ВРЕМЕННОЕ
ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ:
что нужно,
чтобы не платить эконалог,
— новые требования ГНСУ
Письмо Государственной налоговой службы Украины от 27.12.12 г. № 12699/0/7112/152117
«Об особенностях администрирования экологического налога в 2013 году»
Напомним, что с 01.01.13 г. вступили в силу изменения, внесенные в п.п. 14.1.223 Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) Законом Украины от 24.05.12 г. № 4834VI* (было изменено определение термина «размещение отходов»). В связи с внесением этих изменений с начала этого года временное хранение какихлибо отходов на территории предприятия до момента передачи их на утилизацию специализированному учреждению не считается размещением отходов, а субъекты хозяйствования, которые временно хранят такие отходы, не являются плательщиками эконалога.
Напомним, что последние два года налоговики, пользуясь неоднозначным определением термина «размещение отходов», настаивали на уплате эконалога за временное хранение отходов на территории предприятия**.
Поэтому после вступления в силу упомянутых выше новаций большинство субъектов хозяйствования вздохнули с облегчением, поскольку считали, что эпопея с уплатой эконалога за временное хранение отходов наконец закончилась. Мы также думали, что в этой истории поставлена жирная точка.
Но налоговики считают подругому. Так, в комментируемом письме работники налоговой, освещая новшества, касающиеся уплаты эконалога за размещение отходов, вступившие в силу с 01.01.13 г., указали: «…при временном хранении отходов субъекты хозяйствования не будут уплачивать экологический налог в случае наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными либо специализированными предприятиями и т. п.) и передачу отходов в установленные этим договором сроки на утилизацию и захоронение».
Из формулировок, приведенных в комментируемом письме, усматривается, что налоговики в очередной раз собираются выдвинуть специальные требования, которые необходимо будет выполнять субъектам хозяйствования, чтобы не уплачивать эконалог за временное хранение отходов, Так, они говорят о том, что субъекты хозяйствования, временно хранящие отходы, чтобы не уплачивать эконалог, должны:
1) заключить договор на удаление и утилизацию отходов со спецорганизацией, например, коммунальным предприятием и т. п.;
2) передавать отходы спецорганизации в сроки, установленные этим договором.
Обращаем внимание, что до вступления в силу НКУ, чтобы не уплачивать эконалог (тогда еще экосбор) за размещение отходов, подобные условия налоговиками уже выдвигались, но в более жесткой форме. Субъекты хозяйствования со стажем могут еще помнить об этом (письмо ГНАУ от 28.05.08 г. № 6208/5/150215). Но с того времени многое изменилось в законодательстве, поэтому такие требования стали безосновательными.
Другими словами, налоговики считают: для того чтобы не уплачивать эконалог за размещение отходов, субъекты хозяйствования должны подтвердить тот факт, что они хранят отходы временно. А об этом, на их взгляд, прямо говорит только наличие договора и передача отходов в установленные договором сроки на утилизацию.
Заметим, что в консультации, приведенной в разд. 300.01 ЕБНЗ, налоговики при рассмотрении аналогичной проблемы высказались более конкретно: «Субъекты хозяйствования, которые осуществляют временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. д.), являются плательщиками экологического налога в случае отсутствия у них договора на удаление и утилизацию отходов, в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение».
Мы не согласны с такими требованиями налоговиков, поскольку в НКУ нет ни единого упоминания о том, что для неуплаты эконалога за размещение отходов субъекты хозяйствования, которые временно хранят отходы, должны подтверждать какимилибо своими действиями факт временного хранения отходов.
То есть можно говорить, что требования налоговиков, изложенные в комментируемом письме и консультации, приведенной в ЕБНЗ, являются незаконными и необоснованными. Ведь субъекты хозяйствования, которые временно хранят отходы и планируют в будущем передать их спецорганизации на утилизацию, автоматически освобождаются от уплаты эконалога за размещение отходов. Поэтому отсутствие такого договора или несвоевременная передача отходов на утилизацию не должны повлиять на уплату эконалога субъектами хозяйствования, временно хранящими отходы.
В то же время чеголибо подобного от налоговиков и следовало ожидать. Цель таких требований — внедрить механизм, который бы давал возможность контролирующим органам убедиться в том, что субъект хозяйствования будет передавать отходы на утилизацию, а не просто накапливать их на своей территории и тем самым загрязнять окружающую природную среду.
Хотя, если задуматься, все равно все субъекты хозяйствования, временно хранящие отходы, будут поневоле соблюдать эти требования. Ведь чтобы выполнить требования природоохранного законодательства, субъекты хозяйствования обязаны или утилизировать, или передать на утилизацию образованные отходы (это обычно происходит на договорной основе). Кроме того, за нарушение законодательства об отходах, в частности, за нарушение установленного порядка обращения с отходами, которое привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, лица, виновные в таком нарушении, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность (ст. 42 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98ВР).
Сергей ДЕЦЮРА
* См. ком. «Налоговый кодекс: анализируем изменения» // «БН», 2012, № 29, с. 22.
** Подробнее об этом см. в статье «Эконалог: о новшествах и не только…» // «БН», 2013, № 1, с. 41.