Темы статей
Выбрать темы

В течение какого времени нужно провести инвентаризацию по требованию миндоходовцев

Редакция БН
Ответы на вопросы

В течение какого времени нужно провести инвентаризацию по требованию миндоходовцев

Во время проведения фактической проверки магазина налоговики предписали провести инвентаризацию товаров. Должны ли мы ее проводить в присутствии проверяющих после окончания времени работы магазина? И что делать, если мы не успеем провести инвентаризацию до окончания проверки?

(г. Запорожье)

 

Мы считаем, что налогоплательщик не обязан «сверхурочно» проводить инвентаризацию по требованию контролеров. Объясним почему.

Согласно п.п. 20.1.9 Налогового кодекса Украины контролирующие органы имеют право требовать во время проведения проверок от налогоплательщиков осуществления инвентаризации проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности.

В случае отказа налогоплательщика (его должностных лиц или лиц, которые осуществляют наличные расчеты) от проведения такой инвентаризации может быть применен административный арест активов.

В отличие от других проверок, длительность фактических проверок установлена в сутках (а не в днях) и не должна превышать 10 суток (пп. 80.9, 82.3 НКУ). Но! Это не означает, что вы должны проводить инвентаризацию сверхурочно.

Просто время проведения фактической проверки «привязано» к режиму работы объекта проверки. Скажем, если магазин работает круглосуточно, то и посетить его миндоходовцы могут даже ночью.

А вот если магазин работает в обычном «дневном» режиме, то и находиться там контролеры могут только в пределах времени его работы. Это подтверждают и сами налоговики. Так, в разъяснении из категории 109.21 БЗ Миндоходов* сказано, что налоговые органы имеют право осуществлять фактические проверки в течение срока, определенного в направлении, в любое время, но в пределах режима работы субъекта хозяйствования.

Если во время проведения проверки инвентаризацию не успеют провести, то можно продлить срок проверки. Это могут сделать по решению (приказу) руководителя органа Миндоходов, который назначил проверку. Продлить проверку налоговики имеют право не более чем на 5 суток. Основаниями для продления срока проверки являются:

1) заявление субъекта хозяйствования (в случае необходимости представления им документов, которые касаются вопросов проверки);

2) сменный режим работы или суммированный учет рабочего времени субъекта хозяйствования и/или его хозяйственных объектов.

Как видим, по первому основанию инициатива о продлении должна исходить от самого субъекта хозяйствования.

Второе основание, по которому инициаторами продления являются проверяющие, касается «особых» ситуаций. В частности, суммированный учет рабочего времени обусловлен либо непрерывностью процесса производства, либо его характером и устанавливается на предприятии по согласованию с профсоюзным комитетом (ст. 61 Кодекса законов о труде Украины).

Если таких «особых» ситуаций нет и налогоплательщик не желает подавать заявление о продлении проверки, то «неуспевшая» инвентаризация может быть закончена уже после проверки.

И даже налоговики, отмечая, что субъект хозяйствования должен провести инвентаризацию по требованию налогового органа до окончания проверки (см. письмо ГНАУ от 26.05.11 г. № 6322/5/23-4016), делают оговорку на сроки, установленные в Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом МФУ от 11.08.94 г. № 69 (далее — Инструкция № 69). То есть при наличии объективных причин инвентаризация до окончания проверки может быть и не закончена.

Важный момент! Результаты проведения инвентаризации желательно по требованию налоговиков предоставить в контролирующий орган. Получив отказ от предоставления документов, налоговики могут посчитать, что инвентаризация проведена не была, и применят административный арест активов. Причем даже некоторые суды становятся на сторону налоговиков и считают такие действия правомерными (см. определение Винницкого апелляционного административного суда от 03.10.13 г. по делу № 802/2268/13-а**). Заметим также, что миндоходовцы не имеют права самостоятельно проводить инвентаризацию, но могут при этом присутствовать (см. п. 11.1 Инструкции № 69, письма МФУ от 02.12.09 г. № 31-21020-04-10/32859, ГНАУ от 25.01.10 г. № 616/6/10-5015/193).

 

Влада КАРПОВА

 

* Несмотря на то что эта консультация имеет пометку «действует до 06.08.11 г.», она не утратила актуальности и сейчас, поскольку в этом вопросе в НКУ ничего не поменялось.

** http://reyestr.court.gov.ua/Review/34043196

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше