Темы статей
Выбрать темы

Субъекты индустрии программной продукции: особенности налогообложения

Редакция БН
Статья

СУБЪЕКТЫ ИНДУСТРИИ
 ПРОГРАММНОЙ ПРОДУКЦИИ:

особенности налогообложения

 

Законом Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, касающихся особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 05.07.12 г. № 5091-VI (см. «БН», 2012, № 35, с. 18) для IT-индустрии было предусмотрено две преференции: льготный режим обложения налогом на прибыль и льгота по НДС. В этой статье речь пойдет об особенностях применения данных льгот субъектами индустрии программной продукции.

Роман Бережной, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

НДС и СИПП

В соответствии с п. 261 подразд. 2 разд ХХ НКУ в период с 01.01.13 г. по 01.01.23 г. освобождаются от обложения НДС операции по поставке программной продукции. При этом для целей применения данной льготы под поставкой программной продукции в соответствии с той же нормой следует понимать:

— результат компьютерного программирования в виде операционной системы, системной, прикладной, развлекательной и/или учебной компьютерной программы (их компонентов), а также в виде интернет-сайтов и/или онлайновых сервисов;

— криптографические средства защиты информации.

К сожалению, это определение термина «программная продукция» и его сочетание со словом «поставка» не позволяют достаточно четко и однозначно очертить круг льготируемых операций.

По нашему мнению, под данную льготу должны попадать как операции по продаже всех имущественных прав на уже готовую программную продукцию, так и операции по оказанию услуг (работ), суть которых состоит в разработке (создании) компьютерных программ (их компонентов).

Однако, похоже, налоговики с таким подходом не согласны. Так, в письме от 05.03.13 г. № 3360/6/15-3115 они указали, что «поставка услуг по проектированию, изданию, программированию, тестированию, установке, внедрению, обслуживанию программных и / или программно-технических средств не может относиться к определению программной продукции. <...> освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость не распространяется на операции по поставке услуг в сфере информатизации».

Другим немаловажным моментом является субъектный состав льготы. Следует отметить, что формулировка п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ не использует термин «субъект индустрии программной продукции», который лег в основу льготного режима обложения по налогу на прибыль (о чем речь пойдет дальше). Нет в данной норме и связи с льготным режимом обложения налогом на прибыль СИПП. Да и в целом в рассматриваемой нами НДС-ной льготе нет каких-либо иных признаков, ограничивающих субъектный состав льготы. Из чего мы можем заключить, что сфера НДС-ной льготы несколько шире, чем сфера применения льготного режима обложения СИПП налогом на прибыль и касается всех плательщиков НДС, включая и плательщиков налога на прибыль, которые являются СИПП.

К сожалению, не все представители налоговой службы поддерживают такой вывод. Так, ГНА в г. Киеве в своем письме от 02.10.12 г. № 6239/10/06-408 пришла к выводу, что рассматриваемая нами льгота по НДС применяется только СИПП и после регистрации таких СИПП в порядке, предусмотренном для льготного режима обложения налогом на прибыль. Иными словами, они сделали льготу по НДС-составляющим элементом льготного режима налогообложения СИПП (наряду с налогом на прибыль).

Мы с таким подходом категорически не соглашались, что нашло свое отражение в комментарии к названному письму ГНА в г. Киеве (см. «БН», 2012, № 47, с. 10). Там же вы можете подробнее ознакомиться с нашими контраргументами. К счастью, ГНСУ также не поддержала столичных налоговиков и в своем письме от 06.12.12 г. № 6709/0/61-12/15-1415* прямо отметила: «освобождение от обложения НДС распространяется на операции по поставке программной продукции независимо от регистрации плательщика НДС как субъекта, применяющего особенности обложения налогом на прибыль предприятий субъектов индустрии программной продукции, предусмотренных п. 5 подраздела 10 раздела XX НКУ».

* См. ком. «Поставка программной продукции: льгота по НДС НЕ только для субъектов IT-индустрии!» // «БН», 2013, № 1, с. 9.

 

Специальный режим обложения налогом на прибыль

Чем регулируется применение льготы. Специальный режим обложения прибыли определен переходными положениями НКУ, что вполне логично в силу его временного характера (применяется с 01.01.13 г. до 01.01.23 г.). При этом п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ определяет льготную ставку налога на прибыль 5 %.

В свою очередь, п. 15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ устанавливает правила применения как специального режима налогообложения, так и льготной ставки по налогу на прибыль п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ.

В чем суть льготы. Суть специального режима налогообложения прибыли СИПП состоит в том, что прибыль от деятельности в сфере индустрии программной продукции облагается по ставке 5 %, в то время как прибыль от иной деятельности облагается в общем порядке (по ставке 19 %, а с 01.01.14 г. — 16 %). Это прямо следует из п.п. 1.2 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ: «Согласно особенностям налогообложения налог на прибыль от осуществления видов экономической деятельности, определенных в подпункте 1.5 этого пункта, начисляется субъектом индустрии программной продукции по ставке, определенной пунктом 151.1 статьи 151 этого Кодекса».

Тут, пожалуй, сразу следует сделать несколько уточнений.

Ссылка п.п. 1.2 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ на п. 151.1 НКУ в некоторой степени может ввести в заблуждение. Ведь в п. 151.1 НКУ установлена общая ставка налога на прибыль — 16 %, а льготная ставка, как уже было отмечено, указана в п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Однако это не будет препятствием для применения льготной ставки, поскольку:

— это прямо следует из самого п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ;

— в п. 151.1 НКУ есть прямая ссылка на Переходные положения НКУ: «Положения указанного пункта [п. 151.1 НКУ. Примеч. авт.] применяются с учетом пункта 10 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» этого
Кодекса
».

Кстати, тут также следует остановиться на сроке применения льготы. В п. 10 подразд. 4 разд. ХХ НКУ ставка в размере 5 % для СИПП установлена отдельно для периода с 01.01.13 г. по 31.12.13 г. и отдельно на период с 01.01.14 г. по неопределенное время. Однако не следует из этого делать вывод, что срок действия льготной ставки не ограничен. Применение льготной ставки тесно связано с соблюдением п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, а он является временным и действует до 01.01.23 г., что прямо установлено в п.п. 1.1 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ. Таким образом, специальный режим налого-обложения прибыли СИПП и льготная ставка по налогу на прибыль применяются в период с 01.01.13 г. по 01.01.23 г.

Кроме того, стоит сказать, что считать деятельностью в сфере индустрии программной продукции. Ведь 5 % ставка применяется только к прибыли, полученной от такой деятельности. В п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ определен исчерпывающий перечень видов деятельности, прибыль от которой облагается по ставке 5 %. Минфин попытался увязать положения п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ с конкретными видами деятельности по КВЭД в Регистрационном заявлении СИПП (см. таблицу).

 

Сопоставление видов льготной деятельности СИПП с КВЭД

Вид деятельности в соответствии с п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ

Код КВЭД-2005

Код КВЭД-2010

1

2

3

1) издание программного обеспечения, включая издание и реализацию (продажа, прокат и/или предоставление лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ, публикацию готового (несистемного) программного обеспечения, в том числе перевод либо адаптацию несистемного программного обеспечения для определенного рынка за свой счет: операционные системы, бизнес- и другие приложения; выпуск компьютерных игр для всех платформ

72.21.0 «Разработка стандартного программного обеспечения»

58.21 «Издание компьютерных игр»

72.22.0 «Другие виды деятельности в сфере разработки программного обеспечения»

58.29 «Издание другого программного обеспечения»

62.01 «Компьютерное программирование»

2) компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модифицированию, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документированию программного обеспечения (в том числе с использованием коммерческих или свободно распространенных модулей), включая разработку структуры и содержания и/или написание системы команд, необходимых для создания и выполнения: системного программного обеспечения (в том числе восстановления), прикладных программ (в том числе восстановления), баз данных, веб-сайтов (в том числе их аудиовизуальных элементов); настройку программного обеспечения, т. е. модификацию и конфигурацию существующих приложений, таким образом, чтобы оно функционировало в рамках информационной системы клиента; разработке индивидуального программного обеспечения (на заказ) и адаптирование пакетов программ к нуждам пользователей; написание программных сопровождающих инструкций для пользователей

72.21.0 «Разработка стандартного программного обеспечения»

62.01 «Компьютерное программирование»

3) консультирование по вопросам информатизации, включая планирование и разработку компьютерных систем, совмещающих комплектующее оборудование, программное обеспечение и коммуникационные технологии, консультирование по типу и конфигурации компьютерных технических средств и использованию технологий программного обеспечения: анализ информационных потребностей пользователей и поиск наиболее оптимальных решений, консультирование по вопросам создания продукции программного обеспечения и предоставление помощи по техническим аспектам компьютерных систем, консультирование по вопросам обслуживания работы программного обеспечения и информатизации

72.10.0 «Консультирование по вопросам информатизации»

62.02 «Консультирование по вопросам информатизации»

4) деятельность по управлению компьютерным оборудованием, включая предоставление услуг по местному управлению и деятельности компьютерных систем клиентов, а также по обработке данных и другие сопутствующие услуги, эксплуатацию на долгосрочной (постоянной) основе средств обработки данных, принадлежащих другим пользователям

72.30.0 «Обработка данных»

62.03 «Деятельность по управлению компьютерным оборудованием»

5) создание и внедрение информационно-технических комплексов, систем и сетей по: проектированию и созданию комплексов, систем и сетей на базе информационных технологий, систем передачи данных и систем хранения данных, монтажу и установке электронно-вычислительных машин и другого оборудования для обработки информации; обслуживание и сопровождение комплексов, систем и сетей, построенных на базе информационных технологий; установление программного обеспечения за вознаграждение, включая реализацию, инсталляцию, внедрение, интеграцию с другими системами, поддержку (настройку, консультирование по вопросам разработки и эксплуатации, модификацию и доработку, исправление ошибок); разработке криптографических средств защиты информации; предоставлению права на использование программного обеспечения, включая передачу имущественных прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение (компьютерные программы)

33.30.0 «Проектирование и монтаж систем управления технологическими процессами»

33.20 «Установка и монтаж машин и оборудования»

6) обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность, включая деятельность, связанную с базами данных: предоставление данных в определенном порядке или последовательности путем их выбора в режиме онлайн или прямого доступа к оперативным данным, отсортированным согласно запросу, для широкого или ограниченного круга пользователей (компьютеризированный менеджмент); обработка, подготовка и ввод данных с применением программного обеспечения пользователя или собственного программного обеспечения

72.30.0 «Обработка данных»

63.11 «Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность»

72.40.0 «Деятельность, связанная с банками данных»

63.12 «Веб-порталы»

 

Кто имеет право на льготу. Из предписаний п.п. 1.1 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ следует, что правом на применение льготного режима налогообложения прибыли наделены плательщики налога на прибыль, которые соответствует критериям, установленным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ (СИПП). Таким образом, СИПП могут быть только плательщики налога на прибыль, соответствующие следующим критериям:

1) удельный вес доходов субъекта от осуществления видов экономической деятельности, определенных в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, составляет не менее 70 % доходов от всех видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг;

2) первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов субъекта превышает 50 размеров МЗП, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года (в 2013 году — 57350 грн.);

3) у субъекта отсутствует налоговый долг;

4) в отношении субъекта судом не принято постановление о признании должника банкротом в соответствии с Законом о банкротстве.

Кроме того, для получения права на применение льготного режима плательщик налога на прибыль — претендент для того, чтобы попасть в ряды СИПП, должен одновременно соответствовать всем четырем критериям в течение одного из следующих сроков:

1) 4 предыдущих последовательных отчетных кварталов — такой срок установлен п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ для плательщиков налога на прибыль, которые не являются новосозданными, а также для плательщиков налога на прибыль, которые созданы после вступления в силу Закона № 5091 (с 03.08.12 г.) путем реорганизации (слияния, присоединения, деления, выделения, преобразования), приватизации и корпоратизации;

2) 2 полных отчетных (налоговых) кварталов до дня подачи Регистрационного заявления СИПП — такой срок установлен п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ для новосозданных плательщиков налога на прибыль.

Раздельный учет. Из сказанного выше уже напрашивается вывод о необходимости ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных от IТ-деятельности (т. е. от видов деятельности, указанных в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ) и от любой другой деятельности, поскольку применение льготной ставки ограничено не только статусом СИПП, но и видами деятельности (см. п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ). На нормативном уровне обязанность ведения раздельного учета установлена в п.п. 1.3 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ (см. «Общие правила ведения раздельного учета»).

 

Общие правила ведения раздельного учета

Извлечение из п.п. 1.3 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ

«1.3. Плательщики налога ведут отдельный учет доходов и расходов, связанных с получением прибыли от осуществления видов экономической деятельности, определенных в подпункте 1.5 этого пункта.

При этом:

в состав расходов таких плательщиков налога, связанных с получением прибыли, облагаемой налогом по ставке, определенной подпунктом 1.2 этого пункта, не включаются расходы, связанные с получением прибыли от иной деятельности, чем предусмотренная в подпункте 1.5 этого пункта;

сумма амортизационных отчислений, начисленных на основные средства, используемые для получения прибыли, облагаемой налогом по ставке, определенной подпунктом 1.2 этого пункта, не учитывается в расходах, связанных с получением прибыли от иной деятельности, чем предусмотренная в подпункте 1.5 этого пункта.

В случае если основные средства используются одновременно для получения прибыли, облагаемой налогом по ставке, определенной подпунктом 1.2 этого пункта, и прибылей от прочей деятельности, расходы плательщика налога, связанные с получением прибыли, облагаемой налогом по ставке, определенной подпунктом 1.2 этого пункта, подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений, которая так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного налогового периода, как сумма доходов от видов экономической деятельности, определенных в подпункте 1.5 этого пункта, относится к доходам от всех видов экономической деятельности такого плательщика налога.

Аналогично происходит распределение расходов, которые одновременно связаны как с получением прибыли, облагаемой налогом по ставке, определенной подпунктом 1.2 этого пункта, так и с получением прибылей от другой деятельности».

 

Подобный механизм распределения налоговики и законодатель практиковали в рамках, например, совместной деятельности. Вкратце его суть состоит в следующем. В состав расходов от IТ-деятельности включаются:

— расходы и амортизация основных средств, которые связаны с такой (и только такой) деятельностью;

— часть расходов и амортизации, которые связаны как с IТ-деятельностью, так и с любой иной деятельностью СИПП (пропорционально доле доходов от IT-деятельности в общих доходах плательщика).

Все остальные расходы и амортизационные отчисления отражаются в общем учете и не участвуют в определении прибыли, облагаемой по ставке 5 %.

 

Как реализовать право на льготу по налогу на прибыль: регистрация СИПП

Для применения льготного режима налогообложения прибыли недостаточно просто соответствовать критериям, определенным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ на протяжении двух или четырех отчетных периодов. Необходимо еще пройти регистрационную процедуру и получить Свидетельство о регистрации в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения. Данный вывод следует из абз. 10 п.п. 1.6 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, где предусмотрено, что СИПП имеет право применять особенности налогообложения с 1 числа месяца календарного квартала, следующего за месяцем, в котором такой субъект был включен в реестр субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции. За нарушение сроков включения плательщика в Реестр СИПП и/или выдачи ему соответствующего свидетельства должностные лица органов ГНС несут ответственность в соответствии с законом.

В целом, можно выделить 3 этапа регистрационной процедуры.

1. Подача заявления. Для регистрации в качестве СИПП необходимо подать заявление в орган налоговой службы по месту основной регистрации. Заявление должно быть подано не позднее 30 календарных дней до начала отчетного периода, с которого плательщик налога на прибыль планирует применять специальные правила налогообложения. Нарушение указанного срока грозит отказом в регистрации (п.п. 2.7 Порядка № 12).

Заявление должно быть подано руководителем СИПП или же уполномоченным лицом (с подтверждением полномочий такого лица). Нарушение данного правила также грозит отказом в регистрации (п.п. 2.7 Порядка № 12). Заявление подается по форме, утвержденной приказом МФУ от 14.01.13 г. № 12.

Помимо Регистрационного заявления СИПП необходимо будет подать (абз. 4 п.п. 1.6 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ):

финансовую отчетность;

копии первичных документов (заверенные подписью плательщика налога или его должностного лица и скрепленные печатью (в случае ее наличия) либо в электронной форме с соблюдением условия о регистрации электронной подписи подотчетных лиц, если такие документы создаются им в электронной форме), которые подтверждают право на использование особенностей налогообложения.

То есть вместе с регистрационным заявлением необходимо подать ряд документов, подтверждающих соответствие критериям, указанным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ.

Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что отсутствие налогового долга, а также отсутствие постановления суда о признании должника банкротом не требуют документального подтверждения, поскольку данные факты не подтверждаются финансовой отчетностью и первичными документами.

В пользу этого свидетельствует и сама форма Регистрационного заявления СИПП. В п. 12 этого заявления заявитель должен только предоставить гарантию (без документального подтверждения), что в отношении него не принято постановление суда о признании банкротом и отсутствует налоговый долг.

И это вполне логично, ведь доступ к ЕГР, как и возможность проверить отсутствие налогового долга, у налоговиков есть. А в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона № 755 в ЕГР отражаются, в частности, дата принятия, дата вступления в законную силу и номер судебного решения о прекращении юридического лица, которое не связано с банкротством, о возбуждении (прекращении) производства по делу о банкротстве, о санации, о признании его банкротом, об отмене государственной регистрации прекращения.

Кроме того, ст. 39 Закона № 755 определяет, что суд, принявший решение о признании юридического лица банкротом, направляет соответствующее решение госрегистратору по местонахождению юридического лица в день вступления в силу соответствующего решения суда. В общем, у налоговиков вся информация имеется.

При рассмотрении формы заявления и порядка включения в Реестр СИПП, установленного в разд. 2 Порядка № 12, отдельного внимания заслуживает такой критерий, как соответствие КВЭД, которого в НКУ, строго говоря, нет.

Как было отмечено ранее, льготный режим по налогу на прибыль для СИПП ограничен видами деятельности, перечисленными в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ. Никаких требований к КВЭДам НКУ не выдвигает. Как, например, это сделано в ряде случаев для плательщиков единого налога (п.п. 291.5.2 НКУ).

Однако такое положение дел, судя по всему, не устраивает Минфин. Как мы отмечали, в форме Регистрационного заявления СИПП Минфин сопоставил виды деятельности из п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ с кодами КВЭД. Необходимость указания в заявлении КВЭД Минфин установил в п.п. 2.1 Порядка № 12.

Однако этим Минфин не ограничился. Самого факта осуществления видов деятельности, указанных в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ и в соответствующих КВЭДах, Минфину явно не достаточно. Он требует, чтобы соответствующие КВЭДы были внесены в ЕГР. Данное требование явно прослеживается и в п.п. 2.7 Порядка № 12, которым определены такие основания для отказа в регистрации СИПП: данные о видах экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ и предоставлению услуг в индустрии программной продукции, указанные в Регистрационном заявлении СИПП, не соответствуют п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ или соответствующие коды видов экономической деятельности по КВЭД-2010 не внесены в ЕГР.

По сути, Минфин добавил еще один критерий, соблюдение которого будет контролироваться налоговыми органами при рассмотрении Регистрационного заявления СИПП — наличие в ЕГР кодов КВЭД, соответствующих видам деятельности согласно п.п. 1.5 п. 15 под-
разд. 10 разд. XX НКУ
, которые осуществляет заявитель.

2. Рассмотрение заявления и поданных документов. На данном этапе орган налоговой службы анализирует правильность заполнения заявления, а также соответствие данных заявления и предоставленных документов критериям, установленным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ.

В ходе рассмотрения документов заявителя налоговый орган имеет право на проведение документальной внеплановой невыездной проверки, целью которой будет установление достоверности документов и информации, предоставленной заявителем. Такая проверка может быть проведена в течение 10 рабочих дней, которые наступают после дня получения Регистрационного заявления. Причем «такая проверка может быть проведена в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения регистрационного заявления».

К сожалению, НКУ и Порядок № 12 не детализируют сроки проведения такой проверки: в течение 10 рабочих дней налоговый орган должен приступить к проверке или на 10-й рабочий день с даты подачи заявления проверка должна быть закончена?! Здесь остается уповать только на общий срок рассмотрения заявления — 15 рабочих дней, по истечении которых налоговый орган уже обязан принять решение.

3. Принятие решения. В течение 15 рабочих дней с момента поступления Регистрационного заявления СИПП налоговый орган обязан принять и направить заявителю решение о результатах рассмотрения документов и информации, предоставленной заявителем. При этом налоговый орган:

1. Отказывает в регистрации СИПП, если по результатам рассмотрения Регистрационного заявления СИПП, поданных документов, проведенной документальной невыездной проверки установлено несоответствие какому-либо или нескольким критериям согласно п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ. Исчерпывающий перечень оснований для отказа Минфин привел в п.п. 2.7 Порядка № 12:

— по результатам рассмотрения Регистрационного заявления, поданных документов или проведенной документальной внеплановой невыездной проверки установлено, что указанный субъект не соответствует критериям, установленным п.п. 1.3 Порядка № 12;

— СИПП был исключен из Реестра в связи с несоответствием критериям, установленным п.п. 1.3 Порядка № 12, и прошло менее 4 последовательных отчетных (налоговых) кварталов, следующих за отчетным (налоговым) кварталом, в котором было допущено такое несоответствие;

— данные о видах экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ и предоставлению услуг в индустрии программной продукции, указанные в Регистрационном заявлении, не соответствуют п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ или соответствующие коды видов экономической деятельности по КВЭД-2010 не внесены в ЕГР;

— Регистрационное заявление не подписано или не скреплено печатью СИПП (в случае ее наличия), подано с нарушением требований (кроме срока), установленных п.п. 2.1 Порядка № 12, данные Регистрационного заявления не соответствуют данным ЕГР, к Регистрационному заявлению не приложены или приложены не в полном объеме копии документов согласно п.п. 2.2 Порядка № 12;

— Регистрационное заявление подано с нарушением сроков, установленных п.п. 2.1 Порядка № 12;

— СИПП не предоставлены документы либо отказано в предоставлении документов органу государственной налоговой службы для проведения документальной внеплановой невыездной проверки плательщика (в случае ее проведения).

Решение налогового органа об отказе в регистрации СИПП не ограничивает налогоплательщиков в повторном обращении за получением статуса СИПП.

2. В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации орган налоговой службы должен включить налогоплательщика в Реестр СИПП и выдать (или направить по почте с уведомлением о вручении) соответствующее Свидетельство.

В таком случае СИПП имеет право применять особенности налогообложения уже с первого числа квартала, следующего за кварталом внесения информации в Реестр СИПП.

Следует отметить, что дата включения субъекта в Реестр СИПП не совпадает с датой регистрации в качестве СИПП и датой начала действия Свидетельства. Дата включения в Реестр СИПП определяется по дате внесения соответствующей записи в Реестр, а дата регистрации СИПП и дата начала действия Свидетельства СИПП — это первое число календарного квартала, который следует за датой включения в Реестр СИПП (см. п.п. 2.8 Порядка № 12).

 

Аннулирование регистрации

Свидетельство СИПП подлежит аннулированию в случае, если СИПП (п.п. 1.8 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ):

1) подает заявление об аннулировании регистрации в качестве СИПП;

2) не соответствует критериям, установленным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ;

3) прекращает осуществление видов экономической деятельности, предоставлявших ему право применять особенности налогообложения в связи с ликвидацией или реорганизацией.

При наличии одного из перечисленных выше условий СИПП обязан вернуть органу ГНС Свидетельство, а налоговый орган — аннулировать регистрацию СИПП как субъекта, применяющего особый режим налогообложения. При этом, в последних двух случаях инициатором аннулирования Свидетельства СИПП и соответствующей регистрации может выступать налоговый орган (см. п.п. 4.3 Порядка № 12).

Кроме того, НКУ в п.п. 1.7 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ устанавливает четкие последствия для случая, когда СИПП прекращает соответствовать критериям, установленным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ:

— с первого числа квартала, на который приходится несоответствие критериям, установленным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ, СИПП обязан уплачивать налог на прибыль по общим правилам, а в случае, если это не было сделано, — обязан доначислить и уплатить налог на прибыль вместе с пеней. Правда, открытым остается вопрос соотношения данного требования с нормами, регламентирующими ответственность плательщиков налогов. Ведь в какой-то мере прямое урегулирование в п. 15 подразд. 10 разд. XX НКУ последствий, связанных с занижением налога на прибыль вследствие неправомерного применения специального режима налогообложения, можно считать специальной ответственностью, которая перекрывает общие нормы ответственности. Ведь в противном случае данная норма не несет в себе никакого регулирующего влияния. При такой трактовке в случае занижения налога на прибыль можно отделаться только уплатой пени, без штрафных санкций. Посмотрим, будут ли налоговики столь же либеральны;

— плательщик теряет право применять специальный режим налогообложения в течение 4 кварталов, следующих за кварталом, в котором возникло несоответствие критериям. По истечении данного срока плательщик налога на прибыль снова может подать Регистрационное заявление СИПП.

 

Документы и сокращения статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-IV.

Закон № 5091 — Закон Украины «О внесении изменений в раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, касающихся особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции» от 05.07.12 г. № 5091-VI.

Закон № 755 Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.03 г. № 755-IV.

Закон о банкротстве — Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в редакции от 22.12.11 г. № 4212-VI.

Порядок № 12 — Порядок ведения реестра субъектов индустрии программной продукции, которые применяют особенности налогообложения, утвержденный приказом Минфина от 14.01.13 г. № 12.

ЕГР — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

Регистрационное заявление СИПП — Регистрационное заявление субъекта индустрии программной продукции в качестве субъекта, применяющего особенности налогообложения.

Реестр СИПП Реестр субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции.

МЗП — минимальная заработная плата.

СИПП — субъект индустрии программной продукции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше