Темы статей
Выбрать темы

Продажа автомобиля во время простоя

Редакция БН
Ответы на вопросы

Продажа автомобиля во время простоя

Предприятие не работает (нет доходов, но амортизация начисляется), на балансе есть две машины. В отношении них принято решение о продаже в декабре 2012 года физлицу, в связи с чем машины были сняты с учета в ГАИ (есть акты на оказанные услуги: проверка по базам залогового имущества и т. п.).

Подскажите, как следует отражать в налоговом учете: услуги ГАИ; амортизацию; расходы на обязательное страхование гражданской ответственности (хотя машины не использовались, страховку оплатили в начале года); услуги банка?

Кроме того, на балансе числится остаток топлива (15 л в баках) — как правильно списать такое топливо при продаже?

(г. Харьков)

 

Расходы во время простоя. Прежде всего заметим, что налоговики не первый год предубежденно относятся к отражению в налоговом учете расходов, понесенных в период простоя*. И хотя в последнее время в отношении некоторых простойных выплат налоговики согласились с «затратностью», в целом фискальное отношение просматривается и сейчас. Так, в разъяснениях из ЕБНЗ** налоговики разрешили включать в состав налоговых расходов:

— расходы на содержание технологического оборудования, понесенные во время простоя, за исключением случаев его консервации (см. консультацию в разделе 110.07.04 ЕБНЗ, правда, на данный момент эта консультация отмечена как недействующая);

— заработную плату работников, выплаченную за время вынужденного простоя предприятия (см. консультацию в разделе 110.07.17 ЕБНЗ).

* По поводу отражения в учете «простойных» выплат см. также статью «Расходы в период простоя: особенности отражения в учете по налогу на прибыль» // «БН», 2012, № 17, с. 14.

** Единая база налоговых знаний, размещена на сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua

В то же время основное средство, временно не используемое в хоздеятельности налогоплательщика, налоговики требуют выводить из эксплуатации и, соответсвенно, прекращать начисление амортизации в налоговом учете (см. «На основное средство во время простоя амортизация не начисляется» на с. 46).

 

На основное средство во время простоя амортизация не начисляется

Из разъяснений в разделе 110.09.01 ЕБНЗ

«Вопрос: К какой группе расходов относятся амортизационные начисления на основное средство в отчетном периоде, в котором такое средство не используется для предоставления услуг?

Ответ: Если объект основных средств не используется в хозяйственной деятельности, плательщик налога должен вывести такой объект из эксплуатации и прекратить начисление амортизации в налоговом учете».

«Вопрос: Нужно ли плательщику налога на прибыль выводить из эксплуатации основные средства в случае временного прекращения хозяйственной деятельности и начисляется ли амортизация на них, если вывод из эксплуатации не осуществляется?

Ответ: <...>

Если основные средства не используются в хозяйственной деятельности плательщика налога, то согласно п. 144.3 ст. 144 НКУ они являются непроизводственными основными средствами (необоротные материальные активы), расходы на приобретение/самостоятельное изготовление и ремонт, а также реконструкцию, модернизацию или другое улучшение которых не подлежат амортизации.

С учетом указанного, в случае временного прекращения хозяйственной деятельности плательщик налога на прибыль должен вывести из эксплуатации основные средства и прекратить начисление амортизации на них».

 

Исключение налоговики сделали только для случая вывода из эксплуатации отдельного объекта основных средств на несколько дней в течение месяца. Для данной ситуации они подтвердили, что «если в течение месяца осуществлены вывод из эксплуатации отдельного объекта основных средств и его обратный ввод в эксплуатацию, то начисление амортизации по такому объекту не приостанавливается» (раздел 110.09.01 ЕБНЗ).

Поэтому не исключено, что проверяющие будут настаивать на том, что предприятие обязано было вывести из эксплуатации простаивающие транспортные средства и в дальнейшем не начислять на них амортизацию. Однако еще раз подчеркнем: законодательных оснований для проведения таких действий нет и принудить к ним предприятие налоговики не вправе, поскольку в Налоговом кодексе Украины (далее — НКУ) принятие соответствующего решения отдано на усмотрение собственника основных средств и такое решение должно быть оформлено соответствующими документами. В частности, по этому поводу в п. 146.18 НКУ говорится, что «вывод из эксплуатации какого-либо объекта основных средств осуществляется по результатам ликвидации, продажи, консервации на основании приказа руководителя предприятия, а в случае их принудительного отчуждения или конфискации — согласно закону».

Причем временное неиспользование основных средств в хозяйственной деятельности не означает, что они стали непроизводственными. Ведь даже в НКУ предусматривается возможность, в частности, консервации основных средств, которая не свидетельствует о необходимости их перевода в непроизводственные.

Однако для подстраховки не помешает издать какой-либо распорядительный документ (например, приказ), подкрепленный бизнес-планом (датированные «допростойным» периодом), из которых будет следовать, что неиспользование транспортных средств имеет временный характер и в дальнейшем они будут задействованы в производственной (хозяйственной) деятельности. А то, что эти ожидания в будущем не оправдались, сути не меняет, здесь главное — направленность.

В то же время крайне нежелательно подкреплять заранее документально, что транспортные средства предназначены для продажи. В этом случае проверяющие точно будут настаивать на том, что они должны были быть выведены из эксплуатации в связи с продажей, что подтверждается и порядком отражения их в бухгалтерском учете. Ведь на дату принятия решения о продаже основные средства переводятся в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи, и амортизация на них прекращает начисляться (п. 6 разд. ІІ П(С)БУ 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»).

Расходы на оплату услуг банка в период простоя и расходы на обязательное страхование гражданской ответственности, по нашему мнению, также могут быть включены в состав налоговых расходов, поскольку они осуществляются в связи с хозяйственной деятельностью. Здесь просматривается аналогия с расходами на оплату труда во время простоя, которые налоговики позволяют отражать в налоговом учете.

Мы считаем, что такие расходы можно отразить по тем же статьям, на которых они показываются в обычных условиях хозяйствования. В частности:

— расходы на амортизацию основных средств, расходы на обязательное страхование гражданской ответственности, связанной с эксплуатацией транспортных средств* по «обычной» статье (в зависимости от направления использования основного средства: административные, сбытовые расходы и т. п.);

— расходы на услуги банка — в составе административных расходов (абз. «є» п.п. 138.10.2 НКУ).

* Напомним, что такие расходы относятся в состав налоговых согласно п.п. 140.1.6 НКУ. Подробнее о налоговом учете расходов на страхование см. статью «Расходы на страхование: отражаем в учете» // «БН», 2012, № 24, с. 22.

В то же время с учетом рекомендаций налоговиков касаемо порядка отражения в Налоговой декларации по налогу на прибыль (далее — декларация) «простойной» зарплаты указанные расходы можно отразить и в строке 06.4.39 «Інші витрати господарської діяльності, до яких розділом ІІІ Податкового кодексу України прямо не встановлено обмежень щодо віднесення до складу витрат» приложения ІВ к строке 06.4 декларации.

Из вопроса следует, что транспортные средства были сняты с учета в ГАИ в декабре 2012 года. Соответственно, не позже этой даты такие объекты в бухгалтерском учете должны быть переведены в состав активов, удерживаемых для продажи, с прекращением начисления амортизации на их стоимость со следующего месяца. В налоговом учете в соответствии с п. 146.15 НКУ начисление амортизации отдельного объекта основных средств прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем вывода из эксплуатации такого объекта. Соответственно, если вопреки позиции налоговиков предприятие амортизировало транспортные средства за весь период их неиспользования в деятельности, то в декабре они должны быть выведены из эксплуатации и, начиная с января 2013 года, амортизацию на их стоимость начислять нельзя.

Расходы на оплату услуг ГАИ. Эти расходы, безусловно, связаны с операцией продажи транспортных средств, в связи с чем их можно включить в состав налоговых. Здесь, на наш взгляд, лучше всего подойдет стр. 06.4.39 «Інші витрати господарської діяльності, до яких розділом ІІІ Податкового кодексу України прямо не встановлено обмежень щодо віднесення до складу витрат» приложения ІВ к строке 06.4 декларации).

При этом заметим, что учитывать такие расходы при исчислении объекта налогообложения от продажи основных средств (п. 146.13 НКУ) оснований нет, поскольку в нем говорится о двух показателях: доходах от продажи и балансовой стоимости отдельных объектов основных средств.

Продажа топлива. Операцию реализации топлива в учете лучше оформить отдельно от реализации транспортных средств, поскольку в противном случае представители налоговых органов могут предъявить претензии по поводу того, что топливо передавалось покупателям бесплатно. Ведь топливо является расходным элементом и не включается в состав комплектации транспортного средства.

В связи с этим можно выписать обычные документы на продажу оборотных активов: счет-фактуру, расходную накладную, налоговую накладную. При этом следует учесть, что покупатель является физическим лицом, и налоговые доходы в этом случае в ситуации, когда договорная цена отличается больше чем на 20 % от обычной цены, определяются с учетом обычных цен (п.п. 153.2.3 НКУ). Исходя из обычных цен рассчитываются и налоговые обязательства по НДС (п. 188.1 НКУ).

Поэтому желательно, чтобы установленная на продаваемое топливо цена незначительно отличалась от средних цен на топливо. Заметим, что продажа топлива не лицензируется, поэтому предприятие вправе без специальных документов осуществить указанную операцию.

В декларации по налогу на прибыль эта операция отразится как обычная продажа товаров (доходы в строке 02 декларации, расходы — в строке 05.1).

 

Влада КАРПОВА

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше