Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Тема недели. НДС-регистрация: самые актуальные вопросы

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Июль, 2013/№ 29
Печать
Статья

НДС-РЕГИСТРАЦИЯ: САМЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

Вопрос «быть или не быть плательщиком НДС?» имеет два абсолютно разных контекста. С одной стороны, многие субъекты хозяйствования не хотят уплачивать этот налог, но из-за того, что объем облагаемых налогом операций превышает регистрационный предел (300 тыс. грн), они обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС. С другой — для того чтобы расширить круг потенциальных покупателей, некоторые субъекты хозяйствования хотят зарегистрироваться плательщиками НДС, имея достаточно скромные объемы продаж.

Существенным отличием налога на добавленную стоимость от остальных является то, что его платят не все субъекты хозяйствования, осуществляющие облагаемые налогом операции, а лишь прошедшие процедуру регистрации и получившие статус плательщика НДС.

В сегодняшней Теме недели мы рассмотрим вопросы, чаще всего возникающие у лиц, желающих добровольно зарегистрироваться плательщиками НДС или обязанных сделать это из-за превышения регистрационного предела.

Николай ШПАКОВИЧ, заместитель главного редактора, n.shpakovich@id.factor.ua

 

ПЛАТЕЛЬЩИКИ НДС

 

Кто платит НДС?

Для того чтобы субъект хозяйствования мог уплачивать НДС, прежде всего он должен быть «лицом» для разд. V «Налог на добавленную стоимость» НКУ и соответствовать одному из критериев плательщика НДС, приведенных в ст. 180 НКУ.

В п.п. 14.1.139 НКУ и п. 1.4 разд. I Положения № 1394 указано, что «лицом» для разд. V НКУ, в частности, является юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель, которое:

— находится на общей системе налогообложения;

— является плательщиком ЕН по ставке, предусматривающей уплату НДС (3 % для групп 3 и 4 или 5 % для групп 5 и 6)*;

— является плательщиком ЕН без уплаты НДС (5 % для групп 3 и 4 или 7 % для групп 5 и 6), но приняло решение о переходе на уплату ЕН по ставке, предусматривающей уплату НДС.

* В Положении № 1394 пока еще не учтены изменения, внесенные Законом № 5503 в ст. 293 НКУ, по уменьшению ставок ЕН для групп 5 и 6 с 7 % до 5 %.

Кроме того, «лицами» считаются:

— юридическое лицо, физическое лицо (не субъект предпринимательской деятельности), физическое лицо — предприниматель, ввозящие товары на таможенную территорию Украины;

— постоянное представительство нерезидента (не являющегося юридическим лицом);

— инвестор (оператор) в соответствии с договором о распределении продукции, на которого возложено ведение налогового учета по НДС по договору о распределении продукции;

— два или более лиц, осуществляющих совместную деятельность без создания юридического лица (в пределах такой деятельности они считаются одним лицом).

Именно такие «лица» могут уплачивать НДС, но, для того чтобы зарегистрироваться плательщиком НДС, они должны соответствовать еще определенным «регистрационным» критериям.

 

Кто может зарегистрироваться плательщиком НДС?

Требования к «лицам», которые должны или по добровольному решению могут зарегистрироваться плательщиками НДС, приведены в ст. 181 и 182 НКУ. Фактически для выполнения этих требований достаточно осуществлять операции по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно разд. V НКУ, на территории Украины.

При этом сам факт начисления НДС не столь важен, ведь лица, еще не зарегистрированные плательщиками НДС, не насчитывают этот налог по операциям по поставке товаров/услуг. А в некоторых случаях НДС уплачивается с операций, не являющихся поставкой (импорт товаров или получение услуг от нерезидента, место поставки которых определено как территория Украины).

Также не имеет принципиального значения сумма, на которую осуществлены эти операции. От объема таких операций, осуществленных за последние 12 месяцев, будет зависеть лишь порядок регистрации: обязательная или добровольная регистрация.

Следовательно, на сегодняшний день плательщиком НДС может стать практически любой субъект хозяйствования, если он выразит такое желание и осуществит хотя бы одну операцию, являющуюся облагаемой налогом согласно разд. V НКУ. Такой вывод подтвердили и налоговики в письме ГНСУ от 23.10.12 г. № 4119/0/61-12/15-3415.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

 

В каких случаях необходимо зарегистрироваться плательщиком НДС?

Требования относительно обязательной регистрации лиц плательщиками НДС изложены в п. 181.1 НКУ, где предусмотрено, что лицо (кроме плательщиков ЕН), у которого общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, начисленная (оплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС), обязано зарегистрироваться плательщиком НДС в налоговом органе по своему местонахождению (месту проживания).

Относительно 12-месячного периода, за который рассчитываются объемы облагаемых налогом операций, следует обратить внимание на такие моменты:

— вновь созданные субъекты хозяйствования рассчитывают объемы с момента регистрации. У них расчетный период может быть менее 12 месяцев (если объем 300 тыс. грн. достигнут ранее);

— последний месяц расчетного периода учитывается полностью (после его истечения), хотя момент достижения может приходиться на начало такого месяца.

Кроме того, плательщиком НДС является лицо, осуществляющее операции по поставке конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства независимо от того, достигает ли оно общей суммы операций по поставке товаров/услуг 300 тыс. грн., а также независимо от того, какой режим налогообложения использует такое лицо согласно законодательству (п.п. 6 п. 180.1 НКУ; п.п. 1.5.6 разд. I Положения № 1394). Следовательно, такие лица обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС к началу осуществления указанных операций, но регистрация происходит по процедуре добровольной регистрации (п. 183.3 НКУ; п.п. «б» п.п. 3.5.2 разд. III Положения № 1394).

 

Обязан ли регистрироваться плательщиком НДС единоналожник?

Требования относительно обязательной регистрации плательщиком НДС лиц, у которых объем облагаемых налогом операций за предыдущие 12 месяцев превысил 300 тыс. грн., не касаются плательщиков ЕН. Об этом прямо указано в п. 181.1 НКУ.

То есть плательщики ЕН, условия уплаты которого не предусматривают уплату НДС (1 и 2 групп, уплачивающие фиксированную сумму налога, 3 и 4 групп со ставкой ЕН 5 %, а также 5 и 6 групп по ставке 7 %), не обязаны регистрироваться плательщиками НДС в случае превышения объема облагаемых налогом операций в 300 тыс. грн., если они остаются плательщиками ЕН.

Следует отметить, что разрешенный объем годового дохода для плательщиков ЕН группы 1 установлен в размере 150 тыс. грн. (п.п. 1 п. 291.4 НКУ). Значит, если такой плательщик превысил регистрационный предел для НДС-регистрации (300 тыс. грн.), то он, скорее всего, превысил и разрешенный объем годовой выручки. Поэтому он обязан:

— либо перейти в «старшую» группу единоналожников (группа 2, 3 или 5),

— либо отказаться от применения упрощенной системы налогообложения.

В первом случае он может выбрать условия уплаты ЕН без НДС и не будет обязан регистрироваться плательщиком НДС. Или же выбрать ставку ЕН с НДС и зарегистрироваться плательщиком НДС.

В противном случае он обязан будет зарегистрироваться плательщиком НДС.

Также обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС единоналожники других групп, если они добровольно отказываются от упрощенной системы налогообложения или же обязаны перейти на уплату других налогов (вследствие превышения объема годовой выручки или осуществления «запрещенных» операций) и превысили объем облагаемых налогом операций — 300 тыс. грн.

 

Когда подавать Регистрационное заявление?

Лицо, подлежащее обязательной регистрации плательщиком НДС в связи с достижением 300-тысячного объема облагаемых налогом операций, должно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту проживания — для физлиц-предпринимателей) Регистрационное заявление не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут такой объем (п. 183.2 НКУ, п.п. «а» п.п. 3.5.2 Положения № 1394).

Если последний день срока подачи Регистрационного заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то он переносится на следующий за ним рабочий день (п. 183.6 НКУ, п.п. 3.11.1 Положения № 1394).

 

Можно ли подать Регистрационное заявление в электронной форме?

После внесения последних изменений* в Положение № 1394 у лиц, включенных в систему подачи налоговых документов в электронном виде, появилась возможность подать Регистрационное заявление в электронной форме (п. 1.7 разд. I Положения № 1394).

* См. ком. «Порядок регистрации плательщиков НДС: внесены очередные изменения» // «БН», 2013, № 3, с. 6.

Подача Регистрационного заявления в электронной форме осуществляется по правилам, установленным для подготовки и подачи налоговых документов в электронном виде средствами телекоммуникационной связи и формата (стандарта) электронного документа отчетности налогоплательщиков. Форма соответствующего электронного документа (код формы J(F) 1310103) появилась в версии 1.30.10 от 25.01.13 г. программного обеспечения для подготовки электронной отчетности «ОПЗ», размещенного на официальном сайте Миндоходов (http://minrd.gov.ua/elektronna-zvitnist). При этом, как рекомендуют налоговики в разд. 101.18.01 ЕБНЗ, документы, подтверждающие сведения об осуществлении лицом поставки товаров/услуг, следует подать в соответствии с п.п. 20.1.6 и п. 73.3 НКУ. То есть следует подать копии документов (засвидетельствованные подписью налогоплательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью) на бумажных носителях, если от налоговиков поступит запрос о подаче таких
документов.

 

Облагается ли НДС сумма, на которую был превышен регистрационный предел?

Независимо от того, на какую сумму был превышен регистрационный предел (300 тыс. грн.), в отчетном периоде, в котором он был достигнут, такие суммы не облагаются НДС.

Кроме того, операции, которые будут осуществлены в начале следующего отчетного периода (если Регистрационное заявление подано своевременно), не будут облагаться НДС до даты регистрации такого лица плательщиком НДС. Ведь согласно п. 201.8 НКУ право на начисление НДС и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным плательщиками НДС.

Если Регистрационное заявление не будет подано или будет подано с нарушением установленного срока, то обязанность по начислению налоговых обязательств возникнет лишь относительно операций, осуществленных после предельного срока подачи Регистрационного заявления (см. раздел «Ответственность» на с. 44).

 

ОБЪЕМ ОБЛАГАЕМЫХ НАЛОГОМ ОПЕРАЦИЙ

 

Какие операции учитываются при расчете 300-тысячного предела?

При определении общего объема облагаемых налогом операций для НДС-регистрации налоговики настаивают (см. разд. 101.01.02 ЕБНЗ), что необходимо учитывать объемы операций:

— подлежащих налогообложению по основной ставке НДС (20 %);

— облагаемых по нулевой ставке НДС;

— освобожденных (условно освобожденных) от обложения НДС.

То есть не нужно учитывать только операции, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 196 НКУ).

Если в течение расчетного периода лицо не было плательщиком НДС, то учитывается вся сумма операций, подлежащих налогообложению, ведь по таким операциям НДС не насчитывался. А вот в случае, если в течение последних 12 месяцев лицо было зарегистрировано плательщиком НДС, но по каким-то причинам лишилось статуса плательщика НДС, то за период, когда такое лицо было плательщиком НДС, следует учитывать лишь базу налогообложения (показатель колонки А деклараций по НДС за указанный период).

При этом следует учитывать лишь операции, являющиеся поставкой (соответствуют критериям поставки товаров/услуг, приведенным в пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ). Например, операции по условной продаже остатков товаров/услуг, использованных в облагаемых налогом операциях на момент аннулирования НДС-регистрации (они указываются в стр. 1 последней декларации по НДС), не следует учитывать (см. разд. 101.01.01 ЕБНЗ).

Если в периоде, за который определяется установленный для регистрации объем поставки товаров/услуг, продавцу были возвращены ранее поставленные им товары/услуги, или в случае возврата продавцом суммы предоплаты за такие товары/услуги, объемы возврата вычитаются из общего объема (см. разд. 101.01.01 ЕБНЗ).

Как определили налоговики в письме от 12.09.12 г. № 3208/0/71-12/18-3117*, о достижении субъектом хозяйствования 300-тысячного предела должны свидетельствовать любые первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факт осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (акт выполненных работ, кассовый чек, платежное поручение и т. п.).

* См. ком. «Регистрация плательщиков НДС: ГНСУ разъяснила правила заполнения и рассмотрения заявления» // «БН», 2012, № 40, с. 8.

На наш взгляд, при учете таких операций также следует применять правило первого события, т. е. нужно учитывать не только стоимость поставленных товаров/услуг, но и суммы полученной предоплаты. С таким подходом согласны и представители налоговых органов (см. «ВНСУ», 2012, № 39, с. 32).

Документально подтверждать объемы облагаемых налогом операций нужно лишь в случае, если налоговики обратятся с соответствующим письменным запросом (см. письмо ГНСУ от 01.11.11 г. № 4893/7/15-3317 и консультацию в разд. 101.18.01 ЕБНЗ), хотя их можно подать сразу с Регистрационным заявлением.

 

Каковы особенности расчета при осуществлении посреднической деятельности?

1. Комиссия. Согласно п.п. «е» п.п. 14.1.191 НКУ передача товаров согласно договору, по которому уплачивается комиссия (вознаграждение) за продажу или покупку, считается поставкой товаров.

То есть при определении общего объема поставки товаров/услуг для НДС-регистрации комитент должен учесть передачу товаров на комиссию по посредническому договору на продажу.

При этом комиссионер должен учитывать объем товаров:

— переданных заказчику по договору на приобретение (или сумму средств, полученных для выполнения такого договора);

— принадлежащих комитентам и проданных третьим лицам.

Следует обратить внимание, что в упомянутом п.п. 14.1.191 НКУ приведено определение термина «поставка товаров», а значит, формально такие правила не следует применять при осуществлении операций по посредническим договорам, предметом которых являются услуги. Хоть НКУ прямо не указывает на это, но об этом свидетельствует практика определения регистрационного предела в случае предоставления услуг (см. следующие вопросы).

2. Экспедиторская деятельность. Порядок определения общего объема облагаемых налогом операций экспедитором подробно разъяснили налоговики в разд. 101.29.06 ЕБНЗ (см. «Объем облагаемых налогом операций у экспедитора» на с. 40).

 

Объем облагаемых налогом операций у экспедитора

Извлечение из раздела 101.29.06 ЕБНЗ

«Вопрос. Как правильно рассчитать объем, установленный для регистрации плательщиком НДС, при осуществлении транспортно-экспедиторской деятельности?

Ответ. <...> В соответствии с Законом Украины от 01.07.04 г. № 1955-IV «О транспортно-экспедиторской деятельности» <…> платой экспедитору считаются средства, уплаченные клиентом экспедитору за надлежащее выполнение договора транспортного экспедирования. В плату экспедитора не включаются расходы экспедитора на оплату услуг (работ) других лиц, привлеченных к выполнению договора транспортного экспедирования, на уплату сборов (обязательных платежей), уплачиваемых при выполнении договора транспортного экспедирования.

<...>

Обобщающей налоговой консультацией о порядке обложения налогом на добавленную стоимость транспортно-экспедиторской деятельности, утвержденной приказом ГНС Украины от 06.07.12 г. № 610, определено, что базой обложения НДС у экспедитора являются стоимость предоставленных транспортно-экспедиторских услуг (вознаграждение экспедитора) и стоимость услуг по перевозке при условии, что перевозчик является плательщиком НДС. Если перевозчик не является плательщиком НДС, то стоимость предоставленных таким перевозчиком услуг не увеличивает базу обложения НДС у экспедитора при предоставлении транспортно-экспедиторских услуг заказчику.

При расчете общей суммы от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению согласно НКУ, для определения необходимости обязательной регистрации плательщиком НДС нужно учитывать определение термина «поставка товаров/услуг» (пп. 14.1.185 и 14.1.191 <...> НКУ) и принимать во внимание объемы такой поставки за последние 12 календарных месяцев.

Согласно разд. V и ХХ НКУ к облагаемым налогом операциям по поставке товаров/услуг принадлежат операции, подлежащие обложению по основной ставке НДС, нулевой ставкой НДС, освобожденные и временно освобожденные от обложения НДС.

Учитывая изложенное, экспедитор при определении объема, установленного для обязательной регистрации плательщиком НДС, включает объем своего вознаграждения, полученного по операциям по предоставлению транспортно-экспедиторских услуг заказчикам-резидентам и стоимость услуг по перевозке, предоставленных экспедитором как заказчикам-резидентам так и заказчикам-нерезидентам».

 

То есть экспедитор должен учитывать лишь стоимость услуг, предоставленных им самостоятельно:

— экспедиторских услуг (вознаграждение);

— транспортных услуги, предоставленных самим экспедитором (если экспедитор является перевозчиком).

Услуги, предоставленные заказчику третьими лицами (исполнителями), экспедитор не должен учитывать, несмотря на то что средства за такие услуги экспедитор получает от заказчика и передает таким исполнителям.

 

Как определяется объем облагаемых налогом операций у турагента?

Особые правила налогообложения туристических услуг определены в ст. 207 НКУ.

В частности, в п. 207.2 НКУ предусмотрено, что базой налогообложения при поставке туроператором туристического продукта (туристической услуги), предназначенного для потребления на территории Украины, является вознаграждение, определяемое как разница между стоимостью поставленной туристической услуги и стоимостью расходов, понесенных таким туристическим оператором в результате приобретения (создания) такой туристической услуги. Так же и у туристического агента базой налогообложения является вознаграждение, насчитываемое (выплачиваемое) туроператором другими поставщиками услуг в интересах такого турагента, в том числе за счет средств, полученных последним от потребителя туристической услуги (п. 207.5 НКУ).

Следовательно, у туроператора и турагента базой для обложения НДС является не вся стоимость туристической услуги, а лишь их вознаграждение (маржа). Именно такое вознаграждение должно учитываться и при определении общего объема облагаемых налогом операций при решении вопроса о необходимости обязательной регистрации плательщиком НДС. На это указывают и налоговики в своих разъяснениях в разд. 101.29.03 ЕБНЗ.

 

Учитывать ли транзитные средства ОСМД?

В письмах МФУ от 05.07.12 г. № 31-08310-3-8/4538 и ГНСУ от 22.06.12 г. № 8958/5/15-2116* указано, что обязательная регистрация ОСМД в качестве плательщиков НДС согласно п. 181.1 НКУ должна осуществляться в случае превышения начисленной (оплаченной) лицу (ОСМД) в течение последних 12 календарных месяцев суммы 300 тыс. грн. (без НДС) от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению. При этом к таким операциям налоговики относят:

— полученную плату за посредничество по перечислению «транзитных» денежных средств, аккумулированных ОСМД для расчетов с поставщиками коммунальных услуг. При этом базой обложения будет лишь размер такого вознаграждения, а не все транзитные суммы;

— операции в пределах осуществляемой ОСМД хозяйственной деятельности, например, сдача в аренду нежилых помещений.

* См. ком. «Не являются объектами для обложения НДС: только для ОСМД?!» // «БН», 2012, № 45, с. 10.

При этом не подпадают под объект обложения НДС и соответственно не учитываются при расчете регистрационного предела (300 тыс. грн.):

— «транзитные» средства, полученные за водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение и другие услуги, если денежные средства в оплату таких услуг перечисляются владельцами жилых и нежилых помещений непосредственно на счета поставщиков таких услуг или сначала аккумулируют на счете ОСМД для последующего перечисления на счета поставщиков услуг;

— взносы членов ОСМД, поступающие на банковский счет ОСМД от владельцев помещений для компенсации расходов на содержание и ремонт помещений или другого имущества, находящегося в общей собственности объединения.

Учитывая положения п. 189.4 НКУ (предусматривает, что при передаче товаров/услуг по посредническим договорам НДС насчитывается на общих основаниях), можно сделать более фискальные выводы. Но в этом случае ГНСУ и Минфин допускают, что п. 189.4 НКУ не распространяется на посреднические договоры, предметом которых являются услуги.

 

Как по данным бухучета рассчитать объем облагаемых налогом операций?

Если лицо не осуществляет операции, не являющиеся объектом налогообложения, то рассчитать объем облагаемых налогом операций достаточно просто. Для этого можно предложить такой алгоритм:

1) определяем объем поставки товаров/услуг (Об701, 702, 703, 712, 713, 719) — суммарный кредитовый оборот по субсчетам 701, 702, 703, 712, 713 и 719 (выборочно) за последние 12 календарных месяцев*;

2) определяем объем возврата товаров покупателями и предоставленных после даты реализации скидок покупателями (Об704) — дебетовый оборот по субсчету 704 (выборочно) за последние 12 календарных месяцев**;

3) определяем сумму полученных авансов от покупателей как разницу сальдо по кредиту субсчета 681 на конец (СконКт681) и на начало (СначКт681)*** 12-месячного расчетного периода. Если такое сальдо на конец расчетного периода больше, чем на начало первого месяца расчетного периода, то такую разницу нужно учесть со знаком «плюс» (плательщик получил неотоваренные авансы), а если меньше — нужно учесть со знаком «минус» (часть товаров/услуг была поставлена в счет погашения ранее полученных авансов);

4) регистрационный объем налогооблагаемых операций (РО) определяем по формуле:

РО = Об701, 702, 703, 712, 713, 719 - Об704 + (СконКт681 - СначКт681).

* Если в расчетный период попадает период, в котором лицо было плательщиком НДС, то следует учитывать оборот с Дт 701, 702, 703, 712, 713, 719 в Кт 79. Кроме того, если были бесплатные передачи товаров/услуг (суммы списаны в Дт 949, 977), то их тоже нужно учесть.

** Если в расчетный период попадает период, в котором лицо было плательщиком НДС, то следует учитывать оборот с Кт 704 в Дт 79. Суммы поступлений в интересах комитентов (по договорам комиссии, агентским и другим аналогичным договорами), которые тоже отражаются на субсчете 704, не нужно здесь учитывать, потому что они должны остаться в объемах доходов (засчитываются в объем облагаемых налогом операций).

*** Если на начало расчетного периода лицо было плательщиком НДС, то начальное сальдо нужно очистить от НДС (умножить на коэффициент 5/6).

Безусловно, такой алгоритм не учитывает все возможные учетные нюансы, но позволяет оценить объем налогооблагаемых операций.

 

ДОБРОВОЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

 

При каких условиях можно добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС?

На сегодняшний день, чтобы добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС, в соответствии с п. 182.1 НКУ субъекту хозяйствования необходимо соблюдать два условия, о которых мы говорили в первом разделе этой статьи (см. с. 36):

— быть «лицом» для целей НДС (п.п. 14.1.139 НКУ и п. 1.4 Положения № 1394);

— осуществлять операции, облагаемые НДС (независимо от суммы и категории контрагентов, в частности от их НДС-статуса). К таким операциям, на наш взгляд, можно отнести любые операции, учитываемые в объеме облагаемых налогом операций для обязательной регистрации (см. раздел «Объем облагаемых налогом операций» на с. 38). При этом по таким операциям достаточно первого события — получения оплаты или отгрузки товаров или предоставления услуг.

О том, что с 01.07.12 г. отменены ограничения для добровольной регистрации плательщиком НДС, указали и налоговики в письме ГНСУ от 05.07.12 г. № 18250/7/18-3117.

 

Когда нужно подать Регистрационное заявление?

В соответствии с п. 183.3 НКУ и абз. «б» п.п. 3.5.2 Положения № 1394 в случае добровольной регистрации Регистрационное заявление должно быть подано не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода (месяца), с которого лицо будет считаться плательщиком НДС.

Если последний день срока для подачи/направления заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, то он переносится на следующий за ним рабочий день (п. 183.6. НКУ и п.п. 3.11.1 Положения № 1394). Например, если лицо намерено добровольно стать плательщиком НДС с сентября 2013 года, то Регистрационное заявление оно должно подать не позднее 12 августа 2013 года.

Также следует отметить, что НКУ и Положение № 1394 устанавливают минимальный срок для подачи заявления «добровольцами», тогда как максимальный срок не регламентирован.

 

С какого момента «добровольцы» считаются плательщиками НДС?

Одной из особенностей добровольной регистрации плательщиком НДС является возможность выбора дня, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (п. 183.5 НКУ, п. 3.7 Положения № 1394). Для этого в разд. 6 Регистрационного заявления лица, добровольно регистрирующиеся плательщиками НДС, и лица, соответствующие требования п.п. 6 п. 180.1 НКУ (намерены осуществлять реализацию конфискованного имущества), могут указать желаемый (запланированный) день регистрации плательщиком НДС. Отметим, что п.183.5 НКУ, предусматривающий такую возможность, одновременно и ограничивает такой выбор. Запланированный день регистрации должен соответствовать дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС. То есть выбрать можно только первое число месяца.

Если после подачи такого заявления возникнут обстоятельства для обязательной НДС-регистрации (превышен 300-тысячный объем поставок), то придется подать еще одно (повторное) Регистрационное заявление уже для обязательной регистрации (п.п. 3.7.1 Положения № 1394).

Дата добровольной регистрации и дата выдачи Свидетельства при добровольной регистрации зависят от того, указан желаемый день регистрации в Регистрационном заявлении или нет (п. 183.9 НКУ, п. 3.11 Положения № 1394). В табл. 1 приведен пример определения этих дат.

 

Таблица 1. Дата регистрации плательщиком НДС лица, регистрирующегося добровольно

Подано Регистрационное заявление

Желаемый день регистрации

Дата регистрации плательщиком НДС

Свидетельство выдается
(направляется) плательщику

05.07.13 г.

Указано — 01.08.13 г.

Желаемый день регистрации — 01.08.13 г.

Не позднее желаемого дня регистрации — 01.08.13 г.

Не указано

Дата записи в Реестре (с 08.07.13 г. по 12.07.13 г.)(1)

В течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления
(с 08.07.13 г. по 12.07.13 г.)

(1)Отсчет рабочих дней начинается с первого календарного дня, следующего за днем получения налоговым органом Регистрационного заявления (п.п. 3.11.1 Положения № 1394). То есть день поступления Регистрационного заявления не учитывается.

 

РЕГИСТРАЦИЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ: ОБЩАЯ СИСТЕМА ЕН

 

Какие плательщики ЕН могут зарегистрироваться плательщиками НДС?

Действующая упрощенная система налогообложения предусматривает, что уплачивать НДС согласно НКУ могут такие категории упрощенцев (п. 293.3 НКУ):

— плательщики групп 3 и 4, избравшие ставку ЕН 3 %;

— плательщики групп 5 и 6, избравшие ставку ЕН 5 %.

При этом переход на упрощенную систему налогообложения с уплатой ЕН по ставке 3 % (группы 3 и 4) или 5 % (группы 5 и 6) формально не является основанием для регистрации плательщиком НДС. Хотя регистрация плательщиком НДС при этом является обязательным условием такого перехода.

В п. 3.6 Положения № 1394 предусмотрено, что в случае избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения, изменения ставки или отказа от упрощенной системы налогообложения лицо регистрируется плательщиком НДС в порядке, определенном НКУ и общими правилами, установленными этим Положением. В ОНК № 131 налоговики тоже указали, что ставку ЕН, предусматривающую уплату НДС (на тот момент 3 %), можно избрать лишь при условии, что плательщик соответствует требованиям, определенным п. 181.1 НКУ для обязательной регистрации плательщиком НДС или п. 182.1 НКУ для добровольной регистрации плательщиком НДС.

Как мы уже указывали выше, с 01.07.13 г. плательщиком НДС может добровольно зарегистрироваться практически любое лицо, осуществляющее облагаемые налогом операции. Это касается и плательщиков ЕН, ведь в п.п. 14.1.139 НКУ упоминается, что «лицами» для разд. V НКУ являются плательщики ЕН (физлица и юрлица), добровольно переходящие на уплату ЕН по ставке, предусматривающей уплату НДС.

Однако, согласно абз. 8 п. 293.3 НКУ физлица-предприниматели, осуществляющие деятельность по производству, поставке, продаже (реализации) ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, могут заниматься такими видами деятельности, работая в группе 3 или 5. При этом уплачивать ЕН они могут исключительно по ставке 5 % или 7 %. То есть регистрация плательщиками НДС в период работы на едином налоге для предпринимателей-ювелиров запрещена.

 

Когда подавать Регистрационное заявление при переходе на ЕН с уплатой НДС?

Специальные правила подачи Регистрационного заявления при переходе на упрощенную систему с уплатой НДС и при изменении ставки ЕН установлены в абз. 2 п. 183.4 НКУ и детализированы в пп. 3.6.2 — 3.6.5 Положения № 1394. Эти правила предусматривают такие сроки подачи Регистрационного заявления:

— если осуществляется добровольный переход на упрощенную систему или добровольное изменение ставки ЕН, — не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН, предусматривающая уплату налога на добавленную стоимость (пп. 3.6.2, 3.6.3 и 3.6.5 Положения № 1394). Напомним, что в такие же сроки подаются заявления об избрании/изменении ставки ЕН (п. 293.8 НКУ);

— если осуществляется вынужденный переход в старшую группу в связи с превышением допустимого объема дохода, — одновременно с заявлением о переходе на применение ставки ЕН в размере 3 или 5 % не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода (п.п. 3.6.4 Положения № 1394).

 

Когда следует подать Регистрационное заявление в случае отказа от упрощенной системы налогообложения?

После отказа от упрощенной системы налогообложения субъект хозяйствования теряет «индульгенцию», предоставленную п. 181.1 НКУ упрощенцам относительно нерегистрации плательщиком НДС, даже если объем облагаемых налогом операций превысил регистрационный предел.

Следовательно, если, будучи плательщиком ЕН без уплаты НДС, лицом за последние 12 календарных месяцев был превышен регистрационный предел (300 тыс. грн. без НДС), то такое лицо обязано зарегистрироваться плательщиком НДС после перехода на общую систему налогообложения.

Согласно абз. 1 п. 183.4 НКУ и п.п. 3.6.1 Положения № 1394 Регистрационное заявление подается не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов, установленных НКУ.

Если объем облагаемых налогом операций не превысил регистрационный предел, то такое лицо может по собственному желанию зарегистрироваться плательщиком НДС, если соответствует требованиям п. 182.1 НКУ (осуществляет облагаемые налогом операции). В таком случае регистрационное заявление подается в срок, определенный п. 183.3 НКУ для добровольной регистрации, т. е. не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками НДС и иметь право на налоговый кредит и выписку налоговых накладных (п.п. 3.6.1 Положения № 1394).

 

С какого момента лицо становится плательщиком НДС при изменении системы налогообложения?

1. Добровольный переход на ЕН с НДС. В абз. 2 п. 183.5 НКУ предусмотрено, что регистрация лиц, избравших ставку ЕН с НДС (3 % для групп 3 и 4, или 5 % для групп 5 и 6), действует с 1 числа календарного квартала, в котором будет применяться ставка ЕН, предусматривающая уплату НДС. Следовательно, единоналожник, добровольно изменивший ставку ЕН, одновременно (с начала следующего квартала) начинает применять новую ставку ЕН и уплачивать НДС.

2. Принудительное изменение группы с регистрацией плательщиком НДС. Если единоналожник превысил разрешенный размер годового дохода и подает Регистрационное заявление вместе с заявлением о переходе в старшую группу (не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода), то:

— новая ставка ЕН действует с 1 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода, ведь в течение отчетного квартала может применяться лишь одна основная ставка ЕН. Значит, изменение ставки ЕН фактически осуществляется задним числом;

— регистрация плательщиком НДС осуществляется в общеустановленном порядке — в течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления (п. 183.9 НКУ, п. 3.11 Положения № 1394).

Возможна ситуация, когда единоналожник группы 1 превысил разрешенную сумму годового дохода (150 тыс. грн.), но не превысил регистрационный предел для НДС-регистрации (300 тыс. грн.). В сущности, регистрация такого плательщика НДС должна осуществляться по процедуре добровольной регистрации, соответственно он может указать в Регистрационном заявлении желаемый день регистрации. В таком случае регистрация плательщиком НДС должна осуществляться с желаемого дня регистрации (если такой день соответствует требованиям п. 183.5 НКУ и п. 3.7. Положения № 1394 — Регистрационное заявление должно быть подано за 20 дней до начала отчетного периода, и желаемый день регистрации будет соответствовать такому следующему отчетному периоду).

Обратите внимание! При принудительном переходе в старшую группу регистрация плательщиком НДС осуществляется позднее чем изменение ставки ЕН. То есть до регистрации плательщиком НДС единоналожник уплачивает НДСную ставку ЕН (3 % или 5 %) без уплаты НДС.

3. Отказ от упрощенной системы налогообложения. Если плательщик ЕН (без НДС) отказывается от упрощенной системы налогообложения, то регистрация его плательщиком НДС осуществляется после перехода на общую систему налогообложения (п. 183.9 НКУ, п. 3.11 Положения № 1394):

— если регистрация осуществляется в обязательном порядке (превышен регистрационный предел) — в течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления;

— если регистрация осуществляется добровольно (не превышен регистрационный предел) и в Регистрационном заявлении указан желаемый день регистрации — в желаемый день регистрации;

— если регистрация осуществляется добровольно (не превышен регистрационный предел) и в Регистрационном заявлении не указан желаемый день регистрации или он не соответствует установленным требованиям, то регистрация осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления.

При этом, если в Регистрационном заявлении не указан желаемый день регистрации и последний день срока в 5 рабочих дней с дня получения Регистрационного заявления предшествует дате перехода такого лица на общую систему налогообложения, то датой регистрации такого лица плательщиком НДС определяется первый день перехода такого лица на общую систему налогообложения (п.п. 3.7.2 Положения № 1394).

 

Можно ли сразу после госрегистрации избрать ставку ЕН с НДС?

В п.п. 298.1.2 НКУ предусмотрено, что зарегистрированные в установленном законом порядке субъекты хозяйствования (вновь созданные), подавшие в течение 10 дней со дня государственной регистрации заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки ЕН, установленной для 3 — 6 групп, считаются плательщиками ЕН с дня их государственной регистрации.

Следовательно, сразу после госрегистрации можно избрать упрощенную систему налогообложения. При этом в НКУ не установлено никаких ограничений относительно того, какую именно ставку должен избрать вновь созданный единоналожник (с НДС или без НДС).

Учитывая то, что для такой ситуации не установлено специального порядка подачи Регистрационного заявления, на наш взгляд, следует руководствоваться общими правилами. Конечно, правила, установленные в ст. 181 НКУ для обязательной регистрации плательщиков НДС, в этом случае не очень подходят, ведь вновь созданный субъект хозяйствования на момент подачи Регистрационного заявления должен осуществить поставку товаров/услуг на сумму свыше 300 тыс. грн. или получить денежные средства как аванс в счет такой поставки. А вот положения п. 182.1 НКУ в данном случае вполне приемлемые, ведь для этого достаточно осуществить любую операцию по поставке товаров/услуг (получить аванс) хотя бы на символическую сумму.

Среди специальных правил подачи Регистрационного заявления, изложенных в п. 3.6 Положения № 1394, не прописан порядок регистрации вновь созданного плательщика, тот факт, что прямого запрета там тоже нет, дает возможность применить аналогию и подать Регистрационное заявление одновременно с заявлением об избрании упрощенной системы налогообложения. В таком случае налоговики должны зарегистрировать такого вновь созданного единоналожника плательщиком НДС в течение 5 рабочих дней с даты получения Регистрационного заявления.

Не исключено, что налоговики, сославшись на отсутствие специального механизма для регистрации вновь созданных плательщиков, желающих сразу избрать упрощенную систему с уплатой НДС, откажут в регистрации плательщиком НДС, то вновь созданный субъект хозяйствования будет иметь возможность либо отказаться от применения упрощенной системы налогообложения, либо избрать ставку ЕН в размере 5 или 7 % (абз. 5 п.п. 3.6.3 Положения № 1394).

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Какая ответственность предусмотрена за неподачу Регистрационного заявления?

Специальных штрафных санкций за неподачу или несвоевременную подачу Регистрационного заявления лицом, обязанным зарегистрироваться плательщиком НДС, в НКУ не предусмотрено. Согласно п. 183.10 НКУ такое лицо несет ответственность за неначисление или неуплату НДС на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения.

Следовательно, НКУ предусматривает ответственность не за факт неподачи Регистрационного заявления, а за неначисление (не неуплату) НДС.

Это подтвердили налоговики в ОНК № 588, где указали, что обязанность по начислению и уплате налоговых обязательств по НДС у лица, не подавшего Регистрационное заявление, возникают с дня, следующего за предельным днем, установленным для подачи Регистрационного заявления, т. е. с 11 числа* календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут общий объем облагаемых налогом операций по поставке товаров/услуг свыше 300 тыс. грн.

* Если последний день приходится на выходной, то предельный срок переносится. Кроме того, для продавцов конфискованного имущества, находок и т.п. (п.п. 6 п. 180.1 НКУ) обязанность по начислению и уплате НДС возникает с 1 числа месяца, в который они начинают осуществлять такие операции.

То есть, если лицо, не подавшее Регистрационное заявление, по завершении срока подачи будет осуществлять операции по поставке товаров/услуг, облагаемых НДС, то такое лицо будет обязано начислить НДС по таким операциям.

Однако начислить НДС по таким операциям сможет только налоговый орган при проверке, соответственно, за неуплату такого обязательства налоговики должны начислить и штрафные санкции согласно п. 123.1 НКУ (25 % от доначисленной суммы, а при повторном нарушении в течение 1095 дней — 50 %).

Кроме того, в ОНК № 588 налоговики указали, что добровольно задекларировать такие обязательства лицо, не подавшее Регистрационное заявление, не может, однако оно может самостоятельно уплатить исчисленную сумму НДС. При этом штрафы за неподачу налоговых деклараций по НДС к такому лицу не применяются.

Если же нарушитель не осуществляет облагаемых налогом операций после предельного строка подачи Регистрационного заявления к дате регистрации плательщиком НДС, то оснований для начисления штрафных санкций по п. 123.1 НКУ не будет.

Каких-либо оснований для применения других штрафных санкций, предусмотренных НКУ, в частности, за нарушение порядка взятия на учет (регистрацию) в органах ГНС (п. 117.1 НКУ) или за неподачу деклараций по НДС (п. 120.1 НКУ), тоже нет (см. вопрос 3 ОНК № 588).

 

Будут ли штрафные санкции, если в регистрации было отказано?

Ситуация, когда Регистрационное заявление подается вовремя, но налоговики по тем или иным причинам отказываются его принять или отказывают в НДС-регистрации, ссылаясь на то, что оно заполнено неверно, встречаются довольно часто.

Из буквального прочтения п. 183.10 НКУ можно сделать вывод, что обязанность по обязательной регистрации плательщиком НДС будет выполнена, если Регистрационное заявление будет подано в случаях и в порядке, предусмотренных п. 183.10 НКУ.

То есть, для того, чтобы избежать доначисления НДС и штрафных санкций в будущем, Регистрационное заявление должно быть подано в налоговый орган. Этот факт должен быть документально подтвержден. То есть на экземпляре Регистрационного заявления, который остается у плательщика, должны быть проставлены дата и регистрационный номер (факт принятия Регистрационного заявления в электронном виде подтверждается квитанцией № 2, в которой указываются такие данные).

Регистрационное заявление должно быть заполнено в соответствии с требованиями разд. III Положения № 1394 и обязательно подписано заявителем (заявителями) с указанием даты. Все разделы Регистрационного заявления подлежат заполнению (3.5.3 Положения № 1394). В нем должны быть указаны обязательные реквизиты, поданы достоверные и полные данные. Оно должно быть скреплено печатью заявителя, подписано заявителем (для физических лиц) или ответственным лицом заявителя (для юридических лиц) или лицом, имеющим документально подтвержденные полномочия относительно подписи Регистрационного заявления от лица, регистрирующегося плательщиком НДС. Сведения о заявителе должны быть включены в Единый государственный реестр (п. 3.9 Положения № 1394).

Если «претензии» налоговиков выходят за рамки этих требований, то плательщик может обжаловать отказ в НДС-регистрации. При этом оснований для начисления НДС по операциям, осуществленным после предельного срока подачи Регистрационного заявления, не будет.

Однако до получения Свидетельства такое лицо не сможет насчитывать НДС и отражать налоговый кредит.

 

НДС-РЕГИСТРАЦИЯ: ШПАРГАЛКА

В завершение приведем ответы на некоторые вопросы из ЕБНЗ (см. табл. 2) и обобщим информацию относительно оснований и порядка регистрации плательщиков НДС (см. табл. 3 на с. 47).

 

Таблица 2. НДС-регистрация: экспрессответы из ЕБНЗ

Вопрос

Ответ

Обязательная регистрация

Нужно ли регистрироваться плательщиком НДС ликвидирующемуся лицу, если в процессе реализации основных средств и товарно-материальных ценностей получены средства на сумму, превышающую 300 тыс. грн.?

Если ликвидирующееся лицо в процессе реализации основных фондов и товарно-материальных ценностей получило средств на сумму, превышающую 300000 гривень (без учета налога на добавленную стоимость), оно обязано зарегистрироваться плательщиком налога в органе государственной налоговой службы по своему местонахождению(1)

Подлежит ли обязательной регистрации плательщиком НДС общественная организация при получении членских взносов в сумме, превышающей 300 тыс. грн.?

Поскольку средства, уплаченные общественной организации в виде членских взносов, не являются оплатой поставленных товаров/услуг, то при их получении в сумме, превышающей 300 тыс. грн., общественная организация не подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС

Обязаны ли субъекты хозяйствования — плательщики ЕН, не зарегистрированные плательщиками НДС, уплачивать НДС и регистрироваться плательщиками НДС при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию Украины?

Субъекты хозяйствования — плательщики ЕН, не зарегистрированные плательщиками НДС, должны уплачивать НДС при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию Украины во время таможенного оформления таких товаров без регистрации плательщиками такого налога

Какой период учитывается плательщиком налога для определения объема операций по поставке товаров/услуг с целью повторной обязательной/добровольной регистрации плательщиком НДС после того, как по самостоятельному решению соответствующего органа ГНС его регистрация плательщика НДС была аннулирована?

Плательщик налога, регистрация плательщика НДС которого аннулирована по самостоятельному решению соответствующего органа ГНС, с целью повторной обязательной регистрации плательщиком НДС для определения объема облагаемых налогом операций, определенных в п. 181.1 НКУ, должен учитывать объемы операций по поставке товаров/услуг, осуществленных им в течение последних 12 календарных месяцев, в которые, в том числе, включаются и месяцы предыдущих регистраций

Добровольная регистрация

Могут ли быть зарегистрированы как самостоятельные плательщики НДС филиалы и представительства юрлица-резидента?

Учитывая то, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами, а также не являются субъектами хозяйствования, у налоговых органов отсутствуют основания для регистрации филиалов и представительств в качестве самостоятельных плательщиков НДС

При соблюдении каких условий вновь созданное лицо может зарегистрироваться плательщиком НДС?

Если вновь созданное лицо, осуществляющее облагаемые налогом операции объемом меньше 300000 гривень (без учета НДС), желает добровольно зарегистрироваться плательщиком НДС, то регистрация такого лица осуществляется по его заявлению

Какие документы подаются вместе с Регистрационным заявлением плательщика НДС по ф. №1-ПДВ?

Решение о регистрации лица плательщиком НДС принимается по результатам рассмотрения Регистрационного заявления и документов, подтверждающих поставку товаров/услуг и соответствие требованиям относительно лица — плательщика НДС как для обязательной, так и для добровольной регистрации.

Подтверждением такого соответствия являются любые первичные документы бухгалтерского учета, удостоверяющие факт осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению (акт выполненных работ, кассовый чек, платежное поручение и т.п.)

Ответственность

Каким образом лицу, не подавшему своевременно заявление на регистрацию плательщиком НДС, но при этом подлежавшему обязательной регистрации, самостоятельно уплатить в бюджет сумму налога, начисленную к моменту ее регистрации плательщиком НДС?

Учитывая то, что лицо, не зарегистрированное плательщиком НДС, не имеет права подавать налоговые декларации по НДС до его регистрации плательщиком, оно уплачивает в бюджет сумму налога, самостоятельно начисленную к моменту ее регистрации плательщиком НДС, путем перечисления ее на соответствующий расчетный счет, предусмотренный для уплаты этого налога.

(1)В этом случае можно говорить лишь об обязанности по подаче заявления, ведь согласно п.п. «б» п. 184.1 НКУ и п.п. «б» п. 5.1 Положения № 1394 принятие лицом решения о прекращении и утверждении ликвидационного баланса является основанием для аннулирования НДС-регистрации. А если существуют обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования регистрации в соответствии со ст. 184 НКУ, то в НДС-регистрации налоговики, очевидно, откажут (п. 3.10 Положения № 1394).

 

Таблица 3. Порядок регистрации плательщиков НДС

Основание

Условия для регистрации

Когда подается Регистрационное заявление

Дата регистрации

1. Обязательная регистрация

1. Объем облагаемых налогом операций за последние 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. (без НДС).

Это условие не касается плательщиков ЕН

Не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем облагаемых налогом операций в 300 тыс. грн.

В течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления

2. Отказ от упрощенной системы налогообложения (без НДС) и объем облагаемых налогом операций за последние 12 календарных месяцев, совокупно превышает 300 тыс. грн. (без НДС)

Не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на общую систему налогообложения

2. Добровольная регистрация

1. Лицо осуществляет облагаемые налогом операции

Не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС

Желаемый день регистрации плательщика НДС, а если он не указан, — в течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления

2. Отказ от упрощенной системы налогообложения (без НДС) и объем облагаемых налогом операций за последние 12 календарных месяцев не превышает 300 тыс. грн. (при условии, что лицо осуществляет облагаемые налогом операции)

3. Осуществление деятельности, указанной в п.п. 6 п. 180.1 НКУ

Поставка конфискованного имущества, находок, сокровищ, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до окончания срока хранения, и имущества, по праву наследования или на других законных основаниях переходящего в собственность государства (независимо от общей суммы операций по поставке товаров/услуг)

Не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС

Желаемый день регистрации плательщика НДС, а если он не указан, — в течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления

4. Переход на ЕН по ставке 3 % (группы 3 и 4) или 5 % (группы 5 и 6)

1. Переход с общей системы налогообложения на упрощенную систему с уплатой НДС.

Лицо должно одновременно:

— соответствовать требованиям для единоналожников 3 — 6 групп;

— осуществлять облагаемые налогом операции

Не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, с которого такое лицо желает перейти на ЕН с уплатой НДС

Дата изменения системы налогообложения

2. Превышение единоналожником допустимого объема дохода.

Такие плательщики должны одновременно:

— соответствовать требованиям для единоналожников старшей группы;

— осуществлять облагаемые налогом операции

Одновременно с Заявлением о переходе в старшую группу — не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода

В течение 5 рабочих дней с даты поступления Регистрационного заявления

3. Единоналожник принял добровольное решение о переходе на уплату ЕН с НДС

Такой плательщик должен одновременно:

— соответствовать требованиям для единоналожников 3 —  6 групп;

— осуществлять облагаемые налогом операции

Не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться новая ставка ЕН

Дата изменения ставки ЕН

 

Документы и сокращения Темы недели

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

ОНК № 131 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам, связанным с регистрацией лиц, переходящих на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость и повторной регистрации лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом ГНСУ от 20.02.12 г. № 131.

ОНК № 588 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам, связанным с обязательной регистрацией лиц в качестве плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом ГНСУ от 06.07.12 г. № 588.

Положение № 1394 — Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом МФУ от 07.11.11 г. № 1394.

Регистрационное заявление — Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (ф. № 1-ПДВ), форма которого приведена в приложении 1 к Положению № 1394.

Реестр — Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте ГНСУ (http://minrd.gov.ua/ebpz/).

ВНСУ — журнал «Вестник налоговой службы Украины».

ЕН — единый налог.

ОСМД — объединение совладельцев многоквартирных домов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше