Темы статей
Выбрать темы

Предприятие без работников: задача-минимум — подать отчетность

Редакция БН
Статья

ПРЕДПРИЯТИЕ
 БЕЗ РАБОТНИКОВ:

задача-минимум — подать отчетность

 

Ситуацией, когда предприятие есть, но наемных работников в нем — ни одного, отечественного бухгалтера не удивить. Однако именно у бухгалтера у первого возникает вопрос: как в этом случае предприятию подавать отчетность, вести бухучет, проходить проверки контролирующих органов, решать другие организационные и не только вопросы? Давайте разбираться вместе.

Елена УВАРОВА, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»

 

Отсутствие деятельности — сохранение обязанностей

Вопрос о том, как решать минимальный набор вопросов, в основном связанных с необходимостью взаимодействия с контролирующими органами, возникает, когда предприятие либо только зарегистрировано и потому хозоперации еще не проводит, либо деятельность по каким-то причинам приостановлена. Как бы там ни было, но даже полное отсутствие деятельности не освобождает предприятие от обязанности:

1) подавать отчетность. Так, юрлицо на общей системе должно в любом случае подавать декларацию по налогу на прибыль. Сделаем лишь одну оговорку: если строки декларации, при заполнении которых следует подавать приложения, не заполняются, соответствующие приложения подавать не нужно (см. раздел 110.30.03 ЕБНЗ). Юрлицу-единоналожнику сослаться на отсутствие деятельности как на основание для непредоставления отчетности также не удастся: декларацию придется предоставить.

Субъекту хозяйствования, зарегистрированному в качестве плательщика НДС, вне зависимости от того, осуществлялась в отчетном периоде деятельность или нет, придется подать:

— налоговую декларацию по НДС (общую 0110, а спецрежимным плательщикам еще и одну из специальных). Если строки декларации, при заполнении которых следует подавать приложения, не заполняются, соответствующие приложения подавать не нужно;

— копию записей Реестра выданных и полученных налоговых накладных в электронной форме;

— уведомление о делегировании филиалам (структурным подразделениям), при их наличии, права выписки налоговых накладных и ведения части Реестра выданных и полученных налоговых накладных.

При наличии объекта обложения эконалогом (например, газового котла) придется выполнить обязанность по подаче налоговой декларации по экологическому налогу, даже если в ней будут только прочерки. Единственный путь избежать такой обязанности — уведомить налоговый орган в произвольной форме об отсутствии в отчетном году объекта для исчисления эконалога.

Аналогичная ситуация — необходимость предоставить отчетность при наличии объекта налогообложения, даже при отсутствии деятельности — складывается, в частности, если юрлицо является собственником земельного участка либо пользователем коммунальной или государственной земли, либо, скажем, в свое время получило разрешение на использование недр, является собственником объекта жилой недвижимости.

Что касается Налогового расчета по форме № 1ДФ, то если в течение отчетного квартала юрлицо не начисляло и не выплачивало доходы физическим лицам, то форму № 1ДФ за данный отчетный период можно не подавать. Если же начисление и/или выплата доходов физлицам имели место, данный вид отчетности подается в обязательном порядке.

Приостановление деятельности не освобождает юрлицо ни от обязанности предоставить финансовую отчетность, ни от необходимости подавать РРО-отчетность (если субъект хозяйствования регистрировал РРО и так с регистрации его и не снял).

Зато отсутствие наемных работников лишает юрлицо статуса страхователя в понимании законодательства о ЕВС, а значит, подавать ЕВС-отчетность не нужно;

2) допускать представителей контролирующих органов к проведению проверки.

Так, если говорить о налоговых проверках, то НКУ, очерчивая условия допуска проверяющих к проверкам, ничего не говорит о том, что приостановление деятельности налогоплательщика является основанием для непроведения проверок в отношении него. Единственное, за что можно зацепиться: НКУ указывает на необходимость предъявления проверяющими направления на проверку и приказа о ее проведении должностным лицам налогоплательщика. Отсутствие наемных работников можно использовать как основание для того, чтобы настаивать на отсутствии должностных лиц на предприятии, а следовательно, на невозможности проведения проверки без каких-либо негативных последствий для самого налогоплательщика. Как указывают суды, отсутствие должностных лиц на рабочем месте и отказ от допуска проверяющих к проведению проверки — не тождественные понятия (см. определение Харьковского апелляционного админсуда от 25.07.12 г. по делу № 2а-1670/1052/12 // http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/25436711);

3) оформлять первичные документы (в случае совершения хозопераций), вести бухгалтерский и налоговый учет. Так, в частности, согласно ч. 1 ст. 8 Закона о бухучете бухгалтерский учет на предприятии ведется беспрерывно со дня регистрации предприятия и до его ликвидации. Как видим, нет никаких исключений на период, когда деятельность приостановлена.

Как видим, даже полное отсутствие деятельности не освободит юрлицо от необходимости подачи налоговой и финансовой отчетности, выполнения других налоговых обязательств, ведения бухучета. Учитывая это, может ли вообще предприятие существовать без наемных
лиц?

 

Предприятие без работников: возможный выход

Единственный возможный выход, о котором знает каждый, кто хотя бы однажды сталкивался с вопросом о том, как организовать деятельность юрлица без наемных работников: возложение функций директора на учредителя (собственника) такого юрлица.

Скажем прямо, на сегодня среди специалистов нет единого мнения по вопросу о том, допускает ли действующее законодательство возможность существования юрлица без наемных работников, как минимум, без директора. Приведем аргументы обеих сторон.

 

Юрлицо с учредителем вместо директора
 (без оформления трудовых отношений)

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1. ГКУ предусматривает, что управление обществом осуществляют его органы (ч. 1 ст. 97). При этом, во-первых, общее собрание участников имеет право принимать решение по всем вопросам деятельности общества, в том числе по тем, которые переданы в компетенцию исполнительного органа (ч. 1 ст. 98), а это дает возможность единственному участнику общества осуществлять самостоятельное управление им; во-вторых, ХКУ признает, что собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через уполномоченные им органы.

2. Закон о бухучете прямо предусматривает, что для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации. Одна из возможных форм — самостоятельное ведение бухучета и составление отчетности непосредственно собственником либо руководителем предприятия (ч. 4 ст. 8). Единственное, прямо предусмотренное ограничение: эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна публиковаться. Иначе говоря: законодатель четко указывает на возможность самостоятельного выполнения собственником функций директора без занятия его должности, а значит — без получения зарплаты, без возникновения трудовых отношений в целом.

3. В ЕБНЗ была размещена консультация, согласно которой лицо-учредитель имеет право на подписание налоговой отчетности, если сведения о таком лице внесены в учетные данные о субъекте хозяйствования, а также о нем уведомлен сам налоговый орган в установленном порядке (раздел 020.02). С 06.08.11 г. консультация значится как утратившая силу, однако оснований для изменения взглядов налогового органа на данный вопрос нет.

4. Правомерность подобного варианта оформления отношений признают сами госорганы, в частности Минсоцполитики в письме от 07.02.12 г. № 113/13/84-12 (см. ком. в «БН», 2012, № 21, с. 7) отметило, что «форма участия собственника в управлении предприятием в случае, если собственник осуществляет управление предприятием без заключения трудового договора (в том числе на период времени, когда предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность), и способ вознаграждения собственнику за такую деятельность могут быть определены в учредительных документах»

1. Любые отношения по выполнению той или иной функции должны быть оформлены либо гражданско-правовым, либо трудовым договором. Учредитель, выполняющий функции директора, берет на себя обязательства, однако это происходит вне рамок гражданско-правовых либо трудовых отношений.

2. Полномочия учредителя по управлению юрлицом ограничиваются его правом принимать участие в общем собрании учредителей. Подчеркнем: правом, а не обязанностью. Учредитель, который возлагает на себя функции директора, уже не только наделен правами, но и несет целый ряд обязательств, что переходит в плоскость фактических трудовых отношений. Раз это трудовые отношения — обязательно должна выплачиваться зарплата.

3. Законодательство предусматривает строго определенные формы ведения предпринимательской деятельности: физическое лицо — предприниматель либо юридическое лицо, которое, в частности, может существовать в организационно-правовой форме хозобщества, фермерского хозяйства, частного предприятия и т. д. Каждая организационно-правовая форма юрлица предполагает определенную организацию управления: в хозяйственных обществах должен быть создан исполнительный орган (директор, дирекция). Исключение законодатель предусматривает только для участников полного общества либо полных участников коммандитного общества, которые могут осуществлять функции исполнительного органа самостоятельно. В других случаях учредитель может выполнять функции исполнительного органа только в качестве наемного лица, как и любой другой субъект.

4. Ведение учета учредителем означает фактическое выполнение им трудовых функций и неправильно считать, что такие функции он выполняет за дивиденды. Дивиденды — пассивный вид дохода, который не зависит от выполнения либо невыполнения учредителем каких-либо действий. За выполнение же трудовых функций законодатель обязывает выплачивать зарплату

 

Какие из аргументов более убедительны — решать читателю. По нашему мнению, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и общества с дополнительной ответственностью работать без исполнительного органа не могут в силу требований законодательства. Поэтому в уставах таких хозобществ не может фигурировать положение, согласно которому общество действует без исполнительного органа. В штате такого хозобщества должна быть должность директора. Однако не будет нарушением, если такая должность будет оставаться вакантной, а функции временно будет исполнять учредитель. Такой учредитель должность директора не занимает, поэтому требования трудового законодательства, в том числе в части оплаты труда, на него не распространяются.

А вот что касается частного предприятия, полного или коммандитного обществ, производственного кооператива, то они могут вести деятельность и без создания исполнительного органа. Иначе говоря, такие юрлица в своих учредительных документах могут прямо оговорить, что они работают без создания исполнительного органа, все текущие вопросы находятся в компетенции общего собрания участников / собственника либо одного из участников, который уполномочен действовать от имени других собственников. При этом решение вопросов общим собранием (оформляется решением общего собрания либо распоряжением собственника) трудовыми отношениями не считается, следовательно — зарплата не платится.

Со своей стороны, предупредим: если юрлицо примет решение о передаче функций директора учредителю, следует внимательно отнестись к оформлению такой передачи.

 

Передача полномочий директора учредителю: правильное оформление

Если юрлицо остановилось на том варианте действий, который предполагает передачу полномочий по ведению деятельности учредителю, то следует:

— оформить соответствующее решение общего собрания учредителей, в котором должен быть пункт о временном возложении на учредителя, на период, пока должность директора остается вакантной, функций по управлению деятельностью общества;

— подать государственному регистратору регистрационную форму № 4, утвержденную приказом Мин-юста от 14.10.11 г. № 3178/5, в которой указать учредителя как лицо, уполномоченное действовать от имени общества без доверенности, в том числе подписывать договоры, а также представлять общество во взаи-моотношениях с третьими лицами (в разделе II формы «Перелік змін до відомостей про юридичну особу, які містяться в Єдиному державному реєстрі юридичних осіб і фізичних осіб — підприємців» следует отметить не пункт «Зміна керівника» або «Зміна відомостей про керівника», а пункти «Зміна фізичних осіб — платників податків, які мають право вчиняти дії від імені юридичної особи без довіреності, у тому числі підписувати договори»);

— подать в банк карточку с образцами подписи учредителя;

— уведомить налоговый орган о том, что соответствующее лицо уполномочено на составление и подачу отчетности. В течение десяти дней с момента внесения госрегистратором изменений нужно подать в орган ГНС регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП с пометкой «Изменения» со сведениями о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юрлица;

— предоставить в центр занятости отчет о наличии вакансий по форме № 3-ПН, утвержденной приказом Минтруда от 19.12.05 г. № 420, указав должность директора в качестве вакантной.

При таком оформлении учредитель сможет подписывать налоговую отчетность, проставляя в ней только свою подпись в графе, предназначенной для подписи руководителя. Расписываться дважды — и за руководителя, и за лицо, ответственное за ведение бухучета, необходимости нет (п.п. 48.5.1 НКУ). Он же будет вести бухучет, что прямо допускает абз. пятый ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете, который гласит: для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно избирает формы его организации, среди которых — самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно собственником либо руководителем предприятия.

 

Директор-учредитель: проблемные ситуации

Даже безупречное оформление передачи полномочий директора учредителю не гарантирует предприятию беспроблемной жизни. Так, к примеру, при получении усиленного сертификата ключа юрлицом и присоединении к Договору ЭЦП от предприятия обязательно потребуют документы, подтверждающие полномочия руководителя заявителя (копию приказа о назначении). Те юрлица, от имени которых действует учредитель, неизбежно сталкиваются с отказами принять вместо приказа о назначении протокол общего собрания, которым на учредителя возложены функции исполнительного органа. Неохотно идут на взаимодействие с учредителем, не занимающим должности руководителя, и некоторые банки, настаивая на том, что представлять предприятие должно лицо, занимающее соответствующую должность, а не просто возложившее на себя выполнение функций руководителя.

Некоторым хозобществам, в которых учредитель берет на себя функции руководителя, приходится преодолевать препятствия еще на этапе госрегистрации. Некоторые госрегистраторы требуют подтвердить наличие директора на регистрируемом предприятии, не соглашаясь с правомерностью того, что директора не будет, а его функции будет исполнять один из учредителей. По нашему мнению, занимая подобную позицию, госрегистратор выходит за пределы предоставленных ему полномочий. Юрлицу должно быть достаточно подать извлечение из протокола учредительного собрания, на котором было принято решение о возложении на учредителя функций исполнительного органа.

Подобным оформлением отношений зачастую недовольны и налоговые органы. Они настаивают на том, что учредитель, выполняющий функции директора, фактически пребывает в трудовых отношениях с предприятием, а значит — должен получать зарплату, с которой должен уплачиваться в бюджет НДФЛ. Словом, их претензии сводятся к тому, что невыплата зарплаты учредителю является способом уклонения от уплаты НДФЛ. К счастью, суды подобную линию рассуждений не считают убедительной (см. постановление Сумского окружного админсуда от 26.03.12 г. по делу № 2а-1870/1072/12// http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/22253167).

 

Документы и сокращения статьи

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.13 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.13 г. № 436-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

ЕБНЗ — Единая база налоговых знаний, размещенная на сайте Миндоходов (www.minrd.gov.ua).

ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше