НКУ были сформулированы ранее указанных изменений, в них также должны были внести коррективы, но этого не произошло. Мы отдаем предпочтение системному подходу, хотя разъяснить этот момент могут только официальные органы.

(3) Норма, аналогичная ранее установленной в п.п. 1.20.4 Закона о налоге на прибыль. Однако обратите внимание: в отличие от случая публичного объявления цены указанное особое правило определения цены применяется независимо от того, каким методом рассчитываются обычные цены. Таким образом, для обоснования обычной цены дорогостоящих предметов имеет смысл провести аукцион.

(4) Экспертные оценки применялись и ранее согласно п.п. 1.20.51 НКУ. Однако если до 01.01.13 г. они использовались лишь в случае невозможности применения метода аналога, теперь они используются по остаточному принципу в ситуации, когда все иные методы определения обычной цены неприменимы.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

Закон об оценке — Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.01 г. № 2658-III.

Закон о налоге на прибыль — Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (утратил силу).

Закон № 4834 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования некоторых налоговых норм» от 24.05.12 г. № 4834-VI.

Порядок № 787 Порядок заключения и выполнения договоров о ценообразовании для целей налогообложения, утвержденный постановлением КМУ от 22.08.12 г. № 787.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещена на сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц