Темы статей
Выбрать темы

Земельный налог за нежилое помещение в многоквартирном доме

Редакция БН
Статья

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

за нежилое помещение в многоквартирном доме

 

В последнее время стало достаточно распространенным явлением использование в хозяйственной деятельности нежилых помещений, находящихся в многоквартирных домах.

В связи с этим в сегодняшней статье выясним, законно ли это, а также расскажем о механизме взимания земельного налога за нежилое помещение в многоквартирном доме.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Нежилые и жилые помещения

В целом помещения, находящиеся в многоквартирном доме и пригодные для использования, можно условно разделить на две категории:

1. Жилое помещение — это отапливаемое помещение, расположенное в надземном этаже, предназначенное для круглогодичного проживания и соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям по микроклимату и воздушной среде, естественному освещению, допустимым уровням нормируемых параметров по шуму, вибрации, ультразвуку и инфразвуку, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения (приложение Б к ДБН В.2.2-15-2005).

Согласно ст. 383 ГКУ собственник жилого дома, квартиры (жилого помещения) имеет право использовать его для собственного проживания, проживания членов своей семьи, других лиц. В то же время ему запрещено использовать такие помещения для промышленного производства. Аналогичную по своей сути норму содержит и ст. 6 ЖКУ, в соответствии с которой предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.

Как видим, жилые помещения однозначно запрещено использовать только в промышленном производстве (промышленных целях), т. е. для производства материальных благ (продукции и проч.).

И все-таки, поскольку субъекты хозяйствования могут заниматься хозяйственной деятельностью не только промышленного характера (производство продукции), но и непромышленного (использовать жилые помещения в качестве магазинов, офисов или складов и. т. п.), возникает закономерный вопрос: можно ли вообще заниматься непромышленными видами хозяйственной деятельности в жилых помещениях?

Прямого ответа на этот вопрос, как и запрета на осуществление такой деятельности в жилых помещениях, в нормативно-правовых актах не содержится.

Но поскольку, как указывалось выше, жилые помещения могут использоваться только для проживания в них людей, то, по нашему мнению, осуществлять деятельность непромышленного характера в таких помещениях также нельзя.

Однозначно можно сказать только одно: такой деятельностью в многоквартирных домах разрешено заниматься только в нежилых помещениях (ст. 4 ЖКУ). Поэтому, если субъект хозяйствования решит заниматься непромышленной деятельностью в многоквартирном доме, нужно перевести жилое помещение в нежилое.

В то же время в соответствии со ст. 7 ЖКУ* жилые помещения обязательно переоборудуются в нежилые, если последние становятся нежилыми. С учетом этого можно предположить: если деятельность непромышленного характера (например, создание сайтов, написание статей или книг, предоставление косметических либо дизайнерских услуг и т. п.), осуществляемая в жилом помещении, не создает препятствий для нормального проживания в нем людей (не переводит помещения в непригодные для жизни), осуществлять такую деятельность можно и без перевода жилого помещения в нежилое.

* Заметим, что эта статья ЖКУ касается жилых домов государственного и общественного жилого фонда, однако, на наш взгляд, ее можно использовать и при регулировании жилищных вопросов в частном жилье.

В случае если осуществление в жилом помещения деятельности непромышленного характера делает невозможным нормальное проживание людей в таком помещении, то в этом случае, по нашему мнению, следует обязательно перевести жилое помещение в нежилой
фонд.

Процедура перевода жилых помещений в нежилые в законодательстве Украины четко не определена. Поэтому в каждом регионе (городе) приняты свои локальные нормативные акты, которыми следует руководствоваться при осуществлении таких действий. Так, для Киева — Порядок № 1825, для Харькова — Положение
№ 336.

2. Нежилое помещение — помещение в структуре жилого дома, не относящееся к жилому фонду и считающееся самостоятельным объектом гражданско-правовых отношений (приложение Б к ДБН В.2.2-15-2005).

О том, что именно в нежилых помещениях многоквартирного дома разрешено заниматься непромышленными видами деятельности, говорится в ст. 4 ЖКУ, где прямо указывается, что именно нежилые помещения в жилых домах предназначены для торговых, бытовых и других нужд непромышленного характера.

Обращаем внимание: если субъект хозяйствования решил перевести свое жилое помещение в состав нежилых и использовать его при осуществлении непромышленного вида деятельности, то он должен соблюдать требования ДБН В.2.2-15-2005 относительно правил размещения нежилых помещений в жилых домах.

Так, в частности, в соответствии с п. 2.50 ДБН В.2.2-15-2005 административные помещения, магазины розничной торговли, бытового обслуживания, юридические консультации и нотариальные конторы можно размещать только в первом, втором и цокольном этажах жилых домов, а вот творческие мастерские художников и архитекторов можно также размещать на верхнем жилом этаже (в том числе мансардном) таких зданий. В этом пункте также приведен перечень непромышленных видов деятельности, которыми вообще запрещено заниматься в многоквартирных домах.

Разобравшись с понятиями «нежилые помещения» и «жилые помещения», перейдем к правилам обложения земельным налогом таких помещений.

 

Необходимость уплаты земельного налога

Начнем с того, что за жилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, владельцы квартир земельный налог не уплачивают, поскольку не являются ни собственниками, ни пользователями земельных участков под многоквартирными домами. За них такой налог уплачивают предприятия, которые управляют многоквартирными домами, либо объединения совладельцев многоквартирного дома (далее — ОСМД), которые в соответствии со ст. 42 ЗКУ являются землепользователями таких земельных участков.

Что касается нежилых помещений, то со вступлением в силу НКУ на собственников нежилых помещений в многоквартирных жилых домах возложена обязанность уплачивать земельный налог. Так, согласно п. 287.8 НКУ собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории, начиная с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. То есть уже более двух лет (с 01.01.11 г.) все собственники нежилых помещений (в том числе физические лица) обязаны уплачивать в бюджет земельный налог. На это обращали внимание налоговики в письме от 13.05.11 г. № 4896/Б/10-1014/1908.

Но если подробно разобраться в этой ситуации, то оказывается, что п. 287.8 НКУ достаточно противоречив.

Напомним, что в соответствии с п. 269.1 НКУ плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а основанием для начисления этого налога, как следует из пп. 270.1 и 286.1 НКУ, являются данные земельного кадастра о земельных участках, находящихся в собственности либо пользовании плательщиков этого налога.

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству, когда лицо (в частности, субъект хозяйствования) приобретает помещение в многоквартирном доме, то к нему в соответствии со ст. 377 ГКУ не переходит право собственности на земельный участок, а сведения о нем не вносятся в земельный кадастр.

Кроме того, земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной либо коммунальной собственности, как указывалось выше, в соответствии со ст. 42 ЗКУ предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим управление этими домами, а в случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома земельный участок передается в собственность или в пользование ОСМД.

Таким образом, собственники как нежилых, так и жилых помещений в многоквартирном жилом доме фактически не становятся собственниками либо пользователями земельного участка под ним и прилегающей к нему территории, поэтому формально не являются плательщиками налога на землю.

В то же время в п. 287.8 НКУ прямо указано на необходимость уплаты земельного налога и такими «неплательщиками». Поэтому можно говорить, что законодатель сознательно установил исключение из общего правила по взиманию земельного налога и возложил обязанность по уплате такого налога на собственников нежилой недвижимости в многоквартирном доме.

Хотим отметить, что государственные органы еще до принятия НКУ (письмо Госкомзема от 26.05.10 г. № 10046/17/4) пытались обязать уплачивать земельный налог собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, но тогда их выводы не были законодательно обоснованы, а теперь, как видим, ситуация изменилась.

На том, что собственники такого помещения, в том числе физические лица, являются плательщиками земельного налога, настаивают и налоговики (см. письмо ГНСУ от 12.11.12 г. № 2470/0/141-12/О/17-3214).

Итак, можно резюмировать: собственники нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, должны уплачивать земельный налог за часть земельного участка, на которой расположены такие дома (с учетом придомовой территории), поскольку этого прямо требуют положения п. 287.8 НКУ.

 

Плательщики налога

Плательщиками земельного налога за земельные участки, находящиеся под многоквартирными домами, являются:

1) по общему правилу собственники земельных участков под многоквартирными домами либо землепользователи таких участков (ст. 269 НКУ).

Такими землепользователями в соответствии со ст. 42 ЗКУ являются предприятия, управляющие многоквартирными домами, или ОСМД.

При этом, как утверждают налоговики (консультация в разд. 112.01 ЕБНЗ), ОСМД, которому в соответствии с актом приема-передачи передан на баланс жилой комплекс, включающий, в частности, земельный участок в установленных границах, становятся плательщиками земельного налога с даты подписания такого акта. Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который содержит совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме земельных участков, их оценке, классификации земель, количественной и качественной характеристиках, распределении среди собственников земли и землепользователей.

ОСМД уплачивают налог (см. консультацию в разд. 120.05 ЕБНЗ) за всю площадь земельных участков, которые им принадлежат или предоставлены в пользование, независимо от количества жилых и нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, расположенном на таком земельном участке. То есть для предприятий, управляющих многоквартирными домами, и ОСМД основанием для уплаты является право собственности или пользования на земельный участок;

2) по специфическому правилу, определенному п. 287.8 НКУ, собственники нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 325 ГКУ субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица, которые могут быть собственниками любого имущества, за исключением отдельных видов имущества, которые в соответствии с законом не могут им принадлежать.

Таким образом, собственниками нежилого помещения в многоквартирном доме могут выступать исключительно юридические и физические лица. Следовательно, в п. 287.8 НКУ к плательщикам земельного налога отнесены юридические лица и обычные физические лица — граждане. При этом главным фактором, определяющим обязанность уплаты налога для таких лиц, является наличие права собственности на нежилое помещение, находящееся в многоквартирном доме.

Заметим, что такой субъект права собственности, как физическое лицо — предприниматель (далее — ФЛП), отдельно в ГКУ не выделяется. Такие лица не могут вообще выступать субъектами права собственности, в том числе быть собственниками нежилой недвижимости и земельных участков. В связи с этим ФЛП не являются и плательщиками земельного налога, в частности за нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме. Хотя уплачивать земельный налог ФЛП, осуществляющие деятельность в нежилом помещении, которое зарегистрировано на физическое лицо — гражданина, все равно должны, но не в статусе ФЛП, а в статусе физического лица — гражданина.

Обращаем внимание, что налоговики в своих консультациях (см. разд. 112.05 ЕБНЗ и «ВНСУ», 2013, № 8, с. 26) допускают возможность оформления права собственности на земельный участок и на ФЛП, поэтому в данном случае уплачивать земельный налог должны именно ФЛП. Мы не согласны с такой позицией налоговиков, поскольку считаем, что ФЛП в соответствии с положениями ГКУ вообще не может быть субъектом права собственности недвижимого имущества, поэтому не является плательщиком земельного налога.

Собственник нежилого помещения (физическое или юридическое лицо) должен уплачивать земельный налог за часть земельного участка, на которой расположен многоквартирный дом (с учетом придомовой территории), пропорционально принадлежащей ему доле площади нежилого помещения в общей площади многоквартирного дома (общей площади жилых и нежилых помещений).

При этом уплачивать земельный налог должен только собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, а следовательно, арендатор нежилого помещения не является плательщиком земельного налога. Им остается собственник помещения, который по желанию может включить в договор условие о возмещении ему суммы налога в составе арендной платы за помещение.

Хотим также обратить внимание на одну деталь: обязанность уплачивать земельный налог собственниками (пользователями) земельного участка под многоквартирным домом и собственниками нежилых помещений в таком доме привела к двойному налогообложению:

1) земельный налог уплачивается за весь земельный участок под многоквартирным домом и придомовую территорию (по данным земельного кадастра) предприятием, управляющим многоквартирным домом, или ОСМД;

2) земельный налог уплачивается за часть этого же земельного участка (пропорционально площади нежилого помещения) собственником такого нежилого помещения.

Во избежание двойной уплаты земельного налога логично было бы уменьшить площадь земельного участка под многоквартирным жилым домом и придомовой территории, за которую ОСМД уплачивает налог, на площадь земельного участка, за которую налог уплачивает собственник нежилой недвижимости. Но на сегодняшний день законодательство не предусматривает ни возможности, ни порядка такого уменьшения.

Поэтому, пока на законодательном уровне не будет урегулирован этот вопрос, земельный налог за часть земельного участка под такими зданиями будет уплачиваться дважды.

 

Уплата налога юрлицами

Юридические лица — собственники нежилых помещений в многоквартирном доме самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и подают (ст. 286 НКУ):

— или одну годовую Налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности), форма которой утверждена приказом ГНАУ от 24.12.10 г. № 1015 (далее — Декларация), не позднее 20 февраля текущего года соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка. В ней указывается годовая сумма налога с разбивкой на равные доли по месяцам (п. 286.2 НКУ). Если Декларация подается впервые (фактически начинается деятельность субъекта в качестве плательщика платы за землю — с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество), то вместе с ней следует подать и справку (извлечение) о размере НДО земельного участка (если НДО такого участка проведена), а в дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой НДО,

— или вместо одной годовой Декларации на текущий год — ежемесячно подают отчетную месячную Декларацию в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ).

Подача Декларации на текущий год освобождает плательщиков платы за землю от обязанности подачи ежемесячных деклараций так же, как подача месячных деклараций освобождает от подачи годовой.

Для того чтобы рассчитать размер земельного налога, юридические лица должны иметь следующую информацию:

1) площадь земельного участка, за которую уплачивается земельный налог. Такая площадь рассчитывается пропорционально доле площади нежилого помещения, находящегося в собственности юрлица, к общей площади многоквартирного дома (общей площади всех квартир и нежилых помещений в доме — см. письмо ГНСУ от 14.03.12 г. № 7267/7/17-3217). То есть общую площадь земельного участка под многоквартирным домом (с учетом придомовой территории) нужно умножить на такую долю;

2) нормативную денежную оценку (далее — НДО) единицы площади земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, если НДО такого земельного участка проведена;

3) ставку налога. Размер ставки налога зависит от того, проведена ли НДО земельного участка. Так, если НДО земельного участка под многоквартирным домом проведена, то ставка устанавливается в размере 1 % от НДО такого земельного участка (ст. 274 НКУ).

Если же НДО не проведена, то размер ставки для таких земельных участков следует взять из ст. 275 НКУ. В этой статье ставка земельного налога определена в гривнях за 1 м2, а ее размер дифференцирован в зависимости от численности населения населенного пункта, в котором находится земельный участок.

При этом следует учитывать, что земельный участок, на котором находится многоквартирный дом, выделен именно для размещения жилого фонда, о чем указывается в государственном земельном кадастре. При данном переводе жилых помещений в многоквартирном доме в состав нежилых не изменяется целевое назначение земельного участка под такими домами.

Поэтому рассчитывать земельный налог, на наш взгляд, собственники нежилого помещения в многоквартирном доме будут с учетом особенностей, установленных п. 276.1 НКУ. Напомним, что в соответствии с этим пунктом налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилым фондом (а это как раз наш случай) взимается в размере 3 % суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со ст. 274 и 275 НКУ.

То есть, чтобы исчислить размер налога, юридическое лицо должно:

— для земельных участков, НДО которых проведена, найти 1 % от произведения площади земельного участка и размера НДО, и от полученного результата найти 3 %;

— для земельных участков, НДО которых не проведена, найти 3 % от произведения площади земельного участка (м2) и ставки налога.

Обращаем внимание на следующее: рассчитывая размер налога, юридические лица — собственники нежилого помещения в многоквартирном доме сталкиваются с проблемой, где именно получить информацию о НДО земельного участка под домом и придомовой территории и о размере такого участка?

До сих пор эта проблема в нормативно-правовых актах не урегулирована. Поэтому налоговики в письме от 17.02.11 г. № 3173/6/10-1015/567 рекомендуют с целью выяснения подобных вопросов обращаться с запросом в территориальные органы Госземагентства* (отказ последних предоставить необходимую информацию можно обжаловать), поскольку именно этот орган осуществляет государственное регулирование в сфере оценки земель, организует и обеспечивает выполнение соответствующих работ, выдает извлечения из технической документации о НДО земельных участков и проч.

* Заметим, что узнать показатели средней (базовой) стоимости земель населенных пунктов можно на официальном веб-сайте Госземагентства (www.dazru.gov.ua) в разделе «Рынок и оценка земель» — «Справочник показателей средней (базовой) стоимости земель населенных пунктов».

Подробно о заполнении формы Декларации см. статью «Плата за землю: особенности составления отчетности на 2013 год» // «БН», 2013, № 6, с. 21.

Уплачивать начисленные налоговые обязательства при подаче как годовой, так месячной отчетности следует ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Если последний день приходится на выходной, то срок уплаты не переносится!

 

Уплата налога физлицами

Если собственником нежилой недвижимости выступает физическое лицо — гражданин, то налоговую декларацию по плате за землю (в отличие от юридических лиц) физическое лицо подавать не должно, поскольку в соответствии с п. 286.2 НКУ все физические лица освобождены от подачи такой отчетности.

Кроме того, в соответствии с п. 286.5 НКУ начисление физическим лицам сумм налога за землю производится органами ГНС путем выдачи плательщику до 1 июля текущего года налогового уведомления-решения о внесении налога.

Сумму налогового обязательства, указанную в таком уведомлении-решении, физическое лицо должно уплатить в бюджет в течение 60 дней со дня вручения уведомления-решения (п. 287.5 НКУ).

Заметим, что в случае если в соответствующий срок физическое лицо не получило такое уведомление-решение, то считать, что такое лицо не является плательщиком этого налога, не следует, поскольку не исключено, что такое уведомление могло потеряться на почте и вовремя не было доставлено плательщику. Поэтому физическим лицам, которые имеют в собственности нежилые помещения, но не получили до 01.07.13 г. уведомление-решение, нужно обратиться в орган ГНС с просьбой предоставить информацию о размере налога на землю и после получения такой информации уплатить определенную сумму налога за землю в бюджет.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что физические лица, имеющие право на льготы по земельному налогу, определены ст. 281 НКУ, а именно: физические лица, являющиеся инвалидами первой и второй групп; физические лица, воспитывающие троих и более детей в возрасте до 18 лет; пенсионеры (по возрасту); ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII, и физические лица, признанные законом пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы, не могут воспользоваться такими льготами при уплате земельного налога за нежилые помещения.

Объясняется это тем, что освобождение от уплаты земельного налога, предоставленное определенным категориям физлиц в соответствии с п. 281.1 НКУ, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в рамках предельных норм, указанных в п. 281.2 НКУ. Однако среди земельных участков, на которые распространяется действие льготы, не указан земельный участок, находящийся под многоквартирным жилым домом, а следовательно, к земельным участкам, находящимся под такой недвижимостью, применить эту льготу нельзя. Это подтверждают и налоговики в письме от 12.11.12 г. № 2470/0/141-12/О/17-3214.

 

Земельный налог и единоналожники

Еще одним актуальным вопросом при уплате земельного налога за нежилую недвижимость является вопрос уплаты такого налога плательщиками единого налога.

Напомним, что с 01.01.12 г. в соответствии с п.п. 4 п. 297.1 НКУ плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности, в частности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности. То есть плательщики единого налога освобождены от уплаты налога на землю только по тем участкам, которые они используют в предпринимательской деятельности.

На первый взгляд из изложенного выше прямо следует, что юридические лица и ФЛП, являющиеся плательщиками единого налога, освобождаются от уплаты земельного налога и за нежилое помещение, если они используют такие помещения в своей предпринимательской деятельности.

В то же время, хотя налоговики и соглашаются с таким утверждением, но при этом выдвигают одно уточнение (письма ГНСУ от 06.03.12 г. № 6535/7/17-3217 и от 14.03.12 г. № 7267/7/17-3217 и консультации в разд. 112.01 ЕБНЗ и «ВНСУ», 2013, № 8, с. 26): для подтверждения факта использования таких помещений в предпринимательской деятельности, а следовательно, и освобождения от уплаты, необходимо, чтобы право собственности на нежилое помещение было оформлено на субъекта предпринимательской деятельности, т. е. юридическое лицо либо ФЛП.

Как уже упоминалось, согласно ГКУ субъектом права собственности могут быть только юридические лица и физические лица — граждане. ФЛП субъектами прав собственности не выступают. Учитывая указанные разъяснения налоговиков, ФЛП, использующие в своей предпринимательской деятельности нежилое помещение, право собственности на которое оформлено на этих физических лиц — граждан, воспользоваться освобождающими нормами п. 297.1 НКУ по уплате земельного налога, не могут.

На наш взгляд, такой подход налоговиков является неправильным, поскольку:

— в соответствии со ст. 320 ГКУ физическое лицо имеет право использовать свое имущество, в том числе и нежилое помещение, в предпринимательской деятельности. Поэтому, на наш взгляд, тот факт, что правоустанавливающие документы оформлены на физическое лицо — гражданина, а не на ФЛП, является законным и обычным явлением и только указывает на то, что такое помещение и земельный участок под ним используются ФЛП в его предпринимательской деятельности;

— в п.п. 4 п. 297.1 НКУ нет ни одного намека на то, что для получения освобождения ФЛП должно обязательно иметь правоустанавливающие документы на нежилое помещение или земельный участок, оформленные исключительно на ФЛП, а следовательно, не только по ним можно определить, используется ли помещение (участок) в предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования.

Кроме того, можно найти консультации налоговиков, в которых они разрешают воспользоваться освобождением от уплаты даже при оформлении права собственности на нежилое помещение на физическое лицо — гражданина. Так, в частности, в ОНК № 1051* прямо указано: «…если право собственности на земельный участок оформлено на физическое лицо (физическое лицо — предпринимателя) и земельный участок используется им для осуществления хозяйственной деятельности (магазин, СТО и т. п.), то такой предприниматель (плательщик единого налога) освобождается от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по земельному налогу».

* См. ком. «Предприниматели-единоналожники не уплачивают земельный налог при сдаче в аренду недвижимости» // «БН», 2012, № 49, с. 07.

Из этого можно сделать вывод, что получить освобождение от уплаты земельного налога за нежилое помещение можно в случае оформления права собственности на физическое лицо либо на ФЛП. На наш взгляд, такой подход является вполне логичным и оправданным.

Обращаем внимание, что в ОНК № 1051 налоговики не возражают даже против того, чтобы ФЛП не уплачивали земельный налог и при сдаче в аренду нежилых помещений. Объясняют они это тем, что при сдаче таких помещений в аренду предпринимательская деятельность наймодателей осуществляется за счет сдачи в аренду имущества и земельного участка, а следовательно, ФЛП (собственник нежилого помещения) освобождается от начисления (уплаты) и подачи налоговой отчетности по земельному налогу.

В то же время налоговики на местах даже при наличии ОНК № 1051 высказываются против того, чтобы ФЛП — плательщики единого налога освобождались от уплаты земельного налога за нежилые помещения, если право собственности оформлено на физическое лицо — гражданина.

Поэтому, если ФЛП — плательщики единого налога получили до 1 июля текущего года уведомление-решение об уплате земельного налога на имя обычного физического лица, такие плательщики могут:

— либо выполнить требования налоговиков и уплатить налоговое обязательство;

— либо обжаловать в административном или судебном порядке полученное уведомление-решение.

Если вы решили спорить с налоговиками, то главным аргументом в споре о неуплате будет обоснование того, что нежилое помещение используется в хозяйственной деятельности единоналожника.

На этом все. Надеемся, что эта консультация поможет вам, уважаемые читатели, без проблем использовать в своей деятельности нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах.

 

Документы и сокращения статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-ІV.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.01 г. № 2768-III.

ЖКУ — Жилищный кодекс Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-X.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ДБН В.2.2-15-2005 — Государственные строительные нормы Украины. Здания и сооружения. Жилые дома. Основные положения ДБН В.2.2-15-2005, утвержденные приказом Госстроя от 18.05.2005 г. № 80.

Закон об ОСМД — Закон Украины «Об объединениях сособственников многоквартирного дома» от 29.11.01 г. № 2866-III.

Порядок № 1825 — Порядок перевода жилых помещений и жилых домов в нежилые в г. Киеве, утвержденный распоряжением Киевской городской госадминистрации от 01.10.02 г. № 1825.

Положение № 336 — Положение о порядке перевода жилых помещений и жилых домов в нежилые, утвержденное решением VIII сессии Харьковского городского совета VI созыва от 06.07.11 г. № 336/11.

ОНК № 1051 — Обобщающая налоговая консультация об уплате земельного налога собственниками нежилых помещений, плательщиками единого налога — физическими лицами — предпринимателями.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте Миндоходов (www.minrd.gov.ua/ebpz).

«ВНСУ» — журнал «Вестник налоговой службы Украины».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше