Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Финотчетность за 2012 год: актуальные вопросы

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Январь, 2013/№ 2
Печать
Статья

ФИНОТЧЕТНОСТЬ ЗА 2012 ГОД:

актуальные вопросы

 

Вот и пришло время подачи финотчетности за 2012 год. Несмотря на то что в прошедшем году нормативные акты по бухгалтерскому учету не менялись, у практиков возникают вопросы касаемо ее заполнения. На них мы ответим в сегодняшней статье.

Влада КАРПОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»,
 канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)

 

Продажа валюты

Подскажите, как отражаются в форме № 3 операции купли-продажи иностранной валюты?

 

Сразу заметим, что на данный момент «валютные» положения П(С)БУ 4 «Отчет о движении денежных средств» устарели и не согласуются с бухучетным порядком отражения операций купли-продажи иностранной валюты.

Напомним, что до внесения изменений в Инструкцию № 291 приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1591 операции продажи валюты отражались в учете следующим образом:

— на субсчете 711 «Доход от реализации иностранной валюты» показывалась вся сумма, полученная от реализации валюты (корреспонденция Дт 377 Кт 711);

— на субсчете 942 «Себестоимость реализованной валюты» отражалась балансовая стоимость реализованной валюты на дату реализации (корреспонденция Дт 942 Кт 334).

Исходя из такого порядка в П(С)БУ 4 предусмотрено, что:

— в строке 080 «Прочие поступления» Отчета о движении денежных средств (далее — форма № 3) отражаются поступления денежных средств от реализации иностранной валюты (п. 19 П(С)БУ 19);

— в строке 145 «Прочие расходования» формы № 3 приводится себестоимость реализованной иностранной валюты (п. 26 П(С)БУ 19).

Но с 2012 г. порядок отражения операций продажи валюты существенно изменился. Теперь в бухгалтерском учете, как и в налоговом:

— на субсчете 711 «Доход от купли-продажи иностранной валюты» отражается информация о доходах от купли-продажи иностранной валюты: в частности, при продаже валюты — положительная разница между ценой продажи иностранной валюты и ее балансовой стоимостью, при покупке валюты — положительная разница между курсом НБУ на дату продажи и курсом приобретения валюты на МВРУ*;

— на субсчете 942 «Расходы на куплю-продажу иностранной валюты» обобщается информация о расходах на куплю-продажу иностранной валюты, в частности, при продаже валюты — отрицательная разница между ценой продажи иностранной валюты и ее балансовой стоимостью, при покупке валюты — отрицательная разница между курсом НБУ на дату продажи и курсом приобретения валюты на МВРУ.

* В Инструкции № 291 допущена терминологическая неточность, так как в ней предписано положительную разницу между курсом МВРУ и НБУ отражать в составе доходов, а отрицательную — в составе расходов. Однако понятно, что при покупке валюты действовать следует наоборот. Подробнее об операциях с валютой см. статью «Операции с валютой: налоговый и бухгалтерский учет» // «БН», 2012, № 12, с. 21.

С учетом изложенного, в П(С)БУ 4 следовало бы внести соответствующие изменения, поскольку по операциям купли-продажи валюты движение денежных средств с текущего на валютный счет или наоборот на доходы-расходы уже не влияет. Причем такое движение между счетами предприятия можно отнести к внутренним операциям. А согласно п. 8 П(С)БУ 4 внутренние изменения в составе денежных средств в форму № 3 не включаются.

Поскольку здесь имеет место несогласованность нормативных актов, предприятие может выбрать любой из следующий вариантов заполнения формы № 3.

Вариант 1. Не показывать в строке «Прочие поступления» Отчета поступления денежных средств от реализации иностранной валюты, а в строке «Прочие расходования» формы № 3 не отражать себестоимость реализованной иностранной валюты. Однако в этом варианте суммы, отражаемые на субсчетах 711, 942 при купле-продаже валюты, следует указать в сроках 080, 145 Отчета.

Вариант 2. Заполнять указанные строки, но использовать для этих целей данные бухгалтерского учета прямо не получится. В данном варианте суммы, отражаемые на субсчетах 711, 942, следует указывать в строках 080, 145 формы № 3 только в отношении операций приобретения валюты.

Разумеется, в каждом из вариантов курсовые разницы от пересчета иностранной валюты, отражаемые на субсчетах 714 «Доход от операционной курсовой разницы», 945 «Расходы от операционной курсовой разницы», следует указывать в строке 420 «Влияние изменения валютных курсов на остаток средств» формы № 3.

Поясним изложенное на примерах (табл. 1).

 

Таблица 1. Порядок отражения операций купли-продажи валюты
 в Отчете о движении денежных средств (форма № 3)

Хозяйственная операция

Корреспондирующие счета

Сумма, грн.

Отражение в форме № 3

дебет

кредит

вариант 1

вариант 2

1

2

3

4

5

6

Пример 1. Покупка иностранной валюты

Остаток средств на текущем счете в гривнях

311

100000

100000

(стр. 410 формы № 3)

1. Перечислены банку гривни для покупки иностранной валюты

333

311

90000

2. Оприходована валюта по курсу НБУ ($10000 х 7,993)

312

333

$10000

79930

3. Отражена разница между курсом приобретения валюты на МВРУ и курсом НБУ на эту дату: (8,0856 - 7,993) х 10000$

942

333

926

926

(стр. 145 формы № 3)

4. Списана на расходы стоимость услуг банка

92

333

400

400

(стр. 145 формы № 3)

5. Остаток неиспользованных средств возвращен на текущий счет в национальной валюте

311

333

8744(1)

Пример 2. Продажа иностранной валюты

Балансовая стоимость валюты на начало отчетного периода

312

$10000

79867

79867

(стр. 410 формы № 3)

1. Перечислена валюта для продажи (по курсу НБУ на дату продажи $10000 х 7,993)

334

312

$10000

79930

79930

(стр. 145 формы № 3)

2. Отражены курсовые разницы от пересчета валюты на дату проведения операции продажи: (7,993 - 7,9867) х $10000

312

714

63

63

(стр. 420 формы № 3)

3. Отражен доход от продажи валюты (положительная разница между коммерческим курсом продажи валюты (МВРУ) и курсом НБУ на дату продажи (8,0856 - 7,993) х $10000

334

711

926

926

(стр. 080 формы № 3)

80856(2)

(стр. 080 формы № 3)

4. Поступили средства от продажи валюты (за вычетом комиссионного вознаграждения банка — 400 грн.)

311

334

80456

5. Списана на расходы стоимость услуг банка

92

334

400(3)

400

(стр. 145 формы № 3)

(1) Проверяем правильность заполнения по данным бухгалтерского учета: 100000 - 90000 + 8744 = 18744 грн. — остаток средств на текущем счете в гривнях (субсч. 311); 79930 — остаток средств на текущем счете в инвалюте (субсч. 312).

По данным формы № 3:

100000 грн (стр. 410 «Остаток средств на начало года».) - 1326 грн. (стр. 145 : 926 + 400) = 98674 грн.

(2) Сумма гривень, полученных от продажи валюты на МВРУ, определяется расчетным путем: 80856 = 8,0856 х $10000.

(3) Делаем проверку по данным бухгалтерского учета: 79867 - 79930 + 63 = 0 грн. — остаток средств на текущем счете в инвалюте (субсч. 312); 80456 грн. — остаток средств на текущем счете в гривнях (субсч. 311).

По данным формы 3:

вариант 1 : 79867 грн. (стр. 410) + 63 грн. (стр. 420) + 926 грн. (стр. 080) - 400 грн (стр. 145) = 80456 грн.

вариант 2 : 79867 грн. (стр. 410) - 80330 грн. (стр. 145 : 79930 + 400) + 80856 грн. (стр. 080) + 63 грн. (стр. 420) = 80456 грн.

 

Как видим, итоговые результаты в обоих вариантах совпадают, но методологически более правилен, по нашему мнению, первый вариант.

 

Изменение ставки налога на прибыль

Каким образом изменение ставки по налогу на прибыль в 2012 г.— 2013 г. влияет на расчет отсроченных налоговых обязательств (активов)?

 

Порядок отражения в финотчетности отсроченных налоговых обязательств (ОНО) и отсроченных налоговых активов (ОНА) регламентируется П(С)БУ 17 «Налог на прибыль», п. 12 которого предусматривается, что: «Отсроченный налоговый актив и отсроченное налоговое обязательство рассчитываются по ставкам налогообложения, которые будут действовать в течение периода, в котором будут осуществляться реализация либо использование актива и погашение обязательства». Аналогичные нормы содержит и п. 47 МСБУ 12 «Налоги на прибыль».

Таким образом, при признании в балансе ОНА-ОНО на конец отчетного периода (года) следует руководствоваться ставкой налога на прибыль, действующей в следующем отчетном периоде (году). В частности, ОНА-ОНО в балансе, составленном по состоянию на 31.12.11 г. (финотчетность за 2011 год), должны были определяться исходя из ставки налога на прибыль, действующей в 2012 г. (21 %). Соответственно, в балансе за 2012 г., подготовленном по состоянию на 31.12.12 г., при расчете ОНА-ОНО используются ставки налога на прибыль, которые будут действовать в 2013 г., т. е. — 19 % (п. 10 подразд. 4 разд. XX НКУ).

Для того чтобы объяснить изложенное на примере, напомним процедуру расчета ОНА-ОНО. Большинство предприятий предпочитают не определять в промежуточной финотчетности ОНА-ОНО. Право на это дает п. 15 П(С) БУ 17, в соответствии с которым ОНА-ОНО могут приводиться в балансе в сумме, определенной по состоянию на 31 декабря предыдущего года без их расчета на дату промежуточной финансовой отчетности. В этом случае в статье «Налог на прибыль от обычной деятельности» промежуточного Отчета о финансовых результатах (далее — форма № 2) указывается сумма текущего налога на прибыль, а на дату годового баланса в бухгалтерском учете и финансовой отчетности проводится соответствующая корректировка (увеличение, уменьшение) суммы расходов по налогу на прибыль с учетом изменений ОНА-ОНО за отчетный год.

Общая процедура признания ОНА-ОНО на дату баланса состоит в следующем.

1. Анализируется каждая статья активов и обязательств баланса на конец года на предмет наличия временной налоговой разницы (ВНР) — разницы между оценкой актива или обязательства по данным финансовой отчетности (без НДС) и налоговой базой этого актива или обязательства соответственно (п. 3 П(С)БУ 17).

Поскольку с принятием НКУ отличий между налоговым и бухгалтерским учетом стало существенно меньше, к наиболее распространенным статьям, по которым возникают ВНР, можно отнести к:

1) необоротным активам — отличие амортизируемой стоимости в налоговом и бухгалтерском учете, в том числе (но не исключительно) в виде временной налоговой разницы, подлежащей амортизации в налоговом учете по результатам инвентаризации на 01.04.11 г. согласно п. 6 подразд. 4 разд. XX НКУ; стоимости инвестиционной недвижимости, на которую в налоговом учете амортизация начисляется, а в бухгалтерском нет; стоимости ремонтов и улучшений, при условии отличия их отражения в налоговом и бухгалтерском учете, переоценки основных средств* и т. п.;

2) дебиторской задолженности — отличия в данных бухгалтерского учета в части перечисленных до 01.04.11 г. авансов поставщикам, на сумму резерва сомнительных долгов (если суммы резерва в налоговом и бухгалтерском учете не совпадают), на сумму штрафных санкций (если в бухгалтерском учете они признаются по методу начисления, а в налоговом учете — по дате фактического получения) и т. п.;

3) запасов — отличия в балансовой стоимости переоцененных запасов по данным бухгалтерского и налогового учета на конец отчетного периода;

4) созданных обеспечений — отличия в периоде отражения расходов на создание обеспечений в налоговом и бухгалтерском учете (например, применительно к расходам на обеспечение отпусков в бухгалтерском учете расходы признаются на дату создания обеспечения, в налоговом — на дату фактического понесения расходов на оплату отпусков);

5) кредиторской задолженности — отличия в данных бухгалтерского учета в части перечисленных до 01.04.11 г. авансов поставщикам и т. п.;

6) доходов и расходов будущих периодов.

* Обратите внимание: ВНР, возникающие в результате переоценки основных средств, отражаются в составе дополнительного капитала, а не расходов по налогу на прибыль (п. 4.1 П(С)БУ 17).

2. По итогам проведенного анализа по состоянию на конец отчетного периода (года) по каждой статье активов (обязательств) определяется:

— ВНР, подлежащая вычету (ВНРВ) — ВНР, которая приводит к уменьшению налоговой прибыли (увеличению налогового убытка) в будущих периодах (п. 3 П(С)БУ 17);

— ВНР, подлежащая налогообложению (ВНРН) — ВНР, которая включается в налоговую прибыль (убыток) в будущих периодах (п. 3 П(С)БУ 17).

3. На основе ВНРВ и ВНРН по каждой статье активов (обязательств) определяются ОНА-ОНО:

ОНА = ВНРВ x Сн;

ОНО = ВНРН x Сн,

где Сн — ставка налога на прибыль, действующая в будущем отчетном периоде (при составлении финотчетности за 2012 г. — ставка налога на прибыль, действующая в 2013 г. (19 %)).

Порядок определения ОНА-ОНО представлен в табл. 2.

 

Таблица 2. Порядок определения ОНА-ОНО

Ситуация

Влияние на налоговую прибыль (убыток) в будущих периодах

Влияние на финансовую отчетность за текущий период

БСА > НБА(1)

Увеличивает налоговую прибыль (или уменьшает налоговый убыток)

ОНО

БСА < НБА

Уменьшает налоговую прибыль (или увеличивает налоговый убыток)

ОНА

БСО > НБО

Уменьшает налоговую прибыль (или увеличивает налоговый убыток)

ОНА

БСО < НБО

Увеличивает налоговую прибыль (или уменьшает налоговый убыток)

ОНО

БСА = НБА, БСО = НБО

Не влияет

Не влияет

(1) БСА — балансовая стоимость актива; НБА — налоговая база актива; БСО — балансовая стоимость обязательства; НБО — налоговая база обязательства.

 

Кроме того, ОНА также рассчитывается, если имеет место (п. 3 П(С)БУ 17):

— перенесение налогового убытка, не включенного в расчет уменьшения налога на прибыль в отчетном периоде;

— перенесение на будущие периоды налоговых льгот, которыми воспользоваться в отчетном периоде невозможно.

4. Рассчитанные на конец отчетного года показатели ОНА-ОНО сравниваются с показателями, отраженными в финотчетности за прошлый год (за 2011 г.), и проводится корректировка.

При этом следует учесть, что в соответствии с п. 17 П(С)БУ 17 ОНА-ОНО сворачиваются, если уплата налога на прибыль контролируется одним и тем же налоговым органом. В консолидированном балансе ОНА-ОНО обязательства отражаются развернуто.

В то же время для целей проведения корректировки ОНА-ОНО желательно, чтобы предприятие располагало в любом случае развернутыми данными по показателям ОНА-ОНО за предыдущий год.

5. Определяется сумма расходов (дохода) по налогу на прибыль за отчетный период исходя из текущего налога на прибыль (ТНП) с учетом изменений в составе ОНА-ОНО.

Расходы (доход) по налогу на прибыль = ТНП - ΔОНА + ΔОНО.

А теперь пример. Предположим, что текущий налог на прибыль предприятия за 2012 г. составил 120000 грн. ВНР, которые числились в учете предприятия по состоянию на 31.12.12 г., показаны в табл. 3. По состоянию на 31.12.11 г. в учете предприятия были отражены ОНА в сумме 40000 грн. (стр. 060 формы № 1).

 

Таблица 3. Расчет ОНА-ОНО

Статья баланса

Балансовая стоимость, грн.

Налоговая база, грн.

Анализ

Расчет ОНА-ОНО

1. Основные средства: временная налоговая разница, подлежащая амортизации в налоговом учете по результатам инвентаризации на 01.04.11 г.

0

100000

БСА < НБА

ОНА 19000 грн.

(100000 х 19 %)

2. Дебиторская задолженность: аванс, перечисленный поставщикам до 01.04.11 г.

24000(1)

0

БСА > НБА

ОНО 3800 грн.

(24000 : 120 %(2) х 19 %)

3. Резерв сомнительной задолженности (в налоговом учете не создавался)

30000

0

БСО > НБО

ОНА 5700 грн.

(30000 х 19 %)

4. Обеспечение на оплату отпусков

40000

0

БСО > НБО

ОНА 7600 грн.

(40000 х 19 %)

5. Кредиторская задолженность: аванс, полученный от покупателей до 01.04.11 г.

36000(1)

0

БСО > НБО

ОНА 5700 грн.

(36000 : 120 %(2) х 19 %)

Итого по состоянию на 31.12.11 г.

ОНА — 40000 грн.

(стр. 060 гр. 3 формы № 1)

Итого по состоянию на 31.12.12 г.

ОНА — 34200 грн.(3)

(стр. 460 гр. 4 формы № 1)

(1) Имеется в виду сумма с НДС.

(2) Поскольку на учет по налогу на прибыль влияет сумма без НДС, для целей расчета ОНА-ОНО берется сумма без НДС.

(3) Как отмечалось выше, в Балансе суммы ОНА и ОНО отражаются свернуто, если уплата налога на прибыль контролируется одним и тем же налоговым органом (а для одного плательщика налога так оно и есть). Так как общая сумма ОНА составила 38000 грн., а ОНО — 3800 грн., на конец отчетного периода в форме № 1 должны быть отражены ОНА в сумме 34200 грн. (стр. 460 гр. 4 формы № 1).

 

1. Определяем сумму корректировки ОНА:

ОНА: 34200 - 40000 = -5800 грн. (уменьшение).

2. Рассчитываем расходы по налогу на прибыль:

120000 - (-5800) = 125800 грн. — эта сумма должна отразиться по дебету счета 981 в финотчетности за 2012 год.

3. Делаем такие корреспонденции:

Дт 981 — Кт 641 (на сумму текущего налога на прибыль — 120000 грн.). При этом следует учесть, что часть налоговых обязательств по текущему налогу на прибыль уже была отражена в промежуточной отчетности, поэтому указанная корреспонденция делается на разницу между 120000 грн. и суммой, которая была ранее отражена корреспонденцией Дт 981 — Кт 641 в отчетности за 2012 год;

Дт 981 — Кт 17 (на сумму уменьшения ОНА — 5800 грн.).

 

Предприятие стало СМП

В результате изменения в 2012 году критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства наше предприятие перешло в эту категорию. Какую отчетность следует в связи с этим предоставлять за 2012 год, если предприятие является плательщиком налога на прибыль?

 

Законом № 4618* были расширены доходные критерии отнесения субъектов предпринимательства к субъектам малого предпринимательства (СМП). Так, если до 19.04.12 г. (даты вступления Закона № 4618 в силу) к СМП относились юрлица, имеющие объем годового валового дохода не более 70 млн грн., то после этой даты СМП считаются лица, годовой доход от любой деятельности которых не превышает сумму, эквивалентную 10 млн евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ**. Соответственно число лиц, относящихся к СМП, возросло.

* См. ком. «Новый закон о господдержке малого и среднего предпринимательства» // «БН», 2012, № 17 — 18, с. 3.

** Где брать этот курс, официальные органы пока что не разъяснили. Остается рассчитать его самостоятельно на основании информации об установленном НБУ среднем курсе гривни к евро за отдельные месяцы предыдущего года (http://www.bank.gov.ua/control/uk/publish/category?cat_id=44446).

Напомним, что второй критерий отнесения лиц к категории СМП — это численность, которая за отчетный период (календарный год) не должна превышать 50 человек. Исходя из п. 4 разд. I П(С)БУ 25 среднее количество работников определяется по Инструкции № 286, в которой приведено несколько показателей расчета средней численности работников. При этом среднее количество работников (СКР) следует рассчитывать согласно п. 3.1 Инструкции № 286. В то же время в целях применения упрощенной системы налогообложения СМП рассчитывают показатель среднего количества работников в эквиваленте полной занятости (СКРЭПЗ; о расчете читайте в статье «Считаем численность работников для единоналожника-юрлица»// «БН», 2012, № 48, с. 27). Безусловно, у единоналожника эти два показателя могут отличаться. И тогда в подаваемой декларации по единому налогу будет указан СКРЭПЗ, а финотчетности — СКР. Хотя, на наш взгляд, логичнее было бы указывать одинаковый показатель количества работников.

Согласно п. 2 разд. I П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» его применяют СМП — юридические лица, которые признаны такими в соответствии с законодательством.

Причем из письма Минфина и Госкомстата от 12.04.11 г. № 31-08410-06-5/9545, № 04/4-7/214*** следует, что указанные в П(С)БУ 25 СМП, которые не относятся к «нулевщикам» из п. 154.6 НКУ, обязаны предоставлять ежеквартально финотчетность по ф. № 1-м, № 2-м. Таким образом, при соответствии критериям СМП они обязаны предоставлять именно «малую» финотчетность.

*** См. ком. «Плательщики налога на прибыль по ставке 0 % составляют и подают финансовую отчетность органам статистики один раз в год» // «БН», 2011, № 22, с. 9.

Вместе с тем согласно п. 3 разд. І П(С)БУ 25 применять П(С)БУ 25 и подавать «малую» финотчетность в текущем (отчетном) году могут (п. 3 разд. I П(С)БУ 25):

— вновь созданные предприятия;

— предприятия, которые по результатам деятельности за прошлый год соответствуют критериям, приведенным в п. 2 разд. I П(С)БУ 25.

Поскольку предприятие попало в расширенную Законом № 4618 категорию СМП в апреле 2012 года, а по итогам 2011 года к СМП не относилось, за отчетные периоды 2012 г. оно должно подавать финотчетность в «большом» формате. А вот при условии соответствия критериям СМП по итогам 2012 года, начиная с финотчетности за I квартал 2013 года, должны подаваться уже «малые» формы, предусмотренные П(С)БУ 25.

Это следует из того, что в соответствии с п. 3 разд. І П(С)БУ 25 указанный стандарт применяют:

— вновь образованные предприятия;

— предприятия, которые по результатам деятельности за прошлый год соответствуют критериям СМП.

Если же предприятие по результатам деятельности в течение года утратило признаки соответствия критериям СМП, то финотчет таким предприятием составляется за отчетный период, в котором это произошло, и дальнейшие периоды текущего (отчетного) года по «большим» формам.

Лицам, перешедшим в 2012 году с «больших» форм № 1, № 2 на «малые» формы финотчета СМП, следует также обратить внимание на особенности отражения налога на прибыль. В ф. № 2-м показывается сумма текущего налога на прибыль (п. 5.10 разд. II П(С)БУ 25), т. е. без учета отсроченных налоговых активов (обязательств). В связи с этим при заполнении малых форм необходимо осуществить такие корректировки:

— в ф. № 1-м в первом месяце года перехода на применение П(С)БУ 25 сальдо счетов 17 «Отсроченные налоговые активы» и 54 «Отсроченные налоговые обязательства» следует свернуть взаимной корреспонденцией этих счетов с отражением разницы на счете 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»;

— в гр. 4 ф. № 2-м за 2012 год приводится результат сложения (вычитания) значений статей «Податок на прибуток від звичайної діяльності» (стр. 180) и «Податки з надзвичайного прибутку» (стр. 210) Отчета о финансовых результатах (ф. № 2) за 2011 год.

 

Финотчетность единоналожников

Какие особенности следует учесть при заполнении финотчетности юрлицами-единщиками за 2012 г.?

 

В соответствии с п. 2 разд. I П(С)БУ 25 плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным п.п. 4 п. 291.4 НКУ (четвертая группа плательщиков единого налога), подают Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (ф. № 1-мс, 2-мс).

По нашему мнению, эти нормы относятся и к плательщикам единого налога, указанным в п.п. 6 п. 291.4 НКУ (6 группа плательщиков единого налога). Объясняется это тем, что на момент принятия соответствующих норм в П(С)БУ 25 шестой группы плательщиков еще не было, а после ее появления изменения в П(С)БУ 25 еще не вносились.

Это подтверждается и нормами п.п. 296.1.3 НКУ, предусматривающими, что плательщики единого налога четвертой и шестой групп используют данные упрощенного бухгалтерского учета относительно доходов и расходов с учетом положений п. 44.2 НКУ.

Согласно п. 44.2 НКУ плательщики единого налога, соответствующие критериям, определенным п.п. 4 п. 291.4 НКУ*, ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов с целью расчета объекта налогообложения по методике, утвержденной Минфином.

* В эту норму тоже по недосмотру законодателей не были внесены изменения касаемо указания плательщиков единого налога из п.п. 6 п. 291.4 НКУ (6 группа плательщиков единого налога).

Таким образом, замысел законодателя состоял в том, что плательщики единого налога — юрлица вместо привычной Книги учета доходов и расходов должны определять объект обложения единым налогом по данным бухгалтерского учета. С этой целью был разработан «Упрощенный» финотчет в составе форм 1-мс, 2-мс и единщикам (как и «нулевикам») предписано вести бухгалтерский учет с учетом того, что такие лица (п. 8 разд. I П(С)БУ 25):

— могут учитывать необоротные активы только по первоначальной стоимости, без учета уменьшения полезности и переоценки до справедливой стоимости;

— не создают обеспечение предстоящих расходов и платежей (на оплату предстоящих отпусков работникам, выполнение гарантийных обязательств и т. п.), а признают соответствующие расходы в периоде их фактического понесения;

— признают расходы и доходы с учетом требований НКУ и относят суммы, которые не признаются НКУ расходами или доходами, непосредственно на финансовый результат после налогообложения;

— текущую дебиторскую задолженность включают в итог баланса по ее фактической сумме.

Причем альтернатива предусмотрена только в отношении учета необоротных активов, а остальные нормы, в частности, касаемо признания расходов и доходов по нормам НКУ, являются обязательными.

Для СМП-единщиков, не зарегистрированных плательщиками НДС, предусмотрена возможность систематизации информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, в регистрах бухгалтерского учета без применения двойной записи (п. 9 разд. I П(С)БУ 25). Во исполнение этих норм были приняты Методрекомендации № 720, которые в силу своего неудобства не получили широкого распространения на практике**.

** Подробнее об этом см. статью «Годовая финотчетность для «малышей»: особенности составления за 2011 год» // «БН», 2012, № 4, с. 16.

Между тем законодатели упустили из вида, что порядок определения базы обложения единым налогом и финансового результата в бухгалтерском учете не имеют ничего общего. И если в отношении «нулевиков» — плательщиков налога на прибыль еще можно как-то подстроить данные бухгалтерского учета под налоговый учет, то в отношении единщиков без нарушения методологических принципов бухгалтерского учета это сделать невозможно.

В частности, в бухгалтерском учете к основополагающим отнесен принцип начисления и соответствия доходов и расходов, предусматривающий, что для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств (ст. 4 Закона о бухучете). Этот же принцип фактически реализуется и в новом учете по налогу на прибыль.

А вот при расчете объекта обложения единым налогом используется другой принцип — большинство доходов отражаются по кассовому методу, а расходы не учитываются.

В результате получается, что плательщики единого налога должны:

1) либо проигнорировать принципы бухгалтерского учета и вести бухучет по налоговым показателям, в частности, отражать доходы по кассовому методу — тогда формально будут соблюдены требования НКУ и П(С)БУ 25;

2) либо отражать доходы-расходы в обычном порядке в соответствии с принципом начисления, но при этом формально нарушатся требования НКУ и П(С)БУ 25.

Мы являемся сторонниками второго подхода, поскольку первый «гибридный» вариант очень сложен и методологически неправилен. Остается надеяться, что в будущем эту проблему разрешат официальные органы.

При следовании второму варианту в ф. № 2-мс не заполняется строка 145 «Расходы (доходы), которые уменьшают (увеличивают) финансовый результат после налогообложения». Кроме того, единщики не заполняют строку 140 «Налог на прибыль», а сумму единого налога приводят в строке 101, в которой указывается название «Единый налог».

 

Если предприятие стало единоналожником в 2012 году

Подскажите, по какой форме следует подавать финотчетность, если в течение отчетного года предприятие перешло с упрощенной системы налогообложения на общую и наоборот?

 

В п. 3 разд. I П(С)БУ 25 оговорена только процедура перехода на применение этого стандарта, а порядка предоставления финотчетности при градации из единщиков на общую систему налогообложения (если предприятие остается СМП) нет.

Если исходить из того, что Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс, 2-мс) был предусмотрен для расчета по показателям финотчетности суммы единого налога, то логично его подавать только за те периоды, в которых предприятие являлось плательщиком единого налога. Однако нужно учесть, что по общим нормам п. 3 разд. І П(С)БУ 25 применять П(С)БУ 25 и подавать «малую» финотчетность в текущем (отчетном) году могут лишь вновь созданные предприятия или предприятия, которые по результатам деятельности за прошлый год соответствуют критериям, приведенным в п. 2 разд. I П(С)БУ 25.

Исходя из этого, изложим наше мнение, как надо подавать финотчетность при переходе с упрощенной системы налогообложения на общую и наоборот (см. табл. 4).

 

Таблица 4. Порядок предоставления финотчетности при переходе
с упрощенной системы налогообложения на общую и наоборот

Ситуация

Состав финотчетности

Налог на прибыль → единый налог

1. В 2011 г. лицо было СМП-плательщиком налога на прибыль, в 2012 г. — перешло на единый налог

За отчетные периоды 2012 г., в которых лицо было плательщиком единого налога, подается Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс и 2-мс), за остальные периоды — «малый» финотчет (ф. № 1-м, 2-м)

2. В 2011 г. лицо было плательщиком налога на прибыль и не относилось к СМП, в 2012 г. — перешло на единый налог

За отчетные периоды 2012 г. подается «большая» финотчетность (ф. № 1, № 2 и т. д.), независимо от квартала перехода предприятия на уплату единого налога (с начал года или в середине)

Единый налог → налог на прибыль

3. В 2011 г. лицо было плательщиком единого налога, в течение 2012 г. перешло на общую систему налогообложения, но осталось СМП

За отчетные периоды 2012 г., в которых лицо было плательщиком единого налога, подается Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс и 2-мс), за остальные периоды — «малый» финотчет (ф. № 1-м, 2-м)

4. В 2011 г. лицо было плательщиком единого налога, в течение 2012 г. перешло на общую систему налогообложения и не относится к СМП

За отчетные периоды 2012 г., в которых лицо было плательщиком единого налога, подается Упрощенный финотчет (ф. № 1-мс и 2-мс), за остальные периоды — «большая» финотчетность (ф. № 1, № 2 и т. д.)

 

Ответственность за неподачу финотчетности

Какая ответственность предусмотрена за неподачу финотчетности в органы ГНС, статистики?

Заметим, что в органы ГНС обязаны предоставлять финотчетность только плательщики налога на прибыль (п. 46.2 НКУ). Как разъяснили налоговики в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 22.11.12 г. № 1046*, за непредоставление финотчетности предусмотрена ответственность согласно ст. 164 КоАП в виде административного штрафа в размере от 136 до 255 грн. Причем налоговики заметили, что органы ГНС не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях за такие нарушения — их, согласно ст. 2341 КоАП, составляют органы Госфининспекции. В свою очередь, органы Госфининспекции имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях на основании указанной статьи в случаях неподачи финансовой отчетности подконтрольными ей учреждениями и субъектами хозяйствования. То есть к обычным хозрасчетным предприятиям эта санкция не применима.

* См. ком. «Штрафы за налоговые нарушения: Обобщающая налоговая консультация ГНСУ» // «БН», 2012, № 49, с. 5.

В то же время следует учесть, что непредставление в орган ГНС в течение года документов финансовой отчетности является одним из оснований для вынесения судом решения о прекращении юридического лица (ч. 2 ст. 38 Закона № 755). Право на подачу соответствующего иска в суд предоставлено главам ГНС, начальникам инспекций и их заместителям (п.п. 20.1.12, п. 20.2 ст. 20 НКУ). Поэтому игнорировать эту обязанность не стоит.

Что касается непредоставления финотчетности в органы статистики, то за это на должностных лиц предприятия могут наложить административный штраф по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. На то, что за непредоставление финотчетности будет налагаться указанный админштраф, Госкомстат обратил внимание еще в письме от 01.11.01 г. № 16-1-67. Так что нарушать порядок предоставления финотчетности нежелательно.

В завершение нам остается пожелать вам удачной подачи финотчетности. В ближайшем номере нашей газеты мы приведем построчное заполнение форм финотчетности, подаваемой за 2012 год, в том числе СМП.

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 4618 — Закон Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине» от 22.03.12 г. № 4618-VI.

Закон № 755 — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом МФУ от 30.11.99 г. № 291.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.05 г. № 286.

Методрекомендации № 720 — Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом МФУ от 15.06.11 г. № 720.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше