Темы статей
Выбрать темы

О некоторых особенностях подачи отчета о суммах налоговых льгот

Редакция БН
Письмо от 05.02.2013 г. № 2942/7/11-1017

ОТЧЕТ О ЛЬГОТАХ:

по мнению ГНСУ,
 некоторые неприбыльные организации
 могут его не подавать

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 05.02.13 г. № 2942/7/11­1017

«О некоторых особенностях подачи отчета о суммах налоговых льгот»

 

В комментируемом письме ГНСУ сделала достаточно неожиданный вывод о правилах подачи неприбыльными организациям Отчета о суммах налоговых льгот* (далее — Отчет о льготах), форма которого приведена в приложении к Порядку № 1233**.

Так, в этом письме налоговики отметили, что Отчет о льготах можно не подавать двум категориям неприбыльных организаций (НПО), которые зарегистрированы в качестве неприбыльных организаций (они внесены в Реестр неприбыльных организаций и учреждений):

профсоюзам, их объединениям и организациям профсоюзов (такие НПО указаны в п.п. «є» п. 157.1 Налогового кодекса Украины, далее — НКУ);

организациям работодателей и их объединениям (такие НПО указаны в п.п. «ж» п. 157.1 НКУ).

Несмотря на такое лояльное разъяснение, к сожалению, налоговики практически не привели аргументы в подтверждение своей позиции. Похоже, их основным аргументом, который, по мнению налоговиков, разрешает упомянутым выше НПО не подавать Отчет о льготах, является то, что в соответствии с п. 157.14 НКУ центральный орган Государственной налоговой службы*** устанавливает порядок учета и подачи налоговой отчетности для НПО, указанных в п.п. «є» п. 157.1 НКУ (профсоюзов), только в части доходов, подлежащих налогообложению.

В Налоговом отчете об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, форма которого утверждена приказом ГНАУ от 31.01.11 г. № 56 (далее — Отчет НПО), действительно не предусмотрены строки, в которых профсоюзы могли бы отражать полученные доходы, не подлежащие налого­обложению. Кстати, в Отчете НПО также не предусмотрены строки для отражения не облагаемых налогом доходов и для НПО, указанных в
пп. «ж» и «з» п. 157.1 НКУ (организаций работодателей и их объединений, а также садоводческих и гаражных кооперативов).

В то же время п. 157.14 НКУ не предоставляет никаких полномочий налоговикам по освобождению НПО от подачи Отчета о льготах.

В Порядке № 1233 определено, что Отчет о льготах должны подавать все субъекты хозяйствования, которые в соответствии с НКУ не уплачивают налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот. Освобождаются от подачи такого Отчета только субъекты хозяйствования, не пользующиеся льготами.

В соответствии с п. 2 постановления КМУ от 27.12.10 г. № 1233 ГНСУ должна осуществлять учет сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот на территории Украины. Поэтому непонятно, как, освободив от подачи Отчета о льготах отдельные НПО, налоговики будут выполнять это требование Кабмина.

Кроме того, Отчет о льготах был разработан не как налоговая декларация в понимании НКУ (на его основании не осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства), а как форма, используемая для проведения определенного анализа (в ней только приводятся данные, указывающие на размер льгот, полученных в течение отчетного периода). К статистической отчетности этот Отчет тоже не относится.

И все же, поскольку налоговики в комментируемом письме предоставляют профсоюзам и организациям работодателей право не подавать Отчет о льготах, то почему бы таким НПО не воспользоваться такой возможностью? Тем более что ответственность за неподачу Отчета о льготах на сегодняшний день не предусмотрена.

Обращаем внимание, что налоговики на основании положений п. 157.14 НКУ, где упоминаются только профсоюзы, делают вывод, что Отчет о льготах могут не подавать также и организации работодателей.

Если выводы, сделанные в комментируемом письме, — это не очередная неточность налоговиков, а принципиальная позиция о подаче Отчета о льготах НПО, то эти выводы должны распространяться и на все другие категории НПО. Ведь с точки зрения Порядка № 1233 принципиальной разницы между разными категориями НПО нет.

В то же время поскольку выводы комментируемого письма достаточно сомнительны, советуем НПО, которые решат им воспользоваться, получить в местных ГНС индивидуальную налоговую консультацию по этому вопросу.

 

Сергей ДЕЦЮРА

 

* Порядок заполнения и подачи Отчета о льготах описан в статье «Отчет о льготах: особенности составления новой формы» // «БН», 2011, № 15, с. 46.

** Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.10 г. № 1233.

*** Заметим, что в редакции этого пункта, действующей с 12.08.12 г., речь идет о центральном органе исполнительной власти, обеспечивающем формирование государственной финансовой политики (Минфин), но на суть эта неточность не влияет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше