Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Наличные» ограничения с 01.09.13 г. распространяются и на операции с физическими лицами

Редакция БН
Бухгалтерская неделя Июль, 2013/№ 30
В избранном В избранное
Печать
Статья

«НАЛИЧНЫЕ» ОГРАНИЧЕНИЯ

с 01.09.13 г. распространяются и на операции с физическими лицами

 

Уже давно ходили разговоры о том, что для стабилизации экономики и банковской системы Украины, а также с целью уменьшения влияния проявлений теневой экономики Нацбанк планирует установить ограничения в отношении наличных расчетов и операций субъектов хозяйствования с физическими лицами.

И вот наконец эти намерения реализуются. Для этого Нацбанк постановлением от 06.06.13 г. № 210 вносит соответствующие изменения в Положение № 637. Эти изменения вступят в силу лишь с 1 сентября 2013 года. А потому есть еще время у субъектов хозяйствования, чтобы приспособить свой бизнес к обновленным наличным правилам.

А чтобы это прошло легко, в сегодняшней публикации рассмотрим основные нововведения и их влияние на граждан Украины и деятельность субъектов хозяйствования.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

Новые «наличные» ограничения

Напомним, что на сегодня п. 2.3 Положения № 637 установлено ограничение относительно суммы ежедневных наличных расчетов между предприятиями (предпринимателями) с предприятиями (предпринимателями), то есть между субъектами предпринимательской деятельности. Конкретная величина этого ограничения, то есть предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам утверждена постановлением НБУ от 09.02.05 г. № 32 и теперь она составляет 10 тыс. грн. Платежи сверх такой суммы субъекты предпринимательства осуществляют исключительно в безналичной форме. При этом количество предприятий (предпринимателей), с которыми проводятся на протяжении дня наличные расчеты, не ограничивается.

Ограничение на проведение наличных расчетов, установленное на сегодняшний день в п. 2.3 Положения № 637, не распространяется на наличные расчеты физических лиц (п.п. «а» п. 2.3 Положения № 637). А потому предприятия и предприниматели могут выплачивать физическим лицам любые надлежащие им наличные суммы без ограничения размера. Такая же ситуация и с платежами физических лиц в интересах субъектов предпринимательства и других физических лиц — рассчитываться наличными можно без ограничения суммы.

В то же время после того, как в конце 2012 года абз. 3 ст. 1087 ГКУ Нацбанку были предоставлены полномочия устанавливать ограничение относительно наличных расчетов и для физических лиц*, стало очевидным, что вскоре перечень лиц, на которых будет распространяться такое ограничение, будет расширено.

* Устанавливать ограничение и для наличных расчетов физических лиц Нацбанк получил право после внесения изменений 18.10.12 г. Законом Украины от 18.09.12 г. № 5284-VI («БН», 2012, № 44, с. 4) в абз. 3 ст. 1087 ГКУ. До этих изменений он имел право устанавливать предельные суммы расчетов наличными исключительно для юридических лиц и физических лиц — предпринимателей

И вот постановлением № 210 Нацбанк реализовал свои новые полномочия. Для этого изложен в новой редакции п. 2.3 Положения № 637. В соответствии с изменениями ограничения на осуществление наличных расчетов на протяжении дня по одному или нескольким платежным документам распространяется как на расчеты предприятий и физических лиц — предпринимателей (далее — ФЛП) между собой, так и с физическими лицами (гражданами). Соответственно, из перечня случаев, когда ограничение не применяется, расчеты с обычными физическими лицами
исчезнут.

Обращаем внимание, что постановление № 210 вступает в силу лишь с 01.09.13 г., потому новые «наличные» ограничения начнут действовать только с наступлением первого дня осени. Новые «наличные» ограничения в п. 1 постановления № 210 теперь установлены для трех случаев (см. табл. на с. 41).

 

Ограничение на расчеты наличными с 01.09.13 г. (п. 1 постановления № 210)

На какие расчеты наличными распространяется ограничение

Допустимый размер расчетов наличными

1. Расчеты наличными предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня

10000 грн.

2. Расчеты наличными физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги)

150000 грн.

3. Расчеты наличными физических лиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению

150000 грн.

 

Проанализируем каждый случай детальнее.

 

Расчеты физических лиц с субъектами хозяйствования и субъектов хозяйствования между собой

Случай 1 — при расчетах предприятий (ФЛП) между собой в течение одного дня в размере 10 тыс. грн. Аналогичное ограничение как по сути, так и по размерности и ранее содержалось в п. 2.3 Положения № 637 и п. 1 постановления НБУ от 09.02.05 г. № 32, потому каких-либо изменений в правилах наличных расчетов предприятий (предпринимателей) между собой не состоялось.

Случай 2 — при расчетах физического лица с предприятием (предпринимателем) в течение одного дня за товары (работы, услуги) в размере 150 тыс. грн. Такое ограничение является новым и порождает ряд вопроса относительно его применения.

Так, если комплексно подходить к изложению норм нового п. 2.3 Положения № 637 (см. «Нормы п. 2.3 Положения № 637 до 1 сентября и после» на с. 42), то, наверно, следует говорить, что такое ограничение распространяется на все расчеты за товары (работы, услуги) между физическими лицами и предприятиями (предпринимателями). То есть это касается как случая, когда физическое лицо в расчетах уплачивает средства предприятию (предпринимателю), так и случая, когда физическому лицу выплачивают наличные субъекты предпринимательства.

В то же время, если рассматривать буквально ограничение, которое содержится в п. 1 постановления № 210, то такой вывод можно подвергнуть сомнению. Так, в п. 1 постановления № 210 говорится, что предельная сумма расчетов наличными устанавливается именно в случае осуществления расчета «физического лица с предприятием (предпринимателем)». Эта формулировка может дать основания для вывода: ограничение распространяется лишь на расчеты физического лица с субъектом предпринимательства, когда физическое лицо выступает плательщиком (дебитором), а предприятие (предприниматель) получателем (кредитором) наличных. При этом в других двух случаях установления ограничения на наличные расчеты (абз. 2 и 4 п. 1 постановления № 210) является уточнение относительно взаимности этих операций — это словосочетание «между собой». А вот в абз. 3 п. 1 постановления № 210 такого уточнения нет, потому это и может вызывать разную трактовку.

И все же должны предупредить, что такая версия трактовки этой нормы вряд ли приживется на практике. Скорее всего, придется учитывать такое ограничение, ориентируясь на сам факт расчетов физического лица с предприятием (предпринимателем), то есть без разграничения операций на те, в которых физическое лицо выступает плательщиком, и те, в которых он является получателем наличных.

К тому же о взаимном соблюдении этой нормы должны свидетельствовать и обновленные нормы п. 2.3 Положения № 637 (см. «Нормы п. 2.3 Положения № 637 до 1 сентября и после» на с. 42), по которым с 01.09.13 г.:

во-первых, ограничения на наличные расчеты касаются не только предприятий (предпринимателей) между собой, а теперь еще и расчетов с физическими лицами;

во-вторых, из нормы о нераспространении ограничения относительно наличных расчетов (обновленный абз. 4 п. 2.3) исключены расчеты с физическими лицами.

 

Нормы п. 2.3 Положения № 637 до 1 сентября и после

Редакция п. 2.3 до изменений

«2.3. Предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам устанавливается соответствующим постановлением Правления Национального банка Украины. Платежи сверх указанной предельной суммы производятся исключительно в безналичной форме. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляются расчеты, на протяжении дня не ограничи-
вается.

Указанные ограничения касаются также расчетов наличными между предприятиями в оплату за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) нужды за счет средств, полученных по корпоративным специальным платежным средствам.

Указанные ограничения не распространяются на:

а) расчеты предприятий (предпринимателей) с физическими лицами, бюджетами и государственными целевыми фондами;

б) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

в) использование средств, выданных на командировку.

В случае осуществления предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) сверх установленной предельной суммы средства в размере превышения установленной суммы расчетным путем прибавляются к фактическим остаткам наличных в кассе на конец дня плательщика наличных одноразово в день осуществления этой операции, с последующим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы».

Редакция п. 2.3 после изменений

«2.3. Предприятия (предприниматели) имеют право осуществлять расчеты наличными между собой и/или с физическими лицами в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в рамках предельных сумм расчетов наличными, установленных соответствующим постановлением Правления Национального банка Украины. Платежи сверх установленных предельных сумм производятся через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета, путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет или внесения средств в банк для последующего их перечисления на текущие счета. Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, на протяжении дня не ограничивается.

Ограничение, установленное в абзаце первом этого пункта, касается также расчетов во время оплаты за товары, приобретенные на производственные (хозяйственные) потребности за счет наличных средств, полученных с помощью электронного платежного средства.

Ограничения не распространяются на:

1) расчеты предприятий (предпринимателей) с бюджетами и государственными целевыми фондами;

2) добровольные пожертвования и благотворительную помощь;

3) использование средств, выданных на командировку».

 

К тому же и в случае проверок проверяющие будут учитывать то, что такие наличные расчеты могут осуществляться предприятиями (предпринимателями) на протяжении дня с другими предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами (обновленный абз. 2 п. 7.46).

А это значит, что, руководствуясь уже обновленным п. 2.3 Положения № 637, предприятия и предприниматели, чтобы не подвергнуться админштрафу по ст. 16315 КУоАП, должны будут расчеты с физическими лицами свыше 150 тыс. грн. проводить в безналичной
форме.

Также хотим обратить внимание и на то, что ограничение в наличных расчетах физических лиц с субъектами предпринимательства распространяется лишь на расчеты за товары, работы или услуги. То есть на выплату зарплаты указанные ограничения применяться не будут.

В этом контексте несколько слов стоит сказать об арендных операциях. Напомним, что аренда в понимании ГКУ не считается ни товаром, ни услугой, ни тем более работой*, а следовательно, на расчеты субъектов предпринимательства с физическими лицами за предоставление/получение в аренду имущества такое ограничение распространяться не должно.

* См. консультацию «Нужно ли рынку использовать РРО?» / «БН», 2013, № 27, с. 45.

Хотя не исключено, что контролирующие органы по этому поводу могут иметь и другую точку зрения, ведь НКУ аренду классифицирует как услуги.

 

Расчет между физическими лицами

Случай 3 — при расчетах физических лиц между собой по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению, в размере 150 тыс. грн. Это ограничение является не только новым, но и по своему содержанию кардинально отличается от ранее существующего. Так оно, во-первых, никоим образом не касается субъектов предпринимательства и, во-вторых, устанавливается на отдельную операцию (куплю-продажу объекта), а не на совокупность операций, осуществленных в течение определенного промежутка времени (день).

Еще раз отметим, что распространяется это ограничение лишь на расчеты наличными между физическими лицами (гражданами), исключительно по договорам купли-продажи, которые к тому же должны обязательно подлежать нотариальному удостоверению.

Напомним, что согласно п. 1 ст. 209 ГКУ операция подлежит нотариальному удостоверению только в случаях, установленных законом или договоренностью сторон. Что касается договоров купли-продажи, то ст. 675 ГКУ установлено обязательное нотариальное удостоверение лишь определенных видов договоров купли-продажи, а именно договоров купли-продажи земельного участка, единого имущественного комплекса, жилого дома (квартиры) или другого недвижимого имущества. Следовательно, при осуществлении расчетов именно по этим видам договоров купли-продажи физические лица (граждане) должны обязательно ориентироваться на 150-тысячное ограничение, установленное п. 2.3 Положения № 637.

Другие виды договоров купли-продажи, в том числе договоры купли-продажи движимого имущества, подлежат нотариальному удостоверению лишь по договоренности сторон. А потому на расчеты по этим видам договоров будет распространяться действие ограничения на наличные расчеты только в случае, когда по договоренности сторон такие договоры будут нотариально удостоверены. Если такого условия в договоре купли-продажи не будет, то учитывать такое ограничение в случае перечисления наличных по таким договорам не нужно. То есть фактором, указывающим на то, что при расчетах одного физического лица с другим следует ориентироваться на «наличное» ограничение, является удостоверение договоров у нотариуса.

Если сумма наличных расчетов в течение одного дня по одному или нескольким платежным документами превышает сумму, установленную в ограничении, то платежи между предприятиями (предпринимателями) и/или между предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами осуществляются исключительно в безналичной форме через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета. При этом количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, на протяжении дня не ограничивается.

Физические лица имеют право осуществлять расчеты на сумму, превышающую 150 тыс. грн., путем перечисления средств с текущего счета на текущий счет, внесения и/или перечисления средств на текущие счета, в том числе на депозит нотариуса, на отдельный текущий счет в национальной валюте. Учитывая, что заставить рассчитываться безналично физические лица можно, лишь введя определенные ограничения на удостоверение договоров, или применив штрафные санкции, не исключено, что вскоре что-то подобное будет внедрено (см. раздел «Нарушения «наличных» ограничений гражданами» на с. 44).

 

Ответственность субъектов хозяйствования

Кроме самих ограничений на осуществление наличных расчетов, изменилась и ответственность за их нарушение.

Напомним, что на сегодняшний день в случае осуществления наличных расчетов сверх установленной предельной суммы в 10 тыс. грн.:

1. На предприятие — плательщика наличности налагается штраф за превышение установленного лимита остатка наличных в кассе, если будет допущено превышение лимита (абз. 2 ст. 1 Указа № 436).

Отметим, что такой штраф налагается лишь из-за того, что в соответствии с п. 2.3 Положения № 637 в случае осуществления наличных расчетов сверх установленной предельной суммы средства в размере превышения установленной суммы расчетным путем добавляются к фактическим остаткам наличных в кассе на конец дня плательщика наличных одноразово в день осуществления такой операции, со следующим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы. В случае превышения установленного лимита остатка наличных в кассе предприятию — плательщику наличности грозит штраф в двукратном размере суммы обнаруженной сверхлимитной наличности (абз. 2 ст. 1 Указа № 436).

Напомним, что в настоящий момент такой штраф применяется лишь к юридическим лицам — плательщикам наличных*. На предпринимателей такой штраф не налагается, поскольку из-за отсутствия кассы лимит кассы им не устанавливают (п. 2.7 Положения № 637). Это подтверждает и Нацбанк в своем письме от 30.11.09 г. № 11-110/5407.

2. Должностные лица предприятия и физические лица — предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение порядка проведения наличных расчетов (ст. 16315 КУоАП**). За такое нарушение на физическое лицо — предпринимателя, должностных лиц юридического лица налагается штраф от 1700 грн. до 3400 грн., а в случае совершения повторного нарушения на протяжении года — от 8500 до 17000 грн. При этом такой штраф будут налагать органы Миндоходов независимо от того, было допущено превышение лимита остатков в кассе или нет.

* Обращаем внимание, что на сегодняшний день ответственность за нарушение наличных расчетов применяется лишь к плательщику наличных, поскольку именно он упоминается в п. 2.3 Положения № 637. К лицам, принимающим наличные, такая ответственность не применяется. Это подтверждает Нацбанк (письмо от 27.04.05 г. № 11-113/1430-4321) и налоговики (консультация в разд. 109.13 ЕБНЗ).

** К административной ответственности на основании этой статьи привлекают должностных лицх предприятия и физических лиц — предпринимателей с 01.01.13 г. после внесения изменений Законом Украины от 06.12.12 г. № 5518-VI («БН», 2013, № 4, с. 4) в КУоАП.

После изложения в новой редакции п. 2.3 Положения № 637 перечень видов ответственности уменьшится (см. «Нормы п. 2.3 Положения № 637 до 1 сентября и после» на с. 42). Так, с 01.09.13 г. на юридические лица, осуществившие наличные расчеты сверх установленной предельной суммы в 10 тыс. грн., больше не будет налагаться штраф в соответствии с абз. 2 ст. 1 Указа № 436 за превышение установленного лимита остатка наличных в кассе, поскольку из п. 2.3 Положения № 637 будет исключено требование о сравнении плательщиком наличных суммы превышения установленной суммы наличных расчетов и фактических остатков наличных в кассе на конец дня с утвержденным лимитом кассы.

Следовательно, с первого дня осени единственной мерой наказания за превышение ограничения на осуществление наличных расчетов для субъектов хозяйствования останется админответственность, к которой привлекаются физические лица — предприниматели и должностные лица предприятий.

При этом хочется обратить внимание на одну деталь: после изложения в новой редакции п. 2.3 Положения № 637 неясно, кого именно смогут привлечь к ответственности за несоблюдение наличного ограничения — получателя наличных, лицо, осуществляющее платеж, или обоих субъектов хозяйствования, которые принимают участие в операции. Ответы на этот вопрос ни Положение № 637, ни ст. 16315 КУоАП не содержат.

На наш взгляд, как и до изменений, в такой ситуации нарушителем «наличного» ограничения должно быть лицо, выступающее плательщиком. Объясняется это тем, что:

во-первых, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан всячески способствовать потребителю в свободном выборе продукции и форм ее оплаты. Поэтому если покупатель решает уплатить за товар, работу или услугу наличными в сумме, превышающей предельный порог, то, отказав в этом, продавец нарушит законодательство по защите прав потребителей. А за это продавец (предприятие или предприниматель) может быть привлечен к ответственности согласно п. 12 ст. 23 Закона о защите прав потребителей, предусматривающему наложение штрафа на продавца в размере 8500 грн. Поэтому, чтобы не нарушить законодательство по защите прав потребителей, продавцам придется выполнять прихоти покупателей, невзирая на то что они нарушают действующее законодательство. Однако осведомленному получателю средств не лишним будет напомнить такому плательщику о возможном нарушении;

во-вторых, именно плательщик своими действиями — уплатой суммы, превышающей предельно установленный порог, вынуждает (провоцирует) получателя наличных средств нарушить действующее ограничение. Может ли в таком случае получатель средств отказать плательщику в их принятии? Как мы указали выше, это может привести к нарушению п. 12 ст. 23 Закона о защите прав потребителей;

в-третьих, в некоторых случаях получателю наличных (продавцу) бывает сложно отследить размер полученных наличных от одного субъекта хозяйствования, особенно если она поступает не одноразово на протяжении дня к тому же от нескольких подотчетных лиц одного предприятия (предпринимателя). Напомним, что ограничение на наличные расчеты распространяется и на расчеты с предприятием через своего уполномоченного работника, который является подотчетным лицом. Такое подотчетное лицо выступает от имени предприятия (предпринимателя).

В то же время не исключено, что контролирующие органы могут иметь по этому поводу и другую точку зрения и будут настаивать на том, что, поскольку ни Положение № 637, ни ст. 16315 КУоАП не конкретизируют лицо, виновное в таком правонарушении, ответственность должна применяться к обоим лицам, принимающим участие в расчетах. Как именно будут вести себя контролирующие органы, точно неизвестно, потому подождем их официальных разъяснений. Но, на наш взгляд, виновен тот, кто рассчитывается наличностью сверх установленных ограничений.

 

Нарушение «наличных» ограничений гражданами

После того как расчеты физических лиц между собой и с субъектами предпринимательства также попали под ограничение, возникают два вопроса:

1) чем угрожает физическому лицу, которое не соблюдало размер «наличного» ограничения?

2) кто будет осуществлять контроль за соблюдением физическими лицами — гражданами при расчете между собой таких ограничений?

При ответе на первый вопрос хотим отметить, что на сегодняшний день привлечь за такое нарушение к ответственности обычное физическое лицо — гражданина нереально. Объясняется это тем, что единственная норма, в соответствии с которой можно привлечь лицо к ответственности за нарушение наличного ограничения, является ст. 16315 КУоАП. Однако наказать по этой статье могут лишь виновного предпринимателя или должностное лицо предприятия. Обычное физическое лицо, уплачивающее наличные, по этой статье к ответственности привлечь не получится.

Следовательно, на сегодняшний день возникает ситуация, в которой ограничение для случая расчета с физическими лицами есть, но ответственности за его нарушение для них нет. Выходит, что в отношениях с физическими лицами за нарушение ограничения на наличные расчеты будет отвечать лишь предприятие или предприниматель, являющиеся продавцами (п. 12 ст. 23 Закона о защите прав потребителей). А вот относительно «наличной ответственности» предпринимателя или должностного лица юридического лица по ст. 16315 КУоАП пока еще неизвестно, будет ли применяться такой штраф в случае получения средств именно получателем средств.

Что касается второго вопроса, то на сегодняшний день он также остается открытым, поскольку пока еще не установлено, кто и как будет осуществлять такой контроль. На наш взгляд, целесообразно было бы возложить обязанность контролировать соблюдение наличных расчетов, которые осуществляют физические лица между собой, на нотариусов. Объясняется это тем, что ограничение на расчеты наличностью между двумя физическими лицами (гражданами) распространяется лишь на расчеты по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению. То есть при заключении таких договоров обязательно будет присутствовать нотариус (хотя при расчетах деньгами нотариус физически не присутствует). Поэтому если законодатель возложит осуществление контроля по соблюдению ограничения на наличные расчеты на нотариуса, то требование абз. 4 п. 1 постановления № 210 при расчетах физических лиц между собой может и в самом деле выполняться.

 

Другие изменения

1. Изношенные банкноты. Нацбанк уточнил правила относительно приема изношенных денежных знаков. Так, отныне в обновленном п. 2.13 Положения № 637 будет содержаться требование о том, что предприятия и физические лица — предприниматели во время осуществления расчетов за наличные с потребителями обязаны принимать в уплату за продукцию (товары, работы, услуги) без ограничений изношенные и значительно изношенные банкноты и монеты всех номиналов, являющиеся действующими платежными средствами и не вызывающими сомнения в их подлинности и платежности.

При этом в случае получения от потребителей изношенных и/или значительно изношенных банкнот субъекты предпринимательства обязаны не выдавать такие банкноты на сдачу и в дальнейшем сдать их вместе с наличной выручкой (наличными) в обслуживающие банки.

Ранее об обязанности субъектов предпринимательства изымать из обращения изношенные и значительно изношенные банкноты и монеты в Положении № 637 отдельно не говорилось.

2. Самостоятельная сдача наличной выручки. С 01.09.13 г. уточняются правила самостоятельной сдачи наличной выручки (наличных). Так, с этой даты в соответствии с новой редакцией абз. 3 п. 2.8 Положения № 637 самостоятельно сдавать наличную выручку (наличные) субъекты предпринимательства будут иметь возможность не только через платежные устройства, но и через пункты приема наличности, т. е. рабочее место работника банка, коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений (постановление НБУ от 12.02.13 г. № 42). До этого самостоятельно сдавать выручку можно было лишь через програмно-технические комплексы самообслуживания (банковские автоматы самообслуживания, депозитные банкоматы, платежные терминалы, терминалы самообслуживания и т. п.). Такие нововведения на практике существенно не изменят порядок сдачи наличной выручки для ее перевода и зачисления на банковские счета субъектов предпринимательства.

На этом заканчиваем обзор будущих нововведений. О любых новостях относительно этого вопроса мы вас будем информировать.

 

Документы и сокращения статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.03 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о защите прав потребителей — Закон Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII.

Указ № 436 — Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95.

Положение № 637 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением НБУ от 15.12.04 г. № 637.

Постановление № 210 — постановление НБУ «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью» от 06.06.13 г. № 210.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на официальном сайте Миндоходов (www.minrd.gov.ua).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц